Дополнительное образование "Мир мультипликации"

Соловьёва Мария Павловна

     В современном мире все более актуально встает вопрос о развитии личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно мыслить. Навыки 21 века - это метод 4 «К»: коммуникация, креативность, критическое мышление и командная работа. Исходя, из этого современное дошкольное образование ориентирует нас на применение в образовательном процессе наиболее эффективных педагогических технологий, и ставит задачу – создать условия, способствующие развитию ребенка, и раскрытию его творческого потенциала. 

    Но, как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Современный ребенок, информационный «полиглот», живет в век информационных технологий и с рождения находится в активной разнообразной медиа среде. Дети с большим удовольствием играют в мобильные игры, смотрят мультфильмы. Задача педагога – использовать этот интерес, но придать ему «природосообразную» целевую установку, извлечь из этого максимум пользы для развития и становления личности дошкольника. Именно любовь детей к мультфильмам убедила меня использовать жанр мультипликации. И создать новую творческую среду для ребенка, которая будет для него привлекательна, интересна, и даст возможность показать свои знания и умения, мотивируя на получение новых навыков.

   Федеральная образовательная программа дошкольного образования определяет приоритетной «стратегию содействия становлению и развитию предпосылок грамотности».

   На сегодняшний день приоритетом государственной политики в сфере образования становится поддержка и развитие детского технического творчества. Мультстудия позволяет привлечь детей дошкольного возраста в мир техники, заинтересовать их техническим творчеством. Занятия по мультипликации имеют у детей огромный мотивационный успех, поэтому, они оказывают положительный эффект в развитии предпосылок функциональной грамотности дошкольников. 

   Именно мультипликация помогает максимально сблизить интересы взрослого и ребенка, потому как создание фильма - это сложный, многоструктурный процесс. Родители являются активными участниками мультстудии, вместе с детьми создают персонажей, декорации, составляют сценарий, и результат зависит от слаженности в работе всего детско-взрослого творческого коллектива.

   Создавая мультфильмы, дети получают возможность развивать свои художественные таланты через написание сценария, рисование декораций к мультфильмам, изготовление персонажей для съемки в различных техниках, озвучивание анимационных фильмов, и при этом одновременно развивать технические способности через фото и видеосъемку, монтаж мультфильмов, запись звука. 

   В процессе создания мультфильма стираются границы между отдельными видами деятельности. В этом заключается целостность и ценность анимационной педагогики.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА РАЗВИТИЯ № 24»

Консультация для педагогов

«Использование мультипликационных фильмов в работе с дошкольниками»

Соловьева Мария Павловна,

педагог дополнительного образования

Использование мультипликационных фильмов в работе с дошкольниками

Значение художественной литературы для воспитания и развития детей имеет огромное значение. Существуют различные методики чтения художественных произведений, перечислены приемы формирование восприятия произведений, методика беседы по произведению, то есть все то, чтобы облегчить детям процесс слушания и понимания. Умело используя методические приемы, педагоги помогают детям понять внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. Очень важно при этом, что программа определяет перечень произведений для каждой возрастной группы. Но, к большому сожалению, в современном мире все меньше остается места для художественной литературы, наши родители так заняты, что им некогда почитать или рассказать ребенку сказку. Они предпочитают включить телевизор, где показывают «мультики» для детей. И именно персонажи мультфильмов, а не родители, бабушки и дедушки рассказывают малышу о своем представлении о добре и зле, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Мультфильмы могут развивать, а могут подавлять, одни будят воображение, другие закрепощают мышление, одни учат быть добрыми, а другие порождают агрессию.

Все, что малыш видит на экране, для него абсолютно живое и настоящее. Его воображение еще не в состоянии помочь ему домысливать и переосмысливать мультипликационную историю. Пока он может копировать только то, что увидел.

Примерный подбор мультфильмов для совместного просмотра в детском саду

- «Три поросенка» - снятие мнимых неадекватных страхов.

- «Дудочка и кувшинчик» - о трудолюбии

- «Лунтик», «Смешарки» - дружба, взаимопомощь, взаимовыручка, решение различных сложных ситуаций

- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Заяц - хваста», «Что такое хорошо - и что такое плохо?» - воспитание нравственных качеств.

- «Мойдодыр», «Что такое хорошо - и что такое плохо?» - воспитание навыков самообслуживания.

- «Мама для мамонтенка» - дружба, взаимопомощь, взаимовыручка.

- «Бармалей»- что может произойти, если не слушаться родителей.

- «Волк и семеро козлят» - что может произойти, если открывать двери чужим людям.

- «Золушка» - воспитание трудолюбия.





Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА РАЗВИТИЯ № 24»

Консультация для родителей

«Смысловая нагрузка современных мультфильмов»

Соловьева Мария Павловна,

педагог дополнительного образования

Консультация для родителей на тему:

«Смысловая нагрузка современных мультфильмов»

Современные мультипликационные фильмы имеют, важное значение в жизни дошкольника. На сегодняшний день их смысловая нагрузка, диалог героев и аниматорство не соответствует цели и задачам развития ребенка, в частности дошкольного возраста. В связи, с этим как правило возникает необходимость корректировки детских мультфильмов в психолого-педагогической экспертизе. Речь идет об оценке соответствия формы и содержания мультфильмов психологическим особенностям дошкольников.

Можно составить примерный алгоритм классификации признаков мультфильмов не несущих смысловой нагрузки, то есть вредные мультфильмы.

На основе данного алгоритма взрослые могут сориентировать и самостоятельно определить, вреден мультфильм для дошкольника или нет. Наличие одного или нескольких составляющих вредного мультфильма обуславливается тем, чтобы не показывать это мультипликационное кино ребёнку:

Невозможно определить положительного героя мультика. В поведении всех героев прослеживается жестокость. Персонажи мало говорят и больше совершают агрессивные поступки, калечат друг друга, причиняют вред и при этом злорадно смеются.

Негативное поведение героев в сюжетной линии не переосмысливается другими персонажами, а остается безнаказанным и ведет к следующим негативным, жестоким действиям. Происходит восхваление жестокости во всех её проявлениях, силы. Данные действия приобретают популярность, получают признание и по сюжету мультфильма, именно благодаря таким агрессивным действиям герои заводят себе новых друзей.

В данном сюжете происходит следующее: опасные ситуации представлены как само собой разумеющееся и побуждающее к исполнению и попытки его повторения в реальной жизни, что естественно является опасным для здоровья и жизни ребёнка.

Зачастую в мультфильме присутствуют ситуации, которые показывают неуважение по отношению к окружающим будь – то природный мир, мир людей или мир неживой природы. Если герой слабый и нуждается в поддержке и помощи, то, к такому персонажу не проявляется толерантность, а окружающие его по сюжету герои высмеивают и издеваются.

Все персонажи, как правило, имеют нестандартную внешность, а именно: «Большая голова, несоразмерные на лице глаза, нос, губы», что является не типичным для облика нормальных людей и сказочных героев, которые должны нести позитив и формировать чувство прекрасного.

Для правильного формирования восприятия у дошкольника, что «хорошо», а что «плохо», необходимо, чтобы положительный персонаж был не только приятным на внешний вид, но и совершаемые им действия можно было классифицировать как пример доброты, толерантности к окружающим. Тогда у ребенка, выработается некий алгоритм, основываясь на который, он будет понимать, кому из героев следует подражать, а какому нет.

Некоторые сюжеты мультфильмов пропагандируют праздный образ жизни, где всё достаётся не трудом, а приобретается лёгкой наживой за счёт того, что отбирается у других более слабых на тот момент персонажей. Формируется идеология «жизнь – непрекращающийся калейдоскоп приятных сюрпризов и подарков». Политика ухода от сложных ситуаций, где требуется подумать, проанализировать ситуацию, сделать выводы, чтобы достигнуть определённых целей. В данных мультфильмах предлагается легкий путь, без труда или даже мошенничеством.

В продукте бесцеремонно высмеиваются и обсуждаются с негативной точки зрения ценностные ориентиры нашего общества (семья, родственные отношения, сострадание и т. д.). Главные персонажи входят в конфликт с близкими для себя людьми, представленные как недалёкие и смешные персонажи, над которыми можно смеяться и глумиться. Восхваляется идеология Я – уникален, и значит мне всё можно. Происходит отказ от традиций семьи, от традиций своего народа. Сюжетная линия построена так, что высмеиваются, жизненные постулаты, всё, что связано с семейным воспитанием ребёнка, а также рождением. Символ материнства представлен неприглядно без уважения и почитания в соответствии с традициями народа.

Таким образом, мультфильмы нужно, отбирать основываясь на таких критериях, как «развивающие мышление, обогащающие словарный запас, дающие познание об окружающем мире, формирующие основы традиций семьи и чувства долга и патриотизма к своей родине» Основополагающим компонентом является обсуждение с детьми, просмотренного в мультфильме. Озвучивать комментарии на нравственную и безнравственную стороны поступков персонажей. Довести до понимания детей в доступной форме с примерами из жизненного опыта, что хорошо, а что плохо и почему.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА РАЗВИТИЯ № 24»

Организация взаимодействия с родителями

по реализации дополнительного общеобразовательной общеразвивающей программы  

«Мир мультипликации»

Соловьева Мария Павловна,

педагог дополнительного образования

Организация взаимодействия с родителями

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей, обладающей, по мнению отечественных и зарубежных психологов, способностью передачи и поддержки присвоения им основ материальной и духовной культуры человечества. Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей – создание в дошкольном учреждении необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Цель: установление партнерских взаимоотношений и сотрудничества детского сада и семьи для успешного развития и реализации личности ребенка.

Формы работы с родителями:

 мастер-класс;

 рекомендации;

 буклеты, памятки;

 конкурсы рисунков;

 анкетирование;

 открытый показ мультфильмов и т.д.

План работы с родителями

Месяц

Содержание

Ответственные

Сентябрь

Анкетирование детей и родителей

Соловьева М.П.,

педагог доп. обр.

Октябрь

Мастер-класс «Знакомство с программой «Мир мультипликации»

Соловьева М.П.,

педагог доп. обр.

Ноябрь

Фотоотчет «В стране мультфильмов»

Соловьева М.П.,

педагог доп. обр.

Декабрь

Выставка рисунков и поделок  «Мой любимый мультипликационный герой»

Соловьева М.П.,

педагог доп. обр.

Январь

Фотоотчет «Создаем мультфильм своими руками».

Соловьева М.П.,

педагог доп. обр.

Февраль

Памятки с подбором рекомендованных мультфильмов для детей

Соловьева М.П.,

педагог доп. обр.

Март

Фотоотчет «Мы работаем в команде»

Соловьева М.П.,

педагог доп. обр.

Апрель

Фотоотчет «Мы - мультипликаторы»

Соловьева М.П.,

педагог доп. обр.

Май

Итоговая презентация о проделанной работе мультипликационной студии. Открытый показ

Соловьева М.П.,

педагог доп. обр.





Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА РАЗВИТИЯ № 24»

Рекомендации для родителей

«Мультфильмы для детей»

Соловьева Мария Павловна,

педагог дополнительного образования

Рекомендации для родителей

при просмотре мультфильмов дошкольниками

Во-первых, следует отказаться от показа телевизионных передач и мультфильмов детям младше двух лет.

Общение с голубым экраном не должно превышать 1,5 часов в день.

Целесообразно ограничить просмотр телевизора ребёнком после перенесения тяжелой болезни, малышам с нарушениями центральной нервной системы, а также детям, пережившим стресс, невротически ослабленным, впечатлительным и внушаемым.

Во-вторых, при выборе детской телепередачи или мультфильма родителям надо быть в десять раз осторожней, чем при выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее.

С детьми нужно обязательно обсуждать содержание просмотренных фильмов, через воспроизведение последовательности событий у ребёнка складывается более ясная и цельная картинка происходящего.

Не надо «перекармливать» детей никакими мультфильмами — хороший мультфильм должен быть наградой, праздником.

В-третьих, никакой мультфильм не заменит живого общения ребёнка с взрослым, в котором он так нуждается. Давайте отложим дела, и уделим малышу немного нашего внимания!

Список мультфильмов,

рекомендованных для просмотра дошкольниками

1. Первая мультступенька (для детей от 2 до 3 лет):

 «В лесной чаще», 1954;

«Винни-Пух и все, все, все…»1970х годов;

«Грибок-теремок», 1958;

«Дед Мороз серый волк», 1971;

 «Дедушка и внучек», 1950;

«Как львенок и черепаха песню пели», 1976;

«Кем быть», 1948;

«Кораблик», 1956;

«Котенок по имени Гав», 1976-1982

 «Мама для мамонтенка», 1981;

 «Машенькин концерт», 1949;

«Мешок яблок», 1974;

 «Мойдодыр», 1954;

«Палочка-выручалочка», 1962;

«Паровозик из Ромашкова», 1967.

«Песенка мышонка», 1967.

«Снеговик-почтовик», 1955;

 «Соломенный бычок», 1954;

 «Три мешка хитростей», 1954;

«Умка», 1969.

 «Храбрый олененок», 1957;

«Чудесный колокольчик», 1949;

Вторая мультступенька (для детей от 3 до 5 лет):

 «Бременские музыканты», 1969.

 «Варежка», кукольный, 1967;

«Гадкий утенок», 1956.

«Карлсон вернулся», 1970;

«Клад», 1984

 «Кто сказал мяу», кукольный, 1962

«Малыш и Карлсон», 1968,

 «Маугли», 1973 (5 частей);

«Необыкновенный матч», 1955,

 «По дороге с облаками», 1984

 «По следам бременских музыкантов», 1973.

 «Подарок для слона», 1984;

«Приключения Хомы», 1978 ,

«Раз горох, два горох», 1981;

 «Старые знакомые», 1956;

«Топчумба», кукольный, 1980;

«Трям! Здравствуйте!», 1980.

 «Ушастик и его друзья», 1979-1982.

«Цветик-семицветик», 1948.

мультсериал «Смешарики»;

По мотивам сказки В.Катаева;

серия «Обезьянки»: «Гирлянда из малышей», «Как обезьянки обедали» и другие, 1980-90х годов;

 серия фильмов «38 попугаев», 1976-1991;

 серия фильмов «Трое из Простоквашино», 1978-1984;

 Экранизация сказки Г.-Х. Андерсена;

3.Третья мультступенька (для детей от 5 лет) 

 «Приключения Буратино», 1959. Экранизация сказки А. Толстого;

 «Дюймовочка», 1964. Экранизация сказки Г.-Х. Андерсена;

 «Снегурочка», 1952. По мотивам пьесы А. Островского;

 «Двенадцать месяцев», 1956. По пьесе-сказке С. Маршака;

«Снежная королева», 1957. Экранизация сказки Г.Х. Андерсена;

 «Царевна-лягушка», 1954. По мотивам русской народной сказки;

«Тайна третьей планеты», 1981. По мотивам повести К. Булычева «Путешествие Алисы»;

4. Четвертая мультступенька (для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста)

«Барби и Лебединое озеро»

«Барби и Щелкунчик»,

 «Король лев»,

 «Красавица и чудовище»;

«Ну, погоди!», 1989-1993;

«Принцесса-Лебедь»,

«Русалочка»,

 Гуффи

Дональд Дак.

Микки Маус,

пес Плуто,

Сказки Уолта Диснея:

Том и Джерри,


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА РАЗВИТИЯ № 24»

ПРИНЯТА:

на Педагогическом совете МБОУ «Школа развития № 24» протокол №

от «30» августа 2023г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ

«Школа развития № 24»

Н.Н.Кривошеева Приказ № 544

от «30» августа 2023г.

Дополнительная

общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности

«Мир мультипликации» (стартовый уровень) на 2023-2024 учебный год

Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации: 1 год

Соловьёва Мария Павловна, воспитатель

г.Нефтеюганск, 2023

Содержание

Стр

Пояснительная записка

3

Нормативно-правовое обеспечение

3

Требования        к        квалификации        педагога        дополнительного  

образования

4

Уровень программы

4

Направленность программы

4

Актуальность программы

5

Новизна программы

5

Цель программы

6

Задачи программы

6

Адресат программы

6

Условия реализации программы

6

Сроки реализации программы

7

Режим занятий

7

Формы занятий

7

Планируемые результаты

8

Периодичность оценки результатов и способы определения их

результативности

9

Учебный план

10

Календарный учебный график

11

Содержание

12

Педагогические методики и технологии

19

Методы и приемы

20

Дидактическое и техническое обеспечение

21

Список литературы

22

Приложение

23

Пояснительная записка

Со способности удивляться, видеть удивительное в обычных, казалось бы, вещах начинается творчество. Оно находит свое воплощение в искусстве. Искусство - это художественно-эстетическая деятельность человека, направленная на отображение образов окружающего мира посредством слова, звука, изображения.

Современному обществу необходим активный, инициативный, креативно мыслящий и доброжелательный гражданин. Дошкольное детство представляет собой важнейший период в становлении личности, которое должно быть освещено творчеством, а, следовательно, искусством. В поисках методов, способствующих развитию творческого мышления ребенка, я обратилась к мультипликации.

Нормативно-правовое обеспечение

Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии:

  • Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204

«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (в ред. от 21.07.2020) Национальный проект «Образование», Федеральные проекты «Современная школа» и «Успех каждого ребенка»;

  • Статьей 12 Федерального Закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Концепцией развития дополнительного образования в РФ до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р;
  • Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.;
  • Приказом Минпросвещения России от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09- 3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые);
  • Письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. №06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3628-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Государственной программой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования», утверждённой постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от 31.10.2021

№ 468-п;

  • Концепцией персонифицированного финансирования системы дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 04.06.2016 №1224 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в ХМАО-Югре» (с изменениями от 12.08.2022 № 10-П-1692, 23.08.2022 №10-П-1765).

Квалификация педагога дополнительного образования - Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения, секции, студии без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу.

Уровень программы - стартовый. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

Направленность программы:

Техническая направленность.

Актуальность программы:

Актуальность программы «Мир мультипликации», заключается в том, что современный дошкольник привык к кинематографу и мультипликации, создание иллюзии движения не воспринимается им как чудо. Создавая вместе с детьми мультфильмы, взрослые могут вернуть им ощущение свежести восприятия самого факта движущегося изображения. Мультипликация представляет собой сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении областей нескольких видов искусства. Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников.

Помимо интереса мультфильм имеет прекрасные возможности для интеграции различных видов деятельности детей (игра, рисование, лепка, аппликация, чтение художественной литературы, сочинение историй, музыкально творчество, драматизация и пр.), способствующих созданию творческого продукта, который смог бы иметь большую социальную значимость в рамках дошкольного образовательного учреждения и за его пределами.

Разные виды изобразительного искусства: рисунок, живопись, лепка, дизайн и декоративно-прикладное творчество – сосуществуют в мультипликации на равных. А сам процесс создания мультфильма включает

занятия литературные, музыкальные, актерские, режиссерские, операторские, которые помогают создавать изобразительные образы и вносят в них новый смысл.

Кроме того, занимаясь различными видами деятельности, осваивая новые материалы и техники, дети нацелены на конкретный результат, представляя, для чего они рисуют, лепят, мастерят. И то, и другое является наиболее благоприятными условиями для развития творчества.

Создавая героев мультипликационного фильма и декорации: из пластилина, делая аппликации, вырезая силуэты, рисуя красками, фломастерами, мягкими материалами, ребята изучают свойства и технические возможности художественных материалов.

Создание анимационных фильмов в детском саду решает ряд образовательных задач, раскрывает творческий потенциал дошкольников, развивает мышление, воображение. Искусство анимации развивает творческую мысль, формирует умение оригинальной подачи видения окружающего мира.

Мультипликация – это групповой творческий процесс. Как и во взрослой команде мультипликаторов, дети знакомятся с разными техниками, пробуют разные функции: режиссёра, оператора, сценариста, художника- мультипликатора.

В процессе создания мультфильма происходит распределение функций и ролей между участниками в соответствии с теми работами, которые необходимо выполнить, а именно: написание текста сценария, выбор музыки, озвучивание. Качественная подготовка литературно-художественной части является залогом успешности будущей работы, поэтому при планировании данной деятельности выделено достаточно времени на разработку предварительного сценария и подготовку художественного оформления. Завершается данная работа просмотром и обсуждением готовых результатов, что является необходимым шагом к созданию новых работ.

Программа позволяет осуществлять проектный подход при создании анимационных фильмов, а также использовать в работе интеграцию разнообразных видов деятельности детей: двигательную, игровую, продуктивную, коммуникативную, трудовую, познавательно- исследовательскую, музыкально-художественную, а также чтение художественной литературы.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с учетом возрастных и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста.

Новизна:

Особенностью предоставленной образовательной программы считается то, что знания и умения, которые получают обучающиеся, о мультипликации (анимации), как одним из любимых жанров у детей.

Создание мультфильмов является своего рода искусством, поэтому аспект учебно-воспитательного процесса в данной программе выступает как открытие внутреннего мира автора мультфильма - ребенка сверстникам, родителям (широкому зрителю); оказание ему помощи в следовании за авторской мыслью; умению справится с переживаниями определенных эмоций при создании мультфильма. А он выступает как самый насыщенный возможностями вид деятельности, способный научить детей ясно, подробно и доходчиво самовыражаться.

Цель программы:

Создание условий для формирования у обучающихся навыков создания короткометражных рисованных, пластилиновых мультфильмов.

Задачи программы: Образовательные:

  • познакомить детей с историей возникновения, видами мультипликации, а также понятиями: анимация, съемка, сценарий, кадр, титры;
  • познакомить с технологией создания мультипликационного фильма, расширить знания детей о таких профессиях, как сценарист, художник- аниматор, оператор съемки, звукооператор;
  • познакомить детей с процессом фотосъемки.
  • обучить основам изобразительной грамоты (лепки) и формировать художественные знания, умения и навыки;
  • формировать определенные навыки и умения и закреплять их в анимационной деятельности;
  • обучить различным видам анимационной деятельности с применением различных художественных материалов.
  • научить владеть простейшими навыками работы с фотоаппаратом и компьютером;
  • обучить различным видам анимационной деятельности с применением различных художественных материалов.

Развивающие:

  • развивать        художественно-творческие,        индивидуально-выраженные способности ребенка;
  • развивать        художественно-эстетический        вкус,        фантазию, сообразительность, логическое мышление и пространственное воображение. Воспитательные:
  • воспитывать нравственные качества личности ребенка, эмоционально- эстетическое восприятие окружающего мира;
  • воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
  • формировать этические нормы в межличностном общении.

Адресат программы:

Данная программа рассчитана на обучающихся 6-7лет, группа до 12 человек. Старший        дошкольный        возраст        — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе.

Особенности набора обучающихся – особых условий нет.

Возрастные особенности детей 6-7 лет

Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение. Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Форма обучения: очная.

Формы организации деятельности:

Занятия проводятся в групповой форме. Состав группы постоянный. Набор детей - свободный. Основной формой работы являются учебно- познавательные и практические занятия. Отчет о работе проходит в форме открытых занятий.

Сроки реализации программы

срок реализации программы - 7 месяцев (29 часов).

Режим занятий

Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 академическому часу.

Расписание:

Вторник: 15.30-16.00

Продолжительность занятий

Для воспитанников для воспитанников 6-7 лет-30 минут.

Формы занятий – групповая, количество обучающихся в группе от 10 до 15 человек.

Планируемые результаты:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • историю возникновения, виды мультипликации с технологией создания мультипликационного фильма;
  • такие профессии, как сценарист, художник-аниматор, оператор съемки, звукооператор;
  • процесс фотосъемки;
  • способы экспериментирования и преобразования объектов;
  • основы изобразительной грамоты (лепки), художественные знания, умения и навыки;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • передавать        объем        и        движение        через        применение        техники перекладывания;
  • комбинировать        различные        приемы        работы        для        достижения поставленной художественно – творческой задачи;
  • применять        различные        художественные        материалы        с        учетом        вида анимационной деятельности;
  • владеть        простейшими        навыками        работы        с        фотоаппаратом        и компьютером;
  • проявлять        художественно        –        эстетический        вкус,        фантазию, изобретательность, логическое мышление и пространственное воображение;
  • различные виды анимационной деятельности с применением различных художественных материалов.

Периодичность        оценки        результатов        и        способы        определения        их результативности

Результаты образовательной деятельности учащихся отслеживаются путём проведения начальной и итоговой диагностики.

Начальная - проводится в течение первых двух-трёх недель с момента зачисления воспитанника в группу.

Цель – выявление стартовых и индивидуальных возможностей.

Методы        проведения:        индивидуальное        собеседование,        анкетирование, тестирование, наблюдение.

Итоговая - проводится в конце обучения.

Цель - подведение итогов освоения образовательной программы.

Методы        проведения:        индивидуальное        собеседование,        анкетирование, тестирование, наблюдение.

Учебный план

п/п

Название раздела

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

Опрос, наблюдение

1.

Теоретические        основы мультипликации

2

1

1

2.

«Создание мультипликации на бумаге»

12

3

9

3.

«Пластилиновая анимация»

10

2

8

4.

«Участие в мероприятиях различного уровня с привлечением родителей»

4

4

Итого:

28

6

22

Календарный учебный график 2023-2024 учебный год

Дата

Тема

Раздел 1

Теория

Практика

1.

03.10.2023

«Вводное занятие». «Немного из истории анимации».

Введение в образовательную программу. Диагностика уровня знаний детей. Условия безопасной работы. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с видами анимации и этапами создания мультфильмов.

Игровые        технологии        на сплочение коллектива.

«Теоретические        основы мультипликации»

Раздел 2 «Создание мультипликации на бумаге»

2.

10.10.2023

Выбор сюжета и сценария для нового мультфильма из предложенных сказок и музыкальных композиций.

Обсуждение        сценария,

декораций и героев.

Написание сюжета.

«Операции с предметами».

3.

17.10.2023

Закрепление операций за рабочими пара с пошаговым действием.

Изготовление        из        бумаги декораций, героев сказки.

«Проработка        сценария        с изготовленными персонажами».

Распределение ролей.

4.

24.10.2023

работа        по        сценарию        с участием персонажей.

«Работа        с        фотоаппаратом.

Создание анимации на бумаге».

5.

31.10.2023

Знакомство с процессом цветной

цифровой        фотосъемки        и покадровой съемки сюжета

Покадровая        сьемка        сюжета мультфильма.

6.

07.11.2023

Знакомство с операциями фильма: создание, открытие, сохранение,        удаление, перемещение по кадрам, сохранение и просмотр фильма как любого видеофильма, выход

из программы.

Знакомство с Windows Movie Maker».

7.

14.11.2023

Озвучивание        и        создание

мультфильма.

Знакомство  с  Windows  Movie

Maker

8.

21.11.2023

Озвучивание        и        создание

мультфильма.

Знакомство  с  Windows  Movie

Maker

9.

28.11.2023

Создание                целостного мультфильма. Монтаж самого фильма        осуществляет руководитель

Знакомство с Windows Movie Maker

10.

05.12.2023

11.

12.12.2023

12.

19.12.2023

13.

26.12.2023

14.

09.01.2024

15.

16.01.2024

Презентация        проекта (мультфильма).

Выпуск        анимационного фильма, показ в группах и размещение  на  официальном

сайте.

Раздел 3 «Пластилиновая анимация» сказка «Колобок»

16.

23.01.2024

Обсуждение        сценария.

Распределение ролей.

Совместное                обсуждение сценария.        Распределение обязанностей и закрепление героев за рабочей парой.

Изготовление        героев        и

декорации.

17.

30.01.2024

Работа с пластилином. Использование        различных приемов    лепки.    Передача

характера, образа.

Групповая и индивидуальная работа по созданию героев и декораций. Покадровая съемка

сюжета.

18.

6.02.2024

19.

13.02.2024

Знакомство с фотоаппаратом. Правила фотосъемки. Практика: Покадровая съемка действий.

Озвучивание и создание простейшего мультфильма.

Монтаж фильма, озвучивание персонажей, наложение голоса. Выпуск анимационного фильма.

20.

20.02.2024

Презентация        проекта (мультфильма).

Выпуск        анимационного фильма, показ в группах и размещение  на  официальном

сайте.

Раздел 4 «Кукольная анимация» сказка «Теремок»

21.

27.02.2024

Обсуждение        сценария.

Распределение ролей.

Совместное                обсуждение сценария.        Распределение обязанностей и закрепление героев за рабочей парой.

Изготовление        героев        и

декорации.

22.

05.03.2024

Работа с декорациями и персонажами.        Передача характера, образа.

Групповая и индивидуальная работа по созданию героев и декораций. Покадровая съемка

сюжета.

23.

12.03.2024

24.

19.03.2024

Покадровая съемка действий.

Монтаж фильма, озвучивание

Озвучивание        и        создание мультфильма.

персонажей, наложение голоса. Выпуск анимационного фильма.

25.

26.03.2024

Покадровая съемка действий.

Озвучивание        и        создание мультфильма.

Монтаж фильма, озвучивание персонажей, наложение голоса. Выпуск анимационного фильма.

26.

02.04.2024

Покадровая съемка действий.

Озвучивание        и        создание мультфильма.

Монтаж фильма, озвучивание персонажей, наложение голоса. Выпуск анимационного фильма.

27.

09.04.2024

Презентация        проекта (мультфильма).

Выпуск        анимационного фильма, показ в группах и размещение  на  официальном

сайте.

28.

16.04.2024

Открытый показ для родителей

Раздел 3

29.

23.04.2024

Диагностика

Содержание Алгоритм учебного занятия

Мотивационная часть:

Организационный момент.

Основная часть:

Повторение пройденного материала. Краткий обзор предыдущего занятия: вспомнить тему, основную мысль предыдущей встречи; вывод, сделанный в результате проведенного занятия.

Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию. Введение начинается с повышения интереса у детей к новому материалу, способствующих концентрации внимания и сохранению интереса.

Предлагаемый обучающий материал или информация. Изложение нового материала или информации предлагается обучающимся в форме рассказа, показа. Педагог готовит наглядные пособия и материалы.

Заключительная часть:

Обобщение. Детям предлагается самим дать оценку деятельности. Подвести итог деятельности. Выделить основную главную мысль, заложенную в материале, информации.

Вывод. Советы и рекомендации по практическому применению материала, информации.

Заключение. Подведение итогов, предложение использовать материал, информацию в своей практической творческой деятельности.

Этапы работы в мультстудии

  1. Определение общей идеи мультфильма. В начале каждой темы проводится вводное занятие, на котором дети обсуждают сценарий будущего фильма. Тема, сюжет могут быть предложены как педагогом, так и детьми. Для создания сюжетов ребенку необходимо приобретать знания о входящих в них предметах и явлениях – это способствует развитию познавательных компетенций.

Все мультфильмы, создаваемые в студии, можно условно разделить на 4 группы:

  • экранизация известных произведений;
  • ремейк (обновление, новая версия) мультфильмов;
  • «Старая сказка на новый лад» – переделки известных сказок;
  • фильмы, снятые по сюжетам, придуманными детьми.
  1. Разработка сценария мультфильма. Обсуждение сюжета будущего мультфильма, раскадровка. Придумывание сценария – это развитие речевого творчества, связной речи; воплощение задуманного – это развитие планирующей деятельности дошкольников. В ходе совместной работы над мультфильмом дети рассуждают о последовательности действий, характере

каждого героя, его образе, придумывают диалоги между персонажами. В процессе выстраивания последовательности событий и необходимых действий развивается логика, целеполагание, планирование. Создавая персонаж, ребенок наделяет его особым характером, присваивает ему собственные ценности, или, наоборот, дает герою отрицательные и положительные качества. Действуя согласно придуманному сюжету, ребенок учится анализировать поступки и последствия, учится точно выражать мысли и чувства. Сценарий строится на основе литературного произведения или придуманного специально для мультфильма сюжета. Подробно указываются реплики персонажей, возможные комментарии автора, декорации.

  1. Изготовление героев и декораций для всех сцен фильма. Данному этапу отводится много времени. Дети распределяют, каких персонажей будет каждый изготавливать. При изготовлении героев дети осваивают или закрепляют различные способы декоративно-прикладного искусства. В процессе совместной продуктивной деятельности с детьми проговаривается сценарий, разучиваются этюды, развивается умение с помощью голоса показывать настроение и характер героев.
  2. Покадровая съёмка мультфильма. Очень кропотливый этап работы. При всей кажущейся простоте этой техники детям необходимо постоянно контролировать свои действия: переставлять фигурки персонажей на минимальное расстояние, убирать руки из кадра, делать множество кадров, не смещая фотоаппарат с установленной точки. Каждое маленькое движение снимается фотокамерой или видеокамерой в режиме покадровой съёмки.

Для того чтобы узнать сколько нужно времени на каждое описанное действие необходимо самим проиграть и проговорить весь текст, замеряя время. Зная время, которое длится сцена, можно рассчитать, сколько кадров потребуется снять. В анимационном фильме должно быть 12 кадров в секунду.

Съёмка Первым делом делается 2-3 кадра пустого фона. Потом появляются персонажи. Персонаж появляется от самой границы кадра, двигается приблизительно на 1 см. Расчет времени: обычно 4-6 кадров в секунду.

Соответственно, при скорости 6 кадров в секунду для минуты фильма, нужно сделать 240 фотографий. После съемки 10-15 кадров кадры прокручиваются в просмотровом режиме в быстром темпе, примерно так движение будет выглядеть в мультфильме.

Требования к цифровой видео- или фотокамере:

  • Для фотокамеры достаточно разрешения 1 миллион пикселов.
  • Камера должна поддерживать режим ручной регулировки параметров съёмки.
  • Камеру необходимо прочно и неподвижно установить на штатив. Освещение

Не стоит пользоваться фотовспышкой. Можно использовать настольные лампы.

  1. Монтаж. Соединение кадров в фильм при помощи компьютерной программы. Импортируем отснятый материал в один из видео редакторов Movie maker. Желательно собирать каждую сцену в отдельном проекте и лишь затем объединять собранные сцены в общий проект.
  2. Озвучивание фильма. Вместе с детьми осуществляется подбор музыки, шумовые эффекты, распределяются роли, и озвучивается мультфильм. При работе над музыкальным решением появляется представление о музыкальной композиции, природе звука, музыкальных инструментах. На данном этапе в индивидуальной работе отрабатывается выразительность речи, темп и тембр голоса. Ребёнок приобретает актерские навыки, учится передавать голосом характер и настроение героев. Собранные мультфильмы ставим на временную линию. Подключается микрофон, включается запись на звуковую дорожку. Важно, чтобы произнесённый текст совпадал с движениями персонажей.
  3. Окончательная обработка мультфильма.

  4. Совместный просмотр и презентация совместной работы детям и родителям. Дети со стороны щепетильно и продуманно анализируют себя и других, как исполнителей, как творцов образов героев. Весь результат работы

в конечном итоге направлен на потребность в хорошем отношении со стороны окружающих, желание быть понятым и принятым.

Алгоритм действий для создания мультфильма

  1. Подбор материала для сценария. Можно взять авторское произведение родителей на основе конкурсного отбора.
  2. Выбор анимационной техники.
  3. Изготовление фонов и персонажей. Используется масса для лепки или пластилин, конструктор ЛЕГО, бросовый материал (бусины, бантики и т.д.), или готовые куклы. Фон для новичков лучше брать неподвижный. А затем он может и панорамно двигаться – горизонтально или вертикально. В этом случае персонаж идет, бежит, прыгает, ныряет на одном месте.
  4. Съемка анимационного фильма.
  5. Звуковое оформление, или «озвучивание». Основное средство выражения мыслей и чувств – звучащее слово, – вступая во взаимодействие c изобразительной частью фильма, усиливает его в идейном, художественном плане. Здесь дети проявляют свои актерские способности: выразительно читают авторский текст, придумывают шумовые эффекты. Но новичкам для начала лучше просто наложить мелодию, соответствующую замыслу.
  6. Монтаж фильма (верстка). В работе с детьми эта функция решается педагогом. Перенести отснятые фотографии на компьютер. Разместить снимки, музыкальные композиции, голосовые записи в программе для вёрстки и монтировать фильм.

Раздел 1. Итоговая диагностика

Используемые диагностики для оценки результатов работы кружка

«Мир мультипликации» основаны на диагностических исследованиях проведенных и апробированных в ряде дошкольных организаций, которые дали положительную результативность. Кроме этого в конце «обучения» можно будет получить итоги работы с детьми через следующие формы:

творческие задания, презентация творческих проектов, выпуск анимационных фильмов.

Оценочные материалы:

Эмоциональное состояние ребенка - Методика «Эмоциональный термометр»: детям предлагается оценить свое эмоциональное состояние в различных ситуациях. Например - Как ты себя чувствуешь, когда играешь с ребятами? Как ты себя чувствуешь, когда ты идешь в детский сад? и т.п.

Определение индивидуальных особенностей личности ребенка  -

Методика «Нарисуй человека»: детям предлагается нарисовать человека. Методика позволяет определить индивидуальные особенности ребенка, уровень самооценки, интеллектуальные, творческие способности.

Способность контролировать собственное поведение    -  Методика

«Рене Жиля»: детям предлагается рассмотреть картинки и определить, где он находится и что делает. Позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных взаимоотношений.

Память        - Методика Лурия «Заучивание 10 слов»: детям называют 10 слов и просят воспроизвести все, что он запомнил.

Внимание        -        Корректурная        проба        (Тест        Бурдона):        предлагается внимательно рассмотреть таблицу и вычеркнуть нужный значок.

Развитие мелкой моторики        -        Методика        «Домик»:        позволяет определить уровень развития мелкой моторики, концентрации внимания.

Педагогические методики и технологии

Методы обучения: наглядные, словесные, практические.

Наглядный

  • Демонстрация - объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала
  • Наблюдение - ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний.
  • Показ способов действий, последовательности выполнения.

Словесный

  • Чтение        стихотворений,        сказок,        пословиц,        рассказов,        поговорок, потешек.
  • Беседы        на        представление,        на        проблемные        ситуации,        сравнение, обобщение.
  • Исследование        ситуаций,        предметов,        материалов,        способов обыгрывания.

Практический

  • Экспериментирование - направленно на помощь ребенку приобрести новые знания.
  • Сотрудничества        и        сотворчества        –        направлен        на        активное взаимодействие педагога, ребенка и родителей.
  • Метод проектов - направлен на достижение поставленных целей и задач на занятиях.
  • Игровой – проигрывание игровых ситуаций по заданной теме.

Методическое обеспечение

При реализации данной программы применяются технологии:

  • технология личностно-ориентированного обучения - максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности;
  • групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию;
  • здоровьесберегающие технологии-система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья
  • информационно-коммуникативные технологии- целенаправленная организованная совокупность информационных процессов с использованием средств  вычислительной  техники,  обеспечивающих  высокую  скорость

обработки данных, быстрый поиск информации, рассредоточение данных, доступ к источникам информации независимо от места их расположения.

Материально-технического обеспечение

Для реализации Программы необходимы:

  • видеокамера с функцией покадровой съемки;
  • штатив, на который крепится видеокамера;
  • настольная лампа;
  • компьютер с программой для обработки отснятого материала (монтаж осуществлялся в программе Movie Maker);
  • подборка        музыкальных        произведений        (для        звукового        оформления мультфильма);
  • диктофон и микрофон, подключенный к компьютеру для записи голоса (звуковое решение мультфильма);
  • художественные и иные материалы для создания изображений (бумага, краски, кисти, карандаши, фломастеры, ножницы, проволока и другие).
  • флеш-накопители для записи и хранения материалов;
  • устройство для просмотра мультипликационных фильмов:
  • проектор с экраном или монитор компьютера.

Литература для педагога:

  1. «Анатомия и создание образа персонажа в анимационном фильме» (учебное пособие), Москва, 2005.
  2. «Анимация, как феномен культуры» (материалы Первой Всероссийской научно - практической конференции, 2005), г. Москва.
  3. Бабиченко Д. Н. «Искусство мультипликации». – М.: Искусство, 1964.
  4. Заглада Л. «Дети и мультипликация». // Мир семьи. – 2005. - №11.
  5. Матвеева О. «Мультипликация в детском саду». // Ребенок в детском саду, 2006. - №5
  6. «Мультипликационный фильм», А.А. Волков, Москва, 1974.
  7. «Художники советского мультфильма». – М.: Советский художник, 1978.
  8. Оберемок        С.        М.        «Метод        проектов        в        дошкольном        образовании».        – Новосибирск, 2005.
  9. Хитрук Ф.С. «Профессия – аниматор», Москва, 2008.
  10. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
  11. Велинский Д.В. «Технология процесса производства мультфильмов в технике перекладки» (методическое пособие), Новосибирск, 2008.
  12. Мелик - Пашаев А.А., Новлянская З.Н. «Художник в каждом ребенке»,

«Просвещение», Москва, 2009.

  1. Казакова Р.Г., Мацкевич Ж.В. «Смотрим и рисуем мультфильмы». Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
  2. Красный Ю.Е., Курдюкова Л.И. «Мультфильм руками детей»: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение. 1990.

Литература и источники информации для обучающихся и родителей:

  1. Бабиченко Д. Н. «Искусство мультипликации». М. Искусство, 1964.
  2. Иванов-Вано И. П. «Советское мультипликационное кино». М. Знание, 1962.
  3. Иванов-Вано И. П. «Рисованный фильм». М. 1950.
  4. Красный Ю., Курдюкова Л. «Мультфильм руками детей». М., 1990.

Интернет-ресурсы:

  1. Электронная газета «Интерактивное образование» статья Л.Т.Якубенко (руководителя методического объединения воспитателей Калининского района г. Новосибирск) «Использование мультипликационных фильмов с целью социализации детей в работе воспитателя детского сада», выпуск № 56, декабрь 2014

http://io.nios.ru/articles2/57/10/ispolzovanie-multiplikacionnyh-filmov-s-celyu- socializacii-detey-v-rabote

  1. Мастер-класс для педагогов "Создание мультфильмов вместе с детьми" (Фестиваль        педагогических        идей        «открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/643088
  2. Проект        пластилиновый мультфильм http://www.docme.ru/doc/272791/proekt-plastilinovyj-mul._tfil._m 4.«Пластилиновый мультфильм» (Учитель для коллег и родителей http://uchitel39.ru/tvorchectvo/proekty/proekt-plastilinovyj-multfilm
  1. http://vestnik.yspu.org/releases/uchenue_praktikam/1_1/

Приложение

Методика изучения познавательной активности детей дошкольного возраста

Автор: Т.А. Серебрякова

Цель: Изучать познавательно-вопросительную активность детей в разных условиях пребывания в детском учреждении.

Ход проведения: Вопросы детей фиксируются в различных условиях жизнедеятельности ребенка в дошкольном учреждении.

Обработка данных: Осуществляется по нижеприведенной шкале оценок:

Шкала оценки вопросительных проявлений детей

Группа параметров

Возможные проявления детей

Условный балл

Количественный показатель (количество

заданных вопросов в

течение часа)

Пять и более Четыре три Менее двух

2

Качественный показатель

Содержание вопросительных проявлений: Вопросы-рассуждения

Вопросы, направленные на:

  • установление причинно-следственных связей и зависимостей
  • установление качественных характеристик предметов
  • достижение результата деятельности
  • выяснение названия предмета

5

4

2

1

Цепочки:

  • Из двух-трех вопросов
  • Из одного-двух вопросов
  • Не за фиксировано

2

Познавательная        активность        и самостоятельность при разрешении вопроса

  • Высокая (вступают в активное обсуждение вопроса, наблюдаются речевые проявления по содержанию проблемы)
  • Средняя (эмоционально реагируют на обсуждение взрослыми вопроса, яркие мимические реакции, однословные реплики «да»,

«нет»)

  • Низкая (с интересом слушают взрослого, но сами активность не проявляют

З 2

Показатель,

Наличие эмоциональной реакции на познавательное взаимодействие:

  • Яркие, эмоционально-положительные проявления,        сопровождающиеся мимическими реакциями и возгласами
  • Спокойно слушают ответ взрослого, но ярких эмоций нет
  • Равнодушны к ответу на вопрос

характеризующий

потребность ребенка в

воспитательно-

познавательном

взаимодействии

2

Наличие стремления к получению ответа: -

2

Настойчиво        добиваются        разрешения

поставленной проблемы

1

-        Задают вопрос, но настойчивости в получении ответа не проявляют

-        Задают вопрос ради вопроса, ответа

от взрослого не добиваются

Осмысление полученного ответа:

2

-        Соотносят                        полученную информацию        с        уже         имеющейся,

проговаривают вслух новую информацию

1

-        Воспринимают        ответ        взрослого заинтересованно, но он не стимулирует их

к дальнейшим рассуждениям

-        Ответ выслушивают равнодушно,

последующих вопросов и высказываний

не наблюдается

Наличие        стремления        к        продолжению

2

познавательного взаимодействия со

ВЗРОСЛЫМ:

Наблюдается ряд вопросов по содержанию интересующей ребенка информации

Наблюдается личностное взаимодействие со взрослым.

Стремления        к        последующему

взаимодействию нет

Уровень познавательной активности определяется путем суммирования баллов: высокий

— 26- Ш; средний — 16-10; низкий — до 10.