"Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду"
75-летие Великой Победы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_v_detskom_sadu.docx | 39.77 КБ |
Предварительный просмотр:
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Л.С.Лихачев.
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться.
Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.
К.Д.Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».
Понимая важность этого вопроса, одним из приоритетных направлений ДОУ является работа по нравственно-патриотическому воспитанию, задача включена в годовой план работы.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к своей семье, родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов, является:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городе;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и мы, педагоги, должны довести до сознания детей то, что ведь люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе.
Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности актуальна в настоящее время как никогда, так как она обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: образовательной, в играх, в труде, в быту, в совместной деятельности воспитателя с детьми.
Воспитание патриотических чувств – сложный, длительный, непрерывный процесс, который предусматривает корректировку разработанных мероприятий на последующих этапах работы в зависимости от достигнутых результатов.
Поэтапная работа по данному направлению патриотического воспитания реализуется по следующим направлениям:
1. Методическое сопровождение.
2. Работа с детьми
3. Работа с родителями
4. Работа с социумом.
Каждое из направлений связано между собой и включает в себя:
1. Знакомство с родным городом, его историей.
2. Знакомство с родным краем и Россией.
3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и народа.
4. Знакомство с былинными героями и их подвигами.
5. Знакомство с государственной символикой города, республики, страны.
Методическое сопровождение.
Включает в себя создание предметно – развивающей среды патриотической направленности:
- в холле оборудовали стенды: «Моя страна», «Моя Республика», «Мой город»;
- в группах педагоги подобрали дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос», «Улицами родного города»; изготовили дидактические папки: «Мой город», «Моя семья», «Государственная символика России», «Они сражались за Родину», «Все о космосе», «Служу России»; оформили сюжетно-ролевые игры: «Моя семья», «Армия», «Космос», «На флоте»; подобрали методическую, художественную литературу, через которую дети совершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения в зависимости от возрастной группы.
Организуя работу по патриотическому воспитанию в современных условиях, мы не должны забывать о происходящих событиях.
Работа с кадрами.
Главной целью осуществления методической работы с кадрами по патриотическому воспитанию дошкольников является совершенствование работы дошкольного учреждения по данной проблеме. Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.
В содержание входят следующие направления работы:
- изучение воспитателями методических источников и педагогической периодики, организация работы творческой группы педагогов по патриотическому воспитанию;
- проведение семинаров-практикумов, педсоветов по этой тематике;
- организация работы по разработке перспективного планирования, разработке и реализации образовательных проектов, вовлечению родителей в проведение совместных мероприятий;
- изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта.
Работа с детьми
Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с нравственным, умственным, экологическим, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием.
Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных и сложных задач дошкольного учреждения. Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, а всего лишь зарождается. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта работа должна вестись во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.
Задача педагога:
- отбор объектов, впечатления от которых доступны детям; эпизоды должны привлекать внимание детей, быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, целесообразными, неповторимыми, характерными для данной местности (своя природа, свой быт, ремёсла, традиции);
- отбор сведений и понятий, которые способен усвоить дошкольник (близость расположения, частота посещения, назначение, удобство);
- расширение диапазона объектов для старших дошкольников – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники, символика города; старшие дошкольники должны знать: название города, своей улицы и прилегающей к ней, в честь кого названы;
- огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей;
- привитие детям важных понятий как «долг перед Родиной», «любовь к Отчизне», «ненависть к врагу», «фронтовой и трудовой подвиг»;
- знакомство с другими городами, столицей, символикой государства;
- показ большого через малое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей.
Работа с детьми проводится в нескольких направлениях:
1.Во время проведения образовательной деятельности.
В детском саду воспитатели с детьми постоянно любовались и восхищались:
- красивыми природными явлениями, предметами рукотворного мира, добрыми поступками людей, необычной архитектурой строений;
- героями, желание быть похожими на людей смелых, таких, которые рискуют жизнью во имя спасения товарищей.
Создавали условия, чтобы полученные представления, свои чувства по поводу увиденного и услышанного дети отражали в разнообразных видах детской деятельности; для самостоятельного выбора детьми вида деятельности: творческой игры, составления рассказов, изготовления поделок, сочинения загадок, аппликации, лепки, рисования, трудовой деятельности. Дети рисовали на темы: «Во дворе», «Наша армия», «День Победы», делали коллективную аппликацию «Город будущего», «Машины едут по улице», «Мы отдыхаем», конструировали на темы «Наш садик и участок».
Создавали ситуации, чтобы дети могли поделиться своими впечатлениями с окружающими людьми (дети выступали перед малышами, родителями, гостями). Старались так организовать деятельность детей, чтобы у них появилась необходимость лучше узнать окружающих людей и себя. Приглашали родителей, гостей для беседы с детьми (родителей на занятия с детьми по знакомству с трудом взрослых; родственников детей, ветеранов Великой отечественной войны - на познавательные занятия).
При знакомстве детей с трудом взрослых старались выбрать объекты, которые способствуют формированию у детей положительного отношения к труду и наиболее ярко раскрывают качества людей. Например, труд строителя, милиционера и других. Знакомство детей с любой профессией дает возможность показать детям значение каждого вида труда для всех людей города.
Рассказы, беседы на тему, чем прославились в нашем городе, в детском саду родители детей. Мамы помогли помыть и заклеить окна, принесли рассаду для цветов и саженцы, а потом все вместе посадили на территории детского сада. Чья-то мама помогла сшить костюмы, папа привез пиломатериал, а все вместе папы сделали горку, машину, домик. У детей возникает чувство радости, чувство уважения к родителям, присутствует желание подражать доброму делу родителей. Они начинают уважать труд своих родителей, стараются беречь то, что сделано близкими людьми.
Связь воспитателя со специалистами:
- логопед разучивает с детьми потешки, приговорки, народные шуточные стишки, скороговорки, показывает богатство и красоту родного языка;
- музыкальный руководитель проводит фольклорные и патриотические праздники, знакомит с народной музыкой;
- инструктор по физической культуре проводит подвижные игры разных народов нашей страны.
В понедельник – обязательные беседы «Как прошли выходные?» - воспитание привязанности и любви к семье. В другие дни: «Кому требуется помощь и как её осуществить?», «Какие новые стихи или рассказы российских писателей ты услышал?», цель: воспитание через художественное слово.
Использовались следующие формы работы с детьми:
«Фантазирование» (город будущего; если бы я стал мэром города, волшебником, строителем и так далее); «Академия детских идей» (создавали макеты, планы, коллажи и другое).
Цель этих форм работы – создание условий для отражения детьми полученных знаний и представлений в разнообразных видах детской деятельности.
2. Во время проведения праздников.
В настоящее время определён основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в нашем детском саду:
- народные и фольклорные праздники - Масленица, День Земли;
- государственно-гражданские праздники - День защитника Отечества, День Победы, Новый год, День знаний, День города, День Космонавтики;
- международные праздники - День матери, Международный женский день, День защиты детей;
- православные праздники - Рождество Христово, Пасха;
- бытовые и семейные праздники - дни рождения, выпуск в школу, капустники.
Праздники всегда сопровождаются хорошей музыкой, новым оформлением не только зала, а также мордовской избы, улицы, своих прогулочных веранд, сопровождаются интересной сюжетной игрой, различными сюрпризами.
Ежегодно принимаем участие в районных мероприятиях, различных городских конкурсах: конкурс чтецов «Алая гвоздика», «День космонавтики», «Пасхальный звон», к выводу войск из Афганистана, «Дорожный калейдоскоп» и другие.
Духовно-нравственное воспитание.
Православные праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами - это источник познания народной мудрости, души, традиции уклада жизни нашего народа. По мнению русского педагога ХІХ века К.Д.Ушинского «…для ребёнка светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни».
Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием.
Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью - «Ярмарка»; зимой - «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества». «Масленица»; весной - Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица). Дети вместе с взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.
Ни один православный праздник у нас не проходит без приглашения духовенства, рассказывающие детям о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Чтобы дети знали свою историю, почитали наши праздники, знали обычаи и традиции своих предков, коллектив детского сада устраивает встречи с пожилыми людьми: «День пожилого человека», «Как молоды мы были».
Экскурсионные маршруты: в музей, в библиотеку, к школе, к проезжей части дороги привлекают внимание детей к объектам города, которые расположены на ближайших улицах. Нам повезло в этом плане, детский сад находится в центре города.
Существует у нас традиция: накануне великого праздника Победы, вывода войск из Афганистана с детьми старших и подготовительной групп ходим к вечному огню, на аллею славы, чтобы поклониться и возложить цветы в знак благодарности погибшим воинам. Посещение ветеранов, где дети с огромным интересом слушают рассказы о войне, рассматривают фотографии, ордена и медали. Изготавливают вместе с детьми подарки малышам, сотрудникам детского сада, родителям, гостям группы, ветеранам Великой Отечественной войны. После таких мероприятий появляется много интересных рассказов, рисунков и детских игр.
Нравственное формирование личности происходит, прежде всего, в процессе деятельности, в результате которой возникают коллективные отношения между людьми. В труде и в учении развиваются физические и духовные силы человека, формируется чувство долга и ответственности за порученное дело, за успехи коллектива и свои личные, крепнет воля, складывается характер. В игре как бы моделируются сложные жизненные ситуации, которые требуют определенной линии поведения спортсменов, взаимопонимания, товарищеских отношений, взаимовыручки.
Работа по патриотическому воспитанию проводится и через дополнительное образование, кружковую деятельность.
В кружке «Юный друг кадета», названного в честь знаменитого флотоводца адмирала Ф.Ф. Ушакова, в прошлом тоже кадета, имевшего свои корни в Мордовии, дети знакомятся с историей кадетского движения, биографией русского флотоводца Ф.Ф. Ушакова, изучают историю и природу родного края, ее национальную символику, обсуждают примеры поведения кадетов в повседневной жизни и в строю, знакомятся с боевой славой русского народа, посещают музей, совершают экскурсии в библиотеку, к историческим и культурным памятникам, встречаются с ветеранами и участниками ВОВ. Также занимаются строевой подготовкой, знакомятся с элементарными правилами оказания первой медицинской помощи, с репертуаром патриотического содержания: гимном кадетов, гимном России и Мордовии; разучивают песни для дальнейшего исполнения в строю, танец – «Кадетский вальс». Немаловажную роль в воспитании патриотических чувств играет сотрудничество наших кадетов с кадетами «Ковылкинской СОШ им. М. Г. Гуреева». Грандиозным событием для наших воспитанников было посвящение в ряды юных кадетов. Дошкольники в свою очередь приняли участие в посвящении в кадеты курсантов школы, где обратились к ним с приветственными словами. Приятно было осознавать, что среди кадетов школы много бывших выпускников нашего детского сада. Детский сад сотрудничает с воинской частью №04059, расположенной в нашем городе. Неоднократно военнослужащие, среди которых есть и родители наших воспитанников, принимали участие в мероприятиях детского сада «День защитников Отечества», «День Победы», «Посвящение в юные друзья кадетов» и другие. Военнослужащими была организована выставка предметов обмундирования Российского солдата, приуроченная ко Дню Победы.
В кружке «Мокшаночка» дети знакомятся с играми, традициями, костюмами народов, живущих в нашей республике Мордовии, разучивают песни, игры. Мордовский край представлен моделью «Мордовской избы», предметами быта, одежды (это печь, сундуки, посуда).
Работа с родителями.
Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, консультации), мы поставили цель – вовлечь их в процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах, конкурсах). Поэтому предметом особого разговора с родителями должно быть обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе), к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи.
Традиционными стало проведение конкурсов на лучшую зимнюю и летнюю площадки, где родители совместными усилиями создают для своих детей снежные постройки, строят горки, помогают в озеленении территории. Глядя на них, дети и сами стараются вложить свою лепту.
Большое значение имеют семейные экскурсии по микрорайону, городу, посещение с родителями отдельных помещений и предприятий, организация фотовыставок и рисунков детей, Семейные клубы. Ведь семейное изучение своей родословной помогает детям понять, что семья – ячейка общества.
В детском саду применяется метод семейных проектов. Суть его в том, что каждая семья, учитывая свои собственные интересы и приоритеты, изготавливает материл по заранее выбранной теме, таких как: «Моя родословная», «Герб семьи», проведение фотовыставок «Моя семья», «Моя мама самая лучшая». Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов. Родители проявляли активность и заинтересованность к совместной работе.
Живой интерес и удивление родителей вызвал стенд «Ёлочка желаний», где дети каждый на своем новогоднем шарике поделился своей мечтой. А проведение таких мероприятий, как «А ну-ка мамочки!» показал творчество мам в изготовлении костюмов для своих детей, их кулинарные и творческие способности в конкурсе талантов.
Работа с социумом.
Осуществляется тесное взаимодействие:
- с педагогами дополнительного образования из Дворца детского творчества (выставки работ наших детей, участие в конкурсах);
- СОШ № 6 (с кадетским классом, начальными классами, ЮИДовцами), которые частые гости в нашем детском саду;
- Школой искусств;
- ГИБД, воинская часть, МВД позволяют обеспечить планомерную работу по ознакомлению детей с трудом взрослых этих профессий;
- статистикой;
- музеем;
- детской библиотекой;
- Домом культуры;
- духовенством.
Самое главное, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о названии города, его географии, природе, символике, и если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил наш город, Отчизну, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.
Воспитание патриотизма у детей приобретает особое значение в рамках подготовки к празднованию великой даты – 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Мы не должны забывать тех, кто отстоял свободу и независимость нашего народа. Великая Отечественная война, несомненно, является самым ярким примером проявления героизма и патриотизма русских людей. Пусть для нас и наших детей истинная любовь к своей Родине будет самым главным ориентиром, а Великая Победа навсегда останется символом ратной доблести и духовного величия!