Страничка для воспитателей
Консультация является одной из традиционных форм методической работы с педагогами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Влияние устного народного творчества на развитии речи детей» | 17.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
«Влияние устного народного творчества на развитии речи детей»
Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому. Невозможно представить себе нашу жизнь без речи, без звучащего слова. Именно благодаря речи мы общаемся между собой, регулируем свое поведение и деятельность. Огромную роль речь играет в жизни наших детей. Именно благодаря речи, ребенок развивается целостно и всесторонне, потому что она является основным средством общения. Речь привлекает внимание ребенка к предметам и действиям. При недостатке общения речь ребенка не развивается, он может вырасти замкнутым.
Огромное значение на развитие речи ребенка влияют произведения устного народного творчества. Это целая система поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Потешки, пословицы и поговорки, загадки, прибаутки, русские народные сказки, песенки - все это богатство русского языка. Они таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речи детей, побуждают к речевой активности, к познавательной и творческой деятельностиВслушиваясь в образность и певучесть русского языка, дети, начиная с раннего возраста, учатся грамотному русскому языку, приучаются к красоте и самобытности русских слов. Напевность, ритмичность и звучность произведений устного народного творчества вызывают желание запомнить и повторить услышанное, что способствует развитию разговорной речи. По средствам устного народного творчества, дети познают окружающий мир, при этом усваивая словесные и образные обозначения предметов и явлений, их связи и отношения.
Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся окрашивать свою речь, ярко и четко выражать свои мысли и чувства, развивают умение творчески употребить слово, образно описывать предметы, давая им яркие описания.
Народные потешки представляют собой прекрасный речевой материал. Их начинают применять уже на втором году жизни, когда у ребенка уже имеется первичный словарь. Эти произведения русского фольклора используются при одевании, кормлении, укладывания спать, в процессе игровой деятельности. Чтение потешки, в которой произносится имя ребенка, вызывает у него радость и желание ее повторить. Так при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, можно использовать, например, потешку про «заиньку», где однокоренными словами будут слова «зайка-заинька», «серый-серенький». Задорные и зазывные заклички также как и потешки привлекают внимание детей. Они способствуют формированию бережного отношения к природе, умению замечать и называть явления природы, эмоционально их воспринимая. При этом также развивается речь ребенка, окрашиваясь яркими эмоциональными красками. Дети с удовольствием повторяют: «Солнышко – ведрышко», «Дождик-дождик, пуще». С помощью потешки и пестушки развивается фонематический слух, так как они используют звукосочетания-наигрыши, которые повторяются в разном темпе несколько раз с различной интонацией и на мотив народной мелодии. Все это позволяет ребенку почувствовать и осознать красоту русского языка. Сменяют потешки, прибаутки. Это рифмованные выражения шуточного содержания, используются для украшения речи, чтобы развеселить, потешить, рассмешить себя и своих собеседников. Прибаутки напоминают маленькие сказочки в стихах, где дана картина какого-либо яркого события и стремительного действия.
Небылицы – это особый вид песен с шутливым текстом. Они основаны на неправдоподобии и вымысле. Однако тем самым они помогают ребенку утвердить в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой деятельности, укрепляют в нем чувство реальности.
Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, хотя остаются в то же время простой игрой. Этим они и привлекают детей. Скороговорки сочетают однокоренные или созвучные слова: Сшит колпак не по- колпаковски, надо его переколпаковать и перевыколпаковать; на дворе- трава, на траве-дрова.
Считалки тесно связаны с народной игрой. Считалка помогает подготовить и организовать игру, распределить роли, установить очередь для начала игры. Считалка – это рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий со строгим соблюдением ритма.
Интереснейшим жанром устного народного творчества являются загадки. За счет многозначности в загадке некоторых понятий, происходит обогащение детской речи, дети замечают вторичные значения слов, и у них формируется представление о том что такое переносное значение слова. Кроме того, русские народные загадки помогают усваивать звуковой и грамматический строй русской речи. Загадки – полезное упражнение для ума. Разгадывание загадок помогает ребенку в умении обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы, развивает умение четко выделять более выразительные и характерные признаки предмета или явления.
В более старшем дошкольном возрасте речь ребенка достигает более высокого уровня, происходит значительное накопление запаса слов. Это происходит зачастую благодаря чтению детям произведений художественно литературы, которая обогащает речь детей, делает ее более красочной и яркой. Среди ряда произведений художественной литературы особое место занимает русская народная сказка. Сказки оказывают огромное воспитательное и обучающее воздействие на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, благодаря ей у детей развиваетсявоображение и мышление. Именно сказки раскрывают перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка, и мы взрослые, читая сказки, оказываем детям реальную помощь. Многие сказки в самом начале содержат «крылатые» повторения выражения, такие как «утро вечера мудренее» или «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и так далее, происходит использование одних и тех же средств поэтического языка-«дремучий лес», «море синее», и ребенок, слушая эти выражения в тексте, делает их достоянием собственной речи. Народная сказка может быть по-настоящему использована для воспитания детей только в том случае, если дети слышат правильную, грамотную, интонационно окрашенную речь взрослого: произношение взрослого должно быть четким, ясным правильным, рассказчик не должен забывать о необходимых паузах и ударениях как внутри предложения, так и между отдельными частями сказки. Сказка является носителем нравственных поучений, которые доступны детям в любом возрасте. По прочтении сказки необходимо провести беседу с детьми, обсуждая сюжет, образы сказочных персонажей, их действия, взаимоотношения и поступки. Рассказывать сказку нужно не один раз. При первом прослушивании впечатления бывают неточны. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребенок все больше вникает в ход событий.
Как отмечал В. А. Сухомлинский, «сказка-это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший этап – инсценирование.» Под впечатлением услышанной сказки у детей возникает естественное желание показать действия героев: как бежала мышка, скакал зайчик, ковылял медведь и показать характерные особенности персонажей интонацией, мимикой, жестами. Играя в сказку, дети чувствуют себя героями, их увлекает очарование вымысла, быстрая смена событий, необычность приключений и обязательная победа добра над злом.
Таким образом, помогая ребенку овладевать языком устного народного творчества, взрослый выполняет задачи воспитания, развития и образования каждого ребенка