Разработка и проведение тематических досугов в ДОУ
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС
«РАЗРАБОТКА И ПРОВЕДЕНИЕ
В ДОУ
ТЕМАТИЧЕСКИХ ДОСУГОВ
ДЛЯ ДЕТЕЙ
ВСЕХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
ЦЕЛЬ: Создание условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающей формирование проектировочной, организаторской, коммуникативной и конструктивной её составляющих, индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в реализации задач опытно-экспериментальной работы.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ: Алгоритм изучения авторской системы педагога-мастера.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ: Обретение нового уровня профессионально-педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий).
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Умение проектировать досуговую деятельность в режиме технологии, презентуемой педагогом-мастером.
ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА: Разработка и проведение мастером литературного досуга «Агния Барто – друг детей», подготовка презентации мастер-класса, подбор методической и художественной литературы, наглядной информации.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Журнал «Управление ДОУ № 4-2009»
- Приложение к журналу «Управление ДОУ» «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике»
- Журнал «Дошкольное воспитание № 6-2009»
- Журнал «Дошкольная педагогика № 3-2008»
СОДЕРЖАНИЕ МАСТЕР-КЛАССА:
1 ЭТАП: ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА МАСТЕРА.
- Краткое обоснование основных идей технологии.
- Описание достижений, обобщенных и рекомендованных к распространению муниципальной методической службой.
- Аргументация результативности деятельности воспитанников, свидетельствующая об эффективности используемой технологии.
- Определение проблем и перспектив дальнейшей опытно-экспериментальной работы.
2 ЭТАП: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ.
- Описание системы досуговой деятельности в режиме представляемой технологии.
- Выделение основных способов работы, которые мастер намерен продемонстрировать аудитории.
3 ЭТАП: ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА.
- Проведение занятия с педагогами ДОУ с демонстрацией наиболее эффективных способов построения работы.
- Выполнение педагогами одновременно двух ролей: реальных учащихся и экспертов, оценивающих демонстрируемые способы и приемы построения досуговой деятельности, предлагаемые мастером.
4 ЭТАП: МОДЕЛИРОВАНИЕ.
- Самостоятельная работа педагогов по проектированию варианта построения досуговой деятельности в рамках предложенной мастером технологии.
- Обсуждение авторских моделей построения досуговой деятельности.
5 ЭТАП: РЕФЛЕКСИЯ.
- Обсуждение результатов совместной работы.
ТЕМА: РАЗРАБОТКА И ПРОВЕДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ДОСУГА « АГНИЯ БАРТО – ДРУГ ДЕТЕЙ»
ЦЕЛЬ: Учить педагогов ДОУ решать социально-нравственные задачи через досуговую деятельность, познакомить с новыми формами проведения досуговой деятельности в ДОУ.
ЗАДАЧИ: Учить комплексно подходить к обучению и развитию детей, развивать коммуникативные способности дошкольников, способствовать социализации детей младшего дошкольного возраста, способствовать раскрытию творческого потенциала воспитанников ДОУ, продолжать формировать нравственные качества дошкольников, приобщать детей к литературному наследию русских поэтов и писателей.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Разработка и проведение литературного досуга «Агния Барто – друг детей».
1 ЭТАП: Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируются все основополагающие составляющие личности. И в тоже время это период, когда ребенок полностью зависит от окружающих его взрослых. Полноценное развитие дошкольников, их умение адаптироваться в социуме, нравственное становление личности во многом определяются эффективностью работы педагогов ДОУ. Возрастающие потребности общества, в том числе и в сфере дошкольных образовательных услуг, побуждают педагогов дошкольного образования к поиску новых идей, исследованию, экспериментированию и, как следствие, накоплению разнообразных инициатив, нововведений и продвижению инноваций.
Представленный сегодня мастер-класс показывает, как классическая форма воспитательно-образовательной деятельности может быть использована для решения целого ряда программных задач в соответствии с современными требованиями к образованию и воспитанию дошкольников.
В современных развивающих программах выделен ряд областей по которым ведется планомерное развитие дошкольников для формирования к семилетнему возрасту определенных качеств личности ребенка. Все эти области взаимосвязаны. Педагоги ДОУ должны стремиться задействовать все формы работы с дошкольниками для реализации данных областей.
При планировании досуговой деятельности в форме общегрупповых мероприятий у педагогов появляется возможность реализации задач сразу по нескольким направлениям образовательных областей (социализация, коммуникация, познание, физическая культура, безопасность и др.) и охватывать все возрастные категории детей.
ПРИМЕР: При проведении досуга «Агния Барто – друг детей» были реализованы следующие образовательные области: социализация (дети разных возрастных групп имели возможность продемонстрировать свои творческие способности перед большой аудиторией, приобрести опыт участия в массовых мероприятиях, получили возможность самореализации и повышения самооценки); коммуникация (дети имели возможность приобрести опыт живого общения, опыт участия в массовом диалоге, закрепить на практике правила общения с детьми разного возраста, в игровой форме закрепить правила культуры поведения, КГН и другие правила поведения); чтение художественной литературы (дети познакомились с художественным наследием детской писательницы, имели возможность обсудить нравственные аспекты представленных произведений, получили эталон высокохудожественного чтения произведений).
Перспективой использования данной технологии при построении системы досуговой деятельности в ДОУ является возможность решать комплексно и в игровой форме задачи реализации всех образовательных областей.
2 ЭТАП: Уважаемые коллеги! Сегодня во время проведения мастер-класса мы вместе постараемся по-новому взглянуть на выбор форм проведения досуговой деятельности, на определение воспитательно-образовательных задач, которые можно решать через досуговую деятельность.
Представленная мною модель проведения досуговой деятельности является базовой для построения досугов тематической направленности. Использование этой модели позволяет с минимальными затратами сил, времени и материальных средств подготовить и провести досуг любой тематической направленности с привлечением к участию в досуге как старших дошкольников так и детей младшего дошкольного возраста. Особо хочется отметить, что дошкольники младшего возраста имеют возможность принимать участие в таких досугах не только как зрители, но и как полноправные участники.
Для построения системы досугов в режиме данной технологии необходимо:
- определить тематику досугов на текущий учебный год.
- определить количество и периодичность проведения досугов.
Для достижения качества реализации образовательных областей через досуговую деятельность в режиме данной технологии необходимо:
- глубокое изучение задач, реализуемых каждой из образовательных областей и взаимосвязь между образовательными областями.
- достаточное обеспечение методической и художественной литературой.
- достаточное обеспечение оборудованием и ТСО.
- готовность педагогов к реализации данного проекта и творческий подход к его реализации.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ
- учет возможностей детей каждой возрастной категории
- подбор и изучение методической и художественной литературы по заданной тематике
- определение возможности использования дидактического оборудования и ТСО
- разработка сценария тематического досуга и определение возможных участников из числа педагогического состава ДОУ
- проведение предварительной работы с детьми всех возрастных групп
- определение даты и времени проведения мероприятия
3 ЭТАП: Уважаемые коллеги! Предлагаю Вам принять участие в создании сценария тематического досуга «Космические приключения», используя вышеизложенные принципы построения досуговой деятельности. Для начала творческой деятельности вам необходимо разделиться на две команды: в каждую команду должны входить по одному педагогу из каждой возрастной группы.
Предлагаю Вашему вниманию подборку методической и художественной литературы, дидактические и наглядные пособия, а также аудио и видеоматериалы по данной тематике. Вам будет дано время на изучение материала, обсуждения плана построения досуга и собственно творческой деятельности. По прошествии данного времени каждая команда должна представить свой вариант проведения тематического досуга, после чего весь коллектив сможет перейти к обсуждению результатов творческой деятельности групп.
ПОСЛЕ ОБЪЯСНЕНИЯ ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИ ПРИСТУПАЮТ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ. По мере необходимости, мастер предлагает свою помощь участникам творческих мастерских.
Предлагаю перейти к представлению результатов совместного творчества. Двум группам был предложен одинаковый материал:
- Книга «Вам строить звездолеты» - научно-художественная литература автора Ю.Колесникова
- Подборка разработок конспектов комплексных занятий и физкультурных развлечений на тему: «Космос»
- Подборка материалов «Юрий Гагарин. Героический полет»
- Подборка тематических бесед о космосе для всех возрастных групп
- Сборник детских стихов «Мы – космонавты»
- Комплекты наглядно-дидактического материала «Мир в картинках. Космос»; Ю.Копейко «В космос» с пояснениями; плакат «Солнечная Система»
- Материалы журнала «Дошкольная педагогика № 3-2008 г.» Цикл статей «Раз комета, два планета»
- Материал журнала «Дошкольное воспитание №6-2009 г.» Статья «Космический спортивный праздник»
- Аудиозаписи песен о космонавтах
- Аудиозаписи «Звуки космоса»
- Видеоматериалы «Первый полет», «Космическое пространство»
- Видеоматериал детского мультипликационного фильма «Тайна Третьей Планеты»
Обсуждение результатов коллективного творчества предлагаю проводить, основываясь на ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕННОЙ ТЕХНОЛОГИИ:
- распределение доли участия детей в соответствии с возрастными возможностями
- качество изучения методической и художественной литературы по заданной тематике, познавательная насыщенность мероприятия
- творческий подход к использованию наглядно-дидактических пособий и ТСО
- адекватность формы построения досуга возрастным особенностям дошкольников, рациональность использования творческого потенциала педагогов
- рациональность построения системы предварительной работы с детьми
- методическая обоснованность выбора даты и времени проведения досуга
Далее идет обсуждение предложенных коллективных работ, выявление достоинств и недостатков, предложение возможных вариантов внесения изменений для достижения наилучших результатов.
4 ЭТАП:
Уважаемые коллеги! Следующим этапом мастер-класса, для закрепления принципов построения досуговой деятельности с использованием данной технологии, предлагаю каждому педагогу самостоятельно составить схему построения досуга на выбранную им тему. Наиболее интересные и познавательные варианты предложенных Вами тем можно будет включить в перспективный план работы на длительный период.
По окончании работы проходит обсуждение результатов самостоятельной творческой деятельности педагогов, выбор наиболее интересных и познавательных проектов досуговой деятельности, возможность внесения отдельных проектов в перспективный план работы ДОУ.
5 ЭТАП:
Далее идет обмен мнениями об эффективности и пользе проведенного мастер-класса, возможности практического применения приобретенных знаний и умений. Обсуждение результатов совместной работы.