Моим коллегам педагогам - библиотекарям.
Буду рада если кому то пригодятся мои работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
библиотечный урок | 255 КБ |
библиотечный урок | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический КВН «Знатоки родной природы»
для учащихся 5-х классов
Цель:
Развитие познавательной деятельности и интереса к животному и растительному миру нашей планеты, формирование бережного и целостного отношения к природе.
Задачи:
- расширить знания учащихся о природе;
- развить у детей фантазию, воображение и интерес к растительному и животному миру;
- вызвать интерес к изучению окружающей нас природе.
Оформление мероприятия:
Оформление книжной выставки «Братья наши меньшие».
Разработать и подготовить закладки-памятки «Берегите природу»
Подготовка карточек с заданиями.
Плакаты с цитатами:
«Природа – единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех страницах». И. Гёте
«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину». М.М. Пришвин
В игре принимает участие три команды ребят – учащихся пятых классов.
Ведущий: Дорогие ребята! Все чаще и чаще мы слышим и произносим слово «экология». Это наука о взаимоотношениях в природе, об отношении к ней человека. Богатства Земли исчерпываются быстрее, чем восстанавливаются. Вполне возможно, что за последние дни с лица Земли исчезло ещё одно животное, ещё одна птица, ещё одно растение. Любовь к Природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, ответственнее, великодушнее. По-настоящему любить природу может лишь тот, кто её знает и понимает, кто её умеет видеть и слышать. А чтобы научиться этому, надо быть очень внимательным и любознательным. Сегодняшняя наша игра призвана научить вас стать таковыми.
Для подведения итогов конкурсных заданий и определения победителя представляется жюри.
Ведущий: Итак, мы начинаем. Прошу капитанов команд выйти на жеребьёвку. Мы определим, какая команда первой начнёт выступление.
Первый конкурс «Визитка» (домашнее задание)
Участники представляют свои команды.
Спасибо командам за выступления. Прошу жюри оценить конкурс «Визитка».
Второй конкурс «Разминка»
Три представителя от каждой команды получают по 3 загадки и дают на них ответы.
Загадки первой команды:
1. Рыбам жить зимой тепло:
крыша - толстое стекло. (Лёд)
2. Он всё время занят делом,
он не может зря идти.
Он идёт и красит белым всё,
что видит на пути. (Снег)
3. Он вошёл - никто не видел,
он сказал - никто не слышал,
Дунул в окна и исчез,
а на окнах вырос лес. (Мороз)
Загадки второй команды:
1. Что за зверь, скажите, братцы,
Может сам в себя забраться? (Норка)
2. Белый на белом написал, где бегал.
Рыжая прочтёт – белого найдёт. (Заяц и лиса)
3. Водяные мастера
Строят дом без топора. (Бобры)
Загадки третьей команды:
1. По земле ходит,
Неба не видит,
Ничего не болит,
А всё стонет. (Свинья)
2. На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
(Кузнечик)
3. В зоопарке верь, не верь
Проживает чудо-зверь.
У него рука во лбу
Так похожа на трубу. (Слон)
Третий конкурс «Кто я?»
Один человек от каждой команды вытягивает по конверту и вместе с командой готовит ответы на вопросы. Сначала вы зачитываете вслух письмо, затем сообщаете свой ответ.
Вопросы, содержащиеся в конвертах:
1.«У меня головка в чёрной шапочке, спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка ярко-жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, ем всё: зёрнышки, крошки хлеба, варёные овощи. Но особенно я люблю несолёное сало. Догадались, кто я?» (синица)
2.«Наша родина - Антарктика. Основную часть жизни мы проводим в море, а для размножения выходим на берег, где образуем большие колонии. Самки несут яйца, а присматривают за яйцами самцы, нося их в своих лапах, чтобы они не касались холодного льда. В самые жестокие морозы мы собираемся в кружок. Кто мы?» (пингвины)
3.«У меня жёлтые надкрылья с чёрными полосами. От врагов я защищаюсь едкой жидкостью с неприятным раздражающим запахом. Люблю лакомиться зеленью томатов, баклажанов, но больше всего люблю картофель. А детки мои – личинки красного цвета – очень прожорливы. Кто я?» (колорадский жук).
Четвертый конкурс капитанов «Узнай животное по описанию»
Капитан каждой команды должен узнать по описанию двух животных. Вопросы вытаскиваются капитанами поочерёдно.
1. Это животное – хищник. Во все времена люди боялись и остерегались его. Он жесток и кровожаден, обладает устрашающим голосом. Он удивительно вынослив: может не есть много дней, не теряя при этом силы. Люди зовут его серым разбойником. Кто это? (Волк)
2. Жизнь этого животного связана с водой. Оно умеет глубоко нырять и долго не показываться на поверхности. В воде ему никто не страшен. Издавна люди уважали это животное за его строительное искусство. Кто это? (Бобр)
3. Это животное известно людям давно, ещё две тысячи лет назад. Его можно увидеть в лесу, в роще, в парке и, совсем рядом с человеком, в саду. Оно бегает, не таясь, шуршит листьями, громко посапывает, а когда ест, громко причмокивает. Почувствовав опасность, сворачивается клубком. Кто это? (Ёж)
4. У этого животного много имён, прозвищ, даже по имени-отчеству его величают. И всё потому, что его все боятся. Этот зверь, несмотря на то, что очень большой, как все маленькие, любит сладенькое: разоряет гнёзда диких пчел, чтобы полакомиться мёдом, летом пугает людей, пришедших в лес за малиной, потому что сам её очень любит. Кто это? (Медведь)
5. У этого зверя два основных способа защиты: маскировка и ноги. Он может развивать скорость до 50 км. в час. Однако он не просто удирает от опасности, а ещё и хитрит, сбивает преследователей со следа. Так что на самом деле он никакой не трус. Кто это? (Заяц)
6. Этого животного величают по имени-отчеству. Главная его черта – хитрость, изворотливость. Кто это? (Лиса)
Пятый конкурс «Будь внимателен»
В течение одной минуты команда смотрит на картину и запоминает, что на ней изображено. Каждой команде задаётся четыре вопроса. Правильный ответ на вопрос приносит команде один балл.
Картина Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом бору» 1. Кто изображён на картине? (Медведи) 2. Сколько всего медведей изображено на картине? (Четыре) 3. Какие деревья нарисованы на картине? (Сосны) 4. Сколько медведей изображено на дереве? (Три) |
Картина Генриэтты Роннер-Книп «Артисты готовы» 1. Какие животные изображены на картине? (Кошка, собака) 2. Какой музыкальный инструмент находится рядом с ними? (Гитара) 3. Какой породы собачка изображена на картине? (Болонка) 4. Какого цвета ткань на переднем плане картины? (Красного)
|
Картина Чарльза Барбера «Необычный концерт» 1. Кто изображён на картине? (Девочка, собака, котёнок) 2. На каком музыкальном инструменте играет девочка? (скрипка) 3. Кто изображён на картине «поющим»? (Собака) 4. Какое украшение на шее у котёнка? (Голубой бантик) |
Шестой конкурс «Пантомимы»
По одному участнику команды вытягивают листок с названием животного, готовятся 1 минуту и с помощью пантомимы изобразить животное, а соперники отгадать это животное.
Седьмой конкурс «Экологические задачи»
Задача для Первой команды:
- Вот и кострище есть. Давайте сделаем здесь костер, - предложил Алик.
- Зачем здесь? Идёмте вот под дерево, там уютнее, - возразили девочки.
Мальчики пошли туда, куда они показали, выкопали яму, а землю кинули подальше, чтобы не мешала.
Что ребята сделали неправильно? Исправьте и объясните их ошибки.
Задача для второй команды:
Ребята вырыли под кустом яму и сложили в неё весь мусор, который остался после их отдыха. А Вадим ходил по поляне с пустой жестяной банкой в поисках чего-либо подходящего, чтобы завернуть банку и положить в рюкзак.
- Чего ты носишься с этой банкой, - услышал он. – Брось её в воду – и дело с концом.
Что ребята сделали неправильно? Исправьте и объясните их ошибки.
Задача для третьей команды:
Петя увидел в лесу гнездо, расположенное невысоко от земли. Ему стало интересно узнать, что в нём находится. Он осторожно заглянул в гнездо. Там были беспомощные птенцы. Очень уж хотелось Пете взять их домой, но он этого не сделал.
Что Петя сделал неправильно, а когда поступил верно? Исправьте и объясните его ошибки.
Девятый конкурс «Блиц-турнир»
За одну минуту каждая команда должна ответить на максимальное количество вопросов. Каждый правильный ответ приносит команде один балл.
Вопросы для первой команды:
1. Название какого растения связано со звоном? (Колокольчик)
2. Какая змея плюётся? (Кобра)
3. Где находится ухо у кузнечика? (На ноге)
4. Как называется плоская морская рыба, у которой глаза расположены на одной стороне туловища? (Камбала)
5. Какого цвета хамелеон? (Разного, в зависимости от освещения, температуры, влажности)
6. Сколько ног у паука? (Восемь)
7. Из цветков, какого дерева получается лучший мёд? (Липа)
8. В какую рыбу можно смотреться как в зеркало? (Зеркальный карп)
9. Какая рыба к старости становится горбатой? (Горбуша)
10. Какую птицу называют крылатым почтальоном? (Голубь)
11. Какая птица умеет считать годы нашей жизни? (Кукушка)
Вопросы для второй команды:
1. Какой страшный зверь любит малину. (Медведь)
2. Чем ловил рыбу старик в известный сказке А.С. Пушкина? (Неводом)
3. Какая рыба помогает нам чистить бутылки? (Ёрш)
4. Какая игра чаще всего заканчивается «рыбой»? (Домино)
5. Какая рыба в праздничные дни надевает «шубу»? (Сельдь)
6. У кого из зверей фамилия Топтыгин? (Медведь)
7. Кто считается царём зверей? (Лев)
8. Какой зверёк приехал из тропического леса в ящике с апельсинами? (Чебурашка)
9. Какой зверь помогает нам переходить дорогу? (Зебра)
10. Кого величают по отчеству Патрикеевна? (Лиса)
11. Как называется маленькая лошадь? (Пони)
Вопросы для третьей команды:
1. Какой зверь в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)
2. Какая птица приносит младенцев? (Аист)
3. Какая птица является государственным символом России? (Двуглавый орёл)
4. В кого превратился гадкий утёнок? (Лебедь)
5. Какая птица спасла Рим? (Гусь)
6. Кого в шутку называют косым? (Заяц)
7. Какая птица наряжается во фрак? (Ласточка)
8. Какой зверь лечится мухоморами? (Лось)
9. Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятел)
10. Какую птицу называют «сплетницей»? (Сорока)
11. Кто днем спит, ночью летает, прохожих пугает?(Филин)
Ведущий: Вот и закончился наш КВН. Я думаю, что с сегодняшнего дня все вы будете внимательнее относиться к природе. Ведь всё живое, что населяет её, требует очень бережного отношения. В любое время года старайтесь замечать и птичек рядом с собой, и растения, и цветы. Тогда и жизнь ваша будет более интересной и значимой.
Жюри объявляет победителей, вручаются грамоты «Знатоки природы».
Всем игрокам команд вручаются закладки - памятки «Берегите природу».
Предварительный просмотр:
Библиотечный урок
«Твой верный друг словарь»
Цель: Познакомить со словарями, как одним из видов справочной
литературы, развивать и совершенствовать навыки работы со словарями.
Задачи:
- Познакомить с разными видами словарей.
- представить словари, имеющиеся в школьной библиотеке;
- расширить знания о структуре словарей;
- развить самостоятельные навыки пользования словарями;
- воспитывать любовь к чтению, расширить кругозор учащихся.
Оборудование: Выставка словарей. Портрет В.И. Даля. Карточки с заданиями, оценочный лист для жюри.
Эпиграф: «…словарь – это вселенная в алфавитном порядке. Собственно, словарь есть книга в широком значении слова. Все другие книги содержатся в ней: суть лишь в том, чтобы извлекать их из нее…» Вольтер.
Эпиграф: «Не бойтесь заглядывать в словарь,
Это пышный сад, а не унылая пропасть»
Толковый словарь В. Даля
Вступительная речь библиотекаря:
Всю жизнь посвятил Владимир Иванович Даль собиранию слов. Подвигом и итогом всей жизни и явился знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». А сколько всего слов в русском языке? В самом первом словаре, изданном Российской академией наук, их было 60 тысяч. Даль за всю свою жизнь собрал еще столько же слов, ранее ученым неизвестных, - он назвал их «дикими». Вместе с «дикими» словами приходили к Далю русские пословицы и поговорки, загадки, сказки. За 4-томный «толковый словарь живого великорусского языка» - труд всей жизни В.И. Даль был удостоен звания почетного академика Петербургской академии наук.
Ребята! Я всем вам желаю хорошего творческого настроя, будьте активными, внимательными, доброжелательными, терпимыми к высказываниям своих одноклассников.
Участники урока делятся на команды.
Командам предлагается выбрать капитанов. Капитаны команд вытягивают карточки с названием команды:
• «Эрудиты».
• «Умники».
• «Всезнайки».
• «Знатоки»
На столы устанавливаются таблички с названием команды. У каждой команды на столе лежат словари: толковый, орфографический, этимологический и Фразеологический.
(Представления жюри)
Библиотекарь: Прежде чем начать соревнования команд, давайте с вами вспомним определения, и ответим на вопросы, что такое:
1. Алфавит
1) Установленный порядок букв, используемых в системе письма, характерного для определенного языка.
2) Совокупность всех букв, принятых в письменной системе какого-то языка.
- Где встречается алфавит?
- Кто использует в своей работе алфавит?
- Кто придумал наш современный алфавит? (Братья, Кирилл и Мефодий)
2.Словарь — это книга, информация в которой упорядочена c помощью разбивки на небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике.
Виды словарей, какие вы знаете?
Толковый, орфографический, словарь антонимов, синонимов, этимологический, фразеологический, словарь ударений, словари по предметам и т.д.
Библиотекарь: Приступаем к заданиям – на ваших столах лежат словари, ваша задача найти нужный словарь и дать правильный ответ, в своем ответе вы должны последовательно сказать: название словаря, автор или группа авторов, год издания – это первая часть задания, вторая часть выполняется по карточкам.
Перед каждым заданием дается вместе с детьми определение слов.
Толковать - давать чему-нибудь объяснение, так или иначе, определять смысл и значение.
1 задание: найти словарь, подходящий к этому определению.
Толковый словарь – объясняет значения слов какого-либо языка; содержит их грамматическую и стилистическую характеристику, примеры употребления в речи и другие сведения.
Вторая часть 1 задания: (команды вытягивают карточку с заданием)
найти значение слов:
- аршин;
- армяк;
- нагайка;
- кушак;
Определение слова:
Орфография - правописание — единообразие передачи слов и грамматических форм речи на письме. Также свод правил, обеспечивающий это единообразие, и занимающийся им раздел прикладного языкознания.
2 задание: найти словарь, подходящий к этому определению.
Орфографический словарь: содержит перечень слов в их нормативном написании. Отличается от толкового словаря по способу описания слова, поскольку раскрывает слово лишь в аспекте его правописания. Является показателем современной ему орфографии.
Вторая часть 2 задания: (команды вытягивают карточку с заданием)
найти в словаре и правильно произнести слова (ударение):
- знахарь, каталог;
- кухонный, жалюзи;
- свекла, творог;
- сливовый, договор;
Определение слова:
Этимология — раздел лингвистики (сравнительно-исторического языкознания), изучающий происхождение слов. А также — методика исследований, используемых при выявлении истории происхождения слова.
3 задание: найти словарь, подходящий к этому определению.
Этимологический словарь — это лингвистический словарь, содержащий информацию об истории отдельных слов, из какого языка пришло слово в русский язык.
Вторая часть 3 задания: (команды вытягивают карточку с заданием)
найти из какого, языка пришло слово:
- йод;
- ранец;
- кастрюля;
- карандаш;
Определение слова:
Фразеология — раздел лингвистики, изучающий устойчивые речевые обороты и выражения — фразеологические единицы.
4 задание: найти словарь, подходящий к этому определению.
Фразеологический словарь - словарь устойчивых словосочетаний (фразеологических единиц), которые сравнительно легко выделяются из контекста как единое целое, состоящее из нескольких слов, в отличие от свободных сочетаний слов, где каждое слово самостоятельно.
Вторая часть 4 задания: (команды вытягивают карточку с заданием)
найти в словаре значение фразы:
- подводные камни;
- скрепя сердцем;
- ушки на макушке;
- лед тронулся;
5 задание: за 10 мин. Команды должны придумать рекламу словаря. Словари выбираются по жребию.
- толковый;
- орфографический;
- фразеологический;
- этимологический.
Подведение итогов. Поблагодарить участников.