3.9. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках КПК
3.9. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках КПК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mongush_aa_soversh_urokov_10-11_kl_.doc | 51 КБ |
opros-issledovaniefizicheskaya_kultura_i_shkola.docx | 31.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Совершенствование уроков физической культуры в 10-11 классов на основе использования национальная борьба «Хуреш»
(Монгуш Айдыс Александрович, учитель физической культуры МБОУ СОШ с.Мугур-Аксы, Монгун-Тайгинского раона)
Введение. Борьба «Хуреш», для тувинских детей, может стать лучшим средством физического воспитания, который может воспитать силу, ловкость, выносливость, быстроту и красоту движений. Также проявлении смекалки, выдержки, творческой выдумки, находчивости, воле к победе и т.д, так как в хуреше радость движения сочетается с духовным обогащением, формированием устойчивого отношения к физической культуре, создавая эмоционально положительную основу для развития всех физических качеств.
В Республике Тыва, национальная борьба «Хуреш» является самым распространенным и популярным видом спорта.
Борьба у тувинцев существует с древних времен – о чем свидетельствуют собранные нами в разные годы документальные данные и археологические раскопы на территории Тувы, где борьба «Хуреш» являлся и является на сегодняшний день необходимым элементом традиции народа и историко-этническим достоянием культуры тувинского народа.
В борьбе «Хуреш» очень много технических и тактических приемов борьбы, для их умелого использования от борца требуется хорошая тактико-психологическая подготовка. Столетиями народ вырабатывал приемы и правила хуреша, ритуалы проведения соревнований, которые передавались из поколения в поколение, оттачивались и совершенствовались.
Одной из задач дальнейшего развития физической культуры и спорта в Туве является внедрение в систему физкультурного образования национальных видов спорта. Проблема привлечения коренного населения к занятиям массовой физической культурой и спортом становится острым вопросом (1, 2). Решение данной проблемы не может обойтись без широкого использования традиционных физических упражнений в общеобразовательных школах Республики Тыва (Х.Д-Н.Ооржак). Занятия борьбой «Хуреш» ведущими специалистами и учеными (1-5) Республики Тыва рассматриваются в качестве одного из действенных средств физической подготовки подрастающего поколения Тувы и, следовательно, имеют большое прикладное значение.
Национальная борьба «Хуреш» насыщена эмоцией, влияет на личностные характеристики занимающихся, их настроение и психосоциальное поведение, включая коррекцию временных негативных эффектов, возникающих после выполнения высокоинтенсивных физических упражнений (4, 5). Без двигательных действий не происходит развертывания и развития психических процессов, которые, сформировавшись, начинают управлять двигательной сферой человека и совершенствовать ее. Разнообразные двигательные действия, отражающие и выражающие взаимоотношения между людьми, непосредственно участвуют в формировании личности человека, его культуры и сознания (6).
В связи с использованием национальной борьбы «Хуреш» в физическом воспитании учащихся 10-11-ых классов общеобразовательных школ Республики Тыва рассматривается новое направление о совершенствовании программ и системы физического воспитания старшеклассников.
В результате анализа работ ведущих ученых Тувы (1 - 6), нами обоснованы общие положения программы, а также даны принципы определения содержания программы, расписаны структурные элементы и содержание программы, способы организации двигательной активности учащихся 10-11 классов, методы определения и контроля физических нагрузок, структура и методические особенности проведения уроков, также секционных занятий по национальной борьбе «Хуреш» в условиях сельских школах Республики Тыва.
Методика реализации содержания учебной Программы для 10-11-х классов в совершенствовании учебно-воспитательном процессе включает в себя описание уроков физической культуры и формирования секционных занятий по борьбе «Хуреш»: структуру, содержание и методические особенности уроков и секционных занятий; особенности оценки успеваемости старшеклассников; нормативно-правовые компоненты процесса реализации учебной программы.
Поэтому, разработанная Программа с использованием борьбы «Хуреш» для 10-11 классов в учебно-воспитательном процессе школы увлекает и воспитывает юношей и девушек, совершенствуя у них общефизическую и специальную подготовленность. Борьба с соперником приучает старшеклассников владеть своими эмоциями, мгновенно реагировать на действия соперника. Вряд ли нужно комментировать значение этих качеств, для становления личности юношей, да и девушек, так как многие девушки в последнее время активно занимаются борьбой «Хуреш». Чтобы с помощью физических упражнений борьбы хуреш успешно воспитывать волю, совершенствовать двигательные действия в технике упражнений в борьбе. В результате использования экспериментальной Программы - уроки физической культуры в МБОУ СОШ с. с.Мугур-Аксы, Монгун-Тайгинского кожууна стали более интересными, посещаемость занятий выросло, и все это способствует не только физическому, но и интеллектуальному развитию старшеклассников.
Методика. В разделе практической части идет изучение техники национальной борьбы "Хуреш", рекомендуется начинать с простых приемов, т.е. с переводов, захватов. Затем постепенно переходить к приемам, которые проводят захватом за содак, шуудак.
Изучение защитных действий и контрприемов должно следовать лишь после прочного усвоения нападающих (атакующих) приемов, т.е. в 10-11-х классах. Все приемы разучиваются вначале без сопротивления. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы занимающиеся овладели техникой выполнения каждого приема «подсечки» в правую и левую стороны, после того, как изученный прием достигнет у занимающихся определенной прочности, то необходимо его закрепить на последующих этапах подготовки. Во время схваток, борцы должны меняться ролями (атакующий-атакуемый). При изучении контратакующих действий в старших классах нужно, чтобы контрприем был проведен в логической связке, с атакующими действиями проводящего нападающий прием. Такой принцип обучения к контратаке должен способствовать выработке у борцов навыка непрерывной активной борьбы за победу в схватке.
На каждом уроке, секционных занятиях изучаются по 3 блока контрприемов борьбы "Хуреш", для улучшения техники нападения и техники защиты в борьбе.
Для повышения двигательной активности и уровня физической работоспособности, принимая во внимание и психологические особенности нервной системы старшеклассников, можно использовать предложенную Программу для 10-11 – х классов. В программе по блочной системе даны все контрприемы борьбы «Хуреша» и физические упражнения для развития борцовских навыков на уроках и секционных занятиях в условиях общеобразовательных школ.
При изучении контр приемов борьбы «хуреш», учитель всегда сам должен показать и объяснить сложные контрприемы в борьбе, организовать занятия должны очень интересно, чтоб все учащиеся ходили с удовольствием. На уроках, класс лучше поделить на две или три подгруппы, в каждой группе должны быть помощники учителя, из числа более подготовленных учеников, чтобы быстро усвоить изученные приемы национальной борьбы, также для увеличения плотности занятий.
Физические упражнения из национальной борьбы «Хуреш» создают эмоциональную «окраску», позволяет занимающимся выполнять значительный для данного возраста объем физических нагрузок без заметного утомления, но с интересом. У преподавателя на уроке есть возможность более точно дозировать физическую нагрузку по величине.
На уроках и секционных занятиях, кроме технических и тактических приемов, можно изучить исполнение ритуального танца «Девиг». Исполнение танца «Девиг» и физические упражнения борьбы способствуют интеллектуальному развитию, сообразительности, находчивости и формированию таких черт характера, как активность, решительность, настойчивость, воспитывают нравственные качества, честность; вызывают приятные эмоции. Это тем более важно, что эмоции имеют большое значение для поддержания психического здоровья подростков. Действия борца – хурешиста правилам поединка, что способствует воспитанию внимания, выдержки, дисциплинированности.
В Программе, разделе "Оборудование и инвентарь для занятий борьбой "Хуреш" даются рекомендации по использованию различных приспособлений и инвентаря для проведения уроков и секционных занятий, соревнований, также рекомендованы технология изготовления спортивной формы борца-хурешиста.
В теоретическом разделе Программы ведены "Терминологические понятия и определения в тувинской национальной борьбе "Хуреш'' с целью ознакомления с основными терминами и понятиями, которые наиболее часто встречаются в специальной литературе по национальной борьбе.
Основные задачи обучения учащихся 10-11-х классов программному материалу решаются на уроке, и на секционных занятиях, который является наиболее целесообразной формой организации занятий. Национальной борьбе "Хуреш" как системе физических упражнений присущи различные формы самостоятельных занятий учащихся. В связи с этим в Программе предусмотрены много упражнений для домашних занятий. При использовании этой формы дополнительных занятий учитель имеет возможность в значительной степени повысить эффективности обучения технике борьбы "Хуреш'" на уроке, что способствует повышению уровня физической подготовленности старшеклассников.
Использования на уроках физической культуры и в секционных занятиях борьбы «Хуреш» технико-тактических действий и основных движений национальной борьбы является эффективным средством улучшения физического воспитания в сельской общеобразовательной школе, существенно улучшает физическое и моторное развитие старшеклассников. Также борьба «Хуреш», будет активизировать учащихся к систематическим занятиям физической культурой, снизит уровень заболеваемости и значительно повысит эффективность физического воспитания учащихся сельских школ.
Результаты проведенного исследования убеждают в целесообразности и научной состоятельности проведения уроков физической культуры в старших классах в начале или конце учебного года по национальной борьбе «Хуреш». Тестирования физической подготовленности старшеклассников выявило достоверное преимущество, занимающихся в группах борьбы «Хуреш» по сравнению с традиционной программой физического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Учащиеся экспериментальной группы имели достоверную разницу прироста по сравнению с контрольной группой в следующих показателях физической подготовки: количество подтягиваний, на высокой перекладине (4,8 %), в прыжках в длину с места (3,5%), в беге на скорость (10,1%) и выносливость (8,3%) .
Таковы основные предпосылки, обусловившие эффективность предложенной Программы с использованием национальной борьбы «Хуреш» в системе школьного физического воспитания в общеобразовательных сельских школах Тувы.
Использованная литература
- Аг-оол Е.М. Использование элементов национальных видов спорта, танцев и игр на уроках физической культуры в 1-4 классов. - Кызыл, 2004. - 53с.
- Аг-оол Е.М. Методическое пособие для учителей физкультуры по разделам программы (10-11 классы) на основе использования элементов национальных видов спорта. – Кызыл, 2003. – 65с.
- Ондар О.Ч. Программа по борьбе «Хуреш» для общеобразовательных школ Республики Тыва.-Кызыл;1982.- С.3-18.
- Ондар О.Ч. Роль и значение ритуалов для борца в национальных видах борьбы: Тезисы. - Кызыл; 1989.-С.13.
- Ооржак Х.Д-Н. Подвижные игры народов Южной Сибири //Физкультурное образование Сибири.-1995.-№2.-С.58-59,62.
- Самбу И.У. Тувинские народные игры. (Историко-этнографический очерк). - Кызыл, 1978. С.137
Предварительный просмотр:
Опрос-исследование "Физическая культура и школа"
Цель: Исследование отношения родителей к оздоровительно-физкультурным мероприятиям школы и понимания ими важности физического совершенствования.
В анкетировании приняли участие родители школы. Опрос проведен воспитанниками секции «Сумо» под руководством Салчак Аяны. Помощь в проведении оказали одноклассники.
Первый опрос проводился во время Дня знаний-1 сентября 2014 года. В мероприятии приняли участие 67 родителей. Второй опрос проводился в заочной форме. Формы для ответов были отправлены через их детей. Родители отвечали на те же вопросы в конце 2014-2015 учебного года. При анализе проведено сопоставление ответов.
Родители отвечали на следующие 5 вопросов «Как вы сохраняете свое здоровье?», «Физические занятия могут заменить множество лекарств?», «Занятость школьников в дополнительном образовании мотивирует детей в учебной деятельности?», «Как влияют занятия физкультурой и спортом на учащегося в общеобразовательной школе? Какой вариант самый важный на ваш взгляд?», «Необходимы ли физкультминутки на уроках?».
ВЫВОДЫ:
Показатели опроса родителей обучающихся означают, что родители полностью согласны с образовательной политикой школы, действиями учителей по отношению к детям. Родители с интересом относятся к событиям в школе, с удовольствием принимают в них участие и всегда готовы оказать помощь в решении возникающих проблем.
Высокая результативность работы школы по оздоровительно-физкультурному направлению в 2014-2015 учебном году подтверждается результатами опроса и позитивным отношением к школе и пониманием родителей важности физического совершенствования детей.
Приложение 1
Форма анкеты
АНКЕТА «Физическая культура и школа» | |
ФИО___________________________________________ | |
Уважаемый родитель! Просим ответить на вопросы анкеты и ставить отметки напротив одного из ответов вопроса. | |
Вопрос |
|
Как вы сохраняете свое здоровье? |
|
Делаю зарядку каждый день |
|
Употребляю только натуральные продукты |
|
Принимаю витамины |
|
Занимаюсь спортом |
|
Физические занятия могут заменить множество лекарств? |
|
Да |
|
Нет |
|
не совсем так |
|
Только при условии систематичности занятий |
|
Необходимы ли физкультминутки на уроках? |
|
необходимы любые минутки отдыха на уроке |
|
это пустая трата времени |
|
польза лишь от качественной физкультминутки |
|
Занятость школьников в дополнительном образовании мотивирует детей в учебной деятельности? |
|
Да |
|
Нет |
|
не совсем так |
|
Только при условии систематичности занятий |
|
Является ли достаточной физкультурно-двигательная нагрузка при урочных занятиях 3 раза в неделю? |
|
Да |
|
Нет |
|
Желательно дополнительно заниматься в спортивных секциях или кружках |
|
Достаточно дополнительно ежедневно делать утреннюю зарядку |
|
Как влияют занятия физкультурой и спортом на учащегося в общеобразовательной школе? Какой вариант самый важный на ваш взгляд? |
|
Повышают способности и интеллект |
|
Помогают развивать умение "заниматься несколькими делами одновременно" |
|
Делают более собранным |
|
Приложение 2
Результаты анкетирования. Сопоставление ответов .
Вопрос | Ответы | |||
Как вы сохраняете свое здоровье? | 1 опрос | в % | 2 опрос | в% |
Делаю зарядку каждый день | 9 | 13% | 11 | 16% |
Употребляю только натуральные продукты | 56 | 84% | 61 | 91% |
Принимаю витамины | 15 | 22% | 12 | 18% |
Занимаюсь спортом | 8 | 12% | 16 | 24% |
Физические занятия могут заменить множество лекарств? | 1 опрос |
| 2 опрос |
|
Да | 11 | 16% | 8 | 12% |
Нет | 2 | 3% | 3 | 4% |
не совсем так | 19 | 28% | 2 | 3% |
Только при условии систематичности занятий | 35 | 52% | 54 | 81% |
Необходимы ли физкультминутки на уроках? | 1 опрос |
| 2 опрос |
|
необходимы любые минутки отдыха на уроке | 39 | 58% | 35 | 52% |
это пустая трата времени | 0 | 0% | 0 | 0% |
польза лишь от качественной физкультминутки | 28 | 42% | 32 | 48% |
Занятость школьников в дополнительном образовании мотивирует детей в учебной деятельности? | 1 опрос |
| 2 опрос |
|
Да | 32 | 48% | 28 | 42% |
Нет | 2 | 3% | 0 | 0% |
не совсем так | 3 | 4% | 0 | 0% |
Только при условии систематичности занятий | 30 | 45% | 39 | 58% |
Является ли достаточной физкультурно-двигательная нагрузка при урочных занятиях 3 раза в неделю? | 1 опрос |
| 2 опрос |
|
Да | 43 | 64% | 27 | 40% |
Нет | 5 | 7% | 11 | 16% |
Желательно дополнительно заниматься в спортивных секциях или кружках | 11 | 16% | 25 | 37% |
Достаточно дополнительно ежедневно делать утреннюю зарядку | 8 | 12% | 4 | 6% |
Как влияют занятия физкультурой и спортом на учащегося в общеобразовательной школе? Какой вариант самый важный на ваш взгляд? | 1 опрос |
| 2 опрос |
|
Повышают способности и интеллект | 5 | 7% | 11 | 16% |
Помогают развивать умение "заниматься несколькими делами одновременно" | 23 | 34% | 32 | 48% |
Делают более собранным | 40 | 60% | 24 | 36% |