Педагогический опыт

Развитие мелкой моторики руки имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Ученые и практики постоянно подчеркивают, что уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения речью, развития первоначальных навыков письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedopyt.docx49.15 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

«Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ в начальной школе»

Автор педагогического опыта : Фролова Наталья Александровна, тьютор ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Актуальность педагогического опыта

Функция руки уникальна и универсальна. Она—основной орган труда во всём его многообразии. Рука связана с нашим мышлением, с переживанием, с трудом. Движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией исторически. Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста. Сначала ребенок разглядывает свои ручки, потом учится ими управлять. Он учится хватать предмет всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным пальчиком), после появляются навыки перекладывания из рук в руку. Одна из важнейших задач коррекционной педагогики - повышение эффективности педагогического воздействия на детей с психофизическими недостатками, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной и речевой деятельности, подготовка к самостоятельной жизни и включение в социальную среду.

Под влиянием целенаправленного обучения и воспитания в специально организованных условиях, когда используются разнообразные корригирующие средства, дети с нарушениями развития дают заметное продвижение (А.К.Аксенова, В.В.Воронкова, И.А.Грошенков, Г.М.Дульнев, В.М.Мозговой, В.Г.Петрова, Б.И.Пинский, А.В.Ястребова и др.) и это является приоритетной задачей коррекционной педагогики.

Развитие мелкой моторики руки имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Ученые и практики постоянно подчеркивают, что уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения речью, развития первоначальных навыков письма.

В первую очередь развитие мелкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев рук.

Основная идея

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположений в пространстве.
     Отсутствие или неполноценность представлений об окружающем сказывается на развитии речи. Слово, наполненное случайным, односторонним содержанием, понимается лишь в определенных условиях и по отношению к определенным предметам. В то же время отсутствие единства зрительного, тактильного, двигательного образов затрудняет приобретение трудовых умений, навыков по самообслуживанию.
    У ребенка с отклонениями в развитии трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к норме, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу.
      Особенно сложно протекает процесс формирования графо-моторных навыков у детей, имеющих нарушения интеллектуального развития. Это связано с различными дисфункциями устной речи, психических процессов, моторики рук, пространственного восприятия.


    
Теоретическая база

Мелкая моторика в жизни и деятельности, учащихся с интеллектуальной недостаточностью выполняет много разных функций: активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации, в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности (М. В. Антропова, Е.К. Бережная, Н.А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М.М. Кольцова, Н.Н. Новикова, Н. А. Рокотова и многие другие).

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи. Анализ и синтез при обработке информации в центральной нервной системе обеспечивает сознательный отбор наиболее отточенных моторных функций. Ребенок осознает, что при улучшении моторных функций он чувствует себя более комфортно в любой ситуации, в любой среде.

В свою очередь, нарушения в развитии мелкой моторики является одним из характерных симптомов умственной отсталости. У детей данной категории обнаруживается недостаточная координированность движений, особенно тонких движений пальцев, а также наличие лишних движений, повышенная резкость, неумение рационально распределять усилия, сложность в установлении нужной амплитуды и временных параметров.

У них крайне неразвиты двигательные образы. Это влечет за собой и недоразвитие кинестетического самоконтроля. Нарушения движений пальцев у учащихся с нарушением интеллекта не могут не оказать влияния на контроль и регуляцию движений при формировании двигательного навыка. Дефекты в движении пальцев оказывают не только прямое отрицательное влияние на формирование двигательного навыка, но и косвенное, т. к. они приводят к нарушению координации движений, затрудняя тем самым контроль при выполнении действия.

Присущие детям данной категории нарушения мелкой моторики препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса в учреждении для детей с нарушением интеллекта. В связи с этим актуальны поиски путей и методов, способствующих коррекции дефектов развития мелкой моторики у учащихся данной категории.

Новизна

В последнее время резко возросло количество учащихся, имеющих в анамнезе различные двигательные нарушения. Они представляют собой аномалию моторного развития и проявляются в следующем:

а) нарушена координация движений, общая психомоторика, что приводит к патологии восприятия собственных ощущений и движений;

б) ребенок недостаточно активно узнает предметы на ощупь;

в) у ребенка с трудом формируется «двигательный» образ буквы, слова, что приводит к нестойкой связи между звуковой и смысловой характеристикой и проявляется в недоразвитии лексики;

г) страдает осмысление сложных логико-грамматических конструкций с предлогами, отражающими пространственные отношения предметов;

д) двигательные нарушения усиливают нарушения артикуляционной моторики и звукопроизношения;

е) нарушается взаимодействие зрительно-моторных и оптико- пространственных систем, что затрудняет формирование автоматизированных движений руки.

      У учащихся с ОВЗ наблюдается замедленное, недостаточное, недифференцированное зрительное восприятие, обусловленное невозможностью фиксации взора и прослеживания за предметами, особенно это проявляется у детей с умеренной умственной отсталостью. У многих детей отмечаются нарушения координации движений глаз и рук. Перечисленные особенности сочетаются с общей моторной недостаточностью.
       Нарушение координации движений, ручной моторики у детей с интеллектуальными нарушениями отмечается многими авторами (С.К.Ефимова, Е.А.Екжанова, А.Н.Корнев, Л.В.Цветкова и др.) Эти нарушения проявляются в неспособности детей целенаправленно управлять своими движениями. У них наблюдаются трудности в воспроизведении движений по образцу, нарушение темпа выполнения и воспроизведения, плохая дифференциация движений по времени и амплитуде. Кроме того, отмечаются пространственные нарушения и пространственная дезорганизация, дети часто не могут довести начатое до конца.
     Исследованием выявлены значительные нарушения моторики пальцев рук. Изучение кинестетического и динамического праксиса пальцев рук показало, что у всех учащихся отмечается снижение двигательной памяти, неуверенность и замедленный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую.


    
Технология опыта

Дети с умственной отсталостью испытывают значительные затруднения в формировании «алгоритма движения» в виду недостаточности со стороны кинетической основы произвольного действия.
Общее моторное недоразвитие умственно отсталого ребёнка играет определённую роль в замедленном развитии речи, отрицательно влияет на произносительную сторону речи.
     Таким образом, недостатки моторики умственно отсталых детей выражаются в замедленности движений, неуклюжести, а также в неравномерном характере движений, обусловленном неустойчивостью внимания.
    В коррекционном учреждении существуют свои особенности использования различных приёмов для развития мелкой моторики воспитанников.
    Ряд современных исследователей уделяет большое внимание совершенствованию ряда методов и приёмов по развитию мелкой моторики, способствующих преодолению психофизиологических нарушений.
Развивать мелкую моторику у детей с ОВЗ стоит постепенно с помощью игр, заданий и упражнений. Я поделюсь теми коррекционными упражнениями и играми, которые провожу со своими тьюторантами. Вот примерные упражнения для развития мелкой моторики и графомоторных навыков.

• Упражнения на развитие статической координации движений.

«Гнездо» — пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.

 «Буквы» — изобразить руками буквы О, Л, М, П, Т и др.

«Замок» — соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить.

• Упражнения на развитие динамической координации движений.

«Пальчики здороваются» — на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединяются кончики пальцев обеих рук — большой с большим и т. д.

«Соревнования по бегу» — средний и указательный пальцы правой, затем левой, далее обеих рук изображают ноги бегунов (на столе).

«Посчитай-ка» — сжать руку в кулачок, считать пальцы, разгибая их (сначала на правой руке, затем на левой).

• Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость.

«Кулак — ребро — ладонь» — поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе.

 «Сжимание и разжимание кистей рук» — поочередное выполнение движений обеими руками одновременно, затем обеими руками, но разновременно (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот).

«Барабанщик» — один ребенок барабанит всеми пальцами обеих рук по столу, отстукивая ритм, другой повторяет.

• Упражнения на развитие координированных графических движений.

«Трудные виражи» — на одном конце дорожки нарисована машинка, на другом — домик или гараж. Педагог говорит: «Ты — водитель, и тебе надо проехать на своей машинке к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Будь внимателен и осторожен». Ребенок должен, не отрывая руки, карандашом «проехать» по изгибам простых дорожек, а когда он освоится, ему можно предложить и более сложные варианты дорог.

• Упражнения с предметами:

      — составление контуров предметов из палочек сначала более крупных размеров, а затем более мелких (стол, дом, треугольник, машина);

      — составление цепочки из 6—10 и более канцелярских скрепок разного цвета с соблюдением очередности цветов;

      — вырезание из бумаги какой-либо фигуры правой и левой рукой;

      — нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин, а на нитку с иголкой — мелких бусин, бисера;

      — сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис);

      — застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;

      — завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек;

      — доставание бусин ложкой из стакана;

      — складывание мелких деталей (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр;

      — продевание нитки в иголку;

      — стирание ластиком нарисованных предметов;

      — кáпание из пипетки в узкое горлышко бутылочки;

      — надевание и снимание колечка (массаж пальца);

      — втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок;

      — комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь пальцами только одной руки);

      — прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;

      — перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу и обратно;

      — нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне», наполненном горохом и фасолью, в пластиковых ведрах или тазиках;

      — катание мячей-ежиков (с шипами).

Шнуровка-флексик «Чудо-пуговица» — пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов.

Формообразующие движения (работа с пластилином) — скатывание колбасок, скатывание под углом, скатывание округлых форм, прищипывание, вдавливание, сглаживание.

с крючком пытается подцепить пластмассовых рыбок со специальным отверстием.

• Упражнения для расслабления рук.

Массаж подушечек пальцев рук и фаланг пальцев (от ногтевых фаланг к основаниям пальцев), потягивание сцепленных пальцев в противоположные стороны с речевым стихотворным сопровождением, так как стихи, сопровождающие упражнения, — это та основа, на которой формируется чувство ритма.

Имитационные движения для кистей рук:

      — мытье рук перед едой

      — стряхивание воды с кисти

      — полоскание белья

      — надевание перчаток

      — поглаживание кошки

      — пальчики танцуют.

В работе по развитию мелкой моторики рекомендуется придерживаться некоторых правил:

• подбирать задание с учетом их постепенно возрастающей сложности;

• учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение;

• проводить работу регулярно, систематически;

• соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка;

• повышать у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру;

• заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм.

Результативность опыта

Систематическая и планомерная работа, а также использование игровых приёмов способствуют эффективному развитию мелкой моторики и благотворно влияют на становление речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности учащихся с нарушением интеллекта. Игры и упражнения, направленные на развитие и совершенствование мелкой моторики, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных движений, развитию точности движений пальцев. Совершенствование двигательных качеств, способствует более быстрому формированию трудовых навыков, что особенно важно для школьников с нарушениями интеллекта. Внимание развитию  мелкой моторики у учащихся начальной школы уделяется особое. Это прослеживается на всех уроках, коррекционных занятиях и во внеурочное время. Развитие пальцевой моторики у детей с нарушением интеллекта положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Регулярное  повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти.

Формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук и крупные движения тела, мы усложняем  строение мозга, развиваем психику и интеллект ребёнка.

Данный педагогический опыт может быть полезен педагогам. В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые занятия, выступаю на заседаниях методического объединения тьюторов и учителей начальных классов, педсоветах.

Результаты педагогического опыта были представлены

  • во время выступлений на  семинарах и конференциях различного уровня:

  1. Выступление на Муждународной научно – практической конференции « 58-е Евсевьевские чтения» « Развитие графических навыков младших школьников посредством развития мелкой моторики»;
  2. Выступление на Всероссийском научно – практическом семинаре с сообщением  « Обучение и воспитание детей с ОВЗ в условиях модернизации образования»;
  3. Выступление  на методическом объединении тьюторов и учителей начальных классов с сообщением «Формирование у младших школьников с ОВЗ навыков безопасного и здорового образа жизни»;

  • во время проведения открытых уроков и воспитательных мероприятий:
  1. Открытый занятие для студентов факультета психологии и дефектологии  МГПИ им. М.Е.Евсевьева: « Путешествие в осенний лес»
  2. Открытые  воспитательные  мероприятия для детей, родителей и педагогов: «Веселая Масленица», «Праздник Букваря»,
  3. Коррекционное занятие для детей и тьюторов школы «Мой мир. Моя безопасность».

Список литературы

  1. Олигофренопедагогика : учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др. – М.: Дрофа, 2009 – 396 с.
  2. Екжанова Е.А., Фроликова О.А. Коррекционная педагогика. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях/ Е.А.Екжанова. // С-Пб, 2007. – 271с.
  3. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников / А.Е. Белая, В.И. Мирясова. // «Издательство  АСТ», 2000.- 48с.
  4. Ткаченко Т.А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков", М. Издательство ЭКСМО, 2010г.
  5. Солнцева В.А. «200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников», АСТ, М – 2008г.
  6. Кислинская Т.А. «Гениальность на кончиках пальцев», Генезис, М – 2008г.
  7. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать.  “Академия Холдинг”, Ярославль 2002.