Муниципальный конкурс профессионального мастерства "Учитель года - 2018"
Конкурсный материал:
- Методический семинар
- Методический семинар (презентация)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_seminar.docx | 22.39 КБ |
metodicheskiy_seminar.pdf | 998.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18
Методический семинар
Проектно-исследовательская деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся.
Учитель иностранных языков
Гафурова Лилия Минияновна
Тобольск - 2018
«Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,
мудр бываешь лишь собственной мудростью»
Мишель Монтень
Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, методов и приемов, формирующих у школьников способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Согласно ФГОС ООО, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектно-исследовательская деятельность.
Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально-значимой проблемы. Этот результат называется проект.
Основоположником педагогического метода проектов считается Джон Дьюи, американский философ-прагматик, психолог, педагог. Именно он предложил строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и личные цели.
Метод проектов - самый распространённый вид исследовательского труда, который позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.
Каждый исследовательский проект – вполне реальное дело для ученика, ориентирован на достижение целей самими учащимися, поэтому и уникален. Проект формирует огромное количество умений и навыков, отсюда и эффективность. Проект – это необходимый школьникам опыт деятельности, самостоятельный поиск решения поставленной цели.
Что же дает проектная и исследовательская деятельность обучающимся наряду с традиционным способом обучения? Как подготовить учащихся к работе над учебным проектом или исследованием?
Эти вопросы являются приоритетными в построении нашей системы работы с учащимися.
Нами намечены основные направления, целью которых является активизация познавательной деятельности школьников.
Первое направление - работа с проектами на уроках иностранного языка, где проект – не только центральная единица обучения, но и возможность выйти за рамки учебного процесса.
Применительно к уроку иностранного языка, проект — это организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта, создание на уроке ситуации «успеха»; подготовке ребят к реальной жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека и пути их решения.
Работа строится в соответствии с УМК «Английский язык. 6 класс (Серия Forward)» под ред. профессора М.В. Вербицкой, где проектно-исследовательская работа используется в рамках программного материала практически в любой теме. Согласно программе, проект разрабатывается в течение нескольких уроков. Осуществляя эту работу, школьники могут узнавать о жизни людей, создавать собственный журнал или исторический документ, готовить макеты по теме и т.д.
В рамках урока по теме «Р.Киплинг. «Маугли» был разработан проект «Дети -Маугли». Учителем была предложена идея проекта. Учащиеся искали информацию в разных источниках, систематизировали ее. Результатом работы стал созданный ребятами собственный журнал «Необычные дети – Unusual children».
Для выражения идеи проекта используются вербальные и невербальные средства: коллажи, электронные карты, схемы, анкетные таблицы, графики и диаграммы в сети Интернет. На уроке по теме «Школа» учащимися 7Б класса был разработан электронный проект «Мой безопасный путь из дома в школу». Этот проект был представлен на городском конкурсе отрядов ЮИД.
Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий, но с помощью проектно-исследовательской методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей:
- расширить словарный запас детей
-закрепить изученный лексико-грамматический материал
- создать на уроке атмосферу успеха
- украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей.
Многообразие средств выражения идей выводит учащихся в свободное творчество. Проектно-исследовательская работа - это методическая находка к построению проектных заданий, обладает уникальными возможностями для реального коммуникативного обучения иностранному языку даже при опоре на минимальный языковой материал.
Второе направление – развитие одаренности у учащихся.
Осуществляется через:
- школьную научно-практическую конференцию учебно-исследовательских работ
- городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее»
- участие в олимпиадах и конкурсах разного уровня.
Проектно-исследовательская деятельность является хорошим стимулом для развития познавательной активности у школьников.Участие в интеллектуальных конкурсах важно для учеников, ведь оно учит самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое мышление. Ежегодная подготовка исследовательских проектов для НПК «Шаг в будущее» на уровне школы и города приносит свои плоды: 2014 год – Гулиева Арзу, Скареднова Лидия («Омофоны в английском языке») - 3 место, 2015 год – Гулиева Арзу, Скареднова Лидия («Сокращения в английском языке») - 1 место, 2016 год – Гулиева Арзу, Скареднова Лидия («Паразиты в речи подростков») - 3 место, 2017 год – Болюта Элизабет («Междометия в английском языке») - 3 место.
Участие в конкурсах разного уровня помогает повысить уровень мотивации учащихся в учебе, получить навыки самостоятельного поиска и обработки необходимой информации, повысить самооценку, развивать творческие способности учащихся: Глазкова Елизавета и Рычапова Танзиля заняли 1 и 2 место во Всероссийском конкурсе литературных переводов стихотворений. А Карымов Расул и Федоров Алексей во Всероссийской викторине «Знаешь ли ты историю США» стали победителями.
Все эти мероприятия интересны и разнообразны по своей форме и содержанию, но задача одна – развивать исследовательскую деятельность учащихся.
Третье направление – использование проектно-исследовательской работы во внеурочной деятельности.
На базе 7Б класса, классным руководителем которого я являюсь, создан школьный отряд ЮИД «Магистраль 21 века», который работает третий год. Результатом деятельности стали организованные отрядом флешмобы по ПДД «Осторожно, гололед.», «Яркий Я», участие в акциях «Вторая жизнь пластика», «Мой безопасный путь из дома в школу»; разработаны и распространены буклеты «Береги себя на дороге!», «Юному пешеходу». Это наглядная демонстрация творческих способностей, закрепление полученных знаний.
Данное направление дает свободу самовыражения для детей и располагает дополнительными и более существенными по сравнению с учебным процессом возможностями для формирования самосознания и способности к самопрезентации.
Четвертое направление – работа с родителями
Цель данного направления - создание союза семьи и школы, организация безопасного информационного пространства и поддержка активизации познавательной деятельности учащихся.
Вместе с родителями и учащимися мы разработали проект «Дети в безопасном Интернете». В совместной деятельности были составлены формулы полезного и опасного Интернета. Дети и родители открыли для себя разные сайты: образовательные, научно-популярные, интеллектуальные, спортивные, музыкальные, дорожного движения и др. По инициативе учащихся 8Б класса была организована лекторская группа, которая провела беседы о правилах поведения в Интернете для учеников начальной школы.
Проект «Дети в безопасном Интернете» был представлен на Всероссийском конкурсе инновационных разработок «Безопасность в Интернете». В областном конкурсе профилактической направленности в номинации «Лучший информационный буклет» мы заняли 2 место.
По нашему мнению, если работа ведется в системе, то проектно-исследовательская деятельность становится приятным творческим содружеством учителя, ученика и родителей и решает одну из приоритетных задач современной школы по созданию необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка и формирования его активной жизненной позиции.
Данный опыт в соответствии с ФГОС ООО позволяет развивать исследовательскую компетентность учащихся: они учатся осознавать значимость исследования, анализировать его для своего дальнейшего развития; овладевают умениями воспринимать, критически оценивать и интерпретировать полученные знания, осознавать художественную картину жизни. Повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме этого, дети на занятиях испытывают истинную радость.
Список литературы.
1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2009.
2. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д., 2011.
3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2009.
4. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”. / Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.
5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2010