Инновационная деятельность
1
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проведение “продвинутой” лекции
(Promoted lecture)
Горячий вопрос:
Каковы основные характеристики лекции, чтобы она имела название “продвинутая или эффективная”?
Основное содержание:
Данная стратегия продвинутой лекции разработана Джонсоном, Джонсоном и Смитом. Они предложили данный вариант стратегии в 1991 году, и с тех пор он используется и в вузе и в школе.
Использование данной стратегии способствует развитию у школьников и студентов таких сторон критического мышления как:
- самостоятельно структурировать материал во время подготовки к работе;
- выделять основные блоки в представляемой информации;
- одновременно рассматривать разнообразные взгляды на проблему;
- излагать сущность проблемы и делать выводы в письменной форме;
- сотрудничать в паре;
- фиксировать фрагменты информационного сообщения в оптимальной форме.
Схема использования “продвинутой” лекции
- этап подготовки к лекции состоит в том, что преподаватель должен разделить ее на примерно равные не очень большие части (примерно на 12-15 минут работы). Затем к каждой части должен быть сформулирован одни вопрос. Специфика данного вопроса такова, что он должен иметь всеобъемлющий характер и покрывать максимально содержание данной части лекции. К тому же содержание лекции должно позволить слушателям сделать собственные предположения, соответственно данная стратегия не годится для использования материалов обзорных теоретических и текстов описывающих закономерности. Не эффективно использовать данную стратегию, если объем материала слишком велик или если не содержит вопросов на которых необходимо подробно остановиться и проработать отдельные положения.
- этап проведения лекции.
Работа слушателей может быть организована либо традиционно, либо в трехчастном дневнике.
Трехчастный дневник.
Предположения | Уточнения | Новая информация |
|
|
|
Сначала каждый индивидуально записывает предположения в своей тетради, затем данные предположения обсуждаются в парах и записи в тетрадях дополняются в случае необходимости.
После этого пары высказывают несколько вариантов предположений, и преподаватель записывает их на доске, затем систематизирует их в виде кластера, таблицы или т.д.
После этого преподаватель читает первую часть лекции (в течение 12-15 минут) к которой был задан “горячий ” вопрос.
Слушатели в это время заполняют две части дневника: уточнения и новая информация. Это лучше делать по парам. Одни человек заполняет одну часть. В другой части лекции они меняются ролями.
предположения | уточнения | Новая информация |
После того как часть лекции закончилась, пары обобщают результаты своего труда и делятся ими со всей аудиторией.
На завершающем этапе лекции или, если время и задачи располагают к этому, то после каждой части лекции проходит рефлексия. Данная фаза может быть организована с помощью разных дополнительных приемов: эссе, сочинение на тему, незаконченный вопрос и т.д.
Рефлексивный блок.
Определите, какие достоинства и недостатки продвинутой лекции вы можете выделить, зафиксируйте их в таблице:
| Достоинства | Недостатки |
“Продвинутая” лекция |
|
|
Сравните их с результатами выделенными специалистами, проводившими подобные лекции.
| Достоинства | Недостатки |
“Продвинутая” лекция | Работа с “потоками” слушателей, активизируя каждого;
анализа, синтеза, оценивания;
изучаемого материала;
речь слушателей. | Неэффективна для :
|
Предварительный просмотр:
Стратегия «Продвинутая лекция»
Цель: сделать процесс восприятия слушателями лекционной информации более целенаправленным и активным.
Алгоритм работы:
- Сформулировать тему лекции и основные вопросы, которые в ней будут рассмотрены.
- Предложить ученикам в парах поразмышлять над этими вопросами, графически зафиксировать результаты своей деятельности. Обсудить результаты в процессе фронтальной беседы, основные мысли которой зафиксировать на доске.
- Прослушать первую часть лекции и, продолжая работу в парах, ставить + рядом с информацией, которая упоминается в лекции, - рядом с мыслями, которые идут вразрез с содержанием лекции, а также фиксировать то, чего в записях нет вовсе.
- После окончания первой части лекции в течение двух минут обсудить результаты работы: что подтвердилось по ходу лекции, какие идеи идут вразрез с её содержание, что новое прозвучало по теме, результаты обсуждения учитель фиксирует на доске.
- Ученикам предлагается письменно ответить на вопрос, рассматриваемый в первой части лекции. Несколько работ зачитываются вслух.
- Чтение второй части лекции и работа по её содержанию по тому же плану (функции участников групп меняются).
- Обсудить во фронтальной беседе содержание лекции, ответив на вопросы:
- остались ли вопросы по обсуждаемой теме?
- в каких источниках можно получить на них ответы?
Предварительный просмотр:
Тема: «Новаторство А.П.Чехова».
Цели урока:
Создать условия для осмысления учащимися того нового, что привнес Чехов в драматургию.
Задачи урока:
1. Осмыслить, записать основные положения «продвинутой лекции» в «Бортовом журнале», формировать умение анализировать свои впечатления, полученные на уроке.
2. Воспитывать любовь к поэтическому слову, расширять кругозор обучающихся.
3. Развивать связную речь, логическое мышление.
Оборудование: «Бортовой журнал».
Ход урока.
1.Стадия вызова интереса.
Сегодня на уроке прозвучат слова:
Художественная деталь
Юмор
Афоризм
Анекдот
Подписи
Пародии
Чехов
- Предположите, о чем будет урок?
(Урок будет об особенностях творчества Чехова).
Актуализация знаний:
Викторина по известным учащимся юмористическим рассказам Чехова: «Лошадиная фамилия», «Пересолил», «Смерть чиновника».
2.Стадия осмысления.
Продвинутая лекция.
«Бортовой журнал».
Вопросы. | Основные положения лекции. |
Какое место в историко-литературном контексте 1880-х годов 19 века занимает А.П. Чехов? В чем состоит принципиальная новизна его пути? | А.П. Чехов пришел в литературу в 1880-х годах. Он сознательно отрицает старые пути в искусстве. Писателю-реалисту известна Чехов спорит с такой точкой зрения. настоящая правда о жизни, Герои Чехова произносят: «Никто не знает и он обязан ее декларировать. правды». Для Чехова важно не ответить на вопрос, а правильно его поставить» |
Природа комического в его творческой манере. | Чехов начал свой творческий путь как юморист. Писатель обладал редким даром сквозь призму юмора воспринимать окружающий мир и себя. Афоризм, анекдот, подписи, пародии – эти жанры в литературе узаконил Чехов. Чеховские литературные анекдоты строятся на неожиданном повороте темы или игре слов. |
Тематический диапазон произведений. (1890-1904гг). | Писателя интересует жизнь множества людей в различных ее проявлениях: служба, семья, болезнь, любовь. Чехова привлекает проблема всеобщего разъединения и поиск общей идеи. («Скучная история») . - Прокомментируйте слова. «Когда в человеке нет того, что выше и сильнее всех высших влияний, то, право, достаточно для него хорошего насморка, чтобы потерять равновесие и начать видеть в каждой птице сову, в каждом звуке слышать собачий вой ». |
Важнейшие особенности чеховского письма. |
|
Художественная деталь. | Мысль, чувство, переживание объяснены писателем опосредованно, через предметны мир. Вещи, вещный мир поглощает человеческую личность и овеществляет ее, материализует чувства. Возникает ощущение абсолютной зависимости от материальной оболочки. Это знак всеобщего разъединения. |
Рассказ «Ионыч». Выступление учащегося. | 1гл. – Дмитрий Ионыч – интеллигентный человек. 2гл. – необыкновенный, удивительный доктор. 4гл. – «поляк надутый». 5гл. – «не человек, а языческий бог». |
«Человек в футляре». Выступление учащегося. | -Чего боится Беликов? -Что его защищает? |
-Что в лекции было не понятно? Что нужно уточнить?
3.Рефлексия.
-Сегодня я узнал…
-Было интересно…
4.Выставление отметок.
5.Домашнее задание.
«Прочитать рассказ Чехова «Студент», ответить на вопросы:
-Какой случай произошел со студентом Иваном Великопольским?
-Определите художественные детали, способствующие раскрытию идеи рассказа.
-В чем оптимистичность финала?
Предварительный просмотр:
«ИССЛЕДОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА КАК СРЕДСТВО
ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»
Филологическое образование – одно из условий творческой самореализации школьников не только в учебно-познавательной деятельности, но и во всех других видах их жизнедеятельности. Социально-культурная и языковая ситуация сегодня не способствуют развитию кругозора детей, недостаточно формируют потребность в эстетическом опыте и интерес к художественной литературе (особенно к поэзии), что в итоге приводит к снижению уровня развития речи учащихся и слабо стимулирует проявление творческих возможностей школьников. Мы видим свою задачу в такой организации процесса обучения, где акцент делается на коммуникативной направленности, на эстетических потребностях и творческих возможностях учеников.
Коммуникативная направленность в учебной деятельности предполагает анализ, воспроизведение и продуцирование текстов для разных целей общения, потребность быть услышанным и понятым, умение слушать и понимать. Эстетические потребности являются и фактором, и результатом эмоционального и нравственного развития личности, ведут к постижению духовной культуры человечества. Творческие возможности учащихся, проявляющиеся в разрешении различных учебно-познавательных ситуаций и требующие самостоятельного применения усвоенных знаний, умений, навыков и, в том числе, их переноса, комбинирования известных способов действий или создания нового для ученика подхода к решению поставленных перед ним задач, являются предпосылкой творческой самореализации личности обучающегося.
Работу по исследованию художественного текста я начинаю с 5 класса. На этом этапе только закладываются основы филологического взгляда на художественный текст. Для учеников нужно ясно понять, что текст-продукт, результат речевой деятельности, произведение речи - устное или письменное. Текст, как правило, обладает единством темы и замысла, относительной законченностью, внутренней структурой - синтаксической (на уровне сложного синтаксического целого и предложений), композиционной и логической.
Текст- это термин, обозначающий языковую ткань литературного произведения.
Работа с текстом формирует следующие умения:
• умение использовать основные приемы информационной переработки текста; •умение выявлять средства связи предложений в тексте •умение определять функциональный стиль и тип текста; • умение выявлять выразительные средства текста.
Исследование текста предполагает его анализ на разных уровнях его структуры: идейно-содержательном, композиционном, лингвистическом, с точки зрения позиции автора и общекультурного контекста и т.д. Навык такого анализа должен разрабатываться не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка, на которых, конечно больше внимания уделяется лингвостилистическому анализу. На уроках русского языка наряду с традиционными тренировочными упражнениями, в которых лингвистический анализ текста сводится в основном к опознаванию языковых явлений (определи часть речи, установи состав слова, подчеркни члены предложения и т.п.), я ввожу несколько уроков по развитию речи, при изучении которых обобщаются изобразительно-выразительные особенности слов определенных частей речи, проводятся наблюдение над использованием грамматических категорий в художественном тексте, приводятся упражнения, иллюстрирующие определенные выразительные средства языка (сравнение, метафора, олицетворение, гипербола и т.п.).
Дети, исследуя текст, составляют план, определяют стиль и тип речи, работают над ключевыми понятиями и т.д.
После изучения основных филологических понятий, детям предлагается заполнить анкеты, для выявления уровня понимания текста.
Анкета №1
«Понимание учащимися текста»
В Вопросы | Да (+) | Нет(-) | Нет ответа |
1. Составляю план | |||
2. Выписываю сложные места | |||
3. Запоминаю весь текст и его части | |||
4. Разбираю сложные места при помощи взрослых или дополнительной литературы | |||
5. Читаю текст несколько раз | |||
6. Составляю таблицу или схему | |||
7. Легко подбираю примеры к предложенному тексту | |||
8. Легко пересказываю текст своими словами |
Анкета№2
Вопросы
1.Составляю план
2.Выписываю сложные места
3.Запоминаю весь текст и его части
4.Разбираю сложные места при помощи взрослых или дополнительной литературы
5.Читаю текст несколько раз
6.Составляю таблицу или схему
7.Легко подбираю примеры к предложенному тексту
8.Легко пересказываю текст своими словами.
Рекомендация: все анкеты, опросы проводятся в тетрадях по развитию речи
Анализируем текст отдельного произведения (иногда двух в сопоставлении) с целью выяснения наиболее ярких образных языковых средств, которые использованы автором. Так мы постепенно подходим к анализу художественного текста в целом, который выглядит примерно так:
1) выяснение фонетико-интонационных особенностей текста, приемов звуковой его инструментовки (на этом этапе полезно прослушивание профессионального чтения – аудиозаписи (или несколько вариантов), например в 5 классе, прослушали три варианта прочтения басни «Ворона и лисица» И.А. Крылова, а в 6 классе профессиональный комментарий и чтение стихотворения Пушкина «Зимнее утро» и т.д.
2) анализ экспрессивных средств словообразования.
3) лексические образные средства.
4) грамматические (морфологические, синтаксические) средства усиления изобразительности текста
5) особенности графического (орфографического, пунктуационного) оформления текста
Другая разновидность уроков литературы – уроки, построенные на наблюдении за тем, как выдающиеся мастера слова работают над языком своих произведений, тщательно отбирая слова, языковые конструкции. Например, в 5 классе, сравниваем и сопоставляем стихотворения А.А.Фета «Печальная берёза…» и стихотворение С.Есенина «Белая берёза». В 6 классе сопоставительный анализ чернового варианта и окончательного текста стихотворения Пушкина «Узник» наглядно показывает детям суть процесса совершенствования художественного текста. В седьмом классе предполагается развитие и закрепление навыков анализа художественного текста, полученных в пятом и шестом классах. Дети знакомы с функционированием выразительных средств языка в произведениях различных функционально-смысловых типов; с приемами и средствами отражения плана автора и персонажа в тексте; умеют писать сочинения, основанные на взаимодействии элементов разных функционально-смысловых типов, а также сочинения на свободную тему и по литературному материалу с элементами рассуждения. В седьмом классе анализ художественного текста предполагает выход к осмыслению индивидуально-авторской специфики в однотипных текстах; углубление и закрепление навыков анализа текста, определяющегося в первую очередь, стилистическими особенностями
Исследование, изучение текста не сводится только к урокам развития речи, изучение текста можно представлять в виде исследовательских работ. Не стоит забывать, что исследование предполагает определённую структуру, и дети усваивают её:
Компаративный анализ художественного текста- Сравнительно- историческое литературоведение, которое исследует общее и различное, связи и влияние литератур разных стран друг на друга.
Элементы компаративного анализа могут быть использованы во время:
- сравнительного анализа оригинального произведения и его перевода;
-сравнения оригинального произведения и нескольких его переводов;
-сравнения разнонациональных литературных явлений на уровне их происхождения;
-рассмотрения творческих связей между писателями разных литератур;
-анализа произведений одного направления, школы, течения;
-изучения разнонациональных произведений, близких по теме, идее, сюжету, проблематике, образам, особенностям поэтики.
Таким образом, уже в среднем звене общеобразовательной школы исследование художественного произведения как феномена словесного искусства в единстве его формы и содержания позволяет постепенно познакомить учащихся с основными принципами комплексного (лингвопоэтического) анализа художественного текста, научить постигать неисчерпаемое содержание художественного произведения, опираясь на анализ его языковых форм, способствовать повышению уровня речевой и читательской культуры учащихся на основе углубленного изучения поэтики слова и развивать исследовательские, творческие способности учащихся.