методы и формы оценивания
основные методы оценивания УДД в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
основные этапы развития УДД | 39.57 КБ |
результаты | 13.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные этапы развития УУД
Рассмотрим развитие УУД в начальной школе как процесс, проходящий в три основных этапа.
1 этап - «Представление» – выполнение действий по образцу, интуитивное применение способа на основе многократных применений близких образцов, аналогий и т.д. На этапе «Представления» ученик в большинстве случаев не готов различать существенные и несущественные стороны выполняемого действия, может выполнить его с опорой на образец на конкретном предметном материале. Например, неоднократно выполнив на уроке вместе с учителем сравнение объектов по цвету, размеру или форме, ребенок может самостоятельно выполнить сравнение по тем же критериям на подобном материале в рамках той же предметной области.
2 этап - «Способ» – осознанное применение способа при выполнении учебного действия. На этом этапе ученик ориентируется на назначение и существенные аспекты способа. Знает и выполняет определенную последовательность действий, приводящую к нужному результату. Может описать эту последовательность словами, не опираясь на конкретный предметный материал. Например, ребенок знает, что для того, чтобы сравнить, он должен ответить себе на следующие вопросы:
- Зачем мне необходимо сравнивать эти предметы (цель и объекты сравнения)?
- По каким признакам я их сравниваю? (выделенные признаки сравнения)
- Есть ли сходства по этим признакам? Есть ли различия по этим признакам у этих предметов? (сопоставление)
- Что я узнал, сравнивая объекты? (вывод)
3 этап – «УУД» На этом этапе ученик готов сознательно выбирать и применять тот или иной способ, ориентируясь на цель и условия учебной деятельности, этап её реализации. Ученик не только сознательно соотносит способ и цель своей учебной деятельности, но и выстраивает саму деятельность под учебную цель, поскольку владеет представлениями и её структуре и имеет опыт самостоятельного построения отдельных этапов деятельности. Так, если целью детского мини – проекта, является получение информации о свойствах предмета (объекта), то у ребенка есть несколько способов достижения этой цели. Он может проанализировать отдельные элементы этого предмета и на основании этого сделать вывод о свойствах целого. Также он может сравнивать этот предмет с другими известными ему и на основании этого сделать вывод о свойствах. Или он может пойти по дедуктивному пути: посмотреть, к какой группе понятий относится этот предмет, и на основании этого сделать вывод об интересующих его свойствах и достичь цели мини – проекта. То есть, на этом этапе овладения УУД ребенок не только знает несколько способов достижения цели, но и может выбрать наиболее оптимальный в данных условиях.
Три этапа развития УУД являются одновременно тремя уровнями сформированности УУД для начальной школы.
Показатели мониторинга метапредметных УУД в начальной школе
В значительной степени достижение данного образовательного результата связано с развитием метапредметных УУД.
Мета (от греч. meta – после, за, через) – первая составная часть сложных слов, обозначающая следование, за чем либо, переход к чему-либо другому, превращение. Применительно к образовательным результатам приставка «мета-» означает более высокий по сравнению с узкопредметным , «обобщающий» уровень способностей и знаний, приобретаемых учащимися.
Метапредметные УУД могут быть разделены на три группы:
- познавательные;
- регулятивные;
- коммуникативные.
Показатели мониторинга метапредметных УУД в начальной школе:
Регулятивные УУД
- Умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи.
- Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи.
- Умение определять наиболее эффективные способы достижениярезультата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения.
- Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии поставленной задачей.
- Умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности.
- Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки.
- Умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективыв учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
- Умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.
Познавательные УУД
- Умение осуществлять логическое действие «анализ» с выделением существенных и несущественных признаков.
- Умение составлять логическое действие «синтез».
- Умение осуществлять логическое действие «сравнение» по заданным, самостоятельно выбранным критериям.
- Умение осуществлять логическое действие «классификация» по заданным и самостоятельно выбранным критериям.
- Умение осуществлять логическое действие «обобщение».
- Умение устанавливать аналогии.
- Умение устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений.
- Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение).
- Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (дедуктивное умозаключение).
- Умение подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их обобщения.
- Умение давать определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений.
- Умение использовать знаково – символические средства для создания моделей изучаемых объектов, процессов для решения задач.
- Умение находить существенные связи между межпредметнымипонятиями, систематизировать и обобщать понятия.
- Умение обобщить текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям, представлениям, точкам зрения.
- Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем.
- Умение оценить информацию с точки зрения её целесообразности в решении познавательной или коммуникативной задачи.
- Умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием.
Коммуникативные УУД
- Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации.
- Умение формулировать точку зрения.
- Умение аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации).
- Умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимые сведения.
- Умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности.
- Умение адекватно оценить поведение окружающих (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи.
- Умение адекватно оценить собственное поведение (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи.
В качестве показателей мониторинга рассматриваются 34 умения. Перечень показателей составлен на основе общего списка метапредметных УУД, содержащихся в ФГОС НОО. От 1 к 3 классу число показателей в проводимом мониторинге постепенно увеличивается. В полном объеме 34 показателя изучаются, и анализируются, в мониторинге начиная с 3 класса.
Программа мониторинга метапредметных УУД
Цель мониторинга – отслеживание процесса формирования метапредметных УУД учащихся 1 – 4 классов для проектирования учебного процесса и принятия своевременных управленческих решений.
Задачи мониторинга:
- Определение уровня сформированности метапредметных УУД каждого ученика на разных этапах обучения в начальной школе.
- Отслеживание индивидуальной динамики продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатам.
- Определение проблемных зон в решении задач образования учащихся и определение возможных путей их ликвидации.
- Разработка стратегии помощи учащихся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД.
- Определение успешности работы педагога по формированию метапредметных УУД учащихся.
- Постановка задач по совершенствованию образовательного процесса в классе, параллели, звене школы и подбор педагогических и управленческих средств их достижения.
Предмет мониторинга: метапредметные УУД на различных этапах своего развития: 1 и 2 класс – этап «Представление», 3 класс - этапа «Способа», 4 класс – этап «УУД».
Участники мониторинга
Респондентами в данном мониторинге являются сами учащиеся. То есть, мы получаем информацию о сформированности метапредметных УУД, предлагая диагностические задания самим ученикам.
Исполнителями, проводящими основные этапы мониторинга, и одновременно основными потребителями информации являются педагоги начальной школы.
В качестве дополнительных адресатов выступают: завучи и директора начальной школы, а также родители учащихся.
Периодичность
Мониторинг проводится 1 раз в год, в начале апреля каждого учебного года. В 1 классе проводится 2 диагностические процедуры: в сентябре – методика «Школьный старт», позволяющая поставить педагогические задачи на адаптационный период, и в апреле – первый срез мониторинга. На основе анализа данных оценивается успешность работы на прошедший период, и ставятся задачи работы с учащимися на предстоящий год.
Учебно-методический комплект «Учимся учиться и действовать» является продолжением программы «Школьный старт» и представляет собой программу педагогического мониторинга развития универсальных учебных действий учащихся 1–4 классов. В программе реализуется комплексный психолого-педагогический подход к отслеживанию и оценке процесса развития ребенка с первых недель его обучения в начальной школе и до конца 4 класса. Авторы комплекта:
Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, под редакцией к.психол.н. М.Р. Битяновой (Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», г. Москва), к.п.н. С.Г. Яковлевой.
Количество УУД и уровень их изучения в мониторинге 1 класса
Класс | Число показателей в мониторинге | Базовый уровень сформированности показателей | Повышенный уровень сформированности |
1 | 8 | «Представление» | нет |
Характеристика диагностических процедур
В качестве основного инструмента в мониторинге используются специально разработанные диагностические задания предметного или межпредметного характера. Задания составлены на материале четырёх предметов: русский язык, математика, окружающий мир, технология.
Заданий в мониторинге по числу значительно больше, чем диагностируемых умений. Так, в мониторинге 1 класса изучается уровень сформированности 8 метапредметных умений и для этого используется 48 диагностических заданий. Для изучения каждого умения используется материал 2-х предметов и по каждому предмету – 3 взаимосвязанных задания, именуемых диагностическим модулем.
Внутри модуля каждое задание имеет свою диагностическую направленность:
1 задание модуля направлено на изучение способности учащихся практически, выполнять учебные задания, в основании которых лежит тот или иной метапредметный способ действия. Кратко этот тип заданий обозначается как задания на «выполнение».
2 задание модуля направлено на изучение способности учащихся, ориентироваться на существенные условия способа, который лежит в основе учебного задания. Этот тип заданий кратко обозначается как задания на «ориентации».
3 задание модуля направлено на изучение способности учащихся словесно, описывать способ действия, лежащий в основе учебного задания. Его краткое название – задание на «описание».
Таким образом, сформированность каждого умения рассматривается с точки зрения 3-х критериев: выполнения, ориентации в способе и его описания.
Исключение составляют КИМы 1 класса. В них для изучения каждого умения также использовано 3 задания, одно из которых проверяет «выполнение», а два других - «ориентацию». Это связано с объективно низкой готовностью учащихся, только что начавших систематическое обучение, словесно описывать способ действия.
- Мониторинг 1 класса
Все диагностические задания сгруппированы в единую рабочую тетрадь. Для повышения мотивации учащихся в работе с диагностическими заданиями и создания ситуации погружения разработаны игровые темы для каждой рабочей тетради. Так, задания мониторинга для 1 класса объединяет тема «Зелёная школа». Диагностический модуль – это сюжетно – игровая ситуация в рамках общей темы, в контексте которой ученику нужно выполнить те или иные задания.
Предметом мониторинга развития метапредметных УУД учащихся 1 – го класса являются 8 умений: 2 – регулятивных и 6 – познавательных.
В структуре рабочей тетради представлены:
- Входной модуль с заданиями, проверяющими способность учащегося самостоятельно работать с несложными инструкциями. Всего 6 заданий.
- 16 диагностических модулей для изучения уровня развития метапредметных умений. Для каждого умения разработано 2 модуля на разном предметном материале.
- Бланк первичной обработки результатов (с ним работает только учитель).
Все 16 модулей имеют одинаковую структуру: введение, образец, три диагностических задания (А, Б, В) и дополнительное задание, адресованное ребенку от имени одного из героев истории.
Ниже подробно описано назначение каждого элемента.
Образец – это схематическое изображение, иллюстрация диагностируемого УУД. Его наличие обусловлено тем, что в первом и втором классах целью мониторинга является диагностика первого этапа развития УУД – выполнения действий по образцу (владение на уровне «представления»).
Задание А направлено на изучение способности учащихся практически выполнять учебные задания, в основании которых лежит диагностируемое в данном модуле умение. Кратко этот тип заданий обозначается как задания на «выполнение».
Задания Б и В направлены на изучение способности учащихся ориентироваться на существенные условия способа, который лежит в основе учебного задания. Этот тип заданий кратко обозначается как задания на «ориентацию».
Дополнительное задание адресовано, в первую очередь. Детям, которые быстрее других справились с заданиями А, Б и В. Его выполнение носит необязательный характер, а результаты не оцениваются.
Обработка и анализ результатов мониторинга
- Об ученике – информация по каждому умению и рейтинг умений.
- О классе – выявление групп учащихся по уровню сформированности различных умений и рейтинг умений по классу в целом.
Рассмотрим способы обработки и представление результатов в 1 классе.
- Составление мини - таблицы для каждого из восьми умений, вошедших в мониторинг по каждому ученику
- Составление сводной таблицы мониторинга всего класса
- Составление диаграммы рейтинга умений по классу
- Составление рейтинга сформированности восьми УУД для каждого ребенка
- Выявление групп учащихся по результатам выполнения задание «на выполнение» и на «ориентацию» для каждого умения (Приложение 6, 7)
- Индивидуальные результаты мониторинга метапредметных УУД
Анализ индивидуальных результатов позволяет педагогу решить несколько важнейших задач:
- Помогает выявить, какого рода задания вызывают у ребенка большие трудности.
- Анализ рейтинга всех восьми умений по таблице рейтингов поможет учителю определить приоритеты в работе с тем или иным учеником.
- Работа с индивидуальными данными дает возможность посмотреть на темп выполнения ребенком диагностических заданий.
- Работа с индивидуальными результатами помогает понять, есть ли необходимость привлечь к работе с ребенком таких специалистов, как психолог и дефектолог (логопед).
- Сравнить результаты диагностики по методике «Школьный старт», проведенной в сентябре, с результатами мониторинга УУД, получить и проанализировать информацию о динамике развития универсальных учебных умений ребенка.
Анализ результатов по классу в целом дает возможность педагогу грамотно спланировать работу по развитию метапредметных УУД с учетом уровня развития отдельных умений. Для организации групповой работы на уроке, дифференциация заданий по содержанию и уровню сложности мониторинг позволяет выявить группы учащихся по каждому умению. Группы создаются в соответствии с результатами выполнения заданий. Это очень важная информация, которая позволит учителю подобрать для той или иной группы детей необходимые для их развития задания, образовательные ситуации, формы и методы работы на уроке, задать нужную степень самостоятельности и т. д.
Мониторинг формирования и развития метапредметных УУД – это важный момент в подведении педагогом итогов работы за год и постановке задач работы на предстоящий год.
Анализ результатов мониторинга
Результаты мониторингового среза первого класса - это объективная психолого-педагогическая информация о том, как на данный момент развиваются УУД у каждого ребенка и класса в целом.
Важнейшей проблемой начальной школы является адаптация первоклассника к школьной жизни. Правильно организованная работа по этой проблеме – залог успешного обучения детей. В течение 3-4 недели обучения был проведен мониторинг «Школьный старт»
Результаты мониторинга:
Высокий уровень: 2 чел. (11%)
Выше среднего: 1 чел. (21%)
Средний уровень: 2 чел. (54%)
Ниже среднего уровня: 1 чел. (14%)
В апреле, мае 2019 учебного года был проведен мониторинг по отслеживанию метапредметных УУД.
- Личностные УУД
- Мотивация учебной деятельности
Высокий, положительный, хороший уровень – 91%
Низкий уровень – 9%
- Самооценка
Завышенная – 14%
Адекватная – 71%
Заниженная – 14%
- Коммуникативные УУД
- Доверительные и конструктивные отношения со сверстниками продемонстрировали – 50%
- Договариваться и осуществлять сотрудничество – 36%
- Не умеют работать в парах – 14%
- Регулятивные УУД
- Умение ориентироваться на заданную систему требований, умение сознательно контролировать свои действия – 64%
- Недостаточно развита ориентировка на систему требований, обусловленная невысоким уровнем развития произвольности – 29%
- Низкий уровень регуляции действий – 7%
- Познавательные УУД
- Выделение существенных признаков (логические УУД)
Высокий уровень – 29%
Средний уровень – 43%
Низкий уровень – 29%
- Логическое мышление – анализ и сравнение
Высокий уровень – 29%
Средний уровень – 36%
Низкий уровень – 43%
Таким образом, ежегодное отслеживание развития и формирования УУД даст мне неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ребенка.
Методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
Предварительный просмотр:
Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений
Годы | Кол-во учащихся | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Уровень сформированности личностных действий | ||||
2018-2019 | 6 | 33% | 49% | 18% |
2019-2020 | 9 | 48% | 52% | 0% |
Вывод: положительная динамика наблюдается в уровне сформированности личностных качеств с 2019г. уровень мотивации повысился на 28%. Учащиеся могут оценивать ситуации, дают оценку поступкам с позиции известных правил, имеют положительное отношение к школе | ||||
Уровень сформированности познавательных действий | ||||
2018-2019 | 6 | 33% | 51% | 16% |
2019-2020 | 9 | 38% | 55% | 7% |
Вывод: результаты показывают, преобладает средний уровень познавательных действий и повысился на 18%. Для большинства учащихся характерно сочетание положительного отношения к школе и наличие познавательных мотивов. | ||||
Уровень сформированности регулятивных действий | ||||
2018-2019 | 6 | 28% | 48% | 24% |
2019-2020 | 9 | 36% | 58% | 7% |
Вывод: большинство учащихся не испытывают трудностей в усвоении материала, могут планировать деятельность и контролировать свои действия. Уровень повысился на 35%. | ||||
Уровень сформированности коммуникативных действий | ||||
2018-2019 | 6 | 22% | 67% | 11% |
2019-2020 | 9 | 31% | 59% | 10% |
Вывод: результаты мониторинга показали, что высокий уровень УУД 48 % учащихся.За прошедший учебный год и первую четверть уровень сформированности УУД повысился на 18%.Учащиеся хорошо усваивают учебную программу, умеют слушать, вступать диалог и сотрудничать. |
Дата:_________2020 г
Директор ОУ_________О.Д. Таряшинова