методы и формы оценивания

Халхаева Зоя Михайловна

основные методы оценивания УДД в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл основные этапы развития УДД39.57 КБ
Файл результаты13.27 КБ

Предварительный просмотр:

Основные этапы развития УУД

Рассмотрим развитие УУД в начальной школе как процесс, проходящий в три основных этапа.

1 этап - «Представление» – выполнение действий по образцу, интуитивное применение способа на основе многократных применений близких образцов, аналогий и т.д. На этапе «Представления» ученик в большинстве случаев не готов различать существенные и несущественные стороны выполняемого действия, может выполнить его с опорой на образец на конкретном предметном материале. Например, неоднократно выполнив на уроке вместе с учителем сравнение объектов по цвету, размеру или форме, ребенок может самостоятельно выполнить сравнение по тем же критериям на подобном материале в рамках той же предметной области.

2 этап - «Способ» – осознанное применение способа при выполнении учебного действия. На этом этапе ученик ориентируется на назначение и существенные аспекты способа. Знает и выполняет определенную последовательность действий, приводящую к нужному результату. Может описать эту последовательность словами, не опираясь на конкретный предметный материал. Например, ребенок знает, что для того, чтобы сравнить, он должен ответить себе на следующие вопросы:

  1. Зачем мне необходимо сравнивать эти предметы (цель и объекты сравнения)?
  2. По каким признакам я их сравниваю? (выделенные признаки сравнения)
  3. Есть ли сходства по этим признакам? Есть ли различия по этим признакам у этих предметов? (сопоставление)
  4. Что я узнал, сравнивая объекты? (вывод)

3 этап – «УУД» На этом этапе ученик готов сознательно выбирать и применять тот или иной способ, ориентируясь на цель и условия учебной деятельности, этап её реализации. Ученик не только сознательно соотносит способ и цель своей учебной деятельности, но и выстраивает саму деятельность под учебную цель, поскольку владеет представлениями и её структуре и имеет опыт самостоятельного построения отдельных этапов деятельности. Так, если целью детского мини – проекта, является получение информации о свойствах предмета (объекта), то у ребенка есть несколько способов достижения этой цели. Он может проанализировать отдельные элементы этого предмета и на основании этого сделать вывод о свойствах целого. Также он может сравнивать этот предмет с другими известными ему и на основании этого сделать вывод о свойствах. Или он может пойти по дедуктивному пути: посмотреть, к какой группе понятий относится этот предмет, и на основании этого сделать вывод об интересующих его свойствах и достичь цели мини – проекта. То есть, на этом этапе овладения УУД ребенок не только знает несколько способов достижения цели, но и может выбрать наиболее оптимальный в данных условиях.

Три этапа развития УУД являются одновременно тремя уровнями сформированности УУД для начальной школы.

Показатели мониторинга метапредметных УУД в начальной школе

В значительной степени достижение данного образовательного результата связано с развитием метапредметных УУД.

Мета (от греч. meta – после, за, через) – первая составная часть сложных слов, обозначающая следование,  за чем либо, переход к чему-либо другому, превращение. Применительно к образовательным результатам приставка «мета-» означает более высокий по сравнению с узкопредметным , «обобщающий» уровень способностей и знаний, приобретаемых учащимися.

Метапредметные УУД могут быть разделены на три группы:

  • познавательные;
  • регулятивные;
  • коммуникативные.

Показатели мониторинга метапредметных УУД в начальной школе:

Регулятивные УУД

  1. Умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи.
  2. Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи.
  3. Умение определять наиболее эффективные способы достижениярезультата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения.
  4. Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии поставленной задачей.
  5. Умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности.
  6. Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки.
  7. Умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективыв учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
  8. Умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.

Познавательные УУД

  1. Умение осуществлять логическое действие «анализ» с выделением существенных и несущественных признаков.
  2. Умение составлять логическое действие «синтез».
  3. Умение осуществлять логическое действие «сравнение» по заданным, самостоятельно выбранным критериям.
  4. Умение осуществлять логическое действие «классификация» по заданным и самостоятельно выбранным критериям.
  5. Умение осуществлять логическое действие «обобщение».
  6. Умение устанавливать аналогии.
  7. Умение устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений.
  8. Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение).
  9. Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (дедуктивное умозаключение).
  10. Умение подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их обобщения.
  11.  Умение давать определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений.
  12.  Умение использовать знаково – символические средства для создания  моделей изучаемых объектов, процессов для решения задач.
  13.  Умение находить существенные связи между межпредметнымипонятиями, систематизировать и обобщать понятия.
  14.  Умение обобщить текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям, представлениям, точкам зрения.
  15.  Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем.
  16.  Умение оценить информацию с точки зрения её целесообразности в решении познавательной или коммуникативной задачи.
  17.  Умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием.

Коммуникативные УУД

  1. Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации.
  2. Умение формулировать точку зрения.
  3. Умение аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации).
  4. Умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимые сведения.
  5. Умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности.
  6. Умение адекватно оценить поведение окружающих (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи.
  7. Умение адекватно оценить собственное поведение (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи.

В качестве показателей мониторинга рассматриваются 34 умения. Перечень показателей составлен на основе общего списка метапредметных УУД, содержащихся в ФГОС НОО. От 1 к 3 классу число показателей в проводимом мониторинге постепенно увеличивается. В полном объеме 34 показателя изучаются, и анализируются, в мониторинге начиная с 3 класса.

Программа мониторинга метапредметных УУД

Цель мониторинга – отслеживание процесса формирования метапредметных УУД учащихся 1 – 4 классов для проектирования учебного процесса и принятия своевременных управленческих решений.

Задачи мониторинга:

  1. Определение уровня сформированности метапредметных УУД каждого ученика на разных этапах обучения в начальной школе.
  2. Отслеживание индивидуальной динамики продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатам.
  3. Определение проблемных зон в решении задач образования учащихся и определение возможных путей их ликвидации.
  4. Разработка стратегии помощи учащихся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД.
  5. Определение успешности работы педагога по формированию метапредметных УУД учащихся.
  6. Постановка задач по совершенствованию образовательного процесса в классе, параллели, звене школы и подбор педагогических и управленческих средств их достижения.

Предмет мониторинга: метапредметные УУД на различных этапах своего развития: 1 и 2 класс – этап «Представление», 3 класс - этапа «Способа», 4 класс – этап «УУД».

Участники мониторинга

Респондентами в данном мониторинге являются сами учащиеся. То есть, мы получаем информацию о сформированности метапредметных УУД, предлагая диагностические задания самим ученикам.

Исполнителями, проводящими основные этапы мониторинга, и одновременно основными потребителями информации являются педагоги начальной школы.

В качестве дополнительных адресатов выступают: завучи и директора начальной школы, а также родители учащихся.

Периодичность

Мониторинг проводится 1 раз в год, в начале апреля каждого учебного года. В 1 классе проводится 2 диагностические процедуры: в сентябре – методика «Школьный старт», позволяющая поставить педагогические задачи на адаптационный период, и в апреле – первый срез мониторинга. На основе анализа данных оценивается успешность работы на прошедший период, и ставятся задачи работы с учащимися на предстоящий год.

Учебно-методический комплект  «Учимся учиться и действовать» является продолжением программы «Школьный старт» и представляет собой программу педагогического мониторинга развития универсальных учебных действий учащихся 1–4 классов. В программе реализуется комплексный психолого-педагогический подход к отслеживанию и оценке процесса развития ребенка с первых недель его обучения в начальной школе и до конца 4 класса. Авторы комплекта: 
Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, под редакцией к.психол.н. М.Р. Битяновой (Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», г. Москва), к.п.н. С.Г. Яковлевой.

Количество УУД и уровень их изучения в мониторинге 1 класса

Класс

Число показателей

в мониторинге

Базовый уровень

сформированности показателей

Повышенный уровень

сформированности

1

8

«Представление»

нет

Характеристика диагностических процедур

В качестве основного инструмента в мониторинге используются специально разработанные диагностические задания предметного или межпредметного характера. Задания составлены на материале четырёх предметов: русский язык, математика, окружающий мир, технология.

Заданий в мониторинге по числу значительно больше, чем диагностируемых умений. Так, в мониторинге 1 класса изучается уровень сформированности 8 метапредметных умений и для этого используется 48 диагностических заданий. Для изучения каждого умения используется материал 2-х предметов и по каждому предмету – 3 взаимосвязанных задания, именуемых диагностическим модулем.

Внутри модуля каждое задание имеет свою диагностическую направленность:

1 задание модуля направлено на изучение способности учащихся практически, выполнять учебные задания, в основании которых лежит тот или иной метапредметный способ действия. Кратко этот тип заданий обозначается как задания на «выполнение».

2 задание модуля направлено на изучение способности учащихся, ориентироваться на существенные условия способа, который лежит в основе учебного задания. Этот тип заданий кратко обозначается как задания на «ориентации».

3 задание модуля направлено на изучение способности учащихся словесно, описывать способ действия, лежащий в основе учебного задания. Его краткое название – задание на «описание».

Таким образом, сформированность каждого умения рассматривается с точки зрения 3-х критериев: выполнения, ориентации в способе и его описания.

Исключение составляют КИМы 1 класса. В них для изучения каждого умения также использовано 3 задания, одно из которых проверяет «выполнение», а два других - «ориентацию». Это связано с объективно низкой готовностью учащихся, только что начавших систематическое обучение, словесно описывать способ действия.

  1. Мониторинг 1 класса

Все диагностические задания сгруппированы в единую рабочую тетрадь. Для повышения мотивации учащихся в работе с диагностическими заданиями и создания ситуации погружения разработаны игровые темы для каждой рабочей тетради. Так, задания мониторинга для 1 класса объединяет тема «Зелёная школа». Диагностический модуль – это сюжетно – игровая ситуация в рамках общей темы, в контексте которой ученику нужно выполнить те или иные задания.

Предметом мониторинга развития метапредметных УУД учащихся 1 – го класса являются 8 умений: 2 – регулятивных и 6 – познавательных.

В структуре рабочей тетради представлены:

  1. Входной модуль с заданиями, проверяющими способность учащегося самостоятельно работать с несложными инструкциями. Всего 6 заданий.
  2. 16 диагностических модулей для изучения уровня развития метапредметных умений. Для каждого умения разработано 2 модуля на разном предметном материале.
  3. Бланк первичной обработки результатов (с ним работает только учитель).

Все 16 модулей имеют одинаковую структуру: введение, образец, три диагностических задания (А, Б, В) и дополнительное задание, адресованное ребенку от имени одного из героев истории.

Ниже подробно описано назначение каждого элемента.

Образец – это схематическое изображение, иллюстрация диагностируемого УУД. Его наличие обусловлено тем, что в первом и втором классах целью мониторинга является диагностика первого этапа развития УУД – выполнения действий по образцу (владение на уровне «представления»).

Задание А направлено на изучение способности учащихся практически выполнять учебные задания, в основании которых лежит диагностируемое в данном модуле умение. Кратко этот тип заданий обозначается как задания на «выполнение».

Задания Б и В направлены на изучение способности учащихся ориентироваться на существенные условия способа, который лежит в основе учебного задания. Этот тип заданий кратко обозначается как задания на «ориентацию».

Дополнительное задание адресовано, в первую очередь. Детям, которые быстрее других справились с заданиями А, Б и В. Его выполнение носит необязательный характер, а результаты не оцениваются.

        

Обработка и анализ результатов мониторинга

  1. Об ученике – информация по каждому умению и рейтинг умений.
  2. О классе – выявление групп учащихся по уровню сформированности различных умений и рейтинг умений по классу в целом.

Рассмотрим способы обработки и представление результатов в 1 классе.

  1. Составление мини - таблицы для каждого из восьми умений, вошедших в мониторинг по каждому ученику
  2. Составление сводной таблицы мониторинга всего класса
  3. Составление диаграммы рейтинга умений по классу
  4. Составление рейтинга сформированности восьми УУД для каждого ребенка
  5. Выявление групп учащихся по результатам выполнения задание «на выполнение» и на «ориентацию» для каждого умения (Приложение 6, 7)
  6. Индивидуальные результаты мониторинга метапредметных УУД

Анализ индивидуальных результатов позволяет педагогу решить несколько важнейших задач:

  1. Помогает выявить, какого рода задания вызывают у ребенка большие трудности.
  2. Анализ рейтинга всех восьми умений по таблице рейтингов поможет учителю определить приоритеты в работе с тем или иным учеником.
  3. Работа с индивидуальными данными дает возможность посмотреть на темп выполнения ребенком диагностических заданий.
  4. Работа с индивидуальными результатами помогает понять, есть ли необходимость привлечь к работе с ребенком таких специалистов, как психолог и дефектолог (логопед).
  5. Сравнить результаты диагностики по методике «Школьный старт», проведенной в сентябре, с результатами мониторинга УУД, получить и проанализировать информацию о динамике развития универсальных учебных умений ребенка.

Анализ результатов по классу в целом дает возможность педагогу грамотно спланировать работу по развитию метапредметных УУД с учетом уровня развития отдельных умений. Для организации групповой работы на уроке, дифференциация заданий по содержанию и уровню сложности мониторинг позволяет выявить группы учащихся по каждому умению. Группы создаются в соответствии с результатами выполнения заданий. Это очень важная информация, которая позволит учителю подобрать для той или иной группы детей необходимые для их развития задания, образовательные ситуации, формы и методы работы на уроке, задать нужную степень самостоятельности и т. д.

Мониторинг формирования и развития метапредметных УУД – это важный момент в подведении педагогом итогов работы за год и постановке задач работы на предстоящий год.

Анализ результатов мониторинга

Результаты мониторингового среза первого класса - это объективная психолого-педагогическая информация о том, как на данный момент развиваются УУД у каждого ребенка и класса в целом.

Важнейшей проблемой начальной школы является адаптация первоклассника к школьной жизни. Правильно организованная работа по этой проблеме – залог успешного обучения детей. В течение 3-4 недели обучения был проведен мониторинг «Школьный старт»

     Результаты мониторинга:

Высокий уровень: 2 чел. (11%)

Выше среднего: 1 чел. (21%)

Средний уровень: 2 чел. (54%)

Ниже среднего уровня: 1 чел. (14%)

    В апреле, мае 2019 учебного года был проведен мониторинг по отслеживанию метапредметных УУД.

  1. Личностные УУД
  • Мотивация учебной деятельности

Высокий, положительный, хороший уровень – 91%

Низкий уровень – 9%

  • Самооценка

Завышенная – 14%

Адекватная  – 71%

Заниженная – 14%

  1. Коммуникативные УУД
  • Доверительные и конструктивные отношения со сверстниками продемонстрировали – 50%
  • Договариваться и осуществлять сотрудничество – 36%
  • Не умеют работать в парах – 14%
  1. Регулятивные УУД
  • Умение ориентироваться на заданную систему требований, умение сознательно контролировать свои действия – 64%
  • Недостаточно развита ориентировка на систему требований, обусловленная невысоким уровнем развития произвольности – 29%
  • Низкий уровень регуляции действий – 7%
  1. Познавательные УУД
  • Выделение существенных признаков (логические УУД)

Высокий уровень – 29%

Средний уровень – 43%

Низкий уровень – 29%

  • Логическое мышление – анализ и сравнение

Высокий уровень – 29%

Средний уровень – 36%

Низкий уровень – 43%

Таким образом, ежегодное отслеживание развития и формирования УУД даст мне неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ребенка.

Методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.



Предварительный просмотр:

Результаты мониторинга  метапредметных и личностных достижений

Годы

Кол-во учащихся

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Уровень сформированности личностных действий

2018-2019

6

33%

49%

18%

2019-2020

9

48%

52%

0%

Вывод: положительная динамика наблюдается в уровне сформированности личностных качеств с 2019г. уровень мотивации повысился на 28%. Учащиеся могут оценивать ситуации, дают оценку поступкам с позиции известных правил, имеют  положительное отношение к школе

Уровень сформированности познавательных действий

2018-2019

6

33%

51%

16%

2019-2020

9

38%

55%

7%

Вывод: результаты показывают, преобладает средний уровень познавательных действий и   повысился на 18%. Для большинства учащихся характерно сочетание положительного отношения к школе и  наличие познавательных мотивов.

Уровень сформированности регулятивных действий

2018-2019

6

28%

48%

24%

2019-2020

9

36%

58%

7%

Вывод: большинство учащихся не испытывают трудностей в  усвоении материала, могут планировать деятельность и контролировать  свои действия. Уровень повысился на 35%.

Уровень сформированности коммуникативных действий

2018-2019

6

22%

67%

11%

2019-2020

9

31%

59%

10%

Вывод: результаты мониторинга показали, что высокий уровень УУД 48 % учащихся.За прошедший учебный год и первую четверть  уровень сформированности УУД повысился на 18%.Учащиеся хорошо усваивают учебную программу, умеют слушать, вступать диалог и сотрудничать.

Дата:_________2020 г

Директор ОУ_________О.Д. Таряшинова