Классные часы

Байбакова Альфия Хаджиевна

В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди молодёжи получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, школу. Поэтому, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное общеобразовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 6»

СП №4

КЛАССНЫЙ ЧАС

посвященный 200 летию И.С.ТУРГЕНЕВУ

      Классный руководитель: Байбакова А.Х.

      группа: 1С9

г. Москва- 2018 г.

Цель:

-способствовать приобщению учащихся к жизни и творчеству И.С. Тургенева;

-учить аргументировать высказывать свое мнение;

- воспитывать уважение к литературному наследию России.

Место проведения: кабинет №28.

Участники: группа 1С9;

Задачи:

-расширять и углублять знания учащихся о И.С. Тургеневе и его творчестве;

-развивать речь, умение слушать, творческие способности;

-формировать умение работать с информацией;

-содействовать развитию познавательных интересов, учащихся;

Оборудование: презентация по теме внеклассного мероприятия, оформленные, иллюстрации. Стенд с иллюстрациями «Неизвестный Тургенев И.С.»

Ход занятия

           Вступительное слово классного руководителя Байбаковой А.Х.

Выступление сотрудников библиотеки Чистяковой Л.В., Копелевич О.А.

И.С. Тургенев был великим классиком русской литературы, первым русским писателем, при жизни удостоившимся мировой известности.

Иван Сергеевич Тургенев родился в богатой дворянской семье.

По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, который брал свои корни со времён Ивана Грозного. Мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица.

Варвара Петровна Лутовиновамать писателя.

          Жизнь Варвары Петровны была не из легких… Одиночество, оскорбление, побои – вот её детство … В одну страшную ночь девушка бежала из дома… Полуодетая, пешком, прошла шестьдесят верст до Спасского. Там укрылась у дяди своего Ивана Ивановича, где ждала тоже несладкая жизнь – у крутого и скупого старика… Она прожила у дяди десять лет, ей шел двадцать седьмой, когда неожиданно обратилась она во владелицу тысяч крепостных, тысячи десятин орловских и тульских благодатных земель…

          Сергей Николаевич Тургенев соединял в себе разные качества предков: был прям и мужественен, очень красив, очень женолюбив…

          Село Спасское-Лутовиново, где прошли детские годы будущего писателя, находится в нескольких верстах от Мценска, уездного города Орловской губернии. Огромное барское поместье, в березовой роще, с усадьбой в виде подковы, с церковью напротив, с домом в сорок комнат, бесконечными службами, оранжереями, винными подвалами, кладовыми, конюшнями, со знаменитым парком и фруктовым садом.

          «Колыбель Тургенева» «1818 года, 28 октября, в понедельник, родился сын Иван, ростом 12 вершков, в Орле, в своем доме, в 12 часов утра».

Детство

           Родители заботились о воспитании трех сыновей. Когда Ивану было 4 года, семейство предприняло первое заграничное путешествие.

          Любимчик Ванечка стал беспокоить матушку с раннего возраста. И добр, и ласков, но уж очень прост и правдив до бесхитростности: что на уме, то и на языке.

          Иван в детстве свободно говорил на 3 языках и читал классиков французской, английской и немецкой литературы в оригинале.

Образование

           В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей.

           1833 год. Московский государственный университет. Словесное отделение.

            1834 – 1837 годы. Петербургский университет. Словесное отделение философского факультета

            В январе 1843 Тургенев поступает на службу в Министерство внутренних дел.

           1845 – подает в отставку.

                                                       И.С. Тургеневу 20 лет
уже написаны и напечатаны первые лирические стихи

           Европа (11-12 слайды) С 1839 г. И.С. Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в университете, занимается классическими языками, пишет стихи

           В Берлине общается с Т. Н. Грановским, Н. В. Станкевичем (1813-1840).     После короткого пребывания в России в январе 1840 отправляется в Италию, но с мая 1840 по май 1841 он вновь в Берлине, где знакомится с М. А. Бакуниным.

Полина Виардо.

          Осенью 1843г. Тургенев впервые услышал пение Полины Виардо и был буквально околдован её необыкновенным голосом и артистизмом. С этой минуты вся жизнь его, талант, богатство были положены к ногам этой женщины.

           Дочь знаменитого испанского тенора Мануэля Гарсиа. С детства знала театр, слушала оперы, росла среди аристократов. С 16 лет выступала. Лондон, Париж, Итальянская опера. Красотою не славилась. В разговоре жива, блестяща, смела. Характер имела властный. В Петербурге открыла гастроли «Севильским цирюльником» и имела потрясающий успех.

Тургенев во Франции

           Летом 1845 года Тургенев впервые отправился во Францию по приглашению госпожи Виардо. Там он познакомился и подружился с ее семьей.

Вторая Полина в жизни Тургенева.

          Хотя писатель и называл себя бессемейным бобылем, у него была дочь (1842-1919) – от мимолетной связи с белошвейкой своей матери, о существовании которой ему стало известно несколько лет спустя, в 1850 году, после возвращения из-за границы.

             Тургенев, узнав новость, сразу принял заботы о дочери на себя, а Полина Виардо, которой он сообщил об этом, предложила ему отправить девочку к ней. Та в 1850 году навсегда покинула Россию, превратившись из Пелагеи в Полину, и вскоре совершенно забыла русский язык, была воспитана вместе с детьми Виардо, которая сумела дать дочери Тургенева достойное дворянское воспитание и образование.

Роль П.Виардо на творчество И.Тургенева

            Сама Виардо заметила однажды в шутку: «Ни одна строка Тургенева не попала в печать прежде, чем он не познакомил меня с нею. Вы, русские, не знаете, насколько вы обязаны мне, что Тургенев продолжает писать и работать». Действительно, в 60-70-е годы Тургенев много времени уделяет литературному труду. Он пишет романы, повести, рассказы, стихи в прозе.

Творческая судьба Тургенева была прекрасна: всемирная известность пришла к нему при жизни, «он читан на всех языках, как Байрон, Шиллер, Гете и Диккенс». Но драматична и до конца непостижима его человеческая судьба: свою жизнь Тургенев разделил между Россией и Европой.

И. Тургенев – почетный доктор Оксфордского университета 

Творчество. Периодизация

1)1834-1848 годы

1834 год. Романтическая поэма «Стено»

1847 год. Первый опыт в прозе повесть «Андрей Колосов», «Бретер», «Три портрета»

1847 год. Очерк из «Записок охотника» (1852) – «Хорь и Калиныч». Тургенев первым ввел в литературу крестьянскую тему.

2) 1848-1859 годы

Ищет пути к большим прозаическим жанрам: от рассказов и очерков к повестям.

1854 год «Муму», «Постоялый двор»

1855 год «Рудин»

1858 год «Дворянское гнездо»

3) 1859-1862« Я никогда не мог творить из головы. Мне для того, чтобы вывести какое-нибудь вымышленное лицо, необходимо избрать себе живого человека, который служил бы мне как бы руководящей нитью»»

1858 год. Повесть «Ася».

1860 год. «Первая любовь»

1858 год «Дворянское гнездо»

1862 год «Отцы и дети»

4) . 1862 – 1869 годы

1867 год. Роман «Дым». Жизнь русских помещиков за границей и их полная социальная несостоятельность и оторванность от русской действительности.

5) 1869-1877(25 слайд)

Обращение к прошлому:

к семейной хронике (1870 год «Степной король Лир»).

к мотивам повестей 60-х годов (1872 год «Вешние воды»

1877 год. Роман «Новь» посвящен деятельность революционеров-народников. «Примирение» с русским обществом.

6) 1877-1883

Тяготеет к романтизму

1881 год «Песнь торжествующей любви»

1882 год. Цикл символических миниатюр «Senilia»

Список произведений И.С. Тургенева

Проза

«Рудин» (1855) роман

«Дворянское гнездо» (1858) роман

«Накануне» (1860) роман

«Отцы и дети» (1862) роман

«Дым» (1867) роман

«Новь» (1877) роман

«Андрей Колосов» (1844) повесть / рассказ

«Три портрета» (1845) повесть / рассказ

«Жид» (1846) повесть / рассказ

«Бретёр»(1847) повесть / рассказ

«Петушков» (1848) повесть / рассказ

«Дневник лишнего человека» (1849) повесть / рассказ

«Муму» (1852) повесть / рассказ

«Постоялый двор» (1852) повесть / рассказ

«Записки охотника» (сборник рассказов):

«Бежин луг» (1851)

«Бирюк»(1847)

«Бурмистр» (1847)

«Гамлет Щигровского уезда» (1848)

«Два помещика» (1847)

«Ермолай и мельничиха» (1847)

«Живые мощи» (1874)

«Касьян с Красивой мечи» (1851)

«Конец Чертопханова» (1871-72)

«Контора» (1847)

«Лебедянь» (1847)

«Лес и степь» (1848)

«Льгов» (1847)

«Малиновая вода» (1847)

«Мой сосед Радилов» (1847)

«Однодворец Овсянников» (1847)

«Певцы» (1850)

«Пётр Петрович Каратаев» (1864)

«Свидание» (1850)

«Смерть» (1847)

«Стучит!» (1873-74)

«Татьяна Борисовна и её племянник» (1847)

«Уездный лекарь» (1847)

«Хорь и Калиныч» (1846-47)

«Чертопханов и Недопюскин» (1848)

Смерть писателя

Смерть писателя

              Скончался Иван Сергеевич 22 августа 1883 года. Смерти предшествовало более чем полтора года мучительной болезни (рак спинного мозга).

              На церемонии отпевания присутствовал «целый мирок людей богатырского роста с расплывчатыми чертами лица, бородатых, как Бог-Отец, – подлинная Россия в миниатюре, о существовании которой в Париже и не подозревали».

             Тело писателя было отправлено в Россию и согласно завещанию похоронено на Волковом кладбище. Причем, в Петербурге ему устроили такое торжественное погребение, какого не видывали со времен кончины Пушкина. А в Париже на проводах гроба с телом писателя в Россию

французский писатель и публицист Эдмон Абу сказал: «Франция с гордостью усыновила бы Вас, если бы Вы того пожелали, но Вы всегда оставались верным России…». Могила И.С. Тургенева на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге.

Заключительное выступление сотрудника библиотеки Чистяковой Л.В..

           «Стихотворения в прозе» справедливо считаются заключительным аккордом литературной деятельности писателя. В них нашли отражение искания, раздумья, противоречия последних лет, тяжёлые переживания, личная неустроенность.

«Я никогда ни одной строчки в жизни не напечатал не на русском языке»

И.С. Тургенев

-  По решению ЮНЕСКО юбилей И.С. Тургенева включен в «Список памятных дат ЮНЕСКО, имеющих значение для всего человечества» на 2018 год.

- Надеюсь, сегодняшнее мероприятие было для вас полезным. И для того, чтобы закрепить некоторые моменты, давайте проведем рефлексию в форме небольшой викторины.

Викторина «200 лет со дня рождения Тургенева»

1. Как называлось имение, в котором прошло детство Тургенева? Ответ: Спасское-Лутовиново

2. Где Тургенев получил начальное образование?
Ответ: на дому

3. На каком языке велись разговоры в доме матери Тургенева, Варвары Петровны?
Ответ: исключительно на французском

4. В каком году был написан рассказ Тургенева «Муму»?
Ответ: в 1852 году

5. Закончите фразу Тургенева: «Берегите чистоту языка как…»
Ответ: святыню



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное общеобразовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 6»

СП №4

КЛАССНЫЙ ЧАС

ТЕМА: «ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

      Классный руководитель: Байбакова А.Х.

      группа: 1С9

г. Москва- 2018 г.

Цели:

-познакомить обучающихся с основными правами и обязанностями, записанными в Конституции РФ;

-учить аргументировать высказывать свое мнение;

- воспитывать уважение к российскому законодательству;

- формировать у обучающихся активную гражданскую позицию.

Место проведения: кабинет №28.

Участники: группа 1С9;

Задачи:

- развитие знаний о Конституции РФ;

- воспитание чувства патриотизма, долга, гордость за свою страну;

- формирование гражданско-правовой культуры у учащихся;

- привитие интереса к правам современной жизни в игровой форме.

Подготовительный период:

- подготовить группу обучающихся, которые будут участвовать в сценках.

-подготовить консультантов из числа обучающихся

Оборудование: презентация по теме внеклассного мероприятия, оформленные плакаты с определениями “Человек”, “Гражданин”, “Конституция”, высказывание - “Самое святое, что есть у Бога на земле, - это право.” И. Кант, нем. философ, XVIII–XIX вв., мини выставка на которой представлен текст основного закона страны с поправками и дополнениями за последние годы.

Оформление кабинета: на доске написано: 12 декабря – День Конституции Российской Федерации.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Занятие.

Приложение 1.

           Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации.

           Слово классного руководителя:

- 12 декабря мы вместе со всей страной будем отмечать День Конституции.

Что такое Конституция?

           В переводе с латинского это слово означает “устройство”. Согласно энциклопедическому словарю, конституция - это основной Закон государства, определяющий общественное и государственное устройство страны, порядок и принципы образования представительных (т.е. избираемых) органов власти, избирательную систему, права и обязанности граждан.

            Конституция – это основной закон государства. Он определяет все самое главное для нашей страны и ее граждан: какая власть осуществляется в нашей стране, какие органы власти ее реализуют, какие права и обязанности есть у наших граждан.

           Знать свои права и обязанности – это долг каждого гражданина России. Действовать в рамках Конституции – это значит думать о счастье, свободе, справедливости для себя и для всех.

Плакат- содержание с названиями глав Конституции.

             Сегодня мы поговорим о содержании второй главы Конституции “Права и свободы человека и гражданина”.

Ребята, а вы знаете, в чем отличие понятий “Человек” и “Гражданин”?

             Каждый человек является гражданином какого-либо государства. Эта принадлежность подтверждена в нашей стране следующими документами: свидетельством о рождении и паспортом.

            Вы уже знаете об основных правах Ребенка, которые закреплены в Международной Конвенции по правам Ребенка.

           А какие есть права у граждан России? Выберите и прикрепите их к доске. (Обучающиеся выбирают из наборов карточек на их столах те права, которые на их взгляд наиболее важны.)

           Примерные варианты ответов:

Право на жизнь.

Право на образование.

Право на труд и т.д.

Игра «Есть ли у меня право?»

Мы уже знаем, ребята, что все эти права принадлежат гражданам России.

А может ли этими правами воспользоваться кто-то другой?

Ситуационная задача №1:

 -Обучающийся приехал из Оренбургской области. Имеет ли право он обучаться в Москве? Подскажите, есть ли у него права или нет?

Ответ: Да, потому что ты гражданин России и имеешь право на образование;

Ситуационная задача №2

Перед зрителями появляется второй персонаж – иностранный гражданин.

Иностранный гражданин приехал из стран Африки. Хотел бы изучать язык и культуру народов России. Скажите, может ли он заниматься этим в нашей стране?

Ответ: Да, потому что культурные права распространяются как на граждан страны, так и на не граждан.

Ситуационная задача №3

Гражданин Туркмении прибыл в Россию. Скажите, может ли он и его друзья служить в Вооруженных силах России, чтобы защищать страну?

Ответ: В Вооруженных Силах России могут служить только граждане России.

       

Интерактивная беседа «Ваши права»

А теперь мы начинаем беседу «Ваши права». Если ответ на какой-либо вопрос вызовет у вас затруднение, то вы можете обратиться за помощью к консультантам.

        И так, посмотрите на карточки с перечисленными на них правами.

Все права делятся на четыре основные группы:

- личные или гражданские,

- социально-экономические,

- культурные,

- политические.

         По Конституции РФ все права и свободы человека защищаются равным образом. Конституция РФ гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина».

         Приложение

- Ребята, как называется группа прав, которые дают право гражданам на участие в управлении страной и гарантируют избирательное право.

- Какие права еще относятся к этой группе?

- К какой группе прав относится право на образование и на занятие творчеством? Почему они относятся именно к этой группе?

- Права, которые принадлежат всем людям без исключения от рождения называются личными. Какие это права, перечислите их.

-К какой группе прав относятся разложенные на ваших столах карточки с перечисленными правами?

Мини-лекция «Обязанности граждан РФ»

Наряду с правами у граждан Российской Федерации в Конституции записаны основные обязанности.

Обязанностей всего четыре:

- беречь памятники истории и культуры;

- беречь природу и окружающую среду;

- защищать Отечество;

- платить налоги.

          Это очень важные и необходимые обязанности. Если не платить налоги, то перестанет развиваться образование и медицина, не будет работать транспорт, исчезнут музеи и спортивные сооружения.

          Если не защищать свое Отечество, на него могут напасть враги, которые могут помешать развиваться нашему государству.

         Охранять памятники истории и культуры граждане России должны для последующих поколений, чтобы и они знали о нашем великом прошлом. А защита природы и окружающей среды дает нашим гражданам чистую воду и свежий, не загрязненный газами и ядовитыми веществами, воздух. Здоровая природа – это залог существования здоровых поколений людей.

           Какие же обязанности есть у граждан России?

Ребята называют и записывают на доске основные обязанности.

Нужно зачитать записи.

•        Беречь памятники истории и культуры.

•        Беречь природу и окружающую среду.

•        Платить налоги.

•        Защищать Отечество.

Пресс-конференция «Обязанности граждан РФ»

Вопросы:

1.Могут ли иностранные граждане служить в Вооруженных Силах Российской Федерации?

Ребята рассказывают об обязанности защищать Отечество.

2. Могут ли иностранные граждане изучать культуру и историю Российской Федерации?   Кто является хранителем ваших исторических памятников?

Ребята рассказывают об обязанности охраны памятников истории и культуры.

3.Как вы думаете, где государство возьмет средства на восстановление школ, больниц, дорог и всего необходимого для жизни в нашей области?

Ребята поясняют, что для этого и существуют налоги.

Подведение итогов. (Рефлексия)

Викторина с консультантами

- Когда в России отмечают День Конституции?

- Что такое Конституция?

- Чему посвящена вторая глава Конституции РФ?

- На сколько групп делятся права граждан в Конституции РФ?

- К личным правам относятся (консультанты начинают логическую цепочку, ребята продолжают).

- К политическим правам относятся…

- К социально-экономическим правам относятся…

- К культурным правам относятся….

- Ребята, так все-таки, может прибывший из Оренбургской области учиться в Москве и почему?

- Что гражданин Туркменистана узнал о защите нашего Отечества?

- Понял ли иностранный гражданин из Африки, кто должен сохранять природу, исторические памятники и культуру? Почему они должны это делать?

- Какие обязанности, ребята, вы уже сейчас должны выполнять?

Примерные ответы:

- охранять природу и окружающую среду,

- беречь памятники культуры и истории.

Заключительное слово классного руководителя:

        Современная Россия еще только создает себя как правовое государство. Гарантом этого является Конституция. 26 лет – это не очень большой срок для того, чтобы сформировать гражданское общество. Общество, которое будет жить в сильном и справедливом государстве, то есть правовом государстве.

         Уже сегодня каждый из вас может готовить себя стать гражданином правового государства. Потому что если каждый гражданин будет стремиться знать свои права, будет выполнять свои обязанности, предписанные ему Конституцией, будет уважать права других людей и не позволит нарушать свои собственные, тогда Россия станет подлинно правовым государством.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное общеобразовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 6»

СП №4

КЛАССНЫЙ ЧАС

ТЕМА: «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»

      Классный руководитель: Байбакова А.Х.

      группа: 2С9

г. Москва- 2019 г.

Цели:

-познакомить обучающихся с понятием о толерантности;

-воспитывать у учащихся любовь к Родине, уважение к Отечеству.

-познакомить обучающихся с историей Вооруженных Сил России;

-учить аргументировать высказывать свое мнение;

- воспитывать уважение к государственности России;

- формировать у учащихся активную гражданскую позицию.

Место проведения: кабинет №28.

Участники: группа 2С9;

Задачи:

- развитие знаний о толерантности;

- воспитание чувства патриотизма, долга, гордость за свою страну;

- формирование гражданско-правовой культуры у учащихся;

- привитие интереса к правам современной жизни в игровой форме.

Подготовительный период:

- подготовить группу ведущих из числа обучающихся,

- подготовить группу обучающихся, которые будут участвовать в сценках.

-подготовить консультантов из числа обучающихся.

-подобрать материал согласно тематики классного часа.

Оборудование: музыкальное сопровождение; презентация по теме внеклассного мероприятия.

 Оформление кабинета: на доске надпись.

Ход занятия

  • В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди молодёжи получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, школу. Поэтому, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности. «Воспитание – это прежде всего человековедение »
    В.А. Сухомлинский

    В последнее десятилетие в научно-педагогическую литературу прочно вошел термин «толерантность». В разных языках слово «толерантность» имеет сходное значение и является своеобразным синонимом «терпимости». Основой толерантности является признание права на отличие.

    Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия «толерантность» - активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды.

  • 1995 год по инициативе ЮНЕСКО был объявлен Международным годом Толерантности. С того времени слово «толерантность» прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Представители более чем 185 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой четко определили этот термин. Он формулируется так: "Толерантность (от лат. tolerantia — терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений".

    Толерантность – терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованиям, поведению, к критике другими своих идей, позиций и действий и т.д…

    Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира.
    Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
    Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для социального развития без какой-либо дискриминации. Это качество личности, которое является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим.

    2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Это объяснимо, ибо события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации.

    Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, благожелательно - терпимого отношения друг к другу. Из-за такого дефицита происходит много бед. Казалось бы, так просто – живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, веруй, выражай частным образом и публично свое мировоззрение, признай право других на то же самое, и все будет хорошо. Но почему-то не получается. Очевидно, проблема терпимости затрагивает какой-то глубокий уровень подсознания, и никакие рационалистические доводы разума часто не действуют. Поэтому огромную важность сегодня для нашей страны имеет теоретическая и практическая разработка принципов, методов, форм и содержания нового, культурного образования, воспитания.

    В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав че
  • ловека. Нельзя мириться в том случае, если искажаются научные данные или сведения, экспериментально доказанные.

    Если невозможно однозначно оценить, что лучше, что оптимальнее, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях.

    Можно рассматривать толерантность как социальную норму, в которую входят следующие компоненты:

    - социальная восприимчивость взаимодействующих субъектов, интерес к особенностям друг друга;
    - признание равенства партнёров;
    - отказ от доминирования и насилия;
    - готовность принять другого таким, какой он есть;
    - доверие, умение слушать и выслушивать другого;
    - способность к сочувствию, сопереживанию

    Другой подход к укреплению толерантности выражается в создании условий, необходимых для осуществления прав человека. В сфере воспитания и развития толерантность означает открытость, реальную заинтересованность в культурных различиях, признание многообразия, развитие способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по её преодолению, а также способность конструктивно разрешать разногласия.

    Толерантность – это условие нормального функционирования гражданского общества и условие выживания человечества. Именно в этой связи возникает необходимость в формировании у подрастающего поколения способности быть толерантным.

    Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.

    К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

    Особая роль в формировании толерантности у всех категорий обучаемых – от дошкольной до послевузовской образовательной системы - принадлежит, безусловно, педагогам.

    В настоящее время перед всеми педагогами встает вопрос: как обеспечить формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования. В современной социокультурной ситуации школа, должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения.

    На мой взгляд, формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности.

    Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

    На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Глобальное образование призвано воспитывать у учащихся чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Оно исходит из того, что предрассудки по отношению к чужим культурам (да и к своей собственной) возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях. Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди разли
  • чаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантность - глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

    В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов).

    Педагогические технологии должны быть основаны на системном подходе к воспитанию и синтезе форм продуктивной деятельности учащихся.

    В связи с этим, педагог на предметных уроках, в особенности на классных часах, должен уделять внимание патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России. Одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе – это воспитание такого гражданина общества, который любит Родину, уважает государство и его законы, толерантно относится к народам, населяющим Россию, стремится работать на ее благо, для процветания Отчизны, гордится достижениями страны и своего региона.
    Положительная гражданская позиция должна стать частью мировоззрения учащегося, определять его действия по отношению к государству, вселять веру в будущее России. Человек, который не любит свой край, не чувствует привязанности к свой земле, не знает историю и культуру своего народа, не может быть по-настоящему гражданином и патриотом. Родина может ассоциироваться с домом, селом, краем, республикой, всем государством, и лучше всего, если границы Родины будут постепенно расширяться и включать в себя все части целого – дом, село (город), Россия.

    Школа призвана заботиться о формировании психологии ребенка, в воспитании его в духе терпимости и братской любви к людям, школа обязана научить молодых людей умению различать добро и зло.
    Система образования в России не должна быть основана на очередных планетарных утопиях и пренебрежении к религиозно-этической основе культуры, следовательно, наша цель – создание системы образования, основанной на глубоком освоении духовного наследия Рос¬сии. Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система должна способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, также уважению и открытости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть чутким к трагедиям отечества и народа.

    В основу обучения учащихся положены педагогические принципы:

    →Гуманизация обучения, стоящая на том, что каждая личность неповторима, каждый ребенок – чудо.
    →Интеграция различных видов искусства: музыки, изобразительного искусства, элементов театрализации, игры.

    Широкое привлечение игровых технологий, интереса, как факторов педагогической свободы обучения.
    Важную роль в приобщении к культурам, решении проблем взаимопонимания и взаимообогащения, повышения культуры межнационального общения играет язык. Развитие национальных языков является сегодня одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации. В разных регионах страны к ее решению подходят по-разному, но общим для всех является сохранение языков как основы жизнедеятельности и культуры этносов, гармонизация межнациональных отношений.

    Изучение языков представляет собой один из наиболее действенных путей воспитания в духе терпимости и взаимопонимания. Ведь лишь владение языком иной культуры
  • открывает возможность для ее всестороннего и достоверного понимания.

    Необходимо особое внимание обратить на воспитание исторической памятью, правдой о становлении и развитии нашего многонационального государства, что приобретает особую важность для установления объективной истины, формирования личной позиции. В педагогическом аспекте единство исторического знания и культуры обозначает незыблемость межкультурных и межнациональных связей, способствует взаимопониманию и взаимообогащению народов.

    Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы классный руководитель не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в воспитательной работе, во время беседы, посещения учащимися краеведческих и литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т.д..
    Совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.

    Проблемы воспитания толерантности становятся особенно актуальными в наши дни, т.к. резко возросла напряженность в человеческих отношениях. Нельзя обойтись без тщательного анализа причин ментальной несовместимости человеческих сообществ. Именно на этой основе могут быть найдены эффективные средства предупреждения конфронтационных процессов с использованием возможности сферы образования. Изначально в человеке заложены как добрые, так и злые начала и их проявление зависит от условий жизни человека, от среды, в которой он живет и развивается, от менталитета, которые непосредственным образом влияют на индивидуальность, на мировоззрение, стереотипы поведения.

    Уроки эстетического цикла имеют большое эмоциональное воздействие на подрастающее поколение.
    Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка.

    Формирование культуры межнациональных и межличностных отношений требует взаимодействия школы с семьей, с социальной средой. Необходимо проведение грамотной светской и религиозной политики в обществе, соответствующей направленности средств массовой информации, литературы, киноискусства. Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд, должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель".
    Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

    Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.
    В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, взаимному пониманию. Если педагог толерантен, он уверен, открыт, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника.

    Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

    Основная цель воспитания:

    • содействовать максимально широкому ра
  • спространению идей и социальных образцов толерантности, практическое приобщение к культуре толерантности детей;
    • способствовать формированию личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, умеющей строить отношения в процессе взаимодействия с учащимися разных верований, национальностей на основе сотрудничества и взаимопонимания.

    Личность ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения его к общечеловеческим ценностям и культуре.

    Одним из способов достижения толерантных отношений подростков друг к другу является обучение ассертивному поведению. Ассертивность рассматривается как способность личности открыто и свободно заявлять о своих желаниях, требованиях и добиваться их воплощения. Применительно к подросткам это обозначает умение оптимально реагировать на замечания, справедливую и несправедливую критику, способность говорить себе и окружающим «нет», отстаивать свою позицию, не ущемляя при этом достоинства другого человека. Важно учить подростков умению просить других об одолжении, не испытывая чувства неловкости. Все это позволит сохранить партнерские отношения с окружающими людьми.