Материал для аттестации
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию учителя –логопеда
Тема: «Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе»
Актуальность темы:
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экологическим положением,
лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье школьника.
Современные школьники испытывают значительные умственные перегрузки. Дети испытывают вредное воздействие гиподинамии. Для компенсации недостаточной подвижности используются оздоровительные физические упражнения. Поэтому очень важно рационально организовать режим для того, чтобы дети как можно больше находились в движении.
Здоровье–это состояние физического, психического и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Существует множество различных факторов, которые влияют на здоровье школьников:
-внутренние (педагогические, физиолого–гигиенические, психологические);
-внешние (экологические, экономические, социальные).
Принципы здоровьесбережения:
-Не навреди!
-Принцип триединого представления о здоровье.
-Непрерывность и преемственность.
-Соответствие содержания и организации обучения и воспитания возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка.
-Комплексный, междисциплинарный подход.
Тенденция к ухудшению речи детей школьного возраста, снижение уровня коммуникативных умений и навыков (А.Г. Арушанова, О.С. Ушакова, Т.А. Ткаченко, Ю.В.Филлипова, Л.М.Шипицына) -все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей.
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием. Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди учащихся с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются
проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику. В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика. Авторы коррекционных методик значительную роль отводят развитию физиологического и речевогодыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено (Л.С. Волкова, Бутейко К.П., В. И. Селиверстов, М. Е. Хватцев, А. Г.Ипполитова, 3. А. Репина, и другие).
Цель: Оказание логопедической помощи школьникам, имеющим отклонения в развитии устной и письменной речи, становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей школьнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Задачи:
-Изучить современные здоровьесберегающие технологии.
-Создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей, на основе комплексного и системного использования доступных для школы средств физического воспитания.
-Привлечь родителей к решению проблемы по формированию здорового образа жизни.
Предполагаемый результат:
-повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
-корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;
-формируется правильное, осмысленное чтение, хорошее письмо, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
-развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.
План работы учителя-логопеда
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Теоретический этап. 1.Изучение методической литературы по данной проблеме: -Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система СОШ. Модели программ. Рекомендации. Разработки занятий. -Ильякова Н.Е. Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения: пособие для логопедов дошкольных, школьных и медицинских учреждений. Психогимнастика. -Ястребова А.В., Лазаренко О.И. «Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей». -Бушлякова Р.Г. «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой» 2. Поиск материалов в Интернете. 1.http://planetadetstva.net 2.http://dohcolonoc.ru 3.http://www.maam.ru/detskijsad/plan-po-samobrazovaniyu-76460.html 4.http://podsnezhniksad.ucoz.com 5.http://www.logolife.ru/logopedy 6.http://logoped18.ru/logopedist/konspekt-defektologas-primeneniyem-zdorov-yesberegayushchikh-tekhnologiy.php | в течение года в течение года |
2. | Практическое решение проблемы. 1.Проведение мониторинговых исследований. 2.Проведение практических занятий: -Занятие с использованием здоровьесберегающих технологий в 1 классе по теме: «Деление слов на слоги» -Индивидуальное логопедическое занятие с использованием Здоровьесберегающих технологий: «Автоматизация произношения звука Л в словах, словосочетаниях» -Проведение артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, динамических пауз, физминуток и т. д. -Оформление картотеки: «Артикуляционная гимнастика» «Дыхательная гимнастика» «Гимнастика для глаз» «Психогимнастика» «Пальчиковая гимнастика» «Су-Джок-терапия» 3.Консультации для педагогов и родителей: -Консультация для учителей и педагогов: «Использование здоровьесберегающих технологий в СОШ» -Консультация для педагогов: «Виды здоровьесберегающих технологий и особенности методики проведения». -Консультация для родителей: «Система здоровьесберегающих технологий в СОШ» -Анкетирование родителей «Здоровый ученик!» -Консультация для учителей «Пути привлечения родителей к сотрудничеству в области здоровьесбережения» -Консультации для педагогов: «Ум на кончиках пальцев», «Чем больше умеет рука, тем умнее ее обладатель» | сентябрь ноябрь январь в течение года В течение года сентябрь октябрь декабрь февраль март апрель |
3. | Этап оценивания 1.Сравнительный анализ за три года. 2.Анализ работы по теме самообразования. 3.Создание папок-раскладушек -«Су-Джок-терапия в развитие речи» -«Советы по проведению логопедических упражнений дома» | 2017-2020г. февраль октябрь |