Представление опыта работы на конкурс "Педагог года"
На этой странице представлены материалы на конкурс "Педагог года"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.21 КБ |
![]() | 1.07 МБ |
![]() | 18.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный конкурс «Педагог года»
в номинации «Воспитатель года – 2019»
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ»
Собачкина С.В.,
Музыкальный руководитель,
МКДОУ «ДС №6»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ТЕМА: «Развитие творческих способностей в музыкально-театрализованной деятельности.»
Слайд 2. (эпиграф)
Преобразования, происходящие в обществе, выдвигают новые требования к подготовке детей к школе. Одним из таких требований является развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Слайд 3.
Детское творчество одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Её исследовали Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Л.И. Венгер, А.Н. Леонтьев, Н.А. Ветлугина и многие другие.
Слайд 4. (Актуальность)
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от нас не только научить ребенка, но и рассмотреть в нем его индивидуальность, развить такие качества как: любознательность, инициативность, активность, способность воспринимать новое . Как показывает мой опыт работы, именно театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством развития творческой личности, она дает возможность ребенку удовлетворить его любые желания и интересы, познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, активизировать словарь и звуковую культуру речи. Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка. В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности, что способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, способствует развитию таких психических процессов: как память, внимание, мышление, воображение, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. В дошкольном возрасте у детей , как правило часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты все вышеперечисленные процессы необходимые для дальнейшего обучения в школе, что вызывает волнение педагогов, психологов и родителей.
Слайд 5. (цель)
Учитывая актуальность данной проблемы, я поставила целью своей работы- формирование творчески развитой личности дошкольника средствами музыкально-театрализованной деятельности. Для достижения цели определила задачи, которые представлены на слайде. Слайд 6 (задачи)
Театрализованная деятельность тесно связана со всеми видами музыкальной деятельности, с которыми дети встречаются на музыкальных занятиях, и поэтому необходимость систематизировать ее в едином педагогическом процессе для меня стала очевидна т.к. в сочетании с музыкой этот процесс становится интересней и эффективнее.
Слайд 7
Работа по развитию творческих способностей в музыкально- театрализованной деятельности состоит из пяти разделов .
Слайд 8 (методы и приемы)
В процессе работы использовала разнообразные методы и приемы:
Наиболее эффективным методом развития творчества считаю метод моделирования ситуаций, который предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно- творческой деятельности.
Основной особенностью данного метода является акцент на самостоятельность работы воспитанников, минимум прямой помощи от педагога , максимум детской активности и инициативы , а так же умелое направление течение мыслей маленьких подопечных в нужное русло.
Благодаря использованию данного метода у воспитанников повышается познавательная активность, самостоятельность, творческая инициатива.
Результативность моей работы в данном направлении очевидна. Положительная динамика в развитии творческих способностей представлена на слайде. Слайд 9 (диагностика)
Проведённая мною работа по теме «Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность» принесла свои результаты: дети стали больше проявлять участие в играх, повысилась активность и инициативность, через театрализованную игру дети освоили невербальные средства общения (жесты, мимика, движения), дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи, появилось желание придумывать и рассказывать сказки, истории, активизировался словарь , его интонационный строй, улучшилась диалогическая речь, дети стали раскрепощаться и творить.
Неотъемлемой частью моей работы является работа с родителями (законными представителями) ребенка. Включенность родителей в образовательную деятельность позволяет организовать партнерское взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений.
С учётом анализа собственного опыта пришла к выводу, что мой опыт работы может быть использован другими педагогами – практиками в работе с дошкольниками по музыкальному воспитанию и при проведении музыкально- театрализованной деятельности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Из всех видов художественной деятельности именно театрализованная ближе всего ребенку, поскольку в её основе лежит игра – неиссякаемый источник детского творчества, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л. С. Выготский)
Выдающиеся деятели работавшие по данной теме. Идеи практической психологии и диагностики творчества изложены в работах: Л.С. Выготского, Т.Д. Марцинковской, Б.М. Теплова, А.Н. Леонтьев Философские аспекты данной проблемы рассмотрены в трудах: Е.А.Ануфриева, Г. М.Гака, Гегеля, А.М.Коршунова, и других.
Актуальность Театрализованная деятельность имеет огромное значение для развития творческих способностей дошкольников, она позволяет решать вопросы развития личности, активизирует словарь, развивает монологическую и диалогическую речь ребенка, способствует умению организовывать общение со сверстниками, умению внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению.
Цель Формирование творчески развитой личности дошкольника средствами музыкально-театрализованной деятельности.
Задачи Формировать у детей театрально - творческие способности, навыки театральной культуры. Развивать у детей коммуникативные способности: умение общаться со взрослыми и детьми, опираясь на правила речевого общения, побуждать к умению строить ролевые диалоги в процессе обыгрывания сказки; обогащать и активизировать словарь детей. Учить подбирать музыкальные характеристики героев и музыкальные фрагменты к единицам сюжета, развивать умение передавать в свободных пластических импровизациях характер и настроение музыки. Побуждать к импровизации с использованием доступных ребенку средств выразительности(мимика, жесты, движения). Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление. Создать условия для развития творческой активности детей.
Направления работы по развитию творческих способностей Раздел «Эмоционально-образное развитие» направлен на развитие умения творчески применять в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использовать различные средства выразительности. Раздел «Музыкальное развитие» включает в себя комплексные музыкальные, ритмические, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, развитие свободы и выразительности телодвижений. Раздел «Речевая культура» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания, свободы речевого и певческого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией. Раздел «Основы театральной культуры» призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Раздел «Основы коллективной творческой деятельности» базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы: «Знакомство с пьесой» «От этюдов к спектаклю»
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА Творческая деятельность(игровое творчество, песенное, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах) Игры- драматизации, игры-превращения Мелодекламация, ритмодекламация Упражнения на развитие мимики, детской пластики, элементы искусства пантомимы Театральные этюды Репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок Просмотр видеофильмов, слушание аудиосказок Коллаж из сказок Метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путём специальной постановки вопроса, тактики введения диалога) Метод ассоциаций (даёт возможность будить воображение и мышление ребёнка путём сравнения, а затем создавать в сознании новые образы) Метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов, ситуаций, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности)
Уровень развития творческих способностей детей (в %) Диагностический инструментарий состоял из педагогического наблюдения за деятельностью воспитанников в а так же диагностической экспресс- методики В. Кудрявцева и В. Синельникова
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС
«ПЕДАГОГ ГОДА- 2019»
НОМИНАЦИЯ «ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА»
Собачкина С.В.,
Музыкальный руководитель
МКДОУ «ДС №6»
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ ЭССЕ
«Я - ПЕДАГОГ»
На свете есть много различных профессий
И в каждом есть прелесть своя
Но нет благородней, нужней и чудесней
Чем та, кем работаю я!
Профессия – вроде обычное слово, но если вдуматься, то сколько эмоций оно вызывает у каждого из нас. У одних радость и восхищение, если они удачно выбрали профессию и работают по ней , у других негодование и разочарование, если выбор был необдуманным и спонтанным. И, наверно я соглашусь со мнением многих, что выбор профессии закладывается еще в детстве, когда ребенок отдает предпочтение тому или иному виду деятельности ,играет в те или иные игры. И задача взрослых рассмотреть это в ребенке, развить и направить его.
Если посмотреть через призму лет, оглянуться назад , то можно рассмотреть и увидеть что стало причиной выбора моей профессии. С детства я любила играть с соседскими ребятишками. Играя в сюжетно-ролевые игры, я все время выбирала тему школы, и папа, наблюдая за мной говорил, что растет будущий педагог. Музыка была моим спутником , я очень любила петь. С подругами мы устраивали концерты, сочиняли песни, подыгрывая на ложках и кастрюлях из маминой кухни.
Однажды выступление пианиста по телевизору, вызвало у меня желание играть на инструменте. Родители одобрили мой выбор . Папа не раз говорил, что по окончании учебы я могу работать с детками, играть им на пианино и петь с ними песенки. Это и стало моей мечтой и целью. Решающим этапом в выборе моей профессии - музыкального руководителя, было поступление в музыкальную школу. Окончив школу, я твердо знала свой дальнейший путь: педагогическое училище и детский сад.
Сейчас детский сад для меня –второй дом, а дети- это цветы в нем. И только от нас взрослых : педагогов и родителей зависит какими станут дети в нем. Мы не раз слышали, как ребенка сравнивают с сосудом , с губкой и я согласна с этим. Нам доверили самое дорогое , наше будущее, наших детей. И от того, какими мы их воспитаем, что вложим в них, будет зависеть их жизнь и жизнь окружающих. Я понимаю, что на меня возложена большая ответственность за воспитание детей, и поэтому я приложу все усилия, что бы воспитать их настоящими людьми. Прав был В. А. Сухомлинский, когда сказал: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего, воспитание человека» Детский период проходит быстро, и нужно успеть сделать всё вовремя и, пожиная труды, получить удовлетворение от результата своей работы.
Моя цель в воспитании дошкольников - приобщить ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, формировать нравственно-эстетическое отношение к нему, развивать музыкально-творческие способности ,стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемому- т.е. формировать творчески развитую личность.
Профессия музыкального руководителя уникальна тем, что в ней объединены разные профессии: музыкант и художник, хореограф и организатор, сценарист и режиссёр, модельер и костюмер, декоратор и звукооператор. Безусловно, совмещение всех этих видов деятельности предполагает творчество самого педагога, без чего невозможно представить и творческое развитие детей. Словом, от того насколько ты интересен, профессионально грамотен, талантлив, во многом зависит музыкальное и творческое развитие детей, атмосфера радости в детском саду. Здесь уместно обратиться к мудрому высказыванию С. Цвейга «Лишь тот обогащает человечество, кто углубляет его творческое сознание».
Своим педагогическим принципом считаю – помочь ребенку раскрыться, дать почувствовать свою самоценность. Для меня каждый ребенок – это личность , он по-своему уникален и неповторим. И мой долг понимать и принимать его таким, какой он есть. В своей профессиональной деятельности я всегда следует своему девизу : «дарить детям радость от общения с музыкой». Благодаря музыке развивается гармоничная личность. Личность, умеющая находить правильный выход из любой ситуации. Именно этому учу я своих воспитанников. На моих занятиях дети не просто поют, слушают и двигаются. Не просто учатся различать понятия «ритм», «тембр», «жанр». Я воспитываю разносторонне развитую личность, умеющую понимать и принимать прекрасное. Учу жить в гармонии с собой, своим внутренним миром и видеть только самое позитивное, яркое и жизнеутверждающее.
Я горжусь тем, что бывшие мои воспитанники при встрече со мной здороваются, делятся своими новостями и достижениями. Ещё больше я радуюсь, когда узнаю, что мои воспитанники продолжают заниматься музыкой, ходят в театральные, танцевальные и вокальные студии. Думаю, мне удалось привить любовь к искусству, к музыке. Конечно, не всем дано стать артистом, но хочется верить, что дети с восторгом будут вспоминать наши занятия в детском саду, и с уверенностью будут шагать по жизни.
Немаловажную роль в моих успехах играет моя семья. Моя семья- это мой тыл и поддержка во всех моих начинаниях. Я твёрдо убеждена, что семья - именно то, что позволяет нам переживать трудности, чувствовать себя любимыми и нужными, даёт силы идти вперёд!
Нашла ли я своё место в жизни? Думаю, да! Я с удовольствием иду на работу, с радостью встречаю детей, строю планы на будущее, и самая наилучшая награда для меня - это бурные аплодисменты родителей и счастливые улыбки на лицах детей .