Представление опыта работы на конкурс "Педагог года"

Собачкина Светлана Васильевна

На этой странице представлены материалы на конкурс "Педагог года"

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Муниципальный конкурс «Педагог года»

в номинации «Воспитатель года – 2019»

 КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ»

Собачкина С.В.,

Музыкальный руководитель,

МКДОУ «ДС №6»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ТЕМА: «Развитие творческих способностей в музыкально-театрализованной деятельности.»

 Слайд 2. (эпиграф)

   Преобразования, происходящие в обществе, выдвигают новые требования к подготовке детей к школе. Одним из таких требований является развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 3.  

 Детское творчество одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Её исследовали Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Л.И. Венгер, А.Н. Леонтьев, Н.А. Ветлугина и многие другие.   

Слайд 4.  (Актуальность)

 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от нас не только научить ребенка, но и рассмотреть в нем его индивидуальность, развить такие качества как: любознательность, инициативность, активность, способность воспринимать  новое . Как показывает мой опыт работы, именно театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством развития творческой личности, она дает возможность ребенку удовлетворить его любые желания и интересы, познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, активизировать словарь и звуковую культуру речи. Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка.  В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности, что способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, способствует развитию  таких психических процессов: как память,  внимание, мышление, воображение,  что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. В дошкольном возрасте у детей , как правило часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты все вышеперечисленные процессы  необходимые для дальнейшего обучения в школе, что вызывает  волнение   педагогов, психологов и родителей.

Слайд 5.  (цель)

 Учитывая актуальность данной проблемы, я поставила целью своей работы- формирование творчески развитой личности дошкольника средствами музыкально-театрализованной деятельности. Для  достижения  цели  определила задачи, которые представлены на слайде. Слайд 6 (задачи)

Театрализованная деятельность   тесно связана со всеми видами музыкальной деятельности, с которыми дети встречаются на музыкальных занятиях, и поэтому необходимость систематизировать ее в едином педагогическом процессе для меня стала очевидна т.к.  в сочетании с музыкой этот процесс становится интересней и эффективнее.

Слайд 7  

Работа  по развитию творческих способностей в музыкально- театрализованной деятельности  состоит из пяти разделов .  

Слайд 8 (методы и приемы)

  В процессе  работы  использовала разнообразные  методы и приемы:

Наиболее эффективным методом развития творчества считаю метод моделирования ситуаций, который предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно- творческой деятельности.

Основной особенностью  данного метода  является   акцент на самостоятельность работы воспитанников,  минимум прямой помощи от педагога ,  максимум детской  активности  и инициативы  , а  так же умелое направление  течение мыслей   маленьких подопечных в нужное русло.

Благодаря использованию данного метода  у воспитанников  повышается  познавательная активность, самостоятельность, творческая  инициатива.

Результативность моей работы в данном направлении очевидна.  Положительная динамика в развитии творческих способностей представлена на слайде. Слайд 9 (диагностика)

Проведённая мною работа по теме «Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность» принесла свои результаты: дети стали больше проявлять участие в играх, повысилась активность и инициативность, через театрализованную  игру дети освоили невербальные средства общения (жесты, мимика, движения), дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи, появилось желание придумывать и рассказывать сказки, истории, активизировался словарь , его  интонационный строй, улучшилась диалогическая речь, дети стали раскрепощаться и творить.

      Неотъемлемой частью  моей работы  является работа с родителями (законными представителями) ребенка. Включенность родителей в образовательную  деятельность  позволяет организовать партнерское взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений.

С учётом анализа собственного опыта пришла к выводу, что мой опыт работы может быть использован другими педагогами – практиками в работе с дошкольниками по музыкальному воспитанию и при проведении музыкально- театрализованной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятельности Собачкина Светлана Васильевна музыкальный руководитель МКДОУ «ДС№6»

Слайд 2

Из всех видов художественной деятельности именно театрализованная ближе всего ребенку, поскольку в её основе лежит игра – неиссякаемый источник детского творчества, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л. С. Выготский)

Слайд 3

Выдающиеся деятели работавшие по данной теме. Идеи практической психологии и диагностики творчества изложены в работах: Л.С. Выготского, Т.Д. Марцинковской, Б.М. Теплова, А.Н. Леонтьев Философские аспекты данной проблемы рассмотрены в трудах: Е.А.Ануфриева, Г. М.Гака, Гегеля, А.М.Коршунова, и других.

Слайд 4

Актуальность Театрализованная деятельность имеет огромное значение для развития творческих способностей дошкольников, она позволяет решать вопросы развития личности, активизирует словарь, развивает монологическую и диалогическую речь ребенка, способствует умению организовывать общение со сверстниками, умению внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению.

Слайд 5

Цель Формирование творчески развитой личности дошкольника средствами музыкально-театрализованной деятельности.

Слайд 6

Задачи Формировать у детей театрально - творческие способности, навыки театральной культуры. Развивать у детей коммуникативные способности: умение общаться со взрослыми и детьми, опираясь на правила речевого общения, побуждать к умению строить ролевые диалоги в процессе обыгрывания сказки; обогащать и активизировать словарь детей. Учить подбирать музыкальные характеристики героев и музыкальные фрагменты к единицам сюжета, развивать умение передавать в свободных пластических импровизациях характер и настроение музыки. Побуждать к импровизации с использованием доступных ребенку средств выразительности(мимика, жесты, движения). Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление. Создать условия для развития творческой активности детей.

Слайд 7

Направления работы по развитию творческих способностей Раздел «Эмоционально-образное развитие» направлен на развитие умения творчески применять в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использовать различные средства выразительности. Раздел «Музыкальное развитие» включает в себя комплексные музыкальные, ритмические, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, развитие свободы и выразительности телодвижений. Раздел «Речевая культура» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания, свободы речевого и певческого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией. Раздел «Основы театральной культуры» призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Раздел «Основы коллективной творческой деятельности» базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы: «Знакомство с пьесой» «От этюдов к спектаклю»

Слайд 8

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА Творческая деятельность(игровое творчество, песенное, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах) Игры- драматизации, игры-превращения Мелодекламация, ритмодекламация Упражнения на развитие мимики, детской пластики, элементы искусства пантомимы Театральные этюды Репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок Просмотр видеофильмов, слушание аудиосказок Коллаж из сказок Метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путём специальной постановки вопроса, тактики введения диалога) Метод ассоциаций (даёт возможность будить воображение и мышление ребёнка путём сравнения, а затем создавать в сознании новые образы) Метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов, ситуаций, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности)

Слайд 9

Уровень развития творческих способностей детей (в %) Диагностический инструментарий состоял из педагогического наблюдения за деятельностью воспитанников в а так же диагностической экспресс- методики В. Кудрявцева и В. Синельникова

Слайд 10

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

                                МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС

                                            «ПЕДАГОГ ГОДА- 2019»

      НОМИНАЦИЯ «ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА»

Собачкина С.В.,

Музыкальный руководитель

МКДОУ «ДС №6»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ ЭССЕ

«Я - ПЕДАГОГ»

                                                         На свете есть много различных профессий

                                                       И в каждом есть прелесть своя

                                                       Но нет благородней, нужней и чудесней

                                                       Чем та, кем работаю я!

Профессия – вроде обычное слово, но если вдуматься, то сколько эмоций оно вызывает у каждого из нас. У одних радость и восхищение, если они удачно выбрали  профессию и работают по ней , у других негодование и разочарование, если выбор был необдуманным и спонтанным. И, наверно я соглашусь со мнением многих, что выбор профессии закладывается еще в детстве, когда ребенок отдает предпочтение тому или иному виду деятельности ,играет в те или иные игры.  И задача взрослых рассмотреть это в ребенке, развить и направить его.

 Если посмотреть  через призму лет, оглянуться назад , то можно рассмотреть и увидеть  что стало причиной   выбора  моей профессии.   С детства я любила играть с  соседскими ребятишками. Играя в сюжетно-ролевые игры, я все время выбирала тему  школы,  и  папа,  наблюдая за мной  говорил, что растет будущий педагог. Музыка была моим  спутником , я очень любила петь. С подругами мы устраивали концерты, сочиняли песни,  подыгрывая на       ложках и кастрюлях из маминой кухни.  

Однажды  выступление пианиста  по телевизору,  вызвало у меня желание  играть на инструменте. Родители одобрили мой выбор . Папа не раз говорил, что  по окончании учебы я могу работать с детками, играть им на пианино и петь  с ними песенки.  Это и стало моей мечтой и целью.  Решающим этапом в выборе моей профессии -  музыкального руководителя, было  поступление в музыкальную школу.   Окончив школу, я твердо знала свой дальнейший путь: педагогическое училище и детский сад.

 Сейчас детский сад для меня –второй дом, а дети- это цветы в нем. И только от нас  взрослых : педагогов и родителей зависит какими станут дети в нем. Мы не раз слышали, как ребенка сравнивают с сосудом , с губкой  и я согласна с этим. Нам доверили самое дорогое , наше будущее, наших детей.  И  от того,  какими мы их воспитаем, что вложим в них,  будет зависеть их жизнь и жизнь окружающих. Я понимаю, что на меня возложена большая ответственность за воспитание детей, и поэтому я приложу все усилия, что бы воспитать их настоящими людьми. Прав был В. А. Сухомлинский, когда сказал:  «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего, воспитание человека» Детский период проходит быстро, и нужно успеть сделать всё вовремя и, пожиная труды, получить удовлетворение от результата своей работы.

Моя цель  в воспитании дошкольников  -  приобщить ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, формировать нравственно-эстетическое отношение к нему, развивать музыкально-творческие способности ,стремление активно, творчески сопереживать  воспринимаемому- т.е. формировать творчески развитую личность. 

Профессия музыкального руководителя уникальна тем, что в ней объединены разные профессии: музыкант и художник,  хореограф и организатор, сценарист и режиссёр, модельер и костюмер,  декоратор и звукооператор.    Безусловно, совмещение всех этих видов деятельности  предполагает творчество самого педагога, без чего невозможно представить и творческое развитие детей. Словом, от того насколько ты интересен, профессионально грамотен, талантлив, во многом зависит музыкальное и творческое развитие детей, атмосфера радости в детском саду. Здесь уместно  обратиться к мудрому высказыванию С. Цвейга «Лишь тот обогащает человечество, кто углубляет его творческое сознание».
Своим  педагогическим  принципом считаю  – помочь ребенку раскрыться, дать почувствовать свою  самоценность. Для меня каждый ребенок – это личность , он по-своему  уникален и  неповторим. И мой долг   понимать и принимать  его таким, какой он есть.  В  своей профессиональной деятельности  я всегда следует своему девизу : «дарить детям радость от общения с музыкой». Благодаря музыке развивается гармоничная личность. Личность, умеющая находить правильный выход из любой ситуации. Именно этому учу я своих воспитанников. На моих занятиях дети не просто поют, слушают и двигаются. Не просто учатся различать понятия «ритм», «тембр», «жанр». Я воспитываю разносторонне развитую личность, умеющую понимать и принимать прекрасное. Учу жить в гармонии с собой, своим внутренним миром и видеть только самое позитивное, яркое и жизнеутверждающее. 

Я горжусь тем, что бывшие мои воспитанники при встрече со мной здороваются, делятся своими новостями и достижениями. Ещё больше я радуюсь, когда узнаю, что мои воспитанники продолжают заниматься музыкой, ходят в театральные, танцевальные и вокальные студии. Думаю, мне удалось  привить любовь к искусству, к музыке. Конечно, не всем дано стать артистом, но хочется верить, что дети с восторгом будут вспоминать наши занятия в детском саду, и с уверенностью  будут  шагать по жизни.

Немаловажную роль в моих успехах играет моя семья.  Моя семья- это мой тыл и поддержка  во всех  моих начинаниях. Я твёрдо убеждена, что семья - именно то, что позволяет нам переживать трудности, чувствовать себя любимыми и нужными, даёт силы идти вперёд!

Нашла ли я своё место в жизни? Думаю, да! Я с удовольствием иду на работу, с радостью встречаю детей, строю планы на будущее, и самая наилучшая награда для меня  - это бурные аплодисменты родителей и счастливые улыбки на лицах детей .