для учащихся

Шведова Нина Александровна

материалы для учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oit_tema_1._osnovnye_polozheniya_it.docx77.17 КБ

Предварительный просмотр:

1. Роль ИТ в развитии экономики и общества

В настоящее время значительно возросла роль ИТ в развитии экономики и общества, особенно в периоды экономической нестабильности. Это определяет особое значение ИТ в решении профессиональных задач и обеспечении следующих важных условий.

Решение любой задачи базируется на информации адекватного качества. Целевая установка ИТ заключается в необходимости предоставления пользователю информации необходимого качества.

Это прежде всего такие универсальные свойства информации, как достоверность, полнота и оперативность. Оператор управления может принять грамотное, рациональное решение только при условии, если он будет применять в своей работе информацию с указанными выше свойствами. Использование недостоверной, неполной и несвоевременной информации обусловливает принятие ошибочных решений, в результате чего снижается эффективность функционирования управляемых объектов — предприятия, фирмы, учреждения, организации и др.

ИТ обеспечивают возможность применения высокотехнологичных технических средств и научных методов для реализации разнообразных информационных и документационных процессов. Это обусловливает возможность сокращения времени работы ИТ на переработку и выдачу результатной информации лицу, принимающему решение (ЛПР).

ИТ, как правило, создаются на базе синтеза новейших средств вычислительной техники, передачи данных и связи, организационной техники, а также моделей, алгоритмов, программ ЭВМ и математических методов. Подобное условие позволяет конечным пользователям применять рациональные модели решения своих задач. Все это в конечном счете положительно влияет на сокращение времени решения задач специалистами.

Значительным преимуществом применения ИТ является возможность изменения структуры решаемых специалистами задач.

Раньше специалисты проводили обработку информации традиционными способами, которые обеспечивали только применение тривиальных алгоритмов. С внедрением ИТ на базе ЭВМ стало возможным решать принципиально новые классы задач, которые традиционными средствами решать было невозможно или решение которых требовало значительных ресурсов. К этому классу можно отнести задачи имитации, оптимизации, анализа и др. Таким образом, ИТ обеспечивают возможность улучшать структуру задач пользователей в сторону интеллектуализации.

Указанные условия эффективности применения ИТ обеспечивают решение задач в комплексных научно-технических программах по информатизации экономики и страны в целом. С точки зрения социальной значимости ИТ характеризуются следующими признаками:

- интенсификацией использования информационных ресурсов общества;

- рационализацией автоматизации информационных процессов и систем;

- встраиванием ИТ как компонентов в различные виды социальных технологий;

- обеспечением информационного взаимодействия людей, включая системы подготовки и распространения массовой информации;

- улучшением системы образования и культуры в процессе интеллектуализации общества;

- интенсификацией процессов получения и накопления новых знаний;

- компенсацией в определенной мере негативных последствий глобализации;

- противодействием экономической неустойчивости.

2. Эволюция ИТ

В изучении феномена ИТ важным аспектом является эволюция ИТ. Отправной точкой эволюции представляется генезис ИТ. Генезис ИТ предопределен поступательным развитием цивилизации. Как только человек задумался о необходимости применения информации в решении задачи, в это же время начались формирование модели ИТ и ее реализация в практических задачах. Мощным толчком послужило осознание того, что информацию необходимо передавать в пространстве и во времени. В результате стали создаваться языковые средства информационного обмена, письменности и записи сведений на глиняных плитках, папирусе и других носителях. В основе эволюции ИТ лежат причинно-следственные связи развития ИТ.

Следует различать внутренние и внешние причины эволюции ИТ. Решение проблемы улучшения качества ИТ во многом зависит от наличия и познания внешних и внутренних причин формирования качества ИТ. Проблема находит свое разрешение, если созрели условия сочетания как внешних, так и внутренних факторов-причин.

К внутренним причинам можно отнести следующие явления.

В современной инфраструктуре происходит постоянное расширение масштабов общественного производства. Расширение масштабов вызывает в свою очередь усложнение взаимосвязей хозяйствующих субъектов, занятых в сфере производства. Это обусловливает необходимость увеличения управленческого аппарата. К сожалению, производительность управленческого труда увеличивается более медленными темпами, чем производительность физического труда. Одним из следствий этого несоответствия являются постоянное увеличение объемов и усложнение процессов обработки информации в решении задач экономики и управления. Постепенно приходит социальное осознание того, что кардинальное решение задач управления экономикой может быть реализовано только на базе применения системы прогрессивных методов и средств. Одним из таких средств наука предложила применение автоматизированных технологий и систем для переработки больших объемов информации в короткие сроки.

По мере увеличения потоков и объемов информации обозначаются и внешние причины возникновения и развития ИТ. Этих причин несколько. В 1940-е гг. были созданы первые ЭВМ, обладающие способностью обрабатывать информацию с относительно высокой производительностью. В это же время продолжали развиваться разработки и производство прогрессивных средств передачи данных. Все это обусловило решение технических вопросов создания ИТ.

Однако для решения проблемы создания, внедрения и применения ИТ нужна была методологическая база в решении профессиональных задач. В 1970- гг. такая база была создана, вследствие чего началось широкое внедрение автоматизированных ИТ. Кроме того, в немалой мере созданию и применению ИТ способствовал и такой фактор, как начало подготовки в системе профессионального образования специалистов в области проектирования и эксплуатации ИТ.

Решение проблемы становления и развития ИТ состоит в следующем. В современной конкурентной борьбе объем и качество продукции и услуг приобретают первостепенное значение во всех сферах социальной жизни. Проводится масштабное применение автоматизированных ИТ в управлении экономикой в России и за рубежом. На уровне научных и практических работников признаются необходимость и целесообразность решения проблемы информатизации экономики как в научной, так и в практической сферах.

Немаловажным признаком здесь является и повышение уровня общественного самосознания относительно необходимости применения ИТ во всех областях народного хозяйства России. Более того, признается необходимость перехода от экстенсивных к интенсивным методам развития ИТ.

Вместе с тем предлагаемые и эксплуатируемые ИТ и ИС не всегда и не везде эффективны. Во многих случаях они не отвечают требованиям по качеству. Возникает необходимость перехода от пассивного отношения к активному воздействию на уровень качества ИС и информационной продукции. Проблема эффективности ИТ решается по нескольким направлениям. Каждое из направлений предполагает учет разнообразных факторов и условий создания и функционирования ИТ. Принципиальным условием решения проблемы является подготовка высококвалифицированных специалистов в области создания и эксплуатации ИТ. Внедрение эффективных ИТ требует высокого профессионализма, знания работниками и руководителями всех уровней методов и способов менеджмента ИТ, принципов проектирования автоматизированных технологий и систем, основанных на передовом отечественном и зарубежном опыте и международных стандартах. Политика в этой области имеет целью формирование непрерывной системы образования и подготовки кадров в области ИТ. Необходимо готовить специалистов, обучать работников всех отраслей основам применения ИТ, содействовать подготовке и изданию специальной литературы, журналов и других изданий по данной тематике. Образовательные стандарты высшей школы должны быть приведены в соответствие с требованиями времени.

Эволюция ИТ — это поступательное гармонизированное развитие ИТ в системе развития человека, его исторический опыт по трансформации представления реальных объектов — предметов и процессов в информационные образы.

 По каким же признакам можно выделить стадии эволюции ИТ? Стадии могут быть выделены по различным признакам, например по времени, пространству, методам, средствам и др.

К истокам ИТ можно отнести пещерную и наскальную живопись, подсчет предметов, появление искусства, письменности. Материальными носителями информации были камни, кости, дерево, глина, кожа, папирус, шелк, бумага и др. Первая ИТ заключалась в передаче знаний устно по наследству. Появились хранители знаний — жрецы, духовенство. Профессиональные навыки передавались личным примером. Доступ к знаниям и информации был ограничен, поэтому знания не могли существенно влиять на производственный процесс. Уровень технологии обработки данных был ручной, производство — ремесленным, уникальным, мелкосерийным. Темпы роста производства и номенклатуры производимой продукции были низки.

Появление первого печатного станка Иоганна Гутенберга и книгопечатания (1445) произвело первую информационную революцию, которая длилась примерно 500 лет. Знания стали тиражироваться. Они уже могли влиять на производство. Появились станки, паровые машины, фотография, телеграф, радио. Производство стало промышленным, средне- и крупносерийным. Темпы роста производства и номенклатуры изделий выросли. Если до конца XIX в. примерно 95% трудового населения работало в сфере материального производства и только 5% — в сфере обработки информации, то к середине ХХ в. примерно 30% трудового населения развитых стран занималось обработкой информации.

По этапам общественного развития можно выделить ИТ: первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и др.; по масштабу распространения ИТ: в пределах отдельного клана, народа, страны, материка, планеты, космической системы, Вселенной; по методам реализации ИТ: тактильные, визуальные, аудильные, комплексные и др.; по средствам реализации ИТ: артикуляционные, вещественные, механические, телеграфные, радио, телевизионные, электронные и др.

Рассмотрим более подробно временной аспект эволюции ИТ.

Этап I — ручной. До второй половины XIX в. основу ИТ в области экономики составляли перо, чернильница и бухгалтерская книга. Коммуникация (связь) осуществлялась путем передачи пакетов (депеш). Продуктивность информационной обработки была крайне низкой, каждое письмо копировалось отдельно вручную, помимо счетов, суммируемых также вручную, не было другой информации для принятия решений.

Этап II — механический. На смену «ручной» ИТ в конце XIX в. пришла «механическая». Изобретение и внедрение механических счетно-решающих устройств, пишущей машинки, телеграфа, телефона, модернизация системы общественной почты — все это послужило базой для принципиальных изменений в технологии обработки информации и, как следствие, увеличения продуктивности работы. «Механическая» ИТ оказала определенное влияние на построение организационных структур предприятий.

Этап III — электрический (начало XX в. — 1930-е гг.). Этот этап характеризуется появлением «электрической» ИТ, основанной на использовании электричества: счетные устройства (счетно-перфорационные машины Холлерита с использованием перфокарт), телеграфные аппараты, электрические пишущие машинки, копировальные машины на обычной бумаге, портативные диктофоны. Они модернизировали офисную деятельность за счет улучшения качества, увеличения количества и скорости обработки документов.

Этап IV — электронно-механический (1940—1970-е гг.). В 1946 г. была создана первая ЭВМ — ЭНИАК. Во второй половине 1960-х гг. стали применяться большие высокоскоростные ЭВМ. Постепенно стали формироваться специализированные службы обработки информации — информационно-вычислительные центры. Процессы обработки информации больше смещались в сторону трансформации ее содержательной части. Это положило начало формированию «электронной» технологии.

Этап V — электронно-логический (1970—1980-е гг.). Сложившиеся в 1960-х гг. концепции применения АСУ не всегда и не в полной мере отвечали задаче совершенствования управления и оптимальной реализации компонентов ИТ. Методологически эти концепции нередко опирались на ошибочные представления о неограниченных возможностях ИТ при условии непрерывного наращивания вычислительной мощности АСУ.

Начиная с 1970-х гг. сформировалась тенденция перенесения центра тяжести развития АСУ на фундаментальные компоненты ИТ, в частности на аналитическую работу, с максимальным применением человеко-машинных процедур. Однако по-прежнему вся эта работа проводилась на мощных ЭВМ, размещенных централизованно в вычислительных центрах. При этом в основу построения подобных АСУ положена гипотеза, согласно которой задачи анализа и принятия решений относились к классу формализуемых, поддающихся математическому моделированию. Предполагалось, что такие АСУ должны улучшить качество, полноту, подлинность и своевременность информационного обеспечения ЛПР (лицо, принимающее решение), эффективность работы которых будет возрастать благодаря увеличению числа аналитических задач.

Однако внедрение подобных систем дало весьма отрезвляющие результаты. Оказалось, что применяемые экономико-математические модели имеют ограниченные возможности практического использования: аналитическая работа и процесс принятия решений происходят в отрыве от реальной ситуации и не подкрепляются информационным процессом формирования решений в их адекватном виде.

Этап VI — электронно-интеллектуальный (1980—1990-е гг.). С появлением ПК происходит принципиальная модернизация идеи автоматизированного управления. Системный подход к созданию ИТ позволил окончательно признать, что самая мощная ЭВМ не может заменить человека. С внедрением персональных ЭВМ начался переход от централизованной обработки данных к распределенной децентрализованной обработке данных. Это обусловило увеличение однородных ИТ и децентрализацию управления. Данный принцип воплотился в создании систем поддержки принятия решений (СППР), ЭС (экспертных систем). Системы указанных классов означают новый этап интеллектуализации автоматизированного управления, увеличения роли человека как ЛПР.

Появляются АРМ специалистов. Усложнение социальных задач обусловило увеличение разнородности ИТ, некоторой разобщенности ИТ. Вместе с тем возникла объективная необходимость интеграции ИТ. С развитием средств передачи данных и связи началось создание так называемых телекоммуникаций. Интеграция ЭВМ и телекоммуникаций обусловила создание локальных, региональных и глобальных сетей ЭВМ.

Этап VII (с начала XXI в.). Этот этап можно определить как период широкого формирования информационных обществ. Он характеризуется глобализацией ИТ и связанным с ними применением достижений науки и техники — суперкомпьютеров, квантовых и нанокомпьютеров и технологий в развитых государствах. В области телекоммуникаций все чаще используются оптические проводные и беспроводные системы, а также иные беспроводные коммуникации.

На данном этапе для создания ИТ различного класса и назначения более широко применяется принцип системности, реализуется идея гармонизации человека и ЭВМ в решении профессиональных задач, улучшается качество работы за счет расширения состава задач с применением ЭВМ. Кроме того, эффективность ЭВМ повышается за счет более строгой формализации задач пользователя.

Основные вехи эволюции ИТ

Время возникновения

Наименование вех эволюций ИТ

2000 лет до н. э.

Глиняные плитки с описанием книг библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала

863 г.

Создание кириллицы — одной из первых славянских азбук

1445 г.

Изобретение печатного станка И. Гутенбергом

XVII в.

Принятие большинством европейских государств десятичной позиционной системы счисления

1816 г.

Создание системы почтовой и телеграфной связи

1840 г.

Изобретение фотографии

1874 г.

Изобретение машинописи

1876 г.

Изобретение телефона

1895 г.

Первый сеанс радиосвязи

1939 г.

Изобретение телевидения

1946 г.

Создание электронного вычислительного интегратора и калькулятора (ЭНИАК)

1960-е гг.

Появление АИС, локальных и региональных вычислительных сетей

1969 г.

Заработал ARPANET, что положило начало созданию и развитию Интернета

1970 г.

Изобретение голографии

1971 г.

Компания Intel выпустила первый микропроцессор семейства 4004

1972 г.

Создание одной из первых автоматизированных обучающих систем современного типа PLATO-IV

1975 г.

Создание одного из первых персональных компьютеров

1980-е гг.

Создание оптоволоконных линий связи

1981 г.

Создание первого портативного компьютера «ноутбука»

1983 г.

Начало функционирования Интернета

1990-е гг.

Создание современных телекоммуникационных систем

1991 г.

Год рождения World Wide Web

1992 г.

Компания Microsoft представила Windows 3.1, ставшую первой широкораспространенной системой для ПК с многооконным графическим интерфейсом

1995 г.

Компания Microsoft представила ОС Windows 95

1999 г.

Продемонстрирован «принтер для незрячих», устройство, оставляющее на бумаге капли быстротвердеющего состава, образующего «брайлевские» буквы

2000 г.

Разработана концепция эволюционных баз данных

2007 г.

Компания Microsoft представила ОС Windows Vista

2009 г.

Компания Microsoft представила ОС Windows 7

2012 г.

По состоянию на август 2012 года, разработка Windows 8 завершена, поступление в продажу запланировано на 26 октября 2012 года.

Эволюцию ИТ можно представить и в виде этапов развития информатизации, среди которых выделяют следующие.

1. Технический период, аппаратная фаза, или «железный век»

(1946—1954). В этот период создана первая ЭВМ и сформировано современное представление принципов структуры и функционирования ЭВМ. Несмотря на разнообразие конструкционных решений ЭВМ, центральный процессор и память подчиняются принципам фон Неймана. Определена архитектура универсальных ЭВМ.

В дальнейшем происходило улучшение экономической, технической, энергетической эффективности ЭВМ путем миниатюризации и повышения быстродействия компонентов ЭВМ.

2. Программный период, программная фаза, или «бронзовый век» (1954—1970). Начинается с разработки первого языка программирования «Фортран» и заканчивается формированием окончательных представлений о функциях ОС, прикладных программ и систем программирования. На этом этапе было создано представление о современной классификации программных средств, структурах и взаимосвязях языков программирования, системах и средствах программирования и др.

3. Информационный период, информационная фаза, или «серебряный век»

(1970—1990). За этот период основные решения ученых и специалистов относятся к формированию представлений о структуре данных, языках описания данных (ЯОД) и языках манипулирования данными (ЯМД). Создаются АИС различного класса и назначения.

4. Гуманитарный период, гуманитарная фаза, или «золотой век»

(с 1990 г. и по настоящее время). С широким внедрением персональных ЭВМ расширяется круг пользователей ИТ от домашнего до глобального уровней. Существенно расширяются интерфейсные, коммуникационные и навигационные возможности ИТ. В производство компонентов средств вычислительной техники и передачи данных внедряются нанотехнологии.

Все приведенные схемы периодизации эволюции ИТ имеют определенное пересечение по признакам периодизации и достаточно условны. Вместе с тем многоаспектное представление эволюции позволяет более точно оценить этот интересный и сложный процесс развития цивилизации, место ИТ, значение которых в жизни общества в полной мере пока еще не оценено.

3. Основные понятия ИТ

Рассмотрим основные понятия ИТ — «сведения», «сообщения», «данные», «знания», «информация».

Сведения. Часто в предметной области ИТ оперируют понятием «сведения». В общепринятом смысле сведения отражают объекты реального мира. Эти объекты в методологическом отношении дифференцируются на статические и динамические категории, т.е. предметы и процессы (явления). Сообщения об объектах проводятся путем идентификации свойств объектов. Эти свойства обычно можно отобразить в виде совокупности признаков, характеристик, показателей, параметров и др. Эти характеристики, как правило, оформляются в виде совокупности символов, сигналов какой-либо системы. Эта система организована по определенным логическим правилам. Буквы, иероглифы, рисунки, звуки, их комбинации фиксируются на носителе информации по определенным правилам (регламенту), например, письмо на бумаге, жестикуляция, сигналы корабельного сигнальщика и др. С учетом выделенных признаков можно дать следующую дефиницию понятия «сведения» — это совокупности символов, сигналов, организованные по определенным логическим правилам, отражающие свойства объектов реального мира и передаваемые во времени и пространстве.

Сообщения. Близким по смыслу понятию «сведения» является понятие «сообщение». Различие заключается в том, что сообщение ассоциируется с передачей сведений, прежде всего звуковым, например устным способом достаточно в узких рамках пространства и времени. Так, научные результаты исследователя могут быть переданы на научной конференции только ее участникам в виде сообщения. Таким образом, в аспекте технологии передачи сообщение — это разновидность сведения, передаваемого обычно звуковым способом. Вместе с тем те же научные сообщения могут быть опубликованы в виде сборника тезисов докладов, имеющих широкие возможности передачи их во времени и пространстве для более широкой научной общественности. Иногда говорят о почтовом сообщении, по сути — о письменном сообщении.

Данные. С позиций ИТ понятия «сведения» и «данные», хотя и во многом схожи, имеют определенное различие. Данные непосредственно относятся к процессам ИТ, а именно к их процедурной части, т.е. к системе обработки данных (СОД), к технологическому процессу обработки данных (ТПОД). Ручные и автоматизированные СОД предъявляют определенные требования к входным сведениям. Эти сведения должны быть представлены уже не в произвольной, а в определенной форме. Эта форма и регламент (правила) представления для каждого класса ТПОД определяются с учетом особенностей вида сведений, СОД и др. Так, учетные и плановые сведения в системах управления, как правило, представляются в виде таблиц. Особенности СОД, в частности способа ввода сведений в ЭВМ, — сканеры, клавиатура, канал связи, микрофон, плазменная панель — предъявляют собственные требования по форме и регламенту ввода сведений. Таким образом, данные — это разновидность сведений, представленных в форме, адаптированной к вводу в СОД. В нашем случае СОД представляется широким спектром средств обработки данных, в том числе и ЭВМ.

Знания. Важной составляющей информации являются знания.

К ключевым признакам знания относятся:

- результат процесса познания действительности в пространстве и времени;

- процесс познания, происходящий на основе логического обобщения достоверных фактов и построения адекватных представлений, понятий, суждений, теорий, законов;

- их регистрация в виде знаков естественных и искусственных языков;

- развитие на уровне индивида и общества в рамках исторической шкалы измерения;

- научное знание, выступающее высшей формой знания и отражающее исторический опыт, восприятие человеком окружающего мира, выработку методов и средств адаптации человека к реальности;

- применение результатов познания в решении социальных задач.

Таким образом, знания — это результат процесса познания действительности, проверенный общественно-исторической практикой, адекватно отражаемый в сознании человека в виде определенных категорий, с применением которых решаются задачи человека и общества.

Информация. Одной из форм представления знания является информация (от лат. informatio — разъяснение, изложение). В настоящее время имеется много определений информации. С содержательной точки зрения информация — это сведения об объектах реального мира, а с формальной точки зрения — совокупность символов и сигналов.

В Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149_ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» это понятие дано в следующей трактовке: «Информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления». Каждое понятие имеет свои особенности, так как порождается в различных отраслях знаний и условий формирования дефиниций (определений).

Так как информацию можно хранить, преобразовывать и передавать, то должны быть ее носители, передатчики, каналы связи и приемники. Эта среда объединяет источники информации и ее получателей в информационную систему. Активными участниками информационного обмена необязательно должны быть люди: обмен информацией происходит также в животном и растительном мире. Однако когда речь идет о человеке как об участнике информационного процесса, то имеется в виду смысловая (семантическая) информация. В общем виде информация представляет собой сведения об окружающей действительности, которые уменьшают имеющуюся степень неопределенности, неполноты знаний. Одним из принципиальных свойств информации является ее технологичность, т.е. способность подвергаться преобразованию. Трансформация свойств информации может происходить по причине воздействия, например человека, ЭВМ и т.д. Изменение свойств информации проводится по программе, имеющей в основе логический аппарат и схему взаимосвязи рассматриваемых понятий (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Соотношение понятий «сведения», «данные», «информация»,

«знания» в технологическом аспекте

В процессе решения задач человек получает определенные сведения, которые затем формализуются в данные. Данные поступают в систему обработки данных, имеющую логические средства, например интеллект человека, ИТ на базе ЭВМ и др. На выходе СОД (системы обработки данных) имеется информация, которая после проверки ее адекватности частично или полностью приобретает признаки знаний, например новое понятие, новый закон природы, общества и мышления, новая теория и др. Логическую переработку проводят с теми данными, из которых в результате можно получить новые сведения, новые данные, т.е. информацию. Информация, как и знания, используется разнесенной в пространстве и времени, т.е. в общественно исторической практике. С учетом выделенных признаков в технологическом аспекте информацию можно определить следующим образом: информация — это результат логической переработки данных, используемый в общественно-исторической практике.

Информационная технология. Понятие «информационная технология» относится к видовому типу. Опорным понятием является здесь «технология», а понятие «информация» обеспечивает функцию видового разнообразия относительно понятия «технология».

Таким образом, в синтаксическом отношении необходимо определить содержание этих двух понятий и провести их синтез на уровне свойств этих понятий. Синтез должен принять форму дефиниции рассматриваемого нами понятия. В общем случае технология рассматривается как совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. К технологии можно отнести операции добычи, обработки, транспортировки, хранения, контроля, выполняемые в составе определенного производственного процесса. Таким образом, можно сказать, что технология представляет собой своеобразное средство, инструмент, способ для достижения поставленных целей, для решения задач в аспекте изменения качества объекта, разумеется, в сторону его улучшения. При этом предполагается, что имеется описание по применению этих способов, методов и средств.

В научной литературе существуют различные определения понятия «информационная технология». Так, в «Толковом словаре по информатике» информационная технология определена как «совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, повышения их надежности и оперативности». В этом определении перечислен конкретный, но не полный перечень информационных процессов, что едва ли целесообразно указывать в определении.

Следует также отметить, что информационная технология не предполагает в обязательном порядке применение ЭВМ. В современном обществе ИТ понимаются в трех вариантах: традиционные (ручные), механизированные и автоматизированные (на базе ЭВМ).

В наше рассмотрение входят в основном ИТ на базе ЭВМ, но при необходимости — и другие варианты ИТ.

ИТ характеризуются следующими признаками:

- совокупностью производственно-технологических методов и средств, определенным образом организованных для реализации процессов сбора, регистрации, преобразования, хранения и распространения информации;

- методами и способами улучшения качества информационных процессов в достижении поставленных целей пользователя;

- получением информации, обеспечивающей решение задач пользователя.

В синтезе дефиниции понятия «информационная технология» очень важно достичь того, чтобы значение дефиниции включало такое количество свойств, которое бы адекватно, в частности полно, точно и вместе с тем лаконично, отображало сущность этого понятия. Вместе с тем для ИТ на базе ЭВМ характерен такой существенный признак, как «аппаратно-программные средства и методы их применения, предназначенные для создания и использования информации в решении задач пользователя в определенных предметных областях». Отсюда автоматизированная информационная технология — это автоматизированная система технических, программных, производственно-технологических методов и средств, предназначенная для реализации и улучшения качества информационных процессов с целью получения необходимой информации в решении задач пользователя. ИТ предназначены служить своеобразной платформой или базой для построения и реализации ИС различного класса и назначения. Системный типоряд ИТ составляют конкретные, базовые и глобальные ИТ.

Платформа информационной технологии. Понятие «платформа  информационной технологии» является видовым. Платформы ИТ могут создаваться для выполнения специализированных и универсальных задач. Сущность универсальной платформы ИТ позволяет использовать ее при решении широкого круга задач. Можно выделить аппаратную, программную, административную, транспортную, прикладную и коммуникативную платформы. Аппаратная платформа — это техническое обеспечение ИТ, например IBM PC, Macintosh и т.д. Программная платформа — это совокупность программ, обеспечивающая интерфейс между пакетами прикладных программ (ППП) и ОС. Примерами ППП могут служить бухгалтерские программы, пакеты статистического анализа данных и др., а для ОС — MS DOS, Windows, OS/2, UNIX, Linux и др.

ОС устанавливается на соответствующие компьютеры и позволяет работать с различными ППК. Пользователь приобретает программу, ориентированную на имеющуюся у него платформу и совместимую с ней. Административная платформа, или платформа управления сетью, — это совокупность методов и средств аппаратно-программного характера, предназначенная для управления сетью и входящими в нее системами. Такая платформа обеспечивает:

- контроль информационных процессов по решению задач пользователя;

- контроль работы устройств сети и состояния телекоммуникаций.

Иногда платформа ИТ может быть определена соответствующим стандартом. Таким образом, платформа информационной технологии — это аппаратно-программный комплекс средств и методов, принятый для реализации ИТ.

С позиций архитектуры ИТ можно сказать, что понятие «платформа информационной технологии» в определенной мере является синонимом понятия «опорная информационная технология».

С учетом этих двух понятий проектируется соответствующая ИС.

Таким образом, опорная информационная технология — это совокупность аппаратно-программных средств и методов, образующая платформу ИТ, на основе которой реализуются ИС. Иногда реализация ИТ в виде конкретной ИС обусловливает подмену этих понятий, что не совсем корректно.

Транспортная платформа реализует процессы передачи данных посредством телекоммуникационных сетей. Прикладная платформа предназначена для реализации прикладных и сервисных процессов, которые обусловлены задачами пользователя, например технологии редакторов текста, электронных таблиц, защиты информации и др. Этот вид платформы, в отличие от транспортной платформы, независим от архитектуры коммуникационных сетей. Коммуникативная платформа — это комплекс информационных материалов (стандартов, технических условий, проектно-технической документации), обеспечивающий совместную работу людей по созданию, эксплуатации и развитию ИТ.

4. Содержание новой ИТ как части информатики

ИТ относятся к классу сложных систем. Их изучение зависит от многих условий. Первым условием является необходимость четкого понимания содержания новой ИТ, конкретизации ее места в структуре информатизации, построении информационного общества и решения других задач человека и общества.

В середине XX в. стало очевидно, что человечество вступает в новую эпоху, дорогу к которой проложило бурное развитие науки и техники и в первую очередь информатики. Основными составными частями информатики являются ИТ, базирующиеся на ЭВМ и программах для ЭВМ. Развитие ИТ и информатики позволило обществу подойти к глобальной проблеме информатизации, связанной с быстровозрастающими интеграционными процессами, проникающими во все сферы нашей деятельности: науку, образование, производство, управление и т.д.

В последние годы содержание информатики заметно изменилось за счет интенсивного внедрения в практику новых ИТ. Эти ИТ, воплощенные в рамках Интернета, телекоммуникационных сетей и интеллектуальных компьютерных систем, открывают перед будущими поколениями возможности свободного распространения знаний.

Современному человеку придется считаться с необходимостью приспосабливаться к новой социальной среде, где информация и научное знание станут основными факторами, определяющими потенциал общества и перспективы его развития. Благодаря использованию единых мировых информационных ресурсов формируется единое образовательное пространство, возрастает потребность человека в общении и получении доступа к общим нематериальным ресурсам, осмыслении и переработке большого объема информации. Таким образом, происходит информатизация общества.

Процесс информатизации является закономерным глобальным развитием цивилизации, который обусловлен рядом объективных факторов:

  • быстровозрастающая сложность искусственно создаваемой человеком определенной части среды своего обитания — техносферы, которая все больше снижает надежность и устойчивость жизненной сферы;
  • истощение природных ресурсов планеты и связанная этим необходимость отказа от господствующей в настоящее время парадигмы экстенсивного развития цивилизации;
  • возрастание экологической опасности и необходимость поиска решения самой актуальной и сложной проблемы современности — выживание человечества как биологического вида.

Информатизация общества является стратегическим фактором развития цивилизации. Она дает человечеству определенные шансы решить перечисленные глобальные проблемы и перейти к новой парадигме устойчивого и безопасного развития. При этом ИТ становятся тем средством, которое человек может использовать как для расширения, так и развития собственных способностей: возможностей памяти, логики, пространственного воображения.

Информационное общество. Реализация ИТ в рамках информатизации имеет различные формы результата. Одной из таких форм является так называемое информационное общество. Название «информационное общество» впервые появилось в Японии в середине 19600х гг.

Особенностями ИТ являются открытость, технологичность, интеллектуальность, доступ к мировым информационным ресурсам, высокая степень обеспечения безопасности, гибкость и самоорганизация вышеуказанных систем. В таком обществе наблюдаются ускоренная автоматизация и роботизация всех отраслей производства и управления, происходят радикальные изменения социальных структур. Эти изменения приводят к расширению информационной деятельности и вызывают необходимость подготовки специалистов в области разработки и сопровождения ИТ, повышения информационной культуры граждан.

 Можно обозначить три основные модели информационного общества.

1) Силиконовая долина, или американская модель, — открытое информационное общество, стимулируемое силами рынка.

2) Сингапурская модель — авторитарное информационное общество, развивающееся также на рыночных основаниях.

3) Финская модель — открытое социальнооконтролируемое информационное общество, развивающееся на базе благосостояния общества.

Возрастающий интерес государств и общественных организаций к успехам телекоммуникационных технологий как к основе для создания единого информационного пространства позволяет выделить его инфраструктуру. Сложилось понятие «информационная инфраструктура» — совокупность информационных предприятий, информационных ресурсов, ИТ и систем, функционирующих на базе аппаратных, программных и организационных методов и средств.

Все большее число стран объявляет генеральной линией своего развития построение информационного общества. XXI в. объявлен веком информатизации. В России, как и в ряде стран мира, имеется концепция формирования информационного общества. В ней определено, что в нашей стране в первой четверти XXI в. должны быть созданы основные черты и признаки информационного общества.

Следует отметить, что наиболее благодатной сферой ИТ, информатики и информатизации является образование. В настоящее время в России начался процесс формирования единой межвузовской информационной среды, решаются задачи создания и развития ряда государственных и коммерческих сетей, прорабатываются механизмы их взаимодействия с зарубежными.

Содержание новых ИТ определяется эффектом использования. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает широкие возможности для развития государств.

5. Свойства ИТ

Сущность ИТ отображается посредством их свойств. Через свойства определяются, в частности, их сходства и различия. Этим объясняется видовое разнообразие во множестве разрабатываемых и эксплуатируемых ИТ. С позиций семиотики у ИТ можно выделить следующие основные группы свойств: семантические, синтаксические, прагматические (табл. 1.2).

Семантические свойства ИТ во многом определяются содержанием обрабатываемой информации. Для идентификации свойств применяют метод классификации. Классификация ИТ — это метод познания свойств ИТ путем их деления на классы (группы) по определенному основанию (признаку) деления, выбираемому в соответствии с условиями решения задачи. Например, ЭВМ воспринимают информацию по форме ее представления: текстовая, графическая, цифровая, звуковая, видео (статическое и динамическое), мультимедийная (комбинированная), а также оптическая, электромагнитная и др. По содержанию информацию делят на экономическую, правовую, техническую, социальную, статистическую, организационную и т.д. Содержание информации обычно определяет ее назначение. Значительным пространством для ИТ является научная информация. Посредством классификации информации по основанию технологических процедур, информацию можно создавать, регистрировать, передавать, хранить, обрабатывать, искать, копировать, тиражировать, отображать, анализировать, синтезировать и т.д. В связи с этим по содержанию выделенных свойств информации и решаемых задач могут быть выделены и соответствующие свойства и классы ИТ.

Таблица 1.2 Фрагмент классификации свойств ИТ

Виды свойств

Основания деления свойств

Свойства, которыми обладает ИТ

Семантические

Содержание данных

Научная, техническая, экономическая, снабженческая, сбытовая, кадровая, медицинская, учебная, налоговая, сельскохозяйственная, искусствоведческая, экспонатная, издательская, военная и др.

Вид обрабатываемой информации

Документальная, фактографическая, смешанная

Форма представления информации

Текстовая, графическая (изобразительная), звуковая, мультимедийная

Характер операций

Арифметические, логические, смешанные

Виды ИС создаваемых на базе ИТ

АСОД, АИПС, АСУ, АИС и др.

Синтаксические

Масштаб применения

Рабочее место, структурное подразделение, фирма, отрасль, регион, государство, материк, глобальный

Тип структуры

Иерархическая, многосвязная, смешанная

Устойчивость структуры

Детерминированная, вероятностная, смешанная

Характер связей

Прямые, обратные, нейтральные

Основания деления свойств

Свойства, которыми обладает ИТ

Функционально-технологическая структура

Подготовка документов, сбор документов, передача документов, прием документов, предмашинная обработка, ввод документов в ЭВМ, обработка документов, поиск документов, хранение документов, актуализация баз данных, выдача документов абоненту, контроль операций по этапам технологии и др.

Режим решения задач

Пакетный, мультипрограммный, интерактивный, комбинированный

Контуры хранения баз данных

Одноконтурные (на машинных носителях), двухконтурные (машинные + бумажные), трехконтурные (машинные + бумажные + фотоносители) и др.

Средства ввода-вывода данных

Клавиатура, магнитные носители, каналы передачи данных, анализаторы и синтезаторы речи, экранные средства (дисплей, табло, планшет), комбинация средств и др.

Прагматические

Виды дефектов обработки

Неполнота информации (отсутствие, пропуск показателей в документах, отсутствие документов и др.). Несвоевременность информации (запаздывание выдачи, обработки документов по этапам технологии и др.). Неинформативность документов

Характер показателей качества ИТ

Достоверность, полнота, своевременность, информативность, эргономичность, пропускная способность, производительность, себестоимость обработки, документированность, функциональность, надежность, безотказность и др.

Факторы, влияющие на качество ИТ

Документационные, информационные, программные, технологические, технические, организационные, правовые и др.

Требование полноты изучения ИТ вызывает необходимость системного подхода. При этом выявление свойств ИТ можно выполнить с позиций квалиметрии. Так, понятие «качество информационной технологии» можно определить методом классификации, выделив при этом группы свойств процесса обработки данных как основного процесса ИТ. Если взять признаки понятия «качество информационной технологии» — «свойство», «результат», «цель», «соответствие требованиям», то путем классификации можно последовательно выделить на этой основе существенные свойства рассматриваемой парадигмы «качество информационной технологии».

1. Качество ИТ есть совокупность свойств информационных процессов — сбора, поиска, передачи, обработки, отображающая сущность ИТ.

2. Качество ИТ и результата ее применения, т.е. производной информации, имеет как общие, так и специфические свойства и находится в диалектическом единстве.

3. Качество ИТ и результаты ее применения должны соответствовать целям системы управления.

4. Качество ИТ устанавливает степень соответствия ИТ требованиям, которые в общем случае определяются целевым функционированием системы управления.

На основе указанных четырех свойств ИТ конструируется определение понятия. Таким образом, качество информационной технологии — это совокупность свойств ИТ, которая определяет степень соответствия ИТ и результата ее применения целевому функционированию системы управления. Под системой управления в данном определении подразумевается широкий класс систем: от персонала, занятого в сфере применения ИТ, до требований руководителя фирмы, нормативных документов и др. Каждое свойство, представленное в табл. 1.2, в свою очередь может быть дифференцировано на ряд подсвойств. Отсюда можно говорить о наличии иерархических свойств ИТ. Это согласуется с теоретическими представлениями о строении систем и вызывает необходимость учета иерархичности свойств ИТ.

6. Общая классификация ИТ

В познании ИТ важным моментом является уточнение видовых различий во множестве ИТ. Видовой ряд выделяется посредством классификации ИТ, которая проводится путем взятия оснований деления (признаков, критериев) множества ИТ на классы, подклассы. Классификация ИТ необходима для того, чтобы правильно понимать, оценивать, разрабатывать и использовать их в различных предметных областях. Классификация ИТ зависит от выбора критериев, в качестве которых может выступать один или несколько признаков.

В методологическом отношении множество признаков, т.е. свойств любого реального объекта, в том числе ИТ, может быть бесконечным. Поэтому выбор оснований деления в решении практических задач осуществляется с учетом содержания решаемой задачи и ограничений по времени ее решения. В зависимости от критерия классификации одна и та же технология может быть отнесена к разным классам. ИТ обладают набором свойств, признаков, обусловливающих многозадачность и полифункциональность ИТ.

Один и тот же вид ИТ может быть правомерно отнесен к различным классам ИТ. С учетом обозначенных условий отобразим общую схему классификации ИТ (табл. 1.3).

Таблица 1.3 Классификация ИТ

Признаки деления ИТ

Выделяемые классы

Выделяемые подклассы

Интерактивность

ИТ с избирательной интерактивностью (без корректировки данных)

ИТ с полной интерактивностью

Банки данных, базы данных, базы знаний, видеотекст, телетекст, Интернет и другие ИТ, обеспечивающие хранение информации в структурированном виде

Автоматизированные информационные системы пользователя, автоматизированные рабочие места, базы данных пользователя и др.

Область применения

ИТ в науке

ИТ планирования экспериментов, ИТ статистического анализа экспериментальных данных, ИТ моделирования объектов и др.

ИТ в образовании

Автоматизация учебного процесса (презентация лекционного материала, выполнение лабораторных работ на базе ЭВМ), АСУ-вуз, АИС-расписание, АБД (автоматизированный банк данных) - студент, АБД-преподаватель, АБД-сотрудник, АБД-абитуриент, автоматизированные системы тестирования знаний, ИТ дистанционного обучения и др.

ИТ в экономике

Автоматизированная система плановых расчетов, АСУ-предприятие, АСУ-отрасли, АСУ-корпорации, АСУ-транспорт, АСУ-логистика и др.

ИТ в технике

АСУТП (автоматизированные системы управления технологическим проектом), системы автоматизированного проектирования и конструирования, автоматизированные системы инженерных расчетов и др.

Применение ЭВМ

Традиционное (ручное)

Сбор информации, предметизация и систематизация информации, типология информации, обработка и поиск информации, хранение информации, анализ и синтез информации, шифрование данных и др.

Автоматизированное

Автоматизация редактирования текста, автоматизация обработки данных, автоматизация поиска данных, автоматизация анализа данных и др.

Тип обрабатываемых данных

Редакторы текста

MS Word, Wordpad, Лексикон и др.

Графические редакторы

MS Paint, MS Power Point

Электронные таблицы

MS Exel, SuperCalk и др.

Системы управления базами данных

MS Access, Oracle и др.

Гипертекст

Интернет, интранет, базы данных, электронные учебники и др.

Мультимедиа

PowerDVD, Media Player Classic, «виртуальная реальность», обучающие технологии и др.

Содержание решаемых задач

Предметные ИТ

Банковские, страховые, налоговые и др.; обеспечивающие (типовые) предметные технологии (Project Expert, Marketing Expert, 1С, Галактика, ПАРУС, BAAN, BaySIS) и др.

Функциональные ИТ

ИТ по организационно-управленческим функциям, ИТ по информационно-технологическим функциям, ИТ по функциональным задачам

Функции применения

Организационно-управленческие ИТ

ИТ по планированию, учету, анализу, контролю и др.

Информационно-технологические ИТ

ИТ сбора, регистрации, передачи, обработки, поиска, хранения, тиражирования информации и др.

ИТ функциональных задач

ИТ расчетных работ, ИТ графических работ, ИТ коммуникации, ИТ безопасности и др.

Распределение обработки данных

Локальные ИТ

Локальные АИС, БД АРМ пользователя, локальная БД в узле вычислительной сети и др.

Распределенные ИТ

Децентрализованные ИТ в пространстве фирмы, отрасли, региона, страны; системы распределенной обработки данных; распределенные БД и др.

Объектно-ориентированные ИТ

ИТ предприятия

ИТ завода, ИТ фабрики, ИТ таксопарка и др.

ИТ агрофирмы

ИТ сельхозкооператива, ИТ фирмы по заготовке сельхозпродукции и др.

ИТ учебного заведения

ИТ школы, ИТ колледжа, ИТ вуза, ИТ института повышения квалификации и др.

ИТ учреждения культуры

ИТ музея, ИТ кинотеатра, ИТ театра, ИТ филармонии и др.

ИТ медицинского учреждения

ИТ медицинского центра, ИТ больницы, ИТ поликлиники и др.

Способ передачи данных

По применению сети ЭВМ

Без применения ЭВМ — ИТ традиционного способа передачи данных (курьер, почта, звуковая и визуальная сигнализация, телеграф, телетайп, радио и др.)

Сети ЭВМ (локальные, корпоративные, региональные, глобальные и др.)

По техническим средствам связи

ИТ с передачей данных по телефонной связи («витая пара»)

ИТ с передачей данных по коаксиальному кабелю:

по радиоканалам

по лазерному лучу

по оптоволоконному каналу

ИТ передачи по комбинированным средствам связи

Уровень объединения

ИТ конечного пользователя

Технологии автоматизированной обработки данных, автоматизированное рабочее место, электронный офис и др.

ИТ открытых систем

Сетевые ИТ, электронная почта, теле - и видеоконференции, гипертекстовые ИТ, мультимедиатехнологии и др.

Интегрированные ИТ

ИТ распределенной обработки данных, технологии «клиент-сервер», технологии электронного документооборота, геоинформационные системы, глобальные системы и др.

Характер применимости

Конкретные ИТ

ИТ, применяемые на уровне решения конкретных задач пользователя (сбор, регистрация, обработка, поиск, хранение данных и др.)

Базовые ИТ

ИТ, на основе которых создаются конкретные ИТ (текстовые редакторы, графические редакторы, электронные таблицы, СУБД и др.)

Глобальные ИТ

ИТ, применяемые на планетарном уровне (Интернет, Инфотерра, Библиодата, STN и др.)

Уровень автоматизации задач предприятия

Автоматизированная обработка данных

ИТ по решению отдельных конкретных задач пользователя (обработка, поиск, расчетные операции и др.)

Автоматизация функций управления

ИТ по решению задач реализации функций предприятия в целом (планирование, учет, контроль и др.)

Электронный офис

ИТ по решению типовых задач пользователя на рабочем месте, в подразделении, фирме и др.

Поддержка принятия решений

ИТ, обеспечивающие решение задач поддержки принятия решений (поиск, обработка, извлечение данных, ситуационный анализ и др.).

Интеллектуальная поддержка

Интеллектуальные ИТ, экспертные или экспертно-советующие ИТ, когнитивные ИТ, ИТ развития творческих способностей человека, ИТ информационной поддержки творческих процессов и др.

По области применения ИТ следует различать, в частности, ИТ в таких областях, как наука, образование, культура, экономика, производство, военное дело и т.п. В научной среде взаимодействие ученых и специалистов реализуется посредством ИТ класса «научные коммуникации». Эти коммуникации имеют широкий спектр, в частности «интеллектуальные порталы», общие базы данных, технологии порождения знаний (экспертные системы), научные форумы, теле- и видеоконференции и др.

В области образования широкое применение находят ИТ дистанционного обучения. Дистанционное обучение — это образовательный процесс, во время которого обучающий (преподаватель) и обучаемые (учащиеся или студенты) могут находиться в различных географических точках. ИТ дистанционного обучения включают специально разрабатываемые учебно-методические материалы, базирующиеся на широком использовании технических средств, компьютерных программ и телекоммуникаций.

По применению ЭВМ различают компьютерные и традиционные (ручные) ИТ. В области обучения ИТ применяются для решения двух основных задач: обучения и управления. В обучении ИТ могут быть применены, во-первых, для предъявления учебной информации обучающимся, во-вторых, для контроля успешности ее усвоения. С этой точки зрения ИТ, используемые в обучении, делятся на две группы: технологии предъявления учебной информации и технологии контроля знаний.

По содержанию решаемых задач ИТ разделяются на предметные, функциональные и объектно-ориентированные. Деление ИТ на эти виды достаточно условно. Некоторые ИТ, относящиеся к одной разновидности, зачастую входят в состав другой.

По функциям применения выделим виды функциональных ИТ:

- организационно-управленческие (учет, анализ, контроль и др.);

- информационно-технологические (сбор, регистрация, передача, обработка, поиск, хранение информации и др.);

- функциональных задач (счетные работы, редактирование текста и др.).

В рамках каждой из указанных ИТ можно выделить более дробные виды. Так, в классе ИТ «обработка» можно выделить ИТ обработки документальной (фактографической) информации, графиков и др.

По признаку «распределение обработки данных» ИТ можно разделить на локальные и децентрализованные, или распределенные.

Распределенная функциональная ИТ — это разновидность ИТ, структура которой построена по принципу реализации отдельных функций ИТ в узлах вычислительной сети. Следует отметить такое понятие, как система с распределенными функциями — система обработки данных, в которой отдельные функции обработки выполняются независимыми устройствами. Это могут быть системы управления распределенными базами данных (СУРБД), локальные БД в узлах сети ЭВМ и др. Так, система управления распределенными базами данных — это разновидность СУБД, предназначенная для организации доступа пользователей к распределенной БД, составные части которой — локальные БД — размещаются в различных узлах вычислительной сети.

По способу передачи данных можно выделить несетевые и сетевые ИТ. ИТ, работающие в автономном режиме, т.е. без выхода в сетевую структуру, относятся к несетевым. К этому классу можно отнести технологии АРМ, электронного офиса, электронных таблиц, графических процессоров, для которых возможность выхода в сеть не предусмотрена.

Сетевые ИТ имеют сетевую ОС и соответствующий комплекс технических средств. По способу передачи данных в сети ЭВМ можно выделить: локальные, многоуровневые и распределенные ИТ.

В рамках способа передачи данных по уровню масштаба сетей ЭВМ можно выделить следующие классы: корпоративные, региональные и глобальные сети, которые реализуются на базе интранета, Интернета и веб-технологий. Кроме того телекоммуникативными ИТ могут быть обозначены: электронная почта, информационные хранилища, электронный документооборот, видеоконференции и др.

Каждый вид ИТ по способу передачи данных имеет свои особенности и возможности применения в различных областях. Интерес в этом плане представляют веб-технологии, использующие средства гипертекста.

По уровню объединения можно выделить ИТ конечного пользователя, ИТ открытых систем и интегрированные ИТ. Обычно отдельные локализованные ИТ реализуются одним приложением, например электронный офис. Этот класс ИТ ориентирован на применение конкретного конечного пользователя, который решает свои функциональные задачи в рамках информационной структуры, например АРМ специалиста.

ИТ так называемых открытых систем определяется как возможность любых двух систем взаимодействовать с помощью соответствующих средств — протоколов, интерфейсов, стандартов. ИТ как объекты создаются человеком на основе их универсальных и специфических свойств. На базе универсальных свойств разработчик ИТ объединяет эти ИТ в классы ИТ универсального назначения. Такие ИТ обладают способностью наращивания дополнительных модулей, соединения с другими ИТ, проявляя при этом свойство открытой системы. Специфические свойства ИТ реализованы обычно в классе специализированных ИТ, выполняющих сравнительно узкие задачи.

Эта взаимосвязь представляет собой слияние (конвергенцию) ИТ с развитым информационным интерфейсом. В рамках взаимодействия происходят усложнение и интеграция выполняемых функций ИТ. Иногда симбиоз настолько сложен, что трудно идентифицировать первоначальные, т.е. исходные, ИТ. Примером интегрированной ИТ является информационное хранилище.

По характеру применимости можно рассматривать глобальные, базовые и конкретные ИТ, включающие технологии автоматизации информационных процессов, мультимедийные, гипертекстовые и сетевые, безопасности и защиты данных, интегрированные ИТ и др. Эти разновидности ИТ рассматриваются в соответствующих разделах данного учебника. Глобальные технологии рассчитаны на массового пользователя, например офисные технологии и технологии Интернета. К базовым ИТ следует отнести технологии массового использования в различных предметных областях и системах, без которых невозможно использование каких-либо ИТ. Конкретные ИТ подразумевают использование их в узкоспециальных приложениях и отдельных (частных) случаях. Они также включают технологии конечного пользователя.

По уровню автоматизации задач предприятия можно выделить следующие виды ИТ: автоматизированная обработка данных, автоматизация функций управления, электронный офис, поддержка принятия решений и др.

Класс ИТ как платформа создания систем автоматизированной обработки данных в историческом плане является первым. Эти ИТ характеризуются тем, что для типовой задачи предприятия разрабатывался пакет прикладных программ с универсальными функциями обработки. Это обеспечивало довольно широкие возможности его применения в различных учреждениях. Офисные технологии, включающие технологии ввода и компьютерной полнотекстовой обработки информации, в том числе перевод на электронные носители накопленной информации, помогли преодолеть так называемый информационный барьер.

Класс ИТ по автоматизации функций управления во многом коррелирует с классом функциональных ИТ, классифицируемых по признаку организационно-управленческих ИТ. Они организованы по функциям управления и реализуются в виде ИТ по планированию, учету и др.

ИТ, способные реализовать интеллектуальную поддержку принятия решений, являются развитием концепции систем поддержки принятия решений. Сюда относятся: интеллектуальные ИТ, экспертные или экспертно-советующие ИТ, когнитивные ИТ. Последние включают ИТ, специально разработанные для развития творческих способностей человека.