Уроки в технологии СДО
Способ диалектического обучения был разработан красноярскими учеными Анатолием Иосифовичем Гончаруком и Валентиной Лазаревной Зориной, в основе которого лежит индивидуальный труд, простая кооперация и сложная кооперация с выходом на полное развитие индивидуальности каждого учащегося. СДО позволяет осуществлять переход:
· от ставки на память и сообщенные знания к ставке на мышление и выводные данные;
· от слова через понятие к категории;
· от двумерной деятельности к трехмерному труду;
· от непосредственного обучения (автократия) к опосредованному обучению (демократия);
· от простого воспроизводства к расширенному воспроизводству знаний;
· от внешнего принуждения к самопринуждению;
· от необъективной оценки знаний, выводимой учителем, к материализованной самооценке учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Только в английском языке | И в английском и в русском языке | Только в русском языке |
Имя существительное | ||
Карточка №3 (сравнение)
- По сравнению с …., которые ….,
- Так же, как…...
- Как ….. , так …….
- Сравнивая ….можно сказать, что….
- Кроме….., еще
- Помимо …..
- Больше, чем ….
- Не только….., а и …
- Наряду с ….
- Если …., то ….
- В отличие от
Предварительный просмотр:
Способ диалектического обучения
Структура предложения
в русском и английском языках:
общее – особенное – единичное.
Череповская Светлана Анатольевна, учитель русского языка,
Елькина Наталья Михайловна, учитель английского языка,
МБОУ «Ермаковская СОШ №2»
Урок русского языка в 5 классе
Тема: Структура предложения в русском и английском языках:
общее – особенное – единичное.
Цели:
I. Образовательно-развивающие:
1.1 Применение опорных понятий: предложение, простые и сложные предложения, восклицательные и невосклицательные предложения, грамматическая основа предложения.
1.2 Овладение общеучебными понятиями оперировать понятиями (УУД): определять, делить (классифицировать по определенному признаку), формулировать проблемные вопросы (вопросы – понятия, вопросы – сравнения), выделять родовой и видовые признаки в содержании понятия, сравнивать изучаемые понятия.
1.3 Овладение специальными умениями: находить предложения, выделять грамматическую основу предложения, перестраивать предложения.
II. Воспитательная цель:
Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: единство – многообразие, общее - особенное – частное, первичное – вторичное, причина – следствие.
Оборудование: компьютерный проектор, раздаточный материал (комплект карточек № 1- 6 в системе СДО, Приложение 1 (тексты для выполнения заданий в группе)
Заявка на оценку:
«5» — 30 балл и более.
«4» — 24-29 баллов.
«3» — 18-23 баллов.
Приложение 1
- Пойти в школу.
- Саша пришел в школу.
- Мы сегодня пойдем в библиотеку.
- Хотел учиться в гимназии.
- Мой друг – спортсмен.
- My friend – sportsman.
- Watch TV.ц
- She is a good pupil.
- A good pupil.
- Children like apples.
Приложение 2
Исходные предложения | Перевод на английский/ русский язык | Вид предл. по цели высказывания | Вопросительные предложения |
1. Пойти в школу |
|
|
|
2. Cаша пришел в парк. |
|
|
|
3. Мы сегодня пойдем в библиотеку. |
|
|
|
4. Учиться в гимназии |
|
|
|
5. Мой друг – спортсмен. |
|
|
|
6. My friend is a sportsman. |
|
|
|
7. To watch TV |
|
|
|
8. She is a good pupil. |
|
|
|
9. A good pupil |
|
|
|
10. Children like apples. |
|
|
|
Приложение 3
Исходные предложения | Перевод на английский/ русский язык | Самооценка 1 задания |
1. Пойти в школу | To go to school |
|
2. Саша пришел в парк. | Sasha came to the park. |
|
3. Мы сегодня пойдем в библиотеку. | We will go to the library today. | По 1 баллу за каждый |
4. Учиться в гимназии | To study at the gymnasium | верный перевод фразы |
5. Мой друг – спортсмен. | My friend is a sportsman. | Максимальное кол-во баллов – |
6. My friend is a sportsman. | Мой друг – спортсмен. | 10 |
7. To watch TV | Смотреть телевизор |
|
8. She is a good pupil. | Она – хорошая ученица. |
|
9. A good pupil | Хороший ученик (хорошая ученица) |
|
10. Children like apples. | Дети любят яблоки. |
|
Приложение 4
Исходные предложения | Грамматические основы предложений |
2. Cаша пришел в парк. | Sasha сame to the park. |
3. Мы сегодня пойдем в библиотеку. | We will go to the library today. |
5. Мой друг – спортсмен. | My friend is a sportsman. |
6. My friend is a sportsman. | Мой друг – спортсмен. |
8. She is a good pupil. | Она хорошая ученица. |
10. Children like apples. | Дети любят яблоки. |
Приложение 5
Исходные предложения | Перевод на английский/ русский язык | Вопросительные предложения |
2. Cаша пришел в парк. | Sasha сame to the park. | Саша пришёл в парк? Пришёл Саша в парк? В парк Саша пришёл? Did Sasha come to the park? |
3. Мы сегодня пойдем в библиотеку. | We will go to the library today. | Мы сегодня пойдем в библиотеку? Сегодня мы пойдем в библиотеку? Пойдем мы сегодня в библиотеку? Will we go to the library today? |
5. Мой друг – спортсмен. | My friend is a sportsman. | Мой друг – спортсмен? Спортсмен – мой друг? Is my friend a sportsman? |
Исходные предложения | Перевод на английский/ русский язык | Вопросительные предложения |
6. My friend is a sportsman. | Мой друг – спортсмен. | Мой друг – спортсмен? Спортсмен – мой друг? Is my friend a sportsman? |
8. She is a good pupil. | Она хорошая ученица. | Она хорошая ученица? Хорошая ученица она? Is she a good pupil? |
10. Children like apples. | Дети любят яблоки. | Дети любят яблоки? Любят дети яблоки? Яблоки любят дети? Do children like apples? |
План-конспект
Этапы урока | Деятельность учителя | Баллы время | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||
I. | Оргмомент. | ||||||||||||||||||||
1.1. | Проверка готовности уч-ся к уроку (наличие раздаточного материала) | 10 сек. | |||||||||||||||||||
1.2. Слайд №3 | Знакомство уч-ся с заявкой на оценку и критериями оценки (на экране проектора): «5» — 17 и > б. «4» — 16 - 13 б. «3» — 12 -10 б. | 30 сек. |
| ||||||||||||||||||
II. | Работа по теме урока | ||||||||||||||||||||
2.1. Слайд №4. | Блиц опрос. С помощью Карточки №1 (вопросы – понятия) раскрыть тему «Предложение как синтаксическая единица». | За каждый правильный ответ - 1 балл. 3 мин. | Карточка №1. (вопросы – понятия)
| ||||||||||||||||||
2. 2. | Формулирование цели урока. | 1 мин. | Сравнить строение русского предложения с английским. | ||||||||||||||||||
2.3 | Индивидуальный труд Каждый учащийся получает карточки с заданием : Задание №1. Прочитать фразы. Перевести фразы с английского на русский язык. И наоборот. Задание №2. В предложениях и на русском, и на английском языках выделить грамматическую основу. Задание №3. Определить вид предложений по цели высказывания (устно доказать в форме умозаключения). Задание №4. Преобразовать повествовательные предложения в вопросительные на русском и английском языках. | З. №1 – 10 б. З. №2 – 6 б. З. №3 – 6 б. З. №4 – 12 б. 5 минут. | Задание №1.
Умозаключение №1. Поскольку предложение – сочетание слов, имеющее грамматическую основу и выражающее сообщение, вопрос или побуждение, А сочетание слов под №1 не имеет грамматическую основу, не выражает сообщение, вопрос, побуждение. ___________________________________________ Сочетание слов под №1 не является предложением. Умозаключение №2. Поскольку предложение – сочетание слов, имеющее грамматическую основу и выражающее сообщение, вопрос или побуждение, А сочетание слов под №2,3,4,5,7,8,10 имеет грамматическую основу, выражает сообщение, вопрос, побуждение. ___________________________________________ Сочетание слов под №2,3,4,5,7,8,10 являются предложениями. Умозаключение №3. Поскольку предложение – сочетание слов, имеющее грамматическую основу и выражающее сообщение, вопрос или побуждение, А сочетание слов под №6,9 не имеет грамматического оформления. ___________________________________________ Сочетание слов под №6,9 не являются предложениями. Задание №2, 3, 4. (см. Приложения № 3, 4, 5) | ||||||||||||||||||
2.4 Слайд №3. | Простая кооперация . Объединившись в группы, обсудите результаты индивидуального труда. 1 группа: Объяснить Задание №1. 2 группа: Объяснить Задание №2. 3 группа: Объяснить Задание №3. 4 группа: Объяснить Задание №4. | 1-2 минуты. | Обсуждение в группах задания, подготовка «Умозаключений». Задание №1. выполняется устно. Задание №2. выполняется на доске по заготовке. Задание №3. выполняется на доске. Задание №4. выполняется на доске (на компьютере). | ||||||||||||||||||
2.5. | Сложная кооперация. | Выступление от группы до 2 б.; дополнения, возражения 1-2 б. | Выступление 1 – 4 групп (по 1-2 мин. каждая). Дополнения, возражения, вопросы-суждения. После каждого выступления учащиеся проверяют работы и выставляют себе баллы. Задание №1 – 10 баллов. Задание №2 – 6 балла. Задание №3 – 6 баллов. Задание №4 – 12 баллов. | ||||||||||||||||||
2.6. | Сравнение структуры русского предложения с английским. Составляем сравнительную таблицу. Слайд №4. | 1 мин. |
| ||||||||||||||||||
2.7. | Работа с карточкой сравнения. Слайд №5. | Карточка сравнения.
| |||||||||||||||||||
2.8. . | Самооценка урока. Подсчет набранного количества баллов. Выставление оценок в соответствии с заявкой. | 1 минута | Учащиеся подсчитывают количество набранных баллов, выставляют оценки согласно «Заявке на оценку». «5» — 30 и > б. «4» — 24-26 б. «3» — 18-23 б. | ||||||||||||||||||
2.9 | Организация домашней работы. | Доработать карточку сравнение. |
Заявка на оценку.
«5» - 17 баллов и более
«4» - 16 – 13 баллов
«3» - 12 – 10 баллов.
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Задание №1.
Распредели предложения в таблице. Определи разряд местоимения, при ответе используй «Умозаключение». Найди общее и особенное в двух языках.
Русский язык. 1 лицо | Английский язык. | Русский язык. 2 лицо | Английский язык. | |
Именительный Кто? Что? | ||||
Родительный Кого? Чего? | ||||
Дательный Кому? Чему? | ||||
Винительный Кого? Что? | ||||
Творительный Кем? Чем? | ||||
Предложный Оком? О чём? |
Это не для меня Он дал мне эту книгу Пойдём со мной Ты говоришь обо мне Я иду в кино Ты помнишь меня | This is not for me He gives me this book Let go with me You speak about me I am going to cinema You remember me | Что мне делать с тобой Ты идёшь в кино Это не для тебя Я говорю о тебе! Я даю тебе эту книгу Я помню тебя | What should I do with you? You are going to cinema This is not for you I speak about you! I give you this book I remember you |
Задание №2.
Соотнеси предложения . Определи разряд местоимения, при ответе используй «Умозаключение». Найди общее и особенное в двух языках.
I brought my dictionary..
The student (he) brought his dictionary.
The student (she) brought her dictionary.
We brought our dictionaries.
The students (they) brought their dictionaries.
-- Я принес свой словарь
-- Студент (он) принес свой словарь.
-- Студенты (они) принесли свои словари.
-- Студентка (она) принесла свой словарь.
-- Мы принесли свои словари.
Задание №3.
Соотнеси предложения. Определи разряд местоимения, при ответе используй «Умозаключение». Найди общее и особенное в двух языках.
I asked myself.
Не asked himself.
She asked herself.
We asked ourselves.
You asked yourself
You asked yourselves
They asked themselves.
-- Они спросили себя
-- Я спросил себя.
-- Вы спросили себя.( ед. ч.).
-- Она спросила себя.
-- Вы спросили себя. (мн. ч.).
-- Он спросил себя.
-- Мы спросили себя.
Общее. | Отличия | |
Русский язык. | Английский язык | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Карточка – сравнение №3.
- По сравнению…
- Так же, как и …
- Как …, так и …
- Сравнивая…, можно сказать…
- Кроме…, еще и…
- Помимо…
- Больше чем…
- Не только…, а и…
- Наряду…
- Если…, то…
- В отличие …, то…
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 2 классе
Тема: Английский алфавит.
Цели:
I. Образовательно-развивающие:
1.1 Применение опорных понятий: алфавит, буква, гласные и согласные буквы, прописные и строчные буквы.
1.2 Овладение общеучебными понятиями оперировать понятиями (УУД): определять, делить (классифицировать по определенному признаку), формулировать проблемные вопросы (вопросы – понятия,), выделять родовой и видовые признаки в содержании понятия, сравнивать изучаемые понятия.
1.3 Овладение специальными умениями: находить гласные и согласные буквы, соотносить прописные и строчные буквы, располагать буквы в алфавитном порядке.
II. Воспитательная цель:
Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: единство – многообразие, общее - особенное – частное, первичное – вторичное, причина – следствие.
Оборудование: компьютерный проектор, раздаточный материал (комплект карточек № 1- 6 в системе СДО,
Приложение 1 (тексты для выполнения заданий в группе)
Приложение 1
Задание №1. расставьте буквы в алфавитной последовательности. Дайте определение понятию «алфавит» |
| |||
Задание №2. Подбери заглавные и строчные буквы. Дайте определение понятию |
| |||
Задание №3. Подчеркни гласные буквы. Дайте определение понятию | F h a o r w s k I e n u | |||
Задание №4.Выбери лишнюю букву, указав основание деления. . | a)R T I М Д b)S t f l d b c)p r o h q c d)n I o a E |
План-конспект
Этапы урока | Деятельность учителя | Баллы время | Деятельность учащихся |
I. | Оргмомент. | ||
1.1. | Проверка готовности уч-ся к уроку (наличие раздаточного материала) | 10 сек. | |
1.2. Слайд №3 | Знакомство уч-ся с заявкой на оценку и критериями оценки (на экране проектора): «5» —11 и > б. «4» — 9-8 б. «3» — 7-6 б. | 30 сек. |
|
II. 2.1. | Фонетическая зарядка Повторите английские звуки: [ t, tf, h, d, b, l ] [ o a u e ] Какие буквы дают эти звуки. | 1 мин. |
[ t, tf, h, d, b, l ] [ o a u e ] |
2. 2. | Речевая зарядка Давайте проверим как вы помните английские буквы и стишки. Представление новой буквы Yy Давайте споем песенку английского алфавита. Повторим английский алфавит. | 3 мин. | Игра: Я знаю алфавит. Игра: Найди отсутствующие буквы в алфавите |
2.3 | Формулирование цели урока. | 1 мин. | Английский алфавит. Повторим английский алфавит. А еще Трикки научит нас играть в различные спортивные игры. |
2.4 | Работа по теме урока Блиц опрос. С помощью Карточки №1 (вопросы – понятия) раскрыть тему «Буквы английского алфавита». | За каждый правильный ответ - 1 балл. 3 мин. | Вопросы – понятия
|
2.5 | Индивидуальный труд Каждый учащийся получает карточки с заданием : Задание №1. расставьте буквы в алфавитной последовательности. Дайте определение понятию «алфавит» (Что такое Алфавит?) Задание №2. Подбери заглавные и строчные буквы. Дайте определение понятию Задание №3. Подчеркни гласные буквы. Дайте определение понятию Задание №4.Выбери лишнюю букву, указав основание деления. . | З. №1 – 2 б. З. №2 – 2 б. З. №3 – 2 б. 4. №4 - 4 б. 5 минут. | Задание №1. Задание №2. Задание №3. Задание №4. |
2.6 | Простая кооперация . Объединившись в группы, обсудите результаты индивидуального труда. 1 группа: Объяснить Задание №1. 2 группа: Объяснить Задание №2. 3 группа: Объяснить Задание №3. 4 группа: Объяснить Задание №4. | 1-2 минуты. | Обсуждение в группах задания, подготовка «Умозаключений». Задание №1. выполняется на доске Задание №2. выполняется на доске по заготовке. Задание №3. выполняется на магнитной доске. Задание №4. выполняется устно. |
2.7 | Сложная кооперация. | Выступление от группы до 2 б.; дополнениявозражения 1-2 б. 5-6 мин | Выступление 1 – 3 групп (по 1 – 3 мин. каждая). Дополнения, возражения, вопросы-суждения. После каждого выступления учащиеся проверяют работы и выставляют себе баллы. Задание №1 – 2 баллов. Задание №2 – 2 балла. Задание №3 – 2 баллов. Задание №4 – 4 баллов. |
3.1 | Введение новой лексики - Трикки научит нас играть в различные спортивные игры, но сначала необходимо выполнить зарядку - послушайте рассказ Трикки в какие игры он умеет играть | 10 -15 мин | Run, jump.swim…. Упр 1 урок 26 (интерактив плакат.) |
2.9 . | Самооценка урока. Подсчет набранного количества баллов. Выставление оценок в соответствии с заявкой. | 1 минута | Учащиеся подсчитывают количество набранных баллов, выставляют оценки согласно «Заявке на оценку». «5» —11 и > б. «4» — 9-8 б. «3» — 7-6 б. |
2.10 | Организация домашней работы. | Урок 26 Повторить буквы, алфавит. Придумать подобные задания для ребят своего класса. Подготовка к проверочной работе. |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Интегрированный урок русского языка и английского языка по теме «Имя существительное в русском и английском языках.»
проводился в 6 классе как обобщающий по теме «Имя существительное» (по программе русского языка под редакцией М. Т. Барановой, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского и английского языка под редакцией Кузовлева В.П).
Тема | «Имя существительное в русском и английском языках.» |
Цель | I. Образовательно-развивающие: 1.1 Применение опорных понятий: Имя существительные: собственные, нарицательные, одушевленные, неодушевленные род, склонение, число существительных 1.2 Овладение общеучебными понятиями, оперировать понятиями (УУД): определять, делить (классифицировать по определенному признаку), формулировать проблемные вопросы (вопросы – понятия, вопросы – сравнения), выделять родовой и видовые признаки в содержании понятия, сравнивать изучаемые понятия. 1.3 Овладение специальными умениями: находить существительные в тексте, определять их морфологические признаки. II. Воспитательная цель: Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: единство – многообразие, общее - особенное – частное, первичное – вторичное, причина – следствие. |
Задачи | Образовательные задачи: 1.Сформировать представления учащихся о морфологических признаках имени существительного в русском и английском языках. 2. Раскрыть понятие имени существительного в русском и английском языках. Воспитательные задачи: Формирование УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. -Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель занятия; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Основные понятия | Имя существительные: собственные, нарицательные, одушевленные, неодушевленные род, склонение, число существительных |
Ресурсы: | мультимедиапроектор, экран, компьютер, карточки с заданиями. (комплект карточек № 1- 6 в системе СДО, Приложение 1 (тексты для выполнения заданий в группе) |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах |
Предварительный просмотр:
Интегрированные уроки - самая эффективная форма реализации межпредметных связей в школе.
Все в мире цепью связано нетленной,
Все включено в один круговорот:
Сорвешь цветок,
А где-то во Вселенной
В тот миг звезда взорвется и умрет…
Л. Куклин.
История
Прогрессивные педагоги разных эпох и стран, Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, подчеркивали необходимость взаимосвязи между учебными предметами для отражения целостной картины природы в голове ученика, для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания, а также необходимость обобщенного познания и целостности познавательного процесса. Десять из 29 общепризнанных видов уроков являются так называемыми нестандартными: урок-диспут, урок-форум, урок-диалог и т.д. Нестандартным был назван и интегрированный урок. Этот термин появился на страницах педагогической печати, начиная с конца 80-х годов. Правда, названия у такой формы занятий были разные: совместные, интегральные, бинарные. Но если заглянуть в словарь Ожегова, то в любом из названных определений суть следующая: "объединять в одно целое".
В.А. Сухомлинский считал, что детство – это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота природы и Отечества. Он считал, что в окружающем мире знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, « открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками».
Методика интегрированного обучения, как и вся дидактика, в настоящее время переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы и новые подходы в изучении дисциплин через интегрированные образовательные системы. Создаются новые концепции образования, которые основаны на деятельностном подходе. Настоящее время требует перемены мышления во многих областях жизни. В образовании сейчас обострились старые противоречия, связанные с преобладанием целевых ориентиров на высокое качество знаний, умений, навыков и интеллектуальное развитие школьников. Современная действительность вызывает необходимость замены формулы «образование на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь».
Идея интеграции образования все настойчивее заявляет о себе и заставляет педагогов искать эффективные пути ее реализации. На сегодня обозначился ряд различных подходов и направлений в данной области:
- интеграция через поиск межпредметных связей;
- тематическое планирование по принципу одновременного прохождения сходных тем в разных учебных дисциплинах;
- разработка новых учебных курсов, соединяющих в себе информацию из разных предметов.
Все это свидетельствует о необычной актуальности самой проблемы интеграции.
Предметная система обучения в школе ориентирует учащихся на дифференцированное усвоение знаний из различных областей. Потоки информации и ее объемы так велики, что становится трудно своевременно и качественно отслеживать необходимую информацию по любому из направлений научного знания. Большая часть информации остается невостребованной.
В связи с этим важно показать пути получения знаний через методологию. Это позволит обучаемым самостоятельно оперировать необходимыми в жизни знаниями и консолидировать содержание учебного материала в целое для разрешения проблемной ситуации
При организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением разных знаний: литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления. Методика интегрированного урока обеспечивает деятельность учителя и ученика на уровне субъектных отношений, в результате которых возникают возможности для совместного творчества и саморазвития участников образовательного процесса Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Понятие «интеграция» может иметь два значения:
а) создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
б) нахождение общей платформы сближение знаний (здесь интеграция – средство обучения).
Интеграция выполняет ряд функций в обучении:
- Методологическая функция – формирование у учащихся современных представлений изучаемых дисциплин.
- Образовательная функция – формирование системности, связанности отдельных частей как системы, глубины, гибкости осознанность познания.
- Развивающая функция – формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширения кругозора.
- Воспитывающая функция – отражает политехническую направленность.
- Конструктивная функция – совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.
Представляется важным деление интегрирования на вертикальное и горизонтальное.
Горизонтальное интегрирование предусматривает объединение школьных предметов данного класса обучения.
Вертикальное интегрирование охватывает однородный материал из программы разных лет обучения.
Общие понятия об интегрированном уроке
Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.
Преимущества интегрированных уроков заключается в том, что они:
- способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
- в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации УВП, снимают перенапряжение, перегрузку;
- не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;
- интеграция является источником нахождения связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах;
- интегрированные уроки позволяют систематизировать знания;
- формируют в большей степени общеучебные умения и навыки, и рациональные навыки учебного труда;
- способствуют росту профессионального мастерства учителя, так как требуют от него владения методикой интенсификации УВП, осуществления деятельностного подхода в обучении.
Методы интегрированного обучения
- Активное использование знаний, полученных на уроках по другим предметам (привлечение понятий, образов, представлений из других дисциплин).
- Рассмотрение комплексных проблем, которые по самой своей сути требует привлечения знаний из разных предметов (например, экология).
- Исследовательский метод (учащиеся самостоятельно сопоставляют факты, суждения об одних и тех же явлениях, событиях, устанавливают связи и закономерности между ними, применяют совместно выработанные умения).
При организации и планировании таких уроков учителю важно
учитывать следующие условия:
- в интегрированном уроке объединяются блоки знаний 2-3-х различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации;
- проведение интегрированного урока двумя учителями требует их психологической совместимости, такта, умения слышать партнера, корректности оценок и строгого разграничения компетенций, тщательной координации действий;
- интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.
Межпредметная интеграция урока имеет следующие особенности:
- предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах;
- сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой;
- включение в процесс познания всех анализаторов (зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, тактильно-двигательных), что обеспечивает прочность образования условных связей в познании ребенком окружающей действительности.
В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.
В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим. Чаще всего интегрированные уроки являются спаренными и проводятся учителями совместно. Возможна разнообразная интеграция учебных предметов.
В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Материал для таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимосвязь различных наук.
Перестройка процесса обучения на основе осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.
Таким образом, актуальность проблемы интеграции социально обусловлена и вызывает необходимость изменений в обучении подрастающего поколения, повышения качества знаний, практических умений, уровня воспитанности, познавательной потребности.
Интеграция — необходимое условие современного учебного процесса, её возможная реализация в рамках какой-либо школы была бы переходом этой школы на новый качественный уровень образования.
Предварительный просмотр:
Урок английского языка в 2 классе
Тема: Английский алфавит.
Цели:
I. Образовательно-развивающие:
1.1 Применение опорных понятий: текст, письмо, имя существительное, множественное число имен существительных,
1.2 Овладение общеучебными понятиями оперировать понятиями (УУД): определять, делить (классифицировать по определенному признаку), формулировать проблемные вопросы (вопросы – понятия,), выделять родовой и видовые признаки в содержании понятия, сравнивать изучаемые понятия.
1.3. Формирование универсальных учебных действий:
познавательные УУД:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации и классификации объектов;
- выявление языковых закономерностей (выведение правил);
- рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процессов и результатов деятельности;
коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
регулятивные УУД :
- контроль в форме сличения способа действия и результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
1.4. Формирование предметных умений:
- понимать лексическое значение слов, подбирать заголовок к тексту, составлять план текста, распределять предложения по темам.
II. Воспитательные цели:
2.1. Формирование научного мировоззрения на основе философских категорий: общее – особенное – единичное; качество – количество; причина – следствие.
2.2. Формирование личностных УУД:
- воспитание гражданственности, патриотизма.
- ценностное отношение к своей малой родине, семейным традициям; государственной символике,
Оборудование: компьютерный проектор, раздаточный материал (комплект карточек № 1- 6 в системе СДО,
Приложение 1
Приложение 1
Задание №1. | Name | My country. Capital Russia. Cities and country | points |
Задание №2. | Plan | 1. | |
2. | |||
3. | |||
Задание №3. | Cities | ||
Country | |||
Задание №4 | City | 1 | |
2 | |||
Country | 1 | ||
2 | |||
Задание №6 | 1группа | ||
2 группа |
План-конспект
Этапы урока | Деятельность учителя | Баллы время | Деятельность учащихся |
I. | Оргмомент. | ||
1.1. | Проверка готовности уч-ся к уроку (наличие раздаточного материала) | 10 сек. | |
1.2. Слайд №3 | Знакомство уч-ся с заявкой на оценку и критериями оценки (на экране проектора): «5» —16 и > б. «4» — 13-15 б. «3» — 9-12 б. | 30 сек. |
|
II. 2.1. | Фонетическая зарядка Работа со словарем:
слова друг у друга ( без ошибок – 1балл) | 1 мин. 1 б 1б |
Повторяют новых слова. 1. Проверяют запись слов в словарь. 2. Фонетическая отработка слов: - повторяют слова хором с учителем - работают в паре : читаю слова друг другу ( без ошибок – 1балл) |
2. 2. | Речевая зарядка Организация проверки домашней работы. Представляют упр 1,2 | 3 мин Упр 1 – 3б Упр 2 – 1б. | Проверяют домашнюю работу. Оценивают правильность выполнения упражнений. Упр 1 Какое слово лишнее? Аргументируют |
2.3 | Формулирование цели урока. Следующее задание будет упр 5. Что вам надо сделать? Что вам надо уметь, чтобы его выполнить? | 1 мин. | Составить текст ( письмо) о месте где мы живем. Рассказывать о нашем селе: использовать новые слова составить предложения написать письмо |
2.4 | Работа по теме урока Блиц опрос. С помощью Карточки №1 (вопросы – понятия) раскрыть тему «Текст - письмо». | За каждый правильный ответ – 1 балл. 3 мин.
| Вопросы – понятия
|
2.5 | Индивидуальный труд Каждый учащийся получает карточки с заданием : Задание №1. Задание №2. Задание №3. Задание №4.
| 10 минут. З. №1 – 2 б. З. №2 – 3 б. З. №3 – 2 б. З. №4 - 4 б. | Задание №1. Упр. 3 Выберите подходящий заголовок к тексту Аргументируйте свой выбор My country. Capital Russia. In the country. Задание №2. Упр.3 Составьте план текста Задание №3. Упр.3 Выпишите, что вы можете увидеть в городе и сельской местности ( деревне). Задание №4. Упр. 4 Подберите по 2 предложения к картинкам. I can see…… There are…… |
2.6 | Простая кооперация . Объединившись в группы, обсудите результаты индивидуального труда. 1 группа: Объяснить Задание №1. 2 группа: Объяснить Задание №2. 3 группа: Объяснить Задание №3. 4 группа: Объяснить Задание №3(2) 5 группа: Объяснить Задание №4. 4 группа: Объяснить Задание №4 (2). | 1-2 минуты. | Обсуждение в группах задания, подготовка «Умозаключений». Задание №1. выполняется на доске Задание №2. выполняется на доске по заготовке. Задание №3. выполняется на магнитной доске. Задание №4. выполняется устно. |
2.7 | Сложная кооперация. Вывод : докажите, что вы сможете теперь написать письмо о месте, где мы живем . | Выступление от группы до 2 б.; дополнениявозражения 1-2 б. 5-6 мин | Выступление 1 – 4 групп (по 1 – 3 мин. каждая). Дополнения, возражения, вопросы-суждения. После каждого выступления учащиеся проверяют работы и выставляют себе баллы. Задание №1 – 2 баллов. Задание №2 – 3 балла. Задание №3 – 2 баллов. Задание №4 – 4 баллов. Расскажу о нашем селе: использую новые слова составлю предложения напишу письмо |
3.1 | Задание №5 Игра: Найдите слова во множественном числе По какому признаку определили. Как образуется множественное число имен существительных? Задание №6 Разделите слова во множественном числе на 2 группы, определите критерий деления ( почему) Сформулируйте вывод Задание №7 Подготовка техники чтения. | 10 -15 мин | Делятся на 2 команды. Наличие окончания S К существительному в ед числе + окончание s Наличие окончания S у существительных во множественном числе Не все имена существительные имеют окончание S во множественном числе. Есть слова исключения. Читают текст по цепочке. Без ошибки 1 балл. |
2.9 . | Самооценка урока. Подсчет набранного количества баллов. Выставление оценок в соответствии с заявкой. | 1 минута | Учащиеся подсчитывают количество набранных баллов, выставляют оценки согласно «Заявке на оценку». «5» —16 и > б. «4» — 13-15 б. «3» — 9-12 б. |
2.10 | Организация домашней работы. | Секция 1 Упр. 3 готовим технику чтения. Тет. упр 3-5 |