Общепедагогические технологии

Леоновой Елены Юрьевны

Выступление на педсовете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_leonova.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете.

Современное образование ставит своей целью воспитание ученика, который сможет в будущем успешно решать возникающие проблемы, не растеряется перед задачами, поставленными сложной и динамичной дейстиветельностью.

      Требования к результату образования, сформулированные в ФГОС второго поколения, можно с полным основанием считать системообразующим компонентом документа, потому что именно результат должен определить пути и средства его достижения.

       Кроме того, контроль и оценка сформированности метапредметных  действий (универсальных умений) учащихся являются основанием для заключения об эффективности образовательной деятельности образовательного учреждения на уровне школы, региона и образовательной системы в целом.

       Требования включают предметные результаты обучения и универсальные умения.

       Как известно, универсальные умения – это и универсальные учебные действия, и умение учиться, то есть способности человека к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

       Одним из наиболее эффективных средств достижения обозначенного результата является воспитание исследовательского поведения. Существующая классно-урочная система обладает внутренними резервами для того, чтобы в рамках учебного процесса развивать у учеников исследовательский интерес, инициативность, коммуникативность и ответственность, навыки самоорганизации и открытость внешнему миру, умение сотрудничать, уверенность в силах.

       Всем известно, что детская потребность в исследовании окружающего мира обусловлена биологически, поэтому каждый ребенок стремится наблюдать и экспериментировать, добывать новые и новые сведения об окружающем и далеком. Поиск ответов на непрерывно возникающие вопросы – естественное состояние ребенка. Именно это стремление и должно стать основой для дальнейшего развития каждого школьника.

     Главная цель исследовательского обучения- формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать  новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.  

     Общие исследовательские умения и навыки:

-видеть проблемы;

-задавать вопросы;

-выдвигать гипотезы;

-давать определения понятиям;

-классифицировать;

-наблюдать;

-обладать умениями и навыками проведения экспериментов;

-делать выводы и умозаключения;

-структурировать полученный  в ходе исследования материал;

-доказывать и защищать свои идеи;

-обладать умениями  и навыками работы с текстом.

      Овладение этими важными когнитивными  инструментами- залог успешности познавательной деятельности детей.

      Развитие умения видеть проблему.

     Умение видеть проблемы- одна из важнейших составляющих исследовательских навыков.

      Под проблемой  принято понимать вопрос или комплекс вопросов, возникающих в процессе учения.

      Таким образом, весь процесс учения  видится как непрерывный поиск ответов на обнаруженные вопросы, установление других вопросов и.т.д.

      Чтобы найти проблему, а затем решить ее,  необходимо предпринять действия, направленные на исследования того, что связанно с проблемной ситуацией.

     Одно из самых важных свойств исследователя при установлении проблем- умение взглянуть на объект исследования с разных сторон, способность изменять первоначальную точку зрения.

     Это позволяет обнаружить те признаки и качества объекта, которые не видны при традиционном взгляде или не замечены другими.  Например:  Запиши текст. Какая картина представилась? Если хочешь, нарисуй ее.

    Голубой месяц март. Голуб… небо, голуб… снега. На снегах тени, как син… молнии. Голуб… даль, голуб… льды. Голуб… на снегу следы. Голуб… перелески , голуб… канавы. Первые голуб… лужи и последн… голуб… сосульки. А на горизонте- син… полоска далек… леса. Весь мир голубой!

   

1)  Почему для автора весна представляется голубой? А какого цвета твоя весна?

2) Докажи, что в этом  описании есть все части : вступление, основная часть и заключение.

3) Какие части речи использовал автор?

Проведи эксперимент: проверь , возможно ли здесь устранить повторы слов.

   Выполняя это задание, ученики «обречены» на проявление индивидуальности, поиск и рождение неповторимого образа знакомого объекта «весна». При этом, послушав рассказы своих одноклассников, дети примут идею о том, что может быть много «правильных» точек видения одного и того же.

 

Развитие умения выдвигать гипотезы.

   Как только обнаружена проблема, требуется найти способы ее решения. Этому служит в немалой степени выдвигать гипотезы.

   Гипотеза- это предположение о возможном пути решения. В ее основе еще не доказанное, первоначальное суждение о закономерной связи явлений, некое предвидение возможного движения. Гипотезы могут рождаться как в результате логических размышлений, так и итоге интуитивного мышления.

    В процессе продуцирования гипотез обязательно требуются оригинальность, гибкость мышления, продуктивность, а также личностные качества, как решительность и смелость. Именно эти качества позволяют, не опасаясь отрицательной оценки со стороны окружающих, не оглядываясь на стереотипы и штампы, выдвигать самые смелые, неожиданные, нетривиальные идеи. Причем в процессе обучения- чем больше, тем лучше. Ведь любая гипотеза сама по себе не истинна и не ложна, пока не подтверждена или не опровергнута. Например: Посчитай и подумай, почему за порцию салата «Опушка» посетители ресторана платят 3 монеты, если на одну порцию расходуется:

-картофель- 100 граммов- 3 грошика;

-морковь- 50 граммов- 2 грошика;

-грибы- 100 граммов- 5 грошиков;

-орехи- 50 граммов- 5 грошиков;

-сметана- 50 граммов- 7 грошиков;

-10 грошиков = 1 монета»

     Эта задача требует от детей предположений относительно разницы между ценой и стоимостью. И хотя для взрослого человека ответ очевиден, школьники способны на предложенном материале  выдвигать гипотезы, касающиеся не только экономических категорий. Все это дает богатый материал для обсуждения в классе, в том числе и нравственных аспектов экономики.

Развитие умения организовывать и проводить эксперимент.

     Еще одной важной способностью является умение организовывать и проводить эксперимент.

      На этапе подтверждения-опровержения гипотез эксперимент может и должен служить одним из главных аргументов их истинности или ложности. Например:

  1. Прочитайте. Укажите времена глаголов.

       Темнеет день. Листья желтеют. Вянут цветы. Дуют холодные ветры. Льют дожди. Улетают птицы. Наступает осень.

      Заснул лес. Затрещал мороз. Побелело поле. Крестьяне закончили полевые работы.

  1.  А теперь прочитай так, чтобы глаголы были в будущем простом времени.  На какие вопросы отвечают глаголы в будущем простом времени?
  2. Запишите  те глаголы, в которых при образовании будущего простого времени появились приставки.

Проведенные грамматические изменения  дают материал для выводов о роли грамматической формы в сознании художественного образа. Без практической деятельности по преобразованию текста эти выводы были трудны или даже невозможны.

      Удивительно! Но цифры статистики говорят о том, что только 8 процентов взрослых готовы постоянно что-то исследовать,  отправляться в неизведанные места и знакомиться с непонятными фактами. А среди детей младшего школьного возраста таких непосед 98 процентов. И это вовсе не авантюрная  жажда приключений, а рожденная из глубины потребность обрести собственный опыт.

     Маленький ребенок- всегда исследователь. Ему интересно попробовать все: и хорошо известное, и новое, непонятное. Зайдите в любой крупный детский магазин, чего только там нет на полках в отделе развивающих игр: телескопы и микроскопы, магнитные конструкторы и движущиеся устройства  на солнечных батарейках, наборы для изготовления мыла и гончарные круги.

     Да, человечество уже не одну сотню лет лепит глиняную посуду и смотрит на звезды в телескоп. Но каждому из нас хорошо знакомо то удивительно чувство, когда ты что-то открыл для себя впервые,- например, взял лупу и увидел, что же там происходит в капле воды. Этот миг становится незабываемым на всю жизнь!

      Раз так, то пусть наши ученики приходят в школу познавать мир. Познавать и удивляться, исследовать и, конечно, иногда ошибаться. Ведь достижений не бывает без ошибок. А ошибка- это еще один шаг на пути к непознанному. Тем более, что верное решение, по крайней мере, в начальной школе, всегда где-то рядом!