Мои публикации

Лысова Галина Павловна

Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ ЗНАНИЯМИ О ВЕЛИКОЙ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ, ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО с жизнью и творчеством ДЕТСКОГО ПИСАТЕЛЯ А.П. ГАЙДАРА

В 2019 году исполняется 74 года с того дня, как Рабоче-крестьянская Красная Армия одержала верх над фашисткой Германией в долгой и кровопролитной Великой Отечественной войне. Отмечаемый каждое 9 мая у нас с тех пор «День Победы относится к всенародно любимым праздникам россиян. В этот светлый весенний день мы скорбим об огромных человеческих потерях, понесённых нашим народом, но с другой — испытываем огромную радость за то, что установился мир на родной земле. Поэтому, празднование этого события стало традицией как государства, так и каждой, отдельно взятой семьи, так как «нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…». Приобщение детей «к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» является одним из научных принципов, на который опирается ФГОС ДО[1].  Педагоги считают, что патриотическое чувство не возникает само по себе, поэтому, патриотическое воспитание должно начинаться с дошкольного возраста. Этот процесс педагогического воздействия на человека длительный, целенаправленный, и начинается с самого детства. В основной образовательной программе дошкольного образование «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы указывается, что «обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят значимым и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. В связи с этим, авторы программы считают, что педагог должен создавать ситуации, в которых может проявляться детская познавательная активность» [2]. Как известно, в старшем дошкольном возрасте дети открыты для принятия новой информации, знания об окружающем мире они собирают по крупицам. Поэтому, стимулируя познавательное развитие ребенка через создание условий по ознакомлению с героями Великой Отечественной войны, можно решить задачи патриотического воспитания -  актуальной проблемы современного общества. Патриотическое воспитание невозможно без приобщения детей к художественной литературе. Именно в старшем дошкольном возрасте необходимо «помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения» [2].   Педагог должен «заражать» детей своей любовью к Родине, с искренним удивлением и восхищением рассказывать о героях Великой Отечественной войны на примере героев художественных произведений. В связи с этим, педагоги старшей группы МБДОУ «Детский сад №82» г. Чебоксары разработали краткосрочный педагогический проект «Никто не забыт, ничто не забыто».  Целью проекта стало создание условий для обогащения детей знаниями о Великой Отечественной войне, через знакомство с произведениями детского писателя А.П. Гайдара. Отсюда, задачами проекта являются следующее:

  1. Систематизировать и закрепить представления о Великой Отечественной войне (как в годы войны сражались советские воины, совершали подвиги, их героизме, и как их поддерживали в тылу)
  2. Познакомить с жизнью и творчеством советского детского писателя А. П. Гайдара
  3. Привлечь семьи воспитанников для создания информационного пространства и предметно-развивающей среды
  4. Организовать взаимодействие с детской библиотекой имени А.П. Гайдара, Центральной библиотекой имени В.В. Маяковского с целью расширения образовательного пространство дошкольников.

Проект краткосрочный, реализация проекта рассчитана на срок: апрель – май 2019 г.

В результате реализации проекта мы планируем следующие результаты:

1.        Систематизируются и закрепятся представления о Великой Отечественной войне (как в годы войны сражались советские воины, совершали подвиги, и как их поддерживали в тылу)

2.        Дети познакомятся с жизнью и творчеством советского детского писателя А. П. Гайдара

3.        Семьи воспитанников будут вовлечены в создание информационного пространства и предметно-развивающей среды

4.        Будет налажено взаимодействие с детской библиотекой имени А.П. Гайдара, Центральной библиотекой имени В.В. Маяковского участвовали в акции «Бессмертный полк»; экскурсия на улицу им. Гайдара; итоговое мероприятие - экскурсия в детскую библиотеку им. А.П. Гайдара.

Система проектных мероприятий

 Направление

                              Мероприятие

   Сроки

Деятельность педагогов

• Подготовка методических и дидактических материалов, литературы при взаимодействии с библиотекой им. В.В. Маяковского

• Показ презентаций о Великой отечественной войне, о жизни и творчестве А. П. Гайдара.

• Чтение произведений А. П. Гайдара «Сказка о военной тайне, Мальчише-кибальчише и его твердом слове», «Горячий камень», «Чук и Гек», сборник рассказов «Поход»

•Организация выставки рисунков по произведениям А.П. Гайдара;

• Экскурсия в уголок «Боевой славы» в детском саду.

• Индивидуальные и коллективные беседы о Великой Отечественной войне;

• Подбор песен военно-патриотической тематики.

• Создание и подбор альбомов, иллюстраций о Великой отечественной войне

•Составление лэпбука в подарок детской библиотеке имени А.П. Гайдара «Мы помним, мы гордимся!»

апрель-май

 

апрель-май

    май

    май

апрель- май      

 

апрель

апрель

апрель-май

Деятельность детей

            • Участие в акции «550 историй о Великой Отечественной войне глазами детей»

• Рисование понравившихся сюжетов на по прочитанным произведениям А.П. Гайдара

• Слушание песен военно - патриотической тематики.

• Участие в акции «Бессмертный полк»

• Возложение цветов у Монумента Воинской славы

•Участие во Всероссийской викторине для дошкольников по военно-патриотическому воспитанию «Правнуки Победы»

   апрель

   май

   май

   май

   май

   май

Деятельность семей

•Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых традициях, беседы с детьми о них

•Создание лэпбуков на тему «Никто не забыт, ничто не забыто», «Гайдар шагает впереди»

• Участие во всех мероприятиях, организуемых в группе.

• Просмотр фильма «Голубая чаша»

 •Рисование с детьми сюжетов по фильму «Голубая чаша».

 •Посещение Монумента Воинской славы и возложение цветов

•Участие с детьми в акции «Бессмертный полк».

  апрель

 апрель

апрель-май

   апрель

апрель-май

     май

     май

Деятельность социума

            •Экскурсия в детскую библиотеку имени А.П. Гайдара, Центральной библиотекой имени В.В. Маяковского: подбор литературы, иллюстраций; рассматривание портрета А.П. Гайдара, наборы открыток, журналы о жизнедеятельности писателя, посещение выставки детских работ.

            •Экскурсия на улицу им. А.П. Гайдара

апрель- май

      май

В настоящее время проект находится в стадии реализации. В завершении проекта планируется создание презентации по системе проектных мероприятий, отчет на педагогическом совете ДОУ.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (раздел 1.Общие положения, п.1.4). М., 2014

2.  Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.,2015