Консультации для родителей
- Игры и упражнения для детей 2-3 лет
- Речевое развитие детей 3-4 лет
- Особенности речевого развития детей 4-5 лет
- Речевое развитие детей 5-6 лет
- Речевое развитие детей 6-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2-3_let.docx | 19.86 КБ |
3-4.docx | 15.77 КБ |
4-5.docx | 20.76 КБ |
5-6.docx | 19.29 КБ |
6-7.doc | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
Уважаемые родители, Ваши дети находятся на этапе активного исследования окружающего мира. Развитие речи становится центральным моментом в этот период. Почему речь имеет такое важное значение?
Во-первых, именно с освоением речи связаны все высшие психические функции (мышление, внимание, память, восприятие.
Кроме того, человек живет в социуме, в постоянном общении с другими людьми. И если есть проблема с развитием речи, то она может послужить началом проблемы с общением.
А если посмотреть немного дальше, то сложности с развитием речи могут оказать трудности и в школе. При обучении чтении и письму.
Еще 20-30 лет назад количество речевых проблем у детей было меньше. Сейчас к сожалению картина изменилась. И на, то есть объективные причины. Увеличилось в разы количество информации, которую получает ребенок. Его мозг просто не справляется с обработкой. Как ни странно, но в данном случае «больше» совсем не означает «лучше», а ровно наоборот, развитие тормозиться.
Многие родители говорят «подрастёт- все само пройдет», к сожалению чаще всего бывает наоборот. Нет такого возраста, когда бы еще рано было заниматься речью. Стимулировать и помогать ребенку говорить мы можем и должны с самого раннего возраста.
Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.
Советы логопеда, которые способствуют правильному развитию речи ваших детей:
- Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок
- Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией.
- Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 – 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2-3 слов.
- Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте: «Что он делает?» вместо «Он играет?». Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например, «Мальчик прыгает или бегает
- Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
- Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку: «Послушай, как лает собака, а вот шумит летящий самолет» и т.д. А потом спросите: «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т. д.
- Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю вам или кому-нибудь еще. При затруднениях, задавайте ребенку наводящие вопросы. \
- Если ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
- Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить: «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д
- Не забывайте: Учите ребенка, играя с ним
Как организовать логопедические занятия дома?
Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком дома. Чему следует уделить внимание:
- Развитию мелкой моторики:
Близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. «С пальчиками играем - речь развиваем».
Для развития тонкой моторики рук можно использовать различные мелкие предметы: игры с крупой, с пуговицами, с прищепками, камушками Марблс, бусы (эти игры безусловно проводятся под контролем взрослых)
Лепке из пластилина, конструированию, рисованию (трафареты, шаблоны, раскраски) выкладывание из счетных палочек, шнуровки, пальчиковые театры, разнообразные речевые пальчиковые игры.
- Развитие артикуляционной моторики
Образование звуков речи, заключается в координации движений языка, губ, ротовой полости, гортани, дыхательных движений.
Дети 2-3 лет еще не готовы выполнять артикуляционную гимнастику, поэтому рекомендую проводить ее как игру в «Обезьянок». После того как почистите зубки или просто, когда у вас на это будет время, подходите к большому зеркалу (чтоб ребенок видел и вас и себя) и говорите: «Давай поиграем в обезьянок?». И начинаете ребенку показывать упражнения, высовываете язычок, двигаете им влево вправо, вверх, вниз, надуваете и сдуваете щеки и т.д.
Так же необходимо учить ребенка длительному плавному выдоху, для этого сдувайте с ладошки перышко, дуйте мыльные пузыри, задувайте свечу.
- Игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха
Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений — научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.
Игры для развития слухового внимания.
«ЧТО ЗА МАШИНА»?
Угадай, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону?
«УСЛЫШЬ ШЕПОТ».
Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом давать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?
Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая. Все занятия должны строиться по правилам игры. Помните, что для достижения результата необходимо заниматься каждый день.
Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 минут!
- Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь ежедневно прочитывать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту Чтение перед сном становится любимым занятием малыша – ведь еще 15-20 минут можно пободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами
Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Если он назвал поезд «ту-ту», подтвердите его ответ двумя вариантами слова: «Да, это поезд, ту-ту». Если же вы строго скажете, что это не «ту-ту», а поезд, возможно, в следующий раз малыш больше не захочет с вами общаться.
Желаю вам терпения, занимайтесь со своими детьми с удовольствием. Ведь время, проведенное с ребенком самое счастливое.
Более подробно мы остановимся на этих разделах, на наших видео мастер-классах.
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ»
Нормы речевого развития детей 3-4 лет
Словарный запас детей 3-х лет состоит из 1000 слов. Ребенок практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов (н-р, бибика, аф-аф, ту-ту). Он умеет строить предложение с соблюдением норм грамматического оформления (н-р, ребенок изменяет слова в речи по числам, одна игрушка; по родам, моя игрушка; по падежам, нет игрушки). Ребенок 3-х лет может пересказать содержание простой сказки. Задает много вопросов (возраст почемучки). Употребляет все части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, наречие. Ребенок проговаривает свои действия, когда он играет один со своими игрушками. Говорит: здравствуйте, до свидания, пожалуйста, спасибо.
В возрасте с 3-4 лет ребенок становится любознательным «почемучкой», очень важно не упустить этот момент и помочь ребенку познать окружающий мир.
Игры и упражнения для развития речи детей 3-4 лет.
Обогащение словарного запаса.
Старайтесь давать определение предметам по их родовой принадлежности, н-р: хлебница – посуда для хлеба, называя слова обобщения: посуда, одежда, мебель, обувь и т.д. Применять их можно в форме просьбы «Сложи свою одежду аккуратно».
На прогулках обращайте внимание детей на растение, цветы, деревья, птиц. Обогащайте словарь ребенка их названиями.
Вводите слова – названия основных цветов, н-р: сейчас наденем красные штанишки; в какую чашку налить чай синюю или белую.
Знакомьте детей со словами, которые обозначают форму предмета: круглый, квадратный, треугольный, овальный, н-р: часы круглые, а кубики квадратные.
Расширяйте понятие размера словами: широкий, узкий; длинный, короткий; высокий, низкий, называя признаки окружающих вещей: длинный карандаш, короткая веревка, высокий человек, низкий куст.
В быту легко познакомить детей с прилагательными, обозначающими разные свойства предметов: холодное мороженое, горячий чай, теплый свитер, сухие носки, чистые руки.
Чем больше малыш умеет делать, тем больше он знает и слов – действий или глаголов.
Называть действие, выполняемое ребенком нужно точно, с использованием приставок, н-р: воду из чашки перелили, в чайник воду налили, из ведра воду вылили.
Нужно показать разницу между настоящим временем и прошедшим (н-р, мама кашу варит, мама кашу сварила).
Помогает усвоению глаголов подвижные игры с речевым сопровождением. Также развивается слуховое внимание, понимание речи, общая моторика, координация движений.
Развитие грамматического строя речи.
Работа над грамматическим строем речи должна стать ведущей в этом возрасте.
Один из главных приемов – беседа при рассматривании иллюстраций к сказкам (н-р, по сказке «Колобок»).
Задавайте вопросы: Откуда скатился колобок? С кем сначала встретился Колобок?
Просите ребенка отвечать полными предложениями, н-р: Колобок встретился с зайцем.
Большое внимание следует уделить работе над предлогами. При обучении детей пользованию предлогами в речи интонационно выделяют предлог, н-р: игрушка лежит на столе, под столом, убрал со стола.
Развитие связной речи.
В этом возрасте можно говорить лишь о подготовке детей к рассказыванию. Дети учатся слушать взрослых.
При совместном рассматривании игрушки, взрослый описывает ее, называет основные детали, обращает внимание на его признаки, н-р: мишка плюшевый – большой; у него есть голова, туловище, лапы; на голове ушки, нос, глаза, рот, затем спрашивает какой мишка? Что есть мишки? Покажи где у мишки лапы?
Во время разговора игрушка должна находится в руках у ребенка.
Обязательно нужны упражнения мышц артикуляционного аппарата или артикуляционная гимнастика См . приложение)
С ее помощью укрепляются мышцы органов артикуляции и звуки появляются быстрей и звучат более четко.
Развитие дыхания.
Не маловажную роль в развитии речи играет правильная постановка дыхания.
Лучше этот делать с использованием игрушек: вертушки, шарики, губные гармошки, дудочки, мыльные пузыри.
Пальчиковая гимнастика.
Очень важна пальчиковая гимнастика, т.к. мелкие мышцы пальцев на прямую связаны с речевым центром, а если она сопровождается стихотворным текстом, то развивается слуховое внимание и умение выполнять действия по инструкции.
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья.
Очень полезно загадывать детям загадки, они развивают мышление и фонематический слух, т.е. то, без чего невозможно развитие речи.
Хитрая плутовка – рыжая головка
Пушистый хвост краса
Кто это? – лиса
Встает на заре
Поет во дворе
На голове гребешок
Кто же это? – петушок
Какие книги читать ребенку.
Книга должна быть похожа на игрушку, объемная раскладушка большого формата с крупными красочными картинками.
Обязательно читайте ребенку народные сказки: «Колобок», «Теремок» или сказки в стихах «Мойдодыр», «Айболит», «Муха — цокотуха».
Предварительный просмотр:
«Особенности речевого развития детей 4-5 лет»
Словарный запас детей в возрасте от 4 до 5 лет включает около 3000 слов. На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче. Свои ответы он уже строит из 2—3 и более фраз, все чаше его речь включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Увеличение активного словаря дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как с взрослыми, так и с детьми. Если трехлетний малыш, не зная, как назвать тот или иной предмет, его характерный признак, иногда прибегает к жестам: «Вот такой» (разводит руками), имея в виду слона, то в возрасте 4-5 лет ребенок уже стремится найти подходящее слово, создает свои слова (всехний (всеобщий), сердитки (морщинки), ползук (червяк), мелкоскоп (микроскоп), кластырь (пластырь) и др.
Слова действительно забавны, но закреплять их в речи ребенка НЕЛЬЗЯ! Надо поправить, дать точные названия понятиям.
Повышенный интерес к звуковой стороне слова помогает ребенку изменять слова по аналогии с другими. Однако такие изменения не всегда удачны. Дети этого возраста еще допускают грамматические ошибки: неправильно согласуют слова, особенно существительные среднего рода с прилагательными; неправильно употребляют падежные окончания ("Мама "окны" моет"); при образовании родительного падежа существительных множественного числа отмечается влияние окончания -ов, -ев на другие склонения (дом - домов, ручка - "ручков"); наблюдаются частые ошибки в употреблении несклоняемых имен существительных ("А у меня на "пальте" пуговица оторвалась"), неправильное изменение по лицам даже часто употребляемых глаголов.
В возрасте 4-5 лет артикуляционный аппарат еще продолжает формироваться, в этом возрасте допускается нечеткое произношение звуков Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р. Для того чтобы артикуляционный аппарат быстрее окреп, предлагаю вам ежедневно (например, после чистки зубов) выполнять артикуляционную гимнастику, перед большим зеркалом. Каждое упражнение необходимо выполнять медленно, 3-5 раз.
Если гимнастика дается дошколёнку с большим трудом, его язык дрожит и не слушается, лучше обратиться к логопеду. Возможно, крохе необходим специальный массаж, дополнительная медикаментозная помощь.
После знакомства с основными упражнениями (см. приложение), можно сочинить «Сказку о веселом язычке». Есть множество литературы, книг, публикаций в интернете с этими сказками. Но интереснее самим придумывать сказки. Так вы не только тренируете органы речевого аппарата, но и развиваете речь ребенка, мышление, фантазию. Ребенок учится строить предложения, согласовывать слова в предложениях.
Но как сложно иногда ребёнку сидеть перед зеркалом и выполнять одни и те же упражнения перед зеркалом, поэтому предлагаем немного разнообразить упражнения, тем более что они ещё и влияют на сенсорную систему, что расширяет спектр действия упражнений!
И так это вкусная артикуляционная гимнастика, которая предлагает делать упражнения со сладостями или фруктами:
- оближи язычком губки с вареньем или мёдом
- удержи на плоском язычке кусочек сыра (постепенно язык не должен дрожать)
- слижи языком с тарелки джем, покажи, как киска пьёт молоко в мисочке
- приклей кусочек конфетки за зубами сверху или внизу
- достаём язычком конфетку или ягодку слева и справа, голова на месте!
- сделай чашечку из язычка и удержи водичку, чтобы не разлить
- удержи между верхней губой и носом сладкую соломку
- язычком слизать сахар с колечка лимона по кругу или любые круглые дольки фруктов
- съесть крем с тортика на день рождения ртом
- лижем мороженое, не кусаем
- пить из соломинки или удерживать губками ту же соломку
- прячем виноградинку за щекой
- дуем на горячий чай, щеки не надуваем!
- губами отрываем хвостик от клубники
- отрываем ягодки с грозди смородины, винограда, вишни губами
- втягиваем губами спагетти
Сама по себе артикуляционная гимнастика несет огромнейший потенциал. Укрепляются мышцы рта, щек, подготавливается весь речевой аппарат. Нужно запастись терпением, чтоб увидеть результат – месяц, два… .Т. е. должна проводиться систематическая работа, а не раз в неделю.
Уважаемые родители, помните: речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Предлагаю вам подборку игр и упражнений, в которые можно играть, по дороге из детского сада (или в детский сад)
«Я заметил»
«Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем, какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
«Волшебные очки»
«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»
«Давай искать на кухне слова»
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.
«Угощаю»
«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.
«Приготовим сок» «Из яблок сок… (яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего?
«Доскажи словечко»
Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например:
- Ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п.;
- Медведь осенью засыпает, а весной…
- Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный…
«Отгадай, кто это»
Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они подходят:
- Прыгает, грызёт, прячется? (заяц)
- Бодается, мычит, пасётся?
- Крадётся, царапается, мяукает?
- Шипит, извивается, ползает?
Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.
«Отгадай предмет по его частям»
- Четыре ножки, спинка, сиденье.
- Корень ствол, ветки, листья.
- Носик, крышка, ручка, донышко.
- Корень, стебель, листья, лепестки.
«Исправь ошибку»
Взрослый читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно.
Конура залезла в собаку. Лужа перепрыгнула через меня. Стул залез под котёнка. На лягушку прыгнула трава. Кустик спрятался за ёжика.
Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ»
Нормы речевого развития детей 5-6 лет.
Лексика
Ребенок использует в речь прилагательные, обозначающие состояние предметов (деревянный, замёрзший...), а также отвлечённые, абстрактные понятия (добрый, душевный...).
Дети шестого года жизни владеют обобщающими понятиями. Например: «транспорт», указывая, что транспорт бывает воздушный (самолет, вертолет...), водный(катер, паром...),наземный (автобус, поезд...), подземный (метро).
Ориентируются в пространстве (право, лево, сзади...) и времени (вчера, сегодня, ночью...).
Грамматический строй речи.
Ребенок правильно употребляет в речи простые и сложные предлоги (из, из-под, из-за…);
- правильно согласовывает в речи существительные с числительными (пять ложек, пять яблок, груш, конфет);
- согласовывает прилагательные с именами существительными в роде числе и падеже (море синее, стулья деревянные и др.);
- образовывает притяжательные прилагательные (медвежья, собачьи, папин...).
Связная речь
На шестом году жизни без дополнительных вопросов дети могут пересказать сказку или рассказ из 40-50 предложений.
Звукопроизношение
К шести годам дети овладевают произношением всех звуков речи, однако у некоторых детей усвоение звуков может проходить неравномерно или неверно.
От того, как вы будете разговаривать с ребенком, насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша речь, зависит и качество речи вашего малыша. Поправляя ошибки в его речи (в звукопроизношении, в грамматическом оформлении словосочетаний, предложений) вы заботитесь о его интеллектуальном развитии.
В нелегкой работе по преодолению недостатков речи у детей родителям необходимо:
- Развивать умение правильно слышать и выделять звуки речи.
Неумение различать звуки речи, находить тот или иной звук в слове и определять его место относительно других — самая частая причина возникающих проблем с чтением и письмом.
Ребенку важно уметь:
*определять место заданного звука в слове (в начале, середине, конце);
* делить слова на слоги;
* различать слова, отличающиеся одним звуком;
* находить слова, в которых есть заданный звук;
* осознавать основные элементы языка — слово, звук.
- Формировать правильное звукопроизношение.
Родители должны сами говорить правильно, называя все предметы соответствующими словами, не коверкая их, не подражая речи детей. Если ребенок после 5 лет произносит отдельные звуки неправильно, родителям необходимо обратиться за консультацией к логопеду. К моменту поступления в школу желательно устранить ошибочное произношение звуков. Иначе ошибки в устной речи спровоцируют появление ошибок при чтении и на письме.
- Развивать моторику и графические навыки (расположение предметов по отношению к ребенку, между предметами, ориентация в понятиях «справа», «слева», «внизу» и т. д., игры с мелкими предметами, шнуровки и т. д.).
- Расширять словарь.
Формировать умения:
* определять количество и последовательность слов в предложении;
* составлять предложения, рассказ по сюжетным картинкам;
* пересказать текст;
* рассказать сказку.
Ув. родители, если у вашего ребенка имеются трудности в звукопроизношении, начинайте ежедневно выполнять артикуляционную гимнастику, она поможет укрепить мышцы артикуляционного аппарата, что просто необходимо для постановки правильного звукопроизношения (комплекс артикуляционной гимнастики см.ниже)
Так же я предлагаю вам подборку игры и упражнений для дальнейшего развития речи ваших детей:
«Назови лишнее слово»
Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». «Лишнее» слово среди имен существительных:
кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
волк, собака, рысь, лиса, заяц;
лошадь, корова, олень, баран, свинья;
роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;
«Чем отличаются предметы?»
Чашка и стакан
Яблоко и груша
Помидор и тыква
Тарелка и миска
Кофта и свитер
«Что общее?»
У двух предметов:
огурец, помидор (овощи);
ромашка, тюльпан (цветы);
слон, собака (животные).
У трех предметов:
мяч, солнце, шар — ...
тарелка, ваза, чашка — ...
лист, трава, крокодил — ...
"Подбери словечко"
В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер);
"старый"… (дом, пень, человек, ботинок);
"свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть);
"старая"…(мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"…(кресло, сиденье, окно).
«Волшебные очки»
Взрослый говорит: «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т.д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красный мяч, красные сапоги, красное платье, красный нос. Красное окно, красная рука и прочие.
«Что бывает?»
Начните игру словами: "Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…" и подождите, пока ребенок придумает свой вариант или так: Что бывает круглое? Что бывает острое? Что бывает жидкое? Что бывает длинное? Что бывает пушистое? Что бывает твердое? Что бывает квадратное? Что бывает ароматное?
«Что будет, если…»
Эта игра построена на вопросах и ответах. «Что будет если в ванну упадёт камень, бумага, жук?», «Что будет, если летом пойдет снег?» Вопросы могут разным – как житейские, так и «фантазийные», например:
«Что будет, если ты окажешься на Марсе?» «Кто кем был или что чем было» Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом, лошадь (жеребёнком, лягушка (головастиком, бабочка (гусеницей, ботинки (кожей, рубашка (тканью, рыба (икринкой, шкаф (доской, хлеб (мукой, велосипед (железом, свитер (шерстью) и т. д. ?
«Закончи предложение»
Марина не пошла сегодня в школу, потому что. (заболела) Я не хочу спать, потому что. (ещё рано) Мы поедем завтра в лес, если. (будет хорошая погода) Мама пошла на рынок, чтобы. (купить продукты) Кошка забралась на дерево, чтобы. (спастись то собаки) «Бывает – не бывает».
Предложите ребенку подтвердить правильность высказывания словами «бывает» или «не бывает». «Чашка жарится на сковороде». «Медведь спит в берлоге». «Человек выше собаки». «Воробей – это не птица». и т. п. Эта игра развивает слуховое внимание, которое необходимо каждому ребенку для успешного обучения.
«Отгадай, что я вижу».
Предложите ребенку отгадать слово, которое вы задумали, пользуясь словами-подсказками: «Высокий, кирпичный, многоэтажный (дом)». «Маленький, серенький, умеет летать, чирикает (воробей)». «Едет по рельсам, возит пассажиров, звенит (трамвай)».
«Добавь словечко».
Дети очень любят стихи – ритмичные тексты легче запоминаются, способствуют словотворчеству малышей, что в свою очередь помогает им освоить русский язык, его грамматику. Попросите малыша подсказать вам подходящее по смыслу и по рифме слово. Ом-ом-ом - вот стоит высокий (дом) Ома-ома-ома - мы сегодня… (дома) Ому-ому-ому - мы идем к (дому) Особенно нравится детям сочинять стихотворные небылицы Ва-ва-ва - на столе растет… (трава) Ву-ву-ву - съели волки всю (траву) Вы-вы-вы - суп сварили из (травы)
«В магазине»
Вместе с ребенком вы оказались в магазине, выбираете продукты и спрашиваете: «Я хочу сварить щи. Что мне нужно купить?» Ребенку предлагается перечислить предметы. «Мы с тобой купим масло. Куда же нам дома его положить? Я забыла, как называется посуда для масла?» «Масленка» - отвечает ребенок. «А в этом отделе я купила груши, апельсины и лимон. Как это можно назвать, одним словом?» «Фрукты»- говорит сын или дочка.