Картотеки
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по формированию грамматически правильной речи.
Здравствуйте участники сайта "МАААМ. RU". Хочу предложить Вашему вниманию картотеку дидактических игр, которую "создала" и использую в своей работе по формированию у грамматически правильной речи у детей.
«КАКИЕ ВСТРЕТИЛИ ПРЕДЛОГИ? »
Цель: развивать слуховое внимание, практическое использование простых предлогов.
Ход: У куста растет ромашка, а под кустом сидит букашка.
Над кустом летает пташка,
На кусту висит рубашка.
Потому что за кустом
Возле речки под мостом
Сохнет мокрый рыболов
Без рубашки, без штанов.
Дома удочку забыл
И руками рыб ловил.
Так увлекся, что споткнулся,
С головою окунулся,
У реки в тоске сидит,
Сохнет, мерзнет и грустит.
«ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЙ ПРЕДЛОГ»
Цель: закреплять правильное и сознательное употребление в речи предложных конструкций.
Материал: карточки с сюжетными картинками.
Ход: ребенку предлагается вставить пропущенный предлог.
Дети сели … самолет.
Яблоки лежат … тарелке.
Кот запрыгнул … диван.
«ИСПРАВЬ НЕЗНАЙКУ»
Цель: закреплять правильное и сознательное употребление в речи предложных конструкций, упражнять в правильном выборе предлога.
Ход: Незнайка неправильно расставил предметы в комнате: утюг на диван, горшок с цветком под стол и т. д.
Исправь. Скажи, что ты переделал.
«ТАК ИЛИ НЕ ТАК»
Цель: закреплять правильное употребление в речи предложных конструкций, умение правильно соотнести предлог со схемой.
Материал: карточки с сюжетными картинками, схемы предлогов.
Ход: ребенку предлагается составить предложение с предлогом, соотнести картинку со схемой.
«ВЕРНО – НЕВЕРНО »
Цель: закреплять правильное употребление в речи предложных конструкций, умение правильно соотнести предлог со схемой.
Материал: карточки с сюжетными картинками.
Ход: показывая ребенку картинку, проговаривают предложение с неверным
предлогом. Ребенок должен исправить ошибку.
«СКАЖИ ПРАВИЛЬНО»
Цель: закреплять правильное употребление в речи предложных конструкций, упражнять в правильном выборе предлога, соответствующего ситуации.
Материал: панно со вставными картинками.
Ход: ребенок составляет предложение по демонстрируемому действию, употребляя правильный предлог.
«КУДА СПРЯТАЛСЯ МЫШОНОК»
Цель: развивать способность ориентироваться в простом плане пространства. Правильно употребляя предлоги.
Материал: макет игрушечной комнаты, план этой комнаты, мышонок.
Ход: на плане отмечается схемой, где спрятался мышонок. Ребенок проговаривает предложение с предлогом.
«ЗАЯЦ И ВОЛК»
Цель: упражнять детей в использовании предлогов с пространственным значением, учить использовать сложные предлоги из-за, из-под.
Материал: игрушечная мебель, игрушки.
Ход: дети составляют предложение, сопровождая их действиями.
«ЧТО ДЛЯ ЧЕГО? »
Цель: употребление глаголов неопределенной формы, составление сложноподчиненного предложения с предлогом «чтобы».
Материал: карточки с изображением предметов личного обихода, посуды, одежды.
Ход: рассматривание карточки, называние предмета, составление предложения.
(Расческа. Расческа нужна, чтобы расчесываться).
«ВОЛК И ЗАЯЦ»
Цель: употребление предлогов с пространственным значением, конструкция сложных предложений
с союзом «а».
Материал: мелкие игрушки, мебель.
Ход: воспитатель рассказывает, что звери играют, манипулируя игрушками. Дети подсказывают: Волк спрыгнул за диван.
«ПРЯТКИ»
Цель: упражнять в использовании предлогов и наречий, имеющих пространственное значение: «в», «на», «за», «под», «около», «между».
Материал: мелкие игрушки.
Ход: воспитатель прячет игрушки в разных местах и предлагает их найти.
Кто-то спрятался в ящике стола. Кто пойдет на поиски? Нашел? Кто спрятался? Где?
«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ»
Цель: употребление предлогов с пространственным значением, развивать внимание, память.
Материал: лесенка, мелкие игрушки.
Ход: воспитатель расставляет игрушки, дети называют их, затем закрывают глаза, воспитатель меняет месторасположение. «Что изменилось? Где стояла игрушка? Где стоит теперь? Обыгрываются все возможные положения.
«ЖАДНЫЙ МЕДВЕЖОНОК»
Цель: упражнять в употреблении сущ. множественного числа в винительном падеже, с союзом «а».
Ход: дети передают друг другу медвежонка, отвечая за него: у тебя один апельсин, а у меня много апельсинов.
У тебя один помидор, а у меня много помидоров».
«ДЛИННЫЙ ИЛИ КОРОТКИЙ»
Цель: учить составлять сложные предложения с союзом «а», используя
прилагательные – антонимы.
Материал: предметные картинки по теме «Животные».
Ход: воспитатель дает задание: сравни уши медведя и зайца,
У зайца уши длинные, а у медведя короткие. И т. д.
«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Цель: упражнять в составлении сложных предложений.
Ход: У ворот зарычала собака, потому что… .
Малыш громко заплакал, потому что…
«ГДЕ ЗВЕРИ ЖИВУТ»
Цель: составление простых предложений. Практическое употребление предлога «в».
Материал: предметные картинки.
Ход: воспитатель выставляет поочередно картинки и спрашивает детей, где живут звери.
Волк живет в лесу.
Медведь живет в лесу.
Белка живет в лесу.
«ЧТО ВВЕРХУ, А ЧТО ВНИЗУ»
Цель: учить составлять предложения с однородными членами, используя слова «вверху», «внизу».
Материал: картинки с изображением предметов, игрушек.
Ход: воспитатель выставляет картинки на наборном полотне в два ряда. Дети составляют предложения:
Вверху кукла, матрешка.
Внизу зайка, кубик. И т. д.
«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Цель: упражнять в подборе слова с нужным предлогом.
Материал: сюжетные картинки.
Ход: дети рассматривают картинки, проговаривая предложение, заканчивая его словом с предлогом:
Дима купается (в бассейне)
Оля выходит (из автобуса) и т. д.
«ЧТО ДЕЛАЮТ ИГРУШКИ»
Цель: упражнять в составлении предложений с союзом «а», по действию.
Ход: воспитатель берет по две игрушки и производит с ними различные действия, дети комментируют:
Кукла стоит, а ёжик лежит.
Машина едет, а шарик летит. И т. д.
«ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»
Цель: учить составлять предложения с простыми предлогами.
Ход: дети по сюжетным картинкам, с помощью вопросов составляют простые предложения с предлогами.
Дети катаются на санках.
Дети играют в снежки.
Девочки танцуют у елки. И т. д.
«У КОГО КТО»
Цель: составлять предложения по картинкам с предлогом «у».
Материал: предметные картинки по теме «Животные».
Ход: воспитатель выкладывает в ряд картинки со взрослыми животными, ниже ряд с изображением детенышей. Дети выкладывают парами, проговаривая:
У коровы теленок.
У собаки щенок.
У кошки котенок. И т. д.
«КУДА НАДЕНЕМ»
Цель: практическое употребление в речи предлога «на», упражнять в употреблении сущ. в винительном падеже.
Материал: предметные картинки по темам: «Одежда», «Обувь».
Ход: воспитатель по очереди предъявляет картинки, ребенок должен назвать предмет и сказать, куда его надо надеть:
Шарф наденем на шею.
Рукавицы наденем на руки.
Шапку наденем на голову. И т. д.
«ДЛЯ КОГО ОДЕЖДА»
Цель: практическое усвоение в речи предлога «для».
Материал: предметные картинки по теме «Одежда».
Ход: воспитатель показывает различные предметы одежды и спрашивает для кого, что.
Платье для девочки.
Шорты для мальчика. И т. д.