Проектная и исследовательская деятельность

Масычева Мария Николаевна

На этой страничке я хочу поделиться проектными и исследовательскими работами, которые я проводила со своими детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Текст проекта для детей средней группы "Так вот ты какая, каша!"74 КБ
Office presentation icon Презентация к защите проекта "Так вот ты какая, каша!"2.21 МБ
Microsoft Office document icon Текст педагогического проекта по безопасности "Один дома"102 КБ
PDF icon Приложение к педагогическому проекту "Один дома"1.21 МБ
Microsoft Office document icon Текст проектной работы "Его Величество Электричество"97.5 КБ
PDF icon Приложение к проектой работе "Его Величество Электричество"900.87 КБ
PDF icon Проектная работа "Влияет ли зубная щётка и зубная паста на здоровье зубов"752.45 КБ
PDF icon Проект "Домашнее экспериментирование с молоком"797.89 КБ
PDF icon Педагогический проект "Театральная школа пешехоных наук"1011.16 КБ
PDF icon Исследовательская работа "Как вывести тритонов в домашних условиях?"313.47 КБ
PDF icon Приложение к исследовательской работе "Как вывести тритонов в домашних условиях?"1.82 МБ
PDF icon Исследовательская работа "Тайны мыльного пузыря"1.31 МБ
PDF icon Приложение к исследовательской работе "Тайны мыльного пузыря"1.18 МБ

Предварительный просмотр:

                                   Так вот ты какая, каша!

                                               Аннотация.

Цель проекта: выяснить, полезны ли каши для здоровья человека?

Актуальность: и в детском саду и дома детям часто говорят: «Ешьте больше каши, будете здоровы», «Не будешь есть кашу, силы не будет». Но многие дети не любят каши. Поэтому мы решили провести исследование и выяснить - полезны каши или нет. 

Практическая значимость: узнав  о пользе каш для организма ребёнка, мы найдём способы сделать её ещё вкуснее, чтоб дети ели кашу с удовольствием.

Задачи: 

1. Узнать историю появления каши в жизни человека.

2. Узнать, из каких злаков получают крупу для каши.

3. Выяснить питательные ценности каши.

4. Определить, полезны каши или нет.

5. Разработать рецепты для улучшения вкусовых качеств каш.

Методы и приёмы: опрос, наблюдение, сбор информации, эксперимент.

Проектный продукт: конечным результатом работы стали буклеты для родителей «Как накормить детей кашей». Эти буклеты раздали родителям, чтобы чаще варили кашу детям, проявляли фантазию, добавляли разные продукты.

Выводы: 

1) Каша имеет очень интересную, многолетнюю историю;

2) Люди выращивают различные злаки, из которых затем получают крупу: рисовую, пшённую, пшеничную, ржаную, гречневую и другие.

3) Каши очень сытные и питательные. Недаром ими с давних пор кормили солдат.

4) Каша полезна для организма человека, так как зерно, из которого её варят содержит различные витамины и микроэлементы. Каши благотворно влияют на пищеварение, на работу сердца и других органов.

5) Любую кашу можно сделать вкуснее, не уменьшив при этом её полезных свойств, если добавить в неё ягоды, фрукты, йогурт, творог, орехи и т.д.

                                              Оглавление.

Введение.

Стр.3

Основная часть.

Стр.5

Заключение.

Стр.7

Библиографический список.

Стр.8

Приложение.

                                                Введение. 

Все родители хотят, что бы их дети были крепкими и здоровыми. Но, к сожалению, не все мамы и папы задумываются о правильном питании своих малышей. Часто ли родители готовят для своих детей кашу? Пожалуй, нет. А ведь каша отличается тем, что подвергается минимальной обработке, благодаря чему в ней сохраняется большая часть ценных веществ: витаминов, клетчатки, растительных волокон. Поэтому она является обязательным и незаменимым продуктом детского питания.

Проблема: можно ли, раскрыв перед детьми несомненную пользу каш, придумав приёмы, с которыми каша будет выглядеть привлекательней, прийти к тому, что большинство детей группы будет есть кашу с удовольствием.

Актуальность: и в детском саду и дома детям часто говорят: «Ешьте больше каши, будете здоровы», «Не будешь есть кашу, силы не будет». Но многие дети не любят каши. Поэтому мы решили провести исследование и выяснить - полезны каши или нет. 

Цель: формирование представления детей о каше, как полезном продукте на завтрак.

Задачи: 

1. Узнать историю появления каши в жизни человека.

2. Узнать, из каких злаков получают крупу для каши.

3. Выяснить питательные ценности каши.

4. Определить, полезны каши или нет.

5. Разработать рецепты для улучшения вкусовых качеств каш.

План работы:

1. Найти материал, рассказывающий об истории появления каши в жизни человека.

2. Узнать из чего готовят каши.

3. Спросить у взрослых и детей, что они думают о пользе каш.

4. Выяснить, как влияют каши на организм человека.

5. Сделать вывод о том, полезны каши или нет.

6. Буклеты для родителей «Как накормить детей кашей».

Предполагаемый результат:

1.Ребенок должен получить первичные представления о зерновых культурах, крупах и кашах, получаемых из них.

2.Уметь различать и называть каши.

3.Полюбить каши за их вкусность и полезность.

Методы и приёмы: опрос, наблюдение, сбор информации, эксперимент.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

                                           

                                         Основная часть.

Обязательным и незаменимым продуктом детского питания являются каши. По своему химическому составу и биологическим свойствам каши занимают исключительное место среди продуктов, используемых в питании детей всех возрастных групп. Проблема правильного питания очень актуальна для наших дошкольников, необходимо говорить о пользе и значимости разнообразных каш. Важно выработать привычку  правильного питания с детского возраста.

Проведя опрос среди ребят нашей группы, мы выяснили, что историю происхождения каш не знает никто. Многие ребята не любят каши, не знают, чем полезна каша. А, вот какие бывают каши – знают почти все ребята нашей группы.

Изучив литературу и интернет-источники, мы узнали  всю правду о КАШЕ… и сейчас  вам расскажем.

                                                          Из истории каши.

Давным-давно наши предки жили на земле, на которой не росли картофель,  помидоры, капуста. Зато было много дикой пшеницы. Затем, наряду с пшеницей, наши предки стали выращивать ячмень, овес и просо.  Каша – самое распространенное русское блюдо. Само слово каша в древнем его значении праславянское и означает кушанье, приготовленное из растертого зерна. Первоначально каша представляла собой жидкую похлебку из муки, но впоследствии, с появлением новых зерновых культур, распространением гречихи, слово "каша" стало означать преимущественно гречневую кашу. «Праматерью хлеба» называют кашу в народе. Попробовав случайно запекшийся кусочек каши, людям пришло в голову печь лепёшки – хлеб. Испокон веков каша являлась основным блюдом на столах как богатых, так и бедных людей. Каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Свадебный пир так и назывался «кашей».

Интересные факты о каше:

  • Каша – основная пища для солдат. Поел немного, а уже сыт. Особенно ценно это в походе, где каждый лишний килограмм давит на плечи.
  • Каша – любимое кушанье среди русских людей. Ее использовали и в будни и в праздники. Ни одно застолье не обходилось без каши.
  • В старину отмечали праздник каши – 26 июня. В этот день украшали дома  букетами гречихи и просили святую Акулину, чтобы она дала богатый урожай.
  • У русских князей существовал обычай – в знак примирения  с врагом варить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ним кашу не сваришь».

                                           Практическая часть. 

Так почему же не все дети любят каши? Наверно, они просто не знают, насколько она полезна и что любую кашу можно сделать вкуснее, не уменьшив при этом её полезных свойств.

Мы провели опрос среди ребят группы.  Задавала вопросы: «Что едите на завтрак: конфеты, бутерброды, кашу? », «Мама варит кашу? », «Тебе нравится каша? ».

Потом мы опросили родителей, чтобы узнать, какая каша считается любимой в их семье.

Следующим этапом исследования: спросили у взрослых, чем полезна каша для организма человека? (См. приложение № 1)

Медсестра детского сада нам рассказала: «В кашах много полезных веществ и витаминов. Они улучшают пищеварение. В кашах содержатся все необходимые человеку питательные вещества. Гречневая каша – для сердца. Одна из самых полезных каш - пшенная каша, для энергии. Считается, что пшенная каша придает силы. Овсяная каша содержит витамин «С», который защищает организм от старения. Перловая каша для молодости, известна дамам как «Каша красоты».

Сходили на экскурсию, на кухню детского сада, где повар Валентина Владимировна рассказала ребятам, как варится их любимая манная каша.

Повар Елена Романовна рассказала, из чего варят каши. Мы узнали, что из пшеницы мелят манную крупу и варят манную кашу. Из проса получают пшено и варят пшенную кашу. Из ячменя варят перловую и ячневую каши. А рис – гость из Азии. Из риса готовят рисовую кашу.

Мама: Каша придает силы человеку. В ней много витаминов.

В группе мы подготовили выставку круп, из которых готовят каши(См. приложение № 2) Играли в игры «Угадай на ощупь», «Узнай и назови крупу», «Скажи правильно», «Перебери крупу».

Далее решили выяснить, упоминается ли о кашах в литературных произведениях? Оказывается, о кашах много написано в литературе. Мы читали сказки  Братьев Гримм «Горшочек каши», р. н. с. «Лиса и журавль», «Каша из топора», Драгунсккого «Тайное становится явным»; Н. Носова «Мишкина каша». Разучивали стихи, пословицы и поговорки о каше.

Кроме этого мы всей группой смотрели мультфильмы о каше «Лунтик и каша», «Каша из топора», «Маша + каша».

Из мультимедийных презентаций (См. приложение № 3)  и энциклопедий мы узнали, как каша влияет на организм человека. Гречневая каша - укрепляет иммунную систему. Геркулесовая - помогает делать наш мозг думающим, запоминающим и воспроизводящим «устройством» нашего организма. Манная - полезна для восстановления сил в период выздоровления. Пшенная - улучшает работу нервной системы и органов кровообращения. Рисовая - благотворно влияет на формирование костной системы и умственное развитие детей. Ячневая - укрепляет стенки сосудов, устраняет отложение жировой ткани. Пшеничная - обеспечивает полноценную работу нервной системы Гороховая - способствует росту мышц, полезна страдающим анемией. Кукурузная - способствует очищению крови, минимизации случаев инфарктов и инсультов. Льняная - уникальная, содержит 18 аминокислот из 22 имеющихся у человека; снижает риск заболевания злокачественными опухолями.

Проводили опыты. (См. приложение № 4)  Рассматривали разные крупы через лупу. Больше всего нам запомнился эксперимент «От чего зависит вкус каши», во время которого мы добавляли в кашу сахар, ягоды, украшали кашу смешными рисунками.

В результате проекта ребята стали лучше завтракать и съедать кашу, которая не только вкусная, но и полезная.

                                                    Заключение.

Включение различных каш в рацион питания помогает человеку не только получить столь необходимые организму витамины, микроэлементы и другие полезные вещества, но и способствует профилактике, а в ряде случаев и целенаправленному лечению многих заболеваний. 

Выводы:

1) Каша имеет очень интересную, многолетнюю историю;

2) Люди выращивают различные злаки, из которых затем получают крупу: рисовую, пшённую, пшеничную, ржаную, гречневую и другие.

3) Каши очень сытные и питательные. Недаром ими с давних пор кормили солдат.

4) Каша полезна для организма человека, так как зерно, из которого её варят содержит различные витамины и микроэлементы. Каши благотворно влияют на пищеварение, на работу сердца и других органов.

5) Любую кашу можно сделать вкуснее, не уменьшив при этом её полезных свойств, если добавить в неё ягоды, фрукты, йогурт, творог, орехи и т.д.

Конечным результатом работы были буклеты для родителей «Как накормить детей кашей». (См. приложение № 5)  Эти буклеты раздали родителям, чтобы чаще варили кашу детям, проявляли фантазию, добавляя разные продукты.

                                          Библиографический список.

1.Даль В. И.  Пословицы русского народа. – М.: ЭКСМО,  2009

2.Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Д.Н. Ушакова,  - М.

3.Л. А. Лагутина. С. В. Лагутина Каши. М., Феникс, 2006

4.Е. Потёмкина. Современные каши. М., Айрис-Пресс, 2010

5.Г.С. Выдревич. Каши в горшочках. М., Эксмо, 2009

6.Юдина Н А., Русские обряды и обычаи, - М.: Издательский дом  Вече, 2005

                                      Интернет-ресурсы:

1.http://www.kashafest.ru/folklor.html

2.http://my.mail.ru/community/samkash/5297C072CBA6F7F8.html

3.http://russia.edu.ru/russia/cuisine/kasha/ 

4.http://www.secretpovara.ru/index.php?page=a0008&flag=rus

5.http://www.etoya.ru/blogs/cookbook/2011/1/25/13839/

6.http://www.koipkro.kostroma.ru/Parfenievo/Parf-Voh/DocLib11/...


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Авторы: дети средней группы Руководитель: Масычева М.Н. воспитатель дошкольных групп МБОУ «Лицей им. Г. Ф. Атякшева» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Лицей имени Г.Ф. Атякшева» (дошкольные группы) г. Югорск, 2016г. Так вот ты какая, каша! Учебно-исследовательская работа

Слайд 2

Актуальность. Обязательным и незаменимым продуктом детского питания являются каши. По своему химическому составу и биологическим свойствам каши занимают исключительное место среди продуктов, используемых в питании детей всех возрастных групп. Проблема правильного питания очень актуальна для наших дошкольников, необходимо говорить о пользе и значимости разнообразных каш. Важно выработать привычку правильного питания с детского возраста.

Слайд 3

Цель : Выяснить, полезны ли каши для здоровья человека? Задачи: 1. Узнать историю появления каши в жизни человека. 2. Узнать, из каких злаков получают крупу для каши. 3. Выяснить питательные ценности каши. 4. Определить, полезны каши или нет. 5. Разработать рецепты для улучшения вкусовых качеств каш. Гипотеза: Предположим, если дети узнают больше о пользе каши, то они поймут, что каша– ценный продукт питания для организма человека и у них появится желание употреблять её в пищу.

Слайд 4

План работы 1. Найти материал, рассказывающий об истории появления каши в жизни человека. 2. Узнать из чего готовят каши. 3. Провести опрос взрослых и детей, что они думают о пользе каш. 4. Выяснить как влияют каши на организм человека. 5. Упоминается ли о кашах в литературных произведениях? 6. Сделать вывод о том, полезны каши или нет. 7. Буклеты для родителей «Как накормить детей кашей».

Слайд 5

Методы работы: Опрос Наблюдение Сбор информации Эксперимент

Слайд 6

Проведя опрос среди ребят нашей группы, мы выяснили, что историю происхождения каш не знает никто. О том, чем полезна каша, знают немногие. А, вот какие бывают каши – знают почти все ребята нашей группы. Изучив литературу и интернет-источники, мы узнали всю правду о КАШЕ… и сейчас вам расскажем.

Слайд 7

Опрос. Медсестра детского сада: «В кашах очень много полезных веществ и витаминов. Они улучшают пищеварение. В кашах содержатся все необходимые человеку питательные вещества. Гречневая каша – для сердца. Одна из самых полезных каш - пшенная каша, для энергии. Считается, что пшенная каша придает силы. Овсяная каша содержит витамин «С», который защищает организм от старения. Перловая каша для молодости, известна дамам как «Каша красоты». Повар Елена Романовна рассказала из чего варят каши. Мы узнали, что из пшеницы мелят манную крупу и варят манную кашу. Из проса получают пшено и варят пшенную кашу. Из ячменя варят перловую и ячневую каши. А рис – гость из Азии. Из риса готовят рисовую кашу. Мама : Каша придает силы человеку. В ней много витаминов.

Слайд 8

Самая любимая каша у ребят - манная. Второе место заняла - гречневая. На третьем месте – овсяная и рисовая. 3 1 2 Каши-победительницы

Слайд 9

Читали про кашу. • Русская народная сказка «Каша из топора» • Чтение произведений устного народного творчества про кашу • Сказка «Лиса и журавль» • Отрывок из рассказа Драгунского «Тайное становится явным» • Стихи про манную кашу • К. Авдеенко «Домовята и каша»

Слайд 10

Играли в игры «Угадай на ощупь», «Перебери крупу».

Слайд 11

Проводили эксперимент: « Из чего состоит крупа?»

Слайд 12

Проводили эксперимент: «От чего зависит вкус каши?»

Слайд 13

Каша – основная пища для солдат. Что мы знаем о каше ?

Слайд 14

Каша – любимое кушанье среди русских людей. Ее использовали и в будни и в праздники. Ни одно застолье не обходилось без каши. Каша - матушка наша!

Слайд 15

У русских князей существовал обычай – в знак примирения с врагом варить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ним кашу не сваришь.»

Слайд 16

В старину отмечали праздник каши - Мирская каша – 26 июня. В этот день украшали дома букетами гречихи и просили святую Акулину - гречишницу , чтобы она дала богатый урожай.

Слайд 17

ОВСЯНАЯ ПЕРЛОВАЯ ГРЕЧНЕВАЯ МАННАЯ РИСОВАЯ ПШЕННАЯ Какая бывает каша.

Слайд 18

В рисе много углеводов. Чем чаще ешь рис, тем лучше у тебя интеллект. Рисовая каша помогает при болезнях желудка. Рис укрепляют нервную систему. Варят из зёрен риса Рис Полезные свойства Рисовая каша

Слайд 19

Гречка содержит – кальций, железо, цинк, медь , витамины В1, В2, Е Полезна при болезнях сердца, ожирении. получается из зерна гречихи Гречиха Полезные свойства Гречневая каша

Слайд 20

содержит витамины B1, В2, В3; очищает организм от солей, шлаков, повышает иммунитет, улучшает пищеварение. получается из зёрен овса Овёс Зёрна овса Овсяные хлопья Овсяная крупа Полезные свойства Овсяная каша

Слайд 21

Пшённая каша выводит из организма антибиотики; содержит полезные микроэлементы: цинк, медь и марганец; Кашу рекомендуют при сердечно-сосудистых заболеваниях. Пшённая каша Варят из семян проса, очищенных от наружной оболочки Просо Полезные свойства

Слайд 22

Перловая каша отлично спасает при запорах. В перловке много лизина – аминокислоты, которая помогает нам бороться с вирусами и микробами. Перловка богата витаминами группы В, белком и минералами, особенно селеном, известным антиоксидантом, укрепляющим сосуды. Эту кашу особенно любил царь Петр Первый. Ячмень Перловая каша Полезные свойства Перловая крупа производится из зёрен ячменя.

Слайд 23

В манной каше почти нет клетчатки. Она очень питательна и хорошо усваивается. В манной каше 70 процентов крахмала, много белков и других минеральных веществ, калия и витаминов Е и В1. Манная крупа состоит из мелко раздробленных частиц зерна пшеницы. Пшеница Полезные свойства Манная каша

Слайд 24

Вывод. 1) Каша имеет очень интересную, многолетнюю историю; 2) Люди выращивают различные злаки, из которых затем получают крупу: рисовую, пшённую, пшеничную, ржаную, гречневую и другие. 3) Каши очень сытные и питательные. Недаром ими с давних пор кормили солдат. 4) Каша полезна для организма человека, так как зерно, из которого её варят содержит различные витамины и микроэлементы. Каши благотворно влияют на пищеварение, на работу сердца и других органов. 5) Любую кашу можно сделать вкуснее, не уменьшив при этом её полезных свойств, если добавить в неё ягоды, фрукты, йогурт, творог, орехи и т.д.



Предварительный просмотр:

Один дома.                                              

Аннотация.

Цель проекта: формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях быта. Углубить знания об опасностях в доме, формировать у детей умения предвидеть опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, умения предупреждать результаты возможного развития данных ситуаций.

Актуальность: актуальность работы заключается в том что, ребенок живет в огромном мире, где оказывается в различных жизненных ситуациях. И ему, чтобы не растеряться, необходимо получить осознанное представление о том, как выстроить свое поведение, чтобы обезопасить себя.

Практическая значимость: если у ребёнка будут сформированы представления о том, как нужно вести себя в экстремальных ситуациях, он сможет выбирать правильное решение, сможет предвидеть опасные события, сумеет по возможности избегать их, а при необходимости действовать.

Задачи: 

Задачи в работе с детьми:

  1. Познакомить детей с предметами опасными для жизни и здоровья. Дать знания о значении этих предметов для людей, о правилах пользования этими предметами.
  2. Формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, способствовать осознанию понятия «личная безопасность».
  3. Расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
  4. Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.        

Задачи в работе с родителями:

  1. Повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности.
  2. Воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие.
  3. Создать особую форму общения между родителями и воспитателями.

Методы и приёмы: сбор информации, анкетирование, наблюдение, просмотр передач и мультфильмов, дидактические игры, моделирование ситуаций, беседы.

Проектный продукт: конечным результатом работы стала папка-передвижка «Моя безопасность» и постановка спектакля «Сказка про домовенка и технику безопасности» для ребят младших групп.

Выводы:

Выводы по работе с детьми:

  1. Дети получили базовые знания об опасных для жизни ситуациях.
  2. У детей в достаточной степени сформировано ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих.
  3. Дети получили представление о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
  4. У детей появилось чувство осторожности и самосохранения.

Выводы по работе с родителями:

  1. Родители получили  представление о формировании у детей основ безопасности жизнедеятельности в группе.
  2. Родители получили возможность задуматься, в достаточной ли мере они ответственно относятся к безопасности своего ребёнка.
  3. В процессе реализации проекта между родителями и воспитателями группы была достигнута атмосфера сотрудничества и взаимодействия.

                                              Оглавление.

Введение.

Стр.4

Основная часть.

Стр.6

Заключение.

Стр.9

Библиографический список.

Стр.10

Приложение.

                                                Введение. 

Проблема: ребенок живет в огромном мире, где оказывается в различных жизненных ситуациях, не всегда рядом бывает взрослый. И ему, чтобы не растеряться, необходимо получить осознанное представление о том, как выстроить свое поведение, чтобы обезопасить себя.

Актуальность: актуальность работы заключается в том что, ребенок живет в огромном мире, где оказывается в различных жизненных ситуациях. И ему, чтобы не растеряться, необходимо получить осознанное представление о том, как выстроить свое поведение, чтобы обезопасить себя.

Цель: формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях быта. Углубить знания об опасностях в доме, формировать у детей умения предвидеть опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, умения предупреждать результаты возможного развития данных ситуаций.

Задачи:

 Задачи в работе с детьми:

  1. Познакомить детей с предметами опасными для жизни и здоровья. Дать знания о значении этих предметов для людей, о правилах пользования этими предметами.
  2. Формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, способствовать осознанию понятия «личная безопасность».
  3. Расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
  4. Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.        

Задачи в работе с родителями:

  1. Повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности.
  2. Воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие.
  3. Создать особую форму общения между родителями и воспитателями.

План работы:

1. Определить основные направления работы. Разработать концептуальные подходы к вопросам, которые формируют навыки обеспечения жизнедеятельности ребенка в детском саду.

2. Составить программу проекта взаимодействия семьи и детского сада. Подготовить материально-техническую базу. Создать необходимые условия для профилактики основ безопасности жизнедеятельности детей. Провести анкетирование родителей на тему безопасности детей.

3. Провести мероприятия проекта по профилактике основ безопасности.

4. Систематизировать методический материал и сопоставить промежуточные результаты с задачами проекта. Количественная и качественная обработка промежуточных итогов работы.

5. Обобщение полученного опыта; осмысление его. Представление полученного опыта в виде инсценировки сказки И. Гуриной «Сказка про домовенка и технику безопасности».

Предполагаемый результат:

Дети:

•осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;

•проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;

•умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;

•умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;

•умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;

•умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;

Родители:

•осознанная причастность к воспитанию личности безопасного типа.

Методы и приёмы: сбор информации, анкетирование, наблюдение, просмотр передач и мультфильмов, дидактические игры, моделирование ситуаций, беседы.

Тип проекта: познавательно-исследовательский, групповой, долгосрочный.

                                           

Основная часть.

Теоритическое обоснование проблемы.

       Основы безопасности – один из наиболее актуальных вопросов для любого возраста. Детей этому следует учить, начиная с самого детства.

      Ребенок живет в огромном мире, где оказывается в различных жизненных ситуациях. И ему, чтобы не растеряться, необходимо получить осознанное представление о том, как выстроить свое поведение, чтобы обезопасить себя. Важно каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. У дошкольников обязательно нужно развивать самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты своей жизни, они всегда могли адекватно действовать.

  Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет.

    Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности, поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка.

     Различные исследователи (П. Лич, П. Статмэн) отмечают преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности: они любят правила и целиком придерживаются их. Если же правила кем-то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребёнка данного возраста к логичности становится союзником взрослого в обучении его правилам безопасности [1]. 

     К.Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей». Работа эта  должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду:

  • организованные формы обучения на занятиях,
  • совместную деятельность взрослого и ребенка,
  • самостоятельную деятельность ребенка,
  • воспитание навыков поведения,
  • ознакомление с окружающим,
  • развитие речи,
  • художественную литературу,
  • конструирование,
  • изобразительное искусство,
  • игру.

      В деле формирования основ  безопасности у дошкольников большое значение имеет положительный пример поведения взрослых. Поэтому педагогам необходимо уделять значительное внимание работе с родителями, которые должны осознать  обязательность выполнения норм безопасной жизнедеятельности быть примером и предъявлять дома к ребенку те же требования, что и в дошкольном учреждении [2], [5]. .

Практическая часть. 

      Перед началом реализации проекта было проведено анкетирование родителей «Безопасность вашего ребёнка» (Приложение 1). Цель анкетирования -  оценить актуальность проблемы безопасности ребенка для родителей и целесообразность проведения специально организованных занятий по данной теме. Анализ анкет показал, что абсолютное большинство родителей считают актуальной работу по формированию основ личной безопасности с детьми дошкольного возраста. По мнению родителей, эта работа должна вестись как в семье, так и в дошкольном учреждении. Некоторые родители не уверены, что их ребёнок осведомлён в этой области в достаточной мере. Исходя из этого я сделала вывод, что тема проекта действительно востребована и необходима в этом возрасте, когда дети уже достаточно взрослые, для того, чтобы воспринять информацию и сделать для себя выводы и в достаточной степени самостоятельны.

    Работа по формированию основ личной безопасности в рамках проекта велась в следующих направлениях:

- «Осторожно – незнакомец!»;

- «Осторожно – электроприборы!»;

- «Запомните, детки, таблетки – не конфетки»;

- «Полезные – опасные вещи»;

- «Опасные ситуации».

 «Осторожно – незнакомец!»

Цель: объяснить, что именно может быть опасным в общении с другими людьми; что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями и какое поведение следует выбрать в сложной ситуации. Учить распознавать опасность, исходящую от незнакомых людей, учить осторожности в общении с незнакомыми людьми, избегать опасных ситуаций.

Формы работы: Моделирование ситуации: «Если незнакомец предлагает тебе покататься на машине или угостить тебя сладостями» (проговорить возможные ситуации, чтобы выработать стереотип поведения у детей при опасных ситуациях), рассматривание иллюстраций, картинок на заданную тему, беседы: «Осторожно, незнакомец!», «Я знаю, как набрать номер маминого телефона», «Не открывай дверь чужим людям»; чтение художественной литературы: «Снежная королева» Г. Х. Андерсен, «О мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкин, «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят»,  беседа по содержанию; просмотр мультипликационных фильмов «Уроки безопасности тетушки Совы» [3], [4], [6]. (Приложение 2)

Результат: заучивание стихотворения «Не открывай чужим людям» Г. Шалаева, «Незнакомые люди» Э. Сагалакова.

«Осторожно – электроприборы!»

Цель: Знакомство с электроприборами, правилами безопасностями, при обращении с ними.

Формы работы: дидактические игры: «Что будет, если…», «Основы безопасности в доме», «Как избежать неприятностей», «Источники опасности», «Что мы знаем о вещах»; беседы: «Ток бежит по проводам», «Что работает от электричества?», ситуация «Что случится, если забудешь выключить дома утюг», загадки про электроприборы; чтение сказки «Проводок» Т. А. Шорыгина; ИКТ « Безопасность дома»; просмотр мультипликационных фильмов «Фиксики», «Смешарики» [7],  [9]. .

Результат: выход на индивидуальный проект «Его Величество Электричество».                        (Приложение 3)

«Запомните, детки, таблетки – не конфетки».

Цель: Учить соблюдать меры предосторожности, соблюдая которые ребёнок не причинит себе вреда.

Формы работы: Сюжетно-ролевая игра «Аптека», моделирование ситуации «На приёме у доктора»; рассматривание иллюстрации в журналах, книгах о работе врача; чтение художественной литературы: К. И. Чуковский «Доктор Айболит», Т. А. Шорыгина «Неосторожная Резвушка» [3], [4], [6]. 

Результат: атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Аптека».

 «Полезные – опасные вещи».

Цель: формирование представлений о предметах домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей.

Формы работы: дидактические игры: «Так или не так», «Сто бед», «Убери на место», «Источники опасности», «Что мы знаем о вещах» Беседа «Какой вред могут причинить предметы для рукоделия, если неправильно их хранить», «Что такое бытовая химия»; чтение художественной литературы: Н. Носов «Заплатка», Т. А. Шорыгина «Данилка и пилка»; ИКТ «О безопасности детям»; просмотр мультипликационных фильмов «Уроки безопасности тетушки Совы» [3], [6]. 

Результат: альбом рисунков « Моя безопасность».

«Опасные ситуации».

Цель: формирование представлений об опасности, которые таят острые и тяжелые предметы, балкон, открытое окно и др. А также, умение пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях.

Формы работы: беседа «Что такое экстренный случай», «Эти телефоны должен знать каждый», рассматривание картинок с опасными ситуациями, дидактические игры: «Основы безопасности в доме», «Как избежать неприятностей», ИКТ «Правила безопасности»; просмотр мультипликационных фильмов «Уроки безопасности тетушки Совы», чтение И. Гурина «Сказка про домовенка и технику безопасности» [4], [6]. .

Результат: плакат-памятка «Эти телефоны должен знать каждый»

Накопленные в ходе реализации проекта материалы позволили создать стенд «Школа Аркадия Паравозова».

После того, как мы с детьми прочитали сказку  в стихах И. Гуриной «Сказка про домовенка и технику безопасности», мы решили написать на её основе сценарий и поставить его своими силами (Приложение 4). Герой сказки, Домовёнок попадает в разные неприятные и опасные ситуации из-за своей беспечности и незнания правил безопасности. Сказку с удовольствием посмотрели дети младших групп. Мы надеемся, что они узнали много полезного для себя.

Заключение.

Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы фундамента жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя.

Плодотворная работа над проектом «Один дома» позволила мне прийти к следующим выводам:

Выводы по работе с детьми:

  1. Дети получили базовые знания об опасных для жизни ситуациях.
  2. У детей в достаточной степени сформировано ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих.
  3. Дети получили представление о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
  4. У детей появилось чувство осторожности и самосохранения.

Выводы по работе с родителями:

  1. Родители получили  представление о формировании у детей основ безопасности жизнедеятельности в группе.
  2. Родители получили возможность задуматься, в достаточной ли мере они ответственно относятся к безопасности своего ребёнка.
  3. В процессе реализации проекта между родителями и воспитателями группы была достигнута атмосфера сотрудничества и взаимодействия.

                                          Библиографический список.

  1. Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стёркина «Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста», СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009г.
  2. О.В. Черемшенцева «Основы безопасного поведения дошкольников», Волгоград: Издательство «Учитель», 2012г.
  3. Максиняева М.Р., Занятия по ОБЖ с младшими школьниками, серия: Вместе с детьми Сфера, 2004 г.
  4. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей. Издательство: Книголюб, 2003г.
  5. Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М.: Просвещение, 2007.
  6. В.К. Полынова, З.С. Дмитриенко и др. «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры.» СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012г.

Интернет-ресурсы:

7.http://detskiychas.ru/rasskazy/rasskaz_electrichestvo_detyam/

8.http://www.datacube.tv/2014/11/nauchnue-factu-ob-electrichestve.html

9.http://pochemu4ka.ru/load/detskie_issledovatelskie_proekty/estestvoznanie/nauchno_issledovatelskij_proekt_ehlektrichestvo_sostavnaja_chast_prirody/483-1-0-11740

10.http://sitefaktov.ru/index.php/home/3358-interesnye-f

11.http://doshvozrast.ru/konspekt/poznovrazv84.htm


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                   Его Величество  Электричество.

                                               Аннотация.

Цель проекта: выяснить, что такое электричество, электрический ток,  всегда ли электричество опасно, как обращаться с электричеством и электроприборами, чтоб не случилось беды.

Актуальность: актуальность работы заключается в том что, в современных условиях человек всё время сталкивается с электричеством и приборами, которые работают от электричества. Без электричества жизнь стала невозможной и человек должен знать, как безопасно использовать электричество.

Практическая значимость: узнав  о безопасном использовании электричества, можно проводить занимательные опыты, основанные на использовании статического  электричества.

Задачи: 

1. Узнать, что такое электричество.

2. Выяснить, где мы можем встретить электричество в быту, в производстве, в природе. 

3. Разработать правила безопасного обращения с электричеством и электроприборами.

4. Провести опыты со статическим электричеством.

5. Подготовить и провести в средней группе «Вечер фокусов», используя полученные в ходе проекта знания.

Методы и приёмы: опрос, наблюдение, сбор информации, опыты, просмотр передач и мультфильмов.

Проектный продукт: конечным результатом работы стали памятки «Электричество без опасности» и занимательные фокусы со статическим электричеством, показанные ребятам средней группы.

Выводы: 

1) Электричество – это сложное явление, о котором мне ещё много предстоит узнать в школе.

2) Оказывается, электричество можно встретить не только в розетке, но и в окружающей нас природе.

3) Неосторожное обращение с электричеством может стать причиной пожара и травм, поэтому всегда нужно соблюдать правила безопасности.

4) Электричество и его воздействие на предметы можно «увидеть», ставя опыты со статическим электричеством, которые по силам даже ребёнку.

5) Используя опыты со статическим электричеством, можно удивить друзей интересными фокусами.

                                              Оглавление.

Введение.

Стр.3

Основная часть.

Стр.5

Заключение.

Стр.9

Библиографический список.

Стр.10

Приложение.

                                                Введение. 

Проблема: детям всегда запрещают прикасаться к электроприборам и розеткам. А бывает ли такое электричество, какое может использовать даже ребёнок.

Актуальность: актуальность работы заключается в том что, в современных условиях человек всё время сталкивается с электричеством и приборами, которые работают от электричества. Без электричества жизнь стала невозможной и человек должен знать, как безопасно использовать электричество.

Цель: выяснить, что такое электричество, электрический ток,  всегда ли электричество опасно, как обращаться с электричеством и электроприборами, чтоб не случилось беды.

Задачи: 

1. Узнать, что такое электричество.

2. Выяснить, где мы можем встретить электричество в быту, в производстве, в природе. 

3. Разработать правила безопасного обращения с электричеством и электроприборами.

4. Провести опыты со статическим электричеством.

5. Подготовить и провести в средней группе «Вечер фокусов», используя полученные в ходе проекта знания.

План работы:

1. Найти материал, рассказывающий об электричестве. Просмотр мультипликационных фильмов «Фиксики», «Смешарики», «Уроки тетушки Совы».  Просмотр научно-познавательных передач «Профессор Почемучкин», «Галилео», «Забавная наука».

2. Спросить у взрослых и детей, что они знают об электричестве.

3. Узнать, где в окружающем нас мире можно встретить электричество.

4. Познакомиться с профессией электрика. Выяснить у него, как безопасно обращаться с электричеством и электроприборами.

5. Провести опыты со статическим электричеством. Сделать вывод о том, что статическое электричество – безопасная форма электричества.

6. На основе опытов со статическим электричеством провести «Вечер фокусов» в средней группе.

7. Разработать памятку по обращению с электричеством и электроприборами «Электричество без опасности».

Предполагаемый результат:

1. Я узнаю, что такое электричество и как называются люди, которые с ним работают.

2. Я научусь правилам безопасного обращения с электроприборами.

3. Я научусь проводить опыты со статическим электричеством и смогу научить своих друзей.

Методы и приёмы: опрос, наблюдение, сбор информации, опыты, просмотр передач и мультфильмов.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

                                           

                                         Основная часть.

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с таким понятием как «электричество». Что же такое электричество, всегда ли люди знали о нём?

Без электричества представить нашу современную жизнь практически невозможно. Скажите, как можно обойтись без освещения и тепла, без электродвигателя и телефона, без компьютера и телевизора? Электричество настолько глубоко проникло в нашу жизнь, что мы порой и не задумываемся, что это за волшебник помогает нам в работе.

На протяжении многих веков люди не подозревали о существовании электричества. А молния воспринималась как проявление необъяснимых божественных сил. Как же удавалось людям, живущим в окружении электрических и магнитных полей, совершенно их не замечать? Замечали, конечно, замечали, но не находили объяснения.

Мне стало интересно,  а  как объяснить явления, которые наблюдают многие люди, причесываясь перед зеркалом, когда волосы притягиваются к расчёске. А когда снимаешь свитер в темноте, можно наблюдать, как между человеком  и свитером проскакивают искры, и слышится тихий треск. А сверкающая молния?

Оказалось причина этих явлений - электричество. А можно ли самому, опытным путем, «добывать» электричество? Что это такое? [6]

История изучения электричества.

Электричество было известно людям с самых давних времен (см. Приложение 1.)

Я узнал, что древние греки очень любили украшения из янтаря. Этот камень они называли за его цвет и блеск «электрон», что значит «солнечный камень». Об этом есть даже легенда. [8]

«Дочь древнего философа Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном. Как-то, уронив его в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного хитона и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли, она принялась вытирать его ещё сильнее. И что же? Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось веретено. Девушка обратилась за разъяснением к отцу. Фалес понял, что причина в веществе, из которого сделано веретено. В следующий раз он накупил различных янтарных изделий и убедился, что все они, будучи натёрты шерстяной материей, притягивают лёгкие предметы, как магнит притягивает железо».

И по причине того, что «янтарь» по-гречески звучал как «электрон», эти свойства начали называться электрическими.

Человек стал использовать электричество совсем недавно, каких-нибудь  двести с небольшим лет назад. В животном мире электричество используется уже много миллионов лет[9]. Некоторые виды рыб способны производить электрический ток. Разряды электрического тока они применяют для охоты, для защиты от врагов и... для общения. Африканские рыбаки ощущают на себе мощность электричества сома, когда он попадается к ним на крючок. Ток от рыбы движется по леске, по удилищу и бьет по рукам рыбака. К счастью, удар электричеством сома не смертелен. Но бывали случаи, когда наступивший на электрического сома человек терял на некоторое время сознание. Распространенный на востоке Атлантики и в Средиземном море обыкновенный скат достигает в длину 60 см и дает разряды в 50 вольт. Этого бывает достаточно, чтобы оглушить или убить составляющих его пищу мелких рыбешек и рачков. Для человека обыкновенный скат практически не опасен. Небольшие электрические разряды этой рыбы ощущаются для него как сильный щипок. На другом континенте, в Южной Америке, живет электрический угорь. Это длинная округлая рыба с гладкой, без чешуи, кожей. Обычно его длина не превышает одного метра. Электрический угорь создает самое мощное напряжение. У крупных особей мощность электрических разрядов может достигать 660 вольт. Это почти в три раза больше, чем в квартирной розетке.

Молния – это тоже мощный заряд электричества. Молнию создаёт электричество, которое рождается в тучах. Тёмная мрачная туча состоит из капелек воды и кристалликов льда они трутся друг о друга и электризуются. А в результате этого трения возникает электрический разряд огромной силы. Другое электрическое явление в природе — северное сияние. [10]

Что такое электричество.

Внутри металлических проводов есть микрочастицы – электроны. Они, с одной стороны, настолько мелкие, что их даже в микроскоп невозможно рассмотреть, а с другой – их очень много. В обычном состоянии они находятся на одном месте и ничего не делают. Но когда включаете прибор, электроны начинают с большой скоростью передвигаться внутри проводов. Это движение и рождает энергию электричества. (см. Приложение 2.) [6] Можно сравнить электрический ток с водой в трубах – не зря же говорят, что ток по проводам течет. Электрический ток совершает длинное путешествие по улицам и переулкам, по проводам и чем-то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы. Словно капли жидкости в трубочке, подталкивающие друг друга, следующие одна за другой, бегущие, пока не перекрыт вентиль, электроны действуют точно так – только у них вместо вентиля выключатель. А еще от прямого контакта с электронами, в отличие от воды, вы не намокаете, а получаете электрический удар. Это самый настоящий удар: ведь электронов очень много и они бегут с огромной скоростью. А потому, если встать у них на пути, они бьются в кожу с большой силой, что, конечно, очень больно. Поэтому, если прибор включен в розетку или оголился провод (что по сути равноценно разрыву трубы, когда вода вытекает наружу: и чем больше воды, тем сильнее ее напор), нельзя мешать ему.

Электрический ток вырабатывается на больших мощных электростанциях. Чтобы получить электричество, на таких станциях используется сила воды, тепловая, солнца, ветра. Затем, электрический ток течёт по проводам, спрятанным глубоко под землёй или очень высоко над землёй, приходит в наши дома, попадая в выключатели и розетки. (см. Приложение 3.) [8]

Повелевают электричеством только специально обученные люди – электрики. Они, словно волшебники, соединяют провода в большую паутину, устанавливают переключатели, рубильники и розетки. Или, как говорят в умных книжках, производят Электромонтажные работы. Электричество человек использует везде, на нем работают абсолютно все современные приборы. Поэтому профессия электрика всегда остается почетной и необычайно востребованной.

Электричество может быть разной силы и напряжения. В розетке напряжение большое, что очень опасно для жизни человека. А вот в батарейках оно маленькое, поэтому человеком практически не чувствуется. Каждый электроприбор, будь то лампочка, игрушка или телевизор, рассчитан на определенное напряжение. Если электричество обладает маленьким напряжением, прибор может не заработать. Если же значение его большое – может испортиться или даже загореться. И уж, конечно, никаких опытов нельзя производить с электрической розеткой или проводами. Нельзя, к примеру, резать провод или слишком его перекручивать – может случиться короткое замыкание, взрыв и пожар.

Электричество, которое никуда не движется, называется статическим.

Вспышка молнии – это мгновенный разряд статического электричества, скопившегося в грозовых тучах. В таких случаях электричество движется по воздуху от тучи к туче или от тучи – вниз, к земле.

Электричество – это наш друг. Оно помогает нам во всём. Утром мы включаем свет, электрический чайник. Ставим подогревать пищу в микроволновую печь. Пользуемся лифтом. Едем в трамвае, разговариваем по сотовому телефону. Трудимся на промышленных предприятиях, в банках и больницах, на полях и в мастерских, учимся в школе, где тепло и светло. И везде «работает» электричество [9].

Внимание, электричество!

Я встретился с электриком, который рассказал мне о своей работе. А ещё я узнал, что электрический ток – невидим, а потому особенно коварен. Как и многое в нашей жизни, электричество, имеет не только положительную, но и отрицательную сторону. Электрический ток, как волшебника-невидимку, нельзя рассмотреть, учуять его по запаху. Определить наличие или отсутствие тока можно только, используя приборы, измерительную аппаратуру. Электрик рассказал мне, что нужно запомнить для того, чтобы электричество всегда оставалось другом и не становилось врагом. Сегодня я познакомлю вас с правилами, которые помогут избежать беды. (см. Приложение 4.) [1]

1. НЕЛЬЗЯ засовывать в электрическую розетку посторонние предметы, особенно металлические! Потому что ток, как по мостику, может перебраться на вас, серьёзно вас травмировать и даже убить.

2. НЕЛЬЗЯ касаться руками оголённых проводов! По оголённому, не защищённому изоляцией проводу течёт электрический ток, удар которого может быть смертелен.

3. НЕЛЬЗЯ прикасаться к включенным электроприборам мокрыми руками! Можно получить сильный удар током, так как вода является проводником электротока.

4. НЕЛЬЗЯ оставлять включенные электроприборы без присмотра! Включенные электроприборы могут стать причиной пожара. Уходя из дома, всегда проверяйте, потушен ли свет, выключены ли телевизор, магнитофон, электрообогреватель, утюг, плита и т. п.

5. НЕЛЬЗЯ перегружать работой электроприборы! Может произойти замыкание, что приведёт к пожару.

6. НЕЛЬЗЯ пользоваться неисправными розетками, электроприборами! Это так же может привести к пожару.

7. НЕЛЬЗЯ включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие!

Если вы будете соблюдать эти несложные правила, то электричество всегда будет вашим другом.

Практическая часть.

Ну, а есть ли на свете электричество дикое, неприрученное? Такое, которое живет само по себе? Да, есть. Оно вспыхивает ослепительным зигзагом в грозовых тучах. Но оно есть не только в облаках. Тихое, незаметное, оно живет всюду. Всегда ли электричество опасно? А вот и нет! Электричество бывает и неопасное. Оно живёт само по себе, и если его поймать, то с ним можно интересно поиграть. Я приглашаю вас провести несколько познавательных опытов! (см. Приложение 5.) [2] [4]

Опыт №1. Висящий шарик.

Оборудование: воздушный шар.

Ход опыта.

Нужно потереть шар о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Всё, шарик висит. Вот наш шарик и стал волшебным.

Вывод: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.

Опыт №2. Волшебные расчёски.

Оборудование: расчёска, шерстяная вещь (ткань, варежка, шарф), бумага.

Ход опыта.

Порвите полоску бумаги на мелкие кусочки. Поднесите расческу к бумаге. С бумагой что-то происходит? Нет. Как заставить бумагу притянутся к расческе? Нужно сделать обычную расческу волшебной, электрической. Возьмите кусочек шерстяного шарфика и натрите им расческу. Медленно поднесите ее к кусочкам бумаги. Бумага притянулась к расческе. Молодцы! Вы опять поймали электричество.

Вывод: Электричество живет не только в волосах, но и в одежде.

Опыт № 3. Магическое стекло.

Оборудование: стекло, шерстяная варежка, пенопластовые шарики.

Ход опыта.

Шарики лежат на столе неподвижно рядом со стеклом. Как поднять шарики со стола, не прикасаясь к ним? Поможет «магическое стекло». Чтобы сделать обыкновенное стекло «магическим», способным поднять со стола шарики, натираем его шерстяной варежкой. Шарики шевелятся и притягиваются  к стеклу!

Вывод: Когда натирали стекло варежкой, оно стало электрическим, поэтому шарики задвигались и притянулись к стеклу.

Опыт № 4. Сердитые шарики.

Оборудование: два наэлекризованных воздушных шара на длинных нитках, вода.

Ход опыта.

На стойке висят два  наэлектризованных об волосы  шарика на длинной нитке. Они отталкиваются друг от друга – «ссорятся». Они одинаковые, оба электрические, поэтому поссорились, не хотят дружить друг с другом. А давайте их помирим. Надо с одного шарика снять электричество. Как же снять электричество с одного шарика? Нужно намочить его. Что произошло с шариками? Они притянулись  друг к другу.

Вывод: Когда два шарики наэлектризованы, они отталкиваются, а чтобы  они притянулись, надо один шарик смочить водой и они притянуться друг к другу. [3]

Я научился делать предметы волшебными. Теперь и вы знаете, что в таких простых предметах, как расчёска, воздушный шарик, живёт электричество, но оно безопасное.

«Вечер фокусов» в средней группе.

После того, как я научился проводить опыты со статическим электричеством, я решил показать их ребятам средней группы (см. Приложение 6) [5]. А так как они не знали о свойствах статического электричества, то для них это было настоящим волшебством. Я нарядился фокусником. В глазах детей был такой восторг и удивление! Мне понравилось быть волшебником.

Для того, чтобы и взрослые и дети помнили об осторожности при обращении с электричеством, я сделал памятки по элекробезопасности (см. Приложение 7) [6].

Заключение.

Работа над проектом я пришёл к следующим выводам:

1) Электричество – это сложное явление, о котором мне ещё много предстоит узнать в школе.

2) Оказывается, электричество можно встретить не только в розетке, но и в окружающей нас природе.

3) Неосторожное обращение с электричеством может стать причиной пожара и травм, поэтому всегда нужно соблюдать правила безопасности.

4) Электричество и его воздействие на предметы можно «увидеть», ставя опыты со статическим электричеством, которые по силам даже ребёнку.

5) Используя опыты со статическим электричеством, можно удивить друзей интересными фокусами.

Только подумайте, что всего-то двести с небольшим лет тому назад в жизни человека не было электричества. Современным людям уже трудно будет обойтись без электричества. Трудно представить улицы и квартиры, тёмные с наступлением вечера, приготовление пищи на костре и стирка в корыте, и никаких мультфильмов и компьютерных игр! Да, всё-таки великая это сила – электричество! Великая и могущественная. Сила, которой можно восхищаться, уважать, но нельзя относиться к ней небрежно, без должного почтения.

Его величество Электричество!

                                          Библиографический список.

1. Как обеспечить безопасность дошкольников под редакцией К. Ю. Беллой В. Н. Зимониной, Л. К.Кондрыкиной- М Просвещение 2004.

2. Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ Нищеева В.А. ООО «Издательство «Детство- Пресс» 2012г.

3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации под ред. Прохоровой Л.Н. М. «Аркти», 2004г.

4. Детское экспериментирование И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. ООО «Издательство «Детство-Пресс» 2003г.

5. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. ООО «Издательство «Детство – Пресс.

6. Неизведанное рядом, О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина, изд. Сфера, 2013.

Интернет-ресурсы:

7.http://detskiychas.ru/rasskazy/rasskaz_electrichestvo_detyam/

8.http://www.datacube.tv/2014/11/nauchnue-factu-ob-electrichestve.html

9.http://pochemu4ka.ru/load/detskie_issledovatelskie_proekty/estestvoznanie/nauchno_issledovatelskij_proekt_ehlektrichestvo_sostavnaja_chast_prirody/483-1-0-11740

10.http://sitefaktov.ru/index.php/home/3358-interesnye-f


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: