Программа по реализации платной образовательной услуги "Читалочка"

Генрихс Людмила Сергеевна

Программа направлена на организацию дополнительных занятий с воспитанниками подготовительной к школе группы дошкольного учреждения. Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения слогового чтения, а также  умения  самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.     

Цель программы:  Овладение навыком слитного, осознанного чтения у дошкольников по средствам составления слов из кубиков с буквами.

Задачи программы:

  1. Развитие сенсорики, крупной и мелкой моторики, фонематического слуха.
  2. Пополнение активного и пассивного словарного запаса и умение использовать его в речи, развитие грамматического строя речи, получение навыков словообразования и словоизменения; постановка правильного звукопроизношения.
  3. Обучение чтению: запоминание графического облика букв, соотнесение звуков с буквами, чтение слогов, чтение односложных и двусложных слов. Развитие навыка осознанного, правильного чтения.
  4. Пробуждение интереса к книге, самостоятельному чтению.
  5. Развитие культуры речи. Воспитание любви и уважения к русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детский сад «Чебурашка»,  филиал Автономного учреждения дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ

«Центр развития ребенка – детский сад «Светлячок»

Согласованно:

Педагогический совет

Протокол №3

От 31.08.2018 г.

Утверждаю:

Директор Детского сада «Чебурашка», филиала Детского сада «Светлячок»

___________ А.В.  Сухинина

«31» августа 2018 г.

Дополнительная общеобразовательная программа

по обучению чтению старших дошкольников

«Читалочка»

Выполнила: Генрихс Л.С. воспитатель

2018-2019 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ.

1.Пояснительная записка………………………………………………..3-4

2.Цели и задачи……………………………………………………………..5

3.Учебно - тематическое  планирование ……………………………..6-17

4.Содержание программы…………………………………………….18-20

5.Годовой календарный учебный график…………………………….....21

6.Органнизациооно - педагогические условия реализации программы. ………………………………………………………………………….22-23

7.Планируемые  результаты..…………………………………………….24

8.Оценочные  и методические материалы………..……………………..25

9.Список литературы……………………………………………………..26

10.Приложение №1  мониторинг………………..……………………27-28    

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

     Программа основана на методике известного московского логопеда, кандидата педагогических наук Надежды Сергеевны Жуковой. Обучение планируется вести по «Букварю» Н.С.Жуковой, который является пособием по обучению дошкольников правильному чтению.

    Направленность. Программа направлена на организацию дополнительных занятий с воспитанниками подготовительной к школе группы дошкольного учреждения. Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения слогового чтения, а также  умения  самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.      

    Целесообразность. Обучение чтению дошкольников – это важный этап на пути подготовки к школе, т.к. читающие дети легче и быстрее усваивают школьную программу, проще переносят адаптационный период в начальной школе, испытывают большее чувство уверенности в своих возможностях, что позволяет им показывать хороший уровень знаний и умений.  

    Актуальность программы определяются ее направленностью на создание условий для развития познавательных способностей детей, общих учебных умений и навыков. Для успешного обучения  необходимо, чтобы ребенок пришел в школу подготовленным. От того, насколько высока эта готовность, зависит процесс адаптации к школе и дальнейшие успехи в учебе.  

           К овладению первоначальными навыками чтения требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сфер дошкольника. Поэтому каждому ребенку необходимо разное время для овладения навыком чтения.  В процессе обучения чтению необходим индивидуальный подход.

                  Желательно, чтобы к моменту чтения слогов и слов с изучаемыми буквами, ребенок уже мог правильно произносить эти звуки. Поэтому в настоящую программу включены элементы логопедических упражнений, направленных на совершенствование артикуляционной моторики, а также обучение букв расположено в определенном порядке: вначале знакомимся  с гласными. Это буквы, которые могут "петь" А, У, О. Их проще соединять в слоги: АУ, УА  и т.д. В конечном итоге ребенок должен без помощи других, водя пальчиком от одной буковки к другой, научиться читать слоги из 2-ух гласных. И только после знакомства с гласными - перебегаем к согласным.

                   Для закрепления навыка слитного чтения слогов, на каждой страничке даны столбики слогов. Можно читать  по вертикали, по горизонтали либо в разнобой читай, тренируй скорость чтения. Все слова, даже слова в текстах, разбиты на слоги, что упрощает процесс чтения. Материала для чтения в букваре много и подобран он так успешно, что ребенок и не увидит, что читает уже без помощи других и понятно огромные «куски» текста.

                   Дети овладевают слоговым и слитным способом чтения, что обеспечивает плавность и правильность процесса чтения.

Работа построена по принципу максимального использования ребенком собственной познавательной активности и последовательного введения программного материала (то есть от простого к сложному), с учетом условий дошкольного учреждения.  

2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

Цель программы:  Овладение навыком слитного, осознанного чтения у дошкольников по средствам составления слов из кубиков с буквами.

Задачи программы:

  1. Развитие сенсорики, крупной и мелкой моторики, фонематического слуха.
  2. Пополнение активного и пассивного словарного запаса и умение использовать его в речи, развитие грамматического строя речи, получение навыков словообразования и словоизменения; постановка правильного звукопроизношения.
  3. Обучение чтению: запоминание графического облика букв, соотнесение звуков с буквами, чтение слогов, чтение односложных и двусложных слов. Развитие навыка осознанного, правильного чтения.
  4. Пробуждение интереса к книге, самостоятельному чтению.
  5. Развитие культуры речи. Воспитание любви и уважения к русскому языку.

 

3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ       ЧТЕНИЮ  «ЧИТАЛОЧКА»

Тема

Количество часов

Цель

Сентябрь

1

«Звуки и буквы»

1

-показать  алфавит, при помощи кубиков.

-развивать умение оперировать понятиями звук и буква.

- закрепить знания детей об артикуляционном аппарате.

- воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

-закреплять умение выкладывать буквы из счетных палочек.

2

«Слова. Звуки»

1

- закрепить знания детей о понятии «звук», «буква».

- закрепить представление детей о слове, при помощи таблицы слов.

- развивать представления детей о многообразии слов.

-закреплять умение выкладывать буквы из счетных палочек.

3

Звук и буква «А»

1

- уточнить знания детей о звуке «А» (артикуляция звука).

- закрепить умение определять 1-й звук в слове.

- развивать способность называть слова с заданным звуком.

-закреплять умение выкладывать буквы из счетных палочек.

Октябрь

4

Звук и буква «У»

1

- закрепить умение составлять слоги  с помощью кубиков.

- закрепить умение детей делить слова на слоги.

- продолжать учить определять кол-во повторяющихся звуков в слове.

- развивать фонематический слух и речевое внимание.

-закреплять умение выкладывать букв У  из крупы.

5

Звук и буква «О»

1

- закрепить умения детей находить буквы А, У в таблице букв.

- закрепить знания детей о звуке «О», умение находить  ее в таблице букв.

- продолжать учить определять 1-й и последний звук в словах.

- развивать умения анализировать, делать выводы.

-  закреплять умение составлять  и читать слоги с помощью кубиков с буквами.

6

Звуки «М», «М’»,

Буква М

2

- закрепить знания детей о звуках «М», «М’».

- формировать умение определять позицию звука в слове.

- воспитывать у детей положительных эмоций от выполнения задания.

-  закреплять умение, составлять  и читать слова с помощью кубиков с буквами.

-закреплять умение, выкладывать букв М  из крупы.

7

Звуки «С», «С’»,

Буква С

2

- закрепить знание детей о звуках «С» и «С» ’.

- закрепить умение детей определять данные согласные в таблице букв.

- продолжать учить определять 1-й звук в слове.

- воспитывать стремление участвовать в работе на занятии.

-  закреплять умение, составлять  и читать слова с помощью кубиков с буквами.

8

Звуки «Х», «Х’»,

Буква Х

2

- закрепить умение детей дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки.

- уточнить знания детей о звуке «Х», «Х’»

-Закрепить  умение, находить букву Х в таблице букв.

- продолжать учить определять позиция звука в слове.

-  закреплять умение, составлять  и читать слова с помощью кубиков с буквами.

Закреплять умение, рисовать букву Х на песке.

Ноябрь

9

Звуки «Р», «Р’»,

Буква Р

2

- уточнить знания детей о звуках «Р» и «Р’».

- закреплять умение, складывать  и читать слоги с заданной буквой с помощью кубиков.

- закрепить умение интонационно выделять звук в словах.

-дифференцировать звуки по твердости и мягкости.

-закреплять умение выкладывать букв Р из счетных палочек.

10

Звук и буква «Ш»

1

- закрепить знания детей о звуке «Ш».

- развивать речевое внимание и фонематический слух.

-  закреплять умение, составлять  и читать слова с помощью кубиков с буквами.

-закреплять умение выкладывать букв Ш  из крупы.

11

«С-Ш»

1

- закреплять умение, интонационно выделять звук в словах.

-  закреплять умение, составлять  и читать  слова с помощью карточек со слогами.

- развивать речевое внимание и фонематический слух.

-  закреплять умение, составлять  и читать слова с помощью кубиков с буквами.

-закреплять умение выкладывать буквы С и Ш с помощью счетных палочек.

12

Звук и буква «Ы»

1

-  закреплять умение, составлять  и читать слова с помощью кубиков с буквами.

- закреплять умение, определять позицию звука в слове.

–  закреплять умение изменять слова при помощи добавления звуков в слово.

- развивать умение оперировать понятиями звук и буква.

-закреплять умение выкладывать букву Ы  из крупы.

13

«И-Ы»

1

- уточнить знания детей о звуках «И» и «Ы».

- продолжать учить изменять слова путем замены звуков в словах.

-   закреплять умение, составлять   и читать слова с помощью кубиков с буквами.

-закреплять умение выкладывать буквы И и Ы  из крупы.

14

Звуки «Л», «Л’»,

Буква Л

1

- закрепить знания детей о звуках «Л» и «Л’».

- продолжать учить дифференциации звуков по твердости и мягкости.

- закреплять умение, составлять и читать  слова с помощью кубиков с буквами.

- познакомить детей с многозначностью слов.

-закреплять умение, выкладывать букву Л  с помощью счетных палочек.

15

«Л-Р»

1

- закрепить умение интонационно выделять звук в словах.

- продолжать учить дифференциации звуков по твердости и мягкости.

- повторить умение, отличать согласные звуки от гласных.

-закреплять умение, находить заданный звук в таблице.

- закреплять умение, составлять и читать  слова с помощью кубиков с буквами.

Декабрь

16

Звуки «Н», «Н’»,

Буква Н

1

- закрепить знания детей о звуках «Н», «Н’».

- продолжать закреплять умение,  выкладывать слоги с помощью разрезной азбуки и читать их.

- закрепить знания детей о гласных звуках, мягких и твердых согласных звуках.

– воспитывать речевое внимание и фонематический слух.

- закреплять умение, составлять и читать  слова с помощью кубиков с буквами.

-закреплять умение, выкладывать букву Н  с помощью счетных палочек.

17

Звуки «К», «К’»,

Буква К

1

- закрепить знания детей о звуке «К», «К’».

- продолжать учить выкладывать и читать  слова с помощью звуковых обозначений на кубиках.

- продолжать учить определять позицию звука в слове.

– формировать умение разгадывать ребусы.

- воспитывать доброжелательные отношения на занятии друг к другу.

-закреплять умение выкладывать букву К  с помощью крупы.

18

Звуки «Т», «Т’»,

Буква Т

1

- закрепить знания детей о звуке «Т», «Т’».

- формировать умение выкладывать и прочитывать слова с заданным звуком с помощью кубиков.

- продолжать учить дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки.

- развивать интерес и внимание к слову.

-закреплять умение выкладывать букву Т с помощью счетных палочек.

19

Звук и буква «И»

1

- закрепить знания детей о звуке «И», и букве И с помощью ассоциаций, которая вызывает буква.

- продолжать учить определять позицию звука в слове.

- развивать умение оперировать понятиями звук и буква.

- воспитывать положительные эмоции от выполнения заданий.

формировать умение выкладывать и прочитывать слова с заданным звуком с помощью кубиков.

20

Звуки «П», «П’»,

Буква П

1

- закреплять умение, отличать звуки от букв.

- закреплять знания детей о звуке «П», «П’».

- формировать умение определять 1-й звук в слове.

-формировать умение дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки.

- развивать фонематический слух и речевое внимание.

формировать умение выкладывать и прочитывать слова с заданным звуком с помощью кубиков.

-закреплять умение выкладывать букву П с помощью счетных палочек.

21

Звуки «З», «З’»,

Буква З

1

- закрепить знания детей о звуке «З» и «З’».

- закреплять умение интонационному выделению звука в слове.

- закреплять умение,  делить слова на слоги при помощи хлопков.

- развивать умение определять 1-й звук в слове.

формировать умение выкладывать и прочитывать слова с заданным звуком с помощью кубиков.

-закреплять умение выкладывать букву З с помощью крупы.

22

«С-З»

1

- закреплять умение интонационному выделению звука в слове.

- закреплять умение, составлять  и читать слова с помощью кубиков с буквами на заданный звук.

- развивать умение определять 1-й звук в слове.

-закреплять умение выкладывать букву С З  с помощью крупы.

23

Звук и буква «й»

1

- закрепить умение дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки.

- познакомить детей со звуком «Й».

- продолжать учить выкладывать и читать слоги с помощью кубиков с буквами.

- развивать фонематический слух и речевое внимание.

Январь

24

«Й-й»

1

- развивать умение определять наличие звука в словах.

- закреплять умение, составлять  слова с помощью кубиков с буквами на заданный звук.

- развивать умение  называть слова с этим звуком.

- совершенствовать навыки доброго отношения друг к другу.

25

Звуки «Г», «Г’»,

Буква Г

1

- закрепить знания детей о звуках «Г» и «Г’».

- продолжать определять 1-й звук в слове.

- закреплять умение, составлять  слова с помощью кубиков с буквами на заданный звук.

- воспитывать умение, выслушивать ответы друг друга.

-Закреплять умение, обводить заданную букву по  трафарету.

-закреплять умение выкладывать букву И  й  с помощью счетных палочек.

26

«Г» - «К»

1

- уточнить знания детей о звуках «К», «К’» и «Г», «Г’».

-формировать умение составлять  слова с этими звуками с помощью разрезной азбуки.

-продолжать учить детей давать качественную характеристику звукам.

- закрепить умение детей изменять слова путем перестановки звуков или слогов в слове при помощи кубиков.

- закреплять умение, составлять  слова с помощью кубиков с буквами на заданный звук.

27

Звуки «В», «В’»,

Буква В

1

- повторить букву В.

-  закреплять умение, составлять  слова на заданный звук  с помощью кубиков с буквами.

- продолжать учить соотносить буквы и звуки.

- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.

-закреплять умение выкладывать букву В  с помощью крупы.

28

Звуки «Д», «Д’»,

Буква Д

1

- закрепить знания детей о звуках при помощи таблицы букв. (диктант)

- закрепить умение детей выкладывать слоги с помощью разрезной азбуки.

- формировать умения образовывать новые слова с помощью перестановки звуков и слогов.

- развивать речевое внимание и фонематический слух.

- воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

-  закреплять умение, составлять  слова на заданный звук  с помощью кубиков с буквами.

29

«Д-Т»

1

- закреплять умение детей определять мягкость и твердость звуков, глухость и звонкость.

- закреплять знания детей о звуках «Д», «Д’», «Т», «Т’».

-  закреплять умение, составлять  слова с помощью кубиков с буквами.

-формировать умения отвечать на вопросы распространенными предложениями.

-закреплять умение рисовать буквы  палочкой,  на песке.

30

Звуки «Б», «Б’»,

Буква Б

1

- закрепить умения детей отвечать на вопросы распространенными предложениями.

- уточнить знания детей о звуках «Б» и «Б’».

- продолжать учить дифференцировать звуки по твердости и мягкости, по глухости и звонкости.

-выявить  знания детей о звуках при помощи таблицы букв. (диктант)

- воспитывать умения положительно оценивать ответы товарищей.

-  закреплять умение, составлять  слова с помощью кубиков с буквами.

31

«Б-П»

1

- закрепить знания детей о звуках «Б» и «Б’», букве Б.

-  закреплять умение, составлять  слова с помощью кубиков с буквами.

- закрепить знания детей о звуках «П» и «П’», букве П.

-развивать фонематический слух.

-закреплять умение определять нужный звук в начале, в середине, в конце.

- развивать интерес и внимание к слову.

- выявить знания детей о звуках с помощью таблицы букв. (диктант)

Февраль

32

Звуки «Ж»,

Буква Ж

1

- уточнить знания детей о звуке «Ж» и букве Ж.

- познакомить детей с термином «шипящие звуки».

- закрепить умение,  выкладывать буквы с помощью счетных палочек, крупы

- продолжать учить изменять слоги и получать новые слова с помощью кубиков.

- продолжать учить давать качественную характеристику звукам.

- воспитывать умение контролировать свои действия.

33

«Ж-З»

1

- закрепить знания детей о звуке «Ж».

- закрепить знания детей о звуках «З», «З’».

- закреплять умение,  находить слова на заданный звук в таблице.

- развивать фонематический слух и речевое внимание.

-  закреплять умение, составлять  слова с помощью кубиков с буквами.

- закреплять умение,  выкладывать буквы с помощью счетных палочек, крупы

34

«Ж-Ш»

1

- закрепить знания детей о звуке «Ж».

- закрепить знания детей о звуках «Ш».

- закреплять умение, находить слова на заданный звук в таблице.

- развивать фонематический слух и речевое внимание.

- закрепить знания детей о звуках при помощи таблицы букв. (диктант)

- закрепить умение,  выкладывать буквы с помощью счетных палочек, крупы

-  закреплять умение, составлять  слова с помощью кубиков с буквами.

35

Звук и буква «Е»

2

- закрепить знания детей о звуке «Е» и букве Е.

- развивать внимание, культуру речи.

- закрепить знания детей о звуках при помощи таблицы букв. (диктант)

-  закреплять умение, составлять  слова с помощью кубиков с буквами.

- закрепить умение,  выкладывать буквы с помощью счетных палочек.

36

Звук и буква «Я»

1

- закрепить знания детей о звуке «Я» и букве «Я».

-  закрепить умение детей выкладывать слова с помощью разрезной азбуки.

- продолжать учить выделять в словах первый и последний слоги.

- формировать умение разгадывать ребусы.

- закрепить умение,  выкладывать буквы с помощью  крупы

-  закреплять умение, составлять  слова с помощью кубиков с буквами.

37

«А-Я»

1

- продолжать учить определять позицию звука в слове.

- закреплять умение, находить слова на заданный звук в таблице.

-закреплять умение, составлять  слова с помощью кубиков с буквами.

-формировать умение разгадывать ребусы.

Март

38

Звук и буква «Ю»

2

- повторить  звук и букву «Ю».

- формировать умение изменять слова путем замены одних звуков другими.

-закреплять умение, находить слова в таблице на заданный звук.

-  закреплять умение составлять  слова с помощью кубиков с буквами.

39

Звук и буква «Ё»

2

- повторить  звук «Ё» и букву Ё, выложить букву при помощи счетных палочек.

- продолжать закреплять определение позиции звука в слове.

- формировать умение изменять слова путем дополнения или исключения отдельных букв с помощью разрезной азбуки.

-  закреплять умение, составлять  слова с помощью кубиков с буквами.

40

«Дружные звуки»

(звуки «Я», «Ё», «Ю», «Е»)

1

- уточнить знания детей о двойных звуках

- закрепить знания детей в определении позиции звука в слове.

-закреплять умение находить слова в таблице на заданный звук.

- воспитывать доброжелательные отношения на занятии друг к другу.

-  закреплять умение,составлять  слова с помощью кубиков с буквами.

41

Звук и буква «Ч»

1

-уточнить знания детей о звуке «Ч», выделить букву в таблице букв.

- продолжать учить выкладывать букву с помощью счетных палочек.

- закрепить умение, делить слова на слоги.

- развивать умение восстанавливать нарушенную последовательность слогов в структуре слова при помощи таблицы слогов.

-  закреплять умение, составлять  слова с помощью кубиков с буквами.

42

«Ч»-«С»-«Ш»

1

- закреплять знания детей о звуках «Ч», «Ш», «С», при помощи таблицы букв. (подчеркни, зачеркни, обведи)

-закреплять умение, находить слова в таблице на заданный звук.

- продолжать закреплять умение,  определять позицию звука в слове.

-  закреплять умение, составлять  слова с помощью кубиков с буквами.

43

«Ч-Т’»

1

- продолжать учить давать качественную характеристику звукам.

-закреплять умение, находить слова в таблице на заданный звук.

- закреплять знания детей о звуках «Ч», «Т», при помощи таблицы букв. (подчеркни, зачеркни, обведи)

-  закреплять умение, составлять  слова с помощью кубиков с буквами.

44

Звук и буква «Э»

1

- закрепить знания детей о звуке и букве «Э» (артикуляция звука).

- закреплять знания детей о звуке «Э», при помощи таблицы букв. (подчеркни, зачеркни, обведи)

- расширять представления детей об окружающем мире.

-  закреплять умение, составлять  слова с помощью кубиков с буквами.

Апрель

45

Звук и буква «Ц»

1

- уточнить знания детей о звуке «Ц» выделить букву в таблице букв.

- закрепить умение дифференцировать звуки «Ц», «Ч», «С».

- развивать умение восстанавливать нарушенную последовательность слогов в структуре слова при помощи таблицы слогов.

- формировать умение называть слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова.

-  закреплять умение, составлять  слова с помощью кубиков с буквами.

46

«Ц-Ч»

1

- дифференцировать звуки «Ц», «Ч», закреплять умение, выделять данные буквы в таблице букв.

- закрепить умение детей определять последний звук в слове.

- формировать умение называть слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова.

-развивать умение складывать слова на заданные звуки с помощью кубиков.

- воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

-закреплять умение рисовать буквы   Ц Ч на песке.

47

«Ц-С»

1

- дифференцировать звуки «Ц», «С».

- закрепить умение детей составлять слова на заданные звуки, при помощи разрезной азбуки

- формировать умение называть слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова.

- воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

-  закреплять умение, составлять  слова с помощью кубиков с буквами.

48

«Ц-Ч-С»

1

- дифференцировать звуки «Ц», «Ч», «С».

- развивать умение восстанавливать нарушенную последовательность слогов в структуре слова при помощи таблицы слогов.

Закреплять умение,  выкладывать буквы из счетных палочек.

- закрепить умение детей определять последний звук в слове.

-  закреплять умение, составлять  слова с помощью кубиков с буквами.

49

Звуки «Ф», «Ф’» буква Ф

1

- закрепить знания детей о звуке «Ф», «Ф’».

- закреплять умение, рисовать букву Ф, на песке

- развивать умение разгадывать ребусы.

- продолжать учить читать слоги с опорой на таблицу звуковых обозначений.

– продолжать умение  определять позицию звука в слове.

-  закреплять умение, составлять  слова с помощью кубиков с буквами.

50

Звук и буква «Щ»

1

- уточнить знания детей о звуке «Щ»,

-закреплять умение, составлять слова на заданный звук при помощи кубиков.

- закреплять умение давать качественную характеристику звуку.

- развивать умение восстанавливать нарушенную последовательность слогов в структуре слова при помощи таблицы слогов.

-развивать умение выкладывать букву Щ  с помощью крупы

51

«Щ-С»

1

- закреплять умение  давать качественную характеристику звуку.

- продолжать учить определять позицию звука в слове.

-закреплять умение рисовать буквы Щ и З на песке.

-закреплять умение, складывать слова на заданный звук при помощи кубиков.

52

«Щ-Ч»

1

- закрепить знания детей о звуках «Щ» и «Ч», умение складывать слова на заданный звук при помощи разрезной азбуки.

- закреплять умение, выкладывать данные звуки с помощью счетных палочек

- продолжать учить изменять слова путем замены одних звуков другими.

-  закреплять умение, составлять  слова с помощью кубиков с буквами.

Май

53

Звук и буква «Ь», «Ъ»

4

- повторить  буквы  «Ь» и «Ъ» знаки.

- закреплять умение, выкладывать данные звуки с помощью счетных палочек.

-закреплять умение, складывать слова с заданными звуками в середине и конце слов при помощи кубиков.

- объяснить значение букв  в словах.

- упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков.

54

«Страна Азбука»

1

- обобщить знания детей о гласных и согласных буквах.

- закрепить умение, отличать гласные буквы от согласных при помощи таблицы букв (подчеркни, обведи, зачеркни).

- уметь восстанавливать нарушенную последовательность звуков и слогов в структуре слова при помощи таблицы слогов.

-  закреплять умение составлять  слова с помощью кубиков с буквами.

55

Читаем предложения

1

-чтение предложений из двух трех слов, выложенной  при помощи кубиков

-развивать умение анализировать прочитанные предложения

-игры «сложи слово на магнитной азбуке», «составь предложение»

56

Читаем предложения

1

-чтение предложений из двух трех слов, выложенной при помощи кубиков

-развивать умение составлять предложения при помощи таблицы слов.

-игры «сложи слово на магнитной азбуке», «составь предложение»

57

Занятие – игра «Путешествие по букварю»

1

-повторить и закрепить пройденный материал

-подвести итог по всему курсу.

67 занятий

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ.

Программа состоит из перспективного планирования НОД.  Предполагаемый курс рассчитан на 1 год. Программа составлена для детей 6-7 лет,       проводится два раза в неделю, во вторую половину дня. Работа по программе предусматривает как индивидуальные формы работы с детьми, так и микрогруппами. НОД проводиться с 20 сентября  по  31 мая.

Результативность программы оценивается методом наблюдения и оценки        продуктов деятельности в начале и в конце учебного года.

Содержание программы   позволяет в занимательной игровой форме усвоить дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия и особенности.

Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. Играя со сказочными персонажами, дети знакомится с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией.

В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.

Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации подкрепляют интерес ребенка к изучению звуков и букв.

При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.

Программа направлена не только на конечный результат - умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим.

Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности. От простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова.

Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.

Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.

Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.

Работа со звуком и буквой

Прежде чем приступить к изучению звуков и букв, проводятся подготовительные занятия на развитие речевого и фонематического слуха; активизация познавательных процессов.

Затем начинается процесс ознакомления со звуками и обозначаемыми им графическими элементами – буквами.

Последовательность элементов занятия:

1. Чтение загадки,  рассматривание иллюстраций.

2.Выполнение упражнений для губ или язычка (в сказках про согласные звуки – это элементы артикуляционной гимнастики). Если некоторые дошкольники еще не выговаривают какие-либо звуки или произносят их неправильно, данные упражнения помогут ребенку развить мышцы губ и языка, подготовить речевой аппарат к произношению отсутствующих звуков. Рекомендуется выполнять предложенные упражнения перед зеркалом по 5—7 раз, чтобы ребенок мог контролировать движения губ и языка.

3. Далее изучаемый звук произносится верно, согласно анализу его правильной артикуляции.

4. Затем дошкольников знакомятся с характеристикой звука: какой он – гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой. Необходимо опираться на тактильный, слуховой, зрительный и двигательный анализаторы при знакомстве с характеристиками звука.

Сначала педагог объясняет, как можно узнать, какой это звук:

- при произнесении гласного звука воздух изо рта выходит легко и свободно, ему ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык, то есть воздух не встречает никакой преграды, препятствия. Горлышко всегда «гудит» — ребенок дотрагивается тыльной стороной ладони до горла, чтобы почувствовать эту вибрацию. Если дети не чувствуют, как «гудит» горлышко, помогите им.  Приложите одну руку ребенка к своему горлу, а другую — к его, произнесите звук [Ф] или [С] — горлышко не «гудит» (не вибрирует – голосовые связки не работают), а затем произнесите гласный звук [А] — горлышко «загудит» (голосовые связки вибрируют). Малыш чувствует, как «работает» ваше горлышко, старается повторить звуки так же, ладонью ощущая вибрацию своих голосовых связок;

- при произнесении согласного звука воздуху всегда мешают выходить свободно изо рта либо губы, либо губы и зубы, либо язык (воздух встречает преграду, препятствие на своем пути).

Для того чтобы определить звонкость-глухость согласного звука, используйте тот же прием с горлышком — если горлышко «гудит», значит, звук звонкий, если не «гудит» — глухой. Можно прижимать ладошки к ушам. Если уши «гудят», значит, звук звонкий, если не «гудят» — глухой.

- определить твердость-мягкость звука, предложите ребенку обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного звука губы «улыбаются». Произнесите перед зеркалом твердый звук [Ф] (губы находятся в нейтральном положении), а затем произнесите мягкий звук [Ф'] (губы растянулись в улыбке). Можно «помочь» кулачком: при произнесении твердого звука нужно сильно сжать кулачок, при произношении мягкого звука сжать кулачок слабо.

Затем ребенок сам перечисляет все характеристики звука, используя предложенные приемы.

5. Затем на занятиях вводятся и применяются игры с новым звуком, развивающая-  речевой слух (фонематическое восприятие, анализ, синтез и представление). Используя эти игры на каждом занятии, педагог готовит речевой слух дошкольников к усвоению навыков чтения.

6. Далее, с помощью Буковки, вводится графический образ звука — буква. Используется стихотворение про букву.

7. Используемые приемы закрепления образа буквы:

- «рисование» буквы пальчиком в воздухе, на столе;

- выкладывание печатной буквы из карандашей, счетных палочек, спичек, шнурков или других предметов;

- выполнение изображения буквы пальчиком на манке, другой мелкой крупе.

- построение буквы из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли, гороха, гречи на столе;

- игра «Волшебный мешочек»: педагог предлагает детям доставать буквы из мешочка и называть их.

- педагог пальчиком «пишет» букву на тыльной стороне ладони, а  ребенок, называет эту букву. Затем ребенок отгадывает букву с закрытыми глазами.

8. В конце занятия дошкольники читают слоги с изучаемой буквой (слитно, не разделяя слог на отдельные звуки). Если дети уже хорошо справляются с этим заданием, можно постепенно переходить к чтению слов.

5. ГОДОВОЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК.

Продолжительность учебного года.

20.09.2018-31.05.2019

Продолжительность учебного процесса

33 недели

Режим работы

2 раза в неделю, во второй половине дня.

Выходные

Суббота и воскресенье.

Каникулы

1-неделя января

Педагогическая диагностика

1-неделя октября, 4 неделя мая.

Количество занятий

67

                                             

Расписание занятий.

Дни недели.

Время проведения.

Вторник,  четверг

15.15-15.45

Продолжительность занятия, 30 минут.

  6.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

                     Занятия должны проводиться в помещении с хорошим освещением и вентиляцией. Для занятий необходимы столы и стулья, соответствующие росту детей, магнитно – маркерная доска с набором букв, маркеры, демонстрационная или  индивидуальные для каждого ребенка разрезные азбуки, звуковые и слоговые линейки, таблицы слогов и слов, «Азбука».

Данная форма работы позволяет решить задачу обучения элементарным навыкам чтения со значительно большим эффектом, так как учитывает индивидуальные особенности детей, а также позволяет оптимально дозировать нагрузку на каждого ребенка в группе. Непосредственно образовательная деятельность не превышает 30 минут (Сан Пин 2.12.7).

Этапы реализации программы

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы. Дети 6-7 лет, старшего дошкольного возраста дошкольного учреждения.  

 Основная форма занятий – групповая. Для успешной реализации программы формируют группу не более 10 человек.

Для успешной реализации программы  используются следующие методы работы:

- словесные: беседа, рассказ, объяснение;

- наглядно-иллюстративные: демонстрации, иллюстрации, рассказ;

- практические: упражнения, игра, конструирование,  рисование;

- работа с книгой, слоговыми таблицами, буквенными таблицами, таблицами слов, кубиками с алфавитом ;

Взаимодействие с родителями.

месяц

Формы взаимодействия

Цель и задачи

Сентябрь

 Анкета для родителей по готовности ребенка дошкольного возраста к чтению.

Изучить представления родителей об обучении детей дошкольного воспитания чтению

Октябрь

Консультация «Речевое развитие детей дошкольного возраста».

Обогатить знания о речевом развитии детей дошкольного возраста.

Ноябрь

Консультация «Почему важно начинать подготовку к обучению грамоте и чтению в дошкольном возрасте»

Познакомить родителей с особенностями обучения чтению детей 6-7 лет.

Декабрь

Консультация «Учите детей любить книгу». Оформление папки-передвижки

Обогатить знания родителей по данной теме

Январь

«Дидактические игры и упражнения по обучению грамоте»

 Познакомить родителей с играми и упражнениями по обучению грамоте.

Февраль

Консультация «О пользе семейного чтения»

Обогатить знание родителей

Март

Консультация «Что нужно помнить при обучении дошкольника чтению»

Обогатить знание родителей

Апрель

Консультация «Как заинтересовать ребенка чтением»

Уточнение представлений родителей о процессе чтения.

Май

 Открытое итоговое занятие «Страна Грамотейка»

Познакомить родителей с формами и результатами деятельности детей.

             

 Осуществление полноценного образовательного процесса обучения чтению невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников. Овладение навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на занятиях. Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыками аналитико - синтетического слияния звуко - буквенных сочетаний. На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса: они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения; осведомлены о необходимости выполнения домашних заданий и постоянного закрепления и упрочения материала изученного с педагогом.

7.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

умеет распространять предложения;

          умеет отличать слово от предложения;

умеет составлять предложения из заданных слов;

умеет делить слова на слоги;

умеет составлять слова из букв разрезной азбуки;

различает понятия «буква - звук»;

владеет понятиями: звук «гласный» - «согласный», согласный «мягкий» - «твёрдый», «глухой» - «звонкий»;

          знает способы обозначения мягкости согласных звуков ;

знает алфавит (полное название букв);

различает на слух предложения по цели высказывания, знает знаки препинания в конце предложения;

владеет приемами звукобуквенного анализа слова (определяет количество звуков в слове, дает их характеристику, определяет количество букв)

8.ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.

Внутренний контроль предполагает использование диагностирования, личных наблюдений педагога, отслеживания результатов работы каждого ребёнка на занятии, самоконтроль. Диагностировать полученные знания и умения позволяют различные методики - опрос, тестовые задания, наблюдения. Формой отчётности по педагогической диагностике является диагностическая карта. На протяжении процесса обучения отслеживается эффективность работы обучающихся по результатам выполнения практических заданий по каждой теме, способность детей самостоятельно выполнить практические задания. Работа воспитанников оценивается педагогом по соответственно поставленной задаче выполнения.

Реализация программы дополнительного образования по обучению чтению дошкольников «Читалочка» способствует развитию у воспитанников дошкольных учреждений фонематического слуха и восприятия; формированию верных и точных артикуляционных укладов при произношении звуков речи; закреплению  представлений обо всех буквах алфавита;  сознательному овладению навыками аналитического чтения.

Кроме осуществления основной задачи – обучения чтению дошкольников, занятия по данной программе способствуют активизации высших психических функции дошкольников: расширению объема внимания и восприятия; развитию памяти и логического мышления.

9.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Волина В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995.
  2. Волина В.В. Учимся играя. - М. , 1994.
  3. Жукова Н.С. Букварь. – М., 1994.
  4. Жукова Н.С. Первая после букваря книга для чтения. - М.: Эксмо-пресс, 2009.
  5. Жукова Н.С. Я пишу правильно. От Букваря к умению красиво и грамотно писать. – М.: Эксмо, 2009.
  6. Жукова Н.С. Я говорю правильно. От первых устных уроков к букварю. - М.: Эксмо, 2009.
  7. Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. - М.: Эксмо, 2008.

Приложение №1

Система мониторинга

Цель: определить уровень развития способности детей к чтению.

 Задачи мониторинга:

1.Определить уровень развития фонематического слуха;

2.Выявить уровень развития мелкой моторики;

3.Выявить уровень сформированности графо- моторных навыков;

4.Выявить уровень сформированности навыка чтения.

Критерии и показатели:

п/п

Критерии

п\п

Показатели

1.

Фонематический слух

1

2

3

Выделение звуков из ряда других звуков

 Звукобуквенный анализ и синтез

Деление слов на слоги

2.

Мелкая моторика

1

2

Кинестетические основы движений

Кинетическая основа движений

3.

Графические навыки

1

2

Узнавание букв

Пространственные представления на листе бумаги

4.

Чтение

1

2

Чтение слогов, слов, предложений

Темп чтения

 

                                     

Система оценки

Система мониторинга предполагает трех бальную систему оценки:

3 балла - ребенок выполняет безошибочно все тестовые задания и просьбы.

2 балла - ребенок выполняет основную часть заданий без ошибок, обращается за помощью к педагогу, может самостоятельно или по указанию педагога исправить ошибку.

1 балл - ребенок допускает ошибки при выполнении заданий, затрудняется или не способен исправить после указания педагога, не справляется с большинством диагностических заданий. По результатам мониторинга суммируется общий балл, находится средний балл.

УРОВНЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Ребёнок точно и правильно воспроизводит в темпе предъявления слоговые ряды.

Правильно выполняет фонематический анализ и синтез с первой попытки (определяет место звука в слове, последовательность звука в слове, количество звуков в слове, делит слова на слоги).

Ребѐнок правильно и точно воспроизводит в темпе предъявления звукослоговую структуру слова.

Выполняет движения в полном объѐме в нормальном темпе.

Ребѐнок точно повторяет расположение точек на листе бумаги, повторяет и сохраняет масштаб рисунка. Графические навыки у ребѐнка сформированы хорошо.

Читает целыми словами в нормальном темпе.

Ребёнок воспроизводит правильно первый член слогового ряда, второй уподобляет первому. Правильно выполняет фонематический анализ и синтез со второй попытки. Ребѐнок показывает замедленное послоговое воспроизведение. Показывает заторможенность и не скоординированность движении при выполнении задания.

Ребѐнок допускает небольшое нарушение расстояний между точками при сохранении формы или точно копирует формы рисунка при нарушении масштаба.

Испытывает некоторые трудности в выполнении графических движении. Пользуется по слоговым способом чтения при среднем темп

Ребёнок неточно воспроизводит оба члена пары слогового ряда с перестановкой слогов, их заменой и пропусками или не воспроизводит. Правильно выполняет фонематический анализ и синтез с третьей попытки или не выполняет.

 Ребѐнок искажает звуко-слоговую структуру слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова) или не воспроизводит вовсе.

У ребѐнка наблюдаются трудности в переключении движении или отказывается от выполнения задания. Заданная форма не сохранена (точки расположены по кругу или квадрату).

Графические навыки развиты слабо, возможны трудности. Пользуется побуквенным способом чтения при замедленном темпе..