Проект «Лыжный старт в детском саду»
Проект
«Лыжный старт в детском саду»
Образовательная область: «Физическое развитие»
Вид проекта
· Практико - ориентированный
· Среднесрочный (с декабря по февраль).
· Групповой
Актуальность проекта
... Здоровью моему полезен русский холод ...
А.С. Пушкин
Мир ребенка - это прежде всего движения, непрекращающаяся ежедневная и многочасовая двигательная активность. И она не утомляет, не угнетает, а "строит" его. Наиболее качественным "строительным материалом" является двигательная деятельность, основанная на использовании природных факторов и обеспечивающая связь и всестороннее взаимодействие детского организма с внешней средой существования.
Среди многочисленных средств физкультурно-оздоровительной деятельности территориально-климатические условия Сибири создают уникальные возможности для использования лыж и через них целого комплекса целительно-оздоровительных естественных природных факторов. Для всех занятий, прогулок, игр, развлечений на лыжах характерно достоинство, которое выразительно отображено русской пословицей:
"Мороз не велик, а стоять не велит".
Наш соотечественник, известный ученый-гигиенист И.М. Саркизов-Серазини так обосновал целительную силу движений человека в условиях низкой температуры:
"Микробы не любят холода. Они так же, как и животный организм, любят температуру выше нуля, и мороз на них действует губительно... Земля, покрытая надолго слоем снега, не позволяет микробам возрождаться и не шлет в воздух клубы пыли... На свежем, морозном воздухе обмен веществ совершается быстрее, улучшается аппетит, исчезают многие недуги. И люди, не боящиеся морозного дня, подвергающие свое тело влиянию физических упражнений, связанных с тем или иным видом спорта, особенно чувствуют на себе оздоравливающее влияние напоенного кислородом, более чистого морозного воздуха".
При передвижении на лыжах в достаточно энергичную и продолжительную работу включаются все крупные мышцы человека. Благодаря этому происходит интенсивное насыщение организма свежим, морозным, живым воздухом, который и является основой здоровья, фундаментом гармоничного развития ребенка. Ходьба на лыжах положительно влияет на формирование свода стопы, а также оказывают благоприятное влияние и на формирование осанки. Под влиянием лыжных занятий происходит значительное развитие основных движений (бег, прыжки, метания). Так, Т. И. Осокина, в своих исследованиях указывает что, длина прыжка у шестилетних детей, ходивших на лыжах, увеличивается: у девочек на 30%, у мальчиков на 22%. А у детей, не ходивших на лыжах, длина прыжка за этот же период увеличивается только на 16% у девочек и на 8% у мальчиков. Примерно такие же результаты наблюдаются и в других видах движений. Таким образом, обучение детей ходьбе на лыжах способствует формированию двигательных навыков и в других видах движений.
Ходьба на лыжах – один из самых привлекательных, доступных и эффективных видов спорта, но вместе с тем, в настоящее время как в образовательных учреждениях (детских садах, школах) так и в плане активного семейного отдыха ему уделяется недостаточно внимания. Начальная лыжная подготовка включена во все основные общеобразовательные программы дошкольного образования. Однако практически, в связи с организационными и методическими трудностями, систематические занятия начальной лыжной подготовкой часто заменяются подвижными играми и упражнениями или проводятся нерегулярно, что снижает их оздоровительную и развивающую эффективность.
Поэтому вышесказанное определило актуальность разработки и реализации в возрастных группах ДОУ проекта по начальной лыжной подготовке и знакомству с лыжными видами спорта «Детский сад и лыжи».
Цели и задачи проекта
Цель: создание мотивации у субъектов образовательного процесса (воспитанников, родителей) к занятиям лыжными видами спорта, формирование у воспитанников умений и навыков по начальной лыжной подготовке, представлений о лыжных видах спорта
Задачи проекта:
Для детей
- Усвоить знания о лыжных видах спорта, истории создания лыж.
· Освоить навыки лыжной подготовки: ходьбу скользящим шагом, добиваясь переноса тела с одной ноги на другую, удлиняя шаг и повороты переступанием.
· Укрепить основные группы мышц ног, плечевого пояса, и спины, сердечно-сосудистую и дыхательную системы.
· Повысить показатели основных физических качеств ( силы, выносливости, быстроты и др).
· Сформировать потребность в здоровом образе жизни и регулярных занятиях физкультурой и спортом.
Для родителей
· Приобрести знания по начальной лыжной подготовке детей старшего возраста.
· Создавать условия для закрепления у детей умений и навыков по начальной лыжной подготовке, приобретенных у детском саду.
· Принимать активное участие в проводимых ДОУ спортивных праздниках, лыжных соревнованиях и походах.
Целевая группа проекта
Проект адресован воспитанникам старшего дошкольного возраста и родителям. Реализация данного проекта поможет сформировать у воспитанников и их родителей интерес к лыжному спорту. Воспитанники приобретут умения и навыки по начальной лыжной подготовке.
Родители создадут благоприятные условия для занятий детей ходьбой на лыжах, станут активными участниками мероприятий в дошкольном образовательном учреждении.
Механизм реализации проекта
В ходе реализации проекта использовались следующие формы работы:
- Просмотр презентаций, альбомов, телепередач, чтение художественных произведений.
- Непосредственная образовательная деятельность на воздухе – 1 раз в неделю по 20 - 30 минут.
- Физкультурный праздник.
Основные методы, используемые при проведении непосредственной образовательной деятельности по начальной лыжной подготовке:
1. Наглядные – показ физический упражнений, слуховые, зрительные ориентиры (флажки, палки, бубен), непосредственная помощь инструктора по физической культуре.
2. Словесные – описание движений, объяснение, рассказ, беседа, указания, команда;
3. Практические – повторение движений, упражнения, применение элементов соревнования и т.д.
Ресурсное обеспечение
Для реализации данного проекта были использованы следующие ресурсы.
Таблица 1
Материально – техническая база
№ п\п | Наименование |
Информационно – технические средства | |
1 | Компьютер |
2 | Натяжной экран |
Оборудование для физкультурной деятельности | |
1 | Лыжи |
2 | Флажки |
3 | Палки гимнастические |
4 | Конусы |
5 | Корзины |
Спортивная площадка на участке ДОУ | |
1 | Площадка с ровным снежным покрытием для выполнения подготовительных упражнений |
2 | Лыжня |
3 | Небольшая горка |
Сроки реализации проекта
Продолжительность реализации проекта 4 месяца: декабрь – март
Этапы реализации проекта
1.Подготовительный: декабрь-январь.
· Подготовка инвентаря.
· Разработка проекта.
· Заинтересовать детей лыжами и проинструктировать.
2.Практический: январь - февраль
· Реализация календарного плана работы проекта.
3.Аналитический: март
· Анализ и описание итогов реализации проекта.
План реализации проекта
Сроки | Наименование мероприятия | ||
декабрь | 1-2неделя | Подготовка лыж к новому учебному году. Включение в непосредственно образовательную деятельность подготовительных упражнений. Изучение литературы и интернет-ресурсов по теме.
Оформление презентаций, альбомов, подбор литературы. Включение в непосредственно образовательную деятельность подготовительных упражнений. НОД :-техника ходьбы на лыжах – ступающий шаг. -техника ходьбы на лыжах – скользящий шаг.
| |
3-4 неделя | |||
январь | 2-3 неделя | Беседа «Лыжи». Инструктаж по технике безопасности. Правила обращения с лыжным инвентарем. Беседа «Одежда для лыжника» Консультация для родителей: «Прогулки на лыжах». НОД - восстановление навыка ходьбы на лыжах на участке. | |
4 неделя | Видеоэкскурсия о спортивных соревнований на лыжах (лыжные гонки, биатлон, слалом, прыжки с трамплина). Рассматривание презентации «История развития лыж» НОД - повороты на месте способом переступания (вокруг пяток и носков лыж). | ||
февраль | 1 неделя
| Консультация: «Как выбрать лыжи для ребенка». НОД :-обучение спуску небольшого со склона в низкой стойке. -закрепление скользящего шага в играх. Чтение художественной литературы и просмотр спортивных соревнований детям родителями. - закрепление скользящего шага в играх.
| |
2неделя | НОД: -закрепление навыков скользящего шага, развитие навыка ритмичной ходьбы на лыжах. -закрепление навыков ходьбы на лыжах, спусков, подъемов, поворотов на месте в игровых упражнениях и играх. | ||
3неделя | Художественное творчество: «Все на лыжи». Подготовка к лыжным гонкам. НОД - соревнования среди детей.
| ||
4 неделя | Выставка рисунков «Все на лыжи!» Зимний праздник «ЛЫЖНЫЙ ПРАЗДНИК» | ||
март | 1-2неделя | Фотовыставка «Семейные лыжные прогулки» Анализ реализации проекта. | |
Ожидаемые результаты
В деятельности детей:
- приобретение умений и навыков начальной лыжной подготовки для дальнейшего их совершенствования на уроках физкультуры в школе;
- повышение уровня физической подготовленности воспитанников на 10%;
- оздоровление и закаливание детского организма. Снижение сезонной простудной заболеваемости на 5%;
- формирование устойчивого интереса к лыжным видам спорта;
В деятельности родителей:
- повышение интереса родителей к укреплению здоровья и совершенствованию физического развития детей посредством ходьбы на лыжах;
· создание условий для занятий ходьбой на лыжах в детском саду (обеспечение соответствующей формой одежды, помощь в ремонте лыжного инвентаря) и в условиях семейных прогулок;
· формирование традиций семейных лыжных прогулок;
· активное участие в проводимых ДОУ спортивных праздниках, лыжных соревнованиях и походах.
Литература:
1. Виноградова Н.Ф. «Воспитателю в работе с семьей» М.Пр. 1989г.
2. Бедыхова Я. «Мама,папа, занимайтесь со мной…» М. «Физкультура и спорт» 1990г.
3. Викулов А.Д. , Бутин И.М. «Развитие физических способностей детей»М. Пр. 1996г.
4. Голощекина М.П. «Лыжи в детском саду» М. «Пр.»1972г.
5. Ж. «Инструктор по физкультуре» №1-2012г. «Ходьба на лыжах и катание на коньках детей 6-7 лет»
6. Ж. «Здоровье дошкольника» №3-2011г «Как мы искали здоровье в лесу», №1-2012г. «Зимние игры»
7. Ж. «Трамплин + Синдбад» №2-2006г. «Лыжный спорт»
areas��;n-x��0� imes New Roman";color:#303F50;mso-fareast-language: RU'>Бедыхова Я. «Мама,папа, занимайтесь со мной…» М. «Физкультура и спорт» 1990г.
3. Викулов А.Д. , Бутин И.М. «Развитие физических способностей детей»М. Пр. 1996г.
4. Голощекина М.П. «Лыжи в детском саду» М. «Пр.»1972г.
5. Ж. «Инструктор по физкультуре» №1-2012г. «Ходьба на лыжах и катание на коньках детей 6-7 лет»
6. Ж. «Здоровье дошкольника» №3-2011г «Как мы искали здоровье в лесу», №1-2012г. «Зимние игры»
7. Ж. «Трамплин + Синдбад» №2-2006г. «Лыжный спорт»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekipirovka.docx | 65.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Обувь
Очень важно выбрать подходящую лыжную обувь. Если средства в семейном бюджете ограничены, можно выбрать отечественные ботинки. Они не так красивы, но вполне удобны. Кроме того, они хорошо впитывают жировую смазку, и ноги в них остаются сухими, что очень важно. Если же финансовые возможности позволяют покупать ребенку каждый год новую пару спортивной обуви, лучше остановиться на импортных ботинках. Они имеют пластиковый носок, с помощью которого нога фиксируется в креплении. Стопа не гуляет по лыже, угроза поломки такого крепления крайне невелика, да и защелкнуть его можно за пару секунд.
Выбор одежды
Можно по-разному одеть детей, в чем, несомненно, отражаются вкусы и материальные возможности родителей. Однако имеются некоторые общие рекомендации к лыжной одежде
основное правило - одеваться по погоде! Но одежда должна быть лёгкой, плотной, непромокаемой, защищать от холода и ветра, не мешать движениям ребёнка при ходьбе на лыжах.
· хороши шерстяные и трикотажные вещи, но только не наружу, так как они сильно собирает снег и поглощают влагу, а детям очень нравится поваляться в снегу; помните и о том, что ребенок будет часто падать; под куртку лучше надеть свитер, а на руки непромокаемые или шерстяные варежки или непромокаемые перчатки;
· на голове должна быть шерстяная или спортивная шапочка. Нельзя надевать шапку-ушанку, т.к. в ней тяжело и жарко. Ребёнок сразу вспотеет, затем может простудиться, возвращаясь с мокрой головой.
· на ногах должны быть шерстяные носки. Проверьте, нет ли грубых швов в носках и нижнем белье ребенка, это может привести к потертостям;
· выбирайте верхнюю одежду с такой застежкой, чтобы ребенок мог застегнуть сам, в том числе и замерзшими руками;