Мои программы

На этой станице вы можете ознакомиться с программами, с помощью которых я реализую дополнительное образование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_umelye_ruki.doc146 КБ
Microsoft Office document icon programma_vozrozhdenie.doc166.5 КБ
Microsoft Office document icon programma_my_ediny.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

Рабочая программа

«Умелые руки»

Автор-составитель: Акимов Вадим Викторович

Класс: 5-8 классы

Учебный год: 2016-2017

Пояснительная записка

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Работа в рамках программы «Умелые руки» – прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Работу в кружке «Умелые руки» планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по технологии, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с природным материалом, бытовым пластиком, бумагой, глиной, папье-маше и др. Работу кружка буду организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Программа «Умелые руки» рассчитана на детей с 11 до 15 лет.

Группа работает 1 раз в неделю по 2 часа.

Рекомендуемый минимальный состав группы – 15 человек

Цель программы: создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

Задачи программы

Обучающие:

1. Закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами.

2. Обучение умению планирования своей работы.

3. Обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов.

4. Обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие:

1. Развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала.

2. Развитие образного мышления и воображения.

3. Создание условий к саморазвитию учащихся.

4. Развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательные:

1. Воспитание уважения к труду и людям труда.

2. Формирование чувства коллективизма.

3. Воспитание аккуратности.

4. Экологическое воспитание обучающихся.

5. Развитие любви к природе.

Ведущая идея данной программы – создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Принципы, лежащие в основе программы:

– доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

– наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);

– демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

– научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

– «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.

Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Формы и методы занятий

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

Используются различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

– словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

– наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

– практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

– объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

– репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

– частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

– исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

– фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

– индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

– групповой – организация работы в группах;

– индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Требования к уровню подготовки учащихся

В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего «Я». При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.

В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.

Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся:

– научатся различным приемам работы с природным материалом, бытовым пластиком, бумагой, глиной, папье-маше и др.

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

– будут создавать композиции с изделиями;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

– получат знания о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека;

– узнают о хантыйских и мансийских народных промыслах.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

1. Составление альбома лучших работ.

2. Проведение выставок работ учащихся в классе, в школе.

3. Участие в городской выставке детских творческих работ, конкурсах «Умелые руки».

4. Защита проектов.

5. Творческий отчет педагога дополнительного образования на методсовете.

6. Проведение мастер-классов.

7. Участие в школьных тематических выставках: День знаний, Мастерская деда Мороза, 8 марта, Рождество, Пасха Красная, Мир детского творчества и др.;

8. Участие в школьных конкурсах: «Масленица-затейница», «Чудеса природы», «Рукодельники» и др.

Содержание программы

Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся.

Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов.

На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

Программа знакомит с новыми увлекательными видами ручного труда.

1Работа с природным материалом

В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.

Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.

Изделия из природного материалаТехнология заготовки природных материалов. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов.

2Папье – маше

Папье-маше  это простая и дешевая технология, позволяющая создавать прочные и легкие изделия из бумаги. Есть два основных способа: наклеивание бумаги слоями (маширование) или лепка из бумажной массы.

Папье-маше по-французски значит «жёванная бумага». Вся премудрость техники  заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками мягкой бумаги в несколько слоев. Само по себе это несложно, но требует терпения и аккуратности. А в результате можно создать такие замечательные произведения, что вы не пожалеете потраченного времени.

Папье-маше отлично развивает мелкую моторику рук. Занимаясь папье-маше, ребенок осваивает новые и необходимые в дальнейшей жизни способы работы с инструментами, а также овладевает различными видами художественной деятельности – рисованием, аппликацией, навыками моделирования и т.д. 

Дети, освоившие технику папье-маше, знакомятся с различными формами предметов, что способствует развитию пространственного мышления и наиболее точного восприятия предметов. 

3. Соленое тесто

Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства.  Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов.

В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благополучие.

В Греции и Испании во время праздника в честь Богоматери на алтарь клали великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами.

Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали изделия, раскрашенные яркими красками. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае 17 века делали марионетки из теста.

В странах Восточной Европы были популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и имели обычный для выпечки цвет, что считалось очень привлекательным. Тесто  применялось для выполнения фигурок в народных сказаниях.

4. Декупаж

Декупаж (Decoupage или découpage) это искусство украшения предметов путем наклеивания вырезок цветной бумаги в сочетании со специальными эффектами такие как раскрашивание, вырезание, покрытие сусальным золотом и прочие. Обычно какой-либо предмет как например небольшие коробки или мебель покрывается вырезками из журналов и/или специально произведенной бумагой. Предмет для декупажа покрывается лаком (часто несколькими слоями) до тех пор, пока не исчезнет «стык» и результат не будет выглядеть как роспись или инкрустация. При традиционном методе может использоваться до 30-40 слоев лака, которые затем шлифуются до полной гладкости.

Может быть, история развития декупажа не такая древняя, как история развития некоторых других видов прикладного творчества, но не менее интересная. В разных источниках родиной декупажа называют то Китай, то Восточную Сибирь. Трудно определить, кто у кого перенял эту технику: то ли китайские крестьяне у кочевников научились способу украшать кусками вырезанной бумаги различные предметы, то ли кочевники стали украшать стены погребений своих предков различными аппликациями из бумаги, научившись этому у китайцев. Одно известно наверняка – уже в 12-ом веке в Китае создавали яркую цветную бумагу - cutout, чтобы украсить окна, фонари и другие вещи. Иногда на них помещали какую-либо надпись, призывающую в дом благополучие здоровье и т.д. или декорировали шнурами и тесьмой.

5. Плетение из газетных трубочек.

Плетение является одним из древнейших ремесел. Говоря о плетении, следует отметить, что существует огромное количество способов, техник и материалов, используемых в этом виде рукоделия. Мы рассмотрим одно из них: плетение из газетных трубочек.

Плетение из газетных трубочек - оригинальное времяпрепровождение, занимательный и захватывающий вид творчества, который стал очень популярным в последнее время. При плетении из газетных трубочек можно использовать самые различные схемы – из листов газеты свёрнутых трубочкой делаются коробки, корзинки и даже полочки под обувь.

6. Глина

Самыми популярными материалами для лепки являются пластилин и глина, хотя лепкой также можно назвать ваяние скульптур и различных элементов декора (гипса, бронзы или мрамора). Лепка как таковая существует с незапамятных времен.

Еще Библия гласит, что первый человек был сотворен Богом из глины. Глина является вторичным продуктом земной коры, осадочной горной породой, которая образовалась в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания.

Глина бывает красная, желтая, белая и голубая. На цвет глины влияют добавки других минералов. И нет ничего удивительного в том, что история человечества оказалась тесно связана с этим природным материалом. Еще в глубокой древности люди обратили внимание, что глина, если ее увлажнить, становится мягкой, и из нее очень удобно лепить разные предметы.

Сейчас лепка из глины — одно из любимейших занятий народных умельцев. Лепка из глины умиротворяет и успокаивает, дает выход эмоциям, учит концентрироваться и просто доставляет удовольствие. Свойства глины уникальны: ее консистенция может меняться в зависимости от количества добавленной в нее воды. Глина может быть жидкой и твердой, ее легко крошить, ломать, скатывать, размазывать, именно поэтому глину очень любят дети.

7. Бытовые пластиковые отходы

Вторичное использование бытовых отходов (пластиковых бутылок и пакетов) поможет окружающей среде быть немного чище, а люди научатся вторично использовать бытовые отходы в других целях. С точки зрения экологии, такая вторая жизнь пусть небольшого количества вещей, конечно, предпочтительнее вывоза на свалку или, тем более, сжигания.

По желанию любой материал можно превратить в веселую игрушку, нарядное украшение, подарочный сувенир, всевозможные поделки к праздникам.

В последнее время стало очень популярно дарить на праздники, различные подарки ручной работы. И это не случайно, ведь подобные вещи значительно отличаются от стандартных штамповок, в каждой из них обязательно живет своя душа, хранится тепло, любовь и ласка создающих их человеческих рук, и к тому же зачастую они изготавливаются специально для какой - то конкретной личности.

Подобные подарки изготавливаются при помощи многих различных техник рукодельного мастерства из совершенно разных и порой достаточно доступных бросовых материалов. К примеру, можно изготовить очень красивый декоративный веер для интерьера из обычных одноразовых пластиковых вилок или ложек, вазы из пластиковых бутылок и пр.

Работа с этими материалами дает возможность формировать художественную культуру, развивать эстетическое чувство и творческую инициативу.

Тематическое планирование кружка «Умелые руки»

Тема

Теоретические занятия

Виды практической деят-ти

Кол-во часов

Дата проведения

Работа с п риродным материалом –12 часов

1

«Чем мы будем заниматься на кружке?» Экскурсия в природу

Вступительная беседа

Сбор природного материала

2

2

Панно «Чудеса из леса»

Аппликация из листьев

2

3

«Осенний букет»

Мастер-класс в презентации

Составление цветов из осиновых, березовых и рябиновых листьев

2

4

«Сова»

Работа с шишками

2

5

«Домик»

Работа с берестой

2

6

«Дружная семейка на прогулке»

Самостоятельное составление композиции

2

Папье – маше - 10 часов

7

Вводное занятие «Удивительный мир папье – маше». Немного из истории…

Беседа с показом изделий из папье – маше

Блюдце, чашка, тарелка (по выбору детей)

2

8

Блюдце, чашка, тарелка

Грунтовка водоэмульсионной краской

2

9

Блюдце, чашка, тарелка

Раскрашивание изделий гуашевыми красками

2

10

Игрушка – копилка «Котенок», «Поросенок», «Динозаврик» (по выбору детей)

Оклеивание формы слоями из обрывков бумаги

2

11

Игрушка – копилка «Котенок», «Поросенок», «Динозаврик»

Получение фигуры путем наложения дополнительных слоев бумаги или специальных предметов

2

Соленое тесто - 10 часов

12

Вводное занятие «Волшебное тесто»

Техника безопасности при работе с резцами, стеками

Приготовление соленого теста

2

13

Способы изготовления изделий. Листья и цветы.

Вырезание по шаблону. Обработка подручными средствами

2

14

Способы изготовления изделий. Плетеный венок

Отпечатки на тесте. Выпуклые рельефы. Раскатывание валиков из теста

2

15

Розы из соленого теста

Изготовление цветов из отдельных деталей-лепестков

2

16

Обитатели морей: осьминог, морская звезда, рыбки. Подводное царство

Коллективная работа

2

Декупаж - 12 часов

17

Организационное занятие. Знакомство с техникой «декупаж»

Мастер-классы по декупажу

2

18

Принципы работы с деревянной поверхностью. Декупаж с салфеткой

Подготовка деревянной поверхности (шкурение, шпатлевание, грунтовка)

2

19

Понятие цветового круга и правилах смешивания красок. Составление палитры к выбранному изображению. Работа с темной и светлой поверхностями.

Декупаж на двух небольших досочках

2

20

Декупаж на других типах поверхностей (металл, гипс, ткань, свечи)

Декупаж на канве. Декупаж на свече. Декупаж на баночке

2

21

Понятие обратного декупажа

Показ презентации «Обратный декупаж»

Декупаж на стеклянной тарелке рисовой и псевдорисовой бумагой

2

22

Обратный декупаж на стеклянной тарелке с декупажной картой

Создание многоцветного фона методом тампонирования

2

Плетение из газетных трубочек - 10 часов

23

Освоение техники

Отработка технологии по скручиванию газетных трубочек

Скручивание трубочек из газет двумя способами

2

24

Рамка для фотографии

Отработка технологии по созданию рамки

Изготовление и покраска рамки

2

25

Панно из газетных колечек

Изготовление газетных колец

2

26

Салфетница

Сборка и покраска изделия

2

Глина – 6 часов

27

Организационное занятие. Беседа. Освоение простейших приемов народной росписи

Презентация «Послушная глина»

Рисование цветных кругов, пятен, точек по мотивам дымковской росписи

2

28

Освоение простейших приемов народной росписи

Просмотр презентации

Рисование в полосе узоров из форм растительного мира

2

29

Лепка по мотивам глиняных игрушек и их роспись

Мастер-класс по вылепливанию фигурок людей

Дымковская игрушка (барыня)

2

30

Лепка по мотивам глиняных игрушек и их роспись

Раскрашивание дымковской игрушки

2

Работа с пищевым пластиком – 10 часов

31

Сбор и сортировка пищевого пластика (бутылки и баночки из-под молочных продуктов и напитков)

Презентация изделий из пищевого пластика

Сортировка пищевого пластика по размерам, цвету, гибкости и др. параметрам.

2

32

Разработка идеи создания изделий (сувениров, игрушек, бытовых принадлежностей и др.)

Чертежи изделий

2

33

Изготовление деталей проектных изделий

Вырезание деталей для выбранных изделий

2

34

Изготовление изделий, включая игрушки хантыйского и мансийского эпоса

Сборка деталей планируемых

2

35

Укрепление изделий на демонстрационном стенде

Укрепление демонстрационного стенда в мастерской

2

Этапы педагогического контроля

Сроки

Какие знания, умения, навыки контролируются

Форма подведения итогов

1

Октябрь

Знания о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов; о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека; в области композиции, формообразовании; навыки работы с нужными инструментами и приспособлениями

Проект «Виноградная лоза» из соломки»

2

Ноябрь

Получение знаний и приобретение навыков в технике «папье-маше»; изготовление сувенирных изделий и их декоративное оформление; формирование эстетических знаний, художественно-пластических умений и навыков работы с бумагой

Проект «Удивительный мир папье – маше»

3

Январь

В работе с солёным тестом, применение знаний способов и приемов лепки, умений использовать дополнительные приспособления, применение различных эффектов (глазирование, подрумянивание, окрашивание теста); использование лакокрасочных материалов, инструментов и приспособлений; применение различных красок, применение стилизации в работе с соленым тестом

Презентация альбома «Волшебный мир соленого теста»

4

Февраль

Знакомство с возможностями декорирования предметов, форм, интерьеров; формирование собственного стиля в декорировании изделий; развитие смекалки, изобретательности и устойчивого интереса к творчеству художника, дизайнера

Проект «Декупаж разделочной доски»

5

Март

Овладение основными приемами плетения из газетных трубочек. Умение плести изделия от простейших к более сложным. Знать основные базовые узоры; терминологию; правила техники безопасности при работе

Выставка готовых изделий их газетных трубочек

6

Апрель

Уметь последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала) и рисовать кистью элементы растительного орнамента. Лепить на основе традиционных приемов филимоновской и дымковской игрушки, применять разные формы лепки

Выставка готовых изделий из глины

7

Май

Приобретение знаний, умений, навыков в технике изготовления изделий из пищевого пластика

Выставка готовых изделий «Вторая жизнь пищевого пластика»

Организационно - методическое обеспечение программы

1. Программа кружковой работы, календарно – тематический план.

2. Учебные пособия по технологии изготовления изделий.

3. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.

4. Учебно-наглядные пособия: проектные работы учащихся, таблицы по охране труда, образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги, компьютерные презентации.

5. Материалы и инструменты: краски акриловые, грунт акриловый, текстурная паста, гель, гуашь, кисти, клей акриловый, клей ПВА, клей жидкий гвоздь, лак акриловый, лак глянцевый, наждачная бумага, контуры, салфетки декупажные, открытки, распечатки, поталь, лаки кракелюрные, часовые механизмы, шнуры, бисер, бусины; различные объекты декорирования: доски разделочные, панно, шкатулки, канва, тарелки, вазы, рамки и другие предметы интерьера; инструменты: ножницы, карандаши, кисти, высечки и прочее.

6. Помещения, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям, мебель.

7. Компьютер для показа презентаций.

Список литературы

1. Андреева, Н. А. Рукоделие - полная энциклопедия / Н.А. Андреева. – Москва: Большая советская энциклопедия, 1993. – 287 с.

2. Власова, А. А. Рукоделие в школе / А.А. Власова. – СПб: Кристалл, 1998. – 400 с.

3. Гибсон, Р. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы / Р.Гибсон. – Москва: Росмэн, 1996. – 65 с.

4. Горичева, В.С. Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина / В.С. Горичева. – Москва: Акдемия Развития,  2007. – 192 с.

5. Гульянц, Э.К. Что можно сделать из природного материала / Э.К. Гульянц. – Москва: Просвещение,  1999. – 175 с.

6. Мэллой, Р.А. Конструирование пластмассовых изделий для литья под давлением / Р.А. Мэллой. – Москва: Профессия, 2008. – 512 с.

7. Силаева, К.В. Соленое тесто / К.В. Силаева. – Москва: Эксмо, 2006. – 182 с.

8. Сокольникова, Н. И. Основы рисунка, композиции / Н.И. Сокольникова. – Обнинск: Титул, 1998. – 217 с.

9. Федотов, Г. Послушная глина / Г. Федотов. – Москва: АСТ–Пресс, 1999. – 119 с.

10. Хананова, И. Соленое тесто / И. Хананова. – Москва: АСТ–Пресс, 2007. – 104 с.

11. Черутти, П. Н. Декупаж: декоративная отделка предметов интерьера, посуды, аксессуаров. Практическое руководство / П.Н. Черутти. – Москва: Ниола-Пресс, 2009. – 216 с.

12. Эбелинг, Ф.-В., Шварц, О., Фур, Б. Переработка пластмасс / Ф.-В. Эбелинг, О. Шварц, Б. Фур. – Москва: Профессия,  2008. – 320 с.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

Рабочая программа духовно-нравственного воспитания «Возрождение»

Автор-составитель: Акимов Вадим Викторович

Класс: 5-9 классы

Учебный год: 2015-2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования являются:

– Закон «Об образовании»;

– Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

– Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников;

– Программа воспитания и социализации обучающихся.

Данная Программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания российского школьника.

Такое пространство, иначе определяемое как уклад школьной жизни, интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей. При этом образовательное учреждение создает условия для реализации разработанной собственной программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.

Для организации и полноценного функционирования такого воспитательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, общественных организаций, включая учреждения дополнительного образования, культуры и спорта.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования содержит шесть разделов.

Первый – «Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся» раскрывает конкретную цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьников.

Второй раздел «Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания школьников» содержит приоритетные направления воспитательной работы и определяет традиционные источники нравственности.

В третьем разделе «Содержание духовно-нравственного развития и воспитания школьников» раскрыты основные подходы к организации воспитания, задачи духовно-нравственного развития конкретизируются с учетом направления воспитания. В каждом из направлений воспитания раскрывается соответствующая система базовых ценностей, а так же приводятся основные виды деятельности и формы занятий с учащимися.

Четвертый раздел «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников» формулирует основные условия повышения эффективности совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественности; задачи, формы взаимодействия школы и семьи, взаимодействие школы с общественными организациями.

В пятом разделе – «Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания школьников» определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у учащихся по каждому из направлений воспитания.

Шестой раздел «Критерии эффективности функционирования программы «Возрождение» предлагает ряд методик для изучения результата духовно-нравственного развития школьников, динамики нравственного развития, анализа состояния воспитательного процесса.

1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьников

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. На его основе в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования обоснован «портрет выпускника основной школы» и сформулирована основная цель нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.

Духовно-нравственное воспитание – это процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

– нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

– нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);

– нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

– нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Духовно-нравственное развитие  – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Цель: воспитание, развитие и становление личности школьника на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через деятельностное отношение к окружающему миру, к людям, себе.

Задачи:

1. Формирование у учащихся чувства любви к Отечеству на основе изучения православных культурных традиций.

2. Создание общешкольной атмосферы любви, взаимопонимания и взаимопомощи.

3. Развитие активного культурного сознания и нравственного поведения детей.

4. Формирование личности, уважающей историю своего народа, способную к взаимодействию с окружающей действительностью, бережно относящуюся к природе.

5. Ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей, укрепление авторитета семьи.

6. Формирование трудолюбия.

2. Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания школьников

Задачи воспитания классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития и воспитания школьников.

В условиях современной школы процесс духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника ориентирован на:

– формирование жизненной позиции, соответствующей демократическим
преобразованиям общества;

– воспитание нравственных качеств на основе общечеловеческих
ценностей;

– организацию личностной и социально ценной, многообразной
деятельности.

На основе воспитательного идеала выпускника основной школы определены традиционные источники нравственности:

– патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству, сохранение традиций своего народа);

– гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, закон и правопорядок);

– социальная солидарность (свобода личная и национальная;
доверие к людям; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

– семья (любовь к близким, почитание родителей, забота о старших
и младших);

– традиционные российские религии и традиции народной культуры (свобода совести и вероисповедания, религиозные идеалы, межэтнический мир);

– искусство и литература (гармония, духовный мир человека,
нравственный выбор).

Организация духовно-нравственного развития и воспитания учащихся школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала выпускника основной школы осуществляется в рамках программы «Возрождение».

Чтобы решить задачи, поставленные перед образовательным учреждением, в Программе духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника определены приоритетные направления воспитательной работы:

1. Мое Отечество.

2. Мир человеческих отношений.

3. Создай свой мир.

4. Мир вокруг тебя.

5. Мир прекрасного.

6. Здоровый образ жизни.

Деятельность педагогического коллектива должна быть направлена на то, чтобы обеспечить развитие у учащихся способностей ориентироваться, быть социально-адаптированными, делать ценностный выбор и одновременно быть открытым миру, доверять ему и эффективно действовать в нём.

Поэтому основная цель духовно-нравственного развития на современном этапе – развитие представлений ученика о возможных способах взаимодействия с окружающим миром, об уникальных особенностях мира вещей, природы и людей.

3. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания школьников

В основе Программы духовно – нравственного развития, воспитания и социализации учащихся начальной школы и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.

Аксиологический подход.

Воспитание представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Ценности нематериальны, ими нельзя владеть и распоряжаться. Ценность есть у человека только тогда, когда она принимается через совместную с другими людьми деятельность.

Аксиологический подход изначально определяет систему воспитания и социализации школьников, весь уклад школьной жизни. Сам этот уклад должен быть социальной, культурной, личностной ценностью для младших школьников, педагогов и родителей. Система ценностей определяет содержание основных направлений духовно – нравственного воспитания школьников.

Системно-деятельностный подход.

Один из основателей системно-деятельностного подхода – А.Н. Леонтьев определял воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения.

Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Применительно к организации пространства воспитания и социализации школьника, пространства его духовно-нравственного развития системно-деятельностный подход имеет свои особенности:

– воспитание как деятельность должно охватывать все виды образовательной деятельности: учебной, внеурочной, внешкольной;

– системно-деятельностный подход учитывает утрату семьей и школой монополии на воспитание и предусматривает, что деятельность различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы, должна быть по возможности согласована. Системно-деятельностный подход выступает методологической основой организации уклада школьной жизни.

Развивающий подход.

Подход дает принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной технологии духовно-нравственного развития обучающегося и определяет общую конструкцию Программы воспитания и социализации учащихся основной школы.

Каждое из основных направлений воспитания и социализации школьников оформляется в виде тематической программы. Основу такой программы составляют:

– система морально-нравственных установок и ценностей (аксиологический подход);

– многоукладность программы, которая охватывает различные виды образовательной и социально-педагогической деятельности: урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной (системно-деятельностный подход);

– содержание в программе ряда технологий воспитания и социализации по числу и характеру своих базовых ценностей.

Направления воспитательной работы по духовно – нравственному развитию и воспитанию младших школьников

1. МОЕ ОТЕЧЕСТВО

Воспитание патриотизма, гражданского самосознания, уважения к правам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, к своему народу, к своему краю; уважение традиций своего народа; любовь к близким; долг перед старшим поколением, семьей; свобода и ответственность; доверие к людям.

Задачи:

1. Формирование у учащихся уважительного отношения к своему дому, своей семье, к представителям старшего поколения.

2. Воспитание любви к своему городу, родному краю, Родине, к своему народу.

3. Формирование представления о символах государства и субъекта Российской Федерации – Флаг, Герб, Гимн.

4. Воспитание уважения к защитникам Родины, национальным героям.

5. Формирование представления о правах и обязанностях гражданина России.

Мероприятия по реализации воспитательной программы

Название мероприятия

Форма

Время проведения

1

«День знаний-1 сентября»

Праздник

Сентябрь

2.

«Моя семья - моя гордость», «Мой дом, мои родные и близкие», «Семейный архив»

Классный час,

рисуночный тест, просмотр семейных фотографий

Сентябрь

3.

«День Учителя»

Концерт

Октябрь

4.

Цикл классных часов по теме: «Моя Родина-Россия», «Государственные символы РФ», «Москва-столица нашей Родины», «Президент России», «Мой город, мой дом», «Мои права и обязанности»

Классный час

В течение года

5.

Марафон ко Дню Матери. «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя «МАТЬ!»

Концертная

программа,

выставка рисунков

Ноябрь

6.

Краеведческие музеи города. «Мемориальные памятники родного города»

Экскурсии

В течение года

7.

«Подарок воину»

Акция

Февраль

8.

Цикл классных часов о героях России «Ими гордится наша страна»

Классный час

В течение года

9.

День космонавтики «Россия в освоении космоса»: «Человек поднялся в небо»

Кл. час, выставка рисунков

Апрель

10.

Цикл классных часов о знаменательных событиях истории России «Героические страницы истории моей страны»

Классный час

В течение года

11.

Тематические встречи с ветеранами ВОВ и труда, ветеранами локальных конфликтов

Беседы

Май

12.

«Открытка ветерану Великой Отечественной войны»

Акция

Май

13.

День Победы

Концерт для ветеранов

Май

2. МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Формирование нравственных чувств и этического сознания через взаимоотношения в коллективе и семье.

Ценности: правила вежливого поведения в обществе, культура общения с людьми, отзывчивость, дружба, честность, справедливость, отношения в семье.

Задачи:

1. Формировать представления о различении хороших и плохих поступков.

2. Знакомить с правилами поведения в школе, семье, общественных местах и закреплять их знание.

3. Знакомить с правилами вежливого поведения, культуры речи и закреплять их знание.

4. Стимулировать проявление доброжелательного отношения к сверстникам и младшим.

5. Воспитывать почтительное отношение к родителям; уважительное отношение к старшим.

6. Развивать умение пользоваться «волшебными словами», быть опрятным, чистым, аккуратным.

7. Воспитывать стремление поступать правильно; быть выдержанным, прислушиваться к мнениям других.

Мероприятия по реализации воспитательной программы

Название мероприятия

Форма

Время проведения

1.

«День пожилого человека»

Концертная программа

Октябрь

2.

Правила поведения на уроке, перемене, в столовой и в общественном месте

Беседа

Октябрь

3.

«Как помириться после ссоры»

Игра-практикум

Ноябрь

4.

«Мой внешний вид»

Беседа

Декабрь

5.

Цикл классных часов по теме «Поговорим о воспитанности»: «Волшебные слова», «О поступках плохих и хороших», «Словесные формы обращения с просьбой», «Разговор по телефону», «Слова приветствия и прощания»

Классный час

В течение года

6.

«А ну-ка, парни!»

Конкурсная программа

Февраль

7.

«8 Марта-праздник мам»

Концерт

Март

8.

Цикл нравственных классных часов по теме «Уроки милосердия и доброты»: «Если добрый ты», «Без друзей меня чуть-чуть», «О жадности и жадных», «Что такое дружба, правила дружбы», «Общение с одноклассниками», «Взаимопомощь»

Классный час

В течение года

9.

Цикл игр на тему «Учитесь быть терпеливыми»: «Знакомство», «Учимся сотрудничать», «Уважай себя, уважай других», «Все люди разные», «Правила этикета»

Игры

В течение года

3. СОЗДАЙ СВОЙ МИР

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (трудовое воспитание).

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость.

Задачи:

1. Формировать представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества.

2. Воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников, ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности; бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.

3. Формировать представления об основных профессиях.

4. Совершенствовать навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов.

5. Формировать личностные качества, такие, как дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий.

6. Стимулировать проявление отрицательного отношения к лени и небрежности в труде и учебе, небережливости и равнодушию к результатам труда людей.

Мероприятия по реализации воспитательной программы

Название мероприятия

Форма

Время проведения

1.

«Учеба-наш труд»

Классный час

Сентябрь

2.

«Мир профессий»

Экскурсии на предприятия и в учреждения города

В течение года

3.

Встречи с представителями разных профессий «Все работы хороши»

Беседы

В течение года

4.

«Хлеб-всему голова»

Классный час

Ноябрь

5.

«Я учитель», «Я библиотекарь», «Я доктор», «Я повар», «Я банкир», «Я юрист», «Я музейщик»

Сюжетно-ролевые игры

В течение года

6.

Книжный госпиталь «Библиотеке – нашу помощь»

Трудовая акция

Декабрь, май

7.

Оформление кабинета и здания школы к праздникам и мероприятиям

Трудовая акция

В течение года

8.

«Береги школьное имущество»

Беседа

Январь

9.

Изготовление сувениров для пап и мам, бабушек и дедушек

Трудовая акция

Февраль, март

10.

«Самый чистый кабинет»

Генеральная уборка кабинета

В течение года

11.

«Труд человека кормит, а лень портит»

Классный час

Май

4. МИР ВОКРУГ ТЕБЯ

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Задачи:

1. Развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, формировать понимание активной роли человека в природе.

2. Воспитывать ценностное отношение к природе и всем формам жизни; бережное отношение к растениям и животным.

3. Воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому.

4. Прививать элементарный опыт природоохранительной деятельности.

Мероприятия по реализации воспитательной программы

Название мероприятия

Форма

Время проведения

1.

«Правила поведения в природе»

Беседа, экскурсия в парк «Самаровский Чугас», парк Б. Лосева

Сентябрь

2.

«Здравствуй, осень золотая!»

Праздник

Октябрь

3.

«Покормите птиц зимой»

Мастерская кормушек

Декабрь

4.

«Различаем деревья и кустарники в зимнем уборе»

Целевая экскурсия на биатлонный центр

Январь

5.

«Масленица»

Экологический праздник

Февраль

6.

Конкурс стихов о природе

Конкурс

Декабрь, апрель

7.

«Съедобное-несъедобное», «Дикие-домашние», «Деревья, кустарники, травы»

Игры

В течение года

8.

«Готовимся к встрече пернатых друзей»

Изготовление жилья для птиц

Март

9.

«Куда девается снег весной?»

Наблюдение

Март

10.

«День птиц»

Праздник

Апрель

11.

«Узнай весенние цветы»

Викторина

Май

5. МИР ПРЕКРАСНОГО

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: нравственный выбор, культура миропонимания; красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

Задачи:

1. Расширять представления о душевной и физической красоте человека.

2. Формировать умение видеть красоту природы, труда и творчества.

3. Воспитывать интерес к занятиям художественным творчеством, интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам.

4. Стимулировать стремление к соблюдению опрятного внешнего вида.

Мероприятия по реализации воспитательной программы

Название мероприятия

Форма

Время проведения

1

«Будничная и праздничная одежда»

Беседа

Октябрь

2.

«Уроки добра и красоты»

Духовная этика

Ноябрь

3.

 Спектакль «Рождественская сказка»

Посещение театра

Январь

4.

«В гостях у Светофора Светофорыча»

Встреча со специалистами ГБДД

Февраль

5.

«Час тихого чтения произведений этического содержания»

Посещение библиотеки

В течение года

6

«Святая Пасха»

Комплекс мероприятий: конкурс «Пасхального яйца», выставка рисунков

Апрель

7.

«Цветик-семицветик», «Рисуем сказочных героев», «Кто я?»

Игры

В течение года

6. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей.

Ценности: ответственность за своё здоровье; правила ЗОЖ; физическое развитие.

Задачи:

1. Воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни; формировать отрицательное отношение к вредным привычкам.

2. Познакомить с новыми формами активного отдыха и его влиянием на самочувствие и здоровье человека.

3. Научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта.

4. Формировать умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма.

Мероприятия по реализации воспитательной программы

Название мероприятия

Форма

Время проведения

1

«Дни здоровья»

Поход, школьные соревнования

Сентябрь, май

2.

«Кросс Наций»

Городское соревнование

Сентябрь

3.

Цикл классных часов по профилактике вредных привычек и здорового образа жизни: «Привычки полезные и вредные», «Мы, против курения!», «Мифы о «пользе» алкоголя», «Режим дня», «Чистота и порядок», «Личная гигиена», «Уход за зубами»

Кл. часы, беседы, викторины, конкурсы, практикум

В течение

года

4.

«Мама, папа, я – Активная и спортивная семья»

Спортивное соревнование

Ноябрь

5.

«Быстрая лыжня»

Спортивные занятия на лыжах на биатлонном центре

2 раза в неделю

6.

Цикл классных часов по ПДД :

«Мы и дорога», «Азбука безопасности», «Перекресток», «Как правильно переходить дорогу», «Мы идем в школу», «Кто отличник-пешеход!», «Как вести себя на улице», « «Я культурный пассажир», «Дорожные знаки», «Как передвигаться на велосипеде?»

Кл. часы, беседы, экскурсии, практикумы, тренировочные упражнения, викторины, игры, встречи с сотрудниками ГАИ

В течение

года

7.

«Лыжня России»,

лыжная эстафета

Спортивное соревнование

Февраль

8.

«Маршрут «Вокруг школы по свежему воздуху»

Прогулки по свежему воздуху

Ежедневно

9.

«Весёлые старты»

Спортивное соревнование

Май

10.

Цикл классных часов по правилам безопасности жизнедеятельности: «Правила безопасности на льду, на воде, при пожаре», «Причины пожаров», «От маленькой искры большой пожар бывает», «Что делать при пожаре», «Осторожно-электричество»

Кл.часы, беседы, викторины, конкурсы, игры, экскурсии в МЧС

В течение

года

4. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ДУХОВНО  НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ ШКОЛЬНИКОВ

Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями по месту жительства. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни школьника.

Для развития ребенка очень важны гармоничные отношения с родителями.

Основными задачами в работе с родителями являются:

– развитие у родителей эмпатии и способности оказывать поддержку;

– усиление взаимного интереса и принятия;

– развитие конструктивных способов взаимодействия;

– поиск новых конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций;

– увеличение взаимной открытости;

– улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития.

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающихся. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации школьников. Для этого используются различные формы взаимодействия семьи и школы:

– родительские собрания и конференции;

– индивидуальные консультации;

– педагогический практикум;

– родительский лекторий;

– семейная гостиная;

– родительские недели;

– День открытых дверей.

В деятельности школы по повышению педагогической культуры родителей принимают участие врачи, специалисты социально-психологической службы, работники правоохранительных органов, представители общественности.

В формировании нравственного уклада школьной жизни свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования и культуры (театры, музеи, библиотеки, центры детского творчества, детские клубы и т.п.).

При осуществлении программы воспитания и развития учащихся необходимо взаимодействовать с общественными и традиционными религиозными организациями для создания достаточных условий духовно-нравственного развития школьника.

5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ученик получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников.

К ожидаемым результатам относятся:

1. МОЕ ОТЕЧЕСТВО

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

– ценностное отношение к России, к своей малой родине, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям, к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;

– элементарные представления о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

– начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2. МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Формирование нравственных чувств и этического сознания через взаимоотношения в коллективе и семье:

– представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, представителями разных социальных групп;

– нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

– уважительное отношение к традиционным российским религиям;

– уважительное отношение к родителям, старшим, заботливое отношение к младшим.

3. СОЗДАЙ СВОЙ МИР

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

– ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

– ценностное и творческое отношение к учебному труду;

– элементарные представления о различных профессиях;

– первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

– осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

– первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

– потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

– мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

4. МИР ВОКРУГ ТЕБЯ

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде:

– ценностное отношение к природе;

– первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

– элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

– первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в гимназии, на пришкольном участке, по месту жительства;

– личный опыт участия в экологических инициативах, проекта

5. МИР ПРЕКРАСНОГО

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях:

– первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

– первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

– элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

– первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

– первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

– первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

– мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

6. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей:

– элементарные представления о взаимной обусловленности физического,  нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

– первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

– первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

– знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения на здоровье человека.

6. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Важнейшим показателем эффективности функционирования программы  «Возрождение» является нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире.

Развитие проявляется в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в умении предвидеть последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, а самого себя как носителя нравственности.

Объективная оценка воспитательной работы возможна при использовании социологических и психолого-педагогических исследований (наблюдение, анкетирование, тестирование обучающихся, родителей и педагогов).

Формальные критерии:

– проектирование образовательной, внеурочной и внешкольной среды общеобразовательного учреждения;

– создание условий для самореализации личности во внеурочное время.

Неформальные критерии:

– ориентация учащихся на конкретные нравственные и социальные нормы поведения, овладение навыками социально-нормативного поведения;

– оценка учащимися и родителями возможности ребенка реализовать свои способности в лицее;

– уровень психологической защищенности учащихся и в целом нравственно-психологический климат школы;

– наличие стабильных доброжелательных отношений между обучающимися и педагогами.

В ходе развития воспитательной системы используется ряд методик:

– методики для изучения процесса и результата развития личности;

– методики диагностики сформированности коллектива;

– методики исследования удовлетворенности педагогов и родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельности в школе.

Наиболее информативными методами диагностики являются: беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, социометрия, ранжирование, недописанный тезис, рисуночный тест, ситуация выбора.

Для диагностики процесса и результата духовно – нравственного развития личности используется методика «Проявление личностных качеств в поведении ребенка», разработанная Н. Александровой и Н. Курносовой. Она позволяет судить об уровне сформированности нравственных качеств личности.

Из имеющихся диагностических методик наиболее эффективными являются методики, разработанные О.В.Соловьевым.

Методика «Магазин»

Цель: изучение уровня духовно- нравственного развития личности и коллектива, побуждение детей к рефлексии.

Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»

Цель: изучение психологического климата в коллективе и взаимоотношения учащихся.

Методика «Диагностика развития духовно-нравственных качеств обучающихся»

Методика «Наши отношения».

Список литературы

1. Агапова, И. А. Мы – патриоты! : классные часы и внеклассные мероприятия 1-11 классы / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - Москва : Вако, 2008. – 368 с. – (Педагогика. Психология. Управление).

2. Агапова, И. А.Патриотическое воспитание в школе : научно-популярная литература / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – Москва : Айрис-пресс, 2002. – 224 с. : цв. ил. – (Внимание: дети!).

3. Воронова, Е. А. Воспитать патриота : программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. – Ростов на Дону : Феникс, 2008. – 282 с. – (Сердце отдаю детям)

4. Жиренко, О. Е.  Я – гражданин России!: классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы / О. Е. Жиренко, Е. В. Лапина, Т. В. Кисилёва. – Москва : Вако, 2008. - 160 с. – (Педагогика. Психология. Управление).

5. Поваров, К. С. Миссия к детям : формы и методы работы с детьми и молодёжью по программам духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания / К. С. Поваров. – Москва : ИЭОПГКО, 2007. - 144 с. – (Обретенное поколение).



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

Рабочая программа дополнительного образования  по гражданско-патриотическому воспитанию

«Мы едины!»

Автор-составитель: Акимов Вадим Викторович

Класс: 1-5 классы

Учебный год: 2017-2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время государство называет гражданско-патриотическое воспитание приоритетным направлением в деятельности общества. Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно-обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения. Оно способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Для формирования гражданской позиции растущего человека необходимы знания истории Отечества, воспитание любви к России и к своей малой Родине, гордости за людей, трудами и талантами которых славится Россия, чувство сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

Младший школьный возраст является фундаментом для общего развития ребенка, в том числе и для гражданско-патриотического воспитания. 

Предлагаемая программа «Мы едины!» направлена на обучение правилам общения, умению жить среди людей, быть достойными гражданами своего государства.

Реализация программы рассчитана на учебный год.

Программа определяет содержание, основные цели и задачи гражданско-патриотического воспитания и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у детей младшего школьного возраста. 

Рабочая программа дополнительного образования по гражданско-патриотическому воспитанию «Мы едины!» разработана в соответствии с:

– Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации;

–  Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»;

– Законом РФ «Об образовании»;

– Конвенцией о правах ребенка;

– Декларацией прав ребенка;

– Конституцией РФ.

Программа ориентирована на младшую возрастную группу детей: 1-5 класс.

Сроки реализации программы: 2017-2018 учебный год.

Цель программы: воспитание у детей младшего школьного возраста патриотизма, любви к Родине, уважения к историческому прошлому страны.

Задачи: 

1. Ознакомление детей с символами государства (герб, гимн, флаг).

2. Углубление знаний воспитанников о Родине, своём крае, месте рождения.

3. Воспитание гражданского самосознания. 

4. Обогащение знаний об историческом прошлом страны. 

5. Формирование черт характера, которые помогут ребёнку стать человеком и гражданином своей страны.

Формы и методы: 

мероприятия, посвященные важным историческим событиям;

деловые игры;

смотры-конкурсы, выставки;

соревнования;

экскурсии, трудовые дела;

метод беседы, коллективные творческие дела, просмотр видеофильмов и т.д.

Продолжительность занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю, длительность занятия 25 минут.

Принципы реализации программы: 

Доступность изложения материала.

Последовательность и систематичность.

Наглядность.

Вариативность.

Основные направления по реализации программы: Внеурочная деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию.

Ожидаемые результаты:

Реализация данной программы позволит сформировать:

устойчивый интерес к историческому прошлому своей малой родины и России; 

уважительное отношение к памятникам архитектуры и культуры;

бережное отношение к родной природе;

активную жизненную позицию;

интерес к познаниям;

бережное отношение к результатам труда;

осознание значимости труда; 

уважительное и доброжелательное отношение к людям.

Содержание программы:

В содержании программы выделяются 4 направления:

1 направление «Растим патриота и гражданина России».

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи:

1. Воспитать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.

2. Сформировать культуру проявления гражданской позиции.

3. Сформировать у детей систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

2 направление «Мой край родной».

Цель: воспитание у детей любви к родному краю как к своей малой Родине.

Задачи:

1. Изучить историю родного края.

2. Сформировать экологическое поведение.

Воспитать у детей младшего школьного возраста позицию «Я – гражданин России!»

3 направление «Связь поколений».

Цель: осознание детьми ценности, причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему.

Задачи:

1. Воспитать гордость за свою Родину, народных героев.

2. Сохранить историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.

3. Способствовать формированию чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

4 направление «Я и моя семья».

Цель: осознание детьми семьи, как важнейшей жизненной ценности.

Задачи:

Воспитать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.

Содержание программы

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

1

Беседа «Поведение в общественных местах»

1

2

«Моя семья» (круглый стол)

1

3

«Настроение» (беседа с элементами игры)

1

4

«Все люди разные, но права у них одинаковые»

1

5

Игра-путешествие «Спешите делать добро!»

1

6

«Знакомство с государственными символами России (герб, флаг, гимн)»

1

7

Праздник урожая «Полные закрома» (развлекательно-познавательное мероприятие)

1

8

Посещение спортивных объектов города

1

9

«Праздник загадок» (развлекательное мероприятие)

1

10

«Я люблю, ты любишь, мы любим» (беседа)

1

11

Город, в котором я живу (игра-путешествие)

1

12

Посещение Музея Геологии, Нефти и Газа

1

13

«Как не стать жертвой преступления» (беседа)

1

14

«Не крутите пёстрый глобус…!» (викторина)

1

15

«Здравствуй, Зимушка-Зима!» (конкурс чтецов)

1

16

«Как украсить дом к Новому году?» (час творчества)

1

17

«Дружба начинается с улыбки»

1

18

«Зачем человеку семья?» (час размышлений)

1

19

«Путешествие в страну Мультфильмию» (игра-путешествие)

1

20

«Книги – спасибо за то, что вы есть!» (посещение детской городской библиотеки)

1

21

Конвенция о правах ребенка (знакомство)

1

22

«Добрые слова о моей игрушке» (час общении)

1

23

«Правда и Ложь» (познавательно-воспитательная беседа)

1

24

Читательская конференция «Будь человеком!» (по произвед.С.Михалкова)

1

25

«В гостях у Мойдодыра» (занятие, посвященное Дню Земли)

1

26

«Береги родную природу!» (конкурс рисунков)

1

27

«Гражданство» (объяснительная беседа)

1

28

«Нам космос покоряется» (викторина)

1

29

«Путешествие в страну Витаминию» (игровая программа)

1

30

Памятники культуры и архитектуры г. Ханты-Мансийска (фотоматериал)

1

31

«Никто не забыт, ничто не забыто»

1

32

Путешествие по экологическому букварю Югры

1

33

«Наша Родина – Россия»

1

34

Храмы Ханты-Мансийска (экскурсия)

1

35

Парк Победы г. Ханты-Мансийска (экскурсия)

1

Методическое обеспечение

Необходимыми условиями для реализации программы является: 

– занятия познавательного характера по гражданско-патриотическому направлению (беседы, часы общения, викторины, экскурсии и т.д.);

– наличие достаточной материальной базы (методическая и художественная литература, наглядные пособия, стилизованные уголки и т.д.);

– взаимосвязь с внешними организациями (музеи, спортивные объекты, городская детская библиотека и т.д.).

Список литературы

1. Аверина, Н.В. Патриотизм – основа духовного возрождения России //Духовность. Патриотизм. Культура: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Санкт – Петербург, март- август 2011 года) / Под общ. ред. Е.Н. Барышникова, С.В. Барышниковой. – СПб., 2011. – С. 5 – 7.

2. Баранова, Е.И., Володина Е.В., Степанова Е.Н. Классные дела в начальной школе: Методические разработки воспитательных дел в классе / Е.И. Баранова, Е.В. Володина, Е.Н. Стапанова. Вып. 3. – Моска: ТЦ Сфера, 2008. – 192 с.

3. Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков В.А. Учебное издание «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – Москва: Просвещение, 2014. – 24 с.  

4. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы / Н.И. Дереклеева. Москва: ВАКО,  2003. – 240 с.

5. Соломыкина Н.Я., Веселова Т.К., Киселева М.В. Воспитание гражданско-патриотических чувств у дошкольников, как часть духовного воспитания личности //Духовность. Патриотизм. Культура: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Санкт – Петербург, март- август 2011 года) / Под общ. ред. Е.Н. Барышникова, С.В. Барышниковой. – СПб., 2011. – С. 74 – 80.

6. Шепелева, Т.В.Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн / Т.В. Шепелева. –Волгоград: Учитель,2005. – 70 с.