III. Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования
III. Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РЕБЁНОК УЧИТСЯ ТОМУ, ЧТО ВИДИТ У СЕБЯ В ДОМУ: РОДИТЕЛИ ПРИМЕР ТОМУ. П.И.Пидкасистый
НА ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА ВЛИЯЮТ СЕМЬЯ – 50% СМИ, ТЕЛЕВИДЕНИЕ – 30% ШКОЛА – 10% УЛИЦА – 10%
ПРАВА РЕБЕНКА Право на жизнь. Право на имя. Право на гражданство. Отсутствие дискриминации. Право на свободу совести и религиозных убеждений. Право на жизнь с родителями. Право на труд. Право на отдых. Право на защиту жизни и здоровья. Право на образование. Право на отсутствие рабства. Право на жилище. Право на свободу слова. Право на получение информации. Право пользоваться достижениями культуры. Право участвовать в научно-техническом, художественном творчеств
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ, НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ 1.Конвенция ООН о правах ребенка; 2.Конституция РФ; 3.Семейный Кодекс РФ; 4.Уголовный Кодекс РФ; 5.ФЗ «Об образовании в РФ»;
Статья 18. Родители имеют общую и первичную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Они обязаны в первую очередь думать об интересах ребенка. КОНВЕНЦИЯ ООН ООН – обеспечение прав человека во всем мире
Статья 38. 1. Материнство и детство; 2. семья находятся под защитой государства; 3. 2. Забота о детях, их воспитание – 4. равное право и обязанность родителей; Статья 43. 1. Каждый имеет право на образование. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования Конституция РФ
Глава 12. Права и обязанности родителей Статья 56. Право ребенка на защиту; Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей; Статья 65. Осуществление родительских прав; Статья 69. Лишение родительских прав; Статья 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью. Семейный Кодекс РФ Статья 56. Право ребенка на защиту 1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. 2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). 3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка
Статья 65. Осуществление родительских прав 1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. 2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФ Статья 69. Лишение родительских прав 1. Уклонение от родительских обязанностей; 2. Злоупотребление родительскими правами; 3. Жестокое обращение с детьми; 4. Хронический алкоголизм, наркомания. Статья 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью 1. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей 1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. 2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.
Уголовный Кодекс РФ Глава 16. Преступления против жизни и здоровья Статья 125. Оставление в опасности Глава 20. Преступления против семьи и несовершеннолетних Статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего Статья 125. Оставление в опасности Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии. Минимальное наказание – штраф в размере 80 000 рублей; Максимальное наказание – лишение свободы сроком до 1 года. Статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного учреждения. Минимальное наказание – штраф в размере 100 000 рублей; Максимальное наказание - лишение свободы сроком до 5 лет.
Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители): Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся; Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся ФЗ «Об образовании в РФ Статья 43. За неисполнение или нарушение Устава Школы, правил внутреннего распорядка и иных нормативных актов к обучающимся школы могут быть применены меры дисциплинарного взыскания – замечание, выговор, отчисление из образовательного учреждения. По решению Школы и с согласия КДН и ЗП за неоднократное совершение дисциплинарных поступков, допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста 15 лет. Статья 44. 1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования Статья 44. 6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации
Меры по осуществлению контроля за посещаемостью детьми общеобразовательных учреждений Общеобразовательное учреждение осуществляет контроль за посещаемостью обучающимися, воспитанниками занятий, предусмотренных учебным планом, в соответствии с уставом образовательного учреждения. •Родители обязаны в течение трех часов сообщить в образовательное учреждение причину, по которой ребенок не приступил к занятиям; •В случае, если причина пропусков уроков ребенком не является уважительной, а родители не предпринимают мер по возвращению ребенка в образовательное учреждение, образовательное учреждение должно уведомить о данном факте ПДН; •ПДН и Образовательное учреждение принимает меры в отношении учащихся, не посещающих уроки и родителей, которые не исполняют родительские обязанности, в соответствии с законодательством РФ. 5. Родители (законные представители) ребенка несут ответственность за его воспитание, получение им общего образования в соответствии с федеральным законодательством За невыполнение или ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, а также за совершение правонарушений в отношении своих детей родители несут административную, уголовную и иную ответственность.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Крабозаводское»
__________________________________________________________________________________
694521 с. Крабозаводское, Южно-Курильский район, Сахалинская область, ул. Ключевая, 16А
Телефакс 8(42455) 96-1-67, тел. 8(42455) 96-2-05
E-mail: kraboz_school@mail.ru
АНАЛИЗ РАБОТЫ
социального педагога за 2016-2017 учебный год
Работа социального педагога велась по плану 2016-2017 учебного года. В течении года основной задачей являлась социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой.
В начале учебного года была создана база данных учащихся МБОУ «СОШ с.Крабозаводское», а именно классными руководителями были составлены социальные паспорта класса, исходя из которых был составлен социальный паспорт школы.
По данным социального паспорта:
Количество учащихся в школе:
на начало года – 131 человек
на конец года – 129 человек
Из них:
Многодетных семей – 25 человек
Учащиеся имеющих единственного родителя – 5 человек
Малоимущих семей – 5 человек
Неблагополучных семей -1 человек
Детей под опекой – 2 человека
Кол-во учащихся на ВШК – 7 человек
Коли-во семей стоящих на ВШК – 1 семья
Кол-во учащихся состоящих на учете в ПДН – 0 человек
За учебный год 2016-2017 работа социального педагога проводилась по следующим направлениям.
РАБОТА С ДЕТЬМИ НА ВШК.
На педагогическом совете от 30.09.2016 года был утвержден список учащихся и одной семьи которые были поставлены на ВШК, данный список был составлен на основании представлений от классных руководителей, причиной постановки учащихся послужило:
- Систематические пропуски занятий без уважительных причин
- неуспеваемость учащихся по учебным предметам,
- нарушение внутреннего распорядка школы (невыполнение д/з, отказ от работы на уроке).
Семья была поставлена на ВШК по причине злоупотребления алкоголя, низкого материального дохода.
Для работы с учащимися данной категории был разработан годовой план. В целях профилактики правонарушений и безнадзорности были проведены следующие мероприятия:
- Совместно с классными руководителями осуществлялся контроль посещаемости и успеваемости учащихся, а также контролировалась занятость детей в каникулярное время.
- Проведена индивидуальная социально-психологическая экспресс диагностика на изучение индивидуальных особенностей личности, и уровень познавательных процессов.
- Посещение уроков в течении года, с целью наблюдения за работой на уроке учащихся, выявление причин снижения учебной мотивации.
- С каждым учеником, состоящим на ВШК в течении года были проведены индивидуальные беседы по следующим вопросам «Правила поведения на уроке и в школе», «Права и обязанности детей», «Семейные отношения» итд. Итого проведено 11 бесед
- Учащиеся состоящие на ВШК, активно привлекались к участию в общешкольных и классных мероприятиях.
- Проведены классные часы в тех классах где обучаются данные дети, темы «Пропаганда за ЗОЖ», «Профилактика ПАВ», «Безопасный интернет», «Компьютерная зависимость», «Профилактика суицидального поведения среди подростков и детей», «Профилактика ВИЧ/СПИД» всего 14 классных часов.
- Совместно с классными руководителями и инспектором ПДН посетили семьи учащихся. При каждом посещении семьи определялась конкретная цель и задачи, связанные с особенностями поведения ребенка в школе его обучения и воспитания. По результатам посещения составлялись акты обследования жилищно-бытовых условий семьи, где учитывалось наличие у ребенка место для выполнения занятий и отдыха, наличие продуктов питания. Во время посещения проведены беседы об ответственности родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, даны рекомендации по усилению контроля за детьми во внеурочное время. Всего 10 посещений.
С семьей состоящей на ВШК проводилась следующая работа
- Посещение семьи
- Профилактические беседы с инспектором ПДН
- Приглашение на родительские собрания.
- Контроль за исполнением родительских обязанностей
В мае на базе школы было проведено заседание по делам несовершеннолетних на котором присутствовали:
- Специалист опеки и попечительства
- Руководитель сельской администрации
- Инспектор ПДН
- Директор школы, кл. руководители, соц.педагог.
На заседание были приглашены родители которые ненадлежащим образом исполняли обязанности по воспитанию и обучению детей в течении учебного года.
В течение учебного года уделяется особое внимание семьям опекунам, малоимущим, многодетным семьям. С опекунами и родителями по необходимости проводились индивидуальные беседы и консультации по вопросам воспитания и обучения детей, приглашались на родительские собрания. Учащиеся данной категории вовлекались во все школьные мероприятия.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
Кроме выше сказанного социальным педагогом проводились выступления на общешкольных и классных родительских собраниях на темы:
- «Права и обязанности детей и родителей»
- «Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков»
- Профилактика наркомании и токсикомании среди подростков
- «Безопасный интернет
- Возрастные особенности учащихся 1 и 5 классов при школьной адаптации
- Семейное насилие
ИТОГО за год принято участие в 3 общеродительских собраниях и в 8 классных собраниях
Проведено 24 индивидуальных консультаций родителей, учащихся нашей школы, а также детского сада.
«Особенности взаимоотношений подростка и родителей»
«Семейные конфликты»
«Не успеваемость ребенка в школе»
«Возрастные особенности ребенка»
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ
В течении года социальным педагогом проведено 14 классных часов на различные темы:
- «Твои права»
- «Профилактика употребления ПАВ»
- «Профилактика ВИЧ/СПИД»
- «Пропаганда ЗОЖ»
- «Роль семьи в формировании личности»
- «Компьютерная зависимость»
- «Безопасный интернет»
- «Телефон доверия»
- «Твой выбор в будущее»
Классные часы проводились в различных формах (беседы с обсуждениями, викторины, лекции с демонстрацией видеороликов и показом тематических мультфильмов).
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
В течении года проводились социально-психологические диагностики учащихся.
- «Диагностика школьной адаптации в 1 и 5 классе».
Были использованы 3 методики метод тестирования, анкетирование, оценочная шкала). Данные диагностики позволяет изучить эмоциональную и мотивационную сферу учащихся, и выявить дезадаптацию у детей, уровень и характер тревожности». По результатам диагностики в 1 классе у 9 учащихся выявлено зона полной адаптации, а у 3 учащихся зона неполной адаптации (это зависит от индивидуальных особенностей ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, степень готовности к школе), дезадаптации у учащихся не выявлено, также результаты показали низкую школьную мотивацию (4 человека), это объясняется тем, что у ребенка еще не до конца сформирована внутренняя позиция школьника, еще доминирует игровая деятельность. С данными учащимися в течение года была проведена индивидуальная коррекционная работа.
В 5 классе дезадаптированных учащихся нет, есть учащиеся с низкой школьной мотивацией (данные учащиеся имеют трудности в обучении в связи с несформированностью необходимых познавательных процессов память, внимание, мышление). С данными учащимися были проведены дополнительные коррекционные занятия.
Диагностика личностных особенностей учащихся. (Анкета, тест – определяли тип характера 5 класс)
- Индивидуальная диагностика по выявлению страхов и тревожности
- Диагностика эмоциональной сферы.
Также проводились диагностики по обращению родителей, по выявлению взаимоотношений, учебной мотивации, уровень познавательных процессов.
По результатам диагностики всем обращающимся родителям даны рекомендации.
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ.
В период учебного года работа с педагогами проводилась в тесном контакте, совместные беседы с учащимися и их родителями, оказывалась методическая помощь в организации классных часов совместные решение возникших проблем.
По итогам года снизилось число состоящих на внутришкольном контроле, на основании заявлении классных руководителей с ВШК было снято 4 человека (у данных ребят улучшилась посещаемость школы, выполнение домашнего задания, активизировались на уроке). На 01.06.2017 г на ВШК состоит 4 ученика и 1 семья.
Социально – педагогическая служба ставит следующие цели и задачи.
Цель: Создавать условия для полноценного личностного развития, позитивной социализации
Задачи на 2017-2018 год .
- Разработать и утвердить положение о работе совета профилактики.
- Расширить взаимодействие с учреждениями, входящие в системы профилактики
- Продолжить работу сбора данных об учащихся
- Продолжить работу с учащимися состоящие на ВШК
- Продолжить работу с семьей состоящих на ВШК
- Продолжить работу с учащимися и семьями социального риска
- Продолжить работу по профилактике правонарушений, девиантного поведения
- Продолжить работу по повышению правовой грамотности детей и родителей.
- Продолжить формирование методических разработок по вопросам профилактики
- Продолжить формирование методик социально-психологической диагностике
Социальный педагог: О.В. Степанова
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные задачи СПТ C оциально -психологическое тестирование направлено на определение степени риска развития отклоняющегося поведения и выявление вероятных признаков, указывающих на возможность появления поведения , способствующего потенциальному вовлечению обучающихся в потребление психоактивных веществ. Не индивидуальное обследование, а исследование групповое и массовое: по классам, ОО , МО, субъектам РФ.
Ответственность Организация и проведение социально-психологического тестирования обучающихся возложены на образовательные организации, а профилактических медицинских осмотров - на учреждения здравоохранения.
РЕЗУЛЬТАТЫ Числовые показатели по разным предикторам в разрезах классов, ОО , МО, субъектов РФ. Анализ возможных причин, рекомендации по организации профилактических мероприятий (на уровнях ОО , МО, ГБУ ИРОСО , ГБУ ЦПППСиД ). К оррекция или пересмотр профилактической политики (планов, методических приемов, подходов в субъекте РФ, МО , ОО , в классе или параллелях). Количество немотивированных отказов – показатель проведенной разъяснительной работы ОО . Высокий показатель по шкалам «обмана» - показатель «настраивания» обучающихся на социально желательные ответы. Кроме инструкции никаких наставлений! По результатам СПТ медики принимают решение о внесении ОО в список тестирования тест-полосками.
Нормативно-правовые основы Федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» от 7.06.2013г. № 120-ФЗ. Согласно статье 53.4 Закона «раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ как одна из форм профилактики включает в себя: 1) социально-психологическое тестирование обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования; 2) профилактические медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования»; Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред.13.07.2015), согласно которому к компетенции образовательной организации относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (статьи 28 пункта 3 подпункт 15); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.06.2014 г. № 658 «Об утверждении порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования ».
Основной инструмент СПТ Методический комплекс для выделения вероятных предикторов возможного вовлечения обучающихся в потребление наркотиков, подготовленный научным коллективом Психологического факультета Московского государственного университета им. М.В . Ломоносова, рекомендованный Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации . Данный комплекс представлен в приложении к письму от 22.12.2015 № 07- 4351 Министерства образования и науки РФ Департамента гос.политики в сфере защиты прав детей .
Предикторы. Что это? Предиктор (от англ. predictor «предсказатель») — прогностический параметр; средство прогнозирования. Предиктором может быть какая-то сторона психического статуса пациента (личностные параметры), которая определяет его реакции на возможность употребления ПАВ и возникновения зависимости от ПАВ.
НЕ диагностирует наркоманию! Данный методический комплекс ни в коем случае не является опросным инструментом для выявления наркоманов. Более того, ставить диагноз о выявлении наркомании посредством опросного тестирования невозможно. Данный комплекс тестов выявляет лишь некоторые личностные характеристики , которые на основе предварительного научного анализа были выделены как наиболее характерные для детей, склонных быть подверженными этой пагубной привычке. Чем больше количество данных характеристик, тем выше риск вовлечения подростков в употребление наркотических средств и психоактивных веществ.
Сам комплекс методик состоит из 2 блоков, которые выявляют: Некоторые личностные характеристики, связанные с потенциальным рискованным поведением; Особенности стратегий при решении жизненных проблем; Особенности отношений с родителями или другими близкими родственниками. Степень вероятности риска вовлечения в поведение, опасное для здоровья . Несколько шкал выявляют случайность ответов, намеренный обман, социальную желательность
Что выявляет? Первый блок тестов состоит из 71 вопроса и позволяет получить ответы на следующие вопросы: насколько подросток склонен к антисоциальному поведению? насколько он сам способен управлять своим поведением? насколько он может контролировать свои эмоции? склонен ли подросток к каким- либо зависимостям? склонен ли подросток к рискованному поведению? насколько он любит новые ощущения, и готов ли он их активно искать? как подросток справляется с трудными жизненными ситуациями? насколько подросток стремится решать возникающие проблемы? пытается он делать это самостоятельно или ищет поддержки у окружения? решает ли он проблемы или стремится к их избеганию? Второй блок из 7 вопросов характеризует отношения с «мамой или другим близким человеком» (если ребенок не живет с матерью или матери нет) с точки зрения того, насколько, по мнению подростка, близкий человек способен: принимать его таким, какой он есть; сопереживать и сочувствовать ему; быть склонным к сотрудничеству или, напротив, к конфронтации .
Для подготовки и проведения тестирования руководитель образовательной организации, проводящей тестирование: Организует инструктивно-методические совещания с педагогами; Организует проведение информационно-мотивационных мероприятий (классных часов и родительских собраний) для обучающихся и родителей; О рганизует получение от обучающихся информированных согласий или мотивированных отказов; У тверждает поименные списки обучающихся, составленные по итогам получения от обучающихся информированных согласий; С оздает комиссию, обеспечивающую организационно-техническое сопровождение тестирования (далее - Комиссия), и утверждает ее состав из числа работников образовательной организации (могут быть независимые наблюдатели – родители или др. граждане); У тверждает расписание тестирования по классам (группам) и кабинетам (аудиториям ) в учетом дат предоставленных министерством образования Сахалинской области и ГБУ РЦОКОСО ; Обеспечивает соблюдение конфиденциальности при проведении тестирования и хранение согласий (в течении года).
В 2018 году СПТ организуется в соответствии с распоряжением министерства образования Сахалинской области № 3.12-375-р от 10.04.2018: Организовать в 1 полугодии 2018-2019 года проведение СПТ обучающихся ООО и ПОО Сахалинской области, достигших возраста 15 лет (и старше!) …в режиме «онлайн» с использованием телекоммуникационной сети «Интернет»; Организовать корректировку профилактической деятельности ОО на основе результатов тестирования.
Процедура проведения СПТ При проведении тестирования в каждой аудитории присутствует член Комиссии, допускается присутствие в аудитории в качестве наблюдателей родителей (законных представителей) обучающихся, участвующих в тестировании. Перед началом проведения тестирования члены Комиссии проводят инструктаж обучающихся, участвующих в тестировании, в том числе информируют об условиях тестирования и его продолжительности. С целью обеспечения конфиденциальности результатов тестирования во время его проведения не допускается свободное общение между обучающимися, участвующими в тестировании, перемещение по аудитории. Каждый обучающийся, участвующий в тестировании, имеет право в любое время отказаться от тестирования , поставив об этом в известность члена Комиссии.
Подготовка и проведение СПТ В кабинетах для каждого тестируемого по возможности должно быть предусмотрено отдельное рабочее место. О цели тестирования, условиях его анонимности и расписании тестируемые должны быть оповещены не позднее, чем за один день. Рекомендуется проведение тестирования в группах по 10-15 человек.
Какие трудности могут возникать при проведении тестирования? В случае трудностей с пониманием вопросов ответственный за тестирование должны подойти, выслушать вопрос и дать ответ либо в общей форме «Постарайся ответить так, как, тебе кажется, больше соответствует твоей ситуации», либо объяснив непонятные школьнику слова в вопросе. Важно воздерживаться от развернутых примеров и объяснений. В случае если школьники совещаются, обсуждают вопросы, либо списывают ответы друг у друга (то есть любые формы коллективного заполнения), важно заметить и предотвратить такие формы заполнения как можно быстрее .
При проведении опросного психологического исследования важно создать атмосферу спокойствия и доверия, а в своем инструктаже: обозначить основную мотивацию участия в данном опросе - выявление особенностей совладания с личностными трудностями, специально подчеркнув, что исследование проводится для того, чтобы выявить наиболее распространенные психологические проблемы среди школьников; уверить в отсутствии всяких последствий данного опроса для его участников, еще раз заверить их в его анонимности? и ли конфиденциальности (в том числе, для одноклассников и родителей), в силу чего материалы тестирования подписывать не надо ; можно подчеркнуть, что по завершении тестирования всем участникам необходимо оставаться на своих местах до того момента, когда последний участник не закончит работу, объяснив это тем, что для дополнительного обеспечения анонимности результатов тестирования заполненные бланки тестов должны быть сданы всеми участниками одновременно ; сообщить о продолжительности тестирования (за академический час обычно успевают); указать на необходимость соблюдения тестируемыми определенных правил поведения во время тестирования (работать самостоятельно; не разговаривать друг с другом; не комментировать свою работу вслух; поднять руку, если возникнет какой-либо вопрос; выходить в туалет только с разрешения старшего по кабинету, по одному); напомнить , что в тесте нет правильных и неправильных ответов, а вопросы, на которые старший по аудитории имеет право отвечать, не должны касаться сути и содержания пунктов опроса, а лишь формальных характеристик .