Методическая копилка
Проект "Сочиняем волшебную сказку"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sochinyaem_volshebnuyu_skazku.docx | 28.2 КБ |
pamyatka.docx | 18.48 КБ |
annotatsiya_k_proektu.docx | 15.3 КБ |
554.pptx | 2.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
- Введение…………………………………………………………………………………2
- Основная часть…………………………………………………………………………...3
- Что такое сказка……………………………………………………………………. 3
- Виды сказок…………………………………………………………………………..3
- Композиция сказки…………………………………………………………………..3
- Заключение……………………………………………………………………………….5
- Приложение………………………………………………………………………………6
1. Введение.
Актуальность темы.
Вы знаете, что такое сказка? Где она живёт? Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы… Сказка родилась с человеком, и пока живёт человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые и дети. В них много разных чудес. Чудеса сказки особенно очаровывают нас своей сказочной фантазией.
Все дети любят сказки, многие даже сочиняют их сами, но волшебная сказка хранит в себе секреты. Знание их поможет сочинить настоящую волшебную сказку.
Цель исследования: изучить особенности волшебных сказок.
Задачи исследования:
- Выделить отличия волшебной сказки от других видов сказок.
- Узнать, с помощью чего можно сочинить волшебную сказку.
- Создать памятку «Уроки волшебства или как сочинить свою сказку».
- Сочинить волшебную сказку.
Объект исследования: волшебные сказки
Предмет исследования: законы создания волшебной сказки.
Методы исследования:
- анализ художественной литературы и интернет-источников по данной теме;
- описательный метод (наблюдение, классификация, обобщение);
- анкетирование.
Гипотеза: волшебные сказки имеют свои особенности, зная их, сказку может сочинить и ребенок.
2. Основная часть.
2.1. Что такое сказка.
Сказки – это занимательные рассказы о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях. Во всём мире люди рассказывают сказки, развлекая друг друга.
В мире много сказок, их с интересом читают и взрослые, и дети. Известно, что сказка – это жанр литературного творчества (Википедия). В толковом словаре русского языка (Ожегов С.,) сказано, что «сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил», еще дается такое определение – «выдумка, ложь (разг.)» или «то же, что чудо».
2.2. Виды сказок
Существует три основных вида сказок: волшебные, бытовые и сказки о животных. По авторству: литературные и народные.
Признаки волшебных сказок:
- особая композиция;
- троекратное повторение;
- положительные и отрицательные герои;
- сверхъестественные силы, помощники, магические предметы;
- чудесные превращения;
- добро побеждает зло.
2.3. Композиция сказки
Сказка строится по своим законам, у нее есть особые элементы, без которых она не будет настоящей, благодаря которым она сохраняют одну из своих важных особенностей – напевность.
Присказка нужна для того, чтобы подготовить к слушанию сказки, заинтересовать ею. Она - необязательная часть волшебной сказки. Можно начать с забавной присказки, присказки-небылицы: “В некотором царстве, в некотором государстве, под номером седьмым, под которым мы сидим, жил да был белоус, надел на голову арбуз, на нос — огурец и построил чудо-дворец. Это не сказка, присказка, сказка будет после обеда, после мягких калачей”.
Зачин в сказке нужен для того, чтобы сделать ее начало более интересным и загадочным: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь...”; «За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жил-был…».
Завязка – это начало событий.
Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.
Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой (или отгадывают трудные задачи) и всегда побеждают её.
Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.
Концовка нужна для того, чтобы ограничить вымышленный мир сказок от реальной жизни и вернуть слушателя к действительности. Например: «Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «Вот вам сказка, а мне бубликов связка», «Стали жить-поживать – добра наживать».
В сказках есть борьба добра со злом, а значит, без злодеев в них не обойтись.
Таким образом, можно сделать вывод, что волшебные сказки похожи друг на друга. Именно в народных сказках сохраняются все функции, и соблюдается схема. В авторских, литературных сказках этого может не быть.
При сочинении собственной сказки можно использовать все функции, а можно часть из них опустить. Главное – попасть из точки "жили-были" в точку "счастливый конец".
Итак, можно сделать вывод, что, опираясь на схему, можно самостоятельно сочинить волшебную сказку
Совместно с классным руководителем я создал памятку «Уроки волшебства или как сочинить свою сказку». ( Приложение1)
Заключение
Работая над проектом, я читал волшебные сказки и убедился, что они отличаются от других сказок благодаря волшебным предметам, чудесам и особому построению сюжета.
Сказку можно сочинить самому, зная ее особенности. Работа над проектом помогла мне научиться превращать обыкновенные истории в настоящие волшебные сказки: где есть добро и зло, помощники и волшебные предметы, препятствия и трудные испытания.
И я сочинил собственную волшебную сказку. ( Приложение 2)
Приложение 1
ПАМЯТКА
Функция волшебной сказки | Пример |
Зачин, создание сказочного пространства | "Давным-давно", "жили-были", "в тридесятом царстве" |
Особое обстоятельство | "Солнце исчезло с небосклона", "дожди перестали лить, и наступила засуха" |
Запрет | "Не открывай оконца", "не отлучайся со двора", "не пей водицы" |
Нарушение запрета | Персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют |
Герой покидает дом | При этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, например, с благословения родителей разыскивать сестренку |
Появление друга-помощника | Серый волк, кот в сапогах |
Волшебные предметы | Ковер-самолет, меч-кладенец, скатерть-самобранка и т.п. |
Враг начинает действовать | Змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко |
Даритель испытывает героя | Новый персонаж – волшебник, гном, старушка |
Герой выдерживает испытание | Справляется со всеми испытаниями |
Получение волшебного средства | Оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем |
Герой вступает в битву с врагом | Это может быть открытый бой - со Змеем Горынычем… |
Враг повержен | Врага не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости |
Герой возвращается домой | На ковре-самолете…. |
Счастливый конец | Пир на весь мир, свадьба, полцарства в придачу |
Приложение 2
Волшебная рыбка
В некотором царстве, в подводном государстве жила была маленькая рыбка, по имени Милли.
Да непростая рыбка, у нее был волшебный хвостик. Она им плохих рыб наказывает, хорошим помогает.
Каждый день Милли веселилась со своими друзьями рыбками Никки и Микки. Они пели песни, танцевали, играли в прятки.
Одним прекрасным утром, как обычно Милли поплыла к своим друзьям, чтобы поиграть с ними.
Но на их полянке никто не веселился. Кругом было много мусора, цветы и водоросли вырваны, а вода была очень мутная.
- Что случилось спросила Милли у своих друзей Никки и Микки? - Кто вас так напугал?
- Это была большая и страшная акула – сказали они. Она поселилась в нашем домике и обещала нас съесть.
- Не волнуйтесь, сказала Милли. Я помогу выгнать ее и рассказала свой план.
Рыбки дождались ночи. И когда акула уснула, Милли подплыла к ней, махнула своим волшебным хвостиком и у акулы исчезли все зубы.
Проснулась акула, выбралась из домика и хотела схватить зубами маленьких рыбешек. Но не смогла, ведь у нее не было зубов. Все рыбки стали над ней смеяться. Без зубов она не страшная.
Заплакала акула. Ей стало стыдно за свое поведение.
- Простите меня- сказала акула. Я больше не буду вас обижать. Верните мне пожалуйста мои зубки.
И рыбкам стало жалко акулу.
- Милли снова махнула своим волшебным хвостом. Появились у акулы зубы. Она поблагодарила всех рыбок и уплыла, и больше никогда не появлялась.
А Милли со своими друзьями стали веселиться как прежде.
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА
Функция волшебной сказки | Пример |
Зачин, создание сказочного пространства | "Давным-давно", "жили-были", "в тридесятом царстве" |
Особое обстоятельство | "Солнце исчезло с небосклона", "дожди перестали лить, и наступила засуха" |
Запрет | "Не открывай оконца", "не отлучайся со двора", "не пей водицы" |
Нарушение запрета | Персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют |
Герой покидает дом | При этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, например, с благословения родителей разыскивать сестренку |
Появление друга-помощника | Серый волк, кот в сапогах |
Волшебные предметы | Ковер-самолет, меч-кладенец, скатерть-самобранка и т.п. |
Враг начинает действовать | Змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко |
Даритель испытывает героя | Новый персонаж – волшебник, гном, старушка |
Герой выдерживает испытание | Справляется со всеми испытаниями |
Получение волшебного средства | Оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем |
Герой вступает в битву с врагом | Это может быть открытый бой - со Змеем Горынычем… |
Враг повержен | Врага не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости |
Герой возвращается домой | На ковре-самолете…. |
Счастливый конец | Пир на весь мир, свадьба, полцарства в придачу |
Предварительный просмотр:
Аннотация к проекту: «Волшебные сказки»
Автор проекта: Михалев Ярослав
Руководитель: Михалева Татьяна Николаевна
Известно, что сказка – это жанр литературного творчества.
Больше всего сказки любят, конечно, дети. Сначала им читают взрослые, а потом дети сами берут в руки книги сказок.
Данный проект рассчитан на учеников 3 класса. В этом возрасте у ребенка продолжается формирование положительных качеств личности:доброты, трудолюбия,любви и уважения к ближнему, честности, взаимовыручки… и на добрых примерах из сказок воспитание более эффективно.
Дети учатся общаться, размышлять, анализировать, активизировать познавательную деятельность и творческие способности.
Цели и задачи
Определить, почему сказка как литературный жанр является материалом для художников – создателей иллюстраций
Проанализировать иллюстрации русских художников к сказкам с целью выяснения принципов иллюстрирования
Сопоставить принципы иллюстрирования разных художников
Создать свои иллюстрации в технике традиционного рисования и техники компьютерной графики
Аннотация к работе
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вы знаете, что такое сказка? Где она живёт? Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы… Сказка родилась с человеком, и пока живёт человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые и дети. В них много разных чудес. Чудеса сказки особенно очаровывают нас своей сказочной фантазией.
Цель исследования : изучить особенности волшебных сказок. Задачи исследования: - Выделить отличия волшебной сказки от других видов сказок. - Узнать, с помощью чего можно сочинить волшебную сказку. - Создать памятку «Уроки волшебства или как сочинить свою сказку». - Сочинить волшебную сказку. Объект исследования : волшебные сказки Предмет исследования : законы создания волшебной сказки. Методы исследования: - анализ художественной литературы и интернет-источников по данной теме; - описательный метод (наблюдение, классификация, обобщение); - анкетирование. Гипотеза : волшебные сказки имеют свои особенности, зная их, сказку может сочинить и ребенок.
Что такое сказка. Сказки – это занимательные рассказы о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях. Во всём мире люди рассказывают сказки, развлекая друг друга. Известно, что сказка – это жанр литературного творчества (Википедия). В толковом словаре русского языка (Ожегов С.,) сказано, что «сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил»
Признаки волшебных сказок: - особая композиция; - троекратное повторение; - положительные и отрицательные герои; - сверхъестественные силы, помощники, магические предметы; - чудесные превращения; - добро побеждает зло.
Композиция сказки Присказка нужна для того, чтобы подготовить к слушанию сказки, заинтересовать ею. Зачин в сказке нужен для того, чтобы сделать ее начало более интересным и загадочным. Завязка – это начало событий. Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего. Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её. Развязка — это преодоление потери, или недостачи. ысокий социальный статус, чем у него был в начале. Концовка нужна для того, чтобы ограничить вымышленный мир сказок от реальной жизни и вернуть слушателя к действительности
ПАМЯТКА « Уроки волшебства или как сочинить свою сказку» Функция волшебной сказки Пример Зачин, создание сказочного пространства "Давным-давно", "жили-были", "в тридесятом царстве" Особое обстоятельство "Солнце исчезло с небосклона", "дожди перестали лить, и наступила засуха" Запрет "Не открывай оконца", "не отлучайся со двора", "не пей водицы" Нарушение запрета Персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют Герой покидает дом При этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, например, с благословения родителей разыскивать сестренку Появление друга-помощника Серый волк, кот в сапогах Волшебные предметы Ковер-самолет, меч- кладенец , скатерть-самобранка и т.п. Враг начинает действовать Змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко Даритель испытывает героя Новый персонаж – волшебник, гном, старушка Герой выдерживает испытание Справляется со всеми испытаниями Получение волшебного средства Оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем Герой вступает в битву с врагом Это может быть открытый бой - со Змеем Горынычем… Враг повержен Врага не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости Герой возвращается домой На ковре-самолете…. Счастливый конец Пир на весь мир, свадьба, полцарства в придачу
Заключение Работа над проектом помогла мне научиться превращать обыкновенные истории в настоящие волшебные сказки: где есть добро и зло, помощники и волшебные предметы, препятствия и трудные испытания. И я сочинил собственную волшебную сказку.
Спасибо за внимание !!!!!!