портфолио
Тема: «Дидактические игры и упражнения в обучении старших дошкольников основам математики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz.docx | 17.54 КБ |
Самоанализ педагогической деятельности. | 16.02 КБ |
Индивидуальный образовательный маршрут: | 16.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ педагогической деятельности.
В течение 2016 - 2020 учебного года работала над темой индивидуального образовательного маршрута: «Развитие логико-математического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Актуальность данной темы эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. Дети с развитым интеллектом более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами логического мышления, основными приемами: оперировать абстрактными понятиями, сравнение, рассуждения, синтез, анализ, классификация, доказательство и другими, которые используются во всех видах деятельности и являются основой математических способностей. Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.
Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям. В школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.
И поэтому, целью моей работы в данном направлении развитие интеллектуальных способностей является развитие логико-математического мышления посредством дидактических игр».
На этой основе выделяю следующие задачи:
-изучить и систематизировать теоретический и практический материал по теме;
- обогатить развивающую среду по теме, составить картотеку дидактических игр для старших дошкольников;
-развивать интерес родителей к совместной работе по вопросу математической подготовки детей к школе.
В своей работе я наметила следующие условия для выполнения этих задач:
-создание предметно-развивающей среды, способствующей развитию логико-математического мышления старших дошкольников.
- обобщение, систематизации и апробации методов и приёмов развития логического мышления;
- в подготовке дошкольников к усвоению математических знаний;
- формировании умения логически рассуждать, делать логические умозаключения
повысить компетентность родителей в этом направлении.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей.
Для более качественного и быстрого процесса обучения дошкольника логическим операциям нужны дидактические игры.
В них представлены различные дидактические игры, занимательный материал: набор: Характерной чертой данных игр является наличие в них ни какого-то познавательного содержания, поиск скрытых путей решения игровой задачи, нахождение которых требует смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления, планирование своих умственных операций, чтобы через систему специальных заданий и упражнений можно было организовать ситуацию, позволяющую формировать и развивать у ребенка мыслительные процессы. Развитие логики ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность. Поэтому в группе подобраны пособия для самостоятельной и совместной деятельности. «касса цифр и счётного материала» - для каждого ребёнка, лабиринты, головоломки, различные виды конструкторов, игра блоки Дьёныша, математические планшеты, «Колумбово яйцо», «Танграмм», «Шашки», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Игры на решение примеров и задач» и т. д. Используя дидактические игры, идет ознакомление с новыми сведениями. Непременным условием является применение системы игр и упражнений. Главное в данном процессе – не сложность самих заданий, а их разнообразие, позволяющее переключать логику.
Все дидактические игры разделены на несколько групп:
1.Игры с цифрами и числами
2.Игры путешествие во времени
3.Игры на ориентировки в пространстве
4.Игры с геометрическими фигурами
5.Игры на логическое мышление
В своей работе по развитию логического мышления использую разнообразные методы обучения; практические, наглядные, словесные, игровые, проблемные, исследовательские. Средства, способствующие развитию логического мышления как: стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации; игры и упражнения на установление причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях; ситуации на развитие операций сравнения и установления причинности. Загадки, математические физ. минутки, загадки – обманки, задачи – шутки, игры-головоломки; игры со счетными палочками, разгадывание ребусов. Загадки, математические физ. минутки, загадки – обманки, задачи – шутки, игры-головоломки; игры со счетными палочками, разгадывание ребусов.
В рамках этой темы мною были разработаны программы дополнительного образования: «Интеллектуал», «Развивай - ка», «Весёлые прописи».
Развитию математических представлений у детей помогает «Игротека», которая хорошо зарекомендовала себя на практике. Обновление игротеки происходит благодаря традиции - «Игры в гости к нам пришли»: меняемся играми межу старшими группами детского сада, дети приносят на некоторое время любимые игры из дома. Детям предоставляется возможность «презентации» своей любимой игры, что вызывает у него эмоционально значимые переживания.
Для эффективного развития логического мышления детей дошкольного возраста, необходимо включать в работу и родителей. Для этого мной был проведен ряд встреч с родителями: круглый стол по теме: «Я учусь считать», родительское собрание:
«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста». Анкетирование «Математика для развития Вашего ребёнка». Консультаций: «Веселая математика дома», «Занимательные формы работы при изучении детьми математики» и практикумов для родителей:
«Значение игры в дошкольном возрасте, какие игры стоит покупать детям, как играть с детьми в игру «Математический планшет».
В рамках этой темы, с педагогами был проведен мастер-класс: «Играем в математику», викторина: «Математика – это интересно», была организована выставка методической литературы, консультации «Использование развивающих игр в работе по развитию представлений дошкольников».
Диагностическая часть программы представлена диагностикой по методике
Э. Ф. Замбацявичене (на основе словесного материала) Определение уровня умственного развития старших дошкольников» и теста автор Л.Ф.Тихомирова (6-7 лет), «Определение обобщающих понятий»
В октябре 2019 года с детьми старшего дошкольного возраста проведена первичная диагностика.
Обследовано 30 ребенка. 20 детей имеют высокий уровень развития, что составило 69%, 10 детей имеют средний уровень развития, что составило 31%, низкого уровня нет. Последовательность, систематичность позволяет добиваться положительных результатов. Прослеживается динамичность в развитии логического мышления.
Дети овладели способностью анализу и синтезу, классификации, сравнение, у них не возникает трудности при установлении причинно – следственной связей, своих возрастных особенностей. Думаю, что в дальнейшем это даст возможность хорошо усваивать в процессе обучения предлагаемый материал.
Планируется работа по дальнейшему развитию логического мышления через дидактические игры и упражнения, на основе логических игр по блокам Дьенеша.
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут: Тема: «Дидактические игры и упражнения в обучении старших дошкольников основам математики»
Актуальность выбранной темы
Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра - это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может, быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В.А.Сухомлинский
Работа по формированию у дошкольников элементарных математических измерять длину, ширину, высоту предметов и объём жидких и сыпучих веществ, обследовать форму предметов, ориентироваться представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Детей в подготовительной к школе группе знакомят со способами установления количественных и пространственных отношений между предметами, учат считать, складывать и вычитать, в пространстве и во времени. Задача воспитателя при этом – способствовать усвоению знаний, предусмотренных программой, развивать у детей интерес к математике, развивать самостоятельность и гибкость мышления, смекалку и сообразительность, развивать самостоятельность и гибкость мышления, умение делать простейшие обобщения, доказывать правильность тех или иных суждений.
Дидактическая игра, используемая на занятии математикой, делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным. Дидактические игры и упражнения, проведённые вне занятий, способствуют закреплению изученного материала, углублению полученных знаний, расширению математических представлений.
Считаю важным на протяжении всего последнего года обучения в детском саду использовать в работе с детьми дидактические игры и упражнения, уделять должное внимание математическому развитию будущих школьников.
Цель работы по самообразованию: совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по данной теме.
Задачи:
-изучить и систематизировать теоретический и практический материал по теме;
-составить картотеку дидактических игр для старших дошкольников;
-развивать интерес родителей к совместной работе по вопросу математической подготовки детей к школе.
Перспективный план работы на 2019-2020 учебный год
месяц | С детьми | С родителями | С педагогами |
Сентябрь Октябрь ноябрь | Изучение методической литературы Арапова - Пискунова Н.А. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду», Мозаика-Синтез, Москва, 2008. Беженова М.А. «Веселая математика» Донецк «Сталкер», 2000 Смоленцева А.А. «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием», Москва, «Просвещение», 1987, Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», | Изготовление пособий по теме «Дидактические игры и упражнения в обучении старших дошкольников основам математики» | Консультация по теме: «Занимательные формы работы при изучении детьми математики» |
Декабрь Январь Февраль | «Викторина – «Я знаю». Дидактические игры и упражнения на закрепление изученного материала. Развлечение «Игры Дедушки Мороза» | «Викторина – «Я знаю». Дидактические игры и упражнения на закрепление изученного материала. Развлечение «Игры Дедушки Мороза» | Подготовка к проведению мастер-класса (сбор информации, составление конспекта, подготовка материала и оборудования, подготовка перечня литературы и интернет - ресурсов для самостоятельного получения родителями дополнительной информации). |
Март Апрель Май | Дидактические игры и упражнения на закрепление изученного материала. Дидактические игры и изученного материала. Дидактические игры и упражнения на закрепление изученного материала. | Дидактические игры и упражнения на закрепление изученного материала. Дидактические игры и изученного материала. Дидактические игры и упражнения на закрепление изученного материала. | Мастер-класс на тему: «Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений». |
Ожидаемый результат для меня:
У меня, как у педагога-воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
- умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
- смогу овладеть инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
- умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике.
Литература по теме:
1.Математика и дети» - А. Белошинская – педагогических кандидат наук.
2. «Ориентировка в пространстве» - Т. Мусейнова – кандидат педагогических наук.
3. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
4. «Играем в числа» - серия пособий
5. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.
6.Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с.
7.Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.: ВАКО, 2005 г. - 208 с. Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
8. Арапова - Пискунова Н.А. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду», Мозаика-Синтез, Москва, 2008.
9. Беженова М.А. «Веселая математика» Донецк «Сталкер», 2000
10.Смоленцева А.А. «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием», Москва, «Просвещение», 1987.
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут: Тема: «Дидактические игры и упражнения в обучении старших дошкольников основам математики»
Актуальность выбранной темы
Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра - это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может, быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В.А.Сухомлинский
Работа по формированию у дошкольников элементарных математических измерять длину, ширину, высоту предметов и объём жидких и сыпучих веществ, обследовать форму предметов, ориентироваться представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Детей в подготовительной к школе группе знакомят со способами установления количественных и пространственных отношений между предметами, учат считать, складывать и вычитать, в пространстве и во времени. Задача воспитателя при этом – способствовать усвоению знаний, предусмотренных программой, развивать у детей интерес к математике, развивать самостоятельность и гибкость мышления, смекалку и сообразительность, развивать самостоятельность и гибкость мышления, умение делать простейшие обобщения, доказывать правильность тех или иных суждений.
Дидактическая игра, используемая на занятии математикой, делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным. Дидактические игры и упражнения, проведённые вне занятий, способствуют закреплению изученного материала, углублению полученных знаний, расширению математических представлений.
Считаю важным на протяжении всего последнего года обучения в детском саду использовать в работе с детьми дидактические игры и упражнения, уделять должное внимание математическому развитию будущих школьников.
Цель работы по самообразованию: совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по данной теме.
Задачи:
-изучить и систематизировать теоретический и практический материал по теме;
-составить картотеку дидактических игр для старших дошкольников;
-развивать интерес родителей к совместной работе по вопросу математической подготовки детей к школе.
Перспективный план работы на 2019-2020 учебный год
месяц | С детьми | С родителями | С педагогами |
Сентябрь Октябрь ноябрь | Изучение методической литературы Арапова - Пискунова Н.А. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду», Мозаика-Синтез, Москва, 2008. Беженова М.А. «Веселая математика» Донецк «Сталкер», 2000 Смоленцева А.А. «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием», Москва, «Просвещение», 1987, Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», | Изготовление пособий по теме «Дидактические игры и упражнения в обучении старших дошкольников основам математики» | Консультация по теме: «Занимательные формы работы при изучении детьми математики» |
Декабрь Январь Февраль | «Викторина – «Я знаю». Дидактические игры и упражнения на закрепление изученного материала. Развлечение «Игры Дедушки Мороза» | «Викторина – «Я знаю». Дидактические игры и упражнения на закрепление изученного материала. Развлечение «Игры Дедушки Мороза» | Подготовка к проведению мастер-класса (сбор информации, составление конспекта, подготовка материала и оборудования, подготовка перечня литературы и интернет - ресурсов для самостоятельного получения родителями дополнительной информации). |
Март Апрель Май | Дидактические игры и упражнения на закрепление изученного материала. Дидактические игры и изученного материала. Дидактические игры и упражнения на закрепление изученного материала. | Дидактические игры и упражнения на закрепление изученного материала. Дидактические игры и изученного материала. Дидактические игры и упражнения на закрепление изученного материала. | Мастер-класс на тему: «Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений». |
Ожидаемый результат для меня:
У меня, как у педагога-воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
- умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
- смогу овладеть инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
- умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике.
Литература по теме:
1.Математика и дети» - А. Белошинская – педагогических кандидат наук.
2. «Ориентировка в пространстве» - Т. Мусейнова – кандидат педагогических наук.
3. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
4. «Играем в числа» - серия пособий
5. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.
6.Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с.
7.Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.: ВАКО, 2005 г. - 208 с. Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
8. Арапова - Пискунова Н.А. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду», Мозаика-Синтез, Москва, 2008.
9. Беженова М.А. «Веселая математика» Донецк «Сталкер», 2000
10.Смоленцева А.А. «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием», Москва, «Просвещение», 1987.