Значение ручного труда в развитии ребенка - дошкольника.

Захарова Юлия Борисовна

«Ручной труд способствует разностороннему развитию личности ребенка. Художественно – творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние».

В. А. Сухомлинский

 

Сегодня проблема творческого развития и саморазвития личности ребенка дошкольника приобрела особую актуальность.

Перед нами стоит центральная проблема, как воспитывать, обучать и развивать ребенка, чтобы это соответствовало его природе, уникальным возрастным особенностям, индивидуальным склонностям и интересам. Начиная с дошкольного возраста нужно готовить ребенка к принятию самостоятельных, творческих решений, умению ориентироваться в современном мире. Для того чтобы он творчески развивался сам, нам взрослым, необходимо создать такие условия жизнедеятельности, которые вызывали бы у детей потребность к творчеству и преобразованию себя.  

Развитию у детей способности к творческому поиску и преобразованию действительности способствует художественный ручной труд, который воспринимается детьми с удовольствием, как увлекательная игра.  

Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Этот вид труда открывает перед ними широкие перспективы созидания.

Художественный ручной труд  – есть труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно - эстетически  значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, отдыха.

        Ручной труд предоставляет детям возможность употребить на практике начальные знания из области рисования, аппликации, конструирования, а также использовать опыт их собственных жизненных наблюдений. Занимаясь ручным трудом в детском саду и дома,  у детей создается не только определенный аппарат действий, знаний и навыков, но и увеличивается потенциал развития. Ребенок становится более уверенным в себе, а значит, свободным в выборе целей и нахождении путей для их достижений.

В практической деятельности, которой является ручной труд, ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданной им красивой поделке, огорчается, если что – то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах, материалах и  их свойствах, о различных способах и разнообразных технологиях создания предмета. Углубляются представления дошкольников об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают конструктивными, творческими, изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать. Наряду с этим развиваются оформительские  способности, которые проявляются при оформлении открыток, композиций, помещений к празднику; театральные способности - обыгрывание сложных моделей, инсценирование с их помощью сюжетов произведений детской литературы.

Ручной труд развивает у детей полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за неё, справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше.

Кроме того, ручной труд – важнейшее средство формирования нравственно – волевых качеств: настойчивости, взаимопомощи, внимательности и других, которые необходимы в дальнейшей жизни ребенка (В.Г. Злотников).

Этот вид деятельности благоприятно воздействует на развитие внимания и формирования памяти: дети запоминают термины, приемы изготовления поделок, а также способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранные в памяти знания и умения.

Занятия ручным трудом имеют огромное значение для развития речи дошкольников, они дают возможность более точно дифференцировать пространственные связи и употреблять более конкретные словесные выражения и термины, развивают коммуникативные качества детей.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, является средством развития мелкой моторики, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук (И.Я. Базик, Э.К. Гульянц).

Еще В.А. Сухомлинский писал: « Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Таким образом, можем сделать вывод: занятия ручным трудом оказывают огромное  влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка.

Предлагаю родителям в выходные дни и в свободное время поддерживать стремление своих детей к изготовлению поделок и делать это обязательно всем вместе.

 Для развития точной ручной координации важно, чтобы дошкольник постоянно занимался разнообразными видами ручной деятельности:

Рисование и раскрашивание картинок — хорошее упражнения для развития мелкой моторики.

Обведение вкладышей - каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий.

Изготовление поделок из природного материала: желудей, шишек и других материалов. Кроме развития мелкой моторики эти занятия развивают воображение и фантазию ребенка.

Разнообразное нанизывание - отлично развивает руку. Можно нанизывать пуговицы, бусы, макароны и т.п.

Плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги — задание на тренировку руки и воспитание усидчивости.

Изготовление поделок и аппликаций из бумаги — по результатам этих работ можно оценить, насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков ребенка.

Застегивание и расстегивание пуговиц, крючков, кнопок — хорошая тренировка для пальчиков.

Для развития общей (крупной) и мелкой моторики ребенку необходимы также: мозаика, конструкторы, кубики, пазлы.

Переборка круп — способствует развитию осязания, мелких движений пальцев рук.

Высыпите в небольшое блюдце, например, рис, гречку и горох и попросить ребенка перебрать.

Изготовление игрушек и других предметов из втулок – развивает воображение, творчество, фантазию.

 

 

 

 

 

 

 

Предлагаю сделать гараж для маленьких машинок из втулок.

Нам понадобится:

Коробка (любого размера)

Втулки (количество зависит от размера коробки)

Краски, клей

Ребенок и любой взрослый (для помощи и поддержки друг друга)

 

 

        выбираем коробку нужного размера

 

 

 

 

 

 

 

 

                 собираем нужное количество втулок

 

 

 

                красим втулки в разные цвета, сушим

 

 

 

                 приклеиваем втулки ко дну коробки и между собой

 

 

 

 

Гараж для машинок готов!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение ручного труда в развитии ребенка - дошкольника.

«Ручной труд способствует разностороннему развитию личности ребенка. Художественно – творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние».

В. А. Сухомлинский

Сегодня проблема творческого развития и саморазвития личности ребенка дошкольника приобрела особую актуальность.

Перед нами стоит центральная проблема, как воспитывать, обучать и развивать ребенка, чтобы это соответствовало его природе, уникальным возрастным особенностям, индивидуальным склонностям и интересам. Начиная с дошкольного возраста нужно готовить ребенка к принятию самостоятельных, творческих решений, умению ориентироваться в современном мире. Для того чтобы он творчески развивался сам, нам взрослым, необходимо создать такие условия жизнедеятельности, которые вызывали бы у детей потребность к творчеству и преобразованию себя.  

Развитию у детей способности к творческому поиску и преобразованию действительности способствует художественный ручной труд, который воспринимается детьми с удовольствием, как увлекательная игра.  

Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Этот вид труда открывает перед ними широкие перспективы созидания.

Художественный ручной труд  – есть труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно - эстетически  значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, отдыха.

        Ручной труд предоставляет детям возможность употребить на практике начальные знания из области рисования, аппликации, конструирования, а также использовать опыт их собственных жизненных наблюдений. Занимаясь ручным трудом в детском саду и дома,  у детей создается не только определенный аппарат действий, знаний и навыков, но и увеличивается потенциал развития. Ребенок становится более уверенным в себе, а значит, свободным в выборе целей и нахождении путей для их достижений.

В практической деятельности, которой является ручной труд, ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданной им красивой поделке, огорчается, если что – то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах, материалах и  их свойствах, о различных способах и разнообразных технологиях создания предмета. Углубляются представления дошкольников об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают конструктивными, творческими, изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать. Наряду с этим развиваются оформительские  способности, которые проявляются при оформлении открыток, композиций, помещений к празднику; театральные способности - обыгрывание сложных моделей, инсценирование с их помощью сюжетов произведений детской литературы.

Ручной труд развивает у детей полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за неё, справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше.

Кроме того, ручной труд – важнейшее средство формирования нравственно – волевых качеств: настойчивости, взаимопомощи, внимательности и других, которые необходимы в дальнейшей жизни ребенка (В.Г. Злотников).

Этот вид деятельности благоприятно воздействует на развитие внимания и формирования памяти: дети запоминают термины, приемы изготовления поделок, а также способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранные в памяти знания и умения.

Занятия ручным трудом имеют огромное значение для развития речи дошкольников, они дают возможность более точно дифференцировать пространственные связи и употреблять более конкретные словесные выражения и термины, развивают коммуникативные качества детей.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, является средством развития мелкой моторики, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук (И.Я. Базик, Э.К. Гульянц).

Еще В.А. Сухомлинский писал: « Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Таким образом, можем сделать вывод: занятия ручным трудом оказывают огромное  влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка.

Предлагаю родителям в выходные дни и в свободное время поддерживать стремление своих детей к изготовлению поделок и делать это обязательно всем вместе.

 Для развития точной ручной координации важно, чтобы дошкольник постоянно занимался разнообразными видами ручной деятельности:

Рисование и раскрашивание картинок — хорошее упражнения для развития мелкой моторики.

Обведение вкладышей - каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий.

Изготовление поделок из природного материала: желудей, шишек и других материалов. Кроме развития мелкой моторики эти занятия развивают воображение и фантазию ребенка.

Разнообразное нанизывание - отлично развивает руку. Можно нанизывать пуговицы, бусы, макароны и т.п.

Плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги — задание на тренировку руки и воспитание усидчивости.

Изготовление поделок и аппликаций из бумаги — по результатам этих работ можно оценить, насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков ребенка.

Застегивание и расстегивание пуговиц, крючков, кнопок — хорошая тренировка для пальчиков.

Для развития общей (крупной) и мелкой моторики ребенку необходимы также: мозаика, конструкторы, кубики, пазлы.

Переборка круп — способствует развитию осязания, мелких движений пальцев рук.

Высыпите в небольшое блюдце, например, рис, гречку и горох и попросить ребенка перебрать.

Изготовление игрушек и других предметов из втулок – развивает воображение, творчество, фантазию.

Предлагаю сделать гараж для маленьких машинок из втулок.

Нам понадобится:

Коробка (любого размера)

Втулки (количество зависит от размера коробки)

Краски, клей

Ребенок и любой взрослый (для помощи и поддержки друг друга)

        выбираем коробку нужного размераhttps://sun9-48.userapi.com/impf/AsOU-V4qybbVV-IiausYdAPOvumy3xyVkb6QHw/ikkLb4sNHsA.jpg?size=1620x2160&quality=96&proxy=1&sign=c2c215ec585575ff1b85012b763b56b5&type=album

https://sun9-46.userapi.com/impf/F6lNlW-J8Tqjo6BTl2beLYfwOrReD_jca05zjg/wElOe0XF5Mc.jpg?size=1620x2160&quality=96&proxy=1&sign=ec49e3cf2f73eed432cebd4ba7a90f31&type=album                 собираем нужное количество втулок

https://sun9-71.userapi.com/impf/41c01tY68hx-JUItPtRH6jrWsjYMgWlDvgUGew/UJLcrboOgJA.jpg?size=1620x2160&quality=96&proxy=1&sign=922e8b3375fd48e10f3fc8b721447019&type=album                красим втулки в разные цвета, сушим

https://sun9-76.userapi.com/impf/6cLXht-d-gX92FJNqk8JaaFjOEkCZamhv9Rqcw/6DKTJDHerp4.jpg?size=1620x2160&quality=96&proxy=1&sign=8426fabd5dda0c26aee20b4d071adafa&type=album                 приклеиваем втулки ко дну коробки и между собой

Гараж для машинок готов!