Современные подходы к здоровьесбережению в ДО (из опыта работы)
Уважаемые коллеги, гости моего сайта, на этой страничке я расскажу вам о том , чем я с удовольствием занимаюсь, о том, что интересно моим воспитанникам и, по моему мнению, приносит им удовольствие и большую пользу – это занятия эвритмией. Вы узнаете что это за искусство, как его средствами можно всесторонне оздоравливать ребёнка, каким образом это происходит в рамках образовательного процесса ДО. И, может быть, что-то возьмёте для себя, потому что методы, приёмы в рамках этой работы очень разнообразны и вполне реально взять и внести понравившиеся "фишки" в различные виды деятельности в своей работе, будь бы воспитателем или педагогом узкой специализации.
Что же такое эвритмия? Это - искусство гармоничного движения. В переводе с греческого — «прекрасный ритм», «прекрасное движение». Эвритмия , основана на взаимодействии движения, речи и музыки: она являет нам собой один из способов выражения поэтического и музыкального в движении и пространстве, иначе эвритмия — «видимое пение», эвритмия — «видимая речь». Тело человека в момент исполнения превращается в звучащий инструмент.
Основная задача эвритмии — дать возможность даже непосвященному наиболее полно воспринять и пережить музыкальное или поэтическое произведение. Искусство гармоничного движения – ЭВРИТМИЯ – даёт возможность уверенно чувствовать себя в жизни, в окружающем пространстве, в своем теле.
Она дает:
- выразительность, свободу
- радость и лёгкость, богатую фантазию
- развивает музыкальный слух, гибкость.
- душевную подвижность: свободно двигаясь, свободно мыслишь!
Она оздоравливает и раскрепощает.
Эвритмия - это танец с пространством, игра в потоке времени.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Искусство эвритмии –
новый подход в оздоровлении дошкольников.
Эвритмия - искусство особого (ритмичного движения, название которого восходит к древнегреческому искусству танца. В переводе с греческого языка ufythmia - стройность, благозвучие, равномерность ритма в музыке, танцах и речи. Ритм понимается как качество живого организма. Эвритмия появляется в начале XX в. В Европе (в Швейцарии, Германии). Это один из способов выражения музыкального и поэтического в движении и пространстве, основы которого были разработаны Р. Штейнером, немецкимим философом и мыслителем.
Отмечая пограничное положение эвритмического движениям между пантомимой и танцем, Р. Штейнер указывал на циклический, эстетический и гигиенический аспекты. Говоря о дидактическом аспекте, он подчёркивает, что душа человека раскрывается в движениях в силу своей связанности с телом. Эстетический элемент выражает художественность движения. Гигиеническое воздействие эвритмии заключено в оздоровлении психосоматической организации человека: поскольку физическое тело приведено в соответствие с миром движения и здоровая подвижность обращена на дидактику, становится возможным оздоровляющее воздействие на 'физический организм и на душевную организацию человека.
Эвритмия была известна в России до революции. Такие выдающиеся деятели отечественной культуры, как поэты А.Белый и М. Волошин, находились у истоков возникновения этого искусства и упоминают об истории его создания и силе воздействия в своих художественных произведениях.
В процессе эвритмического занятия решаются следующие задачи формирования культуры здоровья:
- улучшение самочувствия, повышение двигательной активности, работоспособности (соматический аспект);
- переживание своей успешности, надежда, пробуждение эмоций, позитивный настрой, интерес к окружающему (эмоционально-волевой уровень);
- самовыражение в движении, реализация внутренних образов, развитие фантазии и воображения (когнитивно-oбразный уровень);
- улучшение межличностных отношений, познание себя в благоприятной атмосфере, повышение самооценки в дружеской ситуации, принятие себя, своей неповторимой индивидуальности (личностно-социальный уровень);
- формирование системы духовно-нравственных и общечеловеческих ценностей, знакомство с музыкальной и поэтической культурой и особенностями менталитета русского народа, укрепление чувства ответственности и справедливости (духовно-нравственный аспект).
Эвритмические занятия для дошкольников проходят в форме увлекательной сказочной истории, которая рассказывается педагогом и создаётся действиями всех участников. Подражая движениям педагога, дети перевоплощаются в образы различных растений и животных, проживают явления природы, имитируют деятельность людей. Стихи и музыка выбираются в соответствии с сезонным состоянием природы, усиливая терапевтическое воздействие годового ритма. Педагог побуждает детей выразить эмоции и внутренние образы посредством движения, невербально. Занятие характеризуется состоянием активного слушания, ребёнка побуждают двигаться.
Совместное движение, атмосфера свободы и творчества дают ребенку возможность раскрыть себя, преобразовать внутренний мир. Психотерапевтическое воздействие движения приводит к улучшению эмоционального состояния, приобретению уверенности, осознанию собственной неповторимости, удовлетворённости от взаимодействия с другими
Эвритмическое занятие включает следующие этапы:
1 Подготовка пространства и костюмов.
Для проведения эвритмического занятия необходимо просторное,
светлое хорошо проветренное помещение, способствующее созданию терапевтического эффекта. Необходимо заранее удобно расположить все материалы, в том числе музыкальные инструменты.. Из обуви удобнее всего
использовать чешки.
2. Создание доверительной атмосферы и успокоение.
Доверительная атмосфера создаётся в общем кругу. Дети садятся в круг и приветствуют друг друга пением и жестами. Используются пальчиковые и жестовые игры.
3 Музыкально-ритмический круг.
Музыкально-ритмический круг обычно включает следующие дидактические блоки, которые могут располагаться в произвольном порядке:
- ритмические игры;
- блок развития крупной моторики (упражнения для развития координации и равновесия, ловкости стопы; упражнении для изучения географии тела);
- блок развития мелкой моторики;
- пространственная ориентация;
- социальные игры (взаимодействие с партнёром, групп детей-всей группы как единого коллектива;
- импровизационные двигательные композиции с музыкальным сопровождением;
- народные игры.
4. Завершение занятия.
Эвритмическое занятие завершается фазой успокоения. Рекомендуется постоять с закрытыми глазами, сложив руки на груди - «закрыть все замочки». Важно покинуть помещение, сохранив состояние покоя и умиротворения. Для этого используются считалки.
Нужно помнить, что дети дошкольного возраста проявляют черты сангвинического темперамента, поэтому радостный и эмоциональный настрой является основной потребностью ребенка..
|Практика показывает, что в ходе эвритмического занятия создается дружеская атмосфера, способствующая самовыражению детей в свободном эмоциональном движении. Дети используют некоторые характерные движения во время творческой игры. Наблюдается улучшение эмоционального состояния детей, формируется позитивный настрой, дети становятся дружелюбнее, а также свободнее в фантазии и творческих замыслах.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение д/с комбинированного вида №51 «Зоренька»
Выступление и мастер-класс на методическом объединении музыкальных руководителей
тема: «Эвритмия, как средство формирования культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила и провела
музыкальный руководитель
МАДОУ д/с №51
Татаринова Жанна Александровна
го Химки
Здравствуйте, я муз. Руководитель д/с №51 «Зоренька» Татаринова Жанна Александровна. Сегодня я расскажу вам об эвритмии.
Как вам известно, в настоящее время существует много инновационных технологий в воспитании и развития дошкольников, один из инновационных здоровьесберегающих подходов – это арттерапия, терапия искусством. Слышали что-нибудь?
Среди различных направлений арттерапии существуют такие, как изотерапия (работа с привлечением изобразительного искусства), киненетерапия , куда входит работа , связанная с воздействием движений (коррекционная ритмика, хореотерапия и эвритимия). Пусть вас не смущает термин «терапия», так как занятия эвритмией могут носить коррекционный, гигиенический и педагогический характер. Вот именно педагогической эвритмией мы и занимаемся. Эвритмия – это искусство гармоничного движения, она основана на взаимодействии движений, музыки и речи. И являет собой один из способов выражения поэтического и музыкального в движении в пространстве. Корни её уходят к древнегреческим танцам. Основоположником эвритмии является Рудольф Штейнер, родоначальник Вальдорфской педагогики. Напомню, что основным принципом этой педагогики является принцип природосообразности. Так же основными принципами считаются принцип цикличности, подражательности действий и утверждение, что личность ребёнка приоритетна. Это я вам говорю для того, чтобы в дальнейшем вам были понятны аспекты построения занятий по эвритмии. Основной целью воспитания в вальдорфской педагогике является развитие природных возможностей ребёнка и укрепления веры в себя. Основная задача эвритмии – это помочь даже непосвящённому человеку наиболее полно воспринять и пережить музыкальное или поэтическое произведение и возможность уверенно чувствовать себя в окружающем пространстве, в своём теле, в жизни, при условии систематичности занятий. Она даёт выразительность, свободу, развивает муз. слух, фантазию, гибкость, она оздоравливает и раскрепощает.
- Тема, над которой я работала в рамках инновационного проекта и применяю в своей деятельности звучит так «Эвритмия, как средство воспитания культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста». В настоящее время особое значение приобретают междисциплинарные категории, интегрирующие отдельные знания о человеке. Одной из таких категорий является культура здоровья. Когда же мы можем говорить о сформированности культуры здоровья у детей? Тогда, когда у ребёнка есть хорошие показатели в области:
- физиологической культуры (соматическое состояние ребёнка.),
- физической культуры (сформированность основных физ.качеств), психологической культуры ( наличие активных когнитивно-образных проявлений: творческое мышление, образная речь, сформированность основных психических процессов)
- духовно-нравственной культуры (зрелость личностных черт (самодисциплина, умение добиваться результата), толерантность, позитивное эмоциональное состояние)
Основным содержанием работы является специально организованная деятельность, занятие, которое проводится 1 раз в неделю и на протяжении календарного месяца имеет одно содержание. Эвритмические занятия для дошкольников проходят в форме увлекательной сказочной истории, которая рассказывается педагогом и создаётся действиями всех участников. Подражая движениям педагога, дети перевоплощаются в образы различных растений и животных, проживают явления природы, имитируют деятельность людей. Стихи и музыка выбираются в соответствии с сезонным состоянием природы, . Педагог побуждает детей выразить эмоции и внутренние образы посредством движения, невербально. Занятие характеризуется состоянием активного слушания, ребёнка побуждают двигаться. Перспективное планирование подчинено принципу сезонности (сентябрь – Осенняя прогулка, февраль - Зимний лес, май - Дыхание земли, июнь – Солнце, лето и цветы).
Материал для игровой терапии
1. Пальчиковые и жестовые игры;
2. Игры импровизации;
3. Драматизации;
4. Коммуникативные игры;
5. Народные игры и хороводы;
6. Музыкально-подвижные игры;
7. Музыкально-речевые игры;
8. Считалки;
9. Упражнения на релаксацию;
10. Упражнения на развитие:
- общей моторики(различные виды шага, бега, ускорения, замедления);
- мелкой моторики;
- пластичности;
- равновесия;
- произвольности движений;
- проявления эмоций;
- географии тела(элементы самомассажа);
11. Музыкально-двигательные пространственные импровизации.
Совместное движение, атмосфера свободы и творчества дают ребенку возможность раскрыть себя, преобразовать внутренний мир. Психотерапевтическое воздействие движения приводит к улучшению эмоционального состояния, приобретению уверенности, осознанию собственной неповторимости, удовлетворённости от взаимодействия с другими
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по эвритмии для педагогов ДОУ
Цель Воспитание культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста.
Дети заходят в музыкальный зал и свободно располагаются по всей площади.
Муз. рук. Здравствуйте, я говорю вам здравствуйте, потому что рада вас видеть и желаю вам здоровья. Давайте возьмёмся за руки, встанем в круг поздороваемся друг с другом
Коммуникационная игра-приветствие «СОЛНЫШКО»
Утром солнышко встаёт, колокольчик свой возьмёт.
Колокольчик зазвенит: «Здравствуйте» - всем говорит.
И Таня здесь, и Оля здесь…………………………………………Перечисляя имена все
протягивают руки по
направлению к
называемому ребёнку и
произносят его имя
Муз. рук. А вы знаете, сколько времён года? Наступает весна, за которой приходит лето, оно зайдёт за собой осень, а следом спешит зима. И всё в природе и на земле меняется. Давайте посмотрим, как это происходит.
Жестовая игра «КРУГООБОРОТ ЗЕМЛИ»
Дети встают и «закрывают все замочки»
Муз. рук. Все меняется, всё повторяется, а пока....
Птицы с юга прилетели, звонко капают капели.
Лес очнулся ото сна, значит к нам пришла.....весна
давайте отправимся на прогулку
Двигательная разминка «ПРОГУЛКА»
Дети выполняют различные виды шага и бега сопровождаемые стихами
Муз. рук. Вот мы и на лугу, а кто же там пасётся? Хотите угадать?.
Музыкально-двигательная композиция с пением «КТО ПАСЁТСЯ НА ЛУГУ»
Муз. рук. Смотрите, а луг-то уже в траве. А это кто там летает? Показываю детям зажатый кулак, в котором находится жучок.
Его поймал я на цветке, зажал тихонечко в руке.
Жужжитон «Попрошу без рук,
Я ж не железный, я же…………..жук» (разжимаю кулак и показываю жучка
А жучок-то у нас ленивый и мирный, даже не улетает с ладошки
Логоритмическое упражнение «ЖУЖЖАЛКА»
Я немного пожужжу, на цветочке посижу.
Муха в воздухе летит, я на муху погляжу.
Поглядел и есть пора, на обед у нас кора.
Пожую, спою жужжалку и улягусь до утра,
Потому, что спать пора………Тссссссссс
Муз. рук. 1, 2, 3, 4, 5 будем с солнышком играть (собираемся в кружок)
Игра с элементами самомассажа
Вышли мы на улицу – солнце припекает.
Гладит щёчки, лоб и нос в волосах играет.
Солнце, солнце, спинку грей,
Не жалей своих лучей.
Тёплым своим лучиком пробеги по ручкам нам.
Грей животик нам и шею. Припекай, свети сильнее.
Муз. рук. Закройте глаза, подставьте лицо солнышку, почувствуйте его ласковое прикосновение к вашему лицу.(раскладываю манжетки)
Откройте глазки, посмотрите, солнышко припекло, и расцвели цветы, разные, вон синий василёк.....Давайте мы сейчас превратимся в прекрасные цветы
Музыкально-двигательная композиция «ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТОК»
Муз рук Соберём в корзиночку наш букет и подарим присутствующим, чтобы увидеть улыбки на их лицах, а если люди улыбаются, значит у них хорошее настроение. А каким может быть настроение? (Показывают)
Музыкальная игра «НАСТРОЕНЬЕ УГАДАЙ»
Дети встают в круг и идут по нему, поют песенку. Водящий стоит в центре круга.
По кружочку пойду, и к кому-то подойду,
Ну, а ты – не зевай, настроенье угадай.
Все останавливаются . Воспитатель подходит к кому-нибудь из детей и кладёт руки на плечи. Тот ребёнок должен пропеть фразу с определённым настроением
Ай-ай-ай-, ай-ай-ай, настроенье угадай
В последствии задание можно усложнить и угадывать настроение не видя мимики.
Муз рук Замечательно, как в природе всё оживает, дышит и вы вздохните полной грудью, закройте все «замочки», глазки и постойте спокойно, отдохните
Релаксационное двигательное упражнение «ОБЛАКО»
Ты откуда, облако? Из страны дождей.
Ты откуда, речка? Я – сестра морей.
Ты откуда , ветер? Из степной страны.
Ты откуда, шёпот? Я – из тишины. Все стоят с закрытыми глазами некоторое время. Педагог проходит за кругом и гладит по спине каждого ребёнка.
А утром взойдёт солнышко, осветит всю землю, пригреет и все проснутся, потянутся, и начнётся новы, хороший день. Дети открывают глаза, потягиваются и улыбаются.
Вы замечательные дети, добрые и весёлые. Мне очень приятно было с вами общаться, а сейчас я провожу вас в группу.
Предварительный просмотр:
АНКЕТА
для совместной оценки педагогами и родителями
cформированности
культуры здоровья у старших дошкольников
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы о развитии ребёнка в детском саду.
Дата_________________
Вопросы
1. Улучшилось самочувствие, ребёнок болеет реже
_______________________________________________________
2. Ребёнок освоил правила гигиены, стал более аккуратным
________________________________________________________
3. Стал более координированным и ловким, лучше двигается
________________________________________________________
4. Ребёнок имеет позитивный настрой
_________________________________________________________
5. Стал более восприимчивым, открытым
_________________________________________________________
6. Проявляет любознательность, интерес к активной двигательной деятельности?___________________________________________________
7. Стал творчески, нестандартно мыслить
__________________________________________________________
8. Стал внимательнее, сосредоточен на том, что делает
____________________________________________________________
9. Улучшилась память, увеличился словарный запас, речь стала образной__________________________________________________________
10. Ребёнок стал свободнее общаться со сверстниками_____________
11. Стал свободнее в общении со взрослыми людьми______________
12. Ребёнок научился сочувствовать и сопереживать, стал добрее
___________________________________________________________
13. Самостоятельно рисует, играет; игра имеет созидательный характер
_________________________________________________________
14. Умеет оценивать свои действия_________________________
15. Проявляет целеустремлённость, выполняет задуманное
_________________________________________________________
16. Научился управлять собой, выполняет задуманное
_________________________________________________________
17. Любит помогать, проявляет трудолюбие___________________
18. Проявляет любовь и ответственность, заботится о других (в семье, детском саду)___________________________________________________
Какими видами деятельности Ваш ребёнок преимущественно занят дома? (Подчеркните 2 варианта):
1. Игра.
2. Просмотр телепередач, видео.
3. Компьютерные игры
4. Прогулки на свежем воздухе
5. Рисование, лепка.
6. Слушание радио, магнитофона.
7. Помощь в бытовых делах.
8. Другое__________________
Благодарим за сотрудничество!
Предварительный просмотр:
Ежемесячное тематическое планирование
Основная цель: формирование культуры здоровья.
Месяц | Тема | Задачи занятий | Примерное содержание занятия. | ||||
СЕНТЯБРЬ | «Прогулка» | - улучшение самочувствия, повышение двигательной активности, работоспособности (соматический аспект); - переживание своей успешности, надежда, пробуждение эмоций, позитивный настрой, интерес к окружающему (эмоционально-волевой уровень); - самовыражение в движении, реализация внутренних образов, развитие фантазии и воображения (когнитивно-oбразный уровень); - улучшение межличностных отношений, познание себя в благоприятной атмосфере, повышение самооценки в дружеской ситуации, принятие себя, своей неповторимой индивидуальности (личностно-социальный уровень); - формирование системы духовно-нравственных и общечеловеческих ценностей, знакомство с музыкальной и поэтической культурой и особенностями менталитета русского народа, укрепление чувства ответственности и справедливости (духовно-нравственный аспект). | Коммуникативная игра «Добрый день» - - Хороводная игра «Мой район» Музыкально-двигательная импровизация «Мыльные пузыри» Упражнения с элементами самомассажа «Солнечные зайчики» Игра-импровизация «В синем куполе небес» Ритмическое упражнение «Была тишина..» Упражнение «Тёпики-хлопики» Хороводная игра «Что делать после дождика» Жестовая игра «Осенний букет» Считалка | ||||
ОКТЯБРЬ | «Осень в лесу» | - формирование системы духовно-нравственных и общечеловеческих ценностей повышение двигательной активности, работоспособности (соматический аспект); - переживание своей успешности, надежда, пробуждение эмоций, позитивный настрой, интерес к окружающему (эмоционально-волевой уровень); - самовыражение в движении, реализация внутренних образов, развитие фантазии и воображения (когнитивно-oбразный уровень); - улучшение межличностных отношений, познание себя в благоприятной атмосфере, повышение самооценки в дружеской ситуации, принятие себя, своей неповторимой индивидуальности (личностно-социальный уровень); - улучшение самочувствия, | Жестовая игра: «Дружеское приветствие» Упражнение на развитие общей моторики «Художница осень», Двигательное упражнение на развитие произвольности движений, проявления эмоций. Музыкально-двигательная пространственная импровизация «Ветер». Драматизация «Фея». Пальчиковая игра «Зернышко» Народная игра «Сеяли девушки яровой хмель» Релакскация «Считалка» | ||||
НОЯБРЬ | «Покров» | - повышение двигательной активности, работоспособности (соматический аспект); - переживание своей успешности, надежда, пробуждение эмоций, позитивный настрой, интерес к окружающему (эмоционально-волевой уровень); - самовыражение в движении, реализация внутренних образов, развитие фантазии и воображения (когнитивно-oбразный уровень); - улучшение межличностных отношений, познание себя в благоприятной атмосфере, повышение самооценки в дружеской ситуации, принятие себя, своей неповторимой индивидуальности (личностно-социальный уровень); - формирование системы духовно-нравственных и общечеловеческих ценностей; - улучшение самочувствия | Игра-приветствие «Здравствуйте»; Упражнение на проявление эмоций «Рано-рано выпал снег..» Жестовая игра «Как поработала зима»; Подвижная игра «Ах, как хочется гулять..»; Упражнение «Паровоз» Музыкально-двигательная импровизация «Последний листопад»; Инсценировка с элементами самомассажа «Сапожник»; Упражнение на различные виды шага и бега. Музыкально-двигательная импровизация «Лес» ;Упражнение с элементами коммуникации Релаксация | ||||
ДЕКАБРЬ | «Сказки зимней ночи» | - самовыражение в движении, реализация внутренних образов, развитие фантазии и воображения (когнитивно-oбразный уровень); - улучшение межличностных отношений, познание себя в благоприятной атмосфере, повышение самооценки в дружеской ситуации, принятие себя, своей неповторимой индивидуальности (личностно-социальный уровень); - формирование системы духовно-нравственных и общечеловеческих ценностей; - улучшение самочувствия, повышение двигательной активности, работоспособности (соматический аспект); - переживание своей успешности, надежда, пробуждение эмоций, позитивный настрой, интерес к окружающему (эмоционально-волевой уровень); | Коммуникативная игра-приветствие «Добрый день»; Игра - импровизация «Звёздочки» ; Музыкальная игра - импровизация «Зимние забавы»; Упражнение на различные виды шага (медленно, быстрее, прыжки галопом, замедление и остановка); Жестовая игра «Крутим, крутим, вертим, вертим»; Драматизация «Серая звездочка» ; Пальчиковая игра «Бабочки» ; Музыкально - двигательная пространственная импровизация «Бабочки» Песня-релаксация «Снегопад»; Считалка. | ||||
ЯНВАРЬ | «В гости к матушке -зиме» | - формирование системы духовно-нравственных и общечеловеческих ценностей; самовыражение в движении, реализация внутренних образов, развитие фантазии и воображения (когнитивно-oбразный уровень); - улучшение межличностных отношений, познание себя в благоприятной атмосфере, повышение самооценки в дружеской ситуации, принятие себя, своей неповторимой индивидуальности (личностно-социальный уровень); - улучшение самочувствия, повышение двигательной активности, работоспособности (соматический аспект); - переживание своей успешности, надежда, пробуждение эмоций, позитивный настрой, интерес к окружающему (эмоционально-волевой уровень); | Игра-приветствие «Солнышко»; Жестовая игра «Мама, глянь-ка...» ; Упражнение «Ой, белым, белым-бело..»; Музыкально-двигательная импровизация»В лесу»; Жестовая игра «Хрустит под ногами..»; Хоровод «Зимние забавы» ; Упражнение на равновесие и концентрацию внимания «Если был бы я» ; Упражнение «Маленькие ёлочки»; Жестовая игра «Крутим-вертим»; Песня-релаксация «Снегопад» | ||||
ФЕВРАЛЬ | «Дуют ветры в феврале» | - переживание своей успешности, надежда, пробуждение эмоций, позитивный настрой, интерес к окружающему (эмоционально-волевой уровень); - самовыражение в движении, реализация внутренних образов, развитие фантазии и воображения (когнитивно-oбразный уровень); - улучшение межличностных отношений, познание себя в благоприятной атмосфере, повышение самооценки в дружеской ситуации, принятие себя, своей неповторимой индивидуальности (личностно-социальный уровень); - формирование системы духовно-нравственных и общечеловеческих ценностей; - улучшение самочувствия, повышение двигательной активности, работоспособности (соматический аспект); | Жестовая игра «Ветер» ;Упражнение «Ветер» Музыкально-двигательная композиция «Гонит ветер облака» ; Двигательное задание «Поёт, зима, аукает» ; Песня «Снег идёт» ; Упражнение «Вьются, серебрятся» ; Инсценировка «Заинька» Игра на внимание с элементами самомассажа Музыкальная композиция «Снежинки» Считалка Релаксация «Весело сияет месяц над селом» |
МАРТ | «Весна стучиться в окна» | - самовыражение в движении, реализация внутренних образов, развитие фантазии и воображения (когнитивно-oбразный уровень); - улучшение межличностных отношений, познание себя в благоприятной атмосфере, повышение самооценки в дружеской ситуации, принятие себя, своей неповторимой индивидуальности (личностно-социальный уровень); - формирование системы духовно-нравственных и общечеловеческих ценностей, знакомство с музыкальной и поэтической культурой и особенностями менталитета русского народа, укрепление чувства ответственности и справедливости (духовно-нравственный аспект); - улучшение самочувствия, повышение двигательной активности, работоспособности (соматический аспект); - переживание своей успешности, надежда, пробуждение эмоций, позитивный настрой, интерес к окружающему (эмоционально-волевой уровень); | Игра-приветствие «День-ночь» Упражнение-ритмизация «Зима недаром злиться» Игра «Весна» Упражнение-игра на географию тела с элементами самомассажа «Солнце припекает Подвижная игра «Ручеёк» Пальчиковая игра «Первые птицы» Песня «Птичка» Ритмопластическое упражнение «Медведь» Упражнение на проявление эмоций «Весна стучится..» Танцевальная композиция «Волшебный цветок» Музыкально-дидактическая игра «Не зевай» Игра-релаксация «Я вижу мир» |
АПРЕЛЬ | «Весение воды» | - улучшение самочувствия, повышение двигательной активности, работоспособности (соматический аспект); - переживание своей успешности, надежда, пробуждение эмоций, позитивный настрой, интерес к окружающему (эмоционально-волевой уровень); - самовыражение в движении, реализация внутренних образов, развитие фантазии и воображения (когнитивно-oбразный уровень); - улучшение межличностных отношений, познание себя в благоприятной атмосфере, повышение самооценки в дружеской ситуации, принятие себя, своей неповторимой индивидуальности (личностно-социальный уровень); - формирование системы духовно-нравственных и общечеловеческих ценностей, знакомство с музыкальной и поэтической культурой и особенностями менталитета русского народа, укрепление чувства ответственности и справедливости (духовно-нравственный аспект). | Жестовая игра «День и ночь»; Игра-импровизация «Кругооборот года» ;Ритмическое упражнение «К нам весна шагает» Упражнение в парах (игра - коммуникация) «Ледоход» Двигательное упражнение «Ручеек» Упражнение на развитие мелкой моторики и равновесия «Рыбка» Игра - импровизация «Травинка» Народная игра «Барашеньки - крутороженьки» Упражнение для географии тела (элементы самомассажа) Упражнения - имитация на развитие мелкой моторики и жестов Музыкально - двигательная импровизация «Море волнуется раз» Жестовая игра - релаксация «Успокоение» |
МАИ | «Дыхание земли» | - улучшение межличностных отношений, познание себя в благоприятной атмосфере, повышение самооценки в дружеской ситуации, принятие себя, своей неповторимой индивидуальности (личностно-социальный уровень); - формирование системы духовно-нравственных и общечеловеческих ценностей, знакомство с музыкальной и поэтической культурой и особенностями менталитета русского народа, укрепление чувства ответственности и справедливости (духовно-нравственный аспект); - улучшение самочувствия, повышение двигательной активности, работоспособности (соматический аспект); - переживание своей успешности, надежда, пробуждение эмоций, позитивный настрой, интерес к окружающему (эмоционально-волевой уровень); - самовыражение в движении, реализация внутренних образов, развитие фантазии и воображения (когнитивно-oбразный уровень); | Песня-игра «Здравствуй, друг»; Жестовая игра «Кругооборот года»; Упражнение «Прогулка»; Песня-игра «Кто пасётся на лугу?» Жестовая игра «Травинка»; Ритмизированная речь «Цветы»; Игра «Цветок»; Жестовая игра на проявление эмоций «Ландыш» ;Звукоречевая игра «Ленивый жук»; Пальчиковая игра «Гусеница»; Музыкально-двигательная композиция «Бабочки» Упражнение-релаксация «Ты откуда, облако?» |
ИЮНЬ | «Солнце, лето и цветы» | - формирование системы духовно-нравственных и общечеловеческих ценностей, знакомство с музыкальной и поэтической культурой и особенностями менталитета русского народа, укрепление чувства ответственности и справедливости (духовно-нравственный аспект); - улучшение самочувствия, повышение двигательной активности, работоспособности (соматический аспект); - переживание своей успешности, надежда, пробуждение эмоций, позитивный настрой, интерес к окружающему (эмоционально-волевой уровень); - самовыражение в движении, реализация внутренних образов, развитие фантазии и воображения (когнитивно-oбразный уровень); - улучшение межличностных отношений, познание себя в благоприятной атмосфере, повышение самооценки в дружеской ситуации, принятие себя, своей неповторимой индивидуальности (личностно-социальный уровень); | Жестово-речевая игра «Здравствуйте!» Музыкальная игра «Угадай настроение» Двигательные упражнения Пальчиковая игра «Цветки» Музыкально-речевая игра «Пальчик мой» Пальчиковая игра «Сова» Музыкально-двигательная игра «Ёжик» Игра - импровизация «Дождик» Музыкально - двигательная импровизация «Цветы» Упражнение - релаксация «Атмосфера доброты» |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 51 «Зоренька»
Мастер класс для воспитателей старших групп го Химки
Тема «Музыка, эмоции, движение, игра. Культура здоровья»
Проведено: 27.01.2019 г.
Подготовила и провела
музыкальный руководитель
высшей квалификационной
категории Татаринова Ж.А.
г.о. Химки
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 51 «Зоренька»
Добрый день, уважаемые коллеги. Тема сегодняшней встречи определена, как «Эмоциональное благополучие детей в дошкольном учреждении». Из чего, по-вашему, может складываться благополучие в жизни? А реально ли зарабатывать деньги, учиться, самообразовываться, ездить на отдых, если человек не здоров?
А что то такое здоровье с вашей точки зрения? Как мы выяснили: что категория Здоровье имеет собирательную многоуровневую природу. И поговорить мне хочется о такой составляющей здоровья, как культура здоровья. Если есть культура поведения, культура еды, имеет место быть и такая категория как культура здоровья. Это неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении.
И что же такое культура здоровья? Что включает в себя это понятие?
Во-первых, это физиологическая составляющая: наличие хорошего самочувствия, повышение двигательной активности и работоспособности.
Во-вторых, эмоционально-волевой аспект: то есть позитивный настрой, хорошо выраженный интерес к окружающему миру, адекватное переживание своей успешности.
В третьих, интеллектуальный уровень, на котором ребёнок может самовыражаться в движении, реализовать свои внутренние фантазии, демонстрировать хорошо развитые психические процессы (память, внимание, мышление).
В четвёртых, наличие сформированной личностно-социальной платформы: когда дети могут успешно общаться между собой и с окружающими, познавать себя в благоприятной обстановке, повышая самооценку и принимая себя, как личность индивидуальность.
Ну, и конечно духовно-нравственная сторона вопроса: принятие общечеловеческих ценностей, знакомство с культурой и особенностями менталитета своего народа, укрепление нравственных качеств – ответственности, толерантности, выдержанности.
То есть весь воспитательно-образовательный процесс подразумевает воспитание культуры здоровья дошкольника.
Мне, как педагогу-музыканту, работать в этом направлении помогает такое искусство, как эвритмия. Что это такое? Это искусство особого ритмичного движения это один из способов выражения музыкального и поэтического в движении и пространстве. Истоки эвритмии следует искать в древнегреческой культуре.
Основным содержанием деятельности являются специально организованные музыкальные занятия, в которых прослеживается взаимосвязь таких основных средств искусства эвритмии как движение, музыка, слово которые способствуют формированию культуры здоровья современного ребенка - дошкольника. Занятие эвритмией проходит в форме увлекательной тематической истории, которая рассказывается педагогом, а создаётся действиями всех участников. Дети, подражая движениям педагогов, перевоплощаются в образы животных, растений, проживают явления природы и проигрывают собственные варианты поэтического и драматического действа.
Каково же содержание эвритмической деятельности в рамках одного занятия?
• ритмические игры; игры на развитие ладо-тонального слуха и звуко-высотного слуха;
• блок развития крупной моторики (упражнения на развитие координации и равновесия, ловкости стопы; упражнении для изучения географии тела);
• блок развития мелкой моторики;
• пространственная ориентация;
• социальные игры ( игры-коммуникации)
• импровизационные двигательные композиции с музыкальным сопровождением;
• народные игры.
Совместное движение, атмосфера свободы, творчества дают ребёнку возможность раскрыть себя, преобразовать внутренний мир, улучшить эмоциональное состояние, приобрести уверенность в себе.
Вот сейчас мы и займёмся тем, чем с удовольствием занимаются наши дети.
-
Занятие по эвритмии: «Зимний день»
Цель: Формирование культуры здоровья
МР Добрый день, я рада видеть вас. Говорю вам добрый день, потому что хочу, чтобы он был таким с самого утра и до вечера. А давайте посмотрим, каким же он может быть этот добрый день, хотите? Тогда смотрите на меня и повторяйте всё за мной.
Приветствие «Утром солнышко взойдёт»
Утром солнышко взойдёт, колокольчик свой возьмёт.
Колокольчик зазвенит «Здравствуйте» всем говорит
И Маша здесь, и Таня здесь…………….
ЗДРАВСТВУЙТЕ
МР А кого вы первого видите утром? Конечно маму. Давайте попробуем сделать утреннее фото
Жестовая игра «Утреннее фото»
Встань, как только солнце встанет
И тихонечко к окошку
Руку луч к тебе протянет -
Ты подставь скорей ладошку,
Пусть тебя увидит мама
И умытым, и обутым.
Всё прибрав, иди к ней прямо
И скажи ей: "С добрым утром! "
А потом с улыбкой, с песней
Выйди к травам, людям, птицам.
И весёлым, интересным
День твой должен получиться!
МР Замечательно, а гулять хотите?
А на улице мороз
Щиплет щёчки, щиплет нос
Щиплет ушки, щиплет ножки
побежали по дорожке?
Музыкальная подвижная игра «Зимние забавы»
Ритмическая игра
Ой, белым, белым, бело. хлопки
Вот сугробы намело. топотушки
Налетел ветерок, шлепки
Распушил снежок хлопки
МР Какой белый, пушистый снежок, если приглядеться, то можно рассмотреть какие снежинки разные-разные
Песня «Белые мухи»
(во время песенки надеваем снежинки на пальчики)
Пальчиковая игра «Снежинки»
Вот снежинки прилетели и ко мне на пальцы сели (одеваем снежинки на пальчики)
Раз, два, три, четыре, пять (считаем снежинки на пальчиках)
Будем с ними мы играть
Раз снежинка потанцует, (мизинец вправо влево двигается или просто произвольно)
Два снежинка порисует (безымянный круговые движения делает)
Третья будет кувыркаться (средний палец движения типа кувырок - вниз, вперед и вверх)
А четвертая валяться (указательный палец ложится на ладошку и обратно)
Ну а пятая снежинка
Будет сладко спать в корзинке (ладошку сделать горсточкой и положить туда большой палец
МР Лётят снежинки, летят, кружатся, снегопад всё сильнее. И падает снег на дома, на землю, на лавочки, на деревья. Давайте представим, что мы с вами в парке, где стоят фонари, растут высокие деревья. А снег всё кружит и кружит, но он тихий, осторожный.
Музыкальная импровизация «Осторожный снег»
МР Ну что, нагулялись? Пора домой.
Упражнение-коммуникация с элементами массажа
Отряхиваем снежок с рук, с ног, с туловища и ножки не забудем, а теперь помогите отряхнуть спинку другу. А теперь давайте погреемся,
Жестовая игра «Крутим-крутим»
МР Отогрелись ребятки, и захотелось послушать им сказку…………. Я готова вам рассказать сказку про маленькую ёлочку, которая жила в большом лесу на полянке. Но играть будет интереснее. Давайте мы эту сказку вместе расскажем. То есть я буду рассказывать, а вы показывать, согласны? (раздаю атрибуты и маски)
Инсценировка «Сказка про ёлочку»
Ёлочка
Зайка,
Мишка
Папа
Дочка
Снежок
Коробка с игрушками
Жила-была в лесу маленькая ёлочка. И была она зелёная и пушистая. Росла малышка на полянке и очень радовала своей красотой разных лесных зверушек и птиц.
Пришла зима. Белый снежок кружился и кружился, засыпая ёлочку со всех сторон и стала она ещё пушистей, ещё нарядней, как будто оделась в тёплую меховую шубку. Целый день веселилась лесная детвора: зайчата, медвежата, птички на полянке, около ёлочки. Как-то раз послышались в лесу чьи-то шаги, звери в испуге бросились кто куда и затаились. Вскоре на полянку вышли папа и дочка
- Папа, папа, посмотри какая ёлочка! Как раз то, что нам нужно! – радостно закричала девочка, запрыгала и потянула папу за рукав.
- И, правда, — ответил папа, придём завтра с топором, чтобы срубить ёлочку. Нарядим её получше, и украсит она наш дом к празднику.
Но девочка вдруг начала плакать:
- Папа, папа, не надо рубить ёлочку, она такая красивая, такая пушистая, жалко мне её рубить.
- Ну, а как же мы без ёлки на Новый Год? – спросил папа.
- Папочка, давайте купим искусственную А эту оставим для зайчиков и белочек. Им же тоже нужна ёлочка на праздник.
Папа задумался, а затем улыбнулся, погладил дочку по голове и сказал:
- Ты права, жалко ёлочку. Пропадёт она у нас дома, в тепле. А здесь сможет ёлочка ещё расти много-много лет и всех радовать.
Так решили, а затем ушли домой. Выбежали зверушки на полянку и обрадовались, что их ёлочку не тронули. Только вот на следующий день снова раздались шаги в лесу. Испугались лесные зверушки. Неужели люди передумали и идут рубить ёлочку ? Ай, ай, ай, какой ужас!!! Пригляделись, видят, что опять выходят на полянку тот же папа и девочка. Но в руках у них не топор, а коробка. А в коробке чего только нет! И шары, и мягкие игрушки, и бусы! Стали они украшать ёлочку. На макушку надели большую и блестящую звезду. А под ёлочку положили подарки для лесных зверушек
- Красивая же у нас ёлочка получилась! – радостно сказал папа, — Ну а теперь идём домой, надо торопиться, а то не успеем в магазин за ёлкой.
Ушли они, а лесные зверята выскочили на полянку . А ёлочка стоит, радуется, своим друзьям улыбается. Наконец-то и у них, у зверят лесных, настоящий новогодний праздник! Так им весело, так хорошо, что они даже песенку запели. Вот такую:
Муз Хоровод « В лесу родилась ёлочка»
МР Ребята, смотрите, уже вечер наступил, и зажглись на небе звёздочки, они зажигаются, мерцают, гаснут и снова зажигаются.
Муз Упражнение-релаксация «Звёзды»
Звёзды, звёзды, где вы, где вы? Высоко, далеко.
В синем небе мы сияем, свет на землю посылаем.
И не слышно до небес подрастает ночью лес.
Ночью детки отдыхают, ночью Ангел прилетает.
Педагог проходит и поглаживает каждого по спине
МР А утром солнышко протянет свои лучики, прикоснётся к каждому и разбудит ребят. Они проснутся, потянутся и снова начнётся хороший добрый день.
Понравилось вам играть со мной? И с вами было очень приятно провести время, а сейчас нам надо попрощаться. До свидания.
Предварительный просмотр:
Выступление и практическое занятие с привлечением родителей
Занятие «Зимний день»
МР Добрый день, я рада видеть вас. Говорю вам добрый день, потому что хочу, чтобы он был таким с самого утра и до вечера. А давайте посмотрим, каким же он может быть этот добрый день, хотите? Тогда смотрите на меня и повторяйте всё за мной.
Приветствие» Утром солнышко взойдёт»
А кого вы первого видите утром? Конечно маму
Жестовая игра «Утреннее фото»
Встань, как только солнце встанет
И тихонечко к окошку
Руку луч к тебе протянет -
Ты подставь скорей ладошку,
Пусть тебя увидит мама
И умытым, и обутым.
Всё прибрав, иди к ней прямо
И скажи ей: "С добрым утром! "
А потом с улыбкой, с песней
Выйди к травам, людям, птицам.
И весёлым, интересным
День твой должен получиться!
МР Замечательно, а гулять хотите?
А на улице мороз
Щиплет щёчки, щиплет нос
Щиплет ушки, щиплет ножки
побежали по дорожке?
Подвижная игра «Зимние забавы»
Ой, белым, белым, бело.
Вот сугробы намело. Движение в круг, сужая его
Налетел ветерок,
Распушил снежок. Разбегаются рассыпную
МР Какой белый, пушистый снежок, если приглядеться, то можно рассмотреть какие снежинки разные-разные
Песня «Белые мухи» (во время песенки надеваем снежинки на пальчики)
Пальчиковая игра «Снежинки»
Вот снежинки прилетели и ко мне на пальцы сели (одеваем снежинки на пальчики)
Раз, два, три, четыре, пять (считаем снежинки на пальчиках)
Будем с ними мы играть
Раз снежинка потанцует, (мизинец вправо влево двигается или просто произвольно)
Два снежинка порисует (безымянный круговые движения делает)
Третья будет кувыркаться (средний палец движения типа кувырок - вниз, вперед и вверх)
А четвертая валяться (указательный палец ложится на ладошку и обратно)
Ну а пятая снежинка
Будет сладко спать в корзинке (ладошку сделать горсточкой и положить туда большой палец
МР Летят снежинки, летят, кружатся, снегопад всё сильнее. И падает снег на дома, на землю, на лавочки, на деревья. Давайте представим, что мы с вами в парке, где стоят фонари, растут высокие деревья. А снег всё кружит и кружит, но он тихий, осторожный.
Музыкальная двигательная импровизация «Осторожный снег»
МР Ну что, нагулялись? Пора домой.
Упражнение-коммуникация с элементами массажа
Отряхиваем снежок с рук, с ног, с туловища и ножки не забудем, а теперь помогите отряхнуть спинку другу. Дети встают «паровозиком» и выполняют похлопывания по различным частям тела товарищей.
А теперь давайте погреемся,
Жестовая игра «Крутим-крутим»
Крутим, крутим вверх, вверх.
Крутим, крутим вниз, вниз
Крутим, крутим вдаль, вдаль.
Крутим, крутим вблизь, вблизь.
Крутим очень медленно, очень, очень низко……..
И быстро, быстро, быстро. быстро
МР Отогрелись ребятки, и захотелось послушать им сказку…………. Я готова вам рассказать сказку про маленькую ёлочку, которая жила в большом лесу на полянке. Но играть будет интереснее. Давайте мы эту сказку вместе расскажем. То есть я буду рассказывать, а вы показывать, согласны? (раздаю атрибуты и маски)
Театральная постановка Сказка «Про ёлочку»
Ёлочка
Зайка,
Мишка
Папа
Дочка
Снежок
Коробка с игрушками
Жила-была в лесу маленькая ёлочка. И была она зелёная и пушистая. Росла малышка на полянке и очень радовала своей красотой разных лесных зверушек и птиц.
Пришла зима. Белый снежок кружился и кружился, засыпая ёлочку со всех сторон и стала она ещё пушистей, ещё нарядней, как будто оделась в тёплую меховую шубку. Целый день веселилась лесная детвора: зайчата, медвежата, птички на полянке, около ёлочки. Как-то раз послышались в лесу чьи-то шаги, звери в испуге бросились кто куда и затаились. Вскоре на полянку вышли папа и дочка
- Папа, папа, посмотри какая ёлочка! Как раз то, что нам нужно! – радостно закричала девочка, запрыгала и потянула папу за рукав.
- И, правда, — ответил папа, придём завтра с топором, чтобы срубить ёлочку. Нарядим её получше, и украсит она наш дом к празднику.
Но девочка вдруг начала плакать:
- Папа, папа, не надо рубить ёлочку, она такая красивая, такая пушистая, жалко мне её рубить.
- Ну, а как же мы без ёлки на Новый Год? – спросил папа.
- Папочка, давайте купим искусственную А эту оставим для зайчиков и белочек. Им же тоже нужна ёлочка на праздник.
Папа задумался, а затем улыбнулся, погладил дочку по голове и сказал:
- Ты права, жалко ёлочку. Пропадёт она у нас дома, в тепле. А здесь сможет ёлочка ещё расти много-много лет и всех радовать.
Так решили, а затем ушли домой. Выбежали зверушки на полянку и обрадовались, что их ёлочку не тронули. Только вот на следующий день снова раздались шаги в лесу. Испугались лесные зверушки. Неужели люди передумали и идут рубить ёлочку ? Ай, ай, ай, какой ужас!!! Пригляделись, видят, что опять выходят на полянку тот же папа и девочка. Но в руках у них не топор, а коробка. А в коробке чего только нет! И шары, и мягкие игрушки, и бусы! Стали они украшать ёлочку. На макушку надели большую и блестящую звезду. А под ёлочку положили подарки для лесных зверушек
- Красивая же у нас ёлочка получилась! – радостно сказал папа, — Ну а теперь идём домой, надо торопиться, а то не успеем в магазин за ёлкой.
Ушли они, а лесные зверята выскочили на полянку . А ёлочка стоит, радуется, своим друзьям улыбается. Наконец-то и у них, у зверят лесных, настоящий новогодний праздник! Так им весело, так хорошо, что они даже песенку запели. Вот такую:
Хоровод « В лесу родилась ёлочка»
МР Ребята, смотрите, уже вечер наступил, и зажглись на небе звёздочки, они зажигаются, мерцают, гаснут и снова зажигаются.
Упражнение-релаксация «Звёзды»
Звёзды, звёзды, где вы, где вы? Высоко, далеко.
В синем небе мы сияем, свет на землю посылаем.
И не слышно до небес подрастает ночью лес.
Ночью детки отдыхают, ночью Ангел прилетает.
Педагог проходит и поглаживает каждого по спине
МР А утром солнышко протянет свои лучики, прикоснётся к каждому и разбудит ребят. Они проснутся, потянутся и снова начнётся хороший добрый день.
Понравилось вам играть со мной? И с вами было очень приятно провести время, а сейчас нам надо попрощаться. До свидания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое культура здоровья? Культура здоровья включает в себя 4 составляющие: Физиологическая культура (соответствующее принятым нормам соматическое состояние и выполнение правил гигиены); Физическая культура (двигательные умения); Психологическая культура (эмоциональное состояние ребенка, воспитание интереса любознательности); Духовно – нравственная культура (сформированность духовно – нравственной сферы (сочувствие, толерантность, сопереживание) зрелость личностных черт) МАДОУ д/с № 51 «Зоренька
улучшение самочувствия, повышение двигательной активности, работоспособности (соматический аспект); переживание своей успешности, надежда, пробуждение эмоций, позитивный настрой, интерес к окружающему (эмоционально-волевой уровень); самовыражение в движении, реализация внутренних образов, развитие фантазии и воображения (когнитивно- o бразный уровень); улучшение межличностных отношений, познание себя в благоприятной атмосфере, повышение самооценки в дружеской ситуации, принятие себя, своей неповторимой индивидуальности (личностно-социальный уровень); формирование системы духовно-нравственных и общечеловеческих ценностей, знакомство с музыкальной и поэтической культурой и особенностями менталитета русского народа, укрепление чувства ответственности и справедливости (духовно-нравственный аспект). Основные задачи эвритмического занятия МАДОУ д/с № 51 «Зоренька
Модель построения эвритмического занятия 1. Подготовка пространства и костюмов. 2. Создание доверительной атмосферы в кругу. Дети садятся в круг и приветствуют друг друга пением и жестами. 3. Музыкально – ритмический круг (основная часть). - ритмические игры; - блок развития крупной моторики (упражнения для развития координации равновесия, ловкости стопы, упражнения для изучения географии тела); - блок развития мелкой моторики; - пространственная ориентация; - социальные игры (взаимодействие с партнером, групп детей, и всей группы как единого коллектива); - импровизационные двигательные композиции с музыкальным сопровождением; - народные игры. 4. Завершение занятия. завершается фазой успокоения. МДОУ детский сад № 12 «Рябинка» Муниципальный образовательный форум- 2010
Эвритмические занятия для дошкольников проходят в форме увлекательной сказочной истории, которая рассказывается педагогом и создаётся действиями всех участников. Подражая движениям педагога, дети перевоплощаются в образы различных растений и животных, проживают явления природы, имитируют деятельность людей. Стихи и музыка выбираются в соответствии с сезонным состоянием природы, усиливая терапевтическое воздействие годового ритма. Педагог побуждает детей выразить эмоции и внутренние образы посредством движения. Занятие характеризуется состоянием активного слушания, проговаривания, побуждения к движению. В учебном году согласно плана проводится 10 занятий, которые составлены с учетом сезона («Покров», «В гости к матушке зиме», «Весенние воды», «Солнце, лето и цветы» и повторяются по содержанию 1 раз в неделю (4 - 5 раз в месяц). МАДОУ д/с № 51 «Зоренька» Технология эвритмического занятия
Результаты эвритмических занятий выразились в: улучшении самочувствия, повышении двигательной активности, работоспособности; переживании своей успешности, надежды, пробуждении эмоций, позитивном настрое, интересе к окружающему; самовыражении в движении, реализации внутренних образов, развитии фантазии и воображения; улучшении межличностных отношений, познании себя в благоприятной атмосфере, повышении самооценки в дружеской ситуации, принятии себя, своей неповторимой индивидуальности; формировании системы духовно-нравственных и общечеловеческих ценностей, в знакомстве с музыкальной и поэтической культурой и особенностями менталитета русского и других народов мира, укреплении чувства ответственности и справедливости МАДОУ д/с № 51 «Зоренька»
Предварительный просмотр:
Татаринова Ж.А.
Детский сад комбинированного вида №51 «Зоренька», г.о. Химки
«Формирование культуры здоровья детей на основе искусства эвритмии».
Дошкольный возраст характеризуется стремительным развитием физических и психических функций, которые становятся фундаментом всей последующей жизни. В Концепции дошкольного воспитания ключевой позицией обновления детского сада является охрана и укрепление здоровья детей, на основе целостного подхода к человеку, что предполагает взаимосвязь многих процессов: биологических, психологических, социальных. Особое значение приобретают междисциплинарные категории, интегрирующие отдельные знания о человеке. Одной из таких категорий является культура здоровья, как интегральная характеристика жизнедеятельности человека.
В настоящее время очень активно применяются инновационные здоровьесберегающие подходы. Одним из таковых является психотерапия искусством - арт-терапия. Она является интеграцией педагогики и психотерапии, развивая психического потенциал, который благотворно влияет на культуру здоровья детей. Среди разных направлений арт – терапии можно выделить: изотерапию (лечебное воздействие средствами изобразительного искусства), кинезитерапию (танцетерапию, хореотерапию, коррекционную ритмику, эвритмию - лечебное воздействие движением). Эвритмия - искусство особого ритмичного движения, название которого восходит к древнегреческому искусству танца. В переводе с греческого языка ufythmia - стройность, благозвучие, равномерность ритма в музыке, танцах и речи. Ритм понимается как качество живого организма. Эвритмия появляется в начале XX в. В Европе (в Швейцарии, Германии). Это один из способов выражения музыкального и поэтического в движении и пространстве, основы которого были разработаны Р. Штейнером, немецким философом и мыслителем. Гуманистические идеи «свободного воспитания» определили необходимость развития творческих задатков ребёнка, предоставляя им возможность на собственном опыте активно познавать окружающий мир.
Отмечая пограничное положение эвритмического движениям между пантомимой и танцем, Р. Штейнер указывал на циклический, эстетический и гигиенический аспекты. Говоря о дидактическом аспекте, он подчёркивает, что душа человека раскрывается в движениях в силу своей связанности с телом. Эстетический элемент выражает художественность движения. Гигиеническое воздействие эвритмии заключено в оздоровлении психосоматической организации человека: поскольку физическое тело приведено в соответствие с миром движения и здоровая подвижность обращена на дидактику, становится возможным оздоровляющее воздействие на физический организм и на душевную организацию человека.
Основным содержанием деятельности являются специально организованные музыкальные занятия, в которых прослеживается взаимосвязь таких основных средств искусства эвритмии как движение, музыка, слово которые способствуют формированию культуры здоровья современного ребенка - дошкольника.
В процессе такого рода деятельности решаются следующие задачи формирования культуры здоровья:
- улучшение самочувствия, повышение двигательной активности, работоспособности (соматический аспект);
- переживание своей успешности, надежда, пробуждение эмоций, позитивный настрой, интерес к окружающему (эмоционально-волевой уровень);
- самовыражение в движении, реализация внутренних образов, развитие фантазии и воображения (когнитивно-oбразный уровень);
- улучшение межличностных отношений, познание себя в благоприятной атмосфере, повышение самооценки в дружеской ситуации, принятие себя, своей неповторимой индивидуальности (личностно-социальный уровень);
- формирование системы духовно-нравственных и общечеловеческих ценностей, знакомство с музыкальной и поэтической культурой и особенностями менталитета русского народа, укрепление чувства ответственности и справедливости (духовно-нравственный аспект).
Эвритмические занятия для дошкольников проходят в форме увлекательной сказочной истории, которая рассказывается педагогом и создаётся действиями всех участников. Подражая движениям педагога, дети перевоплощаются в образы различных растений и животных, проживают явления природы, имитируют деятельность людей. Стихи и музыка выбираются в соответствии с сезонным состоянием природы, усиливая терапевтическое воздействие годового ритма. Педагог побуждает детей выразить эмоции и внутренние образы посредством движения, невербально. Занятие характеризуется состоянием активного слушания, ребёнка побуждают двигаться.
Эвритмическое занятие включает следующие этапы:
1 Подготовка пространства и костюмов.
Необходимо заранее удобно расположить все материалы, в том числе музыкальные инструменты. Из обуви удобнее всего использовать чешки.
2. Создание доверительной атмосферы и успокоение.
Дети садятся в круг и приветствуют друг друга пением и жестами.
3. Музыкально-ритмический круг. Музыкально-ритмический круг обычно включает следующие дидактические блоки, которые могут располагаться в произвольном порядке:
- ритмические игры;
- блок развития крупной моторики (упражнения для развития координации и равновесия, ловкости стопы; упражнении для изучения географии тела);
- блок развития мелкой моторики;
- пространственная ориентация;
- социальные игры (взаимодействие с партнёром, групп детей-всей группы как единого коллектива;
- импровизационные двигательные композиции с музыкальным сопровождением;
- народные игры.
4. Завершение занятия. Эвритмическое занятие завершается фазой успокоения. Рекомендуется постоять с закрытыми глазами, сложив руки на груди - «закрыть все замочки». Важно покинуть помещение, сохранив состояние покоя и умиротворения. Для этого используются считалки
| Практика показывает, что в ходе эвритмического занятия создается дружеская атмосфера, способствующая самовыражению детей в свободном эмоциональном движении. Наблюдается улучшение эмоционального состояния детей, формируется позитивный настрой, дети становятся дружелюбнее, а также свободнее в фантазии и творческих замысла.
Эвритмия, в силу своей комплексности, является важнейшим фактором формирования цельной творческой личности дошкольника, вносит большой вклад в формирование культуры здоровья, обеспечивает эффективное развитие креативности, самовыражения и укрепляет здоровье с учётом всех аспектов повседневной жизни.
Список литературы:
- Инновации в логопедическую практику. Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. Составитель О.Е. Громова.-М: ЛИНКА - ПРЕСС.2008. – 232с.
- Коноваленко Н. Искусство эвритмии. Издательство Московского Центра Вальдорфской педагогики.1996. – 208с.
- Меличева М.В. Культура здоровья дошкольников в кругообороте праздников года. СПб. Издательское агенство образования. 2007. – 160с.
- Меличева М.В. Сотрудничество воспитателей и родителей в организации ЗОЖ дошкольников //Здоровье и образование: материалы научно-практической конференции. СПб:ЛОИРО. 2006 – 146с.
- Назарова Л.Д. Арт-терапия, как средство сохранения здоровья //Управление ДОУ №1. – 2008. – 102-111с.
- Полетаева Н.М. Культура здоровья: учебное методическое пособие. СПб: ЛГУ имени А.С. Пушкина. 2006. – 136с.