Утренний сбор для подготовительной группы

Баранова Надежда Сергеевна

по лексической теме "Народная культура и традиции"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krug.docx1_.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Круг «Народная культура и традиции».

     

МОЙ бубенчик озорной

Всех ребят мне в круг построй Организация Круга.

Сели детоньки в Кружок,

Сели и примолкли.

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так.

(дети кланяются, прижав руку к сердцу, и хором произносят традиционные слова:

Всем, всем, всем добрый день.

Мы рады, что пришли в детский сад!)

Воспитатель:

  • Ребята, мы будем с вами знакомиться с прошлым нашего народа, его традициями и культурой: как жили, какие праздники отмечали, чем занимались, как одевались, о чем мечтали, а все это вместе и называется народная культура и традиции. Мы уже с вами поздоровались по старинному русскому обычаю. 

.Пальчиковая гимнастика «Машина каша»

Маша каши наварила, Указательным пальцем правой руки

Маша кашей всех кормила (дети мешают в левой ладошке).

Положила Маша кашу загибают по одному пальчику

Кошке – в чашку, на левой руке.

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску – курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, разжимают кулачок.

Все до крошки раздала. Сдувают «крошку» с ладошки.

  • «Подскажи словечко»

Носят женщины, старушки,

Носят малые девчушки

Не страшны зимой морозы

- Ни большим, ни маленьким.

К уголочку уголок

 Сложен красочный.

Что нам зимушки угрозы-

Мы обуем.

(платок) (валенки)

Если маленький мороз

Не хватает он за нос.

Как начнет мороз сердиться,

Мы наденем

- Мне в частушках подыграет,

Хоть и не гармошка.

За обедом в суп ныряет

Расписная. (рукавицы)(ложка)

«Особенности русского быта»

 Ведущий: Участникам нужно ответить на вопросы о быте, истории и культуре русского народа. Из сказок, пословиц, песен вы узнали об особенностях русского быта. Итак, приготовились. Вопросы:

1.  Как называется праздник проводов русской зимы? (Масленица.)

2.  Какое угощение было обязательно на этом празднике? (Блины.)

3.  Какие блюда русской кухни вы знаете? (Щи, каша, пироги, блины.)

4.  Какую обувь носили русские крестьяне? (Лапти.)

5.  Что такое изба? (Деревянный крестьянский дом.)

6.  Назовите русский сувенир, известный во всем мире? (Матрёшка.)

7.  Какую одежду носили русские женщины? (Сарафан, сапожки.)

8.  Как называется русская мужская рубашка? (Косоворотка.)

9.  Какое национальное дерево России? (Берёза.)

Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили

Без нее в деревне скучно,

 Вместе с ней поют частушки,

Влезут дети на полати,

У печи оставят …

Пляшут Маша и Антошка

Под веселую …

(лапти) (гармошку).

 Любят девочки-подружки

С маком бублики и…

Выпускает жаркий пар

Древний чайник.

(сушки)(самовар)

Как нужна она в лесу!

В ней грибы домой несу,

Три струны, ее узнай-ка

Что же это…

(балалайка) (корзина).

Д/И «Какие предметы сделал кузнец, а какие гончар?»

Цель. Уточнить знания детей о различных материалах,из которых сделаны предметы: металле, глине. Учить осваивать способы изучения предметов.

Игровое задание. Найти предметы, сделанные из одного материала.

Правила игры. Называть признаки материалов, не повторяя уже названные.

Материал. Группы старинных и современных предметов повседневного употребления из металла-ложка, вилка, коса и т. д. ; из глины - кринка, ваза, свистулька и т. д.

Игра. Все предметы лежат на столе, на отдельных столах картинки с изображением кузницы и гончарной мастерской. Воспитатель предлагает детям назвать профессии людей, работающих в этих мастерских. Просит найти изделия, созданные этими мастерами, и расставить их на столы. Сначала предметы сравниваются по общим признакам, затем выявляются отличия между двумя группами предметов.

 Д/И «Что сначала - что потом»

Цель - учить сравнивать предметы разных видов, вычленяя сходство и различие (по времени возникновения, по материалу, по функции);

закрепить обобщающие понятия: мебель, посуда, обувь, одежда.

Игровое задание: подобрать пару.

Правила игры: подбирать пару по определенному признаку.

Материал: набор карточек предметов русского быта, одежды, обуви и современных (лапти-кроссовки; горшок-кастрюля; понёва-юбка и т. д).

В народе  говорят :

-«Умелые руки не знают скуки»

- «Без труда нет добра»,

- «Дело мастера боится»

- «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

В  России очень много блюд готовят из муки. Например, только в России пекут знаменитые калачи. (На экране хлебные изделия).

Какие кушанья вы можете назвать мне из муки, которые часто делают ваши мамы?

Дети. Блины, оладьи, пирожки.

Воспитатель. А ещё в России очень любят щи. Из чего варят щи?

Дети. Картошка, капуста, лук, морковь.

Воспитатель. Для того чтобы сварить щи, обязательно нужна капуста и другие овощи. У русского народа есть такая поговорка (пословица).

А кто вспомнит эту поговорку?

 Дети.  «Щи и каша - пища наша».

Что ещё любят готовить в России?

Дети. Кашу.

 А из чего можно сварить кашу?

Дети.   Из различной крупы - пшена, манки, гречки, овсяных хлопьев.

Воспитатель. В России часто зимой бывает очень холодно, а летом жарко. Какой русский напиток хорошо утоляет жажду?

Воспитатель. Это квас. А делают его тоже из хлеба. А вот зимой на ярмарках продавали горячий сбитень - это напиток из мёда, он очень хорошо согревал во время мороза.

А теперь я буду называть крупу, а вы отвечать какая будет каша из этой крупы.

Из гречки — каша гречневая.

Из манки— каша манная.

Из риса — каша рисовая.

Из пшена — каша пшённая.

Из геркулеса — каша геркулесовая.

А если из перловки— каша перловая.

Из кукурузы – каша кукурузная