Из опыта работы

Кныш Ирина Борисовна

"Формирование коммуникативных компетенций на уроках музыки"

Здесь представлен материал из моего опыта работы, в котором раскрываются  психолого-педагогические условия формирования коммуникативных компетенций  школьников в современном образовании и в процессе изучения курса «Музыка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя музыки Ирины Борисовны Кныш

МОУ СОШ №32

Г. Комсомольск-на-Амуре

«Формирование коммуникативных компетенций на уроках музыки»

Актуальность. Новая эпоха рождает новые требования к образованию. Современная школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включенность в жизнь общества. Это потребовало модернизации образования в нашем современном российском обществе. С точки зрения деятельного подхода главной целью образования является личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся.

Проблема. Каковы психолого-педагогические условия формирования коммуникативных компетенций  школьников в современном образовании и в процессе изучения курса «Музыка»?

Цель  - разработать, теоретически обосновать и  проверить эффективность психолого-педагогических условий по формированию коммуникативных компетенций  школьников через формирование коммуникативных учебных действий, в процессе изучения курса «Музыка».

Гипотеза. Если в процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут использоваться следующие психолого-педагогические условия:

- организация и осуществление совместной деятельности;

- ориентация на формирование речевой деятельности;

- организация равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия;

- применение комплекса диагностических методик;

то уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий  школьников повысится.

Задачи:

-проанализировать психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу по данной проблеме;

-выявить и теоретически обосновать психолого-педагогические условия эффективности использования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий;

-с помощью методики для диагностики подтвердить условия эффективности в использовании формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Теоретическая база. В основе данной работы лежит представление об образовании как институте социализации личности,  вытекающее из основных положений культурно-исторической концепции психического развития школы Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Мудрик, П.Я. Гальперина, Д.Э. Эльконина; методический материал по формированию универсальных учебных действий и по основным направлениям введения ФГОС ООО.

Практическая значимость. Представленные материалы  по проблеме эффективного использования формирования коммуникативных универсальных учебных действий окажут  практическое значение для учителей музыки, учителей начальных классов и педагогов среднего звена, воспитателей и педагогов дополнительного образования.

Сущность понятий универсальных учебных действий

     Главным результатом образования является сформированная система личностных, социальных, познавательных и коммуникативных компетентностей, т.е. универсальных (метапредметных) действий.          

     Соответственно, для достижения результатов в современной школе потребовался новый педагогический инструментарий. Сделать это старыми педагогическими способами невозможно, а это значит, что мне  - учителю музыки,  пришлось не только поменять элементы педагогической системы, но и пересмотреть всю систему своей деятельности, научиться проектировать урок в логике учебной деятельности: ситуация – проблема – задача – результат.

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача – помочь им раскрыться,
развить собственные идеи»

И. Г. Песталоцци

      Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально - предметного содержания.     Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

В этой связи,  коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Соответственно в состав коммуникативных действий входят планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка действий партнёра; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Психолого-педагогические условия коммуникативных универсальных учебных действий

      Не секрет, что одной из ведущих потребностей человека является потребность в общении. Общение выступает как способ сохранения и передачи культуры, универсальное условие человеческого бытия. В общении происходит становление самобытной, творческой личности. Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий. По данным ряда исследователей, от 15% до 60% учащихся начальных классов общеобразовательной школы испытывают трудности в учении, в частности, трудности коммуникативного характера. Действительно, наблюдения за первоклассниками показывают, что уровень развития у многих из них реальной коммуникативной компетентности далек от желаемого. Это явилось стратегией моей работы: считать  эту сторону развития одной из приоритетных задач своей деятельности.

   Подростковый период занимает особое место в цикле детского развития, что отражается в его характеристике как переходного, трудного, или критического.  Происходящие в начале подросткового возраста процессы развития определяют принципиальное сходство у подростков новых потребностей, стремлений, переживаний и требований к отношениям со взрослыми и товарищами. Это способствует развитию более глубоких отношений со сверстниками. У подростка формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым.

     Психологи утверждают, что способности можно развить, если создать условия, учитывающие возможности ребенка, его пристрастия и интересы. Таким образом, при формировании способности и готовности учащихся реализовывать коммуникативные универсальные учебные действия, педагогу необходимо учитывать психологические особенности школьников. Это  позволит значительно  повысить эффективность образовательно - воспитательного процесса в школе.

Виды коммуникативных действий

    Коммуникативные действия можно разделить (с неизбежной долей условности, поскольку они исключительно тесно связаны между собой) на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности:        коммуникацией как взаимодействием, коммуникацией как сотрудничеством и коммуникацией как условием интериоризации. Рассмотрим каждую группу коммуникативных универсальных учебных действий.

Коммуникация как взаимодействие. Первая группа — коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности. Как известно, изначально детям доступна лишь одна точка зрения - та, которая совпадает с их собственной. При этом детям свойственно бессознательно приписывать свою точку зрения и другим людям - будь то взрослые или сверстники. В этой связи следует особо подчеркнуть незаменимость общения со сверстниками, поскольку взрослый, будучи для ребенка более авторитетным лицом, не может выступать как равный ему партнер.

    Таким образом, от первоклассника требуется хотя бы элементарное понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос, а также ориентация на позицию других людей, отличную от его собственной, на чем строится воспитание уважения к иной точке зрения. По мере приобретения опыта общения дети научаются весьма успешно не только учитывать, но и заранее предвидеть разные возможные мнения других людей, нередко связанные с различиями в их потребностях и интересах. В контексте сравнения они также учатся обосновывать и доказывать собственное мнение. В итоге к концу начальной школы коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника, приобретают более глубокий характер: дети становятся способными понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета.

   Подростковый возраст — период интенсивного формирования нравственных понятий и убеждений, выработки принципов, сенситивный период для морального развития личности. Стремление подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание быть в группе и иметь близких друзей сочетаются с не менее сильным желанием быть принятым, признанным, уважаемым в своей группе. Невозможность удовлетворить эту важнейшую потребность (например, из-за не сложившихся отношений с одноклассниками, потери близкого друга или разрушения дружбы) порождает тяжёлые переживания. Поэтому, когда учитель направляет (при распределении ролей в группе, в команде),  помогает, сочувствует и  переживает вместе со своими учениками – это способствует сближению и взаимопониманию. Учебное сотрудничество в отношениях с учителем должно строится как дифференциация репродуктивных и творческих учебных ситуаций, а в отношениях со сверстниками — как различение своих способов действий и способов действий сверстников, их координация, умение адекватно и дифференцированно оценивать себя.

Коммуникация как кооперация. Вторую большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют действия, направленные на кооперацию, сотрудничество. Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности. Здесь идет речь об общей готовности ребенка обсуждать и договариваться в ходе дискуссии по поводу конкретной ситуации, вместо того чтобы просто настаивать на своем, навязывая свое мнение или решение, либо покорно, но без внутреннего согласия подчиниться авторитету партнера. Между тем в настоящее время становление данной способности часто запаздывает и многие дети, приходя в школу, обнаруживают ярко выраженные индивидуалистические, «антикооперативные» тенденции, склонность работать, не обращая внимания на партнера. Это делает крайне актуальной задачу подготовки детей к началу обучения в школе с точки зрения предпосылок учебного сотрудничества.

Такая готовность является необходимым условием для способности детей сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликта интересов.

Как известно, от навыков конструктивного общения, приобретенных в младшем школьном возрасте, во многом зависит благополучие личностного развития подростка.  Умение рассуждать, делать обобщения и выводы, вскрывать причинно-следственные связи, строить доказательства, спорить, самостоятельно творчески активно мыслить и управлять своей речемыслительной деятельностью — всё это основные линии качественного изменения в коммуникативной деятельности личности подростка.

   В основной школе происходит формирование таких базовых умений и качеств, как умение слушать и слышать, учёт особенностей собеседника, открытость и способность к самораскрытию, умение договариваться и сотрудничать. Это происходит по мере обретения опыта общения, совместной деятельности, учебного сотрудничества и дружеских отношений.  

Коммуникация как условие интериоризации. Третью большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии. Детская речь, будучи средством сообщения, которое всегда адресовано кому-то, одновременно развивается как все более точное средство отображения предметного содержания и самого процесса деятельности ребенка. Так индивидуальное сознание и рефлексивность мышления ребенка зарождаются внутри взаимодействия и сотрудничества его с другими людьми.

В итоге к началу средней ступени обучения коммуникативные действия, направленные на передачу информации собеседнику (или партнёру по деятельности), приобретают существенно более глубокий характер: учащиеся на этой ступени своего развития способны понимать возможность разных оснований (у разных людей) для восприятия и оценки одного и того же предмета. Таким образом, они приближаются к пониманию относительности оценок или выбора, совершаемого людьми. Вместе с преодолением эгоцентризма дети начинают лучше понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир в целом.

Итак, содержательным ядром в развитии коммуникативной деятельности служит способность к согласованным действиям с учётом позиции другого. Формирование этой способности у детей — длительный процесс, начинающийся ещё в младенчестве и раннем детстве и активно протекающий на протяжении всего школьного периода.

Условия формирования коммуникативных действий на уроке

Работа учеников в группе помогает созданию учебной мотивации, пробуждению в учениках познавательного интереса, стремления к успеху и одобрению, способности к самостоятельной оценке своей работы, формированию умения общаться и взаимодействовать с другими детьми. Для организации групповой работы класс делится при выполнении задания на микрогруппы, например по 3—6 человек, чаще всего по 4 человека. Задание предлагается группе, а не отдельному ученику. При этом занятия могут проходить в форме соревнования команд, что усиливает мотивацию и интерес к выполняемой деятельности. Во время работы учеников по группам учитель может быть как руководителем группы, так и одним из участников группы или экспертом, отслеживающим и оценивающим ход и результаты групповой работы, а также наблюдателем. Учащиеся, получив задание, с учётом выполняемых каждым из них функций (ролей) сами регулируют взаимодействие с партнёрами на всех этапах учебной работы.

Например, на уроке в 3 классе (Тема: Легко ли быть музыкальным исполнителем?) Можно ребятам предложить следующее задание:

- Перед вами музыкальные инструменты. Объединитесь с соседями по 4 человека. Выберите себе по одному инструменту. Придумайте ритмический рисунок к потешке для своего инструмента.  Сыграйте для одноклассников вашу потешку квартетом.

Хорошо работает так называемый лист самооценки работы в группе. Учащиеся самостоятельно анализируют свою работу, помечая собственные виды деятельности в группе при ответе на вопросы : Как я работал?

  1. Участвовал в распределении обязанностей
  2. Предлагал свои идеи
  3. Участвовал в  обсуждении
  4. Слушал других
  5. Находил новую информацию
  6. Анализировал информацию
  7. Участвовал в оформлении результатов
  8. Участвовал в представлении результатов
  9. Делал выводы
  10. Помогал другим участникам группы

Такой лист самооценки поможет не только ученикам, но и преподавателю оценить уровень сформированности  коммуникативных УУД.

Развитие коммуникативных способностей невозможно без систематического использования такой формы учебного сотрудничества, как разнообразные дискуссии. Именно дискуссия помогает ребёнку сформировать свою точку зрения, отличить её от других точек зрения, а также скоординировать разные точки зрения для достижения общей цели.

Естественны и органичны дискуссии между учениками в контексте проектных форм деятельности, направленных на решение конкретной проблемы (задачи) или создание определённого продукта.

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий на уроках музыки

     Музыка  является уникальным средством коммуникации и могучим средством воспитания.  Поэтому, наиглавнейшая задача учителя музыки заключается в формировании у учеников понимания эмоционального характера музыки, а вместе с этим осознание и осмысления эмоций, чувств своих собственных и окружающих их людей. Музыкальное искусство представляет особый интерес в отношении культурного и социального развития человека, ибо обладает психологическим и психотерапевтическим воздействием на становление личности. В отличие от других видов искусства музыка отличается ассоциативностью, демократизмом и доступностью.

  В диалоге ребенка с искусством, отражающее реальный мир в виде художественного образа, происходит переживание, удивление, познание и осмысление взаимоотношений людей, явлений природы, социальных событий. Таким образом, приобретается личностный смысл воспринимаемого, что является необходимым условием для формирования дифференцированной оценки реальности, составляющей основу для созревания внутренней позиции человека к себе, а потом и к другим людям, к миру в целом.

        Возможность создания мотивационной включенности, личного   эмоционального переживания при общении с музыкой позволяет организовывать разнообразные формы музыкальной деятельности, способствующие развитию коммуникативных навыков школьников.

К коммуникативным навыкам в музыкальной деятельности можно отнести следующие навыки:

  • умение планировать взаимодействие с педагогом и сверстниками, определять цели, задачи участников, способы осуществления взаимодействия;
  • умение ставить вопросы, проявлять инициативу в подборе информации;
  • умение разрешать конфликты, выявлять проблемы, искать эффективные способы разрешения проблемных ситуаций, принимать решения и их реализовывать;
  • умение регулировать поведение собеседника, правильно оценивать его действия и корректировать свои взаимодействия;
  • умение полно, точно и ясно выражать свои замыслы в соответствии с ситуацией коммуникации;
  • владение различными формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации.
  •  владение различными средствами общения, эмоциональную отзывчивость к ситуации взаимодействия, аргументированное ведение диалога, умение взаимовыгодно строить общение, учитывая свои и чужие интересы.
  • слушание музыкальных произведений, сравнение, сопоставление, анализ художественных образов и возникающих ассоциаций, вокально-хоровое и инструментальное исполнение, музыкально-пластическая деятельность, импровизация и сочинение музыки, установление взаимосвязей музыки с другими видами искусства, историей, жизнью позволяют формировать у школьников опыт творческой деятельности.

Примеры заданий, способствующих формированию коммуникативных действий на уроках музыки

Эффективность урока и развития УУД во многом зависит от использования учителем разнообразных видов деятельности. К ним можно отнести: слушание музыки, хоровое пение, интонационно-образный анализ; исполнение произведений; пластическое интонирование; “перевод” (умение перенести художественный образ, смысл произведения с одного вида искусства на другой); игра; круглый стол; дискуссии; проектная деятельность; участие в концертах, конкурсах, фестивалях, интегрированные уроки и т. д. Многие из перечисленных видов деятельности я стараюсь использовать на своих уроках и внеурочной деятельности.

Задание «Кто прав?»

Описание задания: ученикам раздаются карточки с заданием и вопросами. Задание строится как столкновение двух (или более) разных точек зрения по одному вопросу (или несовпадающих оценок). Учащимся предлагается прочитать текст небольшого рассказа и выработать общий ответ на вопросы:

6 класс.

Тема: Наш вечный спутник

Рекомендую  разделить ребят на две группы.

1 группа работает с карточками , где записаны материальные ценности (Материальный мир – это явления природы, вещи, предметы среди которых живет человек и т.д.)

2 группа работает с карточками, в которых записаны духовные ценности (Духовный мир – это знания и информация, содержащаяся в книгах, произведениях искусства и кино, отношения между людьми  и т.д.)

Каждая группа должна доказать, почему так важна ценность материальной и духовной культур для человека, зачем это нужно людям.

Данная работа поможет подготовить ребят к слушанию Симфонии №3. И. Брамса.

Домашнее задание: в творческой тетради ответить  на вопрос:  - Есть ли у тебя старые игрушки или какие-нибудь другие вещи, которые ты не хочешь выбрасывать? Задумайся  и ответь себе: почему?

                                Участие в    дискуссии

«Не спорьте ради спора! Подобным профессиональным спорщикам не место среди тех, кого интересует поиск истины. Не давайте дискуссии превратиться в азартный спор и выяснение отношений»  - это одно из «золотых» правил ведения дискуссии.

Примеры, темы для дискуссии:

4 класс.

Тема: Музыка моего народа.

«Зачем нам нужны русские народные песни?»

«Чем мы похожи и непохожи на наших предков?».

5 класс.

Тема: Искусство открывает мир.

«Правильно ли воспитывают нас наши родители, и как мы будем воспитывать наших детей?»

 Тема: Романса трепетные звуки

«Песни исполнять гораздо легче, чем романсы? Может, романсы вообще не нужны?»

7 класс .

Тема: Образ войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича

 «Есть мнение, что наши люди жили бы как современные немцы, если бы нас завоевала фашистская Германия. Вы согласны с этим?»

8 класс.

Темы: Рок-музыка. Стилевые взаимодействия.

«Обязательно ли владеть нотной грамотой, чтобы быть хорошим музыкантом?»

Тема: Музыка и современность.

 «Хорошему или плохому учит нас наше телевидение?»

Тема: Языческая Русь в балете И. Стравинского «Весна священная»

«Консонанс – это неприятно и неблагозвучно. Может консонансам не место в музыке?»

Задание «Совместное рисование»

 На моих уроках ребята сидят за партами по три человека. Фактически – это уже готовые группы. Я предлагаю придумать и создать общими усилиями иллюстрацию к изучаемому музыкальному произведению или теме:

2 класс. Тема: Осень: поэт – художник – композитор

3 класс. Тема: Многообразие в единстве: вариации

4 класс. Тема: Цвет и звук

5 класс. Тема: Искусство открывает мир (работа над песней М. Таривердиева «Маленький принц»)

6 класс. Тема: Музыка души

7 класс. Тема: Память жанра (рисуют образы разных музыкальных жанров)

Идея рисунка должна быть общей, поэтому сначала надо договориться между собой, что и как рисовать, а потом приступать к рисованию.

Показатели уровня выполнения задания:

низкий уровень — рисунок не имеет общего замысла, распадается на две самостоятельные части, сделанные каждым членом пары; учащиеся не пытаются договориться друг с другом или не могут прийти к общему согласию, настаивают каждый на своём;

средний уровень — рисунок имеет как черты общего замысла, так и автономные или противоречащие друг другу элементы; координация усилий между детьми частичная, не все спорные моменты преодолены;

высокий уровень — рисунок представляет собой целостное изображение; дети активно обсуждают возможные варианты иллюстрирования произведения, приходят к согласию относительно общего замысла, координируют усилия в процессе совместного рисования, следят за реализацией принятого замысла.

После завершения задания проводится обсуждение на тему «Как создавался рисунок?». Речь идёт о процессах, сопровождающих совместную работу.

Примерные вопросы для обсуждения:

  1. Довольны ли вы результатом?
  2. Кто и как именно проявлял активность при рисовании, кто предлагал идеи?
  3. Были ли альтернативные предложения? Почему их приняли или отвергли?
  4. Довольны ли сотрудничеством друг с другом?
  5. Легко ли было договариваться друг с другом?

Задание «Компьютерная презентация»

Данное задание дается на дом. С целью обобщения пройденного материала.

5 класс.

Тема: Музыка и литература (каким музыкальным жанрам дала жизнь литература?)

6 класс.

Тема: В чем сила музыки?  (здесь можно направить ребят на поиск информации о влиянии музыки на здоровье человека…)

7 класс.

Тема: Музыкальный образ (найти примеры того, как музыка может передать той или иной образ)

Каждой подгруппе учащихся предлагается создать компьютерную презентацию по определённой теме — предложенной учителем или выбранной детьми. Сначала в процессе общего обсуждения подгруппа создаёт план и последовательность слайдов, а затем, работая парами, ученики составляют текст и рисунки для отдельных слайдов. Полученные презентации демонстрируются другой подгруппе, которая оценивает понятность и полноту представления темы.

Критерии оценивания:

  • продуктивность совместной деятельности;
  • способность строить понятные высказывания, учитывающие, что знают, а что не знают адресаты;
  • способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;
  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.

Задание  «Закончи предложение"

8 класс.

Тема: Мир человеческих чувств. Подготовка к слушанию песни В. Высоцкого «Я не люблю». Ребятам предлагаю продолжить эту мысль, предварительно записав начало предложения в тетради: «Я не люблю, когда...». Ребята  зачитывают свои окончания этого предложения. Потом можно спросить,

- Что часто повторялось?

 - Почему подобные ситуации вызывают отрицательные эмоции.

Данное задание помогает учащимся лучше узнать друг-друга. Готовит к последующей работе в группе.

«Кластер» (гроздь, созвездие)

Это способ графической организации материала. Учащиеся учатся выделять большие и малые смысловые единицы, находить ключевые слова или фразы. На начальном этапе работы по этому модулю учитель может помочь выделить смысловые единицы:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»). Ребята работают в группах.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

 3 класс. Тема: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу…»

«Мозговая атака или штурм»

Используется с целью активизации имеющихся знаний на этапе формулирования темы урока или целей, задач урока. Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме. Далее – обмен информацией, выделение из множества предложение наиболее подходящих. Например, на стадии рефлексии детям предлагается назвать тему урока (тема в начале урока детям не сообщается). В процессе дискуссии предлагаются различные названия тем. Определяются несколько вариантов темы. Детям предлагается записать ту, которая наиболее нравится.

Записываю все предложенные идеи, стараюсь, чтобы их было как можно больше. Оценку идей делаем позже, после мозгового штурма.

«Тонкие» и «толстые» вопросы

Учащиеся, работая в группе, составляют вопросы к изученной теме.

5 класс. Тема: Самый значительный жанр вокальной музыки

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто сочинил оперу «Снегурочка»?

Почему композитор обратился к этому произведению?

Сколько опер у Н. Римского-Корсакова?

Дайте два объяснения: почему Н. Римского-Корсакова считают композитором – сказочником?

Согласны ли вы, что в то время когда жил Н. Римкий –Корсаков, жанр оперы был очень популярным?

Объясните, в чем отличие оперы от балета?

 «Музыкальная копилка»

 При объяснении нового материала использую готовые карточки-термины, которые ребята  находят в общей стопке и выбирают те, которые характерны для определенной темы.

«Две звезды, одно пожелание»

6 класс. Тема: Какой бывает музыкальная фактура

Ребята группами стараются отразить в рисунке разные виды музыкальных фактур (аккордовая, фигурационная, «фактурный узор», фактурные «этажи»)

Учащимся предлагается посмотреть работы друг друга, затем оценить положительные стороны выполненных работ (дать две звезды) и отметить то, что нуждается в доработке или исправлении  ( высказать одно пожелание в доброжелательной форме).

«Найди сокровище»

  Учитель выбирает 4-5 ключевых слов по данной теме и выписывает их на доску. Учащимся предлагается в группе  составить свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины или сформулировать тему урока. Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания.

6 класс.

Тема: Тембры – музыкальные краски. 1 группа получает ключевые слова (звук - голос- скрипка –сочный – глубокий – окраска – виолончель). 2 группа (звук – флейта – голос – изящество – мягкий – окраска). Ребята должны сформулировать на тему урока.

«Зигзаг»

    Текст изначально делится учителем на несколько частей.    Класс делится на группы с равным количеством участников.  Каждая группа получает один и тот же текст. Причем каждый участник рабочей группы получает по одному отрывку из текста. Эти отрывки можно пронумеровать или отметить разными цветами.

    Индивидуальная работа. Каждый ученик работает со своей частью текста — прорабатывает информацию, анализирует, составляет опорный конспект. Важно, чтобы из отрывка было взято все самое нужное.    Далее учащиеся переходят к своим "коллегам". Составляются экспертные группы. То есть, в одной команде окажутся все те, кто получил отрывок № 1, в другой — те, кто получил отрывок № 2. Начинается этап обсуждения. Учащиеся обмениваются своими работами, мнениями, выбирают самый лучший вариант для презентации своей части текста.

Дополнительным заданием может быть составление вопросов по своему отрывку, которые покажут, насколько остальные поняли и усвоили материал. Причем вопросы тоже можно разнообразить — либо это просто вопросы, либо мини-тесты, либо какое-то практическое задание.

    После этого ребята возвращаются в свои рабочие группы, и начинается этап размышления. Каждый по очереди презентует свою часть текста. Будет это краткое изложение, таблица — это решено уже на стадии работы в экспертной группе. Таким образом, каждый из учеников получает сведения по всему тексту.

    Завершается "Зигзаг" общей работой всего класса. Каждую часть текста презентует один из экспертов по данному вопросу. В итоге происходит вторичное прослушивание материала. Остальные эксперты "дополняют" коллегу.

На этапе рефлексии учащиеся решают, чья презентация материала была наиболее точной и эффективной. А также намечают круг вопросов, которые требуют уточнений, пояснений. Итогом такой работы может стать совместный проект или презентация.

«ФИШБОУН»

«Фишбоун» (рыбный скелет): голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

                                                              ПЕСНИ

                               Сказки  пословицы            обряды      танцы

                                      Мудрые Напевные    Свадебные

                      Поучительные     Раздольные   Масленица    Хоровод

     Добро побеждает  зло       Лирические      Колядки        Пляска

                                                 Трудовые        Иван Купала

                                                  Плясовые

                                   

Динамика эффективности формирования коммуникативных универсальных учебных действий (исследование)

    В целях повышения эффективности формирования коммуникативных УУД на уроках музыки, мною была запланирована и проведена, совместно с психологом школы, диагностика сформированности коммуникативных УУД по методике «Коммуникативные умения» Л. Михельсон в модификации Ю.З. Гильбуха.  В исследовании участвовали 29 учащихся 5  класса.

1 этап -  21.10.2017

2 этап – 14.04.2018

Стратегия общения

Диагностика

Входная

Выходная

Количество

%

Количество

%

Компетентное, уверенное

10 ч.

35%

16 ч.

55%

Пассивное, зависимое

12 ч.

41%

9 ч.

31%

Агрессивное, давящее

7 ч.

24%

4 ч.

14%

   Полученные данные указывают на то, что результаты изучения стратегии общения младших подростков имеют положительную динамику. Количество ответов, характеризующих уверенное (компетентное) общение  возрастает на 20 % (6 ч.), число ответов характеризующих агрессивное поведение снижается на 10 %; сокращается число ответов, характеризующее неуверенное  зависимое пассивное поведение.

Так же, учащиеся выполняли задание «Совместная сортировка» (Бурменская, 2007)

          Задание «Совместная сортировка»

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества(кооперация)

Возраст: 10-11 лет

Форма: работа учащихся в классе парами.

Описание: детям раздается набор фишек для их сортировки (распределения между собой).

Инструкция: Перед вами лежит набор разных фишек. Пусть одному из вас будут принадлежать красные и желтые фишки, а другому круглые и треугольные. Действуя вместе. Нужно разделить фишки между собой и разложить их в кучки. Сначала нужно договориться, как это делать. В конце нужно написать как вы разделили фишки и почему именно так.

Материал:  25 картонных фишек для каждой пары ( по 5 желтых, красных, зеленых , синих и белых фигур разной формы: круглых, квадратных, треугольных, овальных и ромбовидных) и лист бумаги для отчета.

Критерии оценивания:

- Продуктивность совместной деятельности оценивается по правильности распределения фишек;

 - умение договариваться в ситуации столкновения интересов (необходимость разделить фишки. Одновременно принадлежащие обоим детям), способность находить общее решение;

 - способность сохранять доброжелательность по отношению друг к другу в ситуации конфликта интересов;

 - умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать;

 - взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

 - эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (дети работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг  с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и т.д.)

Показатели уровня выполнения задания:

  1. Низкий уровень – задание вообще не выполнено или фишки разделены произвольно, с нарушением заданного правила; дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, настаивают на своем; конфликтуют или игнорируют друг друга;
  2. Средний уровень – задание выполнено частично: правильно выделены фишки, принадлежащие каждому ученику в отдельности, но договориться относительно четырех общих элементов и 9 «лишних» (ничьих) детям не удается; в ходе выполнения задания трудности детей связаны с неумением аргументировать свою позицию и слушать партнера;
  3. Высокий уровень – в итоге фишки разделены на 4 кучки: 1) общую, где объединены элементы, принадлежащие одновременно обоим ученикам, т.е. красные и желтые круги и треугольники (4 фишки); 2) кучка с красными и желтыми овалами, ромбами и квадратами одного ученика (6 фишек) и 3) кучка с синими, белыми и зелеными кругами и треугольниками (6 фишек) и, наконец, 4) кучка с «лишними» элементами, которые не  принадлежать никому(9 фишек – белые, синие и зеленые квадраты, овалы и ромбы).Решение достигается путем активного обсуждения и сравнения различных возможных вариантов распределения фишек; согласия относительно разных «прав» на обладание четырьмя фишками; дети контролируют действия друг друга в ходе выполнения задания.

   

Уровни

Диагностика

Входная

Выходная

Количество

%

Количество

%

Высокий

7

24%

12

41%

Средний

16

55%

13

45%

Низкий

6

20%

4

13%

   Полученные данные отражают достаточно эффективную совместную деятельность учеников, т.к. результаты имеют положительную динамику. Количество учащихся показавших высокий уровень возрастает на 17% (5 ч.), количество учащихся показавших средний  уровень снижается на 10 % ; сокращается на 7 %число учеников с низким уровнем выполнения предложенной задачи.

Заключение.

      Благодаря музыкальному искусству жизненный опыт человека становится полнее, его эмоциональная палитра становится богаче, глубже, тоньше; он лучше ощущает и понимает себя, а значит и окружающих людей, мир в целом. Только научившись эффективному общению с самим собой, человек может успешно взаимодействовать с другими людьми, определять личную жизненную траекторию, быть успешным в современном мире.

      Таким образом, развитие коммуникативных навыков в музыкальной творческой деятельности  школьников позволяет создавать благоприятную атмосферу в коллективе детей, помогает учащимся научиться взаимодействию со сверстниками и учителем, создает условия для возникновения и развития эмоциональной стороны личности, позволяет активно включаться в творческий процесс и совместными усилиями решать учебные задачи.