Обобщение педагогического опыта

Анкушева Нина Михайловна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроке русского языка» (творческий отчёт) учитель начальных классов МБОУ «СШ№22» г. Нижневартовск

Слайд 2

Задачи: 1. Выявить особенности развития творческих способностей у младших школьников. 2. Выбрать наиболее эффективные методы и приёмы формирования процессов творчества: фантазирования, понимания закономерностей, решения нестандартных проблемных ситуаций. Цель : Развитие творческих способностей учащихся через использование различных методов и приемов.

Слайд 3

Принципы построения урока Свободная атмосфера в классе Доверие и уважение между всеми субъектами учебного процесса Высокий уровень познавательных интересов уч - ся Внимание учителя к интересам каждого ученика Атмосфера общей культуры

Слайд 4

ТВОРЧЕСТВО - - « деятельность, результатом которой является создание новых и духовных ценностей » /Психология. Словарь под ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского, - М., 1990 - с. 393/ деятельность в области искусства; конструирование, создание и реализация новых проектов; научное познание - созидание разума.

Слайд 5

« ТВОРЧЕСТВО » « способность » « интеллект » « развитие » « личность » « одарённость »

Слайд 6

Стадии развития способности к творчеству Наглядно – действенное мышление Причинное мышление Эвристическое мышление Наглядно – образное мышление

Слайд 7

Нетрадиционные формы уроков Уроки - путешествия «Прогуляемся с тучкой», «Там, на неведомых дорожках…», «Путешествуем с Колобком»; Уроки-сказки «В гостях у ослика ИА», «По щучьему велению, по моему хотению»; Уроки-праздники «Праздник первой отметки», «С Днем рождения, грамматика!» и т.д.

Слайд 8

Метод аналогии и классификации . С помощью этого метода задачи решаются путем усмотрения аналогичных правил и алгоритмов и использования найденных аналогов для устранения противоречий, создавших проблемную ситуацию. Например, из каждого слова взять по слогу и записать полученное слово. Предмет, логово, железо, низина, енот – по первому слогу; (предложение) Пуговица, молоток, лава – по второму слогу; (голова) Колесо, село, панама – по последнему слогу; (солома) Сапоги, парашют, фантазия – найди спрятанное слово; (сарафан)

Слайд 9

Метод инверсии. Применение этого метода предполагает поиск решения задачи в направлениях, противоположных традиционным, или средствами противоположного действия . Игра «Какой он?» Подобрать 3 имени прилагательных, но менее употребляемых с этим словом. … - цветы … - кот … - дорога … - молоко Молоко – на ум сразу приходят прилагательные: белое, полезное, вкусное.…А задача у детей придумать менее употребимые прилагательные, учащиеся предложили: невкусное, свежее, парное, деревенское. Кот – породистый, гладкошерстный, сказочный, обленившийся. Цветы – экзотические, парниковые, пахучие (лилия). Дорога – ухабистая, размытая, гладкая, извилистая (в горах).

Слайд 10

Эвристические методы . В основе данного метода лежит объединение объектов, элементов, функций, операций. Игра «Шифровщик» организует избирательный поиск при решении интеллектуальных задач. Зашифруй пословицы (пользуясь ключом к шифру) в виде двузначных чисел. 0 – один отрежь 5 – цыплят по осени 1 – что посеешь 6 – пока горячо 2 – считают 7 – то и пожнешь 3 – не все то золото 8 – что блестит 4 – куй железо 9 – семь раз отмерь (90, 17, 51, 38, 46)

Слайд 11

Метод мозгового штурма. Это метод коллективного решения проблемы . Представь себе, что произошло кораблекрушение, и вы чудом оказались на необитаемом острове в южных широтах океана. Что необходимо делать, чтобы выжить? (В ходе мозгового штурма ученики решили, что необходимо: построить жилье, охотиться, ловить рыбу, охранять лагерь...)

Слайд 12

А На О похожи – колёса, фара, пузырьки дыма. АВТОМОБИЛЬ

Слайд 14

небо солнце деревья трава тучи дождь воздух ветер птицы листва

Слайд 15

СХОДСТВО отличие

Слайд 16

белая красивая целебная полевая стройная нежная

Слайд 20

Варианты учащихся: лист календаря, который уносит за собой день за днём обычный тетрадный лист, который ждёт чистой, опрятной работы ученика лист железа, которым покрывают крышу нового дома лист дерева, который ждёт своей участи, опав с родного дерева и т.д. Тема « Лист »

Слайд 21

Придумай рифму к слову: орех - смех, вверх, всех; снежок - лужок, дружок, пушок … Даю рифмы. Дети придумывают стихи. … мальчишки Спорят во дворе мальчишки: ... шишки Почему на елках шишки? ... Тарас -Знаю! - закричал Тарас - ... подралась Елка с елкой подралась. Затем я предлагаю 1-2 строчки, а дальше дети придумывают сами, стараясь рифмовать. Снег пушистый падает (учитель) И детей он радует. Все берут коньки и санки И гуляют с позаранки. Дед Мороз пришел в наш дом. (учитель ) Он стучится под окном. Он подарки нам принес, Раздобрейший Дед Мороз .

Слайд 23

«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личную черту, вселить в них радость творчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дай им почувствовать себя в нем властелином».



Предварительный просмотр:

       

                                                                                                                                                                                               

                                                                                   

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                       

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

учителя начальных классов

МБОУ «СШ№22»

Анкушевой Нины Михайловны

на 2015-2020г.

г.Нижневартовск

2015

Тема: «Применение активных методов обучения на учебной практике как средство формирования познавательной активности обучающихся».

Цель: Введение в учебно-воспитательный процесс идей современных технологий обучения, обеспечивающих полноценное образование, учитывающих способности, интересы обучающихся; обеспечение более высокого уровня профессиональной компетенции педагога.

Задачи: 

  • ознакомление с идеями современных технологий обучения;
  • отбор технологий, эффективных для применения в ходе практики;
  • использование на учебной практике новых технологий, методов (проблемно-поисковые,  игровые и коммуникативные) и средств, включая   ИКТ;
  • внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся;
  • повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
  • разработка учебных, дидактических материалов.
  • мониторинг эффективности используемых технологий.

Перечень вопросов по самообразованию:

  • изучение психолого-педагогической литературы;
  • разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
  • продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;
  • планомерное и систематическое совершенствование методов учебно-воспитательного процесса.

Предполагаемый результат:

- повышение познавательной активности и мотивации к изучаемым предметам;

- формирование у ученика внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, осуществлять поиск необходимой информации;

- повышение уровня педагогической компетентности,

- повышение качества преподаваемых предметов; участие в педсоветах, семинарах, в работе школьного и районного МО учителей начальных классов;

- разработка рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС;

- умение оказать практическую помощь коллегам.

 

Форма отчёта по проделанной работе: выступление на заседаниях ШМО, педсовете, публикации.

Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная) 

Работа по теме самообразования

1.Изучение литературы, связанной с совершенствованием профессионального мастерства

Вопросы,

по которым

изучается

литература

Литература,

нормативно -

правовые

документы

Задачи

использования

литературных

источников

Сроки

Форма

отчетности

Где, кем и

когда

заслушивается отчет о

выполнении

работы

Деятельность учителя в условиях перехода на ФГОС

Требования к

рабочим

программам, технологической карте урока

Получение

необходимой

информации

для подготовки к работе по ФГОС

 

2015г.

Индивидуальный план профессионального развития учителя

Заседание

МО,  педсовет,

семинар

Нормативно-правовая база

Федеральные государственные образовательные стандарты

Знакомство с

основополагающим

документом

http://standart.edu.ru/

 

2015 г.

Выступление

Заседание

МО

Проектная деятельность учащихся в начальной школе с применением ИКТ

Работа с Интернет-ресурсами

Применение на практике

В течение

2015-2020гг.

Публикации на сайте

Заседание

МО

2.Разработка методических материалов, обеспечивающих реализацию обновленного

учебно-воспитательного процесса

Задачи или содержание

деятельности

Сроки

Форма

представления

результатов

Где и кем

заслушивается отчёт

о выполнении работы

Корректировка и уточнение рабочих

программ

Сентябрь 2015- 2020 г.

Рабочая программа

Сдача корректировки рабочей программы руководителю ШМО

Разработка для своего класса программы развития и воспитания обучающихся

Сентябрь 2015-2020 г.

Программа развития и воспитания обучающихся класса

Заседание МО

Создание электронной папки с контрольно- измерительными материалами по математике и русскому языку, комплексными проверочными работами

2015-2020 г.

Электронный носитель

Заседание МО

Разработка авторской программы по теме: «Астрономия для маленьких», «Учись, твори и развивайся».

 .

2015-2020 г.

Авторская программа

Заседание МО, педсовет.

3.Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

Задачи или содержание

деятельности

выступление

Сроки

Форма

представления

результатов

работы

Где и кем и когда

заслушивается

отчет о

выполнении

работы

Открытые уроки, выступления на семинарах, конференциях различного уровня

ежегодно

участие

МО учителей начальных классов, совещание учителей.

Участие в профессиональных конкурсах (в т.ч. дистанционных) разного уровня «Завуч», «Учи .ру», «Уникум» и т.д.

ежегодно

участие

МО учителей начальных классов

Внеурочные мероприятия, воспитательная работа с учащимися

ежегодно

мероприятие

МО учителей начальных классов, педагогический совет по доп.образованию.

Заседание МО начальных классов

1 раз в четверть

Методическая

взаимопомощь,

представление

опыта работы

Выступление

Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых уроков, круглого стола для родителей).

В течение

учебного года

участие

МО учителей начальных классов

Выступление с лекциями разного характера на родительских собраниях.

В течение

учебного года

Методическая

взаимопомощь,

представление

опыта работы

Выступление

Публикации в сборнике методических разработок

В течение

учебного года

публикации

МО учителей начальных классов

Ведение персонального сайта

2015 - 2020

участие

МО учителей начальных классов

Создание Портфолио учителя (в бумажном варианте и в электронном)

В течение

учебного года

портфолио учителя

МО учителей начальных классов

4.Участие в работе школьной методической службы

Мероприятие

Сроки

Выполняемые виды работ

(решаемые задачи)

Форма представления

результатов работы

Посещение уроков педагогов школы, работающих в моём классе

В течение учебного

года

Анализ открытых уроков

Анализ открытых

уроков

Проведение предметных недель

1 раз в четверть

методическая взаимопомощь,

представление опыта работы

Выступление

Заседание МО учителей начальных классов

1 раз в месяц

методическая взаимопомощь,

представление опыта работы

Заседание МО

5.Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы

Темы курсов

(семинаров, круглых

столов и др.)

Место

прохождения

курсов, участия в

семинарах и др.

мероприятиях

Сроки

Форма отчета о

результатах подготовки

По плану

защита проектных работ,

выступление на МО

Участие в вебинарах, семинарах, круглых столах            

Очно и дистанционно

В течение года

выступления

6.Руководство повышением квалификации других учителей

Формы работы с

учителями

школы/района

Тематика мероприятий или перечень задач по

подготовке кадров

Сроки

Мастер-классы для учителей начальных классов

Оказание профессиональной помощи коллегам по вопросам педагогической деятельности

2015 - 2020

7.Работа в составе подразделений управления школой

Название подразделения

Тематика

мероприятий или

перечень задач,

выполняемых

педагогом

Сроки

Результативность

деятельности

МО учителей начальных классов

Представление рабочей программы

ежегодно

рабочая программа

Взаимодействие с родителями

Родительские собрания.

Консультации.

Беседы, рекомендации…

Организация и проведение совместных праздников, мероприятий

1 раз в четверть

По запросам родителей.

Сотрудничество семьи и школы; повышение качества обучения учащихся

Взаимодействие с социальными партнерами МБОУ «СШ №2-многопрофильная»

1. СДЮШОР по зимним видам спорта

2. МОУ ДОД Центр детского творчества

3. Центральная городская библиотека 4.

4. Этнографический музей  

5. Дворец культуры «Октябрь»

6. Дворец искусств

7. Театр кукол «Барабашка»  

8. МОУ ДОД Детская школа искусств №1

9. МОУ ДОД Детская школа искусств №2

10. «Сибирские Увалы»

11. Краеведческий музей

12. Структуры УВД

По необходимости в течение учебного года

Всестороннее развитие учащихся, участие в конкурсах, соревнованиях

8. Потенциальные образовательные ресурсы профессионального развития педагога

Образовательные ресурсы

2015-2016

2016-2017

2017-2018

2018-2019

2019-2020

Внешние образовательные ресурсы

1.Аттестация.

2.Курсы повышения квалификации; дистанционные курсы.

     

3.Участие в профессиональных, творческих конкурсах.

4.Семинары; олимпиады для учителей.

5.Работа в РМО учителей начальных классов.

6.Вклад в педагогическую лабораторию учителей начальных классов.

7.Вебинары, видеоуроки.

Внутренние образовательные ресурсы

1.Педсоветы.

2.Семинары; консультации.

3.Участие в работе ШМО.

4.Занятия (посещения, взаимопосещение)

Самообразование

1.Методическая тема.

2.Изучение педагогических технологий.

3.Внедрение нового УМК, апробация учебников.

4.Интернет-ресурс.

5.Электронное портфолио.

Взаимообучение. «Обучая других, совершенствуюсь сам»

1.Открытые занятия.

2.Мастер-классы, мастерские.

3.Обмен опытом.

4.Публикации.