РОЛЬ ШСК В ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ К СДАЧЕ НОРМ ГТО
В школьном периоде физическое воспитание, отвечающее за гармоническое развитие подрастающего поколения, требует совершенствования физической подготовки студентов, разработки и использования новых средств и методов занятий и внедрения в учебный процесс соответствующих методических рекомендаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_gto.docx | 20.18 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ШСК В ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ К СДАЧЕ НОРМ ГТО
Введение.
Детский и юношеский туризм является эффективным средством воспитания, обучения, оздоровления, профессиональной ориентации, социальной адаптации учащихся, утверждения здорового образа жизни, эффективной системы непрерывного образования и развития личности детей и юношества. Кроме того, актуальность дальнейшего развития детско – юношеского туризма обусловлена, в том числе следующим моментом: в настоящее время в России возрождается Всероссийский физкультурно – спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (далее – Комплекс ГТО). В качестве испытания (теста) по выбору, начиная с III ступени (мальчики и девочки 5 - 6 классов, 11 - 12 лет) в «новом Комплексе ГТО», будет проводиться туристский поход с проверкой туристских навыков. Выполнение норм по туризму планируется проводить в пеших походах в соответствии с возрастными требованиями. Так, для участников III ступени длина пешего похода составляет 5 км. В походе намечено проверять туристские знания и навыки: ориентирование на местности по карте и компасу, выбор места для установки палатки, разжигание костра, способы преодоления препятствий и др. Как видно из содержания данного испытания (теста) для его выполнения школьникам требуется заранее получить всестороннюю туристскую подготовку, т.к. в программе по физическому воспитанию младших классов она в настоящее время не предусмотрена. Для решения данной проблемы нами был проведен анализ возможностей урочной и внеурочной деятельности школьников в области спортивно – оздоровительного туризма (далее - СОТ). В результате можно рекомендовать включение элементов СОТ в урочную деятельность младших школьников. Например, в общеобразовательные предметы: физическую культуру, окружающий мир с целью создания общего представления в области СОТ для всех учащихся. Кроме того, необходима внеурочная деятельность в данной области: секционная работа в области СОТ, соревнования, походы выходного дня по классам, прогулки, экскурсии. Цель внеурочной деятельности: создание представления в области СОТ, начальной туристской подготовки, тренировка в избранном виде спорта. На наш взгляд роль школьных спортивных клубов (ШСК) во внедрении Комплекса ГТО обусловлена тем, что у детей появляется возможность внеурочных занятий для получения специальных знаний, умений и навыков, не входящих в школьную программу, приводящих к успешному выполнению различных норм Комплекса ГТО. Так в ГБОУ СОШ 98 с января 2013 года был открыт ШСК, а с января 2014 года он был включен в систему отделения дополнительного образования детей (ОДОД). В настоящее время ОДОД включает различные творческие объединения, одним из которых с начала открытия ШСК является творческое объединение «Юный турист». Занятия в котором проходят по образовательной программе дополнительного образования детей «Юный турист» для детей в возрасте 7 – 12 лет. Данная программа была сформирована в результате анализа данных литературных источников и экспертной оценки, согласована с районным методистом и утверждена на педагогическом совете школы, рассмотрена на заседании и рекомендована кафедрой ТиМ МФОРиТ ВПО НГУ им. П.Ф.Лесгафта.
Цель исследования: определение влияния занятий в ШСК на выполнение школьниками норм по туризму III ступени Комплекса ГТО: туристский поход с проверкой туристских навыков.
Новизна работы: 1. Разработана и апробирована на практике круглогодичная программа начальной туристской подготовки младших школьников, приводящая к успешной сдаче по туризму III ступени Комплекса ГТО: туристский поход с проверкой туристских навыков. 2. В качестве контрольных испытаний были выбраны тесты и нормы, представленные в I и II ступенях нормативно - тестирующей части Комплекса ГТО.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных данных, экспертная оценка (преподаватели в области туризма), педагогический эксперимент, тестирование, метод математической статистики.
Организация исследования: в целях проверки на практике эффективности разработанной нами программы было проведено исследование на базе ОДОД ГБОУ СОШ 98 Калининского района Санкт- Петербурга в период с января по декабрь 2014 года в три этапа.
На первом этапе был проведён теоретический анализ и обобщение литературных данных по теме. Определены актуальность, цель и задачи исследования.
На втором этапе с учётом поставленных цели и задач был проведен педагогический эксперимент. В нем приняли участие экспериментальная (n=29) и контрольная (n=30) группы, сформированные из учащиеся младшей школы. Экспериментальная группа занималась в творческом объединении «Юный турист». Контрольная группа сформирована из их одноклассников, которые не посещали данные занятия. Исходный уровень развития физических способностей в группах был одинаковым. По окончанию эксперимента был проведен ряд тестов для определения уровня развития физических способностей и туристских навыков в обеих группах.
На третьем этапе производилась систематизация и обработка полученных данных, на основе которых были сформулированы выводы.
Результаты исследования.
Результаты тестирования физической и туристской подготовленности младших школьников.
Для определения уровня физической подготовленности использованы тесты I и II ступени Комплекса ГТО. В результате анализа физической подготовленности младших школьников посредствам тестов I и II ступени Комплекса ГТО было определено, что исходный уровень развития физических способностей (силовых, скоростных, выносливости и гибкости) контрольной и экспериментальной групп был одинаковым. Статистически достоверных различий не было выявлено. После эксперимента наблюдается улучшение развития всех физических способностей, что связано с ростом и развитием школьников 7 – 10 лет. Но в экспериментальной группе данный прирост наблюдается на статистически достоверном уровне, что свидетельствует об эффективности разработанной нами программы. Кроме того 100% занимающихся в творческом объединении «Юный турист» выполнили тест по туризму III ступени Комплекса ГТО.
Результаты экспертной оценки.
Экспертная оценка была проведена с целью: выявления перспектив развития детско – юношеского туризма в младшей школе; определения возможностей урочной и внеурочной деятельности младших в области СОТ для их подготовки к выполнению теста по туризму III ступени Комплекса ГТО.
Все эксперты сошлись во мнении, что в начальной школе следует вводить элементы СОТ, кроме того начальную туристскую подготовку должен проводить специалист в данной области. Желательно инструктор детско-юношеского туризма, выпускник туристского объединения, занимающийся активным туризмом или учитель физической культуры, имеющий туристскую квалификацию, прошедший школу инструкторов детско-юношеского туризма.
Выделены наиболее приемлемые типы, виды и средства организации начальной туристской подготовки младших школьников. Типы: спортивный и рекреационный. Виды: пешеходный, водный, лыжный, элементы горного. Средства туризма: поход (многодневные, ПВД), экскурсия, массовые туристские мероприятия для школьников (туристские слеты и соревнования).
Вывод: занятий в ШСК способствуют выполнению школьниками норм по туризму III ступени Комплекса ГТО: туристский поход с проверкой туристских навыков. В связи с чем можно рекомендовать подготовку школьников к сдаче норм Комплекса ГТО средствами ШСК.
Литература:
1. Губаненков С.М. Инновации в технологии туристско-краеведческой деятельностиhttp://madut.narod.ru/ak_bibl/gyban.html
2. Константинов Ю.С. Организация детско- юношеского туризма: Учебник учебник для студентов ВУЗов /Ю.С. Константинова, В.С. Степанов, Ю.Н. Федотов / под ред. Проф. В.А. Таймазова. – СПб., СПБГУФК им, П.Ф. Лесгафта, 2008. – С.20 -22.
3. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры .- 4 изд. Стереотип. – М.: Советский спорт, 2010. – С. 106 – 189.
4. Основная образовательная программа Начального общего образования (1 классы); Начального общего образования с дополнительной (углубленной) подготовкой по английскому языку (2-4 классы) 2014-2015 учебный год.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. N 540 г. Москва "Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО) http://www.rg.ru/2014/06/18/gto-dok.html
6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].—2 е изд., перераб. — М.: Просвещение.