Использование наглядного материала на уроках математики для детей ОВЗ

Беляева Светлана Владиславовна

Для успешного обучения детей с ОВЗ необходимо с первых же дней школьной жизни пробудить у них интерес к учебным занятиям, увлечь, активизировать познавательную деятельность.

В моём классе большинство детей с ОВЗ.  И я считаю, что уроки математики в таком классе должны предполагать использование большого количества наглядности для упрощения восприятия материала, чтобы обеспечить обогащения детей математическими знаниями.

Свои уроки я строю таким образом, что:

1. Каждый урок - продолжение предыдущего.  

2.Даю задания, идущие от простого к сложному.

3. Постоянно поддерживаю у ребенка уверенность в своих силах.  

В своей работе на уроках математики я использую:

Различные математические игры, пазлы или головоломки помогут развивать логическое мышление.   

Работа с конкретными предметами использование счетных палочек, карточек с числами поможет детям лучше понять математические операции и освоить их.

При решении примеров, для детей, испытывающих трудности в вычислениях, можно использовать линейку.

В начале урока математики обязательно провожу устный счет, используя при этом игровые и занимательные задания.

Устный счет, очень важен, он развивает внимание и память.   Лучше проводить его в игровой форме, которая повысит их внимание и интерес детей.

Самым эффективным приемом для нормализации учебной деятельности учащихся с ЗПР является алгоритмизация.

Это различные памятки-инструкции, в которых показаны последовательность действий при решении задач, уравнений, трудных случаев умножения и деления.

Памятки помогают правильно рассуждать и контролировать себя во время выполнения самостоятельных работ. 

Все слова задачи должны быть понятны ученикам, особенно это касается тех слов, которые помогают уяснить зависимости величин: столько же, поровну, одновременно и др.

Для пояснения ситуации использую наглядные действия или чертеж, учу находить ключевые слова, данные, которые выделяются жирным шрифтом или подчеркиванием.

Работа с разными форматами задач

  • Включение разнообразных форматов задач (устные, письменные, схематические и т.д.) позволяет развивать различные математические навыки и умения.
  • Использование реальных примеров из жизни. Применение математических понятий и операций на практике помогает ученикам понять, как математика связана с реальным миром и придает задачам практическую значимость.
  • Коллективное решение задач. Решение задач в группе позволяет обмениваться идеями, способствует развитию коммуникативных и аналитических навыков, ученики могут учиться друг у друга.

Бланковая работа

Некоторые обучающиеся с ОВЗ имеют сложности с записью, правильным оформлением работ.

Ребята работают медленно, тратя больше времени на запись, нежели на само задание.

В таких случаях целесообразно давать детям подготовленный бланк, где ответ предполагается в более простой форме записи.

 

Геометрический материал легко запоминается благодаря сказкам, стихотворениям о геометрических фигурах.

Для активности восприятия геометрического материала больше внимания уделяю практической деятельности со средствами наглядности.

Виды практических заданий должны быть разнообразными (перегибание листа бумаги, моделировании из палочек, преобразование одной фигуры в другую и т.д.).

Необходимо использовать прием сравнения.

Все наглядные материалы должны сопровождаться голосом учителя, однако высказывания должны быть краткими и четкими, ведь информация у детей ОВЗ усваивается в малом объеме.

 

         

           Способы адаптации учебного материала

  • Упрощение инструкции к заданию
  • Индивидуализацию стимульных материалов
  • Дополнительную визуализацию
  • Сокращение объёма заданий, при сохранении уровня их сложности
  • Упрощение содержания задания

 

Увеличенные изображения

Предоставление увеличенных изображений для более легкого восприятия. 

Работа с увеличенными картинками для более детального рассмотрения математических концепций.

 

Рабочие листы

Использование рабочих листов на уроке не осуществляет цель – запомнить или заучить конкретный учебный материал. Они предусмотрены для самостоятельной работы, в ходе которой учащиеся приходят к новым знаниям или закрепляют полученные. Рабочий лист содержит конкретную инструкцию, которая рассчитана на активную работу с ним. В основном, рабочие листы используются при групповой работе, но может быть применена и в парной, и в индивидуальной работах. В зависимости от типа урока требования к оформлению рабочих листов различные.

Заключение

Для эффективного обучения детей с ОВЗ важно формировать    познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. Ведь каждый ученик уникален и имеет свой индивидуальный стиль обучения. Поэтому важно предлагать разнообразные приемы и методы работы, чтобы каждый ребенок имел возможность развиваться и достигать успехов в математике.