Использование наглядного материала на уроках математики для детей ОВЗ
Для успешного обучения детей с ОВЗ необходимо с первых же дней школьной жизни пробудить у них интерес к учебным занятиям, увлечь, активизировать познавательную деятельность.
В моём классе большинство детей с ОВЗ. И я считаю, что уроки математики в таком классе должны предполагать использование большого количества наглядности для упрощения восприятия материала, чтобы обеспечить обогащения детей математическими знаниями.
Свои уроки я строю таким образом, что:
1. Каждый урок - продолжение предыдущего.
2.Даю задания, идущие от простого к сложному.
3. Постоянно поддерживаю у ребенка уверенность в своих силах.
В своей работе на уроках математики я использую:
Различные математические игры, пазлы или головоломки помогут развивать логическое мышление.
Работа с конкретными предметами использование счетных палочек, карточек с числами поможет детям лучше понять математические операции и освоить их.
При решении примеров, для детей, испытывающих трудности в вычислениях, можно использовать линейку.
В начале урока математики обязательно провожу устный счет, используя при этом игровые и занимательные задания.
Устный счет, очень важен, он развивает внимание и память. Лучше проводить его в игровой форме, которая повысит их внимание и интерес детей.
Самым эффективным приемом для нормализации учебной деятельности учащихся с ЗПР является алгоритмизация.
Это различные памятки-инструкции, в которых показаны последовательность действий при решении задач, уравнений, трудных случаев умножения и деления.
Памятки помогают правильно рассуждать и контролировать себя во время выполнения самостоятельных работ.
Все слова задачи должны быть понятны ученикам, особенно это касается тех слов, которые помогают уяснить зависимости величин: столько же, поровну, одновременно и др.
Для пояснения ситуации использую наглядные действия или чертеж, учу находить ключевые слова, данные, которые выделяются жирным шрифтом или подчеркиванием.
Работа с разными форматами задач
- Включение разнообразных форматов задач (устные, письменные, схематические и т.д.) позволяет развивать различные математические навыки и умения.
- Использование реальных примеров из жизни. Применение математических понятий и операций на практике помогает ученикам понять, как математика связана с реальным миром и придает задачам практическую значимость.
- Коллективное решение задач. Решение задач в группе позволяет обмениваться идеями, способствует развитию коммуникативных и аналитических навыков, ученики могут учиться друг у друга.
Бланковая работа
Некоторые обучающиеся с ОВЗ имеют сложности с записью, правильным оформлением работ.
Ребята работают медленно, тратя больше времени на запись, нежели на само задание.
В таких случаях целесообразно давать детям подготовленный бланк, где ответ предполагается в более простой форме записи.
Геометрический материал легко запоминается благодаря сказкам, стихотворениям о геометрических фигурах.
Для активности восприятия геометрического материала больше внимания уделяю практической деятельности со средствами наглядности.
Виды практических заданий должны быть разнообразными (перегибание листа бумаги, моделировании из палочек, преобразование одной фигуры в другую и т.д.).
Необходимо использовать прием сравнения.
Все наглядные материалы должны сопровождаться голосом учителя, однако высказывания должны быть краткими и четкими, ведь информация у детей ОВЗ усваивается в малом объеме.
Способы адаптации учебного материала
- Упрощение инструкции к заданию
- Индивидуализацию стимульных материалов
- Дополнительную визуализацию
- Сокращение объёма заданий, при сохранении уровня их сложности
- Упрощение содержания задания
Увеличенные изображения
Предоставление увеличенных изображений для более легкого восприятия.
Работа с увеличенными картинками для более детального рассмотрения математических концепций.
Рабочие листы
Использование рабочих листов на уроке не осуществляет цель – запомнить или заучить конкретный учебный материал. Они предусмотрены для самостоятельной работы, в ходе которой учащиеся приходят к новым знаниям или закрепляют полученные. Рабочий лист содержит конкретную инструкцию, которая рассчитана на активную работу с ним. В основном, рабочие листы используются при групповой работе, но может быть применена и в парной, и в индивидуальной работах. В зависимости от типа урока требования к оформлению рабочих листов различные.
Заключение
Для эффективного обучения детей с ОВЗ важно формировать познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. Ведь каждый ученик уникален и имеет свой индивидуальный стиль обучения. Поэтому важно предлагать разнообразные приемы и методы работы, чтобы каждый ребенок имел возможность развиваться и достигать успехов в математике.