Наставничество

Аникина Лилия Сергеевна

План работы наставника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo_2023-2024.docx27.92 КБ
Файл nastavnichestvo_2022-2023.docx30.02 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Ханты - Мансийского автономного округа

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия «Созвездие»

                                     

План работы наставника с молодым педагогом

 

на 2023-2024 учебный год

                                                 

                                                                                 Наставник: Старший воспитатель

                                             Л.С. Аникина

                                                                        Наставляемый: Воспитатель

                                          Д.Э. Атаева

г.Пыть-Ях, 2023г

Сведения о педагоге – наставнике

Наставник:Аникина  Лилия Сергеевна

Место работы: МАОУ «Прогимназия «Созвездие»

Педагогический стаж: 13 лет

Сведения о молодом  педагоге

Наставляемый: Атаева Джансият Эльбрусовна

Место работы: МАОУ «Прогимназия «Созвездие»

Педагогический стаж: 4 года

.

 Пояснительная записка

Современному дошкольному образовательному учреждению нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к профессиональной реализации.

 Система наставничества предполагает оказание помощи молодым педагогам в их профессиональном становлении. Наряду с педагогическими профессиональными проблемами становятся актуальными вопросы психологического сопровождения молодых педагогов в период их адаптации к профессии. Следовательно, психологическим механизмом профессионального становления молодых педагогов выступает осознанный внутренний процесс расширения границ и возможностей не только педагогической, но и психологической грамотности как базовой составляющей общей культуры. Это и обеспечивает позитивный результат- успешную адаптированность и конструктивное профессиональное становление.

Программа способствует снижению количества ошибок, уменьшает первоначальный дискомфорт, создает благоприятное впечатление от учреждения и повышает уровень квалификации педагога в первые дни работы. Программа - современная системная единица профессиональной подготовки молодого специалиста к работе, благодаря которой обеспечивается первичное приобретение некоторых теоретических и практических навыков для выполнения какой-либо конкретной работы» с учетом уровня квалификации вновь пришедших педагогов.

Цель работы:

Развитие профессиональных умений и повышение психолого-педагогических компетенций педагога (наставляемого).

Задачи:

  1.      Ознакомление с теоретическими знаниями в области индивидуальных особенностей психологии и физиологических возможностей дошкольников, умение использовать эти знания в проектировании образовательного процесса.
  2.   Содействие вовлечению   педагога в решение задачи повышения качества образования.
  3. Знакомство с психолого-педагогическими приёмами и методами работы, направленных на сохранение психологического здоровья ребёнка.
  4. Знакомство с психологическими аспектами работы с родителями.
  5. Оказание помощи в приобретении навыков практической деятельности в планировании и организации педагогической деятельности.
  6. Изучение проявлений профессиональной деформации личности педагога, знакомство с профилактикой профессиональной деформации.


Краткое описание видов и форм наставничества, которые применяются в программе наставничества

Достижение поставленной цели  программы наставничества планируется посредством применения  вида наставничества.

В МАОУ «Прогимназия «Созвездие» применяется форма наставничества «педагог – педагог» по отношению к наставнику или к группе наставляемых. Применение форм наставничества выбирается в зависимости от цели  программы наставничества педагога, имеющиеся профессиональных затруднений.

  1. Ожидаемые результаты внедрения целевой модели наставничества

В результате работы педагогов в рамках наставничества ожидается:

  • улучшение психологического климата в образовательной организации, как среди воспитанников, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнёрства;
  • плавный «вход»  вновь принятого, молодого педагога и специалиста в целом в профессию, построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих отношений начинающих   и опытных педагогов;
  • адаптация педагога в новом педагогическом коллективе;
  • измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов и сотрудников ДОУ, связанное с развитием гибких навыков;
  • рост информированности о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностях;
  • снижение проблем адаптации в новом коллективе: психологические, организационные и социальные.
  1. Мониторинг работы педагога в рамках наставничества

Мониторинг  в рамках наставничества осуществляется педагогом – наставником и куратором на начало работы наставнической пары/группы, на конец отчётного периода  программы наставничества (май).

Структура и примерное содержание программы.

Программа охватывает несколько направлений работы:

  1. Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса.
  2. Психолого-педагогическое сопровождение.
  3. Методическое сопровождение образовательного процесса.
  4. Диагностика        результатов        образовательной        деятельности        и        особенности представления результатов педагогической деятельности.

Срок реализации программы: 1 год   

Этапы реализации программы наставничества

 Наставничество предполагает постоянный диалог между опытным педагогом и начинающим воспитателем. Организация наставничества носит поэтапный характер и включает формирование и развитие функциональных и личностных   компонентов   деятельности   педагога.  

В   частности,    выделяются три этапа данной работы:

  1. Адаптационный.
  2. Основной, проектировочный этап:
  • проводится работа над темой самообразования;
  • осуществляется планирование методической работы;
  • вырабатывается индивидуальный стиль деятельности;
  • начинается оформление портфолио.

3. Контрольно-оценочный этап.

На этом этапе ярко проявляется педагогическая рефлексия, участие в профессиональных дискуссиях, посещение и анализ открытых занятиях, развитие творческого потенциала молодого педагога, участие в инновационной деятельности. Наставник проверяет уровень профессиональной компетенции молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Планирование работы наставника старшего воспитателя с молодым   педагогом

на 2023-2024 учебный год

Перспективный план

Содержание работы

Форма проведения

Сроки

1.

Введение в систему  работы ДОУ;

Оказание помощи в организации качественной работы с документацией: изучение ФОП, оформление и ведение документации группы. Участие молодого педагога в составлении перспективного и календарного планов, плана по самообразованию.

Диагностика детского развития.    Родительское собрание.

Консультация, оказание помощи. Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ. ФОП «От рождения до школы» поэтапное рассматривание образовательных областей, знакомство с целями и задачами.

Помощь в организации и проведении собрания, обсуждение вопросов. Подбор диагностического материала. Помощь в организации диагностики детского развития.

Поделиться опытом ведения и оформления протокола родительского собрания)

2.

Помощь в изучении федерального закона «Об образовании», ФГОС, санитарно-эпидемиологических правилах и нормативов для ДОУ.  Ознакомление с возрастными особенностями детей 4х-5х лет.

Разработка группового проекта

«Я и моя семья»

Консультации и ответы на интересующие вопросы.

Подбор материала.

Ознакомление со структурой проекта, составление плана.

Сентябрь

3.

Изучение методики проведения ОД, совместная разработка конспектов ОД, эффективное использование дидактического материала в работе.

Посещение молодым специалистом ОД и режимных моментов у педагогов-наставников. Составление конспекта занятия. Знакомство со структурой занятия.  

Ноябрь

4.

Просмотр конспекта и проведение организованной образовательной деятельности молодым специалистом Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей воспитанников.

Дать задание по подготовке дидактических игр и раздаточного материала по ФЭМП.

Подготовка к новогодним мероприятиям.

Посещения ОД и режимных моментов молодого педагога. Обсуждение. Составление плана предварительной работы с детьми и родителями.

Предложить наглядный материал.

Декабрь

5.

Анализ педагогических ситуаций, стилей педагогического общения с детьми и родителями.

 Знакомство с методикой проведения оздоровительной гимнастики: утренняя гимнастика и гимнастика после дневного сна.

Дискуссия на тему: «Трудная ситуация в работе с детьми и родителями выход из сложившейся ситуацией».

Подготовить материал по теме, ознакомить с комплексами.

Январь

6.

Посещение занятий и режимных моментов с целью оказания методической и психологической консультативной помощи

Наблюдение, анализ по итогу наблюдения, обсуждение

Февраль

7.

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями, участие молодого педагога в подготовке материала для родителей.

Составление конспекта ООД

Консультация наставника, участие молодого педагога в разработке материалов для родителей.

Знакомство со структурой, анализ конспекта. Подготовка консультаций, брошюра

Март

Организация предметно-пространственной среды в группе с учётом личностных особенностей детей

Консультация-обсуждение «Предметно-развивающая среда в группе по требованиям ФГОС ДО»

Апрель

8.

Участие в профессиональных конкурсах

Конкурсы различного уровня

2 полугодие

2024 года

9.

Подготовка к летне-оздоровительному периоду. Подведение итогов работы, мониторинг

Консультация и ответы на интересующие вопросы. Оказание помощи. Самоанализ воспитателя-наставляемого

Май

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОХОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА

(составляется и заполняется педагогом наставником)

Ф.И.О. сотрудника (стажера): __________________________________________________

Должность: _________________________________________________________________

Наставник __________________________________________________________________

План работы на период с «____» __________ 20____ года по «____» ________20___ год

Подведение итогов по данному плану «____» __________ 20___ год.

№п\п

Задание (что конкретно

посетить, освоить,

изучить)

Цель /

планируемый

результат

Сроки

выполнения

Отметка о

выполнении

/подпись

стажера

Ознакомлен(а) __________________/ / (подпись стажера)

Дата__________________

Комментарии наставника/руководителя о результатах выполнения данного плана, итогах

прохождения наставничества:

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Подпись наставника/руководителя _____________ / _____________

 



Предварительный просмотр:

                                   МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Ханты - Мансийского автономного округа

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия «Созвездие»

План работы наставника с молодым педагогом

за 2022 – 2023 учебный год

                                                                         

Старший воспитатель: Аникина Л.С.

Пыть-Ях,2023г

                                    Сведения о педагоге – наставнике

Наставник:Аникина  Лилия Сергеевна

Место работы: МАОУ «Прогимназия «Созвездие»

Педагогический стаж: 13 лет

Сведения о молодых  педагогах

Наставляемый: Серсенбиева Н.С.

Место работы: МАОУ «Прогимназия «Созвездие»

Педагогический стаж: 4 года

Наставляемый: Эйюбова У.М.

Место работы: МАОУ «Прогимназия «Созвездие»

Педагогический стаж: 3 года

Отчёт

старшего воспитателя о работе наставника

в МАОУ «Прогимназия «Созвездие» за 2022 – 2023 учебный год

Даты начала и окончания работы наставников с молодыми педагогами: с 15.09. 2022 по 31.05.2023.

На основании приказа МАОУ «Прогимназия «Созвездие» от 31.08.2022 № 419-од  целями и задачами которого являются:

        

Цель: организация работы по обеспечению помощи и поддержки начинающим педагогам в становлении из профессиональной компетенции в условиях реализации ФГОС ДО.

 Задачи:

  • Оказание практической помощи молодым педагогам в период их адаптации в образовательной организации.
  • Обеспечивать теоретическую, психологическую, методическую поддержку молодых педагогов.
  • Стимулировать повышение теоретического и практического уровня педагогов, овладение современными педагогическими технологиями.
  • Создавать условия для самореализации и саморазвития молодых педагогов.
  • Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога.

В  течение года в МАОУ «Прогимназия «Созвездие» я работала с педагогами Серсенбиевой Н.С. и Эйюбовой У.М. как  «наставник – наставляемый».

Основные направления работы:

- изучение нормативно-правовой базы;

- ведение документации дошкольного учреждения, в том числе с применением современных ИКТ;

- организация образовательного процесса в группе;

- формы и методы организации совместной деятельности воспитанников с воспитателем;

- построение эффективного общения и взаимодействия с родителями;

- использование новых образовательных технологий и разработок, как во время организованной образовательной деятельности, так и в режимных моментах;

- подготовка к аттестации Серсенбиевой Н.С. и Эйюбовой У.М.

- подготовка к участию в конкурсе "Педагогического мастерства"«Молодой специалист - 2023»

 

За время работы с педагогами я как наставник:

- содействовала созданию в образовательной организации психологически комфортной образовательной среды, способствующей раскрытию личностного, профессионального, творческого        потенциала        молодых        педагогов путем проектирования их индивидуальной профессиональной траектории;

-  оказывала помощь        в освоении        цифровой информационно-коммуникативной среды, эффективных форматов непрерывного профессионального развития и методической поддержки;

- способствовала развитию профессиональных компетенций педагогов в условиях цифровой образовательной среды, востребованности использования, современных информационно-коммуникативных и педагогических технологий путем внедрения разнообразных, в том числе реверсивных, сетевых и дистанционных форм наставничества;

-  содействовала закреплению в профессии начинающих педагогов;

-  оказывала помощь в профессиональной и должностной адаптации молодых педагогов, в отношении, которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления        педагогической        деятельности        конкретной образовательной организации, ознакомление с традициями и укладом жизни детского     сада, а        также     в     преодолении     профессиональных     трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей;

- обеспечивала формирование и развитие профессиональных знаний и навыков педагога, в отношении которого осуществляется наставничество;

- ускорила процесс профессионального становления и развития педагога, в отношении которых осуществляется наставничество, развития их способности самостоятельно, качественно        и        ответственно        выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с замещаемой должностью;

- содействовала в выработке навыков профессионального поведения педагогов, в отношении которых осуществлялось наставничество, соответствующего профессионально-этическим принципам, а также требованиям, установленным законодательством;

- знакомила педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, с эффективными формами и методами индивидуальной работы и работы в коллективе, направленными на развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них должностные обязанности, повышать свой профессиональный уровень.

Вывод:

Процесс адаптации молодых педагогов Серсенбиевой Н.С. и Эйюбовой У.М. к педагогической деятельности можно считать законченным, так как педагоги овладели необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками организации воспитательно-образовательного процесса; проведение занятий стало привычным, работа не вызывает чувства страха, неуверенности. Им рекомендовано аттестоваться на первую квалификационную категорию.

Рекомендации молодым специалистам:

-Продолжать овладевать теоретическими знаниями и практическими навыками для совершенствования педагогических компетенций;

-использовать в своей работе современным педагогические технологии, в том числе по усовершенствованию предметно-пространственной среды в группе;

-углублённо изучать новые нетрадиционные приёмы для проведения совместной деятельности детей и родителей.

 

Приложение 1.

План работы на 2022 – 2023 учебный год

Наставник:Аникина Лилия Сергеевна

Наставляемый: Серсенбиева Наида Саидовна

Тема индивидуального плана работы

Отчёт о проведенных мероприятиях

Результат

Изучение нормативно-правовой

базы,        ведение документации дошкольного учреждения

Консультации, индивидуальные беседы по теме, просмотр        ведения текущей документации.

Ознакомлена с документацией ДОУ (закон об образовании, уставдетского        сада, САНПИН); знакомство       со структурой       образовательной деятельности(выбор темы, постановка        цели,        задач); оформление         и         ведение документации.

Организация НОД, помощь в постановке целей и задач.

Изучение методики проведения НОД, совместная разработка конспектов НОД, эффективное использование дидактического материала в работе. Посещение молодым специалистом НОД у стажистов.

Самостоятельное написание конспектов и подготовка к НОД.

Участие в конкурсе «Педагогического мастерства «Молодой специалист-2023» (участие).

Мониторинг,диагностика

Организация, проведения мониторинга, изучение методик проведения и обследования воспитанников.

Консультация и

ответы на интересующие вопросы, оказание помощи. Самоанализ молодого педагога.

Проведение диагностики

Консультация по теме

- «Как добиться детского послушания?»

-«Применение здоровьесберегающих технологий в ООД и режимных моментах»

          В течении года.

Картотека игр с массажными шариками        Су        -Джок, проведена консультация для родителей «Игры на развитие мелкой                      моторики».

Портфолио педагога

Структура содержания и порядок ведения портфолио, оценивание материалов портфолио

Оформление портфолио по структуре (разделам).

Проведение итогов работы.

Подготовка к летне-оздоровительному периоду. Консультация и ответы на интересующие вопросы, оказание

помощи.

Разработка уголка для

родителей по подготовке к летне-оздоровительному периоду (размещение в группе).

План работы на 2022 – 2023 учебный год

Наставник: Аникина Лилия Сергеевна

Наставляемый: Эйюбова Улькер Мубариз кызы

Тема индивидуального плана работы

                   Отчет

о проведенных мероприятиях

Результат

Работа с изучением рабочей документации.

Анкетирование молодого специалиста.

Помощь в изучении федерального закона «Об образовании», ФГОС, санитарно-эпидемиологических правилах и нормативов для ДОУ, локальных актов ДОУ. Консультации и ответы на интересующие вопросы.

В ходе работы были закреплены знания, необходимые для работы с документацией. Педагог правильно оформил документацию, в соответствии с требованиями, оформила (провела коррекцию) паспорта группы.

Изучение документации для работы с детьми в процессе ОД.

Оказание помощи в организации качественной работы с документацией воспитателя; изучение программы учреждения; помощь в составлении плана по самообразованию.

Консультация, оказание помощи.

Разработка картотеки прогулок, определение с темой саморазвития и начало работы в данном направлении (изучение литературы).

Просмотр и показ ОД с детьми.

Изучение методики проведения ОД, совместная разработка конспектов ОД, эффективное использование дидактического материала в работе. Посещение молодым специалистом НОД и режимных моментов у других педагогов наставников..

Закреплены знания о правильной постановке целей и задач в работе (результат в ходе посещения ОД). Составление «памятки» для правильного написания целей, задач и этапов в ходе ОД

Закрепление правильного написания конспектов ОД. Подготовка ОД к конкурсу «Педагогического мастерства «Молодой специалист-2023».

Просмотр конспекта и проведение организованной образовательной деятельности молодым специалистом.

Посещения ОД и режимных моментов молодого педагога. Обсуждение.

Посещение ОД  (в рамках недели открытых занятий). Анализ работы. Участие в конкурсе «Педагогического мастерства «Молодой специалист-2023» (участие).

Работа с родителями.

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями, участие молодого педагога в подготовке материала для родителей.

Консультация наставника, участие

молодого педагога в разработке материалов для родителей.

Провела корректировку рабочей (родительской) группы в Viber. Проводила работу с родителями, цель которой активное участие родителей в жизни детей (в ДОУ),Размещение советов, памяток и консультаций в группе.

Подведение итогов.

Подготовка к летне-оздоровительному периоду. Консультация и ответы на интересующие вопросы, оказание

помощи.

Самоанализ молодого специалиста. Разработка уголка для

родителей по подготовке к летне-

оздоровительному периоду (размещение в группе). Создание картотеки «Наблюдения летом».

С Улькер  Мубариз  кызы и Наидой Саидовной , мы обсуждали вопросы организации воспитательно-образовательного процесса с детьми. И чтобы понять, как удаётся проведение совместной деятельности молодым педагогам, я сама наблюдала за работой воспитателей и отметила положительные стороны.

Совместно с Улькер  Мубариз  кызы и Наидой Саидовной, мы готовили конспекты непосредственной образовательной деятельности, проговаривали каждый этап и элемент занятия. Наиболее удачный варианты НОД был представлен ими на смотре занятий молодых педагогов.

Вывод: Молодым педагогам оказана помощь в выработке умения применять теоретические знания в практической деятельности; организовывать учебно-воспитательный процесс (подготовка и проведение открытого НОД), речь идет об общих вопросах методики проведения НОД, проговаривали каждый этап и элемент занятия. Рекомендовано наиболее шире проводить предварительную работу и использовать игровые приемы.

Мы познакомились с формами и методами организации совместной деятельности воспитанников с воспитателем. Я неоднократно наблюдала организацию игр на прогулке.

Проведена консультация «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста»; «Роль пальчиковой гимнастики  в процессе ОД»; «Артикуляционная гимнастика как профилактика речевых нарушений».

          Я стремилась заинтересовать педагогов и помогала реализовать себя, развить личностные качества, совершенствовать педагогическую базу, развивать умения управлять детским коллективом.

Над чем нам нужно ещё работать:

1. Углублённо изучить новые нетрадиционные приёмы для проведения совместной деятельности детей и родителей;

2. Овладеть новыми образовательными технологиями и методами работы с детьми в использовании предметно-пространственной среды;

3. Работать над созданием и усовершенствованием интерактивной предметно-пространственной среды в группе;

4. Пополнять группу картотеками игр, дидактическими игрушками, игровыми пособиями, направленными на развитие сенсомоторной координации детей.

Рекомендую        в        следующем        учебном        году        пройти        аттестацию на I квалификационную категорию.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОХОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА

(составляется и заполняется педагогом наставником)

Ф.И.О. сотрудника (стажера): __________________________________________________

Должность: _________________________________________________________________

Наставник __________________________________________________________________

План работы на период с «____» __________ 20____ года по «____» ________20___ год

Подведение итогов по данному плану «____» __________ 20___ год.

№п\п

Задание (что конкретно

посетить, освоить,

изучить)

Цель /

планируемый

результат

Сроки

выполнения

Отметка о

выполнении

/подпись

стажера

Ознакомлен(а) __________________/ / (подпись стажера)

Дата__________________

Комментарии наставника/руководителя о результатах выполнения данного плана, итогах

прохождения наставничества:

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Подпись наставника/руководителя _____________ / _____________