Приказы
Приказы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Отчет по реализации дополнительной образовательной программы
«Сказочный мир» за II полугодие 2018 - 2019 учебного года
Педагоги: Гусейнова Замина Рафиковна, Капанина Лариса Тагировна
Название кружка: «Сказочный мир»
Цель: 1.развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
2. создание условий для развития творческих способностей младших дошкольников, их эстетического развития.
Задачи:
1.Обучающие:
- Формировать у детей интерес к лепке, создавать простейшие формы (шар сплющивать в диск, цилиндр замыкать в кольцо), лепить пальцами, а не только ладонями, соединять детали крепко между собой, защипывать край формы, вытягивать или оттягивать пальцами (клюв, хвост);
- Создавать оригинальные образы из 2 - 3 деталей, передавая пропорции, создавать композиции;
- Учить художественной графити (растягивать пластилин пальцами по картону).
-Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности;
- Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
-Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т.д.)
- Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми
2. Развивающие:
- Развитие продуктивной деятельности детей в лепке;
- Развитие детского творчества;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Развивать глазомер, передавая утолщения, загнутые края;
- Развивать умения применять знания для применения в новых условиях;
- Развивать память, мышление, речь, познавательные интересы.
3.Воспитательные:
- Воспитывать аккуратность в работе с пластилином и с красками.
- Воспитывать бережное отношение к продукту труда.
- Воспитывать трудолюбие и старание.
- Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному
Количество часов в неделю один раз в неделю по 15 минут
С какого года работает кружок? с октября 2018 года.
возраст | мальчики | девочки | всего |
3-4 лет | 6 | 7 | 13 |
Участие детей в конкурсах, концертах, соревнованиях и т.п. Дети раз в месяц участвуют в конкурсах, городских или всероссийских, получают дипломы, грамоты.
Перспективы работы кружка:
Предполагаете ли вы кружковую работу на 2019-2020 учебный год? да, нет (подчеркнуть).
Количество часов: 1 раз/ в неделю
Организация рекламы кружка в 2019-2020 уч. году (1 неделя сентября)
Мониторинг результатов обучения детей по дополнительной образовательной программе «Сказочный мир»
Оцените учащихся по критериям (кол./ %):13 чел.
Показатели | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное кол-во баллов | Кол. уч-ся | % |
Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям | 1.минимальный уровень (дети овладели менее чем половины объема знаний, предусмотренных программой); 2.средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 2\3); 3.максимальный уровень (дети освоили практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период). | 1
5
10 | 13 | 100 |
Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы) Соответствие практических знаний ребенка программным требованиям | 1.минимальный уровень (дети овладели менее чем половины объема знаний, предусмотренных программой); 2.средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 2\3); 3.максимальный уровень (дети освоили практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период). | 1
5
10 | 5 8 | 37 63 |
Творческие навыки Креативность в выполнении практических заданий
| 1.начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога); 2.репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); 3.творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества). | 1
5
10 | 2 8 3 | 14 63 23 |
Умение аккуратно выполнять работу | Аккуратность и ответственность в работе | удовл. хорошо отлично | 7 6 | 54 46 |
Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности | Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям | удовл. хорошо отлично | 3 10 | 23 77 |
Отчет выполнила Гусейнова З.Р. 12.05.2019г.
Предварительный просмотр:
Отчет по реализации дополнительной образовательной программы
«Сказочный мир» за II полугодие 2019 - 2020 учебного года
Педагоги: Гусейнова Замина Рафиковна, Капанина Лариса Тагировна
Название кружка: «Сказочный мир»
Цель: 1.развитие художественно-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
2. создание условий для развития творческих способностей дошкольников, их эстетического развития.
Задачи:
1.Обучающие:
- Формировать у детей интерес к лепке, создавать простейшие формы (шар сплющивать в диск, цилиндр замыкать в кольцо), лепить пальцами, а не только ладонями, соединять детали крепко между собой, защипывать край формы, вытягивать или оттягивать пальцами (клюв, хвост);
- Создавать оригинальные образы из 2 - 3 деталей, передавая пропорции, создавать композиции;
- Учить художественной графити (растягивать пластилин пальцами по картону).
-Знакомить детей среднего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности;
- Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
-Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т.д.)
- Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми
2. Развивающие:
- Развитие продуктивной деятельности детей в лепке;
- Развитие детского творчества;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Развивать глазомер, передавая утолщения, загнутые края;
- Развивать умения применять знания для применения в новых условиях;
- Развивать память, мышление, речь, познавательные интересы.
3.Воспитательные:
- Воспитывать аккуратность в работе с пластилином и с красками.
- Воспитывать бережное отношение к продукту труда.
- Воспитывать трудолюбие и старание.
- Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному
Количество часов в неделю один раз в неделю по 20 минут
С какого года работает кружок? с октября 2019 года.
возраст | мальчики | девочки | всего |
4-5 лет | 6 | 7 | 13 |
Участие детей в конкурсах, концертах, соревнованиях и т.п. Дети раз в месяц участвуют в конкурсах, городских или всероссийских, получают дипломы, грамоты.
Перспективы работы кружка:
Предполагаете ли вы кружковую работу на 2020-2021 учебный год? да, нет (подчеркнуть).
Количество часов: 1 раз/ в неделю
Мониторинг результатов обучения детей по дополнительной образовательной программе «Сказочный мир»
Оцените учащихся по критериям (кол./ %):13 чел.
Показатели | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное кол-во баллов | Кол. уч-ся | % |
Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям | 1.минимальный уровень (дети овладели менее чем половины объема знаний, предусмотренных программой); 2.средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 2\3); 3.максимальный уровень (дети освоили практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период). | 1
5
10 | 13 | 100 |
Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы) Соответствие практических знаний ребенка программным требованиям | 1.минимальный уровень (дети овладели менее чем половины объема знаний, предусмотренных программой); 2.средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 2\3); 3.максимальный уровень (дети освоили практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период). | 1
5
10 | 5 8 | 37 63 |
Творческие навыки Креативность в выполнении практических заданий
| 1.начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога); 2.репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); 3.творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества). | 1
5
10 | 2 8 3 | 14 63 23 |
Умение аккуратно выполнять работу | Аккуратность и ответственность в работе | удовл. хорошо отлично | 7 6 | 54 46 |
Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности | Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям | удовл. хорошо отлично | 3 10 | 23 77 |
Отчет выполнила Гусейнова З.Р. 20.05.2020г.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №32 «БРУСНИЧКА»
ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ
«Мой Нижневартовск»
Ответственные: Аразбай Светлана Васильевна
Гусейнова Замина Рафиковна
Паспортные данные
Наименование: мини-музей «Мой Нижневартовск»
Профиль музея: познавательный, нравственно-патриотический
Совет музея: 2 человека
Характеристика помещения: групповое помещение №10
Руководитель музея: воспитатели: Аразбай Светлана Васильевна
Гусейнова Замина Рафиковна
Должностной состав и количество работников, необходимых для реализации
Таблица 1
№ | Должность | Количество | Обязанности |
1 | Воспитатель | 2 | Координация и управление реализацией программы, реализация программы. Оценка и анализ результатов реализации программы. |
Итого | 2 |
Таблица 2
Необходимые для реализации Программы материально-технические ресурсы
№ | Материально-технические ресурсы | Количество |
Помещения | ||
1 | групповое помещение №10 | 1 |
Мебель, оборудование | ||
1 | Мебель, оборудование в группе | В соответствие с инвентаризационной описью |
1.2 | Ноутбук или персональный компьютер | |
1.3 | Мультимедийное оборудование (проектор, экран, штатив) | |
1.4 | Интерактивная доска | |
2. | Мебель и оборудование мини-музея | |
2.1 | Экспонаты мини-музея | |
3 | Мебель и оборудование музыкального зала | |
4 | Мебель и оборудование спортивного зала | |
Расходные материалы | ||
1 | Канцелярские принадлежности | В необходимом для занятий количестве по заявке |
2 | Расходные материалы для декоративно-прикладного творчества |
Актуальность создания мини – музея «Мой Нижневартовск»
Создание мини-музея «Мой Нижневартовск» в детском саду является одной из форм обучения и воспитания целостного образовательного процесса на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, гражданственности, ответственности и патриотизма.
Цель: Формирование у детей нравственных ценностей, любви к Родине, к родному городу. Воспитание гражданина и патриота своей страны.
Задачи:
1. Знакомить с историей своего родного города Канска, его достопримечательностями через экспозиции мини-музея.
2. Развивать познавательные способности и познавательную деятельность дошкольников.
3. Вовлекать родителей и детей в образовательный процесс для совместной работы по изучению истории города Нижневартовска.
4. Формировать положительное отношение к музейным ценностям
5. Воспитывать любовь к малой Родине, уважение и бережное отношение к своему городу.
Участники музея: воспитанники дошкольного учреждения, родители, воспитатели, руководители музея.
Формы деятельности: поисковая; экспозиционная; познавательная.
* Экскурсии, целевые прогулки, просветительская работа.
* Театрализованные досуги, экологические акции.
* Мастер-классы, проектная деятельность.
* Работа с родителями.
* Пополнение музея экспонатами.
Оформление музея
Коллекции музея располагается на полке, на стене группового помещения. Все экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. В музее представлены экспонаты:
Патриотическое воспитание:
* Символика: флаги и гербы России, ХМАО-Югры, города.
* Физическая карта России, округа и города.
* Куклы в национальных костюмах народов России:
---кукла в хантыйском женском костюме;
Художественная литература:
1. М. Анисимкова «Зеленое тепло (хантыйские-мансийские сказы)»
2. В. Борлоздин «Назарка житель тундры»
3.К.Лагунов «Как искали Тюменскую нефть»
Раскраски.
1. «Сохраним мир вокруг себя»
2. «Национальные костюмы:
*народов России;
*ближнее зарубежье;
*дальнее зарубежье;
3. Родной Нижневартовск
Фотографии.
Зданий и памятников города, мест отдыха горожан и памятные места,
природы края, праздники народов севера.
Аудиозаписи песен о городе, «Самотлорский вальс».
Коллекции:
1. Символика города и Югры
2. Представлены гербы и флаги городов.
3. Медаль «Самотлорнефтегаз 1999-2019 г»
4. Часы «Самотлорнефтегаз»
5. «Минералы и горные породы»
6. Макет «Моя нефтяная вышка»
7. Монумент «Покорителям Самотлора» «Алеша».
8. Матрешки
9. «Неофициальные символы России»
10. Книги «Эхо времени», «Нижневартовск 25 и 35 лет», «Самотлор героика-будни», «Время новых совершенств», IV Международная экологическая акция «Спасти и сохранить» в городе Нижневартовске
11.Рисунки детей.
Игротека:
1. «Путешествуем вместе » - выпуск1,
2. Обучающая игра «С чего начинается Родина»
3. Настольно-печатная дидактическая игра «Экскурсия по любимому городу»
4. «Я живу в Югре» -1
5. Картотека народных- подвижных хантыйских игр
6. Нижневартовские загадки (авторские игры) (приложение № 2).
Игровые задания, упражнения могут находиться в разных разделах мини-музея, обозначаются знаком «Помощь взрослого».
Поскольку мини-музей интерактивный, дети могут трогать его экспонаты, самостоятельно дополнять разделы и выполнять ряд заданий, например, с ящиком ощущений. Педагог кладёт в него ежедневно или раз в несколько дней новый предмет из разных разделов.
Библиотека: художественная литература, познавательный материал для бесед с дошкольниками, которые могут быть использованы во всех видах деятельности. Имеются конспекты НОД, методические рекомендации и консультации для родителей.
Конспекты НОД:
1. «Город мой, любимейший на свете» (по ознакомлению с окружающим миром).
2. «Прошлое, настоящее и будущее нашего края».
3. «Тайны земли сибирской».
4. «Экскурсия по городу Нижневартовску».
5. «Экскурсия в краеведческий музей».
6. «Нефть – богатство нашего края» (ознакомление с природой).
7. «Природные богатства нашего края» (опытно-экспериментальное занятие)
8. Развлечение «Наш город Нижневартовск».
Познавательный материал для бесед с дошкольниками:
1. «Нижневартовск – город – новодел».
2. «Нас собрал Самотлор».
3. «Рассказ о писательнице М. К. Анисимковой».
4. «Листая страницы улиц».
5. «Что такое Старый Вартовск?».
6. «Памятник «Покорителям Самотлора».
7. «Выдающиеся люди нашего города «Солдат – учитель – краевед».
Этапы работы
1. Подготовительный этап: определение темы и название мини-музея, разработка модели, выбор места для размещения.
2. Практический этап (этап реализации)
- создание мини-музея в группе;
- сбор экспонатов для музея;
- разработка экскурсий.
3. Внедренческий
- открытие мини-музея в группе; экскурсия в мини-музей;
- приглашение гостей (дети с других детских учреждений, родители);
- встреча с интересными людьми;
- разработка различных видов экскурсий для музея;
- пополнения атрибутов для музея
- проведение образовательной деятельности в мини-музей
Приложение № 1
Конспекты НОД:
- «Город мой, любимейший на свете» (по ознакомлению с окружающим миром).
- «Прошлое, настоящее и будущее нашего края».
- «Тайны земли сибирской».
- «Экскурсия по городу Нижневартовску».
- «Экскурсия в краеведческий музей».
- «Нефть – богатство нашего края» (ознакомление с природой).
- «Природные богатства нашего края» (опытно-экспериментальное занятие)
- Развлечение «Наш город Нижневартовск».
Беседы:
- «Нижневартовск – город – новодел».
- «Нас собрал Самотлор».
- «Рассказ о писательнице М. К. Анисимковой».
- «Листая страницы улиц».
- «Что такое Старый Вартовск?».
- «Памятник «Покорителям Самотлора».
- «Выдающиеся люди нашего города «Солдат – учитель – краевед».
Рекомендации для родителей:
- «Что должен знать ребёнок о своём городе».
- «По составлению семейного альбома».
- «По ознакомлению с социальным окружением».
Консультации:
- «Говорящие гербы».
- «Народные традиции».
- «Традиции нашего города».
- «Лекарственные растения нашего края».
Приложение № 2
Авторские игры
Игра «Узнай по описанию»
Цель: закрепить представления о достопримечательностях Нижневартовска, активизировать мышление и воображение.
Ход. Воспитатель предлагает послушать короткие рассказы о достопримечательностях города, отгадать и назвать их.
Игра «Знатоки Нижневартовска»
Цель: закреплять знания о памятниках Нижневартовска, развивать память и воображение.
Материал. Разрезные картинки с видами памятников города, фишки.
Ход. Воспитатель делит детей на две команды. Предлагает по фрагменту открытки, фотографии узнать памятник и рассказать о нём. Справившаяся с заданием команда получает фишку. В конце игры подводится итог.
Игра «Кто больше подберёт слов»
Цель: формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова к памятным местам города.
Ход. Воспитатель называет существительное – дети подбирают подходящие по смыслу определения – прилагательные. Например, Нижневартовск (красивый, любимый, большой), парк (зелёный, украшенный, городской). Храм (красивый, большой, блестящий). Музей (интересный, познавательный, красивый, удивительный).
Игровое упражнение «Продолжи»
Цель: формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, запоминать составлять высказывание; закреплять знания о достопримечательностях Нижневартовска.
Примеры фраз для продолжения.
Наш город называется...
Жителей нашего города называют...
«Черное богатство - это...»
«Нефтяник – это…»
«Барабашка» - это...
Игра «Так бывает»
Цель: учить рассказывать о городе, в определении которого, указаны нетипичные признаки, развивать мышление и воображение.
Ход. Педагог называет словосочетание, ребёнок раскрывает его значение. Например, Холодный Нижневартовск (город зимой), белый Нижневартовск (город зимой). Весёлый Нижневартовск (город в праздники – День города, Масленица, Самотлорские ночи, Рождество и др.). Молодой Нижневартовск (новостройки, молодые жители). Мокрый Нижневартовск (город во время дождя, город ранней весной, осенью) и т.д.
Игровое упражнение «Всё ли верно? Докажи»
Цель: закрепить знания о Нижневартовске, активизировать мышление, учить строить фразы – доказательства.
Ход. Воспитатель предлагает детям внимательно послушать высказывание и определить, верно, ли оно, привести аргументы в пользу своего утверждения.
Примеры утверждений.
Наш город – Мегион. Мэр нашего города – Путин. Кремль находится в Москве. В нашем городе есть памятник покорителям Самотлора. Наш детский сад находится на улице Ленина. А.С. Пушкин
– композитор. М. Анисимкова – писательница и др.
Нижневартовские загадки
Цель: в ходе отгадывания загадок закреплять знания о достопримечательностях Нижневартовска, развивать воображение, фантазию, память.
Содержание. Педагог загадывает загадку о каком-нибудь месте в городе, дети отгадывают и находят на карте - схеме города.
Например. Это здание стоит на ... улице. Оно большое, красивое, с множеством окон. Каждое утро родители приводят своих детей, чтобы они играли, занимались, общались друг с другом (детский сад).
Это здание стоит на берегу реки Обь, у него имеется 6 куполов (Храм Рождества Христова). И т.д.
Приложение № 3
Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики.
Испокон веков в них ярко отражался образ людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве. А также желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений.
Многие игры Севера проводятся в детском саду, так как они очень просты по содержанию, не требуют сложных атрибутов (это шапочка на голову, веревка, санки, деревянные топорики). Правила таких игр дети хорошо запоминают и усваивают. Все игры народов Севера связаны с прыжками, метанием, бегом, способствуют упражнению детей в основных видах движения. Формирования у них глазомера, быстроты реакции, выносливости, смелости.
В народных играх много веселья, движения, но порядок их строг. Каждый приучается к совместным и согласованным действиям, выполнения всеми принятого условия. В такой игре можно и отличиться, но только если это не нарушает общего порядка.
Игры должны быть доступны детям, вызвать интерес и радость. Подбирая их, надо учитывать время года, состояние погоды, температуру воздуха. Очень важно предварительно знакомить детей с содержанием и правилами игры.
Объяснение надо сочетать с показом движений, как правильно бегать, прыгать, метать.
В комплексе с другими воспитательными средствами, представляемой собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизни дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководств
Приложение № 4
Консультация для родителей «Идём в музей!»
Посещение в музей на детей оказывает глубокое воздействие: новизна архитектуры, интерьеры залов и сами экспонаты – подлинники создают особую атмосферу образ музея, развивают познавательные интересы. Встреча с уникальными и высокохудожественными произведениями приобщает ребёнка к миру общечеловеческих ценностей, истории, воспитывает художественный вкус, потребность в прекрасном. Чтобы посещение музея доставило радость вам и вашему ребёнку, я подготовила рекомендации на основе опроса родителей и детей нашего детского сада:
- Выберите музей в соответствии с вашими интересами и желанием ребёнка.
- Побеседуйте с ребёнком о профиле музея правила поведения. Например: «Когда я первый пришёл в музей, мне очень хотелось потрогать всё руками. А как ты думаешь, почему я этого не сделал? А что будет, если в музее все будут громко разговаривать?
- Экскурсия по музею не должна превышать один час. Информация, усвоенная на пороге усталости, не эффективна.
- После посещения музея побеседуйте с ребёнком о том, что он запомнил, что было интересно, красиво, попросите ребёнка рассказать в детском саду о музее, экспонатах; поделитесь своими впечатлениями с воспитателями и другими родителями.
Рекомендации «Что должен знать ребенок о родном городе?»
Целенаправленное ознакомление ребенка с родным городом нужно рассматривать как составную часть формирования у него начала патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где родился и живёт. Задача родителей - углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого- в ближайшем окружении. Это улица и сквер, где малыш бывает постоянно, двор, где играет с ребятишками, детский сад, который является вторым домом...
Всё это, пока ребенок маленький, воспринимается им как неотъемлемая часть его жизненно необходимой среды, без которой он не мыслит своё воображение ...
Расширить круг представления о родном городе, дать о нём некоторые доступные для ребёнка исторические сведения, показав всё то, что свято чтят российские люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, зажечь в детском сердце искорку любви к Родине. Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых – помочь ребёнку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое способствовало бы формированию нравственных чувств. Пусть маленький человек с вашей помощью открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно. Пятилетняя Маша и не подозревает, что там, где она живёт, не всегда была привычная для её глаз просторная улица, зелёный сквер, многоэтажные дома с множеством красивых витрин. Теперь здесь ездят по асфальту легковые машины, автобусы... Взрослые, гуляя с ребенком, каждый раз находят объект для наблюдений. Вот ребенок видит свою улицу утром, когда идёт в детский сад. Одна сторона улицы озарена солнцем, другая в тени. Вечерняя улица совсем иная – дома кажутся выше, небо на фоне ярких фонарей – бездонно тёмным, витрины магазинов – особенно нарядными. Ребёнок видит зимнюю улицу, когда выпал первый снег и весеннюю – с искрящейся капелью, с лужицами – зеркалами, отражающими солнечных зайчиков, летнюю улицу, озарённую светом и осеннюю – с серыми дождями. А сколько радости возникает у дошкольника при виде праздничной улицы. Так ребёнок с помощью близких людей всматривается в то, что его окружает, видит трудовую и праздничную жизнь города.
Внимание ребенка полезно привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах. Это - школа, аптека, библиотека, почта, магазин, кинотеатр, парикмахерская. Необходимо рассказать об их названии, подчеркнув, что всё это создано для удобства людей. Ребёнку полезно объяснить, в честь кого названы улицы, почему микрорайон, в котором, он живет, носит то или иное название. Необходимо познакомить его с памятными местами родного города.
И в этом родителям принадлежит особая роль. С помощью взрослого дошкольник постепенно усваивает следующее: у каждого человека есть родной дом и город (село, деревня), где он работает и живёт. Когда говорят москвич, ленинградец и т. д., это указывает на принадлежность к тому городу, где он живёт. Ребёнок должен знать название своего города, своей улицы, в честь кого они названы, знать почтовый адрес, путь от дома до детского сада, ориентироваться в ближайших улицах; знать отдельные достопримечательности и исторические места родного города, главные улицы и проспекты, архитектурные ансамбли и памятники. Для знакомства с городом можно широко использовать экскурсии и целевые прогулки, разнообразные средства и методы. Различные наблюдения, позволяющие видеть трудовую жизнь людей, изменения в облике города, улиц; объяснения взрослого в сочетании с показом и непосредственными наблюдениями ребёнка; чтение художественной литературы о родном городе и событиях, сведениях, связанных с ним, а также рассматривание картин, иллюстраций, просмотр диафильмов, наборов открыток, альбомов с видами города, разучивание стихов, песен, прослушивание музыкальных произведений о родном городе создадут у ребенка эмоциональное отношение к ним. И ещё хотелось бы подчеркнуть особую значимость личного примера родителей, любящих свой город и принимающих активное участие в его общественной жизни. Пусть ваша влюбленность в родной город, ваше деятельное участие в его судьбе послужат примером сыну, дочери
Приложение № 5
Милый город Нижневартовск
Музыка Л. Фроловой.
- Есть на добром свете где-то
Дом, в котором я живу,
Далеко в Сибири где-то
Он растет, и я расту.
Мы взрослеем год от года,
Я город мой родной.
Он мне душу согревает
Нижневартовск дорогой.
- Милый город Нижневартовск,
Даль синеет за рекой,
И мальчишки, и девчонки,
Все спешат в школу гурьбой.
Славный город, милый город,
Восхищаемся тобой.
Сердцу нашему ты дорог,
Нижневартовск дорогой.
- Если слышим мы – «Россия»,
Слышим гомон птичьих стай,
Видим Обь, озера синие,
И тебя, наш милый край.
Люди северные любят
Солнца лучик золотой.
В самом сердце ты России,
Нижневартовск дорогой.
«Самотлорский вальс»
Музыка Журбинского.
- Над землёю Самотлора снегопад,
Письма мне твои снежинками летят.
Пишешь мне: «Не надоела ли пурга?»,
А меня согреет лишняя строка.
Припев:
Туман над городом и над тайгой.
Туман над светлою Обью рекой.
Мой адрес, милая, Самотлор –
Хрустальный блеск озер,
Снегов простор.
- Сотни радуг, факелами небосвод
В этот край меня бескрайний позовет.
Приезжай, и ты увидишь, что снега,
Не разлучат, а сроднят нас на века.