Экперимент
ОТЧЕТ
о результатах опытно-экспериментальной деятельности
преподавателя отделения физической культуры
Анискиной Марии Сергеевны
Тема опытно-экспериментальной деятельности:
«Организация и обеспечение образовательного процесса, ориентированного на формирование, сохранение и укрепление физического, духовного и социального здоровья обучающихся в условиях образовательного учреждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.docx | 30.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТЧЕТ
о результатах опытно-экспериментальной деятельности
преподавателя отделения физической культуры
Анискиной Марии Сергеевны
Тема опытно-экспериментальной деятельности:
«Организация и обеспечение образовательного процесса, ориентированного на формирование, сохранение и укрепление физического, духовного и социального здоровья обучающихся в условиях образовательного учреждения
1. Цель опытно-экспериментальной деятельности, гипотеза исследования и основные задачи
Актуальность опытно-экспериментальной деятельности, развернутой в колледже состоит в следующем: в настоящее время бытует мнение, в том числе это мнение и эксперта Нестеренко Г.И.( кандидат педагогических наук, доцент), что в советский период о здоровье обучающихся заботились гораздо более планомерно, да и факторов, разрушающих их здоровье, было гораздо меньше. Недостаток качественного питания, неправильный режим дня, деформирующее подростковую психику авторитарное воздействие учителей – все это было и, к сожалению, остается и в настоящее время. Но в современных демографических условиях прежний стиль преподавания оказался еще более дезаадптирующим. Продолжают возрастать учебные нагрузки, уменьшается двигательная активность студентов, приводя к гиподинамии и нарушениям осанки, свободное время все чаще отдается просмотру видеофильмов и компьютерным играм и виртуальной жизни в Интернете. Растет число курильщиков.
Специалисты по работе с подростками, государственные деятели все чаще отмечают, что преподаватель может сделать для здоровья студентов гораздо больше, чем врач, поскольку основным фактором, влияние которого на здоровье оценивается в 50-55%, является образ жизни.
Вместе с тем, мероприятия, осуществляемые образовательными учреждениями для укрепления здоровья обучающихся, зачастую остаются формальными, разрозненными, несистемными, что не приводит к получению нужного результата – положительной динамике уровня здоровья студентов, обеспечивающей у них качество образовательных достижений.
Одной из проблем остается проблема оценки физического развития и здоровья студентов, (как с точки зрения трудозатрат, так и с точки зрения реальной возможности использования полученных сведений в целях совершенствования образовательной практики) для образовательной системы. Личностно-ориентированный подход в обучении от преподавателей потребовал ориентировки на реальные особенности каждого конкретного студента, а образовательная практика оказалась не готовой к выявлению и использованию подобной информации. Все это определило необходимость исследования в СОПК проблем физического развития и здоровья, обучающихся в условиях их учебной деятельности как инструмента повышения качества управления образовательным процессом.
Все выше перечисленные проблемы позволили сформулировать методологический аппарат данной опытно-экспериментальной работы.
Цель проведенного исследования – разработать, описать, экспериментально доказать эффективность условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья обучающихся в СОПК.
Объект исследования – управление учебно-воспитательным процессом в образовательном учреждении.
Предмет исследования – условия, обеспечивающие охрану и укрепление здоровья обучающихся в ходе образовательного процесса.
Гипотеза исследования состоит в следующем: сохранение и укрепление здоровья студентов возможно, если осуществлять системный подход к оценке индивидуальных морфофункциональных особенностей развития организма обучающегося, учитывать типологические особенности в оценке индивидуальных двигательных качеств, а также, если реализовать в комплексе психолого-педагогические, организационные, кадровые, материально-технические условия эффективного внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.
В творческую группу реализации данного исследования вошли: руководитель опытно-экспериментальной работы Долматова Н.В. и преподаватели физической культуры.
2. Основные методы исследования
В ходе опытно-экспериментальной работы использованы следующие методы научного исследования:
- экспертная оценка;
- анкетирование участников образовательного процесса;
- моделирование образовательных условий студенческой среды, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья студентов;
-внедрение в образовательную практику (систему управления образовательными процессами на уровне администрации колледжа, преподавателя, студента) условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья;
- контрольные замеры индивидуальных морфофункциональных особенностей развития организма студентов, индивидуальных двигательных, физических качеств, уровня работоспособности, а также уровня академических достижений;
- методы математической статистики (сравнение срезов образовательных достижений студентов, уровня их здоровья на начало и конец эксперимента).
3. Основные аргументированные результаты опытно-экспериментальной работы
Результаты сравнения уровня академических достижений обучающихся, индивидуальных морфофункциональных особенностей развития организма студентов, индивидуальных двигательных качеств на начало и конец эксперимента могут быть обобщенно представлены следующим образом.
Таблица 1
Сравнение уровня здоровья обучающихся на начало и конец эксперимента
№ п/п | Наименование параметра | Показатель за 2020 – 2021 уч. год. ( %.) | Показатель за 2021-2022 уч. год. ( % ) |
1. | Общее число обучающихся в данном общеобразовательном учреждении | 890 | 896 |
2. | Состояние здоровья обучаюшихся: - практически здоровы - имеют отклонения в здоровье | 75% 25% | 69% 31% |
3. | Характеристика заболеваемости студентов - органов зрения - сердечно-сосудистых заболеваний - органов дыхания - опорно-двигательного аппарата - органов пищеварения - нервно-психические | 12% 1,2% 74,3% 32% 26% 2% | 7% 1% 32% 24% 10% 1% |
4. | Количество часто болеющих студентов | 27% | 11% |
5. | Данные по группам здоровья: - основная - подготовительная - специальная - освобождённые | 79% 14% 3,9% 2,9% | 81% 13,8% 2,8% 2,4% |
6. | Охват учащихся физкультурой и спортом: - только уроки физкультуры - спортивные секции (в колледже) - спортивные секции ( вне колледжа) - уклоняются от занятий спортом | 96% 22% 9% 38% | 98% 24% 12% 30% |
7. | Вредные привычки: - курение - употребление алкоголя - употребление наркотиков | 6% 0,1% 0 | 4% 0% 0 |
8. | Травматизм в образовательной среде | 3 случая | 1 случай |
Таблица 2
Динамика показателей заболеваемости
Период | 2020 2021 | 2021-2022 |
Среднее число дней пропущенных по болезни за учебный год (на 1 студента) | 11 дней | 3,8 дней |
Количество студентов, не болевших ни разу в учебном году | 58 | 136 |
Таблица 3
Сравнение обобщенного показателя уровня здоровья обучающихся на начало и конец эксперимента
Учебный год | 2020 - 2021 | 2021 - 2022 | ||
I - полугодие | II - полугодие | I - полугодие | II - полугодие | |
Индекс здоровья | 0,78 | 0,85 | 0,94 | 0,95 |
Индекс психического благополучия | 0,87 | 0,9 | 0,96 | 0,96 |
Итак, главным результатом деятельности колледжа является наличие положительных изменений в состоянии здоровья студентов, в их способности к выживанию в условиях своего окружения и к поддержанию активных отношений с собой и с окружением.
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы в СОПК показал, что в образовательном учреждении создана инновационная образовательная программа, которая может быть предъявлена общественности. Представим её краткое описание.
Программа:
Стратегическая цель программы – создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся в образовательном процессе.
Объект программы – здоровьесберегающие процессы в образовании.
Предмет программы – кадровые, методические, организационные, материально-технические условия охраны и укрепления здоровья студентов.
Запросы государства, полнее удовлетворяемые данной программой, связаны с обеспечением социальных гарантий реализации прав граждан на образование через соблюдение образовательным учреждением следующих требований: создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников, в том числе обеспечивать учебную нагрузку, режим занятий обучающихся на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения; обеспечивать включение в расписание занятий перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся,; обеспечивать организацию общественного питания; обеспечивать необходимые условия для учебы, труда и отдыха обучающихся (ФЗ «Об образовании»). Конкретные задачи по активизации работы школ по охране и укреплению здоровья учащихся намечены в приказе Министерства образования и Министерства здравоохранения № 176/2017 от 30.05.2017г. «О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации»:
- разработка и внедрение критериев комплексной оценки состояния здоровья детей;
- внедрение эффективных моделей образовательных учреждений разных типов, содействующих здоровью;
- внедрение эффективных оздоровительных технологий;
- внедрение компьютерных программ для профилактических медицинских осмотров обучающихся.
Запросы обучающихся, их мы взяли за основу в своей программе, полнее удовлетворяемые данными инновациями – 89% заинтересованы в занятиях спортом (настольным теннисом, волейболом, аэробикой, плаваньем).
Запросы родителей обучающихся, также удовлетворяемые данными инновациями – 93% указали на это.
Запросы педагогов колледжа, удовлетворяемые данной программой– состоят в возможности разрешения противоречия между двумя профессиональными ценностями педагогов – стремлением к повышению качества образования, с одной стороны, и признанием самоценности здоровья студента как высшей ценности, с другой стороны.
Стратегическая цель программы:
Реализация перечисленных запросов возможна при соблюдении следующих условий:
–Государственно-общественный характер управления организацией.
Важно соблюдать:
-санитарно-гигиенических условий образовательного процесса в соответствии с требованиями СанПиНов;
- режима двигательной активности обучающихся;
- организацию и анализ учебного процесса с позиций здоровьесбережения;
- физическую активность студентов;
- требования к питанию студентов;
-требования по формированию культуры здоровья обучающихся и педагогов.
Соответствующее материально-техническое оснащение образовательного процесса –
- использование схем зрительных траекторий, офтальмотренажеров, сенсорно-дидактических крестов;
-обеспечение двигательной активности (спортивные уголки);
-кабинета психологической разгрузки;
-собственного спортивного зала.
Изменения в педагогической системе в целом: изменения в составе образовательных программ, по которым реализуется образовательный процесс; изменение технологической составляющей образовательного процесса; усиление взаимодействия с родителями обучающихся.
Изменения в планировании учебного процесса: составление расписания жизнедеятельности колледжа с учетом психофизических возможностей студентов. Режим дня обучающихся строится в соответствии с периодами повышения и спада работоспособности и включает в себя следующие компоненты: 1) учебные занятия в периоды подъема работоспособности в первой и второй половине дня; 2) включение в режим учебной нагрузки студентов динамических пауз; 3) отдых с максимальным пребыванием на открытом воздухе; 4) регулярное и качественное питание (3-х разовое, горячее – 100%); 5) ежедневные занятия физкультурой и спортом.
Изменения в технологии обучения: внедрение технологии снятия мышечной нагрузки студентов в течение всего учебного дня, организация обучения на основе двигательной активности; внедрение гигиенической программы В. Базарного; внедрение технологий самостоятельного управления обучающимися своим здоровьем. Кроме того, на результатах работы по здоровьесбережению сказывается применение разноуровневого обучения, глубокой дифференциации и индивидуализации обучения, применение технологий развивающего обучения; внедрение технологий субъект-субъектного взаимодействия в системе «учитель – ученик»; внедрение технологии «успеха» каждого студента, внедрение методики регуляции учебного материала; включение всех студентов в систему традиционных акций общеколледжного характера: конкурс «Самая здоровая группа»; «День здоровья» «Выходной день»; «День первокурсника», «Один день в армии». В систему традиционных акций активно привлекаются родители обучающихся: внедрена специальная программа повышения валеологической грамотности родителей, родители привлечены к совместным занятиям спортом, судейству соревнований и конкурсов, прогулкам.
Используются все формы дифференциации: индивидуальное дозирование и распределение учебной нагрузки, определение соответствующего индивидуальным возможностям учащегося уровня сложности заданий в пределах стандартных и повышенных требований. Вопрос сохранения и укрепления здоровья студентов решается за счет применения технологий медицинского сопровождения образовательных процессов (применение термотерапии, музыкотерапии, закаливания по индивидуальным показаниям).
Изменения в системе контроля и оценки учебных достижений обучающихся: включение в систему контроля и оценки учебных достижений обучающихся мониторинга культуры здоровья, мониторинга физической подготовленности, мониторинга психологического здоровья (автор Д.З. Шибкова). Проектирование образовательного маршрута студента осуществляется на основе системы динамического наблюдения за состоянием его здоровья, комплексных медицинских и психофизиологических обследований, в том числе адаптации организма обучающегося к внешним факторам.
Изменения в содержании методической работы преподавателя: освоение содержания новых УМК в соответствии с измененным составом образовательных программ, освоение методов реализации здоровьесберегающих технологий и методов педагогической деятельности; накопление в методической системе колледжа видеотеки и мультимедийных презентаций для преподавателя и родителей по здоровьесберегающим технологиям, внеклассным мероприятиям, а также видео-уроков.
Методическая работа содержательно выглядит так: 1) осознание проблемы негативного воздействия образовательного процесса на здоровье обучающихся и необходимости ее незамедлительного разрешения; 2) признание педагогами своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья студентов; 3) овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение компетенций); 4) реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими студентами , их родителями.
Характеристика инновационной образовательной программы:
1) особенности построения учебного плана – включение в режим учебной нагрузки студентов динамических пауз; введение 3-го часа физической культуры; введение профильного обучения физической культуре.
2) особенности реализуемых основных образовательных программ - внедрение программы профильного обучения физической культуре; элективных курса по биологии «Окружающая среда и здоровье человека»;
3) особенности реализации дополнительных образовательных программ – обеспечение интеграции программ основного общего и дополнительного образования по физической культуре; социально-педагогической направленности «Мое здоровье»; внедрение дополнительных образовательных программ физкультурно-спортивной направленности.
Таким образом, в колледже внедрена совокупность приемов, форм и методов организации и обучения студентов без ущерба для их здоровья.
В СОПК с 2015 года был развернут систематический процесс создания новых образовательных продуктов (программ, технологий, методик, услуг, систем, методов), основанный на новых теоретических или практических знаниях, полученных в результате научных исследований (то есть экспериментальная деятельность). Этот процесс привел к созданию принципиально нового знания об эффективных средствах и способах поиска, апробации, реализации, внедрения новых результатов научно-педагогических, научно-психологических исследований в области здоровьесберегающего образования, а также к созданию нового образовательного продукта (рекомендации по внедрению здоровьесберегающих технологий, описание принципов здоровьесбережения в учебно-воспитательной деятельности педагогов ; принципов организации индивидуального подхода к студенту (в зависимости от состояния здоровья, уровня учебных возможностей и социально-психологической адаптированности); научно-методические рекомендации для осуществления интеграции развивающей, оздоровительной, образовательной деятельности; описание с позиций здоровьесбережения интерьера колледжа), здоровьесберегающих услуг (занятия в спортивных секциях и кружках в условиях общеобразовательного учреждения), которые далее могут быть предложены на рынке образовательных услуг в образовательной системе.