Тематические планирования
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №3
«Согласован» Зав. кафедрой Естественных дисциплин __________ Е. М. Нестерова
Протокол №1, от |
| «Утверждаю» Директор МОУ «Гимназия №3»
«___» __________ Н. И. Крюкова |
Рабочая программа
по Природоведению для 5 классов
на 2012-2013 учебный год
(программа изучения предмета на расширенном уровне)
Учитель биологии: Титова Н. С.
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________Е. А. Мерзликина
Протокол №1, от |
|
|
г. Ивантеевка
2012-2013 учебный год
Природоведение
5 класс
2 часа в неделю
Пояснительная записка.
Учебник: Природоведение. 5 кл.: Учеб. для общеобразовательных учеб. заведений / А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. – 6-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2002.
Авторы программы: А.А. Плешаков, Н.И. Сонин.
Программа предназначена для изучения основ естествознания в 5 классе общеобразовательной школы и является пропедевтическим курсом для одной из основных линий системы естественного образования в средней школе для 5 – 11 классов (Линия разработана Н.И. Сониным, А.А. Плешаковым, В.Б. Захаровыми др.), готовит учащихся к углублению и расширению знаний о природе и обществе на последующих этапах обучения.
Обучение природоведению на уроках в 5 классах проводится с учетом психологических особенностей детей 10-11-летнего возраста.
На уроках природоведения в 5 классах решаются главные задачи курса – формирование знаний о природе и обществе, воспитание нравственного отношения к живой природе: растениям, животным, человеку как уникальному и неповторимому.
В гимназическом классе широко используется дополнительный и справочный материал, вводятся новые понятия, ведется активная работа с рабочими тетрадями по природоведению.
В теме «Вселенная» более углубленно изучаются планеты земной группы, планета Плутон.
В теме «Земля» используются дополнительные материалы при ознакомлении учащихся с материками и островами, составляющими сушу нашей планеты, при изучении климата, мирового океана, а также развиваются более глубокие знания учащихся о нашей планете.
В теме «Жизнь на Земле» дополнительно знакомим учащихся со своеобразием растительного и животного мира различных материков Земли, с природными зонами Земли, с жизнью в морях и океанах.
Наименование раздела программы | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Вид контроля | Дата проведения | |
План | Факт | |||||
| 1. Введение. Науки о природе. Методы изучения природы | 17 | Изучения и первичного закрепления знаний | 1.Тематический контроль базовых знаний и умений. 2. Задание со свободным ответом по выбору учителя 3. Выполнение практических работ №1-2 4. Тестовые Контрольные работы. |
|
|
2. Что такое Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную. | Комбинированный |
|
| |||
3. Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею. | Комбинированный |
|
| |||
4. Н. Коперник, его модель Вселенной. | Комбинированный |
|
| |||
5. Дж. Бруно и Г. Галилей, их роль в развитии и пропаганде идей Н. Коперника. | Комбинированный |
|
| |||
6. Солнечная система, ее состав. | Комбинированный |
|
| |||
7. Планеты земной группы. | Комбинированный |
|
| |||
8. Планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун). Самая маленькая планета – Плутон. | Комбинированный |
|
| |||
9. Спутники планет. | Комбинированный |
|
| |||
10. Астероиды. Кометы. | Комбинированный |
|
| |||
11. Метеоры. Метеориты. | Комбинированный |
|
| |||
12. Звезды. Солнце – ближайшая к нам звезда. |
Комбинированный |
|
| |||
| ||||||
13. Многообразие звезд. Практическая работа №1. | Комбинированный |
|
| |||
14. Созвездия. | Комбинированный |
|
| |||
15. Галактики. Световой год. | Комбинированный |
|
| |||
16. Многообразие галактик. Практическая работа №2. | Комбинированный |
|
| |||
17. Обобщающий урок по теме «Вселенная». | Контроля, оценки и коррекции знаний учащихся |
|
| |||
| 1. Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли. | 17
| Изучения и первичного закрепления знаний | 1.Тематический контроль базовых знаний и умений. 2. Задание со свободным ответом по выбору учителя 3. Выполнение практических работ №3-5 4. Тестовые Контрольные работы.
|
|
|
2. Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли. | Комбинированный |
|
| |||
3. Внутреннее строение Земли. | Комбинированный |
|
| |||
4. Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Практическая работа №3. | Комбинированный |
|
| |||
5. Землетрясения. | Комбинированный |
|
| |||
6. Вулканы. Практическая работа №4. | Комбинированный |
|
| |||
7. Суша планеты. | Комбинированный |
|
| |||
8. Суша планеты. | Комбинированный |
|
| |||
9. Атмосфера Земли. | Комбинированный |
|
| |||
10. Погода. Климат. | Комбинированный |
|
| |||
11. Погода. Климат. | Комбинированный |
|
| |||
12. Ураганы. Смерчи. | Комбинированный |
|
| |||
13. Гидросфера Земли, ее части. | Комбинированный |
|
| |||
14. Мировой океан. | Комбинированный |
|
| |||
15. Воды суши. Практическая работа №5. | Комбинированный |
|
| |||
16. Уникальность планеты Земля. | Комбинированный |
|
| |||
17. Обобщающий урок по теме «Земля». | Контроля, оценки и коррекции знаний учащихся |
|
| |||
| 1. Развитие жизни на Земле. Практическая работа №6. | 14 | Изучения и первичного закрепления знаний | 1.Тематический контроль базовых знаний и умений. 2. Задание со свободным ответом по выбору учителя 3. Выполнение практических работ №6-11 4. Тестовые Контрольные работы. |
|
|
2. Животные прошлого. | Комбинированный |
|
| |||
3. Живые клетки. Практическая работа №7. | Комбинированный |
|
| |||
4. Строение клетки. | Комбинированный |
|
| |||
5. Царство живой природы. Одноклеточные организмы. | Комбинированный |
|
| |||
6. Многоклеточные организмы (грибы, растения). | Комбинированный |
|
| |||
7. Беспозвоночные и позвоночные животные. Практическая работа №8. | Комбинированный |
|
| |||
8. Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда, приспособленность организмов к жизни в ней. | Комбинированный |
|
| |||
9. Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней. | Комбинированный |
|
| |||
10. Почвенная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней. Практическая работа №9. | Комбинированный |
|
| |||
11. Жизнь на разных материках. | Комбинированный |
|
| |||
| 12. Природные зоны Земли. Практическая работа №10. |
| Комбинированный |
|
|
|
13. Жизнь в морях и океанах. Практическая работа №11. | Комбинированный |
|
| |||
14. Обобщающий урок по теме «Жизнь на Земле». | Контроля, оценки и коррекции знаний учащихся |
|
| |||
| 1. Происхождение человека. Древние предки человека. | 15 | Изучения и первичного закрепления знаний | 1.Тематический контроль базовых знаний и умений. 2. Задание со свободным ответом по выбору учителя 3. Выполнение практических работ №12 4. Тестовые Контрольные работы. |
|
|
2. Первые люди. | Комбинированный |
|
| |||
3. Науки о природе. Методы изучения природы. Наблюдение. | Комбинированный |
|
| |||
4. Эксперимент, измерение – методы познания природы. | Комбинированный |
|
| |||
5. Оборудование для научных исследований. Практическая работа №12. | Комбинированный |
|
| |||
6. История географических открытий. Открытие Америки. | Комбинированный |
|
| |||
7. Открытие Австралии и Антарктиды. | Комбинированный |
|
| |||
8. Великие путешественники – первооткрыватели новых земель. | Комбинированный |
|
| |||
9. Как человек изменил Землю. | Комбинированный |
|
| |||
10. О кислотных дождях, об озоновой дыре, парниковом эффекте. | Комбинированный |
|
| |||
11. Жизнь под угрозой. | Комбинированный |
|
| |||
12. Меры сохранения жизни на Земле. | Комбинированный |
|
| |||
13. Опустынивание и его причины. Защита Земли от опустынивания. | Комбинированный |
|
| |||
14. Обобщающий урок по теме «Человек на Земле». | Контроля, оценки и коррекции знаний учащихся |
|
| |||
15. Повторно – обобщающий урок. | Обобщения и систематизации знаний |
|
| |||
| 1-5. Повторение пройденного материала. | 5 | Комбинированный |
|
|
|
Титова Н.С.
Практические работы по природоведению.
№ практической работы |
Тема практической работы |
Дата |
1 | Изучение звездного неба. |
|
2 | Изучение млечного пути. |
|
3 | Изучение образцов горных пород и минералов. |
|
4 | Действующие вулканы, зоны землетрясений, расположенные на территории нашей страны. |
|
5 | Изучение крупнейших рек, океанов и морей, омывающих Россию. |
|
6 | Ископаемые остатки организмов. |
|
7 | Изучение устройства микроскопа. |
|
8 | Разнообразие живого. |
|
9 | Три среды обитания живых организмов. |
|
10 | Природные зоны Земли. |
|
11 | Жизнь в морях и океанах. |
|
12 | Изучение оборудования используемого для научных исследований. |
|