6. Развивающая предметно-пространственная среда
ХАРАКТЕРИСТЕКА ИГРОВЫХ ЗОН
Предметно-развивающая среда групп, в которых я работаю соответствует возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам.
Итак, добро пожаловать в подготовительную группу "НЕПОСЕДЫ"
Центр конструирования
Цели:
¨ 1. Развитие пространственного и конструктивного мышления, творческого мышления.
¨ 2. Обучение элементарному планированию действий.
¨ 3. Формирование умения работать по заданной схеме, модели.
Содержание центра конструирования:
Þ Крупный строительный материал.
Þ Средний строительный материал.
Þ Мелкий строительный материал.
Þ Конструктор типа «Лего».
Þ Металлический конструктор.
Þ Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей, животных, макеты деревьев и кустарников).
Þ Более сложные схемы построек и алгоритм их выполнения, рисунки, фотографии, чертежи.
Þ «Автосервис»: транспорт мелкий, средний, крупный. Автомобильная дорога.
Центр «Безопасности
Цель: отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения на дороге и формированию навыков сохранения жизни.
Содержание центра ПДД:
Þ Полотно с изображением дороги, пешеходных переходов. Полотно можно сложить и убрать.
Þ Мелкий транспорт.
Þ Макеты домов, деревьев, дорожных знаков, светофор, жезл.
Þ Дидактические игры, наглядные пособия по правилам безопасности на дороге, в быту.
Þ Мобильный лепбук «Азбука пешехода».
Þ Светофор, рули, карточки дорожных знаков.
Творческая мастерская
Цели:
¨ Закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации.
¨ Развитие мелкой моторики, творческого воображения и фантазии.
¨ Расширение представление о цвете, свойствах и качествах различных материалов.
¨ Обучение различным техникам вырезания.
¨ Освоение новых техник изображения.
Содержание центра художественного творчества:
Þ Восковые мелки, цветной мел, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, фломастеры, пластилин.
Þ Цветная и белая бумага, картон, ткани, нитки, самоклеющаяся пленка.
Þ Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки, трафареты, палитра, банки для воды, салфетки, подставки для кистей, доски, розетки для клея, подносы, щетинные кисти.
Þ Материал для нетрадиционного рисования: шишки, сухие листья, тычки, ватные палочки, зубные щетки.
Þ Образцы декоративного рисования, схемы, алгоритмы изображения человека, животных и другое.
Центр художественной литературы «Полка умных книг»
Цели: развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы; формирование навыка слушания,
умения обращаться с книгой; формирование и расширение представлений об
окружающем мире.
Содержание книжного центра:
Þ Стеллаж, полка для книг, стол, стульчики.
Þ Детские книги по программе и любимые книги, журналы детей,
детские энциклопедии, книги по интересам.
Þ Иллюстративный материал в соответствии с рекомендациями программы.
Музыкально-театральный центр
Цели:
1. Развитие музыкально-сенсорных способностей и творческих проявлений в музыкальной деятельности.
2. Воспитание устойчивого интереса к музыкальным произведениям, расширение музыкальных впечатлений.
3. Развитие речевого творчества на основе литературных произведений.
4. Обучение перевоплощению с использованием мимики, голоса, интонации.
5. Обучение использования в речи слов , необходимых для характеристики персонажей.
Содержание музыкально-театрального центра:
Þ Музыкальные инструменты :металлофон, дудочки, барабан, бубен, губная гармошка, гармошка, колокольчики, ложки деревянные, маракасы, гусли, электрическое пианино, гитара.
Þ Магнитофон, флэшка с записями детских песен и музыки.
Þ Нетрадиционное музыкальное оборудование (шумовые инструменты).
Þ Погремушки.
Þ Ширма для настольного театра.
Þ Костюмы, маски, атрибуты для постановок сказок.
Þ Куклы и игрушки для различных видов театра (стержневой, кукольный, пальчиковый).
Þ Деревянный театр по сказкам.
Спортивный центр «Физкульт - Ура»
Цели:
способствовать полноценному и всестороннему развитию и воспитанию двигательной активности у детей, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребенка.
- разнообразить двигательную активность детей с помощью дополнительного оборудования, которое является составной частью общей предметно-игровой среды группы и приобщение детей к здоровому образу жизни.
Содержание спортивного центра:
Þ Мячи большие. средние, маленькие; мячи вязаные; обручи, скакалки, флажки, ленты, гинастические палки, кегли, кольцеброс, дорожки здоровья; городки; дартс, детская баскетбольная корзина, настольный хоккей, футбол, бадминтон, напольная игра Твистер, «Поймай мяч»;
Þ Мешочки с грузом, султанчики, «Подддувалки», массажные коврики с рельефами, цилиндры деревянные, деревянные гантели, штанга деревянная;
Þ Схемы зрительно-двигательных проекций, схемы выполнения подвижных игр;
Þ Нетрадиционное оборудование и атрибуты из бросового материала, сделанные руками родителей и воспитателей.
Центр сюжетно-ролевой игры
Цели:
1. Закрепление в игре примеров эмоционального, социального, речевого поведения.
2. Активизация ролей речи. Обогащение речевого сопровождения сюжетной игры.
3. Создание условий для развития партнерских отношений детей в игре.
4. Обогащения опыта регулирования различных типов социальных отношений.
Содержание центра сюжетно-ролевой игры: «Парикмахерская», «Магазин», «Больница», «Кафе», «Школа», «Семья» .
Þ Кукольная мебель: стол, стулья, шкаф, 2 кроватки.
Þ Мебель для парикмахерской, магазина, больницы.
Þ Набор для кухни: плита, мойка, кухонный гарнитур.
Þ Игрушечная посуда (набор чайной, кухонной, столовой посуды).
Þ Куклы.
Þ Коляски для кукол.
Þ Комплекты одежды и пастельных принадлежностей.
Þ Атрибуты для ряжения (шляпы, очки, бусы, шарфы, сарафаны, юбки).
Þ Предметы-заместители.
Þ Атрибуты для игр «Дочки-матери», «Детский сад», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Повар», “Строители».
Þ Атрибуты для игр с общественным сюжетом «Библиотека», «Школа», “Автосервис».
Þ Наборы овощей и фруктов. Весы и касса. Сумки.
Þ Набор для уборки. Утюги.
Þ Зеркало.
Центр математики
Цель:
1. Уточнение и расширение представлений о количественных отношениях в натуральном ряду чисел; о временных отношениях; о частях суток.
2. Совершенствование навыков ориентировки в пространстве и на плоскости.
3. Упражнения в измерениях с помощью условной меры и сравнении предметов по длине, ширине, высоте, толщине.
4. Упражнения в придумывании и решении задач, головоломок, загадок.
5. Обучению классификации геометрических фигур по наличию признаков; формулировке арифметических действий.
Содержание центра математики:
Þ Счетный материал, комплекты цифр и математических знаков для магнитной доски и полотна, набор карточек с гнездами для составления простых арифметических задач.
Þ Учебные приборы: рабочие тетради по математике, ручки, простые карандаши, линейки, счетные палочки.
Þ Наборы геометрических фигур для полотна и магнитной доски.
Þ Наборы объемных геометрических фигур.
Þ «Волшебные часы»: модели частей суток, времен года, месяцев, дней недели.
Þ Мозаики, пазлы, игра «Танграм».
Þ Часы песочные, механические.
Þ Наборы таблиц и карточек с предметными и условными изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно.
Þ Настольно-печатные игры :
Þ Дидактические игры:
Þ Занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры (блоки Дьенеша, «Цифры и счет», «Кубики Загадка»», математический планшет,
кубики Никитина, «Геоконт конструктор» игры, разработанные в центре Воскобовича).
Центр речевого развития «Речевичок»
Цели:
1. Развитие способностей к словесному творчеству, экспериментированию со словом.
2. Формирование грамматически правильной речи.
3. Автоматизирование произношения звуков речи и их дифференциации.
4. Закрепление интереса самостоятельно моделировать содержание произведения, создавать собственные.
Содержание речевого центра:
Þ Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания: тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки.
Þ Демонстрационный материал: плакат «Алфавит», касса букв, наборы: «Азбука на магнитах», «Разрезная азбука».
Þ Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза предложений.
Þ Игры для совершенствования навыков языкового анализа «Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Скажи наоборот».
Þ Разрезные сюжетные картинки (8-12 частей).
Þ Иллюстрированные книги и альбомы познавательного характера.
Þ Мнемотаблицы для составления рассказов.
Þ Наборы картинок для классификации: виды животных, птиц, растений, ландшафтов, профессий, спорта.
Þ Лепбук «В мире профессий».
Þ Серии картинок «Времена года» (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей).
Þ Настольно-печатные игры «Что к чему?», Четвертый лишний», «Развитие внимания», домино «Составь слово», пальчиковые игры и др.
Þ Пословицы, поговорки, чистоговорки, картотека артикуляционной гимнастика.
Цент экологии и природы воспитания
Задачи:
1. Создание оптимальных условий для формирования представлений об окружающем мире , расширение чувственного опыта детей.
2. Развитие наблюдательности, любознательности, активности.
3. Формирование способов познания путем сенсорного анализа.
4. Формирование комплексного алгоритма обследование предметов.
5. Воспитание бережного отношения к растительному и животному миру.
6. Развитие наблюдательности и творческих способностей.
7. Совершенствование умения распознавать состояние погоды.
Содержание центра экологии и природы:
Þ Стол с углублениями для воды и песка.
Þ Природный материал: глина, камушки, ракушки, опилки, минералы, кора деревьев, различные семена и плоды и т.д.
Þ Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, воронки и т.д.
Þ Лупы, набор стеклянных призм, набор зеркал для опытов, магниты.
Þ Медицинские материалы: пипетки, шпатели, вата марля, соломки для коктейля.
Þ Картотека схем, таблиц выполнения опытов.
Þ Растения характерные для различных времен года.
Þ Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, тряпочки, кисточки.
Þ Картина сезона, модели и части суток.
Þ Календарь погоды на каждый месяц, где дети схематично отмечают состояние погоды каждый день.
Þ Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».
Центр краеведения и патриотического воспитания.
Задачи:
1. Формирование обобщенных представлений о истории образования родного города, отраслях производства, промышленных и культурных объектах.
2. Знакомство детей с символикой нашей страны, города, позволяет познакомить детей с истоками фольклора, с народными праздниками, традициями, обычаями и бытом,
с народными промыслами России.
3. Знакомства детей с известными людьми города, страны.
4. Воспитание любви к родному городу и Родине.
Содержание центра краеведения и патриотизма:
Þ Альбомы « Моя семья», «Моя малая Родина», “Наш город-Гусь-Хрустальный”, “Достопримечательности города г.Гусь-Хрустальный», « Великая Отечественная Война», “Знаменитые земляки».
Þ Декоративно-прикладное искусство.
Þ Художественная литература поэтов и писателей родного города.
Þ Флаг, герб, и другая символика Росси и г.Гусь-Хрустальный.
Þ Альбом работ родителей и детей «Мы живем в Гусь-Хрустальный», Моя родина - Россия».
Þ Демонстрационный материал герб, флаг, гимн России
Центр уединения «Страна неприкосновенности»
Задачи : обеспечение возможности уединения ребенка, возможности расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, снять эмоциональное и физическое напряжение,
восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным.
Это место отгороженное занавеской, где есть стол, диванчик, полка с книгами.