Разработки уроков

Методическая разработка урока — это пособие, которое раскрывает формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока или теме учебной программы.

Методическая разработка урока может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенство преподавателя.

Структура методической разработки урока включает:

  1. Титульный лист.
  2. План урока.
  3. Технологическую карту урока.
  4. Конспект урока.
  5. Дидактический материал к уроку (схемы, тесты, материалы мультимедиа презентаций, карточки и т.д.).
  6. Список использованных источников.
  7. Самоанализ урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 26» г.Улан-Удэ

им. Героя Советского Союза П.Ф.Сенчихина

____________________________________________________

Всеобщая история

Тема: Распространение идей Реформации в Европе. Контрреформация

Лобанок Е.В,

учитель истории и обществознания

г.Улан-Удэ

2024 год

Всеобщая история

Тема: Распространение идей Реформации в Европе. Контрреформация

Тип: изучение нового материала

Цели и задачи урока: познакомить учащихся с идеями кальвинизма, выявить причины и последствия Контрреформации; развивать у учащихся умения выделять главное; формировать у учащихся историческое мышление; воспитывать толерантность вне зависимости от вероисповедания.

Формируемые УУД: раскрывать значение понятий Контрреформация, кальвинизм, «Орден Иезуитов»; характеризовать основные положения протестантского учения, объяснять, что оно меняло в сознании и жизни людей; работать источниками, устанавливать причинно-следственные связи, уметь выстраивать последовательность событий; уметь высказывать свою оценку событий и поступков людей с моральной точки зрения.    

Планируемые методы, приемы, технологии: тесты, противоположность, работа с понятием, кластер, мозговой штурм, характеристика по плану, вставь пропуски в тексте.

Дефиниции: кальвинизм, пресвитеры, контрреформация.

Даты: 1540 г., 1545 – 1563 гг.                     Личности: Жан Кальвин, Игнатий Лойола.

Ход.

I. Организационный момент.   II. Актуализация опорных знаний Тесты: 1б 2в 3в 4б 5б 6а 7в 8а 9б 10в

1. В каком веке происходит явление, связанное с появлением новых вероучений:

а) в XV в.   б) в XVI в.    в) в XVII в.    

2. Реформация – это:

а) борьба за захват территорий    б) борьба за проведение реформ    в) борьба за переустройство церкви

3. Одной из причин начала Реформации можно считать:

а) влияние идей гуманизма

б) Великие географические открытия

в) усиление влияния Католической церкви на светскую власть

4. Родиной Реформации считается: а) Италия     б) Германия     в) Испания

5. «95 тезисов», положивших начало Реформации, были составлены:

а) Жаном Кальвином     б) Мартином Лютером     в) Томасом Мюнцером

6. Крестьянская война в Германии проходила в:

а) 1524 – 1525 гг.     б) 1517 – 1520 гг.     в) 1520 – 1521 гг.

7. Религиозный мир в Аугсбурге был заключен в: а) 1517 г.     б) 1520 г.     в) 1555 г.

8. Человек, выступающий против господствующего вероучения: а) протестант  б) иезуит  в) еретик

9. Протестантские проповедники: а) корфюсты      б) пасторы      в) бюргеры

10. Протестант, выражавший интересы простого народа:

а) Жан Кальвин     б) Мартин Лютер     в) Томас Мюнцер

III. Мотивация Противоположность: «Куда не кинь взгляд, всюду господствовали два цвета: коричневый и черный. Издали нельзя было отличить мужчин от женщин. Длинополые и темные камзолы и плащи уподобляли женевских граждан монахам. Редко можно услышать шутку или смех. Никто не смел подумать о театре, балах и развлечениях. Их не было в городе. «Протестантским Римом» называли современники швейцарский город Женеву в XVI в. 

РЕФОРМАЦИЯ

ЗА

ПРОТИВ

Изменение церкви

Изменение церкви

КОНТРРЕФОРМАЦИЯ

IV. Сообщение темы и цели.               V. Основная часть.

1) Работа с понятием - Жан Кальвин и его учение: Зародившись в Германии, Реформация начинает распространяться по всей Европе, и в первую очередь она проникает в близ лежавшие к Германии государства Францию, Англию и Швейцарию. Самое большое распространение движение протестантов получает в Швейцарии и это связано с именем Жана Кальвина (1509 – 1564), который родился во Франции, получил прекрасное образование, в совершенстве овладел латынью, древнееврейским и древнегреческим языками, что дало ему возможность читать Библию в оригинале. Познакомившись с учением Лютера, он в 1533 г. объявляет себя протестантом. За участие в распространении протестантских воззваний Кальвин подвергается преследованиям и бежит в Швейцарию, где пишет книгу, в которой излагает основные положения своего учения. Так оформляется ещё одно протестантское вероучение.

Кальвинизм - направление протестантизма, созданное и развитое Жаном Кальвином.

Вслед за Мартином Лютером Жан Кальвин попытался дать ответ на вопрос волновавший верующих более 1000 лет: «Свободен ли человек в выборе жизненного пути или его судьба предопределена?» Кальвин утверждал, что… (с. 109 уч.):

- Судьбы людей предопределены Богом.

- Никто из верующих не знает собственного предопределения.

- Но человек не должен слепо ожидать свершение своей судьбы, он должен двигаться навстречу судьбе через труд.

- Именно труд был знаком спасения души.

Вывод: кальвинизм провозглашал новые моральные ценности: бережливость, скупость, расчет, неустанный труд.

2) Кластер - Кальвинистская (пресвитерианская) церковь:

Два обряда – крещение, причастие

Самоуправление

Руководители – проповедники (пасторы), старшины, пресвитеры (старейшины)

Контроль за жизнью верующих

Наказание за отступления от учения

Результат: Диктатура Кальвина, изгнание его из города, поддержка дворянства и буржуазии.

3) Мозговой штурм - Борьба католической церкви против Реформации:

- протестанты – еретики (человек, мнение которого, расходится с учением церкви)

- поощрение доносов (награда часть имущества осужденного)

- охота на инакомыслящих в университета

- цензура печати («Индекс запрещенных книг»)

- инквизиция (Испания, Италия)

- 1540 г. монашеский орден «Общество Иисуса» (орден иезуитов) во главе с Игнатием Лойола: миссионерская работа, благотворительность, богослужения на национальном языке, создание бесплатных школ, уничтожение непокорных (яд и кинжал)

Контрреформация – церковная политика, направленная на прекращение реформации.

4) Характеристика по плану - Тридентский собор (с. 113 уч.):

1. Название и дата: Тридентский собор 1545 – 1563 гг.

2. Цель: решить спорные вопросы в проведении реформ католической церкви

3. Решения:

- верховенство папы

- исключительное право церкви на толкование Священного Писания

- укрепление инквизиции

- запрет на продажу индульгенций

- открытие семинарий (учебных заведений) для католических священников

4. Значение: в устройстве церкви и в отношении к протестантизму ничего не изменилось, преодолеть церковный раскол не удалось.

VI. Закрепление – Вставь пропуски в тексте: Зародившись в … (Германии), Реформация начинает распространяться по всей Европе. Самое большое распространение движение протестантов получает в … (Швейцарии) и это связано с именем Жана Кальвина, который считал, что … (труд) был знаком спасения души. Так оформляется ещё одно протестантское вероучение … (кальвинизм). Руководителями новой церкви были проповедники, старшины и (пресвитеры). Католицизм не мог смириться с возникшим религиозным протестом и начинает политику, направленную на его прекращение, которая получила название … (контрреформация). В борьбе с протестантами церковь поощряла … (доносы) на еретиков, ввела … (цензуру) печати, использовала орден … (иезуитов). Для решения религиозного конфликта в 1545 г. был созван … (Тридентский) собор, который не смог преодолеть церковный раскол.

VII. Домашнее задание: § 12; план «Борьба католической церкви с Реформацией»

VIII. Краткий самоанализ (цели и задачи урока, формируемые УУД, планируемые методы, приемы, технологии) ______________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Вставь пропуски в тексте

Зародившись в ______, Реформация начинает распространяться по всей Европе. Самое большое распространение движение протестантов получает в ______ и это связано с именем Жана Кальвина, который считал, что ______ был знаком спасения души. Так оформляется ещё одно протестантское вероучение ______. Руководителями новой церкви были проповедники, старшины и ______. Католицизм не мог смириться с возникшим религиозным протестом и начинает политику, направленную на его прекращение, которая получила название ______. В борьбе с протестантами церковь поощряла ______ на еретиков, ввела ______ печати, использовала орден ______. Для решения религиозного конфликта в 1545 г. был созван ______ собор, который не смог преодолеть церковный раскол.

Вставь пропуски в тексте

Зародившись в ______, Реформация начинает распространяться по всей Европе. Самое большое распространение движение протестантов получает в ______ и это связано с именем Жана Кальвина, который считал, что ______ был знаком спасения души. Так оформляется ещё одно протестантское вероучение ______. Руководителями новой церкви были проповедники, старшины и ______. Католицизм не мог смириться с возникшим религиозным протестом и начинает политику, направленную на его прекращение, которая получила название ______. В борьбе с протестантами церковь поощряла ______ на еретиков, ввела ______ печати, использовала орден ______. Для решения религиозного конфликта в 1545 г. был созван ______ собор, который не смог преодолеть церковный раскол.

Вставь пропуски в тексте

Зародившись в ______, Реформация начинает распространяться по всей Европе. Самое большое распространение движение протестантов получает в ______ и это связано с именем Жана Кальвина, который считал, что ______ был знаком спасения души. Так оформляется ещё одно протестантское вероучение ______. Руководителями новой церкви были проповедники, старшины и ______. Католицизм не мог смириться с возникшим религиозным протестом и начинает политику, направленную на его прекращение, которая получила название ______. В борьбе с протестантами церковь поощряла ______ на еретиков, ввела ______ печати, использовала орден ______. Для решения религиозного конфликта в 1545 г. был созван ______ собор, который не смог преодолеть церковный раскол.

Вставь пропуски в тексте

Зародившись в ______, Реформация начинает распространяться по всей Европе. Самое большое распространение движение протестантов получает в ______ и это связано с именем Жана Кальвина, который считал, что ______ был знаком спасения души. Так оформляется ещё одно протестантское вероучение ______. Руководителями новой церкви были проповедники, старшины и ______. Католицизм не мог смириться с возникшим религиозным протестом и начинает политику, направленную на его прекращение, которая получила название ______. В борьбе с протестантами церковь поощряла ______ на еретиков, ввела ______ печати, использовала орден ______. Для решения религиозного конфликта в 1545 г. был созван ______ собор, который не смог преодолеть церковный раскол.

Вставь пропуски в тексте

Зародившись в ______, Реформация начинает распространяться по всей Европе. Самое большое распространение движение протестантов получает в ______ и это связано с именем Жана Кальвина, который считал, что ______ был знаком спасения души. Так оформляется ещё одно протестантское вероучение ______. Руководителями новой церкви были проповедники, старшины и ______. Католицизм не мог смириться с возникшим религиозным протестом и начинает политику, направленную на его прекращение, которая получила название ______. В борьбе с протестантами церковь поощряла ______ на еретиков, ввела ______ печати, использовала орден ______. Для решения религиозного конфликта в 1545 г. был созван ______ собор, который не смог преодолеть церковный раскол.



Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 26» г.Улан-Удэ

им. Героя Советского Союза П.Ф.Сенчихина

____________________________________________________

Конспект урока истории в 11 классе по теме

 «Духовная жизнь СССР в середине 60-х – середине 80-х годов. Культура диссидентства».

Лобанок Е.В,

учитель истории и обществознания

г.Улан-Удэ

2024 год

Конспект урока истории в 11 классе по теме

 «Духовная жизнь СССР в середине 60-х – середине 80-х годов. Культура диссидентства».

Цели урока:

  •  проследить процесс становления новой идеологии диссидентов и правозащитников, раскрыть причины формирования культуры  инакомыслящих;
  • продолжить работу по формированию умений анализировать исторические факты и явления, совершенствованию навыков работы с документами;
  •  формирование собственной позиции учащихся при оценке изучаемых событий.

Оборудование:

  • распечатки источников и документов (выдержки из обращения А. Солженицына к молодежи «Жить не по лжи!»);
  • компьютер и мультимедиа-проектор;
  • оформленная в программе Power Point презентация
  • Основные понятия и термины: тоталитарный режим, XX съезд КПСС, «оттепель», правозащитники, контркультура, диссидентское движение.

Ход урока:

        Вступительное слово учителя: 

. На уроках обществознания мы познакомились с понятиями «правовое» и «демократическое» государство. В статье 1 Конституции РФ зафиксировано это положение, а статья 2 гласит: Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Но, одно дело жить в таком государстве, где соблюдаются права и свободы человека, совсем другое, жить в обществе, которое находится под постоянным прессингом государства. И лишь не многие люди отваживались открыто выступать против государства.

(

 «На тыщу академиков и член-корреспондентов,

На весь на образованный культурный легион

Нашлась лишь эта горсточка больных интеллигентов,

Вслух высказать, что думает здоровый миллион!

— Стихотворение "Подражание В. Высоцкому" Юлия Кима (1968 г.)». Учитель предлагает задуматься: почему именно этот эпиграф взят к уроку).

План урока:

  1. Духовная жизнь советского общества в послесталинскую эпоху.
  2. Диссидентская активность и правозащитное движение.
  3. Борьба власти с оппозицией.
  4. Значение диссидентского движения.

  1. «Духовная жизнь советского общества в послесталинскую эпоху».

Приступая к рассмотрению данного аспекта урока, учитель обращается к классу с вопросом: «Что вы понимаете под выражением «духовная жизнь общества?» (это мир духовных потребностей, в основе которых лежит система ценностей и идеалов общества).

Задание классу: обозначить явления, события, факты духовной жизни страны в период нахождения у власти Н.С. Хрущева. (Например: XX съезд КПСС, «дело Пастернака», гонения, преследования, «оттепель», самоубийство А. Фадеева, повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»).

(слайд: Духовная жизнь)

Вывод о противоречивости политики официальных властей.

Слово учителя. Многие представители творческой интеллигенции восприняли позицию руководства страны о критике культа личности Сталина как возможность заговорить открыто о проблемах общества. Но существовала ли эта возможность в действительности? Вашему вниманию я хочу сейчас предложить картину художника Г.П. Кичигин «Лестница» Анализ произведения: Какую главную проблему духовного состояния общества обозначает автор?

(Картина «Лестница» состоит как бы из трех блоков: на первом плане бетонный (искусственный камень, искусственный запрет) парапет – запрет на выход за его пределы (красные полосы по поверхности камня. На втором плане толпа различных социальных типов, третий – закатное/рассветное небо со спускающейся ниоткуда/сверху пожарной лестницей. Сборище людей – это суетящаяся толпа одиноких, каждый думает свою мысль, спешит в своем, одному ему ведомом направлении. Единственный человек, увидевший лестницу и протянувший навстречу ей руку, по очертаниям фигуры и прическе (лица невидно – фигура изображена со спины) напоминает автопортреты самого художника. В работе создан аллегорический образ современника,  который обнаружил единственный шанс  вырваться за запрещающий парапет и обрести свободу, лишь отдельные личности способны разглядеть этот шанс..)

        2. Диссидентская активность и правозащитное движение.

Слово учителя. Государство часто сравнивают с морским чудовищем Левиафаном, способным уничтожить любого, кто встал у него на пути. Ровно столько лет, сколько существует государство, существует идея о его гуманной, справедливой модели. И ровно столько лет существуют безумцы или герои, решившиеся противостоять государству. Глоток свободы не прошел бесследно, и появились те, кто сумел поднять свой голос против Левиафана.

В сентябре 1965 г. были арестованы писатели А.Синявский и Ю. Даниэль за то, что издали за границей, под псевдонимами, свои произведения, которые уже в напечатанном виде были ввезены в Советский Союз. В феврале 1966 года они были приговорены к нескольким годам лагерей. Это был первый открытый политический процесс в послесталинский период. Он был задуман как пример и предупреждение; его главный смысл заключался в том, что обвиняемые писатели были осуждены по статье 70 УК, которая определяла состав преступления как «агитацию или пропаганду, проводимую с целью подрыва или ослабления Советской власти… распространение в тех же целях клеветнических измышлений, порочащих советский государственный строй». Впоследствии эта статья применялась для преследования различных форм диссидентства. Диссидентами стали называть людей, которые выражали свое несогласие с существующей партийно-гос. идеологией.

Реакция в кругах интеллигенции на процесс Даниэля и Синявского свидетельствовала о большом пути, пройденном ею после «дела» Пастернака: 63 члена Союза писателей и еще 200 других представителей интеллигенции обратились с письмом к XXII съезду КПСС, требуя освободить писателей. Тем не менее за этим процессом последовали другие аресты и осуждения. Система не сдавалась. Или даже вернее будет сказать, она не воспринимала эти голоса протеста всерьез.

Советское руководство принципиально отвергало идею существования какой-либо оппозиции в СССР, тем более отвергалась возможность диалога с диссидентами. Напротив, в СССР провозглашалось «идейное единство общества»; диссидентов же именовали не иначе как «отщепенцами».

Вопрос к классу:

- Почему руководство страны не шло на диалог с инакомыслящими? Ваши предположения…

( В СССР действовал тоталитарный режим, который строится на давлении государства на общество.)

        Слово учителя. 25 августа 1968 г. состоялось выступление протеста против введения советских войск в Чехословакию.

В этой демонстрации принимали участие всего восемь человек. Все они арестованы КГБ, все подверглись суровому наказанию.

        Однако существовали и другие, менее откровенные формы несогласия, которые позволяли избежать административного или уголовного преследования: участие в обществах защиты природы, создание разного рода обращений к «будущим поколениям», без шансов на публикацию тогда и обнаруженных сегодня, наконец, просто отказ от карьеры – сколько молодых интеллигентов 70-х предпочли стать дворниками или истопниками. Поэт и бард Ю. Ким писал, что брежневское время останется в памяти московских интеллигентов как годы, проведенные на кухне, за беседами «в своем кругу» на тему, как переделать мир.

Большое внимание диссиденты уделяли «самиздату» — изданию самодельных брошюр, журналов, книг, сборников и т. д. Название «Самиздат» появилось в шутку — по аналогии с названиями московских издательств — «Детиздат» (издательство детской литературы), «Политиздат» (издательство политической литературы) и т. д. Люди сами печатали на машинках неразрешённую литературу и таким образом распространяли её по Москве, а потом и по другим городам.

«„Эрика“ берет четыре копии, — пел в своей песне Александр Галич.

— Вот и всё. И этого достаточно!»

(См. текст песни) — это сказано про «самиздат»: «Эрика», пишущая машинка, стала главным инструментом, когда не было ещё ни ксероксов, ни компьютеров с принтерами (ксероксы в 1970-x годах начали появляться, но только для учреждений, причем все работающие на них были обязаны вести учёт количества распечатанных страниц). Кое-кто из тех, к кому попадали первые копии, заново перепечатывали и тиражировали их. Так распространялись диссидентские журналы. Помимо «самиздата», был распространён «тамиздат» — издание запрещённых материалов за границей и их последующее распространение на территории СССР.

        Однако диссидентское движение все же было малочисленным. По приблизительным подсчетам в него входило чуть более 700 человек. А что же остальные? Первые политические процессы этого периода выявили не только несогласных, но и явились своего рода референдумом, выявившим сколь тонок был слой инакомыслящих людей. Подавляющее большинство советских граждан искренне возмущалось поведением диссидентствующих лиц. совершенно не понимая, за что они борются, о какой такой свободе ведут речь? Простому человеку было сложно понять то, чего никогда у них не было.

Вопрос к классу:

- Как вы думаете, почему было непонимание между большинством и людьми решившими бросить вызов системе?

(Большинство совершенно не понимали, за что они борются, о какой такой свободе ведут речь.)

Слово учителя. А действительно, простому человеку было сложно понять то, чего никогда у них не было откуда? В истории российского государства найдется большое количество примеров, свидетельствующих об отсутствии духовной свободы общества. И речь идет не только о советском периоде. Давайте вернемся на несколько столетий назад. Иван Грозный (учащийся приводит в пример высказывание: «Все подданные мои холопы, их волен казнить и миловать по своему усмотрению»; опричнина, террор, подавление). Петр Первый («Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство»). Николай I («Нам не нужно умных голов, нужны верноподданные»).

  1. Борьба власти с оппозицией.

Было страшно при бывшем режиме:

Все живое давил он и гнул.

Несогласных сотрудничать с "ними"

Ждал пожизненной травли разгул!

Нас не брали нигде на работу;

Из чинуш не щадил нас никто:

То залечат в "психушке" кого - то,

То посадят в тюрьму ни за что!

Но мириться с неправдой позорно,

И противно душою кривить!

Нас ломали жестоко, упорно,

Тщетно силясь покорность привить! (Дыбин Александр)

Официальные власти, стремясь сохранить статус-кво (т.е. прежнее положение вещей), со своей стороны предприняли все возможные усилия для организации отпора. Борьба советских властей с диссидентским движе­нием.

- Борьбой с диссидентским движением занималось создан­ное по инициативе Ю. В. Андропова 5-е управление Комитета государственной безопасности.

- Основными мерами подавления диссидентства были:

1) Уголовное преследование и заключение в места лишения свободы.

2) Запрет на творческую деятельность.

3) Помещение в психиатрические лечебницы. Откуда уже выходили с уничтожающим диагнозом,

4) Высылка за границу.

5)  Публичные осуждения общественности, исключение из творческих союзов, увольнение с работы, ссылки  – все эти методы власть использовала достаточно активно.

Ссылке, в частности, подвергся видный ученый того времени, академик А.Д. Сахаров, которому в сер. 70-х гг. была присуждена Нобелевская премия мира.

В 1974 г. был выслан из страны Александр Солженицын. Я предлагаю вам посмотреть его обращение к молодежи, написанное незадолго до этого события

Работа с документом – А. Солженицын «Жить не по лжи!»:

Когда-то мы не смели и шепотом шелестеть. Теперь вот пишем и читаем Самиздат, а уж друг другу-то сойдясь в курилках НИИ, от души нажалуемся: чего только они не накуролесили, куда только не тянут нас!.. И судят, кого хотят, и здоровых загоняют в умалишенные – все «они», а мы – бессильны.

…Мы так безнадежно расчеловечились, что за сегодняшнюю скромную кормушку отдадим все принципы, душу свою, …все возможности для потомков – только бы не расстроить своего утлого существования… Мы даже всеобщей атомной смерти не боимся… - мы только боимся шагов гражданского мужества!

…Возразят: но ведь действительно ничего не придумаешь! Нам залепили рты, нас не слушают, не спрашивают. Мы ничего не можем.

…И здесь-то лежит пренебрегаемый нами, самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению: личное неучастие во лжи! Пусть ложь все покрыла, пусть ложь владеет всем, но в самом малом упремся: пусть владеет не через меня!

…Наш путь: ни в чем не поддерживать лжи сознательно!

…Это будет нелегкий путь? – но самый легкий из возможных. Нелегкий выбор для тела – но единственный для души. …Если же мы струсим, то довольно жаловаться, что кто-то не дает нам дышать, - это мы сами себе не даем!

Вопрос: Как вы считаете, в чем заключается основная мысль этого обращения Солженицына?

(Очищение и освобождение общественного организма должно начинаться лишь с собственного очищения, с твердого самостоятельного и сознательного решения – ни в чем и никогда не поддерживать ложь и насилие).

  1. Значение диссидентского движения.

Сегодня мы с вами можем говорить, что этот призыв Александра Солженицына был услышан. Диссидентов было мало, но их протесты помогли всколыхнуть общественное мнение. И в наше время мы уже, кажется, знаем, что такое свобода. И общество наше новое, гражданское, и государство совсем не страшное. А значит герои, безумцы действительно победили.

Завершая наше занятие, я прошу вас выразить свое мнение по рассмотренным проблемам в виде синквейна.