Шкатулка сказок
Сказка по лесу идет
Сказку за руку ведет,
Это что за хоровод
Это сказок хоровод!
Эта страничка со сказками, окунет родителей и детей в мир волшебства и веселых приключений. Расскажет о добре и зле, правде и лжи, подскажет малышам как правильно себя вести.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_pro_zaytsev.doc | 29.5 КБ |
skazka_pro_pavlika.rar | 5.74 КБ |
skazka_lozh_da_v_ney_namek.rar | 10.55 КБ |
skazka_v_pomoshch.doc | 27.5 КБ |
belochka.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказка про зайцев, медведя и скорую помощь
Ольга Панчишкина
Для дошкольников
1.
Расскажу вам сказку, братцы.
От села наискосок
Лес растёт, живут там зайцы,
Назовём их Прыг и Скок.
Прыг играл в футбол на поле.
Скок из леса к сельской школе
Мимо трёх кривых дорог
Торопился на урок.
Ни коры не грыз, ни брюквы,
Изучал упорно буквы.
Но читать со страхом мог
Лишь два слова «РЫСЬ» и «ВОЛК».
2.
Как-то раз в лесу на праздник
Прыг, известнейший проказник,
Чётко по воротам метя,
Угодил мячом в медведя.
Что тут началось, братишки:
Шишка вылезла у мишки!
На весь лес переполох,
Косолапый вдруг оглох!
- Срочно надобно врача! -
Топал рёва, грохоча.
Зайцам - в зоопарке место!
Я не потерплю протеста!
- Это штанга виновата, -
Оправдаться думал Прыг.
Ну дела, скажу, ребята,
Нет! Суров медвежий рык!
Что же зря теперь терзаться,
Собрались в дорогу зайцы.
Чем неволя, лучше - в путь,
- Свидимся ль когда-нибудь? -
Распрощались Прыг со Скоком
В огорчении глубоком.
Скок отправился в поход,
Прыг – в соседний огород.
3.
Вот идёт вторые сутки
По кривой дорожке Скок,
Ни машины, ни маршрутки,
Лишь бы не попался ВОЛК!
Вдруг с берёзы крик сороки:
- Эй, косой, сверни с дороги!
Указатель впереди,
Прочитай и проходи!
- Зайка, - рассмеялись жабы, -
Без очков читает слабо.
Перебила их синица:
- Там находится больница!
Вывеска к двери прибита,
И написано:
«Открыто,
Не пугайся и не плачь,
Примет всех искусный врач!»
4.
Грач в халате, встав с постели,
Улыбнулся:
- Заболели?
От большой температуры
Мы пропишем вам микстуру!
Если покраснело горло,
Ёж поставит три укола!
Если грипп – тогда отвары
Приготовят санитары!
В разных травах знают толк
Санитары РЫСЬ и ВОЛК!
Что такое в самом деле,
Отчего вы побелели
Среди лета сразу? Вдруг
Это редкостный недуг?
В карантин его скорее,
Капли на ночь из порея!
- Ах, не стоит, я з-з-здоров
Мне не надо д-д-докторов!
Заболел медведь, от шишки
Ничего не слышит мишка!
5.
Расступись, лесной народ!
Помощь скорая идёт!
Напрямик сквозь чащу мчится
Вся премудрая больница:
Санитары, грач с ежом
И лечебным багажом!
Запыхались и вспотели,
Подоспели еле-еле!
Шишку тёрли чесноком,
И холодным молоком.
Уши чистили и мыли
От налипшей грязи, пыли.
И медведю чуткий слух
Возвратили! Все вокруг
За него ужасно рады!
Скорой выдали награды.
6.
Счастлив Прыг и счастлив Скок,
Счастлив сказочный лесок!
Растрещали весть сороки:
- Зайцы ходят на уроки
В школу сельскую вдвоём
Через лес и водоём,
Мимо трёх кривых дорог.
Хорошо читает Скок.
Прыг пока что буквы учит,
Он не хочет быть дремучим
И не любит бить баклуши.
Косолапый моет уши.
Конец.
Предварительный просмотр:
«СКАЗКА ПРО ПАВЛИКА И ДОБРОГО ВОЛШЕБНОГО ЗАЙЦА»
Я расскажу тебе сказку про Павлика. Павлик такой же мальчик, как ты. Это умный и здоровый ребёнок. Он умеет рисовать машины, прыгать на одной ноге, играть в футбол и ездить на велосипеде. Живёт он с папой и мамой в большом доме на втором этаже. Они живут хорошо и дружно! Павлик утром встаёт, завтракает и идёт с мамой гулять на детскую площадку. После прогулки он обедает и спит. После сна опять идёт гулять с мамой. Когда они возвращаются, папа часто встречает их возле дома, и они гуляют втроём. Потом все вместе ужинают. Вечером Павлик всегда находит себе какое-нибудь интересное занятие!
Но недавно Павлик и мама перестали понимать друг друга. Если заходят в магазин, где продают продукты, они ссорятся. Павлику там много чего нравится, а мама не каждый раз покупает то, что он просит. Павлик злится на маму, когда она отказывает ему в просьбе, и начинает плакать. Если он плачет долго и сильно, она покупает. Но иногда, бывает, ругает.
Как-то Павлик и мама ходили в игрушечный магазин, чтобы купить кубики с буквами. Там было много всяких машинок, которые понравились Павлику. Он стал просить купить машинку. А мама не купила! Павлик не хотел уходить из магазина без машинки, он плакал, кричал и упирался ногами, хватался руками за прилавок. Но мама всё равно не купила машинку. Она очень рассердилась на Павлика, а вечером пожаловалась папе, что Павлик капризничал. Папа расстроился и после ужина не стал играть с мальчиком. Весь вечер Павлику было скучно. Посмотрев передачу «Спокойной ночи, малыши!», он лёг в свою кроватку. Павлик на минутку закрыл глаза, а когда открыл, то увидел, что на коврике посреди комнаты сидит большой игрушечный заяц и улыбается ему. Мальчик удивился и спросил:
— Ты кто?
— Я Добрый Волшебный Заяц! — важно ответил зайчик. — А ты?
— Я Павлик.
— Павлик, ты почему такой грустный?
— Мне мама не купила машинку в магазине. Я плакал на весь магазин, но она всё равно не купила.
— Бедный Павлик! У тебя нет ни одной игрушечной машинки! — с жалостью в голосе сказал Заяц. Павлику стало смешно, потому что их у него очень много.
— Ну что ты! Посмотри, сколько у меня машинок!
— Тогда зачем же ты кричал на весь магазин?
— Я хотел новую.
— Новую? Разве эти уже все старые? — удивился Заяц.
— Нет, конечно. Просто хочется новую! А когда я чего-нибудь хочу, мама говорит, что я капризничаю! — сказал Павлик.
— А тебе хочется быть капризным? — спросил Заяц.
— Нет, конечно, — ответил Павлик.
— Я очень мудрый Заяц! Я научу тебя, что делать! — И научил. Только они говорили шёпотом, и никто, кроме них, не слышал этого разговора.
Когда в следующий раз мама с Павликом пошли в игрушечный магазин за подарком на день рождения соседской девочки Наташе, Павлику опять захотелось новую машинку. Он попросил маму:
— Мама, купи мне, пожалуйста, машинку!
— Нет, Павлик! — ответила мама. — У тебя очень много машинок. Купим в следующий раз. Павлик только собрался заплакать, но вспомнил, что говорил Заяц. Добрый Волшебный Заяц сказал, что, прежде чем заплакать, надо подумать. Павлик стал думать. И думал он вот так: «Мне хочется новую машинку. Мама не хочет её покупать. Что мне делать? Плакать или не плакать? Нет! Не буду плакать. У меня на самом деле много машинок. Мама сказала, что купит в следующий раз! Я подожду!» Затем Павлик спросил: «Мама, а в следующий раз ты точно купишь?» «Да!» — ответила мама. Павлик не стал плакать и расстраиваться! Чего расстраиваться-то? Они скоро снова придут в магазин, и мама точно купит ему машинку! Он и со старыми машинками поиграет! Пока мама искала подарок Наташе, Павлик выбирал машинку, которую они купят ему в следующий раз. У него было прекрасное настроение, он был очень доволен и горд собой: «Вот какой он уже большой и некапризный мальчик! Умеет терпеть и ждать!»
За ужином мама рассказала папе, какой Павлик молодец — совсем не капризничал в игрушечном магазине! На другой день мама и Павлик зашли в магазин за продуктами. Павлику захотелось жевательных конфет. Он попросил маму их купить. Мама сказала: «Нет, Павлик. От них у тебя живот болит». Вместо того чтобы упрашивать маму, Павлик стал думать, как научил его Заяц. Да, очень хочется ему этих конфет. Но мама права — у него в прошлый раз болел живот. Что делать? И Павлик придумал. Он подошёл к маме и сказал: «Мама, купи, пожалуйста, мне что-нибудь вкусное и полезное!» Мама немного подумала и спросила: «Тебя устроят персики?» Павлику, конечно, больше нравятся жевательные конфеты, но зато от персиков живот не болит! Купили персики. Из магазина вышли оба в хорошем настроении. Мама опять похвалила Павлика, да он и сам знал, что научился договариваться с мамой. Спасибо Доброму Волшебному Зайцу!
После чтения сказки можно задать вопросы:
1. Как ты думаешь, о чём эта сказка?
2. Понравился ли тебе Павлик?
3. Чему научил Павлика Добрый Волшебный Заяц?
4. Что было бы, если Добрый Волшебный Заяц не научил Павлика поступать по-другому?
В отношениях с детьми всегда должны присутствовать чуткость, доверие, доброжелательность, искренность и открытость. Читая или придумывая сказки, вы вместе с детьми попадете в волшебное пространство, где вам представится прекрасная возможность проявить эти чувства и стать ближе к детям.
Предварительный просмотр:
Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок! Это выражение знакомо, наверное, каждому человеку с детства. Сказка - это один из первых видов художественного творчества, с которым мы взрослые начинаем знакомить наших детей. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Да и взрослые с удовольствием окунаются в ее чудодейственный и завораживающий мир, мир волшебства. А обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области развития и воспитания детей.
Сказкотерапия для малышей
Все дети любят слушать и рассматривать книги, знают много сказок, у большинства есть любимые книги и литературные герои. В круг детского чтения на первое место выходят сказки. Да, действительно, сказка учит жить. А иначе, зачем бы наши предки тратили драгоценное время на них? Зачем бы посвящали вечерние часы сказкам да отнимали детское внимание? Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Это уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы, ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми. Создание сказок — один из caмых интересных для детей видов творчества. Вместе с тем это важное средство умственного и речевого развития.
Обмен историями, как и обмен жизненным опытом, естественная форма взаимодействия между людьми. Поэтому психологи считают сказкотерапию - естественной формой общения и передачи опыта, органичной системой воспитания новых поколений.
Итак, что же такое сказкотерапия? Это - лечение сказками. Знания испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Знание сокровенное, глубинное не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно, лечит.
Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Суть метода – использование сказки как рабочего инструмента.
Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал.
Она способствует развитию речи, внимания, памяти, мышления, воображения, а также нравственных качеств личности ребенка. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали педагоги.
Перед каждым воспитателем стоит задача - создать условия для развития личности, а в общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность (способность к творчеству).
По мнению ученых, недоразвитие какого-либо аспекта языковой компетенции может тормозить становление личности в целом.
Дошкольный возраст — уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается ее модель. Поэтому воспитателю следует заботиться о развитии связной монологической речи воспитанника. Показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.
Изучая новую литературу, я пришла к выводу, что используя метод сказкотерапия в своей работе, смогу решить ряд задач: развить речь, память и внимание у малышей, обогатить внутренний мир ребенка, определить модели поведения и найти выход из проблемной ситуации, скорректировать психическую и эмоционально-волевую сферу.
Например, народные художественные сказки способствуют воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др. Так, в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному человеку.
Диагностические сказки, позволяют определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает. Например, если девочка отдает предпочтение сказкам, где главным героем является зайка-трусишка, то можно предположить, что она достаточно застенчивая, спокойная и, возможно, боязливая.
Психологические сказки создают специфические условия для ребенка, которые способствуют преодолению вместе с героем общих страхов, адекватному переживанию чувства неудачи и победы, обретению уверенности в себе и др.
Отсутствие злых героев, конфликтных ситуаций, борьбы добра со злом позволяет еще одной группе сказок - медитативным, создать атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снятия напряжения и возбуждения у детей.
Пользуясь в работе этим методом, надо соблюдать следующие правила организации сказкотерапии для дошкольников:
- простое прочтение сказки не несет в себе терапевтической нагрузки. Следует обыграть, проинсценировать, тщательно проанализировать, сделать оценки и выводы по ее содержанию;
- содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка;
- содержание сказки и используемые методические приемы по ее анализу должны в полной мере решать поставленную задачу;
- передача ребенку знаний, правил поведения, сглаживание конфликта в процессе знакомства с содержанием сказки и его анализом надо проводить в уместной, ненавязчивой обстановке;
- знакомство ребенка со сказкой должно быть дозированным. Сначала это может быть просто рассматривание иллюстраций к сказке и знакомство с ее героями. Затем их описание и анализ поступков. После чего выражение своего отношения к действующим лицам.
Для достижения поставленной цели я пользуюсь программой О. Шороховой и хочу предложить в качестве примера для детей трехлетнего возраста сказку «Корова Буренка».
Жили-были дед, бабка да корова Буренка (1). Давала Буренка много молока и громко мычала: «Му-му!» (2) Заснула Буренка крепким сном (3). Спит, не просыпается (4). Плачет дед, плачет бабка (5). Позвала бабка мышку: «Разбуди, мышка. Буренку. Дам тебе молока» (6). Запищала мышка: «Пи, пи, пи, просыпайся! Пи, пи, пи, поднимайся!» (7) Буренка спит, не просыпается (8). Позвала бабка котика: «Разбуди, котик. Буренку. Дам тебе молока» (9). Замяукал котик: «Мяу, мяу, просыпайся! Мяу, мяу, поднимайся!» (10) Буренка спит, не просыпается (11). Увидела тучка Буренку (12). Дула-дула тучка щеки да и лопнула (13). Стучит дождик по травке, стучит по зеленой (14). Буренка спит, не просыпается (15). Загремел гром (16). Стучит дождик по травке, стучит по зеленой (17). Проснулась Буренка, замычала: «Му-му!» (18) Стали бабка с дедом гостей звать и молоком угощать (19).
После прочтения сказки проводятся игры и упражнения.
Воспитатель (рассказывает знакомую детям сказку «Корова Буренка»; читает предложения 1, 2). Как вы думаете, Буренка веселая корова? Сейчас я начну, а вы продолжите. Голос у Буренки не грустный, а...
Дети. Веселый.
Воспитатель. Не тихий, а... Дети. Громкий.
Воспитатель. Попробуйте промычать громко, радостно, протяжно, как Буренка: «Му-му-му!»
Дети выполняют задание педагога.
(Читает предложения 3—5.) Как бы вы сыграли деда с бабкой, когда они плачут? Лицо у деда с бабкой не веселое, а... Дети. Грустное, печальное.
Воспитатель. Покажите, как плачут дед с бабкой. Пантомимический этюд «Горе»
Дети изображают деда с бабкой, когда они плачут: глаза вытирают от слез, брови сдвинуты, качают головой.
Воспитатель (читает предложения 6— 11). Как вы думаете, бабушка очень хотела, чтобы Буренка проснулась? Значит, она не просто говорила с котиком и мышкой, а...
Дети. Просила, ласково уговаривала.
Воспитатель. У кого тише голос, у котика или маленькой мышки?
Дети. У мышки.
Воспитатель. Правильно. Значит, мышка просила корову проснуться не просто тихо, а...
Дети. Шепотом, совсем не слышно.
Воспитатель. Попробуйте разбудить Буренку, как котик и мышка
Дети выполняют задание педагога.
Эта игра способствует развитию речи и голосового аппарата. Знакомит с уменьшительно-ласкательными названиями животных (мышка, котик), с формами повелительного наклонения глаголов (разбуди, просыпайся, поднимайся). Подводит к умению выразительно имитировать голоса животных (мяу-мяу, пи-пи-пи, му-му) с разной интонацией (радость, просьба) и громкостью (громко, тихо, шепот).
Следующие упражнения и игра воспитывают умение по настроению музыки догадываться о действиях и эмоциональных состояниях героев, побуждают к выразительной передаче это в мимике и движениях (горе, просьба, утешение, радость), а также развивают умение передавать ритмизацией природные явления (дождик, гром), произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (туча — дождик),
Воспитатель (читает предложения 12—15.) Если вы внимательно послушаете музыку, то вспомните, что услышала Буренка в сказке.
Дети слушают отрывок из «Марша Черномора» М.И. Глинки.
Какая это музыка: ласковая или страшная; тихая или громкая? Дети. Страшная, громкая.
Воспитатель. Правильно, музыка страшная, резкая. Это тихо стучит дождик по травке или гремит гром? Дети. Гремит гром.
Упражнение на ритмизацию «Природные явления»
Воспитатель (читает предложения 16, 17). Положите свои руки на стол и пальчиками постучите, как падают капли, когда идет маленький дождик, когда гремит гром.
Дети кладут руки на стол и вместе с воспитателем ритмизируют капли дождя: легкие и медленные движения пальцев — маленький дождики, громкое и энергичное постукивание - гремит гром.
Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц
Воспитатель (читает предложения 18, 19). Давайте под музыку покажем, как тучка дула щеки, а потом лопнула, и пошел дождик.
Музыка Ф. Шопена дети встают в круг, напрягают мышцы рук, ног и надувают щеки. Под легкую, быструю «Праздничную увертюру» Д.Д. Шостаковича выдувают воздух, расслабляют мышцы тела, легко прыгают на месте, как капельки дождя.
Игра «Угадай по ритму»
Сначала дети кладут руки на стол и вместе с воспитателем вспоминают, как ритмизировать природное явление.
Позже воспитатель вызывает ребенка, желающего ритмизировать сказочную ситуацию. Слушатели угадывают ее и описывают по динамике ритма, затем вместе с воспитателем составляют два-три предложения, описывающие ритмический рисунок.
Воспитатель. Ребята, на что это было похоже: на капли дождика, грохот грома или на ливень? Как вы догадались? Надя стучала пальчиками тяжело или легко? Быстро или медленно? Дети отвечают.
Воспитатель. Надя стучала легко и быстро, значит, это не гром, а... Дети. Дождик.
Итак, как вы смогли убедиться, сказка — животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений. Вы должны знать твердо — расти без полезных волшебных историй нашим детям нельзя, без сказки нет у ребенка ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания!
Я считаю, что применение этого метода способствует повышению эффективности педагогического процесса, при правильном его применении можно добиться достаточно высоких результатов в области развития и воспитания малышей.
О.В. Выродова,
воспитатель с/п детский сад
«Теремок» ГБОУ СОШ с. Сырейка
Предварительный просмотр:
В отношениях с детьми всегда должны присутствовать чуткость, доверие, доброжелательность, искренность и открытость. Читая или придумывая сказки, родители вместе с детьми могут попасть в волшебное пространство, где им представится прекрасная возможность проявить эти чувства и стать ближе к детям.
Сказка в помощь
Очень часто ребенок капризничает? В продолжение статьи «Сказкотерапия для малышей», со страниц газеты «Междуречье» хочется порекомендовать родителям для исправления капризного поведения ребенка воспользоваться сказкой. Придуманная вами сказка, где ситуация главного героя очень похожа на ситуацию ребёнка, где есть волшебники, феи и другие сказочные персонажи, поможет справиться с капризами.
Уважаемые родители, можно очень много раз повторять, что капризничать — это плохо, и не получать никакого результата. А можно просто рассказать сказку о малыше, который хотел всегда и всё делать по-своему, но из-за отсутствия опыта попадал в разные смешные ситуации. Не исключено, что поведение вашего ребёнка изменится в лучшую сторону. Почему? Потому что малыш просто слушает сказку! В ней нет поучений и прямых указаний но, тем не менее, он получает конкретный опыт, непосредственные переживания, полезные знания. Ему не читают наставлений, его не обвиняют и не принуждают делать что-то против его воли — он просто слушает. Ему ничто не мешает анализировать ее, узнавать что-то новое, что-то сопоставлять, сравнивать без всяких неприятных психологических последствий.
Ребенок может потратить столько времени, сколько ему надо, чтобы усвоить содержание рассказа или сказки и понять идею. Он может прослушать рассказ и ничего не изменить в своём поведении — его никто к этому не принуждает. И всё-таки, ребёнок, скорее всего, запомнит и применит в жизни то, что услышал. Всё новое, что он узнает, воспринимается им как собственное достижение, как результат самостоятельных усилий. Если ребёнок изменит своё поведение по примеру героя сказки, он сделает так потому, что решил это сам, а не потому, что так велела мама.
Слушая сказку, ребёнок, с одной стороны, отождествляет себя с героем, с другой — не забывает о том, что главный герой – это выдуманный персонаж. Сказки позволяют ребёнку почувствовать, что он не одинок в своих переживаниях, что другие дети испытывают те же эмоции, попадая в похожие ситуации. Это оказывает успокаивающее воздействие.
Конечно, многое в этом процессе зависит от родителя. Потребуется проявить фантазию. Каким бы вы хотели видеть вашего ребёнка в той или иной ситуации? Именно так и поступит вымышленный герой, очень похожий на вашего малыша! Ваша цель — не создать высокохудожественное произведение, а показать ребёнку разные способы взаимодействия между людьми. Умение интересно рассказывать вам тоже не помешает. Но если вы всё перепутаете или что-то забудете, ребёнок переспросит, уточнит или сам добавит то, что вы пропустили. От этого ни у него, ни у вас настроение не испортится и польза не уменьшится!
Хочется сказать, что вначале рассказа надо добиться правдоподобия того, что вы описываете, заставить малыша сопереживать герою. Пусть герой имеет такие же сильные и слабые стороны характера, как ваш малыш. Это сходство поможет ему отождествить себя с главным героем.
Говорите ребенку на понятном ему языке. Используйте юмор во время рассказа. Чем больше будет смешных моментов — тем лучше. Юмор является эффективнейшим средством снятия напряжения, с его помощью часто можно предотвратить назревающий конфликт! Ну, а после чтения сказки можно задать вопросы или обсудить ее.
О.В. Выродова воспитатель д/с «Теремок»
ГБОУ СОШ с. Сырейка
Информация взята с Интернет сайтов
Предварительный просмотр:
БЕЛОЧКА-УМЕЛОЧКА
Под зеленою сосной
Вырос домик расписной,
И жила в нем белочка, ,
Белочка-умелочка.
Хорошо она жила:
Чай с орехами пила,
Вечером на лесенке
Распевала песенки.
Наша белка - мастерица:
Сшила кофточку лисице,
А зайчонку - тапочки
На четыре лапочки.
Медвежонку - распашонку
Всем бельчаткам - по перчаткам,
Даже мышке маленькой -
Сарафанчик аленький.
И грибы она сушила,
И зверят она лечила -
Все умела белочка,
Белочка-умелочка.
Прилетела журавлиха
И сказала, плача тихо:
- Приходи к нам, белочка,
Белочка-умелочка!
Мой ребенок-журавленок
Только вышел из пеленок,
Простудился на ветру
И теперь лежит в жару.
Белка бросила работу.
Поскакала на болото,
Где лежал на камыше
Журавленок в шалаше.
Он стонал, не брал игрушек
И совсем не ел лягушек.
- Ты поправишься, дружок,
Ну-ка, выпей порошок!
Не ленился журавленок,
Не упрямился -
Пил лекарство журавленок
И поправился.
По лугам он стал гулять,
Над болотами летать -
Вылечила белочка,
Белочка-умелочка.
И пришел к ней серый волк,
Серый волк - зубами щелк.
Он слезами обливался,
Тихо в двери постучался:
- Приходи к нам, белочка,
Белочка-умелочка!
Плохо бедному волчонку,
Он лежит и плачет тонко.
Ты мне сына вылечи,
Кость из горла вытащи.
Белка хвостик распушила,
К волку в хату поспешила,
Чтоб волчонка полечить,
Кость из горла удалить.
А волчонок-то не плачет,
Он поет и резво скачет...
- Ну какой же он больной,
Твой волчонок озорной?!
Старый волк расхохотался:
- Он болеть не собирался!
Просто мы поесть хотим
И сейчас тебя съедим!
Обманули белочку,
Белочку-умелочку.
Белка волку отвечала:
- Испеки меня сначала.
Я сырая невкусна,
Потому что не жирна.
Старый волк мигнул волчонку
И открыл в печи заслонку:
- Ну-ка, белка, в печь садись
Да скорее испекись!
Белка прыгнула вперед,
Заскочила в дымоход,
По трубе полезла выше -
Вот она уже на крыше.
Как завыл тут волк со зла:
- Ай, держи! Ушла, ушла!
Он, кряхтя, полез за нею
И в трубе застрял по шею.
Головою закрутил -
Всю трубу разворотил.
В эту пору на озера
Пролетали журавли,
Подхватили белку с крыши
И от волка унесли.
Вот и домик расписной
Под зеленою сосной.
Снова дома белочка,
Белочка-умелочка.
Но в полете, где-то в тучах,
Уронила белка ключик.
Что ей делать, как ей быть?
Нечем двери отворить.
И пошла она к соседям,
Позвала она медведя.
Толстый ключ принес медведь,
Стал пыхтеть, замок вертеть.
Прибежала к ним лисичка,
Принесла свою отмычку.
Зайка даже грыз замок,
Но разгрызть его не смог.
Лось боднул замок рогами -
Повалился вверх ногами.
Дятел клювом подолбил,
Только клюв себе отбил.
Отпирали-отпирали -
Даром время потеряли.
Сколько ни стараются -
Замок не отпирается.
И пришел к ним серый волк,
Серый волк - зубами щелк.
- Я, друзья, иду на помощь:
Без меня замок не сломишь.,
- Нет, - сказала белочка,
Белочка-умелочка. -
Ты ко мне в друзья не лезь:
Ты меня задумал съесть!
Звери тут как рассердились,
Как на волка напустились
И давай его кусать,
И царапать, и клевать,
Приговаривать:
- Ты не трогай белочку,
Не обижай умелочку! -
Битый волк, визжа и воя,
Убежал от них стрелою.
Суматоха улеглась...
Только дверь не отперлась.
Вдруг веселый журавленок
Прилетел с лугов зеленых
Он принес не червяка -
Белкин ключик от замка.
На лугу, в кустах колючих,
Отыскался этот ключик.
И хозяйка ключ взяла -
Сразу двери отперла.
Тут все стали танцевать,
Стали белку в гости звать:
- Приходи к нам, белочка,
Белочка-умелочка!
КАК ЕЖИК СТАЛ КОЛЮЧИМ
В старину колючий еж
На ежа был не похож:
Не росли на нем иголки,
А росли они на елке.
Ежик летом и зимой
Бегал в шубке меховой.
Был он мягкий, был он гладкий
И всегда ходил с оглядкой,
Чтоб случайно не попасть
В лисьи лапы, к волку в пасть.
У ежа глазенки зорки.
Раз он выглянул из норки, '
А лиса уж у крыльца
Притаилась: ждет жильца.
Еж из дома не выходит,
С ним плутовка речь заводит;
Говорила ласково,
А зубами ляскала.
- Как же ты, дружок, заспался!
За грибами бы собрался.
- Поискал бы я грибов,
Да боюсь твоих зубов.
- Ах, чудак, я перестала
Есть ежей: в них вкусу мало.
Выходи гулять, сосед,
Я скажу тебе секрет.
- Я обманщикам не верю,-
Буркнул ежик из-за двери.
Выждал ежик полчаса -
Нет лисы, ушла лиса.
Взял корзинку, запер норку,
Докатился до пригорка,
Вдруг заметил у куста
Кончик рыжего хвоста.
Это лисонька у дуба
На ежа точила зубы.
Как тут быть? Бежать домой?
Путь домой закрыт лисой.
Еж пустился за пригорок -
Нет ли где соседских норок?
За горой был дом и сад,
Жил там дедушка Игнат.
Знаменитый огородник,
Пчеловод, рыбак, охотник.
Он был в мире всех мудрей,
Понимал язык зверей.
Вот он видит - без дорожек
От лисицы мчится ежик!
Дед ежу махнул рукой,
А в лису швырнул клюкой.
Ежик был, конечно, рад:
- Вот спасибо, дед Игнат!
Был бы мне конец сейчас,
Кабы ты меня не спас.
Есть у всех своя защита:
Есть у лошади копыта,
У коровы есть рога,
Пчелы жалом бьют врага,
В толстый панцирь черепаха
Укрывается от страха.
Только мне защиты нет
От лисы и прочих бед...
Дед Игнат - душа простая -
Слушал ежика, вздыхая.
Как помочь зверьку в беде
И найти защиту где?
Для малютки для такого
Велики рога коровы,
И копыта велики,
И медвежьи все клыки.
Если взять у пчелки жало,
Тоже будет толку мало.
Дед Игнат в избе своей
Отыскал морковный клей.
Из бутылки половинку
Вылил ежику на спинку.
Клей растекся на бока
И добрался до брюшка.
- Видишь, ежик, возле елки
На земле лежат иголки.
Ты беги туда скорей
И, пока не высох клей,
В тех иголках поваляйся,
С боку на бок покатайся.
Что желаешь, то найдешь!
Так и сделал умный еж.
Спрятал лапки, нос и глазки
И катался без оглядки.
Заяц мимо пробегал,
Удивленно заморгал,
У ежа с боков,
На спинке,
На головке
Есть щетинки.
- Ты ли это, братец еж?
На кого ты стал похож!
Весь в иголках, весь колючий,
А зачем?
- На всякий случай.
Если встречу здесь лису...
- Встретишь, ежик!
Я в лесу, -
Вдруг воскликнула плутовка.
Как она подкралась ловко!
Заяц - прыг и наутек!
Еж свернулся весь в клубок,
А лиса хвостом играла
И слащаво напевала:
- Здравствуй, ежик дорогой,
Вот теперь ты будешь мой!
Ты мне очень, очень нужен -
Я сварю тебя на ужин!
И злодейка не спеша
Носом двинула ежа.
Вскинул он колючей спинкой,
Уколол лису щетинкой.
И лиса, как от ножа,
Отскочила от ежа.
Вновь лиса к нему метнулась,
На колючки натолкнулась,
Иглы нос ей искололи -
Взвыла рыжая от боли.
И, отчаянно визжа,
Убежала от ежа.
- Так разбойнице и надо.
По заслугам и награда! -
Каркнул ворон вслед лисе,
Над лисой смеялись все.
Нет ежу защиты лучшей,
Чем тулуп его колючий!
Можно по лесу гулять
И еду себе искать.
Не нужна ему корзинка,
Он наколет гриб на спинку
И несет к себе домой
Вместе с мохом и листвой.
Стал наш ежик жить богато,
Помнил дедушку Игната,
Помогал ему в трудах
И мышей ловил в садах.
Еж - помощник садовода
И защитник огорода,
Добрым людям - добрый друг,
Хоть и колет всех вокруг.