Конкурс лучших практик "Методика проектирования"

Краткое описание ситуации, послужившей причиной внедрения практики, и обусловившей реализацию практики

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность на уроках технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport.docx619.46 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ

практики, представленной на конкурс

лучших региональных образовательных практик

  1. Наименование практики:

Методика проектирования

  1. Номинация, в которой представляется практика:

Эффективная практика реализации концепции преподавания предметной области «Технология»

  1. Предпосылки реализации

Краткое описание ситуации, послужившей причиной внедрения практики, и обусловившей реализацию практики

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность на уроках технологии.

Включение метода проекта в образовательный процесс было сопряжено с рядом трудностей. Многие учителя района являются совместителями и недостаточно хорошо знакомы со спецификой предмета, опытным учителям сложно изменить консервативность своих взглядов на вводимые, в связи с ФГОС, новшества в обучении детей.  Стать подлинно научным руководителем группы школьников, работающих над проектами, не каждому учителю по плечу. Необходимы высокая квалификация педагога, достаточный уровень знания преподаваемого предмета, и готовность к постоянному самообразованию. Поэтому мною, как руководителем районного методического объединения учителей технологии Россошанского района, была разработана  «Методика проектирования» в помощь учителям технологии, работающим по УМК  Синица Н.В., Симоненко В.Д. и УМК Кожиной О.А.

Проблемы, которые должны были быть решены реализацией практики:

Выполнение творческих проектов решает главную проблему   методики обучения технологии – формирование проектных компетенций на уроке технологии, проблему обеспечения системы действенных обратных связей, способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в проектной деятельности, предоставляет им новые возможности совершенствования профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, что, в конечном счете, способствует оптимизации учебного процесса и повышает эффективность обучения. Реализация данной практики также позволит решить проблему низкого качества проектных работ, увеличит долю исследовательских проектов, взамен перерабатыванию учащимися  материалов интернета.

Возможности, которые позволили реализовать практику:

Данная практика успешно апробировалась с 2013 по 2020 год.   Сначала внутренняя апробация учителем технологии МБОУ «Лицей №11» Побединской Н.Р., затем после презентации методической разработки на районном семинаре учителей технологии, внешняя апробация учителями технологии,  членами РМО Россошанского района. Контингент учащихся, на котором была опробована данная практика – 5-8 классы.

В ходе апробации отмечалась положительная динамика количества образовательных учреждений и педагогов, принявших участие в мероприятиях по апробации; рост педагогического мастерства педагогов; динамика распространения передового практического опыта на   муниципальном уровне средствами семинарского и сетевого взаимодействия через сайт РМО учителей технологии Россошанского района, способствуя созданию теоретической и практической базы для перехода на ФГОС ООО и новые программы по технологии.

В 2014-2015 учебном году мною был инициирован муниципальный Фестиваль проектов, в котором до сих пор ежегодно принимают участие учащиеся нашего района,  а учителя технологии получают возможность участвовать в конкурсах методических разработок по модулю «Основы проектирования». С 2018 года конкурс стал межмуниципальным, расширив круг участников соседними районами области. В 2016-2017 учебном году была разработана программа межпредметного курса «Основы проектной деятельности» в 5-х классах, которая также успешно прошла апробацию в  МБОУ «Лицей №11»,  которая преподается до сих пор.

Проводится регулярный мониторинг затруднений школьников, связанный с проектной и исследовательской деятельностью. Анализируются проектные работы с последующей их доработкой и корректировкой методики проектирования.

  1. Результаты практики:

Достижения (по возможности, в измеримых величинах):

В результате реализации методики проектирования  наметился рост количества учащихся, занятых в исследовательской и проектной деятельности, расширилась тематика и видовое разнообразие проектных работ, возросло количество призовых мест на школьном, муниципальном и региональном  этапах Всероссийской олимпиады школьников по технологии, в муниципальном Фестивале проектов по технологии, районных конкурсах и выставках, где одним из испытаний является публичная защита творческих проектов. Наряду с традиционными техниками стали  использоваться новые оригинальные техники, такие как: декупаж, скрапбукинг, свит-дизайн, цветы и куклы из фоамирана, лепка из полимерной глины, модульное оригами, украшения из сутажа, цветы и деревья из бисера, макетирование, квиллинг, светильники из изолона и др., так как они вызывают наиболее живой интерес у детей.

Рис.1. Итоги муниципального этапа Всероссийской олимпиады по технологии.

Рис.2. Итоги регионального этапа Всероссийской олимпиады по технологии.

Рис.3. Итоги участия в конкурсах, фестивалях проектов, конференциях.

Показатели эффективности внедрения практики

 Результаты первичного среза диагностики.

Формы проведения первичной диагностики – тестирование, наблюдение, анкетирование, запуск обучающего проекта.

Рис.4. Средний балл за обучающий проект по разделу «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов» (1 четверть)

Класс

Тема обучающего проекта

5 классы

Макет парка Победы в технике бисероплетения

6 классы

Изделия для украшения интерьера, вышитые крестом

7 классы

Игрушки, связанные крючком

8 классы

Одежда для всей семьи, связанная на спицах

        

Результаты контрольного среза диагностики

Рис.5. Средний балл за итоговый проект по разделу «Технологии творческой и опытнической деятельности» (4 четверть)

Класс

Тема итогового проекта

5 классы

Салфетка для чая в технике «пэчворк»

6 классы

Панно в технике «квиллинг»

7 классы

Декор посуды в технике «декупаж»

8 классы

Конфетные букеты в технике «свит-дизайн»

Сравнительный анализ первичного и контрольного среза диагностики

Сравнительный анализ первичной и контрольной диагностики позволяет сделать вывод о том, что благодаря плодотворной работе по внедрению методической разработки «Методика проектирования» наблюдается позитивная динамика учебных достижений обучающихся по технологии. Учащиеся МБОУ «Лицей №11» показывают стабильно высокие результаты на муниципальном и региональном этапах Всероссийской олимпиады по технологии, где одним из испытаний является публичная защита проекта.

С 2003 года наши ученики ежегодно становятся победителями и призерами муниципального и регионального этапов ВСОШ по технологии.  

C:\Users\Побединская\Desktop\863265201.jpg

Рис.6. Победитель муниципального, призер регионального этапов ВСОШ, победитель фестиваля проектов и научно-практической конференции, Середина Анастасия, учащаяся МБОУ «Лицей №11».

Также учащиеся ежегодно получают грамоты победителя в номинации «Творческий проект» на региональном этапе олимпиады. Пятый год в Россошанском районе проходит Фестиваль творческих проектов, проводящийся на базе лицея, где активно участвуют учащиеся города и района, получая бесценный опыт публичного выступления и защиты проекта. В прошлом году участвовало 20 человек из городских и сельских школ.  За три года учащиеся МБОУ «Лицей №11» стали десять раз победителями и дважды призерами Фестиваля. Все эти данные свидетельствуют о выокой эффективности внедрения данной практики в нашем лицее и общеобразовательных учреждениях Россошанского района.

C:\Users\Побединская\Desktop\846565034.jpg

Рис.7. Научно-практическая конференция по технологии «Сохраним планету или вторая жизнь старых вещей», посвященная Году экологии в России, 2017 год.

Основным результатом реализации методики считаю развитие универсальных учебных действий: личностных (побуждение к деятельности); регулятивных (целеполагание, планирование и прогнозирование своей работы); общеучебных и коммуникативных. Повышается мотивация учащихся по предмету (увеличивается количество желающих заниматься вне урока в объединениях дополнительного образования и межпредметных модуля, а также участвовать в предметных олимпиадах по технологии), углублению и расширению знаний по декоративно-прикладному творчеству (выбор изделий прикладного характера), развитию творческих способностей учащихся (многие изделия являются креативными и современными, не смотря на «народность»), к самореализации (призеры и победители творческих конкурсов) и, как следствие, происходит повышение самооценки учащихся.

Таким образом, работа по использованию методики проектирования на протяжении всех лет дала следующие результаты:

- успехи, достигнутые детьми, создают положительное к ним со стороны сверстников отношение и повышают мотивацию к учению;

- уровень проектных работ, представленных на конкурсы и олимпиады различного уровня, с каждым годом повышается;

- появляется возможность на уроках и внеурочных занятиях углублять и закреплять знания, полученные по другим предметам;

- воспитывается общая информационная культура школьника, умение работать в команде, что соответствует формированию метапредметных компетенций.

  1. Участники внедрения практики

Данная практика внедрялась с 2013 по 2020 год.   Сначала   учителем технологии МБОУ «Лицей №11» Побединской Н.Р., затем после презентации методической разработки на районном семинаре учителей технологии,  остальными учителями технологии,  членами РМО Россошанского района. Контингент учащихся, участвующих в проектной деятельности – 5-8 классы. Затем добавились учащиеся района 9-11 классов после открытия на базе МБОУ «Лицей №11» Центра одаренных детей для подготовки учащихся к муниципальному и региональному этапам ВСОШ.

  1. Краткое описание модели реализации практики

Принципиальные подходы, избранные при разработке и внедрении практики:

Поскольку раздел «Проект» входит в Программу по «Технологии», то каждый учитель этой дисциплины должен знать методику проектной деятельности учащихся. Следовательно, данная методическая разработка является актуальной на сегодняшний день и в условиях реализации ФГОС ООО создает условия для обеспечения учителей района знаниями, методическим и диагностическим материалом в формировании универсальных учебных действий учащихся.

Цель: создать условия для методического сопровождения педагогов района по формированию базовых компетентностей по проектированию на уроках технологии.

Задачи:

1.        Расширить методическое пространство, позволяющее педагогам повышать профессиональное мастерство, за счёт трансляции опыта на районных семинарах, педагогических конференциях, фестивалях проектов.

  1. Расширить рамки совместной деятельности педагогов через сайт РМО учителей технологии.
  2. Создать условия для повышения творческого потенциала учителей, их самореализации и специализации для внедрения в практику методики проектирования.
  3. Разработать методику преподавания раздела «Исследовательская и проектная деятельность учащихся» в школьном курсе «Технология».
  4. Разработать конспекты уроков по разделу «Исследовательская и проектная деятельность учащихся».
  5. Разработать примерные рекомендации по оцениванию  творческих проектов.

Формы реализации: семинар, мастер-класс, фестиваль педагогических идей, конференции, консультации, круглые столы, фестиваль проектов, конкурсы методических разработок по проектированию.

Результаты реализации: апробированная модель формирования профессиональных компетенций педагогов по заявленной проблеме через проведение методических мероприятий среди учителей.

Теоретическая значимость практики заключается в определении гностической сущности методики руководства проектной деятельностью, которая может быть использован в процессе обучения учащихся и конкретизации развития творческих способностей учащихся.

Практическая значимость: разработанная методика руководства проектной деятельностью может быть использована в работе учителей, студентов – практикантов, а так же руководителями кружков дополнительного образования и самообразования родителей.

  1. Действия по реализации практики

Перечень мероприятий, которые были предприняты для того, чтобы реализовать практику, последовательность действий педагогических работников и других участников внедрения успешной практики:

Уровень

Форма и тематика мероприятия по представлению методической разработки

2013-2014

2015-2016

2017-2018

2019-2020

Образовательная организация

Выступление   на педсовете по теме: "Проектное бучение как условие творческой самореализации учащихся».

Выступление на совещании по теме: «Развитие познавательной активности школьников в проектной деятельности».

Выступление на методическом совете по теме: «Основные требования к выполнению творческого проекта».

Выступление на заседании рабочей группы по ФГОС по теме: «Требования ФГОС к учебно-исследовательской и проектной деятельности».

Подготовка к предметным олимпиадам: тестирование, моделирование, разработка творческих проектов в «Студии художественной выставки» на базе МКОУ лицей №11

Ежегодное выступление с анализом работы по реализации  методической разработки  на заседании  методического совета МКОУ лицей №11

Муниципальный

Мастер-класс «Творческий проект: Цветы из «холодного фарфора» на семинаре по теме: «Развитие одаренности ребенка в ходе проектной деятельности - важный шаг на пути к успеху».  

Выступление на семинаре по теме: «Развитие творческого потенциала, предприимчивости, познавательной активности на основе инновацион-ных форм и методов обучения на уроках технологии (метод проектов).

Семинар заместителей директоров школ района по обмену опытом региональных инновационных площадок, в целях выявления и популяризации актуального педагогического  опыта работников системы образования Россошанского муниципального района. Выступление с презентацией опыта по теме: «Технология проектирования».

Презентация опыта работы по теме: «Методика организации образовательного путешествия как одна из форм реализации творческого проекта» на семинаре «Технология образовательного путешествия как эффективное средство активизации внеурочной деятельности учащихся в соответствии с концепцией ФГОС нового поколения».

Подготовка к предметным олимпиадам: тестирование, моделирование, разработка творческих проектов в муниципальном «Центре одаренных детей» на базе МКОУ лицей №11

Ежегодное выступление с анализом работы по реализации  методической разработки  на заседании РМО учителей технологии Россошанского района

Региональный

Семинар директоров школ области по обмену опытом региональных инновационных площадок, в целях выявления и популяризации актуального педагогического опыта работников системы образования Россошанского муниципального района. Выступление с презентацией опыта по теме: «Технология проектирования».

Название публикаций, отражающих описание практики

Название

публикации

Выходные данные

 Публикация методической разработки «Методика проектирования» на сайте Социальная сеть работников образования

http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2012/09/27/metodika-proektirovaniya

Публикация методической разработки «Методика проектирования» на сайте Педпортал

https://pedportal.net/starshie-klassy/tehnologiya/metodika-proektirovaniya-nbsp-nbsp-nbsp-cena-nbsp-nbsp-nbsp-nbsp-nbsp-nbsp-nbsp-nbsp-nbsp-nbsp-nbsp-nbsp-nbsp-nbsp-nbsp-nbsp-nbsp-nbsp-nbsp-nbsp-nbsp-proekt-nbsp-nbsp-nbsp-nbsp-nbsp-nbsp-nbsp-nbsp-nbsp-nbsp-nazvanie-etiketka-nbsp-nbsp-nbsp-nbsp-nbsp-nbsp--775463

  1. Ресурсы, необходимые для внедрения практики:

- Человеческие ресурсы: преподаватели, учащиеся.

- Информационные ресурсы: сайт РМО учителей технологии, сайт ОУ для трансляции проектов, мессенжеры и социальные сети для коммуникации и обмена опытом в исследовательской и проектной деятельности.

- Материально-технические ресурсы: оборудованный кабинет для занятий проектной деятельностью, проведения мастер-классов, тренингов с набором мультимедийного оборудования и ноутбуками, актовый зал для проведения предметных олимпиад, фестивалей проектов и ученических конференций.

- Научно-методические ресурсы: методические разработки лучших практик в области проектирования.

- Финансовые ресурсы: на расходные материалы, инструменты и оборудование.

 9. Перспективы развития практики:

Расширение методического пространства, позволяющего педагогам повышать профессиональное мастерство, за счёт трансляции опыта лучших практик на районных и региональных семинарах, педагогических конференциях, фестивалях проектов.

Расширение рамок совместной деятельности педагогов образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и кванториума.

Совместная разработка методики преподавания раздела «Исследовательская и проектная деятельность учащихся» в школьном курсе «Технология» и в дополнительном образовании детей.

Разработка технологических карт уроков по разделу «Исследовательская и проектная деятельность учащихся».

Разработка примерных рекомендаций, критериев  по оцениванию итоговых проектов в 9-11 классах.

Увеличение процента исследовательских проектов, организация с этой целью во время школьных каникул исследовательских экскурсий, образовательных путешествий.

Организация лицейского клуба социологических исследований родного края.