Конкурс лучших практик "Методика проектирования"
Краткое описание ситуации, послужившей причиной внедрения практики, и обусловившей реализацию практики
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность на уроках технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport.docx | 619.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ
практики, представленной на конкурс
лучших региональных образовательных практик
- Наименование практики:
Методика проектирования
- Номинация, в которой представляется практика:
Эффективная практика реализации концепции преподавания предметной области «Технология»
- Предпосылки реализации
Краткое описание ситуации, послужившей причиной внедрения практики, и обусловившей реализацию практики
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность на уроках технологии.
Включение метода проекта в образовательный процесс было сопряжено с рядом трудностей. Многие учителя района являются совместителями и недостаточно хорошо знакомы со спецификой предмета, опытным учителям сложно изменить консервативность своих взглядов на вводимые, в связи с ФГОС, новшества в обучении детей. Стать подлинно научным руководителем группы школьников, работающих над проектами, не каждому учителю по плечу. Необходимы высокая квалификация педагога, достаточный уровень знания преподаваемого предмета, и готовность к постоянному самообразованию. Поэтому мною, как руководителем районного методического объединения учителей технологии Россошанского района, была разработана «Методика проектирования» в помощь учителям технологии, работающим по УМК Синица Н.В., Симоненко В.Д. и УМК Кожиной О.А.
Проблемы, которые должны были быть решены реализацией практики:
Выполнение творческих проектов решает главную проблему методики обучения технологии – формирование проектных компетенций на уроке технологии, проблему обеспечения системы действенных обратных связей, способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в проектной деятельности, предоставляет им новые возможности совершенствования профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, что, в конечном счете, способствует оптимизации учебного процесса и повышает эффективность обучения. Реализация данной практики также позволит решить проблему низкого качества проектных работ, увеличит долю исследовательских проектов, взамен перерабатыванию учащимися материалов интернета.
Возможности, которые позволили реализовать практику:
Данная практика успешно апробировалась с 2013 по 2020 год. Сначала внутренняя апробация учителем технологии МБОУ «Лицей №11» Побединской Н.Р., затем после презентации методической разработки на районном семинаре учителей технологии, внешняя апробация учителями технологии, членами РМО Россошанского района. Контингент учащихся, на котором была опробована данная практика – 5-8 классы.
В ходе апробации отмечалась положительная динамика количества образовательных учреждений и педагогов, принявших участие в мероприятиях по апробации; рост педагогического мастерства педагогов; динамика распространения передового практического опыта на муниципальном уровне средствами семинарского и сетевого взаимодействия через сайт РМО учителей технологии Россошанского района, способствуя созданию теоретической и практической базы для перехода на ФГОС ООО и новые программы по технологии.
В 2014-2015 учебном году мною был инициирован муниципальный Фестиваль проектов, в котором до сих пор ежегодно принимают участие учащиеся нашего района, а учителя технологии получают возможность участвовать в конкурсах методических разработок по модулю «Основы проектирования». С 2018 года конкурс стал межмуниципальным, расширив круг участников соседними районами области. В 2016-2017 учебном году была разработана программа межпредметного курса «Основы проектной деятельности» в 5-х классах, которая также успешно прошла апробацию в МБОУ «Лицей №11», которая преподается до сих пор.
Проводится регулярный мониторинг затруднений школьников, связанный с проектной и исследовательской деятельностью. Анализируются проектные работы с последующей их доработкой и корректировкой методики проектирования.
- Результаты практики:
Достижения (по возможности, в измеримых величинах):
В результате реализации методики проектирования наметился рост количества учащихся, занятых в исследовательской и проектной деятельности, расширилась тематика и видовое разнообразие проектных работ, возросло количество призовых мест на школьном, муниципальном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников по технологии, в муниципальном Фестивале проектов по технологии, районных конкурсах и выставках, где одним из испытаний является публичная защита творческих проектов. Наряду с традиционными техниками стали использоваться новые оригинальные техники, такие как: декупаж, скрапбукинг, свит-дизайн, цветы и куклы из фоамирана, лепка из полимерной глины, модульное оригами, украшения из сутажа, цветы и деревья из бисера, макетирование, квиллинг, светильники из изолона и др., так как они вызывают наиболее живой интерес у детей.
Рис.1. Итоги муниципального этапа Всероссийской олимпиады по технологии.
Рис.2. Итоги регионального этапа Всероссийской олимпиады по технологии.
Рис.3. Итоги участия в конкурсах, фестивалях проектов, конференциях.
Показатели эффективности внедрения практики
Результаты первичного среза диагностики.
Формы проведения первичной диагностики – тестирование, наблюдение, анкетирование, запуск обучающего проекта.
Рис.4. Средний балл за обучающий проект по разделу «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов» (1 четверть)
Класс | Тема обучающего проекта |
5 классы | Макет парка Победы в технике бисероплетения |
6 классы | Изделия для украшения интерьера, вышитые крестом |
7 классы | Игрушки, связанные крючком |
8 классы | Одежда для всей семьи, связанная на спицах |
Результаты контрольного среза диагностики
Рис.5. Средний балл за итоговый проект по разделу «Технологии творческой и опытнической деятельности» (4 четверть)
Класс | Тема итогового проекта |
5 классы | Салфетка для чая в технике «пэчворк» |
6 классы | Панно в технике «квиллинг» |
7 классы | Декор посуды в технике «декупаж» |
8 классы | Конфетные букеты в технике «свит-дизайн» |
Сравнительный анализ первичного и контрольного среза диагностики
Сравнительный анализ первичной и контрольной диагностики позволяет сделать вывод о том, что благодаря плодотворной работе по внедрению методической разработки «Методика проектирования» наблюдается позитивная динамика учебных достижений обучающихся по технологии. Учащиеся МБОУ «Лицей №11» показывают стабильно высокие результаты на муниципальном и региональном этапах Всероссийской олимпиады по технологии, где одним из испытаний является публичная защита проекта.
С 2003 года наши ученики ежегодно становятся победителями и призерами муниципального и регионального этапов ВСОШ по технологии.
Рис.6. Победитель муниципального, призер регионального этапов ВСОШ, победитель фестиваля проектов и научно-практической конференции, Середина Анастасия, учащаяся МБОУ «Лицей №11».
Также учащиеся ежегодно получают грамоты победителя в номинации «Творческий проект» на региональном этапе олимпиады. Пятый год в Россошанском районе проходит Фестиваль творческих проектов, проводящийся на базе лицея, где активно участвуют учащиеся города и района, получая бесценный опыт публичного выступления и защиты проекта. В прошлом году участвовало 20 человек из городских и сельских школ. За три года учащиеся МБОУ «Лицей №11» стали десять раз победителями и дважды призерами Фестиваля. Все эти данные свидетельствуют о выокой эффективности внедрения данной практики в нашем лицее и общеобразовательных учреждениях Россошанского района.
Рис.7. Научно-практическая конференция по технологии «Сохраним планету или вторая жизнь старых вещей», посвященная Году экологии в России, 2017 год.
Основным результатом реализации методики считаю развитие универсальных учебных действий: личностных (побуждение к деятельности); регулятивных (целеполагание, планирование и прогнозирование своей работы); общеучебных и коммуникативных. Повышается мотивация учащихся по предмету (увеличивается количество желающих заниматься вне урока в объединениях дополнительного образования и межпредметных модуля, а также участвовать в предметных олимпиадах по технологии), углублению и расширению знаний по декоративно-прикладному творчеству (выбор изделий прикладного характера), развитию творческих способностей учащихся (многие изделия являются креативными и современными, не смотря на «народность»), к самореализации (призеры и победители творческих конкурсов) и, как следствие, происходит повышение самооценки учащихся.
Таким образом, работа по использованию методики проектирования на протяжении всех лет дала следующие результаты:
- успехи, достигнутые детьми, создают положительное к ним со стороны сверстников отношение и повышают мотивацию к учению;
- уровень проектных работ, представленных на конкурсы и олимпиады различного уровня, с каждым годом повышается;
- появляется возможность на уроках и внеурочных занятиях углублять и закреплять знания, полученные по другим предметам;
- воспитывается общая информационная культура школьника, умение работать в команде, что соответствует формированию метапредметных компетенций.
- Участники внедрения практики
Данная практика внедрялась с 2013 по 2020 год. Сначала учителем технологии МБОУ «Лицей №11» Побединской Н.Р., затем после презентации методической разработки на районном семинаре учителей технологии, остальными учителями технологии, членами РМО Россошанского района. Контингент учащихся, участвующих в проектной деятельности – 5-8 классы. Затем добавились учащиеся района 9-11 классов после открытия на базе МБОУ «Лицей №11» Центра одаренных детей для подготовки учащихся к муниципальному и региональному этапам ВСОШ.
- Краткое описание модели реализации практики
Принципиальные подходы, избранные при разработке и внедрении практики:
Поскольку раздел «Проект» входит в Программу по «Технологии», то каждый учитель этой дисциплины должен знать методику проектной деятельности учащихся. Следовательно, данная методическая разработка является актуальной на сегодняшний день и в условиях реализации ФГОС ООО создает условия для обеспечения учителей района знаниями, методическим и диагностическим материалом в формировании универсальных учебных действий учащихся.
Цель: создать условия для методического сопровождения педагогов района по формированию базовых компетентностей по проектированию на уроках технологии.
Задачи:
1. Расширить методическое пространство, позволяющее педагогам повышать профессиональное мастерство, за счёт трансляции опыта на районных семинарах, педагогических конференциях, фестивалях проектов.
- Расширить рамки совместной деятельности педагогов через сайт РМО учителей технологии.
- Создать условия для повышения творческого потенциала учителей, их самореализации и специализации для внедрения в практику методики проектирования.
- Разработать методику преподавания раздела «Исследовательская и проектная деятельность учащихся» в школьном курсе «Технология».
- Разработать конспекты уроков по разделу «Исследовательская и проектная деятельность учащихся».
- Разработать примерные рекомендации по оцениванию творческих проектов.
Формы реализации: семинар, мастер-класс, фестиваль педагогических идей, конференции, консультации, круглые столы, фестиваль проектов, конкурсы методических разработок по проектированию.
Результаты реализации: апробированная модель формирования профессиональных компетенций педагогов по заявленной проблеме через проведение методических мероприятий среди учителей.
Теоретическая значимость практики заключается в определении гностической сущности методики руководства проектной деятельностью, которая может быть использован в процессе обучения учащихся и конкретизации развития творческих способностей учащихся.
Практическая значимость: разработанная методика руководства проектной деятельностью может быть использована в работе учителей, студентов – практикантов, а так же руководителями кружков дополнительного образования и самообразования родителей.
- Действия по реализации практики
Перечень мероприятий, которые были предприняты для того, чтобы реализовать практику, последовательность действий педагогических работников и других участников внедрения успешной практики:
Уровень | Форма и тематика мероприятия по представлению методической разработки | |||||||
2013-2014 | 2015-2016 | 2017-2018 | 2019-2020 | |||||
Образовательная организация | Выступление на педсовете по теме: "Проектное бучение как условие творческой самореализации учащихся». | Выступление на совещании по теме: «Развитие познавательной активности школьников в проектной деятельности». | Выступление на методическом совете по теме: «Основные требования к выполнению творческого проекта». | Выступление на заседании рабочей группы по ФГОС по теме: «Требования ФГОС к учебно-исследовательской и проектной деятельности». | ||||
Подготовка к предметным олимпиадам: тестирование, моделирование, разработка творческих проектов в «Студии художественной выставки» на базе МКОУ лицей №11 | ||||||||
Ежегодное выступление с анализом работы по реализации методической разработки на заседании методического совета МКОУ лицей №11 | ||||||||
Муниципальный | Мастер-класс «Творческий проект: Цветы из «холодного фарфора» на семинаре по теме: «Развитие одаренности ребенка в ходе проектной деятельности - важный шаг на пути к успеху». | Выступление на семинаре по теме: «Развитие творческого потенциала, предприимчивости, познавательной активности на основе инновацион-ных форм и методов обучения на уроках технологии (метод проектов). | Семинар заместителей директоров школ района по обмену опытом региональных инновационных площадок, в целях выявления и популяризации актуального педагогического опыта работников системы образования Россошанского муниципального района. Выступление с презентацией опыта по теме: «Технология проектирования». | Презентация опыта работы по теме: «Методика организации образовательного путешествия как одна из форм реализации творческого проекта» на семинаре «Технология образовательного путешествия как эффективное средство активизации внеурочной деятельности учащихся в соответствии с концепцией ФГОС нового поколения». | ||||
Подготовка к предметным олимпиадам: тестирование, моделирование, разработка творческих проектов в муниципальном «Центре одаренных детей» на базе МКОУ лицей №11 | ||||||||
Ежегодное выступление с анализом работы по реализации методической разработки на заседании РМО учителей технологии Россошанского района | ||||||||
Региональный | Семинар директоров школ области по обмену опытом региональных инновационных площадок, в целях выявления и популяризации актуального педагогического опыта работников системы образования Россошанского муниципального района. Выступление с презентацией опыта по теме: «Технология проектирования». |
Название публикаций, отражающих описание практики
Название публикации | Выходные данные |
Публикация методической разработки «Методика проектирования» на сайте Социальная сеть работников образования | http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2012/09/27/metodika-proektirovaniya |
Публикация методической разработки «Методика проектирования» на сайте Педпортал |
- Ресурсы, необходимые для внедрения практики:
- Человеческие ресурсы: преподаватели, учащиеся.
- Информационные ресурсы: сайт РМО учителей технологии, сайт ОУ для трансляции проектов, мессенжеры и социальные сети для коммуникации и обмена опытом в исследовательской и проектной деятельности.
- Материально-технические ресурсы: оборудованный кабинет для занятий проектной деятельностью, проведения мастер-классов, тренингов с набором мультимедийного оборудования и ноутбуками, актовый зал для проведения предметных олимпиад, фестивалей проектов и ученических конференций.
- Научно-методические ресурсы: методические разработки лучших практик в области проектирования.
- Финансовые ресурсы: на расходные материалы, инструменты и оборудование.
9. Перспективы развития практики:
Расширение методического пространства, позволяющего педагогам повышать профессиональное мастерство, за счёт трансляции опыта лучших практик на районных и региональных семинарах, педагогических конференциях, фестивалях проектов.
Расширение рамок совместной деятельности педагогов образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и кванториума.
Совместная разработка методики преподавания раздела «Исследовательская и проектная деятельность учащихся» в школьном курсе «Технология» и в дополнительном образовании детей.
Разработка технологических карт уроков по разделу «Исследовательская и проектная деятельность учащихся».
Разработка примерных рекомендаций, критериев по оцениванию итоговых проектов в 9-11 классах.
Увеличение процента исследовательских проектов, организация с этой целью во время школьных каникул исследовательских экскурсий, образовательных путешествий.
Организация лицейского клуба социологических исследований родного края.