Главные вкладки
Субач Светлана Станиславовна
Блоки Дьенеша, как средство логико – математического развития ребёнка
Воспитатель: С.С. Субач
Здравствуйте, уважаемые родители!
Я думаю, что Вы не равнодушные, а наоборот, заинтересованные в развитии своих детей, подготовке их к будущей взрослой жизни, родители.
Для современного человека, его успешности очень важно умение логически мыслить, обладать аналитическими качествами.
Что же такое логическое мышление?
Слово «логика» происходит от древнегреческого «логос» — «мысль», «разум».
Наука логика изучает формы, законы и методы познавательной деятельности человека. Упрощённо можно сказать, что это наука об умении правильно мыслить.
Формирование мыслительных процессов дошкольника — одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения и Вас, как родителей, т.к. Вы являетесь не сторонними наблюдателями, а полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.
От овладения процессами мышления, умения усваивать, обрабатывать и применять полученную информацию зависит не только успешное обучение в школе, но и взрослая жизнь человека.
Способность мыслить логически, то есть рационально, находя верные решения, помогает и в профессиональной деятельности, и в отношениях с окружающими, и в быту.
Доказано, что развитие логического мышления нужно начинать с самого раннего возраста.
Исходя из опыта своей работы, я могу сказать, что блоки Дьенеша, как нельзя лучше подходят для развития логического мышления детей.
Золтан Дьенеш – всемирно известный венгерский профессор, математик, специалист по психологии - ФОТО
Логический материал представляет собой 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:
1.Формой: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные
2.Цветом: синие, красные, жёлтые
3.Размером: большие, маленькие
4.Толщиной: толстые, тонкие - СХЕМА
Младшая группа:
- В начале идёт знакомство с блоками, где детям даётся возможность самостоятельной игры с блоками.
Затем детям предлагаются простые игры:
- «Магазин» в разных вариантах
Каждому ребёнку раздаётся цветной картон (синий, красный, жёлтый) и предлагается развести фигуры по цвету, затем бесцветный картон, различный по форме, далее дети развозят фигуры в соответствии с формой.
На данном этапе идёт закрепление с детьми цвета, умения разделять фигуры по цвету, по форме.
- «Дорожка для Пяточка и Вини» (карточки)
В этой игре идёт развитие умения чередовать фигуры по цвету, далее её можно усложнить, т.е. чередовать фигуры по цвету и форме.
-«Рассели фигуры в домик» - в этой игре идёт развитие умения обрабатывать данные и выбирать фигуру по двум признакам: каким? ФОРМА и ЦВЕТ
Далее игра усложняется: добавляются фигуры (показ домика для четырёх фигур)
Средний возраст:
- «Второй ряд»
Выложить в ряд 5-6 любых фигур.
Задание: построить под ним второй ряд, но так, чтобы:
-под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера);
-такой же формы, но другого цвета (размера);
-другая по цвету и размеру;
-не такая по форме, размеру и цвету.
В этой игре ребёнок учится сопоставлять три признака: ЦВЕТ, ФОРМУ и РАЗМЕР,
И также вводится понятие – не такая по форме
- «Выкладывание по картинке» (экскаватор и др.)
Вначале дети называют фигуры, из которых состоит предмет, определяют их характеристику и порядок расположения. Затем приступают к работе.
Дальше, можно предложить: заменить фигуры по цвету.
Кроме закрепления свойств, ребёнок принимает самостоятельные решения, развивается глазомер
Старший дошкольный возраст:
- «Игра с одним обручем»
На полу лежит обруч. У каждого ребёнка в руке один блок. Дети по очереди располагают блоки в соответствии с заданием ведущего:
- внутри обруча – все красные блоки, а вне обруча – все остальные
ВОПРОСЫ:
- Какие блоки лежат внутри обруча? (Красные)
- Какие блоки оказались вне обруча? (Не красные)
Верен именно такой ответ, важно лишь то, что внутри обруча лежат все красные блоки и никаких других там нет, а свойство блоков вне обруча определяется через свойство тех, которые лежат внутри.
При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри, вне, а потом друг у друга определяют одним свойством фигуры вне обруча.
Теперь уже вводится понятие «Блоки» и детей учат для определения свойства применять отрицание, т.е. частицу «Не».
- «Игра с двумя обручами»
На полу два разноцветных обруча (синий и красный), обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть.
Затем располагают блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча - красные блоки.
На первых порах вызывает затруднение проблема, куда положить красные и круглые блоки.
Их место в общей части двух обручей.
Вопросы:
- Какие блоки лежат внутри обоих обручей?
- Внутри синего, но вне красного обруча?
- Внутри красного, но вне синего?
- Вне обоих обручей?
Следует подчеркнуть, что блоки здесь закрепляют называть с помощью двух свойств – формы и цвета и выделять блоки, которые подходят под две характеристики, в отдельную группу.
- Затем предлагаются новые игры и упражнения с блоками, где их свойства, изображены на карточках.
ПОКАЗ СХЕМЫ
- цвет: пятном (красный, жёлтый, синий);
- величину: силуэтом дома (большой, маленький);
- форму: геометрическими фигурами (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
- толщину: условным изображением человеческой фигуры (толстый, тонкий).
Карточки рассматриваются детьми, уточняется, какие свойства обозначены на них.
Рассматриваются и сами блоки, пользуясь карточками, называется имя каждого блока.
В словаре детей появляются такие определения, как:
«…это красный, большой, толстый блок. На карточке обозначен красный цвет, значит сюда можно положить красные блоки».
- Каждому ребёнку даётся карточка – схема, затем дети меняются карточками.
Дальше задание может усложняться (показ схемы)
В таких играх блок характеризуется уже четырьмя свойствами, т.е. происходит усложнение и ребёнку уже нужно проанализировать блок с четырёх сторон.
Таким образом, вы на практике убедились, что Блоки Дьенеша являются очень красочным, доступным и незаменимым материалом для развития логического мышления детей, игры с которыми очень увлекательны и доступны.