Учительская
-
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr.mir_4_kl.docx | 21.87 КБ |
matem.4_kl.docx | 1.54 МБ |
rya_4_kl.doc | 78.5 КБ |
rya._4kl.pdf | 484.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по окружающему миру 4 класс
Тема: Наш край
Цели:
- Познакомить с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края, раскрыть их значения в природе и жизни человека.
- Развивать мышление, речь.
- Воспитывать любовь к родному краю.
Формируемые УУД:
Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника.
Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;
Личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Оборудование: клип – караоке «Наш край» (сл. А. Пришельца, муз. Д. Кабалевского), политико – административная карта России и Республики Бурятия, толковый словарь В.И. Даля или С.И. Ожегова.
Ход урока
I Организационный момент
II Актуализация опорных знаний
- Определите, о какой природной зоне идет речь.
- Природа этой зоны очень сурова. Там зимой полярная ночь, летом полярный день. Почва почти совсем не образуется, суша промерзает на много метров в глубину. (Арктическая зона)
- Растения все низкорослые, нет больших деревьев. Низкая температура воздуха, сильные ветры – все это препятствует росту больших деревьев. (Тундра)
- Здесь четко выражены 4 сезона: холодная зима, теплая весна, засушливое лето, сухая осень. Зима малоснежная. Лето жаркое и сухое, с горячими сухими ветрами. Дожди выпадают редко, обычно ливневые. (Зона степей)
- Корни растений очень длинные и достают воду с большой глубины. Как правило, у всех листьев воскообразный покров. (Зона пустынь)
(показ иллюстраций)
III Самоопределение к деятельности
(Звучит аудиозапись песни «Наш край»)
- Как вы думаете, почему сегодня наш урок начался так необычно, почему прозвучала эта песня? (потому что говорить сегодня мы будем о нашем крае)
- Совершенно верно. Мы начинаем изучение нового раздела – «Родной край – часть большой страны». Прочитаем, чему будем учиться, изучая этот раздел. (Ученики читают текст на с.135)
- Что вас особенно заинтересовало, а может быть, удивило?
(Высказывания детей)
О чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном милом крае,
Где мы все живем!
(Учитель открывает доску с названием темы урока «Наш край»)
- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (познакомить с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края, раскрыть их значения в природе и жизни человека).
- Что мы будем делать для достижения этой цели? (изучим информацию по данной теме)
- Что бы вы хотели бы узнать о родном крае?
На некоторые вопросы мы ответим сегодня, а на другие на следующих уроках.
IV Открытие нового знания
- Работа со словарем
Край – слово многозначное. Перед вами лежат словари Владимира Даля. Посмотрите все значения слова край в толковом словаре.
- Конечная линия, предельная часть чего-либо. Например: край одежды, на краю обрыва, налить стакан до краев.
- Страна, область. Например: теплые края, в наших краях (в нашей местности).
- В России: крупная административно - территориальная единица. Например: Приморский край.
- Какие определения для нас подходят? (2 и 3)
- Давайте попробуем подобрать синонимы к слову КРАЙ, которые бы относились к нашей теме. (страна, земля, сторона, место, область, местность и т.д.)
- Работа с картой
- Давайте познакомимся с картой России на с.136-137 учебника. Узнайте ее название на с.138 (Политико - административная)
- Внимательно посмотрите на эту карту и изучите словные обозначения. Что нам расскажет эта карта? (На ней показаны границы краев и областей. Границы выделены с помощью линии, состоящей из чередующихся точек и тире. Территория субъектов Российской Федерации закрашены определенным цветом, и указаны их названия. Можно увидеть их центры и столицы)
- Посмотрите, сколько республик, краев, автономных округов и областей в составе нашей страны. Найдите и назовите самые крупные республики, края, округа. (Якутия, Хабаровский край, Краснодарский край и т.д.)
- Где в основном находятся эти большие по территории края, республики, округа? (Они находятся на Западно-Сибирской равнине и Среднесибирском плоскогорье)
- А что вы можете сказать о Восточно – Европейской равнине? (на ней расположено очень много небольших по площади республик, областей)
Еще мы можем сказать, что Восточно – Европейская равнина густо населена. Посмотрите, как много здесь населенных пунктов, городов. Бывают очень маленькие субъекты, тогда на карте даже нет места, чтобы написать их название. В таком случае на карте ставится цифра, а внизу дается расшифровка, что обозначает эта цифра.
- Найдите на ваших картах территорию Республики Адыгия. Она обозначена цифрой 1. Назовите столицу этой республики. (Майкоп)
V Первичное закрепление
- Работа с картой своего края
- Найдите на карте территорию своего края, где мы живем.
(ученик при помощи учителя показывает на стенной карте, остальные находят у себя в учебнике)
- Какой город является главным на нашей территории? (УланУдэ)
(Называют и находят на карте)
- Это наш край, наша малая Родина. Где расположен наш край? (в средне – сибирском плоскогорье)
В какой природной зоне мы живем? (тайга)
- А сейчас познакомимся подробнее с картой нашего края. Что можно сказать о нашей территории, глядя на эту карту?
Перечислите города, реки, населенные пункты. Найдите город, в котором мы живем.
- Работа в группах
- Узнаем больше о свое родном крае. Для этого поработаем в группах: 1-я группа узнает и расскажет об истории образования города Улан-Удэ и о его географическом положении; 2-я группа – о растительном мире мире; 3-я группа – о животном мире; 4-я группа – о достопримечательностях Улан-Удэ.
(Ученики работают по дополнительной литературе, рассматривают гербарии, картинки своего города)
VI Физкультминутка
звучит музыка (Шум моря)
Давайте представим, что мы на берегу Байкала,
нам жарко и сейчас мы находимся на берегу нашего озера.
Посмотрите вокруг, как здесь красиво!
Представьте, что вы сидите на теплом прибрежном песочке,
Поиграйте с ним.
А сейчас расслабьтесь, закройте глаза.
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох.
Мы слышим шум озера, прибой волны
И шелест волн прибрежных.
Волна беседует со мной и говорит:
«Расслабься, успокойся, отдохни.
Почувствуй чистый воздух озера,
Тепло и свет ласкают тело.
Расслабься и послушай тишину.
Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох.
Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать.
Крепче кулачки сожмите,
Их повыше поднимите.
Потянитесь, улыбнитесь,
Глаза откройте, проснитесь.
VII Работа по новой теме
- Сообщение учащихся
- Узнаем, историю образования города Улан Удэ и его географическое положение. Для этого послушаем выступление 1 группы. (показ геральдики )
- А сейчас узнаем, какие растения есть в Бурятии.
- А сейчас послушаем рассказы, которые подготовили ребята 3 группы о животном мире Бурятии
- Что нужно делать. Чтобы сберечь в нашей Бурятии такую красивую природу?
- А что вы сможете сделать для этого? (не мусорить, не ломать деревья и т.д.)
- Какие достопримечательности есть в нашем Улан Удэ? Чем он знаменит? Об этом расскажет нам 4 группа.
- Итак. Ребята, посмотрите, сколько много материала мы с вами нашли. Весь этот материал мы с вами систематизируем, оформим и сошьем в книгу.
- Какие разделы в книге мы можем с вами написать? (история образования Улан Удэ, географическое положения , растительный мир, животный мир Бурятии, достопримечательности города Улан Удэ).
- А как можно назвать нашу книгу? (варианты ответов) «Посмотри как он хорош, край в котором ты живешь»
- Выполнение заданий в рабочей тетради
- Выполните самостоятельно задания 1, 2 на с.65
№2 Глядя на политико – административную карту России на стр.136-137, что мы можем написать о том, где мы живем? (мы проживаем в западно – сибирском плоскогорье, в природной зоне тайга. Мы проживаем в Бурятии. Главный город на нашей территории является город Улан Удэ)
- А теперь самостоятельно в задании №1 напишите, что значит родной край в твоей жизни. (2 человека зачитывают ответ)
- А сейчас мы проверим насколько хорошо вы слушали своих одноклассников. Для этого мы с вами поиграем в игру «Морской бой». У каждого из вас на столе лежат листочки в клеточку. На этом листочке есть чертеж, на котором есть буквы и цифры.
- Как вы думаете, что обозначают буквы? (варианты ответов)
- А цифры? (номер вопроса)
- Итак, я вам читаю вопрос с вариантами ответов. На своем чертеже вы находите номер вопроса и соответствующий вариант ответа. Ставите точку. И так далее. В конце опроса у вас должна получиться геометрическая фигура.
- Под предводительством кого был основан город Улан Удэ?
А Углов Федор Григорьевич
Б князь Голицын
В братья Лаптевы
Г Ивана Поршенникова
- Блюда из этого продукта обязательно включают в свой рацион космонавты, летчики, моряки и путешественники
А черника
Б арбузы
В грибы
Г огурец
- В какой природной зоне расположена Бурятия?
А тайга
Б зона пустынь
В тундра
Г зона степей
- Это животное называется жемчужиной сибирской тайги.
А соболь
Б заяц
В белка
Г медведь
- Этот памятник установлен в честь погибших в ходе Афганской войны.
А острожный камень
Б трактор
В маршалу Жукову
Г черный тюльпан
VIII Подведение итогов
- Какие карты вы знаете? (политико – административная, физическая карта России, карта природных зон России, карта полушарий)
- С какими новыми картами мы сегодня работали? (политико – административная карта России)
- Что можно узнать с помощью политико – административной карты России? (На ней показаны границы краев и областей. Границы выделены с помощью линии, состоящей из чередующихся точек и тире. Территория субъектов Российской Федерации закрашены определенным цветом, и указаны их названия. Можно увидеть их центры и столицы)
- Какие условные обозначения используют в этих картах? (Границы выделены с помощью линии, состоящей из чередующихся точек и тире. Цифрами на карте обозначены субъекты Российской Федерации)
- Достигли мы цель нашего урока?
IX Рефлексия
- Дополните предложение: «Теперь я знаю, что…»
- Где могут пригодиться новые знания?
- Что на уроке у вас хорошо получалось?
- Над чем еще надо поработать?
- Сейчас мы с вами составим букет из роз. При помощи роз, которые лежат у вас на партах, оцените свою деятельность на уроке. Зелёный – все понятно, синий – есть затруднения, красный – много непонятного
(Самооценка. Комментарий учителя)
Домашнее задание
- Прочитать текст на с.138 учебника
- Выполнить задания 4-6 на с.66 рабочей тетради.
- Найти стихи и песни о родном крае.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
4 КЛАСС.
СОСТАВ СЛОВА. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА (С.53-54)
Тип урока | Решение частных задач |
Педагогические задачи | Создать условия для ознакомления с понятием «однокоренные слова»; обобщить и систематизировать знания учащихся о частях слова (место в слове, способ нахождения, значение); совершенствовать умение выполнять разбор слова по составу; способствовать развитию навыков написания сложных слов, выделения в сложных словах соединительной гласной; содействовать воспитанию интереса к русскому языку. |
Планируемые предметные | Познакомятся с понятием «однокоренные слова»; научатся выполнять разбор слова по составу; подбирать однокоренные слова; писать сложные слова; выделять в сложных словах соединительную гласную («о», «е»); составлять схемы слов; подбирать слова по данным схемам |
Метапредметные УУД | Познавательные: анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; |
Личностные | Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; проявлять уважительное отношение к иному мнению. |
Оборудование | Электронное приложение к учебнику. Учебные таблицы. Индивидуальные карточки. |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | Формируемые способы учащегося |
1 | 2 | 3 | 4 |
I.Орг.момент II.Актуализация знаний. 1.Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь). 2.Инд.задание ФИЗ.МИН | Определяется готовность к уроку. Мы внимательные. Мы старательные. Мы отлично учимся. Всё у нас получится! Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.(с.52,упр.80) – Прочитать однокоренные слова по группам. – Объяснить подбор родственных слов. – Выделить корень. Задание: прочитай, найди и зачеркни лишнее слово. Выдели корень в однокоренных словах. 1.Вода, водный, водичка, водить. 2.Смелый, храбрый, смелость, смельчак. 3.Соринка, сор, сорвал, насорил. | Хоровое проговаривание организационного стихотворения. Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Выполняют задание. (1мин) Два ученика работают на закрытых досках; - рефлексия - взаимопроверка |
Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
3.Работа над словами с непроверяем. Написанием ИКТ (электронное приложение к учебнику) | Организует работу над словами с непроверяемым написанием. Костюм [каст*ум] – Запишите словарное слово в тетрадь. «Родственные слова – пояснение.» (2кл) – Подберите однокоренные слова: Костюм, костюмчик, костюмер, костюмерная. - Разберите слово по составу, которое соответствует схеме «Корень, суффикс, приставка» (3кл.) - Формулировка определений значимых частей слова. | 1.Выборка картинки костюма из вариантов одежды. 2.Заимствованное слово (французское), лексическое значение; 3.Составление словосочетаний (устно) -спортивный костюм, водолазный костюм, костюм пожарника, карнавальный костюм и т.д. 4. Просматривают материал электронного приложения; 5.Записывают родственные слова к слову костюм; 6.Фронтальный опрос правил о значимых частях слова. | |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока | После анализа страницы учебника предлагает сформулировать детям тему и цели урока. С.53 №81, №82 – Какие слова называются однокоренными? (Однокоренными словами называются близкие по смыслу слова с одинаковым корнем.) – Прочитайте тему урока. (на доске) – Сегодня на уроке будем учиться подбирать однокоренные слова, видеть и различать части слова, разбирать слова по составу. | Заранее подготовленные ученики инсценируют рассказ. Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока. Читают и объясняют правило в стихах. Слов на свете нам не счесть, В каждом слове корень есть. Чтобы грамотно писать, Надо корень выделять. Из корней слова растут, Родственными их зовут | Принимать и сохранять учебную цель находить общее и различия, делать выводы. |
IV. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Расскажите, что вы знаете о каждой части слова. Начнем с корня. Корень слова – значимая часть. Над словами родственными Держит власть. Выясни умело линию родства – Однокоренные подбери слова. Часть слова, которая изменяется, Окончанием называется. Остальную же часть слова Именуем мы основой. Перед корнем есть приставка, Слитно пишется она. А при помощи приставки Образуются слова. – Приставки – большие труженицы. Они образуют тысячи слов, хотя самих их всего около 50. За корнем суффикс Выбрал местечко, Не словом угодил, А лишь словечком. Река большая превратится в речку. Лес в лесника, А печь – всего лишь в печку. | Выводят языковые закономерности, лежащие в ос- нове изучаемого понятия или правила. 1.Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. (с.52) 2.Работа с учебной таблицей. | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию |
Демонстрация табл. с порядком разбора | Помни, при разборе слова Окончанье и основу Первым делом находи, После корня будет суффикс, А приставка – впереди. | Выполняют разбор слова по составу. | боте в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату |
Работа по учебнику (упражне- ние 82). | – Прочитайте стихотворение Л. Яхнина. Обсудите, все ли слова с частью -вод- являются однокоренными? (Нет, так как у слов разные значения.) – Выпишите сложные слова, выделите в них корни и подчеркните соединительную гласную букву «о». Объясните значение слов. – Выпишите слова, однокоренные слову «вода». Выделите в них корень. Или Читает загадки, отгадки дети разбирают по составу (мясорубка, пылесос, кофеварка). | Работают в парах. Выписывают сложные слова, выделяют в них корни и подчеркивают соединительную гласную букву «о». Объясняют значение слов. Выписывают слова, однокоренные слову «вода». Выделяют в них корень. Или Отгадывают загади: | |
1.Не боится пыль глотать, Носом – хоботом вдыхать, Хобот- носик как насос, Он зовётся… (Пылесос). 2.Ей набили мясом рот, И она его жуёт. Жуёт, жуёт и не глотает- Скорей в тарелку отправляет. (Мясорубка).
| 3.Я проснулся утром рано И налил Американо. На обед, читая прессу, Заказал себе эспрессо. (Кофеварка). |
VI. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению. VII. Итог урока. Рефлексия | Организует работу в рабочей тетради. Выделите корни в сложных словах, подчеркните соединительные гласные. Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Как вы думаете, для чего мы изучаем эту тему и где нам могут пригодиться полученные знания? – Что бы вы хотели повторить или узнать о составе слова? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. | Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями. Выполняют задание в рабочей тетради. Выделяют корни в сложных словах. Зная состав слова, можно объяснить, как оно образовалось. Знание состава слова помогает увидеть, в какой части слова орфограмма, в зависимости от этого слабые позиции я проверяю, запоминаю или выясняю их правописание по словарю. | седника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять самоконтроль учебной деятельности. |
Домашнее Задание | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии. С.54, упр. №84 | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. | |