Конспекты и технологические карты уроков химии
Методический материал для уроков химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока_Ацетиленовые углеводроды_10 класс | 26.19 КБ |
Конспект урока_Вывод молекулярной формулы вещества_10 класс | 64.23 КБ |
Технологическая карта урока_Типы химических реакций_9 класс | 41.71 КБ |
konspekt_uroka_zhiry_10_klass.docx | 44.96 КБ |
Материал для родителей | 42 КБ |
Материал для родителей | 11.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме «Ацетиленовые углеводороды».
10 класс
Цель урока: обобщить, систематизировать и совершенствовать знания учащихся по основным вопросам изученной теме;
Задачи урока:
1) закрепить знания учащихся о составе, строении и свойствах алкинов; умения решать расчетные задачи на установление химической формулы углеводородов по массовым долям химических элементов и продуктам сгорания; умения осуществлять генетические превращения;
2) совершенствовать умения учащихся анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязь между строением и свойствами
3)пробудить интерес к дальнейшему изучению химии органических соединений, создавая психологически благоприятные ситуации для каждого ученика.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Средства обучения: компьютер; мультимедийный проектор; CD диск с презентацией, опытами, видеофрагментами 1, 2, 3; таблица “Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева”; опорный конспект “Ацетиленовые углеводороды”; пакет индивидуальных дифференцированных заданий;
Ход урока
"Учиться и, когда придет время,
прикладывать усвоенное к делу –
разве это не прекрасно!"
(Конфуций)
- Организационный момент.
Вводное слово учителя: сообщение темы, цели и задач урока, обеспечение мотивации деятельности учащихся на уроке.
Здравствуйте. Садитесь. Данный урок мне хотелось бы начать со стихотворения, который написал великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов, человек поистине энциклопедических знаний. Он сделал немало открытий не только в таких науках, как химия, физика, астрономия, но и с большим успехом работал в области литературы, риторики и других. Ломоносов писал о химии:
В земное недро ты, Химия,
Проникни взора остротой,
И что содержит в нем Россия,
Драги сокровища открой.
Поистине сокровищами являются те знания, которые получает, накапливает каждый человек в течение всей своей жизни. Какие же знания мы получили на последних уроках? Какую тему мы изучили? Какую цель мы можем поставить на сегодняшнем уроке?
Я вам помогу «Обобщение – это, вероятно, самый легкий и самый очевидный путь расширения знаний», - сказал один из великих людей.
Обобщить это «О», а рядом стоят еще 2 буквы «П» и «С», что они могу обозначать
Итак, сформулируем цель нашего урока «повторить, обобщить и систематизировать эти знания в ходе нашего урока». Девизом урока являются слова философа Конфуция: «Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу – разве это не прекрасно».
II Актуализация знаний и повторения основных понятий и определений.
- Фронтальный опрос (Работа с классом).
- Вещество отвечает общей формуле ряда CnН2n-2.
- Тип гибридизации алкинов?
- Валентный угол ?
- Длина связи ?
- форма молекулы ?
- Гомологи – это?
- Изомеры – это?
- Правило Марковникова –это?.
- Правило Зайцева – это?.
- Рекация Кучерова – это?
- Дифференцированная работа по тестам (вариант 1 -14432,октин; вариант 2-41121,пропан). Взаимопроверка (4- «3»; 5-«4»; 6-«5»).
- Решение расчётных задач – работа с сильными детьми (20 параграф, №4,стр. 122).
III Закрепление материала.
- Групповая работа
- Демонстрация домашней творческой работы учащимися - модели молекулы этана, этена, этина.
- «Сравнительная характеристика» - составление таблицы и обсуждение результатов, выступление групп.
3. Отвечают на вопросы ( проблемные).
А) Какие из этих углеводородов вступают в химические реакции активнее?
Выслушивает мнения учащихся, повторяет их, направляет учеников на правильный ответ. Предлагает учащимся вспомнить, с какой скоростью протекают реакции у алкенов, сравнить ее со скоростью реакции для алкинов. Демонстрирует опыт по получению ацетилена и обесцвечиванию раствора перманганата калия(см. приложение). Задает вопросы по ходу эксперимента по поводу того, что наблюдается. Учащиеся записывают ответ у доски.
Б) Можно ли с помощью бромной воды отличить алкены от алкинов?
Выслушивает мнения учащихся, повторяет их, направляет учеников на правильный ответ. Демонстрирует опыт по обесцвечиванию бромной воды и горению ацетилена (см. приложение). Предлагает учащимся отметить результаты опытов (изменение окраски раствора, цвет пламени). Записывает уравнения реакций на доске. Предлагает учащимся самостоятельно расставить коэффициенты в уравнении реакции окисления ацетилена перманганатом калия. Проверяет правильность расстановки коэффициентов.
Сравнивают свойства на основе строения, отвечают на вопросы, выдвигая свои гипотезы. Отстаивают свои ответы, приходят к правильному ответу. Наблюдают за ходом эксперимента, отвечают на вопросы учителя. Сравнивают скорости химических реакций алкенов и алканов, делают вывод о том, что алкены активнее вступают в химические реакции, чем алкены, а также о том, что с помощью бромной воды нельзя отличить друг от друга алкены и алкины. Записывают выводы и уравнения реакций в тетради, расставляют коэффициенты, корректируют их, исправляют.
В) У каждого на парте приготовлены 8 химических уравнений реакции.
Внимательно их рассмотрите:
Среди реакций выберите реакцию Вюрца.
2CH3I + 2Na → СH3–CH3 + 2NaI
Выберите реакцию, которая протекает по правилу Марковникова.
CH2=CH–CH3 + HBr → CH3–CHBr–CH3
Найдите реакцию гидратации.
CH2=CH2 + H2O → CH3CH2OH
Выберите реакцию С.В. Лебедева.
2СН3–СН2ОН → СН2=СН–СН=СН2 + 2Н2О + Н2
Найдите реакцию Кучерова.
СН≡СН + Н2О → СН3СНO
Физминутка
- Игровой момент « Отгадай».
В этом задании пойдет речь об ученом, который работал в области органической химии. Я буду давать вам подсказки, а вы должны отгадать, о каком ученом идет речь.
а) Уже в 9 лет получил прозвище «Великий химик».
б) Учился у крупнейших ученых Зинина и Клауса.
в) Увлекался биологией, написал диссертацию «Дневные бабочки Волго-Уральской фауны».
г) В 1849 году окончил университет и был удостоен степени кандидата
д) В 23 года читал лекции в казанском университете, а в 25 лет написал 3-ю диссертацию по химии.
е) Создал теорию строения органических веществ. (А.М.Бутлеров)
Ребята вас не удивляет, что Бутлерова уже в 9 лет называли «великим химиком» ?
- Я уверена, что вы будете подниматься все выше к вершинам знаний, с целью успешной сдачи ЕГЭ. Предлагаю работу по сборнику КИМа – ХИМИЯ -2015. Задания самостоятельной работы носит дифференцированный характер. На доске разбор задания
С3.
∆ № 47-51,стр. 86 (А);
□ № 52-56 , стр. 86-87(В);
⌂ № 141, стр.103 (С3).
47-4; 48-1; 49-1; 50-4;51-4; 52-246; 53-156; 54-245; 55-245; 56-135.
- Написать уравнения химических реакций, соответствующие схеме:
∆ С2Н4 → С2Н6 → СО2
□ СН3 - СН3 → СН3 - СН2СI → СН2 = СН2 → СН3 - СН2ОН
О
//
⌂ СаСО3 → СаC2 → С2Н2 → СН3 – С
\
Н
В предложенном задании вы теоретически получали ацетилен. Получите на практике. Лабораторная работа. Демонстрация видеофрагмента. Какое название носит данная реакция? Почему получение ацетилена имеет практическое значение? Это мы узнаем и сообщения учащегося. «Применение ацетиленовых углеводородов» (Селиванова Ю.)
Демонстрация творческих работ по данной теме.
IV Домашнее задание –повторить параграфы 16-20.
Дифференцированные задания 20 параграфа:
∆ Составить изомеры пентина и назвать.
□ № 3, стр. 122.
⌂ № 6, стр. 123.
V Подведение итогов. Рефлексия.
А сейчас я хотела, что бы вы сами оценили уровень своих знаний после этого урока.
Поставьте знак рядом с тем высказыванием, которое вы считаете более верным для себя.
- После урока стала знать больше, но все – таки не достаточно…
- Тему знаю в основном, считаю этих знаний достаточно для дальнейшего изучения предмета …
- Углубил знания по теме, могу применить их на практике …
- Тему знаю отлично, могу выступить с сообщением перед другими ребятами …
Спасибо за работу. Выставление отметок.
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия в очно-заочной школе «Созвездие»
10 -11 класс
Тема: «Вывод формул на основе знаний о принадлежности вещества к определенному гомологическому ряду»
Задачи:
1. образовательная: расширить, углубить и систематизировать знания учащихся по решению расчетных задач следующих типов:
- выведение формулы веществ на основании его плотности по водороду или воздуха и массовой доли элементов.
- выведение формулы вещества на основании его плотности по водороду или воздуху, а также по массе и объёму, количества продуктов его сгорания.
- закрепить умения пользоваться алгоритмами;
2. воспитательная: воспитывать добросовестное отношение к учёбе, любовь к предмету, взаимопомощь и доброжелательное отношение друг к другу, ответственность за выполненную работу;
3. развивающая: развитие навыков и умения в решении расчетных задач, вычисление масс веществ, вычисление по уравнениям реакций, вычисление массовой доли выхода продукта реакции и массовой доли примеси, выведение молекулярной формулы вещества.
Тип урока: Урок закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков.
Методы обучения:
1. Словесный.
2. Наглядный.
3. Работа по карточкам.
Материально – техническое оснащение урока:
1. Алгоритмы решения расчетных задач различных типов.
2. Набор карточек с различными типами задач.
3.Интерактивная доска
Ход урока.
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя:
- Добрый день, уважаемые гости! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов!
Двадцать первый век стал веком полимеров.
От слез гевеи, давшей каучук,
Пошли молекулы невиданных размеров,
Благодаря древнейшей из наук.
Да, это химия. Ее заслуга в этом,
Что сегодня украшает быт
Игрушки из пластмассы и посуда,
Тефлон и оргстекло,
Одежда и обувь, мебель… посмотри
Нас полимеров окружает рать!
И в технике они и медицине
Незаменимыми сумели стать.
Шуршат в пути автомобилей шины,
Искусственное сердце бьется в такт,
Волокна, смолы и резины
На службе человечества стоят.
Фронтальная беседа.
- Что такое массовая доля элемента? (Это отношение относительной атомной массы элемента, умноженной на число его атомов в молекуле, к относит. молекулярной массе вещества.)
- Как определить массовую долю элемента? (разделить атомную массу на молярную и умножить на 100%)
- Как определить количество вещества? (отношение массы вещества к молекулярной массе или отношение объема вещества к молярному объему)
- Что такое относительная молекулярная масса? (Относительная молекулярная масса Mr – число, показывающее во сколько раз реальная масса молекулы, выраженная в граммах, больше массы 1/12 части атома элемента углерода, выраженной тоже в граммах.)
- Как определить относительную молекулярную массу углеводорода, зная относительную плотность по водороду или воздуху? (Mr (вещества) = D(H2) • Mr (H2) или Mr (вещества) = D(возд) • Mr (возд))
- Некоторые теоретические знания мы с вами вспомнили, теперь давайте посмотрим Учитель химии: Вы прекрасно справились с заданием. А теперь скажите, пожалуйста, как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь, какова тема урока? (Вывод формул на основе знаний о принадлежности вещества к определенному гомологическому ряду).
Если мы сегодня будем заниматься решением задач, то какова цель занятия, чему мы с вами должны сегодня научиться? (цель: закрепить умения решать задачи на выведение формулы веществ на основании его плотности по водороду или воздуха и массовой доли элементов).
Повторение алгоритмов решения задач
1. Тип задач: « Выведение молекулярной формулы вещества на основании его плотности по водороду или воздуху и массовой доли элементов». При решении данного типа задач необходимо помнить, что молекулярная масса вещества выводится из плотности вещества по другому веществу и равна произведению относительной плотности на относительную молекулярную массу газа, по которому берется относительная плотность, в данном случае по водороду. Далее находится массы соответствующих элементов исходя из формулы.
2. Тип задач: «Выведение формулы вещества на основании его относительной плотности по водороду или воздуху, а так же по массе, объёму или количеству вещества продуктов его сгорания». Первоначально в данном типе задач находят относительную молекулярную массу вещества. Затем исходя из относительной молекулярной массы углекислого газа и того, что в состав молекулы СО2 входит один атом углерода, находят массу элемента углерода в веществе. После этого, исходя из относительной молекулярной массы воды и того, что в состав молекулы Н2О входят два атома водорода в веществе находят массу элемента водорода в веществе. Далее на основании суммы масс элементов углерода определяют, присутствует ли в данном веществе элемент кислорода и если присутствует, то определяют его массу. И только после произведенных расчетов находят индекс атомов, углерода, водорода и кислорода. И в конце обязательно делают проверку, чтобы доказать верность формулы вещества.
II. Решение задачи у доски
Определите простейшую формулу кислоты, совпадающую с молекулярной, которая имеет сладкий вкус. Эта кислота широко используется в медицине при лечении ревматизма и как жаропонижающее средство. Свое название получила от латинского названия ивы-Salix и содержит 34,8% кислорода, 60,9% углерода и 4,3% водорода. Производное этой кислоты известно под названием аспирин. Ответ: С7Н6О3-салициловая кислота.
III. Работа по группам
Группа 1.
- Один из многоатомных спиртов используется для приготовления антифризов – жидкостей, замерзающих при низкой температуре. Антифризы используются в зимнее время для охлаждения двигателей автомобилей. Определите молекулярную формулу многоатомного спирта по следующим данным: ω(С)=38,7%, ω(Н)=9,7%, ω(О)=51,6%, а DH2 его паров =31. Ответ: этиленгликоль
- 10л. смеси алкена с избытком водорода (н.у.) пропустили над катализатором. Объём смеси уменьшился до 7,2л.. При пропускании той же смеси через избыток бромной воды масса склянки увеличилась на 5,25г. Определите состав смеси.
СnH2n + Н2 = СnH2n+2 СnH2n + Br2 = СnH2nBr2
- т.к. Н2 в избытке => весь алкен прореагировал.
Т.к. γ (СnH2n) = γ (Н2) => V (СnH2n) = V(Н2)
Объём уменьшился за счёт удаления водорода
- V (СnH2n) = V (Н2) = 10 – 7,2 = 2,8л.
- Т.к. бром в избытке => весь алкен прореагировал, склянка увеличилась за счёт алкена
- m 1 моль =?
; х=42; СnH2n = 42; 14n=42; n=3;=> C3H6
5)φ%(СnH2n) =?
φ%(СnH2n) = 100; φ(Н2) = 100-28=72%;
Группа 2.
- Некоторая карбоновая кислота, используемая в пищевой промышленности, и имеющая код Е280, содержит 49% углерода 8% водорода 43% кислорода. Относительная плотность ее паров по кислороду 2,3125. Определите молекулярную формулу кислоты. Ответ: С2Н5СООН
- Смесь 3-х мл. газообразного углеводорода и 10мл. О2 взорвали. После приведения условий к первоначальным и конденсации паров воды объём смеси газов составил 8,5 мл. После пропускания полученной смеси через избыток щёлочи объём её уменьшился до 2,5мл., оставшийся газ поддерживает горение. Определите формулу взорванного углеводорода.
3мл. 10мл.
СхHу + О2 = СО2 + Н2О; СО2 + 2NaOH = Na2CO3 + Н2О;
1)Рассчитаем объём О2 вступившего в реакцию; т. к 25мл. осталось =>
10-2,5=7,5; γ(О2) = =0,335ммоль
2)Т.к. из 8,5мл. 2,5 осталось => V(СО2)=8,5-2,5=6мл; γ(СО2)= =0,268ммоль
3) γ (СхHу) =?
γ(СхHу) ==0,134ммоль; γ (СхHу): γ(О2): γ(СО2) = 0,134:0,335:0268=1:2,5:2=2:5:4;
2СхHу + 5О2 = 4СО2 + 2Н2О; γ(С): γ(Н) = 4:4, но т.к. СхHу 2 моль =>С2Н2
Группа 3.
1. «Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором» (А.П. Чехов «Хирургия», 1884 г). Определите простейшую формулу карболки, дезинфицирующие свойства которой были обнаружены в 1865 г шотландским хирургом Д. Листером, если при сгорании 47 мг вещества, в избытке кислорода, образовалось 132 мг СО2 и 27 мг воды. Ответ: С6Н5ОН
2. Установите формулу циклоалкана, который в смеси с кислородом в концентрации 15-18% применяют для наркоза, (его используют при операции больных с заболеваниями легких, печени и диабетом), если его плотность равна 1,875г/л, (н.у.) а массовая доля углерода составляет 0,857. Ответ: С3Н8 4
Рубрика «Вопрос-ответ»
1. Автор цитаты: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие…»
(М.В. Ломоносов)
2. Эта соль содержится в воде морей и океанов, является пищевым продуктом, консервирующим средством. Добывается из природных залежей и рапы соленых озер. В быту называется поваренной солью.
(Хлорид натрия)
3. Процесс, сопровождающийся отдачей электронов.
(Окисление)
4. Разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющие одинаковый заряд ядра, но разные массовые числа.
(Изотопы)
5. Положительно заряженный ион.
(Катион)
6. Общее название солей азотной кислоты.
(Нитраты)
7. Вещества, изменяющие свою окраску в зависимости от реакции среды.
(Индикаторы)
8. Вещества, водные растворы которых проводят электрический ток.
(Электролиты)
9. Создатель теории строения химических соединений.
(А.М. Бутлеров)
10. Реакции, идущие с изменением степеней окисления элементов.
(ОВР)
11. Основное сырье при производстве серной кислоты
(Колчедан)
12. Свойство атомов химических элементов образовывать несколько простых веществ называется…
(Аллотропия)
13. Общее название элементов седьмой группы главной подгруппы.
(Галогены)
14. Растворимые в воде основания.
(Щелочи)
15. Явление, при котором соединения в зависимости от условий могут проявлять как основные, так и кислотные свойства.
(Амфотерность)
16. Вещества, ускоряющие химические процессы.
(Катализатор)
Выступление групп - разбор задач .
Игровая пауза
Учитель или заранее подготовленный ученик демонстрирует опыт «Дым без огня»
В одном цилиндре капли концентрированной соляной кислоты, в другом раствор аммиака. Если цилиндр с кислотой перевернуть вверх дном и поставить на крышку цилиндра с аммиаком, то появится белый дым.
IV. Подготовка к олимпиаде – разбор олимпиадной задачи
Задача 9-4
Газ Х находит широкое применение в медицине, в том числе в качестве компонента смеси для анестезии. Газ Y применяется в медицине как наркоз. Оба газа образуют взрывчатые смеси с водородом (реакции 1а и 1б). Тлеющая лучинка вспыхивает при внесении в них. Отличить X от Y можно смешением равных объёмов анализируемых газов с оксидом азота (II). Смесь газа X с оксидом азота (II) окрашивается в оранжево-красный (бурый) цвет (реакция 2). Для медицинской практики важна чистота препарата. Для установления отсутствия примеси Aгаз X пропускают через водный раствор нитрата диамминсеребра. В случае наличия примеси A раствор чернеет (реакция 3). Про вещество A известно, что оно не имеет запаха и легче X. Для проверки наличия примеси B газ X пропускают через насыщенный раствор гидроксида бария (реакция 4). Смесь газов B и Х не имеет запаха. Для количественного определения содержания X газ медленно пропускают через раствор, содержащий хлорид аммония и аммиак, туда же помещают взвешенный кусочек медной проволоки. В результате образуется ярко-синий раствор (реакция 5).
Вопросы.
- Определите X и Y;ответ обоснуйте. Назовите эти вещества. Изобразите формулы, передающие их строение.
- Какие примеси A и B должны отсутствовать в медицинском препарате? Назовите эти вещества. Охарактеризуйте окислительно-восстановительные свойства A. Напишите уравнения упомянутых в тексте реакций 1–5.
- Напишите уравнения реакций X с белым фосфором и PtF6 (реакции 6, 7). Напишите уравнение реакции Y с белым фосфором и перманганатом калия в кислой среде (реакции 8, 9).
- Напишите по одному способу получения препаратов X и Y. Какие примеси могут содержать препараты, полученные предложенным Вами способом?
Решение:
1. Условиям задания соответствуют кислород (O2) и оксид азота (I) (N2O). Реакция X с NO позволяет заключить, что газ Х – кислород. Для наркоза и анестезии используют N2O (Y) (или смесь кислорода с циклопропаном). Таким образом
X–O2 – кислород, дикислород
Y – N2O – веселящий газ, гемиоксид азота, оксид диазота, оксид азота (I), закись азота.
По методу валентных связей молекулу кислорода можно представить как O=O. Для молекулы N2Oможно представить следующие формы записи
, , , .
Любая вышеприведённая форма записи может считаться правильной, кроме, поскольку азот не может образовывать более четырёх ковалентных связей. Формула N–O–N также не подходит, поскольку в молекуле остаётся четыре неспаренных электрона.
2. Почернение раствора [Ag(NH3)2]NO3 говорит о том, что вещество A или образует с ионами серебра осадки (коллоидные) чёрного цвета, или восстанавливает ионы серебра до металла. Осадок чёрного цвета с ионами серебра даёт сульфид-ион, но сероводород не подходит по описанию (запах, тяжелее кислорода). Значит, вещество А – это восстановитель. Типичным восстановителем является оксид углерода (II) – CO. Относительно вещества B ясно, что это оксид углерода (IV) – CO2, который вызывает помутнение баритовой воды, и не имеет запаха.
Уравнения реакций
O2 + 2H2= 2H2O (реакция 1а)
N2O + H2 = N2 + H2O (реакция 1б)
O2 + 2NO = 2NO2 (реакция 2)
CO + 2[Ag(NH3)2]NO3 + 2H2O = 2Ag↓ + (NH4)2CO3 +2NH4NO3 (реакция 3)
CO2 + Ba(OH)2 = BaCO3↓ + H2O (реакция 4)
2Cu + O2 = 2CuO (реакция 5)
CuO + 2NH3 + 2NH4Cl = [Cu(NH3)4]Cl2 + H2O
Можно записать суммарное уравнение
2Cu + O2 + 4NH3 + 4NH4Cl = 2[Cu(NH3)4]Cl2 + 2H2O
3. Реакции кислорода
5O2 + P4 = P4O10 или (реакция 6)
5O2 + 4P = 2P2O5
O2 + PtF6 = [O2][PtF6] (реакция 7)
10N2O + P4 = P4O10 + 10N2 (реакция 8)
или 5N2O + 2P = P2O5 + 5N2
5N2O + 2KMnO4 + 3H2SO4 = 10NO + 2MnSO4 + K2SO4 +3H2O (реакция 9)
4. Следует иметь в виду, что речь идёт о получении медицинских препаратов, поэтому не все реакции получения кислорода пригодны для этой цели. Кислород получают из воздуха путём его сжижения. Возможные примеси – азот, инертные газы. Другая промышленная реакция – электролиз водных растворов щёлочи
2H2O 2H2 + O2
Возможные примеси – пары воды (со следами щёлочи).
В лабораторных условиях
2KClO3 → 3O2 + 2KCl
(при каталитическом разложении возможно образование следов ClO2).
Удобными источниками кислорода могут быть так называемые «хлоратные свечи» (NaClO3 + Fe + BaO2), кислород при этом образуется по реакции: 2NaClO3 = 3O2 + 2NaCl (возможно образование следов ClO2).
Можно получать кислород из таблеток, содержащих хлорную известь и пероксид натрия,
CaOCl2 + Na2O2 + H2O = Ca(OH)2 + 2NaCl + O2 (в примесях может быть небольшое содержание хлора)
Достаточно чистый кислород получают по реакции:
2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2
Непригодны для получения препарата реакции
2HgO = 2Hg + O2
2Zn(NO3)2 = 2ZnO + 4NO2 + O2
Чаще всего N2O получают термическим разложением нитрата аммония
NH4NO3 = N2O + 2H2O
Образующийся газ загрязнён азотом и оксидом азота (II) NO.
Более чистыйN2O получают по реакции
NH3OH+Cl– + NaNO2 = N2O + 2H2O + NaCl
Игровая пауза
Учитель или заранее подготовленный ученик демонстрирует опыт «Вулкан»
В чашу, стоящую на колбе горкой помещаю дихромат аммония, добавляют кусочки бенгальского огня. В центр капают спирт и поджигают. Происходи «извержение» вулкана.
V. Рубрика «Черный ящик» - работа с текстовой информацией
Вопрос 1.
Это сложное вещество в старину называли властителем жизни и смерти. Его приносили в жертву богам, а иногда поклонялись как божеству. На пирах у киевского князя его ставили в золотой посуде лишь на стол, где сидели князь и его сподвижники. Оно служило мерилом богатства, могущества, стойкости, власти, считалось хранителем молодости и красоты. По поверьям, оно обладает способностью помогать человеку во всех его делах, спасать от бед и напастей. Начиная день, проглоти его кристаллик – жди удачи. Вошел в дом незнакомый человек – незаметно брось его щепотку в огонь: “спасет от дурного глаза”. Собираясь в дорогу, заверни его в тряпицу и повесь на грудь – принесет удачу. Оно и стадо хранило, и урожай берегло, и рыбу в реке приманивало – нигде без него не обойтись. Оно в воде рождается и в воде умирает. О каком веществе шла речь?
(Соль)
Вопрос 2.
Это сложное вещество обладает уникальными физическими
свойствами. При очень небольшой молекулярной массе оно имеет аномально высокую температуру кипения. При электролизе этого соединения образуются два газа в объемном соотношении 1 : 2. Один из газов образован атомами самого распространенного элемента во Вселенной, а другой - атомами самого распространенного элемента на Земле. Это вещество - обязательный участник химических реакций, протекающих в живых организмах. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери отзывался о нем: «...Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты - сама жизнь».
(Вода)
Игровая пауза
Учитель или заранее подготовленный ученик демонстрирует опыт «Исцеление раны»
Одному из наблюдателей протирают руку ваткой, смоченной раствором хлорида железа, по цвету напоминающей раствор йода. Затем берут тупой нож, опускают «для дезинфекции» в раствор роданистого калия и проводят по руке. В месте соприкосновения ножа с кожей появляется «кровяная» полоса. Если «порез» обработать тампоном ваты, смоченным фторидом натрия, то «рана» мгновенно исчезает.
VI. Рефлексия
-Что мы узнали сегодня нового?
-Что мы научились выполнять?
-Какие были затруднения?
- Что показалось самым интересным? – Что удивило вас?
-Спасибо за сотрудничество!
VII. Подведение итогов занятия.
Рубрика « Мои пожелания»
- Пусть сбудется твоя мечта стать великим химиком!
- Пусть в сердце будет место химии, мечты всегда влекут вперёд!
- Пусть даже ночами валентности снятся, уроки химии мне пригодятся!
- Не выпасть в осадок и не раствориться и с золотом по благородству сравниться!
- Я бы в химики пошёл, пусть меня научат!
- Химия открывает нам двери в новый мир.
- У химии большие перспективы, она во всём на помощь к нам идёт.
- Среди всех наук для меня особую прелесть всегда представляла химия.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока химии
Предмет, класс, дата | Химия, 9 класс | |
Тема урока, № урока | Урок №8 по теме: «Классификация химических реакций» | |
Тип урока | Усвоения новых знаний | |
Цель урока | Изучить классификацию химических реакций; Научить учащихся применять полученные знания о типах химических реакций на практике – определять типы химических реакций и характеризовать химические реакции на основе их классификации. | |
Задачи урока | Обучающие | Систематизировать знания учащихся о классификации веществ, типах химических реакций, продолжить формирование умений наблюдать, записывать уравнения и предвидеть продукты химических реакций. |
Развивающие | Совершенствовать умения учащихся сравнивать и обобщать; развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление. | |
Воспитательные | Доказать ведущую роль теории в познании практики; доказать материальность изучаемых процессов; воспитание самостоятельности, сотрудничества, способности к взаимовыручке, культуры речи, трудолюбия, усидчивости. | |
Требования ФГОС ООО (предполагаемые результаты обучения) | Личностные | Понимание значимости научного исследования природы, умение соблюдать дисциплину на уроке при работе в группах. |
Метапредметные | Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования работать с различными источниками информации. Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам в кабинете Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух. Обмениваться информацией с одноклассниками | |
Предметные | Знать: классификацию химических реакций по разнообразным признакам. Определение окислителя и восстановителя. Уметь: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | |
Формы организации учебной деятельности | Групповая, индивидуальная, фронтальная. | |
Образовательные технологии |
| |
Методы обучения |
| |
Методы познавания | Самопознания | |
Оборудование, средства обучения |
| |
Основные виды деятельности | лабораторный опыт, самостоятельная работа, контроль по ключу | |
Здоровьесбережение обучающихся | Разнообразие форм работы на уроке; использование ЭОР не более 15 минут урока. |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный этап | Настрой на работу Слушание учителя | Личностные УУД Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию, общее представление о моральных нормах поведения | |
Постановка цели и задач урока. Мотивационно - целевой | Эти явления знаете вы В природе и в быту встречаются они, А отличают эти явления – взаимные превращения, Образуются всегда – новые вещества. - Что же это за явления? Фронтальная беседа: А что такое химическая реакция? Каковы признаки химических реакций? Каковы условия возникновения химических реакций? Что может помочь нам в изучении многообразия химических реакций? Что такое классификация? Так как же звучит тема нашего урока? Так что же будет являться целью нашего сегодняшнего урока? Что мы будем изучать? | Отвечают на вопрос. Ответ: Химические реакции. Ответ: Это явление, при котором из одних веществ образуются другие. Ответ: Изменение цвета, выпадение осадка, выделение тепла и света, выделение газа - это признаки химических реакций. Ответ: Измельчение, нагревание, соприкосновение, растворение и смешивание веществ - это условия проведения реакций. Ответ: Классификация химических реакций. Ответ: Деление на группы. Формулируют тему урока. Формулируют цели и задачи урока, определив границы знания и незнания. Планируют способы достижения цели. Отвечают на вопросы. Дети высказывают предположения, объясняя ход своих мыслей. Путем общего обсуждения делается вывод | Личностные УУД Интерес к учебному материалу Метапредметные: регулятивные участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое коммуникативные: слушать товарища и обосновывать свое мнение; выражать свои мысли и идеи. Регулятивные: Самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели. |
Актуализация знаний учащихся | 1) Работа у доски: дописать уравнения реакции Fe+ CuCl2= Cu+ FeCl2 AgNO3+ KI = KNO3 + AgI↓ Al2O3+ 6HCl =2AlCl3+ 3H2O Cu(OH)2 = CuO+ H2O 2Fe(OH)3= Fe2O3 +3H2O 2H2 + O2 = 2H2O CaO +H2O = Ca(OH)2 2K + 2H2O = 2KOH + H2↑ Фронтальная беседа (работа с классом): А что такое химическая реакция? Каковы признаки химических реакций? Каковы условия возникновения химических реакций? Что может помочь нам в изучении многообразия химических реакций? Что такое классификация? Так как же звучит тема нашего урока? | Работа у доски 2-х учащихся. Ответ: Это явление, при котором из одних веществ образуются другие. Ответ: Изменение цвета, выпадение осадка, выделение тепла и света, выделение газа - это признаки химических реакций. Ответ: Измельчение, нагревание, соприкосновение, растворение и смешивание веществ - это условия проведения реакций. Ответ: Классификация химических реакций. Ответ: Деление на группы. Ответ: Классификация химических реакций. | |
Первичное усвоение новых знаний | Учитель: Откройте учебники на стр. 30-32. Какую вам предлагают информацию? Изучите таблицу «Классификации химических реакций». Самостоятельную работу с текстом учебника вы проведите в форме кластера. По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции
| Слушание учителя Поиск и обработка информации из разных источников. Творческая работа: в тетрадях составляют кластер | Личностные результаты 1.Стремится к речевому самосовершенствованию. 2.Развивать эстетическое чувство при чтении и восприятии художественного текста Познавательные УУД 1.Владеть приемами отбора и систематизации материала. 2.Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (план, текст, иллюстрации) Коммуникативные УУД 1.Оформлять свои мысли в устной форме. 2.Владеть приемами монологической и диалогической речи, гибкого чтения и рационального слушания. 3.Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности. |
Физминутка | Предлагаю немного отдохнуть и устроить «стрельбу глазами». З а д а н и я. 1). В периодической системе найдите элемент-неметалл - самый сильный окислитель:VII группа, главная подгруппа, 2-й период. (F.) 2). Переведите свой взгляд влево, на элемент, стоящий в том же периоде в III группе. (В.) 3). Переведите взгляд вниз, на «самый сильный» металл. Он в 7-м периоде.(Fr.) 4). Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент VI группы, главной подгруппы, 2-го периода, образующий вещество, которое поддерживает горение. (О.) 5). Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, атомы которого образуют металл, содержащийся в градусниках. (Hg.) 6). Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент с относительной атомной массой 35,5. (Сl.) | Выполняют различные действия, с использованием таблицы химических элементов, предлагаемые учителем. | Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. |
Первичное усвоение новых знаний | Класс разделен на 3 группы, задания напечатаны в рабочих листах. Инструктаж по технике безопасности. 1 группа Задание: проведите химические реакции, которые относятся к первому признаку классификации (по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции) Оборудование: химический стакан, пробирка. Вещества: цинк, соляная кислота, карбонат натрия, соляная кислота. Выполнение работы:
- запишите уравнения реакций; - наблюдения; - сделайте выводы (классифицируйте реакции по заданному признаку). 2 группа Задание: проведите химические реакции, которые относятся ко второму и третьему признаку классификации (обратимость и тепловой эффект) Оборудование: штатив для пробирок, пробирки, Вещества: раствор сульфата меди, раствор гидроксида натрия, раствор серной кислоты. Выполнение работы:
- запишите уравнения реакций; - наблюдения; - сделайте выводы (классифицируйте реакции по заданному признаку). 3 группа Задание: проведите химические реакции, которые относятся к четвертому признаку классификации (изменение степеней окисления элементов в молекулах реагирующих веществ) и Оборудование: штатив с пробирками. Вещества: раствор серной кислоты, раствор иодида калия, 3% раствор пероксида водорода, оксид марганца (IV). Выполнение работы:
- запишите уравнения реакций; - наблюдения; - сделайте выводы (расставьте степени окисления атомов, классифицируйте реакции по заданному признаку). | Слушание учителя. Выполняют лабораторную работу в тетрадях, соблюдая правила техники безопасности. Оформляют работу в тетрадях, записывают вывод. | Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; |
Первичная проверка понимания | - Напомните задачи, которые мы ставили в начале урока для изучения данной темы. - Какие из них нам удалось решить? Самостоятельная работа по вариантам Закрепление знаний. 1. Самостоятельная работа - Дайте характеристику следующим реакциям: 1 вариант: C (тв.) + 2Н2 ↔ СН4 +Q 2 вариант: 2 HgO(тв.) =2Hg (ж.) + О2(г.) – Q 2. Работа с одаренными детьми - ученик проходит электронное тестирование 3. Тестовая работа « Классификация химических реакций» - подготовка к ОГЭ. Вариант 1. 1. К реакциям соединения относится: а) горение фосфора в) реакция между медью и раствором азотной кислоты б) реакция между калием и водой г) реакция между мелом и соляной кислотой 2. Верно утверждение, что реакция нейтрализации – это реакция: а) окислительно-восстановительная; б) обмена; в) всегда обратимая; г) каталитическая. 3. Из перечисленных ниже процессов к химической реакции относится: а) горение; б) кипение в) возгонка; г) плавление 4. Необратимой является реакция: а) разложения угольной кислоты; б) получения сернистой кислоты из оксида серы(IV) и воды; в) разложения гидроксида меди (П); г) получения аммиака из простых веществ. 5. К реакциям ионного обмена относится реакция между: а) раствором гидроксида калия и соляной кислотой; б) магнием и серой; в) цинком и соляной кислотой; г) раствором хлорида меди (II) и железом. Вариант 2. 1. Гомогенной является реакция: а) горение фосфора б) реакция между оксидом фосфора (V) и водой в) окисление оксида азота (II) кислородом г) реакция между мелом и соляной кислотой 2. Верно утверждение, что реакция: Zn + 2 HCl = ZnCl2 + Н2 а) окислительно-восстановительная; б) обмена; в) обратимая; г) каталитическая. 3. Из перечисленных ниже процессов к химической реакции не относится: а) горение магния; б) ржавление железа в) кипение воды; г) разложение карбоната кальция 4. Сокращённому ионному уравнению реакции Ва2+ +СО3 2- =ВаСО3 соответствует взаимодействие между: а) оксидом бария и угольной кислотой в) гидроксидом бария и карбонатом кальция б) хлоридом бария и карбонатом натрия г) барием и карбонатом калия 5. К реакциям ионного обмена относится реакция между: а) натрием и водой; б) железом и серой; в) магнием и соляной кислотой; г) раствором хлорида бария и раствором сульфата натрия. Ключи: I вариант: 1-а; 2-б; 3-а; 4-в; 5-а; II вариант: 1-в; 2-1; 3-в; 4-; 5-а; Критерии, оценки (на доске) «5»-нет ошибок «4»- одна ошибка «3»-две ошибки Более двух ошибок Вам стоит постараться 3) Выступление учащихся с творческими проектами: «Химические реакции на кухне» (видеофрагмент), «Типы химических реакций», «Значение химических реакций», «Оловянная чума». | Фронтальная работа Оценивают и корректируют свои знания. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. |
Рефлексия. | Составьте синквейн по теме урока. «Правильный путь таков: усвой все, что сделали сегодня, и иди дальше». Л.Н.Толстой Повторим цель урока. Если цель достигнута, подайте сигнал (поднятые руки). Сформулируйте вывод по химии. Вывод: Без химических реакций невозможна жизнь и все многообразие веществ. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо. | Самооценивание Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели. Составляют с | Познавательные УДД Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Определение основной и второстепенной информации. Коммуникативные УУД Аргументация своего мнения. Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций. Личностные УУД Осознание ответственности за личное дело. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | П.5 изучить, с.30-32,№2,3. По выбору: 1.Работа с КИМами ОГЭ. 2. Работа с компьютером (ЦОР). Продвинутая группа:
| Запись домашнего задания |
Приложение 1. Кластер «Явления»
Приложение 2. Синквейн «Типы химических реакций»
1. Реакция
2. Экзотермическая, эндотермическая
3. Изучили, повторили, закрепили
4. Без химических реакций невозможна жизнь
5. Явление
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Тема: «Жиры как сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот».
10 класс
Тип урока: урок – исследование.
Цели урока:
1) образовательные: Сформировать понятие жиры, рассмотреть их строение, свойства, применение. Познакомить учащихся с превращением жиров в организме, ролью жиров в питании.
2) развивающие: Продолжить развивать у учащихся умение работать с текстовой информацией учебника и дополнительной литературы, умения анализировать и формулировать самостоятельные выводы по изученному материалу.
3) воспитательные: Продолжить формирование научно-материалистического мировоззрения учащихся, убежденности в познаваемости материальности мира. Обеспечить развитие интереса к химии посредством интересных фактов, мультимедийных средств обучения.
Методы проведения: словесные, наглядные, практические, самостоятельная работа учащихся, кейс-метод.
Форма проведения урока: групповая работа
Ход урока
«Правильный путь таков: усвой все, что сделали сегодня, и иди дальше» .
Л.Н.Толстой
I. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка оборудования.
II. Мотивация и целеполагание учебной деятельности.
У меня на столе "Черный ящик", в котором находится вещество, которое на нашем уроке станет объектом исследования. Вам необходимо угадать его:
1) Люди давно научились выделять ЕГО из натуральных объектов и использовать его в повседневной жизни.
2) ОН сгорал в примитивных светильниках, освещая пещеры первобытных людей, жиром смазывали полозья, по которым спускали на воду суда.
3) ОН – основной источник нашего питания. Животные пустынь запасают жир как источник воды и энергии.
Ответы учащихся – ЖИРЫ.
Учитель: в черном ящике находится подсолнечное масло, которое относится к классу жиров.
Вопрос учащимся: Что вы знаете о жирах? (Ответы учащихся )
А что хотите узнать? (Строение, физические и химические свойства, синтез жиров).
Заполните таблицу - «Знаю – Хочу узнать – Узнал»
Что я знаю о жирах | Что хочу о нём узнать | Что узнал |
Функции жиров. | Применение жиров на основе их физико-химических свойств. |
Сформулируйте цель урока
Цель урока: Сформировать представление о жирах как о химических веществах, изучив состав, физические и химические свойства жиров. Актуализировать знания о жирах из курса биологии.
III. Изучение нового материала:
1) Работа с текстовой информацией учебника биологии с применением приема «Пометки на полях» (Инсерт).
Учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях:
«+» - если считают, что это им известно;
«-» - если считают, что это противоречит тем знаниям, которые у них есть;
«v» - если то, что прочитали, является новым;
«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.
Текст «Биологическая роль жиров»
Жиры входят в состав организма человека, животных, растений, микробов и некоторых вирусов. В организме жиры выполняют различные функции
Структурная функция. Жиры принимают участие в построении мембран клеток всех органов и тканей. Они участвуют в образовании многих биологически важных соединений.
Энергетическая функция. Жиры обеспечивают 25-30% всей энергии, необходимой организму. При полном распаде 1 г жира выделяется 38,9 кДж энергии, что примерно в 2 раза больше по сравнению с углеводами и белками.
Функция запасания питательных веществ. Жиры являются своего рода энергетическими консервами. Жировыми депо могут быть и капли жира внутри клетки, и «жировое тело» у насекомых, и подкожная клетчатка, в которой сосредоточены клетки – липоциты у человека.
Функция терморегуляции. Жиры плохо проводят тепло. Они откладываются под кожей, образуя у некоторых животных огромные скопления. Например, у кита слой подкожного жира достигает 1 м. Это позволяет теплокровному животному жить в холодной воде полярного океана.
2) Самостоятельная работа с текстовой информацией учебника – параграф 21.стр.228
а) Строение жиров ( задание для группы №1).
Строение жиров было установлено французским химиком Эженом Шеврёлем в 1811 году. Он нагревал жир с водой в присутствии щелочи, т.е. проводил гидролиз жира. В результате гидролиза он выделил глицерин и различные карбоновые кислоты.
В 1854 году французский химик Марселен Бертло осуществил обратный процесс – синтезировал жиры, используя глицерин и высшие карбоновые кислоты.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что жиры – это сложные эфиры трехатомного спирта глицерина и карбоновых кислот. Такие сложные эфиры называются триглицеридами. В жирах и маслах обнаружено до 300 карбоновых кислот различного строения, однако большинство из них присутствуют в небольшом количестве. Важное участие в образовании жиров принимают различные высшие карбоновые кислоты - предельные и непредельные, но из спиртов - только один – глицерин.
Задание: Прочитав текст параграфа учебника, заполните таблицу: «Строение жиров».
Глицерин | Высшие предельные карбоновые кислоты | Высшие непредельные карбоновые кислоты | Жиры |
СН2- ОН СН----О Н СН2- ОН | Пальмитиновая кислота -С15Н31СООН; Стеариновая кислота - С17Н35СООН. | Олеиновая кислота - С17Н33СООН Линолевая кислота - С17Н31СООН С17Н31СООН Линоленовая кислота - С17Н29СООН | СН2 – О – О - С - С17Н35 СН2 – О – О - С - С17Н35 СН2 – О – О - С - С17Н35 тристерин |
Учащиеся пишут схему в схему в тетрадь. Обучающиеся делают вывод о сходстве и различии строения молекул жиров, имеющих предельный и непредельный характер, что обуславливает свойства жиров. Необходимо обратить особое внимание на правильность изображения сложноэфирного фрагмента
Твердые жиры образованы в основном предельными карбоновыми кислотами (пальмитиновая, стеариновая), а жидкие - главным образом высшими непредельными кислотами (олеиновая, линолевая, линоленовая).
Давайте рассмотрим реакцию получения жиров, т.е. реакцию этерефикации (образование сложных эфиров).
СН2- ОН С17Н35СООН СН2 – О – О - С - С17Н35
СН----О Н + С17Н35СООН → СН- О – О - С - С17Н35 + 3 Н2О
СН2- ОН С17Н35СООН СН2 - О – О - С - С17Н35
Глицерин Стеариновая кислота твердый жир (тристерин)
б) Физические свойства (задание для группы №2)
Экспериментальная часть – выполнение лабораторной работы «Физические свойства жиров».
Задание № 1. В две пробирки влить воду, а затем в первую пробирку опустить небольшой кусочек жира, во вторую влить подсолнечное масло. Что наблюдаем? Что происходит с жиром?
Наблюдение: Все жиры легче воды и нерастворимы.
Задание № 2. Сравнение растворимости жиров в различных растворителях. В пробирки с этиловым спиртом, ацетоном, бензином капаем подсолнечное масло. Что наблюдаем? Что происходит с маслом?
Наблюдение: Хорошо растворяет подсолнечное масло ацетон, бензин. Этиловый спирт растворяет, но хуже. Это свойство используется при очистке от пятен.
Учащиеся делают вывод: Все жиры легче воды. В воде они не растворяются, но хорошо растворяются в органических растворителях (бензине, ацетоне, эфире)..
в) Химические свойства (задание для группы №3)
В пробирку прилить 2-3 капли масла и добавить 1-2 мл перманганата калия. Все перемешать стеклянной палочкой.
Ожидаемый результат: если масло (жир и т. д.) содержит остатки непредельных карбоновых кислот, то произойдет обесцвечивание бромной воды. Маргарин не будет проявлять свойства непредельных углеводородов, т.к. содержит остатки предельных карбоновых кислот. На непредельные углеводороды есть качественная реакция - это взаимодействие с бромной водой и раствором перманганата калия.
Реакция гидролиза
Так как жиры – это сложные эфиры, то химические свойства определены принадлежностью их к этому классу. Поэтому наиболее характерная реакция для жиров - гидролиз
СН2 – О – О - С - С17Н35 СН2- ОН
│ │
СН- О – О - С - С17Н35 + 3 Н2О → СН- ОН + 3 С17Н35 СООН
│ │
СН2 - О – О - С - С17Н35 СН2- ОН
тристеарин глицерин стеариновая кислота
Жиры гидролизуются водой при высокой температуре. Кроме реакции с водой, гидролиз жиров осуществляется под действием минеральных кислот, щелочей, ферментов (в живых организмах).
Реакция гидролиза используется в технике для получения из жиров глицерина, карбоновых кислот, мыла.
Омыление жиров
При гидролизе в присутствии щелочи образуется глицерин и соль карбоновой кислоты (мыло). Поэтому такие реакции называются омылением жиров.
СН2 – О – О - С – С75Н35 СН2- ОН
│ │
СН- О – О - С - С17Н35 + 3 NaOH → СН- ОН + 3 С17Н35 СООNa
│ │
СН2 - О – О - С - С17Н35 СН2- ОН
Твердый жир глицерин стеарат натрия (мыло)
Реакция гидрирования
СН2 – О – О - С - С17Н33 СН2- О-О-С - С17Н35
│ │
СН- О – О - С - С17Н33 + 3 Н2 → СН- О- О- С - С17Н35
│ │
СН2 - О – О - С - С17Н33 СН2 –О-О-С- С17Н35
Триолеин Твердый жир (саломас)
г). Применение жиров (задание для группы №2)
Найдите из других источников дополнительную информацию о жирах и составьте кластер.
Жиры используют в пищу
Производство Изготовление косметических
мыла средств
(мази, крема)
Жиры
Производство Производство
олифы маргарина
Жиры используют для
получения глицерина,
смазочных материалов
5. Закрепление
1. Составить кейс по теме «Жиры и мыла»
Работа будет проходить в группах, с применением кейс – метода.
Проблемный вопрос: «Почему мыло обладает очищающим действием?»
Содержание кейса
Шеврель изготовлял мыла из жиров различных животных, выделял из них жирные кислоты. Так были впервые получены стеариновая, олеиновая, капроновая кислоты. Шеврель показал, что жиры состоят из глицерина и жирных кислот, причем это не только их смесь, а соединение, которое, присоединяя воду, распадается на глицерин и жирные кислоты.
Мыла – это натриевые или калиевые соли высших предельных одноосновных карбоновых кислот.
Задания:
1 группа:
- Какая формула мыла?
- Предложите способ получения мыла из жира в домашних условиях.
2 группа:
- Найдите из других источников дополнительную информацию об очищающем действии мыла.
- Где расходуется больше мыла: в мягкой или жесткой воде?
3 группа:
- Почему мыло плохо мылится в морской воде?
- А какое воздействие на человеческий организм оказывает мыло?
4 группа
- Как сделать мыло не только моющим, но и полезным для кожи?
- Как вы думаете, как поверхностное натяжение влияет на моющую способность воды?
Ответы:
1 группа:
- Какая формула мыла?
С17Н35 СООNa – твердое мыло, С17Н35 СООК- жидкое мыло.
- Предложите способ получения мыла из жира в домашних условиях.
H2C – OCO – C17H35 H2C – OH
׀ ׀
HC – OCO – C17H35 + 3NaOH HC – OH + C17H35CООН
׀ ׀
HC – OCO – C17H35 H2C – OH
2 группа:
- Найдите из других источников дополнительную информацию об очищающем
действии мыла.
Молекула мыла состоит из двух частей: большого углеводородного радикала, обладающего водоотталкивающими свойствами (гидрофобными), и полярной карбоксильной группы, растворимой в воде (гидрофильная часть).
- Где расходуется больше мыла: в мягкой или жесткой воде?
Положительный эффект обусловлен моющей способностью (смывает грязь, лишний жир, пот и др. вещества с поверхности кожи, волос), тем самым защищая нас от воздействия бактерий, для которых это благодатная среда для размножения.
Отрицательный эффект заключается в том, что при гидролизе мыла образуется щелочь, вредно действующая на кожу. Многие добавки, содержащиеся в мылах, могут вызывать аллергическую реакцию на коже за счет различных добавок.
3 группа:
- Почему мыло плохо мылится в морской воде?
Морская вода в большом количестве содержит ионы магния и кальция, которые образуют нерастворимые соли карбоновых кислот.
- А какое воздействие на человеческий организм оказывает мыло?
Необходимо помимо жирных кислот включать в состав мыла лечебные экстракты. Например, душистое полезное мыло со свежим мёдом, с маслом оливы и цветками календулы. Действие: максимально увлажняет кожу, делает её гладкой и бархатистой, запах мёда действует успокаивающе на нервную систему.
4 группа
- Как сделать мыло не только моющим, но и полезным для кожи?
Необходимо помимо жирных кислот включать в состав мыла лечебные экстракты. Например, душистое полезное мыло со свежим мёдом, с маслом оливы и цветками календулы. Действие: максимально увлажняет кожу, делает её гладкой и бархатистой, запах мёда действует успокаивающе на нервную систему.
- Как вы думаете, как поверхностное натяжение влияет на моющую способность воды?
- Благодаря поверхностному натяжению вода сама по себе является чрезвычайно плохим смачивателем, и поэтому не может обеспечить эффективный моющий процесс. Мыло уменьшает поверхностное натяжение.
Мы ставили перед собой проблемный вопрос «Почему мыло обладает очищающим действием?».
Ответы:
- За счет гидролиза молекул с образованием щелочной среды.
- За счет уменьшения поверхностного натяжения воды молекулами мыла.
- За счет способности молекул мыла обволакивать частички грязи и перемещать их с поверхности субстрата.
6. Подведение итогов урока. Составьте небольшой рассказ (2-3 предложения) о пользе или вреде жиров. Полезны растительные жиры, потому что …, Все жиры вредны для нашего организма, т.к. …, Всё хорошо в меру…. Сделайте выводы.
Выводы:
Жиры – это сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот.
Жиры бывают животного и растительного происхождения, которые отличаются наличием в них различных карбоновых кислот.
Основным свойством всех жиров является реакция гидролиза. Жиры имеют важное значение в жизни человека, т.к. они выполняют очень важные функции в организме, такие как энергетическая, защитная, строительная.
Выставление оценок и сдача опорных конспектов.
7. Домашнее задание – параграф №21, задания №3.4.
Дополнительные задания:
1. Составить эссе на основе применения жиров (базовый уровень).
2.Провести сравнительный анализ традиционного углеводородного топлива и альтернативного эфирного топлива и спиртового (повышенный уровень).
8. Рефлексия.
Прием «Знаю – Хочу узнать – Узнал»
Что я знаю о жирах | Что хочу о нём узнать | Что узнал |
Функции жиров. | Применение жиров на основе их физико-химических свойств. | Экспериментальным путем изучили физические и химические свойства жиров. |
Предварительный просмотр:
Агрессия: проблемы и пути решения
Что такое агрессивность? Слово «агрессия» произошло от латинского слова «agressio», что означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: «Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым или неодушевлённым), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояния напряжённости, страха, подавленности и т. д.)»
Причины появления агрессии у детей могут быть разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причём с первых дней жизни ребёнка. Доказано, что в тех случаях, когда ребёнка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребёнком присутствует мягкость, ребёнок окружён заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.
На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.
Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а наоборот, взращивают его, развивая в своём сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия – агрессию.
Если же родители не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребёнка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.
Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией.
Портрет агрессивного ребёнка.
Почти в каждом классе встречается хотя бы один ребёнок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на других детей, обзывает и бьёт их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего коллектива, источником огорчений учителей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребёнка очень трудно принять таким, какой он есть, а ещё труднее понять.
Однако, агрессивный ребёнок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
Агрессивный ребёнок очень часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяют в душу ребёнка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» - неразрешимая проблема, стоящая перед ним. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребёнку, но как сделать лучше – он не знает. Агрессивный ребёнок, используя любую возможность, стремится разозлить маму, учителя, сверстников. Он «не успокаивается» до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку.
Родителям не всегда понятно, чего добивается ребёнок и почему он ведёт себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать своё «место под солнцем». Ребёнок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.
Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их…
Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить своё поведение.
Дети часто перенимают агрессивные формы поведения у родителей. Если в доме постоянные споры и крик, трудно ожидать, что ребёнок будет покладистым и спокойным.
Как помочь агрессивному ребёнку? Полезные рекомендации можно найти в книге Р. Кэмпбелла «Как справляться с гневом ребёнка». Он выделяет пять способов контроля поведения ребёнка: два из них – позитивные, два – негативные и один – нейтральный. Нейтральный способ контроля предполагает использование поощрения (за выполнение определённых правил) и наказание (за их игнорирование). Но данная система не должна использоваться слишком часто, так как ребёнок начинает делать только то, за что получает награду.
Частые наказания и приказы относятся к негативным способам контролирования поведения ребёнка. Они заставляют его чрезмерно подавлять свой гнев, что способствует появлению в характере пассивно-агрессивных черт. Это скрытая форма агрессии, её цель – вывести из себя, расстроить родителей, причём ребёнок может причинить вред не только окружающим, но и себе. Он начнёт специально плохо учиться, носить те вещи, которые не нравятся родителям, капризничать без причины. Чтобы устранить такие формы поведения, система поощрений и наказаний должна быть продумана в каждой семье. Наказывая ребёнка, необходимо помнить, что эта мера воздействия ни в коем случае не должна унижать достоинство сына или дочери. Наказание должно следовать сразу за проступком, а не через день или неделю. Наказание будет иметь эффект только в том случае, если ребёнок сам считает, что заслужил его. Кроме того, за один проступок нельзя наказывать дважды.
К позитивным способам относятся просьбы мягкое физическое манипулирование (например, можно отвлечь ребёнка, взять его за руку и отвести и т. д.)
Существует ещё один способ эффективной работы с гневом ребёнка, хотя он может быть применён далеко не всегда. Если родители хорошо знают своего сына или дочь, они могут разрядить обстановку во время эмоциональной вспышки ребёнка уместной шуткой. Неожиданность подобной реакции и доброжелательный тон взрослого помогут ребёнку достойно выйти из затруднительной ситуации.
Рекомендации по взаимодействию с агрессивными детьми:
- Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка.
- Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
- Быть последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать за конкретные поступки.
- Наказания не должны унижать ребёнка.
- Обучать приемлемым способам выражения гнева.
- Давать ребёнку возможность проявлять гнев непосредственно после события.
- Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
- Развивать способность к эмпатии.
- Расширять поведенческий репертуар ребёнка.
- Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
- Учить брать ответственность на себя.
Предварительный просмотр:
Анкета
ФИО ученика___________________________________________________________
Дата рождения__________________________________________________________
Домашний адрес:
прописка______________________________________________________________
фактически проживает___________________________________________________
телефон_______________________________________________________________
Каковы слух, зрение_____________________________________________________
Перенесенные заболевания_______________________________________________
Номер полиса__________________________________________________________
Номер страхового свидетельства__________________________________________
Номер свидетельства о рождении__________________________________________
ФИО отца ребенка______________________________________________________
Дата рождения__________________________________________________________
Образование___________________________________________________________
Место работы, должность________________________________________________
______________________________________________________________________
Рабочий телефон________________________________________________________
Серия, номер паспорта___________________________________________________
ФИО матери ребенка____________________________________________________
Дата рождения__________________________________________________________
Образование___________________________________________________________
Место работы, должность________________________________________________
______________________________________________________________________
Рабочий телефон________________________________________________________
Серия, номер паспорта___________________________________________________
Кто еще кроме родителей принимает участие в воспитании ребенка
ФИО______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сколько детей в семье___________школьников_________дошкольников________
Соц. статус семьи (полная, неполная, многодетная, малообеспеченная)