Проект Мир-бумаги

Архипова Тамара Николаевна

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное   учреждение

 детский   сад села Нижнетроицкий муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

 

 

 

 

 

Проект

 на тему

« Волшебный мир бумаги »

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Архипова Т.Н.

 

 

2016г.

Цель:

Познакомить детей с бумагой, ее свойствами, производством и разновидностями.

Задачи:

Расширить и закрепить знания детей о том, из чего производится бумага. Познакомить  детей с тем, насколько сложный и трудоемкий процесс изготовления бумаги. Показать необходимость бережного и экономного отношения к бумаге и предметам из бумаги. Дать знания о том, что старая использованная бумага может дать жизнь новой бумаге.

Реализация проекта:

Беседы с детьми:

1. «Что такое бумага»

2. «Кто придумал бумагу»

3. «Как изготавливают бумагу»

4. «Что такое макулатура»

5. «Как макулатура спасает наши леса»

6. «Наша книжка заболела»

7. «Деревья наши друзья»

8. «Какую пользу приносит лес»

9. «О лесных жителях»

10. «Учим детей беречь природу ».

Занятия с детьми:

Открытое занятие: «Путешествие в бумажную страну»

Коммуникация. Познание.

Цель: Познакомить детей с разными видами бумаги.

Задачи:  Познакомить с назначением разных видов бумаги. Дать качественные характеристики разной бумаги. Воспитывать бережное отношение к бумаге и предметам из бумаги.

Презентация «Путешествие в бумажную страну».

 

ООД в области познание на тему: «Деревья наши друзья»

 Коммуникация. Познание. Экология.

Цель: Показать важность вторичного сырья (макулатуры).

Задачи: Расширять знания детей о том, как вторичное сырье (макулатура) спасает от вырубки леса. Продолжать воспитывать бережное экономное отношение к бумаге. Воспитывать любовь к природе.

 

 

ООД  ХЭР:  «Волшебный мир бумаги (оригами)».

Художественное творчество. Познание.

Тема: «Изготовление поделок из бумаги и картона своими руками».

Цель: Знакомить детей со свойствами бумаги.

Задачи: Показать детям, насколько непростой и трудоемкий процесс изготовления бумаги. Дать возможность попробовать своими руками изготовить бумагу. Пробудить интерес к результатам своего труда.

 

ООД  Рисование на  тему: «Деревья в лесу», «Лесные жители».

 Художественное творчество.

Цель: Развивать творческие способности детей.

Задачи: Вызвать радость у детей от рисования на бумаге. Учить  самостоятельно подбирать изобразительные материалы. Учить задумывать рисунок и реализовывать замысел на бумаге.

Чтение стихов:

«Наша книжка заболела»

С. Михалков «В снегу стояла елочка»

Подвижные игры:

«Путешествие в мир природы», «Знамя», «Десятка».

Самостоятельная деятельность:

Рисование и раскрашивание на темы: «Лес», «Сбор макулатуры»,

«Я рисую».

Работа с родителями:

Консультации: «Человек и природа », «Воспитание любви к природе ».

Совместная деятельность родителей и детей:

Создание альбома из рисунков детей и родителей «Деревья наши друзья».

Предполагаемый результат:

Дети получат знания о том, что древесное сырье является основным источником для производства бумаги, а так же о том, что макулатура (вторичное сырье) может уберечь от вырубки деревья. Будут бережнее относиться к бумаге и предметам из бумаги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района  Туймазинский район

Руспублики Башкортостан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида с.Нижнетроицкий

муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект

Основной образовательной деятельности

образовательная область «Познавательное развитие»

раздел «Познавательно – исследовательская деятельность»

Тема: «Путешествие в бумажную страну».

Возрастная группа: подготовительная.

            Выполнил: воспитатель

                              Архипова Т.Н.

  квалификационная категория -1.

2016г.

"Путешествие в бумажную страну"

Цели: 

  • Уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах; об использовании бумаги в жизни человека.
  • Познакомить детей с историей бумаги.
  • Развивать обследовательские действия, внимание, память, мышление.
  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.

Словарная работа: папирус, береста, пергамент.

Оборудование.   Прямоугольные листочки бумаги одинакового размера разных видов. Бумага: оберточная (подарочная,); газетная, картон, бархатная, гофрированная ;  салфетка, туалетная бумага, альбомная.  Таз с водой. Ножницы. Предметы, изготовленные из бумаги.  

Предварительная работа: рассматривание предметов сделанных из бумаги.

Ход занятия

Я, показываю  детям кораблик, сделанный из бумаги, читаю отрывок из стихотворения Владимира Юркова “Бумажный кораблик”.

Кораблик непрочный, кораблик бумажный

В потоке весеннем несётся отважно

К неведомым странам, в чужие места.

Кораблик бумажный с названьем – “Мечта”.

Сегодня мы отправимся с вами  в путешествие  в « Бумажную страну» Закройте глаза и скажите волшебные слова:

Раз, два, три в бумажный мир нас перенеси!

Открываю стенд с поделками из бумаги.

Смотрите ребята… мы очутились в Бумажной стране.

 Вопрос к детям: Из чего сделаны эти красивые  предметы?

Ответы детей:……..

 Дети  садятся за столы. (На столах у них лежат образцы бумаги разных видов).

 В бумажной стране много бумаги. Возьмите бумажные листочки в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте.

 Вся бумага одинаковая?

Дети. Нет.

 Чем отличаются листочки? (Ответы детей)

 Поиграем в игру “Нади такой же листочек, как я”. Так мы будем играть пака все листочки бумаги не кончаться.

 У меня в руках – отвечают дети. (кусочек газеты. )(Все дети находят газетную бумагу). И т.д.

 Как вы думаете, люди сначала научились писать или придумали бумагу для письма? (Ответы детей).

 Из чего делают бумагу? (Ответы детей).

Слайд -3   Задолго до появления бумаги.

 В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Телефонов тогда тоже еще не было. Но им нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу.

Слайд - 4

 В Греции писали на сырых глиняных плитках, или на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой.  

Слайд - 5

В Египте на берегах реки Нил растут тростниковые растения под названием папирус, которые напоминают нашу осоку, только много больших размеров. Листья папируса разрезали на кусочки и склеивали между собой.

Длина склеенных полосок папируса достигала сто шагов. На таких полосках писали долгое время,

Слайд - 6

пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент.

Пергамент изготавливали из кожи телят и овец.

Слайд - 7

А на Руси писали на берёзовой коре – бересте.

Слайд - 8

Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Изобрел ее китаец Цай Лунь.  Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ ее изобретения. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все.

Слайд - 9

В наше время бумагу по китайской технологии изготавливают на специальных бумажных фабриках из деревьев. Современная бумага имеет разный вид, плотность, цвет.

Мы с вами должны бережно относиться к бумаге, не тратить ее зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом.

Физкультминутка.

Поиграем в игру: “Бывает, не бывает”.

Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).

 Дети садятся за столы.

Опыт 1.

– А сейчас проведем первый опыт и попробуем узнать, у кого бумага мнется? (Дети мнут бумагу) 
– У всех бумага смялась? У всех. А всем было легко смять? Нет, а почему как вы думаете одну бумагу смять легко, а другую трудно? (ответы детей). Вот видите ребята, с трудом, но все-таки всю бумагу удалось смять. Чем толще бумага, тем она крепче.

 Сделаем вывод "Бумага мнется".

Попробуйте распрямить бумагу, разгладьте ее ладошкой. Получилось? Почему? (ответы детей)

ИТАК, БУМАГА ЛЕГКО МНЕТСЯ И СОВСЕМ НЕ РАЗГЛАЖИВАЕТСЯ, НЕ СТАНОВИТСЯ ПРЕЖНЕЙ.

Опыт 2.

– А теперь проверим, у кого бумага порвется? (дети отрывают небольшие кусочки бумаги)

Вся бумага  порвалась. Сделаем вывод "Бумага рвется".

Опыт 3.

– Ребята, для следующего опыта нам понадобится вода. 
– Положите листочки в воду. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее? . Толстая бумага тоже намокнет, только для этого потребуется больше времени.

Сделаем вывод "Бумага намокает ".

Потяните двумя пальчиками кусочек намокшей бумаги в разные стороны. Получилось? Почему? (бумага размокла и расползлась)

ВЫВОД: БУМАГА НАМОКАЕТ В ВОДЕ И РАСПОЛЗАЕТСЯ, ОНА НЕПРОЧНАЯ.

Опыт 4

Воспитатель: Опасное свойство бумаги. Ребята, что произойдет, если бумагу поднести к огню? (Бумага загорится) Надо быть осторожными с огнем и не подходить к нему с бумагой.

Вывод: Бумага горит.

Опыт 5

Я возьму ножницы и нарежу полоски. Вывод: Бумага режется.

Опыт 6

Я беру 2 листа бумаги и склеиваю их. Вывод: Бумага склеивается.

- Ребята, какие же свойства бумаги вы узнали.

 Дети:  Бумага мнется, рвется, намокает, режется, склеивается.

Итак, бумага материал прочный или нет?

Дети –Нет.

 Нарежу бумагу тонкими полосками. Возьму одну полоску, прижму ее к ножницам и протяну ножницы по бумаге. Что получилось?

Дети. Бумага скрутилась.        

Бумага может скручиваться. Это тоже ее свойство.

Может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?

Дети: Нет, не может.        

Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду?

 (Различные варианты ответов детей).

Садимся на др. стульчики и возвращаемся назад в д.сад.( Закрываем глаза. 1,2,3,4,5 в детский сад пришли опять.)

Вам понравилось наше путешествие?

Вопросы к детям: Давайте вспомним…………

1 Когда люди научились писать? На чём?

2 Из чего делают бумагу?

3 Назовите свойства бумаги

Похвалить детей за правильные ответы.

Вручить им подарки бумажные кораблики.

 



Предварительный просмотр:

 Как изготавливают бумагу.

Изготовление бумаги является сложным физико-химическим процессом. Простой лист – результат большого количества этапов производственного процесса. Сейчас мы рассмотрим пошаговый процесс создания бумаги.

1

Производство бумаги состоит из следующих шагов. Сначала на комбинат доставляют бревна. Там их измельчают при помощи производственного оборудования, а затем варят со специальными веществами. После этого смесь фильтруют, в результате чего образовывается бумажная масса. Ее помещают в аппараты, где она превращается в полотно, а затем в бумагу. Каждый этап содержит множество нюансов, поэтому рассмотрим их более подробно.

2
Для производства бумаги необходима древесина. Также требуется много воды. Поэтому многие комбинаты, производящие бумагу, располагаются на берегах рек вблизи лесных массивов. К тому же водоемы можно использовать для сплава леса. Бумагу чаще всего производят из ели, сосны и березы, но также используют и другое растительное сырье, например, солому или хлопок. В некоторых случаях применяют макулатуру, что позволяет сократить вырубку леса.

3

Процесс создания бумаги начинается с того, что на комбинат доставляются бревна — по реке или наземным транспортом. Производственное оборудование снимает с них кору и измельчает их на короткие бревна одинаковой длины. Чтобы получить из них бумагу, измельчают еще сильнее. Затем полученная масса несколько часов варится с добавлением специальных химических веществ. В результате этого процесса древесина превращается в мельчайшие волокна – целлюлозу. В зависимости от того, какую по качеству бумагу необходимо получить, к этим волокнам добавляют химически необработанную древесную массу, очищенную от крупных частиц, или измельченную макулатуру. Здесь стоит упомянуть, что добавление макулатуры делает бумагу плотнее и качественнее.

4

Полученную смесь фильтруют и тщательно промывают, чтобы удалить ненужные примеси. На следующем этапе снова добавляют вещества, в зависимости от того, какого вида бумагу необходимо получить. К примеру, для получения глянцевой бумаги в состав вводят смолу. Чтобы получить материал повышенной прочности — клей. В некоторых случаях вносят красители (если это нужно) и специальные составы, чтобы краска на бумаге не расплывалась.

5

В результате получается готовая бумажная масса, состоящая примерно на 99% из воды, которую можно подавать в бумагоделательную машину. В этой машине она первым делом попадает на движущуюся металлическую сетку с мелкими ячейками. Вода сквозь эту сетку протекает, а бумажная масса остается. Мельчайшие волокна древесины, переплетаясь между собой, создают основу для будущей бумаги. Далее влажное бумажное полотно попадает на войлочную ленту и на цилиндрические прессы. В результате количество воды в нем уменьшается еще больше, а само полотно – выравнивается.

6

После этого наступает этап сушки будущей бумаги, для чего ее пропускают через большие нагретые металлические барабаны. Воды в ней остается всего несколько процентов. Затем она поступает на нагретые и хорошо отполированные бумажные валы – каландры. Они сдавливают бумагу с большой силой, в результате чего она становится плотной, гладкой и окончательно сухой. Специальное оборудование сматывает ее в рулоны, которые поступают в другое устройство. Оно режет бумагу на листы, складывает их в пачки и оборачивает в специальную упаковку.



Предварительный просмотр:

 «Что такое - бумага?»

Бумага - материал из спрессованых растительных волокон. Её используют для различных целей, в том числе для письма, печатания книг и газет, а так же для упаковки.

Люди научились делать бумагу более 2 тыс. лет назад в Древнем Китае. Бумажную массу из бамбука и луба шелковичного дерева заливали водой, помещали в форму и высушивали, получая толстые листы грубой бумаги. Но ещё за пять веков до китайцев древние египтяне научились делать похожий материал из расплющенных стеблей папируса. Во многих современных языках слово "бумага" происходит от египетского слова "папирус"

В наши дни, как и в древности, бумагу делают из бумажной массы, но сейчас сырьём для неё служит в основном измельчённая древесина хвойных пород деревьев - сосны, ели или пихты. Растительные волокна состоят из прочного материала - целлюлозы. Вот почему хорошая бумага отличается относительной прочностью.

В современном производстве измельчённую древесину варят в растворе каустической соды или других веществ до получения рыхлой волокнистой массы. Бумажную массу помещают на сетчатую ленту конвейра, продувают воздухом, а затем прокатывают между валками, чтобы получилась бумага.

В качестве сырья для производства бумаги используют не только древесину. Например, высшие сорта бумаги для печатания банкнот и важных документов делают из хлопчатобумажного и льняного тряпья. Бумага из такого сырья получается очень гладкой и прочной.

Каждый житель Земли расходует в среднем около 300 кг бумаги в год. Примерно половина этого количества используется повторно для изготовления газетной, туалетной, обёрточной и прочих видов низкокачественной бумаги. Остальная бумага попадает на свалки.



Предварительный просмотр:

 Кто и когда придумал бумагу.

В наши дни бумагу изготавливают во всем мире. Ежедневно мы используем ее, когда читаем газеты, журналы и книги, дети обучаются в школе по учебникам из бумаги, пишут в тетрадях, выполненных из этого же материала.
Список можно продолжать бесконечно, но кому же мы обязаны ее появлением? Кто и когда придумал бумагу?

Когда была изобретена бумага?

По общепринятой версии, бумага была изобретена в 105 году нашей эры. Однако сам материал для письма возник задолго до этого. Одной из самых ранних письменных принадлежностей в истории человечества был папирус, который жители Древнего Египта изготавливали из растения семейства осоковых.

Сегодня в музеях, посвященных египтологии, можно увидеть старинные иконографии с изображением папируса, датируемые III тысячелетием до нашей эры. Впоследствии для письма использовали шелковые ткани, производимые из бракованных коконов шелкопряда, а затем – пеньку, которую делали из конопляных волокон.

http://www.vseznaika.org/wp-content/uploads/2015/10/pic-00183.jpg

В 105 году произошел настоящий прорыв в бумажной индустрии, благодаря которому весь мир получил возможность писать на бумаге.

Кто изобрел бумагу?

Создателем бумаги стал китайский евнух Цай Лунь, служивший при императоре из династии Хань. Будущий изобретатель родился в городе Гуйян (ныне – Лэйян), в 75 году поступил в императорский дворец, а в 89 году получил должность в учреждении, которое занималось перезарядкой оружия.

К тому времени документы в Китае писались на бамбуке или костях животных. Они имели большой вес и были неудобными для перевозки, поэтому в стране появилась необходимость придумать что-нибудь более легкое. Правда, был еще шелк, но стоил он дорого и по определению не мог получить широкое распространение. По этой причине изобретение Цай Луня пришлось весьма кстати.

Существует легенда, что вдохновение для создания бумаги евнух обрел во время наблюдения за бумажными осами. Эти насекомые способны самостоятельно делать материал, похожий на бумагу, путем пережевывания древесных волокон и смачивания их своей клейкой слюной.

Историки не исключают, что на самом деле бумагу изобрел кто-то из более низких слоев общества, а Цай Лунь лишь присвоил себе результаты его труда. Как бы там ни было, но в 105 году евнух представил свое изобретение императору Хэ-ди, за что получил наивысшую похвалу.

Как была изобретена бумага?

В соответствии с китайскими летописями, чтобы получить бумагу, Цай Лунь использовал в своей работе древесную золу, пеньку, волокна тутового дерева и старье тряпье. Все ингредиенты он тщательно измельчил и перемешал с водой.

Дополнительно изобретатель создал специальное приспособление в виде деревянной рамки с бамбуковым ситом внутри, на которое выложил полученную смесь и выставил для просушки на солнце. Затем высушенный материал был разглажен камнями. В итоге получились тонкие, плотные листы, на которых было удобно делать записи.

С течением времени процесс был запущен в массовое производство. Бумагу изготавливали на водяных мельницах, но перед просушкой на солнце клали под пресс и подвергали сильному сжатию. В некоторых случаях в чаны с бумажным сырьем добавляли клей, благодаря чему при письме на таких листах чернила не растекались.

Древняя бумага была не совсем качественной и включала в себя цельные древесные волокна и даже кусочки тряпок, однако со временем китайская технология изготовления была усовершенствована и получила признание во всем мире.

Когда бумага попала в другие страны?

Распространение бумаги за пределы Китая продвигалось достаточно сложно. Долгое время техника ее изготовления держалась в секрете, но к VII столетию первые бумажные листы появились в Японии и Корее, а в IX веке – в арабских странах.

Европейцы смогли воспользоваться настоящей бумагой только в XI–XII столетиях. В эпоху Ренессанса в моду вошли бумажные обои, а к XV веку, в связи с появлением книгопечатания, в большинстве европейских государств уже существовали многочисленные бумажные фабрики.



Предварительный просмотр:

Что такое макулатура?

Само слово макулатура имеет немецкие корни. Немецкий вариант — Makulatur, происходит от латинского maculo, что означает «пачкаю», тогда как современная трактовка данного слова означает изделия из бумаги, картона и другие бумажные отходы, бывшие в употреблении.

 Макулатура, как сырье, имеет одно отличительное свойство от других видов сырья и заключается оно, в возможности вторичной переработки, что в свою очередь, позволяет получить совершенно новые изделия из бумаги, различные виды упаковочного материала, кровельные и изоляционные материалы.

Такое использование, бывшей в употреблении бумаги, позволяет существенно экономить древесину, основной заготовительный материал для производства бумажных изделий. Не секрет, что использование макулатуры, позволяет существенно сэкономить и сохранить лесные ресурсы.

 Всего одна тонна макулатуры, полностью использованная в переработке, позволяет сохранить до 4 м3 ценной древесины и всего 100 кг. вторичного сырья дает возможность сохранить живым в природе, одно дерево.

Одно из главных качеств бумажных изделий заключается в том, что вторичная переработка может осуществляться несколько раз, при этом каждый раз на выходе, удается получить новые виды бумажного сырья, которые успешно используются в дальнейшем.

Помимо массового сбора вторичного сырья на предприятиях, организован прием макулатуры у населения. Для того, что бы сбор макулатуры развивался более активными темпами, разработана целая система стимуляции сборщиков макулатуры, которые за определенную цену, установленную в виде тарифов, сдают собранное сырье на специализированные предприятия. Задача этих предприятий, создать организованный сбор макулатуры в регионе и в последствие, после тщательной сортировки, отправить крупные партии макулатуры на переработку, которой занимаются уже бумажные фабрики и комбинаты.

 



Предварительный просмотр:

«Как макулатура спасает наши леса?»

 Ежедневно люди используют в офисах, домах, на общественных мероприятиях множество бумажной продукции, которая после употребления идёт на утилизацию, попросту выбрасывается.

А ведь это вторсырье, которое при правильном обращении, со стороны населения, может приносить финансовую прибыль, а, главное, экологическую пользу. Если кто не знает, сколькими килограммами макулатуры спасают дерево, то достаточно всего лишь 100 килограмм.

Соотношение количества природных ресурсов к 1 кг макулатуры.

К примеру, всего лишь один обычный офис, в котором работает 10 человек, за год может вырабатывать не менее тонны бумажных отходов, если это вторсырье сдать на переработку и вторичное производство, то можно:

  • сохранить 10 деревьев;
  • сэкономить 20 000 литров запасов воды;
  • получить 1000 кВт электроэнергии;
  • а, главное, уменьшить опасные для природной среды выбросы СО2 на 1700 кг.

В последние пару десятков лет, жители не только России, но и всего мира слишком не рационально распоряжались природными ресурсами, и если не изменить отношение к природе, то экологическая катастрофа практически неизбежна.

Важность в сохранении деревьев и зелёных насаждений для экологии.

Для предотвращения нежелательного исхода, а также для спасения зелёных насаждений, в России действует акция, по сбору макулатуры, которая относится к каждому жителю. Её суть, заключается в том, чтобы:

  • убедить людей бережно относится к природным материалам и ресурсам, в том числе и бумаге;
  • не выбрасывать ее в мусор, а проводить регулярный сбор и сдачу в соответствующие службы;
  • заниматься переработкой и производством из вторичного сырья;Сохрани дерево сдай макулатуру
  • уменьшить вырубку деревьев.



Предварительный просмотр:

«Наша книжка заболела».

Книга – удивительная вещь. Сложили вместе листы бумаги, на них какие – то значки поместили, точки, крючки да закорючки. Глаза наши смотрят на таинственные закорючки, и вдруг начинается удивительное волшебство: книга начинает с нами говорить.

Книга поможет узнать обо всём и про всех понемножку.

Жизнь книги, как и жизнь человека, полна опасностей. Книги гибли при нашествии врагов, при пожарах, наводнениях и других бедствиях. Когда приближался неприятель, люда уносили с собой не только хлеб и воду, но и книги.

К сожалению ребята не всегда может человек починить книгу,  чтобы книга хранилась долго мы должны помнить:

-Книги боится дождя и снега. У намокшей книги коробятся страницы, разбухает и отклеивается переплёт.

-Книга боится сырости, потому, что могут покрыться плесенью.

-А еще книги стареют от солнца, их обложки очень сильно выгорают, стареют от времени, к сожалению время безжалостно к ним.

- Конечно же книги боятся огня.

       Книги — как люди : рождаются, живут,  они как и люди могут болеть, а заболев нуждаются в лечении. Для людей есть поликлиники, больницы. Для «больных» книг тоже есть специальные лечебницы, называются они переплетными и реставрационными мастерскими . Люди работающие в них возвращают книгам цветущий вид, однако все знают , что любую болезнь легче предупредить , чем вылечить.

"Правила обращения с книгами". 
· Не рисовать, не писать ничего в книгах; 
· Не вырывать листы, не вырезать картинки; 
· Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы; 
· Не читать книги во время еды; 
· Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок; 
· Пользоваться закладкой.

Прошу не драться, не кидаться.

И с книгой в ванне не купаться.

И вам сейчас сказать спешу:

Все книги я любить прошу.



Предварительный просмотр:

«Деревья наши друзья»

Дерево - живое, доброе существо, похожее на человека. Руки - веточки, туловище - ствол, ноги - корни. У дерева тоже есть кровь, это сок, который движется по стволу. Дерево умеет «разговаривать» - шелест листьев, удары веток друг о друга на ветру. Есть душа - это птицы, животные, насекомые, которые живут на дереве. Дерево нас радует цветением, угощает плодами. 
Деревья - это главные помощники человека, также оно символизирует семью (предки, родители, дети). 
Деревья, как дети, которых тоже нужно кормить, поить, заботиться о них, разговаривать с ними и главное 
любить, что дано матушкой природой!!!

Деревья верные друзья и помощники человека. Без них была бы не возможна жизнь на Земле. Лист дерева маленькая лаборатория, где из чистой воды и солнечного света готовится чудесное кушанье - чистый воздух. Деревья и другие растения производят кислород газ, необходимый для дыхания человеку и животным. Леса краса и гордость нашей планеты. Они очищают воздух. Зеленой стеной встают леса на пути шума и пыли. Представьте себе, что с открытого места (например, с поля) сильный ветер, несущий с собой множество пылинок и песчинок, перелетел в густой лес. Здесь, среди деревьев, скорость ветра уменьшается, и пылинки, которые он нес с собой, оседают на листьях. Потом пылинки с листьев смывает дождь.

Из древесины человек делает дома, мебель, бумагу, музыкальные инструменты и многое другое. Под густой кроной дерева можно переждать ливень и укрыться от солнечных лучей в летний зной. Лес это большой дом, где живут птицы и звери. Приходя в лес, вы как бы приходите к ним в гости. Лес щедрый хозяин, он дарит своим гостям подарки: ягоды, грибы и свежий воздух. Но и вести себя в лесу надо так, чтобы не побеспокоить его обитателей, занятых своими делами. Нельзя понапрасну ломать ветви деревьев, ранить их стволы. Ведь деревья живые, просто они не умеют двигаться и говорить. Нельзя громко кричать: ваш голос может спугнуть птицу, высиживающую птенцов, она улетит, яйца остынут и птенцы погибнут. Обязательно нужно гасить за собой костер, если ты его разжигал. Помните, что вы люди самые совершенные создания природы, а это значит, что ты в ответе за птиц и зверей, травы, цветы и деревья.

Давайте рассмотрим: как устроено дерево? У любого дерева есть несколько частей. Во-первых, это корни. Корень очень важная часть дерева: он закрепляет растение в земле, поглощает из неё воду и питательные вещества и "кормит" ими остальные части дерева. Корни некоторых деревьев уходят в почву на глубину несколько десятков метров. Во-вторых, это ствол. Он унесет на себе его крону (ветви с листвой) - это третья часть дерева. По форме кроны можно уже издалека отличить одно дерево от другого. Ствол обычно покрыт корой - это четвертое. Кора защищает "тело" дерева. Каждый год на дереве вызревает множество плодов - это пятое, внутри которых спрятаны семена. Семена - это шестое и считают их детьми растений. Если семя упадет на благодатную почву, то из него вырастет новое деревце. Вообще же деревья живут очень долго. На земле растут "долгожители", которым исполнилась уже не одна тысяча лет.

Давайте рассмотрим: как устроен лист? Он крепится к ветке с помощью черешка. Лист может быть цельным (как листья вяза и берёзы, а может быть разделен на несколько лопастей (как листья клёна, и дуба) или более мелких листочков (как листья каштана или рябины). Если внимательно присмотреться к листу любого дерева, то станет видно, что лист расчерчен тонкими черточками. Это жилки листа. Обычно одна из них основная, она делит листок пополам, а от нее, как ручейки, разбегаются боковые жилки. Край листа может быть ровным (такой лист называется цельнокроеным, волнистым (как у дуба) или напоминающим зубья пилы (он так и называется пильчатый).



Предварительный просмотр:

«Какую пользу приносит лес»

Лес приносит человеку очень большую пользу.

Лес даёт ценный строительный материал — брёвна, доски. Из стволов деревьев делают железнодорожные шпалы, подпорки для крепления подземных коридоров в шахтах.

Из дерева изготовляют мебель, бочки, фанеру, ящики для упаковки товаров, применяемые в комнатах, на кухнях, в офисах, на предприятиях. Древесную муку используют для изготовления такого интересного материала, как натуральный линолеум для кухни. Из дерева делают спички и спичечные коробки, ручки и карандаши.

Бумага, на которой ты пишешь, и книги, по которым учишься, тоже приготовлены из деревьев. Из них же получают уксусную кислоту, скипидар, дёготь.

В местах, богатых лесом, его используют как топливо.

Лес снабжает человека пищей; грибами, ягодами, мясом зверей и птиц. Мех лесных животных идёт на приготовление тёплой одежды. В лесах растёт много растений, из которых делают всевозможные лекарства.

Почва в лесу покрыта мхом, опавшей хвоей, перепревшими листьями. Они хорошо удерживают воду, выпадающую в виде дождя и снега. Под тенью деревьев и кустарников влага испаряется гораздо медленнее, чем на открытом месте. Просочившаяся в землю вода питает ручьи и реки. Поэтому там, где много лесов, реки полноводнее.

Леса служат хорошей защитой полей от засухи. Вот почему в засушливых местах вокруг полей сажают лесные защитные полосы.

Лес используют для борьбы с сыпучими песками. Корни деревьев и кустарников сильно разрастаются в песке и удерживают его около своих корней. Это не позволяет ветру передвигать песок с места на место и засыпать им поля, сады и огороды.

В лесном воздухе мало пыли. По сравнению с воздухом городов он содержит больше кислорода и меньше углекислого газа. Лесной воздух очень полезен для здоровья. Поэтому среди лесов устраивают детские лагеря, лесные школы для больных детей, дома отдыха и санатории.

По лесным тропам любят путешествовать туристы.

Леса нужно охранять от порубок и пожаров.



Предварительный просмотр:

 «Лесные жители».

                Здравствуй, лес!

                Здравствуй, лес, зеленый лес,

                Полон сказок и чудес,

                Ты о чем шумишь листвою

                Ночью темной, грозовою?

                Что там шепчешь на заре,

                Весь в росе, как в сентябре?

                Кто в глуши твоей таится?

                Что за зверь? Какая птица?

                Все открой, не утаи:

                Ты же видишь – мы свои!

Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разнообразные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. Животные находят в лесу разнообразную пищу, убежище, устраивают место для выведения потомства – норы, гнезда, берлоги. Сегодня мы поговорим о животных и птицах, живущих в лесу.

                

Не мышь, не птица

В лесу резвится,

На деревьях живет

И орешки грызет. (Белка.)

Рассказ о белке.

        Белка строит гнездо из веток на елке и спит в нем зимой, накрывшись пушистым хвостом, как одеялом.

        Осенью белочка запасает орехи, желуди и сушит много грибов на ветках. Грибы она выбирает самые лучшие. Кроме запасов белка любит полакомиться зимой сосновыми шишками.

Белка строит гнездо из веток на елке и спит в нем зимой, накрывшись пушистым хвостом, как одеялом.

        Летом шерсть у белки рыжая и короткая, а зимой белка обрастает пушистым голубоватым мехом. Белка – очень подвижный и ловкий зверек. Когда она прыгает, с дерева на дерево, то расправляет свой пушистый  хвост, и он – как парашют – поддерживает ее в воздухе, помогает ей сохранять равновесие.

                

Желтая хозяюшка

Из лесу пришла,

Всей кур пересчитала

И с собой унесла…(Лиса).

Рассказ о лисе.

        У лисы густая рыжая шубка, очень пушистый хвост, острые ушки, живые умные глаза.

Нору лиса роет среди камней, корней деревьев или в расщелинах скал. Но любит лиса занимать чужие норы. Особенно нравится ей нора аккуратного барсука.

        Чего только не едят лисы: белок, зайцев, оленят, птиц и их яйца. Любят полакомиться мышами, ящерицами, лягушками, насекомыми. Следовательно, лиса – хищное животное.

        Очень красив у лисы хвост. Лиса без хвоста пропадет. Погонятся за ней собаки и быстро ее поймают, бесхвостую. А с хвостом лиса их обманет: поведет хвостом вправо, а сама влево метнется, так и уйдет рыжая плутовка от погони.

                        

Под кустами,

Под елками

Катится клубок с иголками. (Еж).

Рассказ о еже.

        У ежа короткое туловище, длиной до 25 см, остренькое рыльце, маленькие глазки, коротенькие ножки. Все эти зверьки усыпаны иголками, кроме морды, головы и живота. Мышцы помогают им сворачиваться в колючие шары, когда грозит опасность. Иголки имеют длину до 2 см.

        На зиму ежи впадают в спячку, отыскивают чужие норы и устраиваются в них. Питаются жужелицами, лягушками, мышами, насекомыми. Могут есть грибы и ягоды. Но у ежей, даже таких колючих, есть враги. Так, лиса катит ежа в воду – он разворачивается, и она его съедает.

            Ежи приносят людям пользу, уничтожая мышей, вредных насекомых. Люди ценят это и на дачах часто прикармливают ежей. Им оставляют на ночь косточки, мясо, кашу и молоко.

        

Серовато, зубовато –

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (Волк).

Рассказ о волке.

        Волк – крупный зверь, напоминает собаку; «Серый, зубатый, злой…» - так говорят о нем.

        Мех у волков густой и длинный, состоящий из двух слоев, помогая согревать их в зимнюю пору.

        Волк ест все, что может поймать, и всех, кто слабее его. В рацион питания входят: олени, лоси, косули, кабаны, антилопы. В летний период едят рыбу, птиц, лягушек, гусей и уток.

        Зимой волки собираются в стаи. Вожак в стае – самый сильный и опытный волк, он выводит стаю на добычу.

         Волк – охотник способный одолеть зверя в десять раз тяжелее его самого. Его единственное оружие – это нос и острые зубы.

Маленький, беленький:

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык. (Заяц).

Рассказ о зайце.

        У зайца много врагов: и волки, и лисы, и хищные птицы. Но не так просто поймать зайца. Летом все зайцы серые, а зимой – белые, чтобы лучше маскироваться в лесу. Лапы у зайца широкие и пушистые, собаки по снегу его не догонят, по сугробам заяц бежит, как на лыжах.

         Когда на него нападает орел, он ложится на спину и отбивается задними лапами.

         Заяц – растительноядное животное. Летом он  охотно поедает злаки, лишайники, овес и клевер. Зимой, когда большинство пищи находится под снегом, он поедает кору различных деревьев и кустарников.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось).

Рассказ о лосе.

         «Лесной великан», - говорят о лосе. У лося широкие тяжелые рога, похожие на лопаты. Самцы сбрасывают рога в начале зимы, а новые начинают расти только весной.

        Лосю не страшны ни болота, ни глубокие снега.

Питается листьями деревьев и кустарников, а также травой, грибами и ягодами; зимой переходит на веточный корм, кору молодых осин и сосен.

        Лось – мирное животное, но если на него нападут волки, он защищается и рогами и копытами. Только голодные волки осмеливаются напасть на лося.

Рассказ о глухаре.

        Посмотрите на эту красивую крупную птицу – это глухарь. Он немного неуклюж, тяжеловат и пуглив. Ходит очень быстро, а вот полёт у него тяжёлый и шумный.
Весь день глухари любят проводить на лесных полянах. Здесь им проще отыскать сочную траву, почки, ягоды и различных насекомых. Ближе к ночи глухари взлетают на деревья, где и ночуют.
         Свои гнёзда глухари вьют прямо под деревьями, причём очень часто делают это вблизи дорог и тропинок.

Рассказ о дятле.

        Один из голосов, который мы   слышим в лесу – голос дятла. Но правильнее сказать, что мы слышали не его голос, а звуки «тук-тук-тук». Целыми днями он стучит по стволу дерева – работает в своей «кузнице». Найдёт дятел в лесу дерево с расщелиной – и устроит в ней свою «кузницу». Таскает туда еловые шишки и достаёт языком из-под чешуек семена. Расклюёт одну – летит за другой. В народе дятла называют «лесным доктором», т. к. он уничтожает насекомых-вредителей.

Рассказ о сороке.

        Сорока строит гнездо из сухих ветвей, покрытых слоем глины и грязи высоко над землей в кроне деревьев. Лакомиться сорока насекомыми, гусеницами, мелкими животными.  

Рассказ об иволге.

        Её голос напоминает игру на флейте. Но тут же мелодичное пение могут заменить такие звуки, что хоть уши затыкай - будто кошке на хвост наступили. Поверить трудно, но и неприятные звуки издаёт тоже птица. Недаром иволгу зовут и лесной флейтой и лесной кошкой.

ЛЕС – БОГАТСТВО И КРАСА, БЕРЕГИ СВОИ ЛЕСА!