Главные вкладки
Методическая работа
Методические материалы по преподаванию русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 442.08 КБ |
![]() | 17.85 КБ |
![]() | 298.66 КБ |
![]() | 1.25 МБ |
![]() | 120.5 КБ |
![]() | 101.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность темы Проблема творчества - проблема века, так как разбуженное в какой-либо области знаний творческое начало служит импульсом к более многостороннему развитию и стимулом творческого подхода к любой работе.
«Творчество» - это успешный полет мысли за пределы неизвестного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее. (П.Хилл) это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях. Это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. это « взаимодействие, ведущее к развитию » . А.Я. Пономарев
Выделяются творческие способности:
Критерии творческой активности учащихся психологические задатки; способность к концентрации внимания; интеллект; память, воображение; личностный статус; мотивация достижений; привычки; талант; устремлённость; цели и ценности ребёнка (здоровье, материальные блага, общение).
Препятствия, стоящие на пути развития творческого потенциала в отсутствие единства мнений по поводу того, что такое творчество и чем оно отличается от интеллекта отсутствие учебных пособий, материалов, упражнений и заданий в этой области непонимание его сущности, приводящее к задержке развития творческого мышления учащихся
Модель творчески активной личности учащегося : с высоким и средним уровнем интеллекта, с развитыми познавательными способностями; с познавательной Я –концепцией; с сформированной мотивацией достижения и внутренней мотивацией учения; обладающего коммуникативными навыками, открытого и доброжелательного; умеющего работать в коллективе и одновременно иметь независимость в мышлении; способного высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое; с богатым воображением.
Модель учителя, развивающего творческую активность учащихс я Доброжелателен и чуток. Разбирается в психологии детей, в том числе одаренных. Имеет высокий уровень интеллекта. Широкий круг интересов и умений. Имеет живой и активный характер. Проявляет гибкость. Готов к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию. Имеет творческое мировоззрение. Обладает жизнестойкостью. Имеет позитивную Я – концепцию. Обладает целеустремленностью и настойчивость. Обладает зрелостью – четким осознанием своих целей и задач для полного раскрытия своих способностей. Владеет передовыми технологиями обучения и воспитания, в том числе, связанными с развитием творческой активности.
создание психолого-педагогических условий, ориентированных на способности, возможности и здоровье ученика, его потенциальные ресурсы, способствующие личностному и интеллектуальному развитию учащегося. Цель: ДИВЕРГЕНТНОСТЬ – способность мыслить в разных направлениях, т. е. анализировать объект с разных сторон.
1 2 3 4 5 Задания на обычных уроках русского языка, способствующие формированию и развитию творческих способностей. Эвристическая задача ; . корректирование и редактирование текста; этимологические экскурсы ; опора на языковой текст. составление опорных сигналов;
1 Сопоставьте параграф 31 учебника по русскому языку С.Г.Бархударова и параграф 192 учебника теории В.В.Бабайцевой . Что общего и в чем отличие в изложении материала ? 2 ЧТО СО МНОЙ? Вы – мартовский снег. Каким он был зимой? Царственный, величественный, искрящийся, сверкающий, порхающий. А какой он в марте? Ноздреватый, грязный жалкий, осевший, пропитанный влагой. Что чувствует мартовский снег? От первого лица напишите откровенное признание снега, включая в текст обособленные определения . 3 Выполните упражнение 291 по заданию учебника.
Уроки развития речи (русский язык)– это уроки творчества Творческий диктант – собирательное название разнообразных упражнений творческого характера Работа по развитию речи учащихся на основе иллюстративного материала Изложение Сочинения
Работа по развитию творческих способностей учащихся на уроках литературы Отражение наблюдений в рисунках, иллюстрациях Творческое чтение Проблемные вопросы Написание сценария мультфильма Выразительное чтение, инсценировки сказок или других произведений
Метод творческого чтения Метод творческого чтения — метод обучения чтению художественных произведений, направленный на активизацию деятельности и использующий творческие приемы работы взрослого и детей (С. И. Абакумов). В основу метода положен принцип связи чтения и понимания прочитанного с жизнью и деятельностью детей. Ребенку предоставляется возможность объяснить прочитанное и реконструировать образы после чтения всего произведения; для этого используются лепка, рисование, аппликация, пение, музыка, театральная деятельность и т. д. Среди словесных методов широко применяются рассказы по аналогии, продолжение сюжета, словесное рисование, чтение произведения по ролям; чтение с описанием положений, действий, выражений лиц, поз и интонации, обстановки, которые были бы необходимыми для живого действия; пересказы (выборочный и творческий), выразительное чтение наизусть, драматизации, издание литературных журналов и т.д .
«Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой , мы команда одного корабля». А. де СЕНТ- ЭКЗЮПЕРИ
Предварительный просмотр:
План работы по теме самообразования
учителя русского языка и литературы МБОУ «Саранпаульская СОШ» Сороки Н.А.
Тема: «Развитие творческих способностей у обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности».
Актуальность:
Одной из актуальных проблем образования в настоящее время является развитие
творческих способностей личности. Решение данной проблемы требует не только
выявления и познания общих закономерностей творческой деятельности школьников, но
и разработки новых приемов и методов целенаправленного, развития творческих
способностей учащихся. Современная общеобразовательная школа ориентирована на
принципы развивающего обучения, обеспечивающего формирование творческой
личности через учебную деятельность. Но прежде, чем вести учащихся к активной
творческой деятельности на уроке, необходимо осмысление структуры творчества,
творческих способностей, механизмов и способов их стимулирования. Знание методики,
основных этапов развития творческих способностей ученика, умение управлять
процессом этого развития - одна из задач современной педагогики.
Цели:
- повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя русского языка и литературы;
- развитие творческих способностей учащихся через разнообразные формы творчества на уроках русского языка и литературы;
- раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций
Задачи:
- Изучить теоретический материал и передовой опыт ведущих педагогов по данной теме.
- Провести диагностику по определению творческого мышления у учащихся;
- Включить в содержание уроков разные виды творческих работ;
- Провести анализ проведенной работы.
Этапы | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый промежуточный результат |
Теоретический | Изучение методической литературы, различных программ и публикаций в периодических изданиях. | Сентябрь – октябрь | Накопление новой методической и научной информации |
Диагностический | Анализ методической литературы, различных программ и публикаций в периодических изданиях. Изучение методики определения оригинальности мышления по рисункам, (Тесты Торренса). Проведение промежуточной диагностики творческой активности учащихся при помощи следующих методов: - наблюдения; -беседы; - анкетирования; -тестов. | Сентябрь – октябрь | Выявление уровня творческого мышления у учащихся |
Активизация | Обучение на вебинарах, участие в конференциях. | Сентябрь – апрель | Накопление портфолио по теме самообразования; Определение методов повышения уровня творческого мышления. |
Практический | Участие в конкурсах и олимпиадах разных уровней. Выполнение творческих заданий (изложений, сочинений, олимпиадных заданий) на уроках и занятиях внеурочной деятельности. Применение тестов Торренса в качестве разминки на уроках. Организация круглых столов по темам учебных программ; Обсуждение проблемных ситуаций на уроках и занятиях внеурочной деятельности. Развитие навыков работы в группах и парах. Обмен опытом. | Октябрь – май | Повышение уровня творческого мышления учащихся; развитие нестандартного мышления; развитие у учащихся способности построения своего образа мира, своего мироощущения и самого себя в этом мире. |
Аналитический | Оценка результативности. Аналитический отчёт. Разработка новых форм, методов и приемов обучения. Создание комплектов педагогических разработок. Обобщение опыта. Выработка рекомендаций. | Апрель – май | Защита творческих и исследовательских работ участников. Анализ результатов итоговой аттестации (контрольных работ, тестов) |
Использованная литература:
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
- Основные современные концепции творчества и одаренности. Под ред. Д.Б. Богоявленской 1997.
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете «».
Слайд 1. Читательская грамотность.
Ни для кого не секрет, что жизненные условия меняются постоянно. С раннего детства каждый знает сказку о Буратино, которого обманули лиса Алиса и кот Базилио. Им удалось это сделать, потому что он вовремя не получил образование — не воспользовался своей «Азбукой».
Точно так же угрозы подстерегают и современного человека, не получившего необходимые знания, — например, в интернете, когда мошенники просят назвать номер кредитной карты, или при совершении покупок, когда переплачиваешь за товары и услуги из-за нежелания получить о них исчерпывающую информацию. Люди подписывают банковский договор не читая, а потом удивляются, откуда берутся высокие проценты и иные неприятные условия.
Все это происходит, потому что мы живем в информационном мире, и количество информации, поступающей через разные каналы, растет по экспоненте. Необходимо учиться с этой информацией работать, структурировать ее, сортировать, относиться с известной долей критики и выбирать ту, которая нужна.
Слайд 2. Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. Читательская грамотность — способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и участвовать в социальной жизни
Слайд 4. Для того чтобы умения были сформированы, детей нужно учить:
- различать свой личный опыт и реальность текста;
- отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;
- перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;
- работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;
- собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях;
- переформулировать вопрос и сообщения текста;
- использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах;
- выражать свои мысли письменно.
Слайд 5. Какие умения входят в понятие читательской грамотности
Поиск информации в тексте
Это включает просмотровое чтение для нахождения в нём нужной информации, а также сам поиск и выбор этой информации. Для этого нужно регулировать свою скорость чтения — быстро проскакивать неподходящие разделы (ориентируясь, например, по подзаголовкам), а разделы с нужной информацией изучать внимательно.
Понимание смысла
Это означает понимание как буквального смысла содержания текста, его основной идеи, так и скрытого смысла (например, переносного значения, намёков — проще говоря, умение читать между строк). Кроме того, для понимания нужны такие навыки, как интеграция — то есть сопоставление, способность установить связи между различными частями текста или отдельными текстами, в том числе противоречивыми. Также нужно уметь формулировать выводы из прочитанного.
Оценивание качества и достоверности
Читающему нужно установить, является ли информация достоверной, актуальной, точной и непредвзятой. Для этого надо уметь оценивать источник информации (то есть задаться вопросом, компетентен ли автор в вопросе, о котором пишет), время и цель написания текста (как давно это было написано и актуально ли с учётом текущих реалий, не пытается ли автор манипулировать сознанием читателя, преследуя свою выгоду).
Осмысление содержания и формы
Это оценка качества и стиля текста — насколько адекватно они выражают цель и точку зрения автора. Также это умение сопоставить различные точки зрения, в частности за счёт опоры на знания и опыт самого читателя.
Обнаружение и устранение противоречий
Сравнив информацию из разных текстов, читающий может обнаружить противоречия между ними. Ему необходимо осмыслить это противоречие и понять, как разрешить его (проще говоря — определить, какая точка зрения правильная). Для этого надо оценить и источники, и логику автора, и обоснованность предъявленных им утверждений.
Слайд 7. Этапы работы с текстом
Слайд 8 – 14 . Уровни читательской грамотности согласно тесту PISA (Programme for International Student Assessment)
Уровень | Какие навыки включает |
6 | Понимать длинные и абстрактные тексты, где информация спрятана в глубинных слоях. Сравнивать, противопоставлять и интегрировать противоречивые точки зрения, используя множество критериев и формулируя выводы на основе информации из разных частей текста. Глубоко размышлять об источнике текста во взаимосвязи с его содержанием, используя внешние по отношению к тексту критерии. Выявлять и разрешать межтекстовые расхождения и противоречия, формулируя выводы об источниках информации, их явных или личных интересах и других подсказках относительно достоверности информации в тексте. |
5 | Понимать длинные тексты и строить рассуждения, основанные на их глубоком понимании. Находить в тексте релевантную заданию информацию, даже если её трудно заметить. Формулировать свои гипотезы и критически оценивать гипотезы из задания, опирающиеся на конкретную информацию. Различать факты и мнения применительно к сложным или абстрактным утверждениям. Оценивать нейтральность и предвзятость текста на основе явных или неявных признаков, относящихся к содержанию текста или источнику информации. Формулировать выводы относительно достоверности утверждений или выводов, предлагаемых в тексте. |
4 | Понимать расширенные отрывки в простом (один источник) или множественном (несколько источников) тексте. Сравнивать точки зрения и делать выводы на основе нескольких источников. Искать, находить и интегрировать несколько единиц информации, притом что они могут сбивать с толку. Оценивать связь между конкретными утверждениями и общей позицией или по теме. Сравнивать и противопоставлять утверждения, явно высказанные в нескольких текстах, оценивать достоверность источника. |
3 | Понимать буквальное значение простого текста (один источник) или множественного текста (несколько источников) при отсутствии явных содержательных или организационных подсказок. Соотносить несколько частей текста и определять их основную идею, понимать их взаимосвязь. Делать как базовые, так и более сложные выводы. Находить в тексте информацию на основе косвенных подсказок, даже если она там представлена в неявном виде или среди противоречий. Размышлять над фрагментом текста или несколькими текстами, сравнивать и противопоставлять точки зрения нескольких авторов, основанные на явной информации. |
2 | Определять основную мысль в отрывке текста умеренной длины. Понимать взаимосвязь или истолковывать значение в ограниченном отрывке, где информация представлена в неявном виде или есть отвлекающая информация. Формулировать простые выводы. Находить одну или несколько единиц информации на основе нескольких критериев, частично неявных. Размышлять об общей цели текста, когда она явно выражена, или о цели конкретных деталей в тексте умеренной длины. Сравнивать короткие, явные утверждения. |
1 | Понимать буквальное значение предложений или коротких отрывков, основную тему или цель автора (если тема знакомая). Устанавливать простую связь между несколькими смежными фрагментами информации или между информацией из текста и своими знаниями. Отделять основную идею от несущественных деталей в простых текстах с явными подсказками. |
Умения по уровням:
Найти и извлечь
• Просмотр текста и нахождение информации - просмотр текста позволяет выявить необходимую информацию, которая может представлять собой несколько слов, предложений или цифр.
• Поиск и извлечение информации из текста - поиск информации среди нескольких текстов позволяет выбрать наиболее подходящий текст с учетом условий задания.
Интегрировать и интерпретировать
• Выявление буквального смысла - понимание буквального смысла предложений или коротких отрывков, который обычно также заложен в вопросе посредством перефразирования информации, данной в предложении или отрывке.
• Обобщение и формулирование выводов - суммирование информации, данной в предложениях или целом отрывке. Такие задания требуют от учащегося сформулировать основную идею, написать краткое изложение или придумать название для отрывка.
• Обобщение и формулирование выводов на основании информации, данной в нескольких источниках - интеграция фрагментов информации, извлеченных из двух или более текстов.
Осмыслить и оценить
• Верификация текста - оценка достоверности, актуальности, точности, объективности информации в тексте. Читатели должны оценить источник информации, проанализировать содержание и форму текста, т.е. определить, как автор подает информацию.
• Размышление над содержанием и формой - оценка способа выражения точки зрения автора и/или его цели. Такие задания часто требуют от учащегося обратиться к собственному опыту и знаниям, чтобы сравнить и сопоставить разные взгляды или сформулировать свою точку зрения.
• Обнаружение и устранение противоречий - определить, как согласуются составные тексты и их фрагменты. Если существуют противоречия, необходимо понять, какими способами их возможно устранить. Например, для решения задания вида «Обнаружение и устранение противоречий» от учащегося может потребоваться установить, придерживаются ли два автора единой позиции по какому-либо вопросу, или определить точку зрения каждого из них. Кроме того, такие задания требуют от учащегося проанализировать достоверность источников и наглядно продемонстрировать, что автор использует в тексте только ту информацию, которая была взята из надежных источников.
Воспитание квалифицированного читателя предполагает развитие разных видов чтения. Изучающее чтение («медленное» чтение, позволяющее полностью понять содержание текста в целом).
Ознакомительное чтение: ознакомление с основным содержанием текста, полнота понимания составляет около 75% (mainideasandsupportingdetails).
Просмотровое чтение, цель которого –определить ключевые вопросы текста. При таком виде чтения важно знакомство с заголовочно-финальным комплексом (ЗФК).
Поисковое (аналитическое, изучающее, смысловое) чтение, цель которого –поиск информации в тексте.
Типовые примеры формулировок заданий на нахождение и извлечение информации:
•Какова цель автора текста?
•Какое из приведенных ниже названий может быть заглавием к тексту?
•Какая информация в тексте является главной, а какая – второстепенной?
•Из приведенных ниже вопросов выберите тот, на который нельзя получить ответ, прочитав текст.
•Какая иллюстрация в наибольшей степени подходит к тексту?
•Объясните назначение иллюстрации к тексту.
•Поясните следующую фразу из текста…
•Вывод какого участника диалога не основывается на информации из текста?
•Почему герой поступает так…?
•Найдите 1 сходство и 1 различие в предложенных текстах.
•Как соотносятся высказывания героев…?
Типовые примеры формулировок заданий на интеграцию и интерпретацию информации:
Для чего приведена данная информация…?
Воспользуйтесь информацией из текста, чтобы ответить на вопрос…
Типовые примеры формулировок заданий на осмысление и оценку информации:
Какова основная цель текста?
Какие из приведенных утверждений передают цель данной статьи?
Выберите из данных статей две с похожей целью.
Где можно найти задания по ЧГ?
Открытый банк заданий на сайте ФИПИ.
Где можно найти перечень умений, которые формируются в процессе формирования читательской грамотности?
Во ФГОС;
В программе освоения предмета;
В концепции преподавания русского языка и литературы;
В стандартах различных исследований.
Читательская грамотность на уроках русского языка.
Современная методика преподавания русского языка текстоцентрическая. Это означает, что работа с текстом происходит на каждом уроке. Задания по проверке сформированности ЧГ содержатся как в учебниках и многих других методических изданиях, так и в ВПР, в ОГЭ и ЕГЭ.
В учебниках тексты направлены на формирование и развитие таких умений как нахождение и извлечение информации.
В ВПР, ОГЭ и ЕГЭ – интеграция и интерпретация информации.
Например, в ВПР:
4 - 8 классы – определить и записать основную мысль текста;
5 класс – Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что … (задание 10).
4, 6, - Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
7 класс - Почему на Шаляпина в миланской опере возлагались большие надежды? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.
8 класс + – Определите и запишите микротему указанного абзаца текста.
В ОГЭ и ЕГЭ – Анализ содержания – выбрать из предложенных утверждения, соответствующие содержанию текста
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2 Читательская грамотность ─ способность человека понимать и использовать письменные тексты , размышлять о них, чтобы достигать своих целей , расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Для того чтобы умения были сформированы, детей нужно учить: различать свой личный опыт и реальность текста; отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации; перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту; работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно; собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях; переформулировать вопрос и сообщения текста; использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах; выражать свои мысли письменно.
Какие умения входят в понятие читательской грамотности?
Поиск информации в тексте Понимание смысла Оценивание качества и достоверности Осмысление содержания и формы Обнаружение и устранение противоречий
Этапы работы с текстом
Уровни читательской грамотности согласно тесту PISA ( Programme for International Student Assessment )
1 Понимать буквальное значение предложений или коротких отрывков, основную тему или цель автора (если тема знакомая). Устанавливать простую связь между несколькими смежными фрагментами информации или между информацией из текста и своими знаниями. Отделять основную идею от несущественных деталей в простых текстах с явными подсказками.
2 Определять основную мысль в отрывке текста умеренной длины. Понимать взаимосвязь или истолковывать значение в ограниченном отрывке, где информация представлена в неявном виде или есть отвлекающая информация. Формулировать простые выводы. Находить одну или несколько единиц информации на основе нескольких критериев, частично неявных. Размышлять об общей цели текста, когда она явно выражена, или о цели конкретных деталей в тексте умеренной длины. Сравнивать короткие, явные утверждения.
3 Понимать буквальное значение простого текста (один источник) или множественного текста (несколько источников) при отсутствии явных содержательных или организационных подсказок. Соотносить несколько частей текста и определять их основную идею, понимать их взаимосвязь. Делать как базовые, так и более сложные выводы. Находить в тексте информацию на основе косвенных подсказок, даже если она там представлена в неявном виде или среди противоречий. Размышлять над фрагментом текста или несколькими текстами, сравнивать и противопоставлять точки зрения нескольких авторов, основанные на явной информации.
4 Понимать расширенные отрывки в простом (один источник) или множественном (несколько источников) тексте. Сравнивать точки зрения и делать выводы на основе нескольких источников. Искать, находить и интегрировать несколько единиц информации, притом что они могут сбивать с толку. Оценивать связь между конкретными утверждениями и общей позицией или по теме. Сравнивать и противопоставлять утверждения, явно высказанные в нескольких текстах, оценивать достоверность источника.
5 Понимать длинные тексты и строить рассуждения, основанные на их глубоком понимании. Находить в тексте релевантную заданию информацию, даже если её трудно заметить. Формулировать свои гипотезы и критически оценивать гипотезы из задания, опирающиеся на конкретную информацию. Различать факты и мнения применительно к сложным или абстрактным утверждениям. Оценивать нейтральность и предвзятость текста на основе явных или неявных признаков, относящихся к содержанию текста или источнику информации. Формулировать выводы относительно достоверности утверждений или выводов, предлагаемых в тексте.
Уровень Какие навыки включает 6 Понимать длинные и абстрактные тексты, где информация спрятана в глубинных слоях. Сравнивать, противопоставлять и интегрировать противоречивые точки зрения, используя множество критериев и формулируя выводы на основе информации из разных частей текста. Глубоко размышлять об источнике текста во взаимосвязи с его содержанием, используя внешние по отношению к тексту критерии. Выявлять и разрешать межтекстовые расхождения и противоречия, формулируя выводы об источниках информации, их явных или личных интересах и других подсказках относительно достоверности информации в тексте.
Умения: Найти и извлечь Интегрировать и интерпретировать Осмыслить и оценить
Воспитание квалифицированного читателя предполагает развитие разных видов чтения. Изучающее Ознакомительное Просмотровое Поисковое
Типовые примеры формулировок заданий на нахождение и извлечение информации: •Какова цель автора текста? •Какое из приведенных ниже названий может быть заглавием к тексту? •Какая информация в тексте является главной, а какая – второстепенной? •Из приведенных ниже вопросов выберите тот, на который нельзя получить ответ, прочитав текст. •Какая иллюстрация в наибольшей степени подходит к тексту? •Объясните назначение иллюстрации к тексту.
Типовые примеры формулировок заданий на интеграцию и интерпретацию информации: Для чего приведена данная информация…? Воспользуйтесь информацией из текста, чтобы ответить на вопрос…
Типовые примеры формулировок заданий на осмысление и оценку информации: Какова основная цель текста? Какие из приведенных утверждений передают цель данной статьи? Выберите из данных статей две с похожей целью.
Читательская грамотность на уроках русского языка. Тексты учебника ВПР, ОГЭ, ЕГЭ Дидактические материалы
4 - 8 классы – определить и записать основную мысль текста; 5 класс – Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что … (задание 10). 4, 6, - Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения. 7 класс - Почему на Шаляпина в миланской опере возлагались большие надежды? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ. 8 класс + – Определите и запишите микротему указанного абзаца текста. Задания по читательской грамотности в ВПР по русскому языку.
Задания по читательской грамотности в ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Задание 6 ОГЭ и задание 22 ЕГЭ. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов
Где можно найти задания по читательской грамотности?
Где можно найти перечень умений, которые формируются в процессе формирования читательской грамотности?
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Саранпаульская средняя общеобразовательная школа»
План работы методического объединения учителей филологии
Рассмотрен и принят на заседании МО протокол №1 от. 09.2024г руководитель МО ____ Сорока Н.А. | Согласован на заседании научно-методического совета школы протокол №1 от 30.09.2024г завуч по НМР ________ М.А. Попова |
Руководитель МО
Сорока Н.А.
с. Саранпауль, 2024 год
План работы методического объединения учителей филологии
на 2024-2025 учебный год
Методическая тема: «Применение компетентностного подхода на уроках русского, английского и мансийского языков и литературы».
Цель методической работы:
Совершенствование педагогической компетенции учителей по теме «Применение компетентностного подхода на уроках русского, английского и мансийского языков и литературы» через самообразование, использование современных информационных технологий, применение дистанционных методов обучения при реализации стандартов третьего поколения.
Задачи методической работы:
1. Развитие системы проектирования в предметном и метапредметном пространстве школы через урочную и внеурочную деятельность.
2. Выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей по теме «Применение компетентностного подхода на уроках русского, английского и мансийского языков и литературы».
3. Интеграция основного и дополнительного образования.
4. Совершенствование технологий и методов работы с одаренными детьми.
Повысить квалификацию педагогов по проблемам:
1. Переход на новые учебные стандарты (Изучение нормативно-правовой, методической базы по внедрению ФГОС);
2. Проектировать образовательное содержание, направленное на формирование у школьников системы ключевых компетенций;
3. Произвести отбор методов, средств, приемов, технологий, соответствующих новым ФОП;
4. Внедрить в практику работы всех учителей МО технологии, направленные на формирование компетентностей обучающихся: технологию развития критического мышления, информационно-коммуникационную технологию, игровые технологии, технологию проблемного обучения, метод проектов, метод самостоятельной работы;
5. Накопить дидактический материал, соответствующий новым ФОП;
6. Освоить технологию создания компетентностно – ориентированных заданий;
7. Совершенствовать формы работы с одаренными учащимися;
8. Осуществлять психолого-педагогическую поддержку слабоуспевающих учащихся; использование возможностей дополнительного образования для обеспечения системы работы по подготовке к государственной итоговой аттестации;
9. Активизировать участие в интеллектуальных и творческих конкурсах;
10. Осуществлять обмен опытом среди учителей-членов МО.
Основные направления работы МО:
1. Заседания МО.
2. Повышение качества образования.
3. Применение активных форм обучения.
4. Внеклассная работа по предмету.
5. Работа с одарёнными детьми.
6. Повышение уровня профессионального мастерства.
7. Подготовка материалов для проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
8. Осуществление обмена опытом.
Основные формы методической работы:
1. Тематические педагогические советы.
2. Педагогическое самообразование.
3.Теоретические и практические семинары.
2. Методический блок.
1) Создание базы по подготовке и проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников:
2) Выработка стратегии по подготовке к ОГЭ по русскому языку.
3) Логико-смысловое моделирование как метапредметный способ работы с информацией в рамках подготовки к итоговому сочинению.
4) Объективность оценивания уровня подготовки выпускников; совершенствование системы текущего и промежуточного контроля качества; соответствие годовых оценок и результатов итоговой аттестации выпускников.
5)Утверждение состава жюри творческих конкурсов и состава комиссий муниципального этапа олимпиад по русскому языку и литературе.
6) Создание консультационной группы по подготовке к написанию сочинения в формате ЕГЭ.
Состав методического объединения
ФИО | Занимаемая должность | стаж | категория |
1. Агешина Л.Н. | Учитель русского языка и литературы | 38 | Соответствие занимаемой должности |
2.Кириченко Т.А. | Учитель русского языка и литературы, коми языка и литературы | 28 | Высшая категория |
3. Сорока Н.А. | Учитель русского языка и литературы, коми языка и литературы | 28 | 1 категория |
4. Мерова С.С. | Учитель родного языка и литературы | 28 | Высшая категория |
5. Сангаджиева И.И. | Учитель русского языка и литературы | 37 | высшая |
6. Сапрыкина Ю.А | Учитель английского языка | 22 | 1 категория |
7.Рокина Ирина Александровна | Учитель английского языка | Соответствие занимаемой должности |
Список аттестуемых педагогов в 2024-2025 учебном году
Ф.И.О. | Должность | Категория | Срок аттестации | Заявленная категория |
Рокина И.А. | Учитель английского языка | СЗД | Март 2025 г. | СЗД |
Агешина Л.Н. | Учитель русского языка и литературы | СЗД | Нноябрь 2024 г. | 1 |
Сорока Н.А. | Учитель русского языка и литературы | 1 | Март 2025 г. | Высшая |
Темы самообразования членов МО учителей филологии на 2024 – 2025 учебный год.
ФИО | Методическая тема | Представление результата (форма, место) |
1. Агешина Л.Н. | «Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках литературы» | В рамках методической недели |
2.Кириченко Т.А. | «Формирование и развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы» | В рамках методической недели |
3. Сорока Н.А. | «Использование активных форм работы при формировании читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы». | В рамках методической недели |
4. Мерова С.С. | «Современные средства обучения как инструмент активизации познавательной деятельности на уроках и внеурочной деятельности". | В рамках методической недели |
5. Сангаджиева И.И. | «Творческие задания как способ развития познавательных интересов учащихся на уроках русского языка и литературы». | В рамках методической недели |
6. Сапрыкина Ю.А. | «Система работы учителя английского языка по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР». | В рамках методической недели |
7.Рокина И. А. | «Апробация нового УМК Spootlight для 3-х, 6-х классов». | В рамках методической недели |
8. Хозяинова А.А. | «Использование инновационных технологий как средство повышения качества знаний учащихся и мотивации к изучению английского языка» | В рамках методической недели |
Темы заседаний МО учителей филологии:
1. Сентябрь – Утверждение плана работы МО.
2. Ноябрь – «Формы и методы внедрения компетентностного подхода к организации образовательного процесса на уроках филологического цикла».
3. Февраль – «Результаты итогового сочинения в 11 классе и итогового собеседования в 9-х классах». (выявление факторов, повлиявших на результаты; определение форм и методов повышения качества выполнения итоговых работ/ распространение опыта успешной подготовки выпускников к итоговым собеседованию и сочинению ).
4. Март – «Составление и утверждение плана проведения методической недели МО учителей филологического цикла).
5. Май – Итоги учебного года.
План работы МО
Месяц | Мероприятия | Ответственные |
Август | 1.Разработка и утверждение учителями программ и УМО преподавания русского языка и литературы, английского и родных языков. | Все члены МО |
с е н т я б р ь | 3.Организационное заседание МО.(№1) а) выборы руководителя МО; б) рассмотрение и утверждение рабочих программ; в) Готовность кабинетов к началу учебного года. | Рук МО |
4. Участие в конкурсах. | Все члены МО | |
5. Выбор тем по самообразованию. | Все члены МО | |
5. Организация и проведение стартовой диагностической работы по русскому языку в 5-х классах (техника письма и техника чтения). | Сангаджиева И.И. , Сорока Н.А. | |
6. Проведение и анализ входных контрольных работ. | Все члены МО | |
7. Осуществление наставнической деятельности. | Рокина И.А. | |
о к т я б р ь | 1. Участие в школьном этапе ВОШ | Все члены МО |
2. Анализ диагностической работы по русскому языку в 5-х классах (техника письма и техника чтения). Подготовка к педконсилиуму по 5-ым классам. | Сангаджиева И.И. Сорока Н.А. | |
3. Анализ итогов ВПР с целью выявления пробелов школьников и составление программы повторения. | Все члены МО | |
4. Обзор методических рекомендаций по совершенствованию организации и методики преподавания учебных предметов «Русский язык», «Литература». Итоги ГИА | Сорока Н.А., Кириченко Т.А. | |
5. Организация системной подготовки к выпускному сочинению (изложению), ВПР, ОГЭ. | Агешина Л.Н | |
8. Осуществление наставнической деятельности. | Рокина И.А. | |
н о я б р ь | 1. Заседание №2 «Формы и методы внедрения компетентностного подхода к организации образовательного процесса на уроках филологического цикла». | Рук-ль МО |
2. Участие в муниципальном этапе ВОШ. | Все члены МО | |
3. Проведение контрольных работ по предметам. Итоги I триместра. | Все члены МО | |
4.Участие в конкурсах (по плану школы и комитета образования). | Все члены МО | |
5.Участие в мероприятиях согласно плану школы в соответствии с рекомендациями Рособрнадзора. | Все члены МО | |
6. Организация системной подготовки к выпускному сочинению (изложению) и итоговому собеседованию в 9 классах. | Агешина Л.Н. | |
7. Проведение тренировочного итогового сочинения в 11 классе. | Агешина Л.Н. | |
8. Представление опыта по теме « Творческие задания как способ развития познавательных интересов учащихся на уроках русского языка и литературы». | Агешина Л.Н. Сангаджиева И.И. | |
9. Осуществление наставнической деятельности. | Рокина И.И. | |
д е к а б р ь | 1. Участие в конкурсах. | Все члены МО |
2. Участие в неделе, посвящённой Дню рождения округа. | Все члены МО | |
3. Участие в мероприятиях согласно плану школы в соответствии с рекомендациями Рособрнадзора | Все члены МО | |
4. Формирование УУД на уроках филологического цикла. | Все члены МО | |
5. Выпускное итоговое сочинение: проведение, проверка, анализ. | Агешиина Л.Н. , эксперты | |
6. Представление опыта по теме: «Формирование и развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы» | Кириченко Т.А, | |
я н в а р ь |
| Мерова С.С. |
2. Участие в мероприятиях согласно плану школы. | Все члены МО | |
3. Участие в конкурсах. | Все члены МО | |
4. Организация системной подготовки к итоговому собеседованию, ВПР, ОГЭ, ЕГЭ | Все члены МО | |
ф е в р а л ь | 1.Участие в мероприятиях, приуроченных к Международному Дню родного языка. (21 февраля). | Мерова С.С. |
2.Участие в окружном этапе ВОШ | Учителя, работающие в 9-11-х классах | |
3. Подготовка и проведение итогового собеседования в 9 классах. | Агешина Л.Н., эксперты | |
4. Представление опыта по теме: «Апробация нового УМК Spootlight для 3-х, 6-х классов». | Рокина И.А. | |
5. Заседание МО №3 «Результаты итогового сочинения в 11 классе и итогового собеседования в 9-х классах». (выявление факторов, повлиявших на результаты; определение форм и методов повышения качества выполнения итоговых работ/ распространение опыта успешной подготовки выпускников к итоговым собеседованию и сочинению ). | Агешина Л.Н., Рук-ль МО | |
м а р т | 1.Проведение контрольных работ по предметам. Итоги II триместра. | Все члены МО |
2. Пробные экзамены по русскому языку в 9-х и 11 классах. | Агешина Л.Н. | |
3.Участие в мероприятиях и конкурсах согласно плану школы. | Все члены МО | |
4. Организация системной подготовки к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ | Все члены МО | |
5. Заседание МО №4 «Составление и утверждение плана проведения методической недели МО учителей филологического цикла). | Все члены МО | |
а п р е л ь | 1. Организация предметной недели «Способы и формы привития чувства патриотизма на уроках филологического цикла». | Сорока Н.А. |
2. Участие в Днях культуры народов Севера. | Все члены МО | |
3. Участие в школьном конкурсе «Дни наук». | Все члены МО | |
4. Участие в мероприятиях согласно плану школы. | Все члены МО | |
6. Представление опыта по теме «Система работы учителя английского языка по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР». | Сапрыкина Ю.А. | |
м а й |
| Агешина Л.Н. |
2. Участие в вахте памяти, посвящённой 80-летию со Дня Великой Победы | Все члены МО | |
3. Подведение итогов | Все члены МО | |
3. Подготовка к итоговой конференции; | Все члены МО | |
Итоги учебного года. Распределение предварительной нагрузки на 2025 -2026 уч.год, составление перечня учебно-методического обеспечения на предстоящий год – итоговое заседание МО | Все члены МО | |
и ю н ь |
| Все члены МО |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Определить свой уровень осознания патриотизма детьми и отношения к нему. Анкетирование среди учащихся 5 – 8 классов Опрошено 118 обучающихся
Вопрос 1 Кто такой «патриот»? Человек, который любит, уважает свою Родину, и готов постоять за неё ценой своей жизни . – 116 Не знаю – 2
Вопрос 2 Считаете ли вы себя патриотом? 1. Да; 2. Нет; 3. Частично; 4. Не знаю. Да Нет Частично Не знаю 65 4 35 14
Вопрос 3 Кто, на ваш взгляд, в большей степени влияет на ваш патриотизм? 1. Школа; 2. Родители; 3. Окружающие люди, друзья; 4. СМИ; 5. Органы власти; 6. Другое _____________. Школа Родители Окружающие люди СМИ Органы власти Другое 4 2 28 27 13 4 4
Вопрос 4 Выберите 10 качеств (из 22), которыми должен обладать патриот. Определите по 10-балльной шкале, насколько эти качества и ценности сформированы у вас.
1 уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий) 87 6,8 2 здоровье (физическое и психическое) 81 6,9 3 ответственность (чувство долга, умение держать слово) 73 7,2 4 активная деятельная жизнь 71 6,5 5 счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) 68 6,6 6 свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) 66 6,1 7 честность (правдивость, искренность) 65 7 8 образованность 63 6,4 9 развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование) 57 7,8 10 самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) 55 7,2
1 уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий) 87 6,8 2 здоровье (физическое и психическое) 81 6,9 3 ответственность (чувство долга, умение держать слово) 73 7,2 4 активная деятельная жизнь 71 6,5 5 счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) 68 6,6
6 свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) 66 6,1 7 честность (правдивость, искренность) 65 7 8 образованность 63 6,4 9 развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование) 57 7,8 10 Самоконтроль (сдержанность , самодисциплина) 55 7,2
Вопрос 5 Приходилось ли Вам или членам Вашей семьи в течение этого года принимать участие в мероприятиях патриотической направленности ? Да /Нет Да 74 Нет 44
Вопрос 6 Приходилось ли Вам испытывать чувство гордости за нашу страну? Да / Нет Да 111 Нет 7
Вопрос 7 Приходилось ли Вам испытывать чувство стыда за нашу страну ? Да /Нет Да 11 Нет 107
Вопрос 8 3апишите 3 ассоциации со словом «Родина». Дом – 30 Россия – 16 Мать – 16 Семья – 14 Любовь – 12 Жизнь – 12
Вопрос 9 Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы : Да /Нет /Затрудняюсь ответить а) Вы бы хотели переехать в другой регион России? б) Вы бы хотели уехать из России в другую страну на постоянное место жительства ?
Вопрос 9 а ) Вы бы хотели переехать в другой регион России? Да Нет Затрудняюсь ответить 33 63 22
Вопрос 9 б ) Вы бы хотели уехать из России в другую страну на постоянное место жительства? Да Нет Затрудняюсь ответить 10 98 10
Вопрос 10 Как расположены цвета на российском флаге по порядку сверху вниз : - синий белый красный - белый красный синий - красный синий белый - белый синий красный Правильно ответили все респонденты
Выводы: Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что у опрошенных имеется своя точная позиция понимания слова «патриот». Большинство участников опроса связывают патриотизм с любовью к Родине и гордостью за свою страну . Проанализировав ответы, очень приятно отметить, что большая часть опрошенных считает себя патриотом, и что именно школа играет ведущую роль в формировании патриотизма . Ответы на вопрос 5 свидетельствуют о том, что дети часто не всегда понимают направленность проводимых мероприятий . Абсолютно все знают, как выглядит флаг России. Основная часть детей гордится своей страной, не стыдится её и не собирается уезжать в другую страну, а, значит, любят свою Родину .
Рекомендации: Продолжить работу по формированию патриотизма у обучающихся школы. При проведении мероприятий указывать, к какому направлению оно относится.
