Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bravichev-yaroslav2.pdf | 1.82 МБ |
lozhkina-ekaterina10.pdf | 1.82 МБ |
matveev-daniil6.pdf | 1.82 МБ |
povernikov-ivan5.pdf | 1.82 МБ |
sunegin-eduard8.pdf | 1.82 МБ |
zhuravleva-varvara9.pdf | 1.82 МБ |
vneurochka_1-4kl18-19pdd.zip | 38.11 КБ |
vneurochka_ves_kom_1-4kl_20116-17g.zip | 47.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №2
г. Углегорска Сахалинской области
Принята на педагогического совета протокол № 10 от 05.07.2018г. | Утвержден приказом МБОУ ООШ № 2 г. Углегорска Сахалинской области №130-ОД от 26.08.2018г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
для учащихся 1-4 классов
«Азбука пешеходных наук»
научно- познавательной направленности
Срок реализации-4 года
Возраст детей 6,5 -12 лет.
Составлена на основе программы
“Безопасность дорожного движения”,
под редакцией П.В.Ижевского,
Москва. “Просвещение”,2009 г.
Рабочую программу составила
Козлова Ирина Анатольевна
г.Углегорск
2018г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука пешеходных наук» научно –познавательной направленности для учащихся 1-4 классов, предназначена для учащихся общеобразовательных школ и составлена для детей 6,5-12 лет с разным уровнем подготовки, обеспечивающая полный курс пропедевтических мероприятий. Программа для системы дополнительного образования детей “Безопасность дорожного движения”, под редакцией П.В.Ижевского, авторы: В.А.Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О.Хренников, М.В.Маслов. Москва. “Просвещение”,2009 г.
Цель
Предупреждение и снижение детского дорожно – транспортного травматизма.
Задачи:
Образовательные
-повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;
-помочь учащимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедов;
-оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.
Развивающие:
-развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
-способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.
Воспитательные:
-воспитать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
-выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
-сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Общая характеристика учебного предмета
Автомобилизация страны, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП), несчастных случаев с участниками дорожного движения, особенно с детьми и подростками.
Сегодня в Российской Федерации особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм, который в настоящее время достигает масштабов социальной катастрофы. В стране ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий погибает более 30 тыс. человек и свыше 250 тыс. получает травмы. Цифры детского травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий велики: ежегодно погибают и получают травмы в результате ДТП до 27 тыс. детей и подростков до 16 лет.
Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются недисциплинированность учащихся, незнание ими Правил дорожного движения Российской Федерации.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.
Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука пешеходных наук» в 1-4 классах рассчитана на1 час в неделю (в 1 классе 33 часа в год, во 2-4 классах 34 часа в год).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Способствуют:
- умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
- нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
- эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
- трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
- физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
Методы, формы и технологии обучения по предмету
Формы организации внеурочной деятельности
1. Творческая деятельность;
2. Самостоятельная деятельность;
3. Практическая деятельность
Формы реализации программы:
- экскурсии;
- праздники;
- викторины;
- ролевые игры;
- акции.
Используемые технологии:
- технология личностно-ориентированного деятельности
- коллективные и групповые способы деятельности
- технология проблемной деятельности
- поисковые модели деятельности
- игровые технологии
Методы и средства обучения
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные –показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.
Практические –выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала.
Тематическое планирование 1 класс
№ раздела | Наименование разделов | Кол-во часов |
1 | Дорожная грамота по ПДД. | 33 |
Тематическое планирование 2 класс
№ раздела | Название раздела | Кол-во часов |
I | Дорожная грамота по ПДД. | 34 |
Тематическое планирование 3 класс
№ раздела | Наименование разделов | Кол-во часов по теме. |
I | Дорожная грамота по ПДД. | 34 |
Тематическое планирование 4 класс
№ раздела | Наименование разделов | Кол-во часов по теме. |
I | Дорожная грамота по ПДД. | 34 |
Содержание учебного материала
Содержание данного курса включает теорию и практику безопасного поведения человека на улицах и дорогах, а также в общественном транспорте. Реализация данной программы рассчитана на 4 года обучения в начальной школе и позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимания пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий, как выступление агитбригаты, театрализованное представление, КВН, рейд, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурс, викторина, игра.
Предполагаемые личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета
Достигнутый уровень усвоения информации определяется не только системой опроса учащихся, но и по их реальному поведению на дороге, а также при самостоятельном разборе различных дорожных ситуаций.
В процессе изучения программы у второклассников будут сформированы:
- личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе;
- установка на здоровый образ жизни;
- способность к самооценке
- регулятивные УУД:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- способность принимать и сохранять цели предстоящей учебной деятельности, поиска способов её осуществления;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- устанавливать причинно-следственные связи
- познавательные УУД:
- осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы, определять круг своего незнания;
- отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в разных источниках;
- подробно пересказывать прочитанное или прослушанное, составлять простой план;
- наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
- коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;
- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций
- предметные УУД:
учащиеся должны знать
- название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки;
- дорожную разметку на проезжей части ив местах остановок маршрутных транспортных средств;
- условия, обеспечивающие безопасность пешеходу на дорогах в населённых пунктах и вне населённых пунктов (загородных дорогах);
- опасные и безопасные для пешеходов участки дорог в микрорайоне или городе в целом;
- значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;
- виды автомашин специального назначения и особенность их движения;
- положения регулировщика, соответствующие сигналам светофора для участников дорожного движения;
- виды перекрёстков;
- значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств: звуковые, световые, рукой;
- наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие ДТП;
должны уметь
-выбирать безопасные места и определять условия, обеспечивающие безопасность при - -переходе проезжей части дороги, железнодорожного переезда;
- определять виды перекрёстков в районе расположения школы, дома;
- пользоваться общественным транспортом, выполняя правила безопасного поведения -пассажиров при входе, выходе и во время движения, находясь в салоне общественного транспорта;
- выполнять условия, обеспечивающие безопасность, на остановке маршрутных транспортных средств;
- выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств.
Перечень учебно-методического и технического обеспечения
образовательного процесса
Программа:
Программа для системы дополнительного образования детей “Безопасность дорожного движения”, под редакцией П.В.Ижевского, авторы: В.А.Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О.Хренников, М.В.Маслов. Москва. “Просвещение”,2009 г.
Литература:
- Пособие для учащихся “Безопасное поведение на улицах и дорогах”, 1–4 кл., пособие для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией П.В.Ижевского, авторы: П.В. Ижевский, Б.О.Хренников, И.В.Александрова, М.В.Маслов.
- Учебная книжка – тетрадь для 1 класса “Дорожная безопасность”, авторы:Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.
- Учебная книжка – тетрадь для 2 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.
- Учебная книжка – тетрадь для 3 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.
- Учебная книжка – тетрадь для 4 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.
- Программа для системы дополнительного образования детей “Безопасность дорожного движения”, под редакцией П.В.Ижевского, авторы: В.А.Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О.Хренников, М.В.Маслов. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.
- Методическое пособие “Профилактика детского дорожно– транспортного травматизма”, автор: Е.А.Козловская. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.
- “Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу”, 1–4 класс, автор: В.И.Ковалько. Москва. “Вако”, 2008 г.
- “Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения”, авторы: В.Е.Амелина и др. Москва. “Глобус”, 2008 г.
Оборудование и приборы:
Перечень медиатеки
Интернет – ресурсы:
http://school-collection.edu.ru
Технические средства обучения
- компьютер, нетбуки
- мультимедийный проектор
- доска интерактивная прямой проекции
- доска магнитная
- принтер
- фотокамера, фотоаппарата
Календарно – тематическое планирование
по внеурочной деятельности «Азбука пешеходных наук»
1 класс
2018-2019 учебный год
№ п/п | Наименование разделов и тем | Приме-чание | Дата проведения | |
план | факт | |||
1 | Вводное занятие: дорога в школу и домой. | 04.09 | ||
2 | Улица полна неожиданностей. | 11.09 | ||
3 | Безопасность на улице. | 18.09 | ||
4 | Как правильно переходить дорогу. | 25.09 | ||
5 | Пешеходные переходы. | 02.10 | ||
6 | Светофор и его сигналы. | 09.10 | ||
7 | Остановочный путь и скорость движения. | 16.10 | ||
8 | Нерегулируемые перекрестки. | 23.10 | ||
9 | Регулируемые перекрестки. | 06.11 | ||
10 | Где еще можно переходить дорогу. | 13.11 | ||
11 | Город , в котором мы живём. Можно по праву сравнить с букварем. | 20.11 | ||
12 | Виды транспорта. | 27.11 | ||
13 | Мы- пассажиры. | 04.12 | ||
14 | Поездка на общественном транспорте. | 11.12 | ||
15 | Где можно и где нельзя играть | 18.12 | ||
16 | «Осторожно! Плохая погода.» | 25.12 | ||
17 | Для чего нужны правила дорожного движения. | 15.01 | ||
18 | Правила для пешеходов. | 22.01 | ||
19 | Участники дорожного движения. | 29.01 | ||
20 | Экскурсия «Я- пешеход». | 05.02 | ||
21 | Светофор. | 12.02 | ||
22 | Дорожные знаки | 26.02 | ||
23 | Игры по ПДД | 05.03 | ||
24 | Дорожная разметка. | 12.03 | ||
25 | Дорога глазами водителей. | 19.03 | ||
26 | Движение по дороге в группе. | 02.04 | ||
27 | Поездка за город. | 09.04 | ||
28 | Мой друг – велосипед. История появления велосипеда. | 16.04 | ||
29 | Почему дети попадают в дорожные аварии | 23.04 | ||
30 | Движение по тротуарам и обочине. | 30.04 | ||
31 | Перекрестки и их виды. | 07.05 | ||
32 | Движение пешеходов по загородным дорогам | 14.05 | ||
33 | Правила перехода улицы после выхода из общественного транспорта. | 21.05 |
Календарно – тематическое планирование
по внеурочной деятельности «Азбука пешеходных наук»
2 класс
2018-2019 учебный год
№ п/п | Наименование разделов и тем | Приме-чание | Дата проведения | |
план | факт | |||
1 | Вводное занятие. Безопасная дорога в школу и домой. | 06.09 | ||
2 | Основные правила поведения учащихся на улице. | 13.09 | ||
3 | Основные правила поведения учащихся на дороге. | 20.09 | ||
4 | Почему на улице опасно?(экскурсия ) | 27.09 | ||
5 | Остановочный путь и скорость движения. | 04.10 | ||
6 | Пешеходные переходы. | 11.10 | ||
7 | Улица с односторонним и двусторонним движением. | 18.10 | ||
8 | Нерегулируемые перекрестки. | 25.10 | ||
9 | Регулируемые перекрестки. | 08.11 | ||
10 | История возникновения светофора. | 15.11 | ||
11 | Поездка на автобусе и троллейбусе. | 22.11 | ||
12 | Поездка на трамвае и других видах транспорта. | 29.11 | ||
13 | Дорожные знаки и дорожная разметка. | 06.12 | ||
14 | Дорожные знаки, их виды. | 13.12 | ||
15 | «Осторожно! Плохая погода!». | 20.12 | ||
16 | Дорожные знаки в загадках и стихах. | 27.12 | ||
17 | Где можно и где нельзя играть. | 10.01 | ||
18 | Ты – велосипедист. | 17.01 | ||
19 | Поездка за город. | 24.01 | ||
20 | Дорога глазами водителей. | 31.02 | ||
21 | Учусь читать дорожные знаки. | 07.02 | ||
22 | Дорожные знаки в моей окрестности. | 14.02 | ||
23 | Игры ПДД | 21.02 | ||
24 | Дорожные знаки в моей окрестности. Новое о светофоре. | 28.02 | ||
25 | Кодекс выживания городского пешехода. | 07.03 | ||
26 | КВН «Клуб внимательный пешеход». | 14.03 | ||
27 | Правостороннее, двустороннее и одностороннее движение транспорта. | 21.03 | ||
28 | Расставь дорожные знаки на перекрёстке. | 04.04 | ||
29 | Правила безопасного перехода улиц и дорог. | 11.04 | ||
30 | Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС. | 18.04 | ||
31 | Безопасное поведение на тротуарах и обочинах. | 25.04 | ||
32 | Разбор дорожных ситуаций. | 16.05 | ||
33 | Почему дети попадают в дорожные аварии. | 23.05 | ||
34 | Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах | 30.05 |
Календарно – тематическое планирование
по внеурочной деятельности «Азбука пешеходных наук»
3 класс
2018-2019 учебный год
№ п/п | Наименование разделов и тем | Приме-чание | Дата проведения | |
план | факт | |||
1 | Вводное занятие. Безопасная дорога в школу и домой. | 05.09 | ||
2 | Основные правила поведения на улице и дороге. | 12.09 | ||
3 | Почему на улице опасно? Экскурсия. | 19.09 | ||
4 | Остановочный путь и скорость движения. | 26.09 | ||
5 | Элементы улиц и дорог. | 03.10 | ||
6 | Дорожная разметка. Перекрестки и их виды. | 10.10 | ||
7 | Пешеходные переходы. | 17.10 | ||
8 | История возникновения ПДД. | 24.10 | ||
9 | Сигналы, регулирующие дорожное движение. | 07.11 | ||
10 | Нерегулируемые перекрестки. | 14.11 | ||
11 | Дорожные знаки и их группы. | 21.11 | ||
12 | Разбор дорожных ситуаций. | 28.11 | ||
13 | Регулируемые перекрестки. Светофор. | 05.12 | ||
14 | История светофора. | 12.12 | ||
15 | Регулировщик и его сигналы. | 19.12 | ||
16 | Где еще можно переходить дорогу. | 26.12 | ||
17 | «Осторожно! Плохая погода!» | 09.01 | ||
18 | Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. | 16.01 | 18.01 | |
19 | Ты - велосипедист | 23.01 | ||
20 | Поездка за город. | 30.01 | ||
21 | Причины детского дорожно-транспортного травматизма. | 06.02 | ||
22 | Безопасное поведение на тротуарах и обочинах. | 13.02 | ||
23 | Дорога и её элементы, правила поведения на ней. | 20.02 | ||
24 | Виды автотранспортных средств и их тормозные свойства. | 27.02 | ||
25 | Поездка на автобусе и троллейбусе. | 06.03 | ||
26 | Поездка на трамвае и других видах транспорта. | 13.03 | ||
27 | Дорожные знаки и дорожная разметка. | 20.03 | ||
28 | О чём говорят дорожные знаки. | 03.04 | ||
29 | Сигналы, регулирующие дорожное движение. | 10.04 | ||
30 | Где можно и где нельзя играть. | 17.04 | ||
31 | Ты – велосипедист. | 24.04 | ||
32 | Поездка за город. | 08.05 | ||
33 | Улица глазами водителей. | 15.05 | ||
34 | Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС. | 20.05 |
Календарно – тематическое планирование
по внеурочной деятельности «Азбука пешеходных наук»
4 класс
2018-2019 учебный год
№ п/п | Наименование разделов и тем | Приме-чание | Дата проведения | |
план | факт | |||
1 | Вводное занятие. Безопасная дорога в школу и домой. | 03.09 | ||
2 | Детские дорожно - транспортный травматизм. | 10.09 | ||
3 | Остановочный пункт и скорость движения. | 17.09 | ||
4 | Как пешеходы и водители поделили дорогу. Экскурсия. | 24.09 | ||
5 | Пешеходные переходы. | 01.10 | ||
6 | Нерегулируемые перекрестки. | 08.10 | ||
7 | Регулируемые перекрестки. Светофор. | 15.10 | ||
8 | Регулировщик и его сигналы. | 22.10 | ||
9 | Где еще можно переходить дорогу. | 12.11 | ||
10 | Безопасное поведение на тротуарах и обочинах. | 19.11 | ||
11 | Дорожные знаки и их группы. | 26.11 | ||
12 | Безопасность пассажиров. | 03.12 | ||
13 | Безопасность пешеходов. | 10.12 | ||
14 | Знаем ли мы правила дорожного движения. | 17.12 | ||
15 | Практическое занятие: Знаем ли мы правила дорожного движения. | 24.12 | ||
16 | Проверка знаний правил дорожного движения. | 14.01 | ||
17 | Основные понятия и термины ПДД. | 21.01 | ||
18 | Предупредительные сигналы. | 28.01 | ||
19 | Движение учащихся группами и в колонне. | 04.02 | ||
20 | Перевозка людей на грузовых автомобилях. | 11.02 | ||
21 | Оборудование автомобилей специальными приборами. | 18.02 | ||
22 | Труд водителя. | 25.02 | ||
23 | Разбор дорожной ситуации на макете. | 04.03 | ||
24 | Дорожные знаки. | 11.03 | ||
25 | Основные виды травм и первая помощь при них. | 18.03 | ||
26 | Поведение пассажиров при неизбежности ДТП. | 01.04 | ||
27 | Обязанности велосипедистов. | 08.04 | ||
28 | Оценка дорожных ситуаций. | 15.04 | ||
29 | Практические упражнения, тренирующие глазомер. | 22.04 | ||
30 | Остановочный и тормозной путь автомобиля. | 29.04 | ||
31 | Ответственность за нарушение. | 06.05 | ||
32 | Правила оказания первой медицинской помощи. | 13.05 | ||
33 | Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах. | 20.05 | ||
34 | Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на дорогах. | 27.05 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №2
г. Углегорска Сахалинской области
Принята на педагогического совета протокол № 10 от 05.07.2018г. | Утвержден приказом МБОУ ООШ № 2 г. Углегорска Сахалинской области №130-ОД от 26.08.2018г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
для учащихся 1-4 классов
«Веселый компьютер»
научно – познавательной направленности
Срок реализации-1 год
Возраст детей 6,5 -12 лет.
Составлена на основе программ общеобразовательных
учреждений «Информатика в играх и задачах»,
автор: Горячев А. В.,- М: Баласс, 2011 г.
Рабочую программу составила
Козлова Ирина Анатольевна
г.Углегорск
2018г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Весёлый компьютер» научно – познавательной направленности для учащихся 1-4 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта второго поколения, программы общеобразовательных учреждений «Информатика в играх и задачах»: Автор А.В.Горячев, М: Баласс, 2011г., предназначена для учащихся общеобразовательных школ и рассчитана для детей 6,5-12 лет с разным уровнем подготовки. Она позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир современных технологий. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов у школьников.
Цель:
Развитие личности младшего школьника, формирование умений и навыков учебной деятельности, готовности к самостоятельному учебному труду и др., позволяют обеспечить качественно новый, высокий уровень подготовки младшего школьника к обучению в среднем звене школы.
Задачи:
• формирование навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в информатике:
• применение формальной логики при решении задач: построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций («если – то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»);
• алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
• системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
• объектно-ориентированный подход: самое важное – объекты, а не действия, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)».
• Создание кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими.
• Формирование навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
• Развить у обучающихся навыки решения логических задач и ознакомить с общими приемами решения задач — «как решать задачу, которую раньше не решали» — с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
• Расширить кругозор в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими.
•. Освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной компетенций и компетенций личностного саморазвития.
Общая характеристика учебного предмета
Все компоненты УМК представляют собой единую систему, обеспечивающую преемственность изучения предмета в полном объеме. Эта системность достигается:
1. Опорой на сквозные содержательные линии:
-информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления, по способу организации);
- информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);
- источники информации (живая и неживая природа, творения человека);
- работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);
- средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, мультимедийные устройства);
- организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и др.).
2. Использованием общей смысловой структуры учебников, позволяющей осуществить названную преемственность. Компоненты этой структуры построены в соответствии с основными этапами познавательной деятельности:
- раздел «Повторить» — актуализация знаний. Содержит интересную и значимую информацию об окружающем мире, природе, человеке и обществе, способствует установлению учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (личностно значимая информация). Выбранные авторами примеры могут быть знакомыми и привычными на первый взгляд, провоцируя тем самым удивление по поводу их информационной природы и значимости с точки зрения жизненных интересов;
- содержание параграфа представлено через компоненты деятельностного ряда: «Цель», «Понять», «Выполни», «Главное», «Знать», «Уметь» — новое знание. Этим достигается наиболее рациональная последовательность действий по изучению нового материала: от понимания до применения на практике, в том числе развивается творческая деятельность;
- разделы «Мы поняли», «Мы научились» — рефлексия. Организация повторения ранее освоенных знаний, умений, навыков. Использование средств стимулирования учащихся к самостоятельной работе (или при подготовке к контрольной работе);
- «Слова и термины для запоминания» — обобщающее знание. Обобщение и классификация;
- практические задания, включая задания в рабочих тетрадях и ЭОР. Формирование и развитие умений использовать полученные теоретические знания по информатике, умений структурировать содержание текстов и процесс постановки и решения учебных задач (культура мышления, культура решения задач, культура проектной и исследовательской деятельности); формирование и развитие умений осуществлять планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности, умения самостоятельно и сознательно делать свой выбор ценностей и отвечать за этот выбор (самоуправление и самоопределение); формирование и развитие умений по нахождению, переработке и использованию информации для решения учебных задач, а также умений по организации сотрудничества со старшими и сверстниками, по организации совместной деятельности с разными людьми, достижению с ними взаимопонимания.
Таким образом, сама структура изложения материала в учебниках отражает целенаправленность формирования общих учебных умений, навыков и способов деятельности (УУД), которые формируются и развиваются в рамках познавательной, организационной и рефлексивной деятельности. Этим достигается полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
- учебную мотивацию;
- учебную цель;
- учебную задачу;
- учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка);
- метапредметные учебные действия (умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью).
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Весёлый компьютер» в 1-4 классах рассчитана на 1 часа в неделю (34 часа в год) в каждом классе.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Современный ребенок погружен в новую предметную и информационную среду. Однако нельзя воспитать специалиста в области информационных технологий или программиста, если не начать обучение информатике в младших классах. В отличие от прошлых времен, действительность, окружающая современного ребенка, наполнена бесчисленным множеством созданных человеком электронных устройств. В их числе компьютер, мобильные телефоны, цифровой фотоаппарат, цифровые видеокамеры, плееры, декодеры и т. д. В этих условиях информатика в начальной школе необходима не менее, чем русский язык и математика.
На уроках информатики школьники осознанно и целенаправленно учатся работать с информацией (осуществлять ее поиск, анализировать, классифицировать и пр.), отличать форму от содержания, т. е. смысла, узнавать и называть объекты окружающей действительности своими именами в терминах информатики. Изучение информатики в рамках предметной области «Математика и информатика» направлено на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования.
Особое место подготовке по информатике отведено в предмете «Технология». В рамках этого предмета пристальное внимание должно быть уделено развитию у детей первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено на «осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме». Информатика, обучая пользоваться универсальным инструментом поиска и обработки информации (компьютером), расширяет возможности детей познавать окружающий мир и способствует их самостоятельности и творчеству в процессе познания.
Изучение предметов эстетического цикла (ИЗО и музыка) направлено на развитие «способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру». Освоение графического редактора на уроках информатики предоставляет младшему школьнику возможность создавать изображение в принципиально иной технике, развивая его логическое мышление в тесной связи с эмоционально-ценностным восприятием окружающей действительности.
Изучение русского и родного языка в начальной школе направлено на развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения — всему этому учит и информатика, пробуждая и познавательный интерес к слову, и стремление совершенствовать свою речь в процессе освоения мощного инструмента работы с информацией и его программного обеспечения, в частности — текстового редактора, электронного блокнота, электронной книги.
На уроках информатики при наборе текстов в текстовом редакторе учащиеся овладевают умениями правильно писать (поскольку все ошибки компьютер выделяет красным подчеркиванием и предлагает правильно написанное слово), участвовать в диалоге (с помощью программы Skype устно или письменно с использованием чат - режима). Обучаясь работе на компьютере, дети составляют письменные тексты-описания и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма (написание записки, адреса, письма).
Исходя из того факта, что разговор с детьми о числах, информации и данных, способах и инструментах их хранения и обработки не может происходить па чисто абстрактном уровне, и математика, и информатика непосредственно связаны с содержанием других дисциплин начального образования, в частности, с иностранным языком.
Иностранный язык в начальной школе изучается со 2 класса. Он формирует «элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника». Информатика с одной стороны, использует знания, полученные на уроках иностранного языка (английский алфавит, например), с другой стороны, развивает коммуникативные умения, поскольку вводит в речь школьников новые термины и учит общаться с использованием современных средств ИКТ (электронная почта, Skype и др.).
Таким образом, информатика в начальной школе выполняет интегрирующую функцию, формируя знания и умения по курсу информатика и мотивируя учащегося к активному использованию полученных знаний и приобретенных умений при изучении других дисциплин в информационно образовательной среде школы.
Формы организации внеурочной деятельности
1. Творческая деятельность;
2. Самостоятельная деятельность;
3. Практическая деятельность
Используемые технологии:
- Технология личностно-ориентированного деятельности
- Коллективные и групповые способы деятельности
- Технология проблемной деятельности
- Поисковые модели деятельности
- Игровые технологии
- Компьютерные (информационные) технологии
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
Ключевая компетенция | Целевой ориентир школы в уровне сформированности ключевых компетенций учащихся |
Общекультурная компетенция | Способность и готовность: - извлекать пользу из опыта; - организовывать взаимосвязь и упорядочивание своих знаний |
Социально-трудовая компетенция | Способность и готовность: - включаться в социально-значимую деятельность; - организовать свою работу |
Коммуникативная компетенция | Усвоение основ коммуникативной культуры личности: - умение высказывать и отстаивать свою точку зрения; - овладение навыками неконфликтного общения |
Ключевая компетенция | Целевой ориентир школы в уровне сформированности ключевых компетенций учащихся |
Компетенция в сфере личностного определения | Способность и готовность: - уметь противостоять неуверенности и сложности; - занимать личную позицию в дискуссиях и выковывать сове собственное мнение |
Тематическое планирование 1 класс
№ раздела | Наименование разделов | Кол-во часов |
Введение. Знакомство с компьютером. | 1 | |
I | Описание предметов | 6 |
II | Алгоритмы. | 7 |
III | Множества. | 10 |
IV | Логика. | 6 |
V | Компьютер | 3 |
Итого | 33 |
Тематическое планирование 2 класс
№ раздела | Название раздела | Кол-во часов |
I | Компьютер. Предмет. Симметрия. Координатная сетка. | 12 |
II | Алгоритм. | 2 |
III | Множество. Кодирование. | 13 |
IV | Высказывание. Графы. Интернет. | 7 |
Итого | 34 |
Тематическое планирование 3 класс
№ раздела | Наименование разделов | Кол-во часов по теме. |
I | Алгоритм | 6 |
II | Группы (классы) объектов | 4 |
III | Логические рассуждения. Модели в информатике. | 12 |
IV | Информация, человек и компьютер | 12 |
Итого | 34 |
Тематическое планирование 4 класс
№ раздела | Наименование разделов | Кол-во часов по теме. |
I | Алгоритмы | 9 |
II | Объекты | 10 |
III | Логические рассуждения | 10 |
IV | Применение моделей (схем) для решения задач | 5 |
Итого | 34 |
Содержание учебного материала
1 класс
Iраздел - Введение. Знакомство с компьютером – 1ч..
II раздел - Описание предметов- 6ч.
Цвет предметов. Форма предметов. Признаки и состав предметов. Название предметов. Размер предметов. Игра «Птичий рынок».
III раздел – Алгоритмы – 7ч.
Понятие «равно», «не равно». Понятие «больше», «меньше».
Понятие «вверх», «вниз», «вправо», «влево». Действие предметов. Последовательность событий. Порядок действий. Игра «Новый год».
IV раздел - Множества – 13ч.
Цифры. Возрастание, убывание. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отображение множеств. Кодирование. Симметрия. Игра « Цирк» Игра « Не ошибись»
V раздел - Логика- 20ч.
Отрицание. Понятие «истина» и « ложь». Понятие «дерево». Комбинаторика. Игра «На прогулке». Вред компьютера и как его уменьшить родительское собрание. Делай упражнения, чтобы не устать от компьютера. Конференция. Знакомство с игрой «Логомиры». Путешествие в Интернет. Составление проекта «Я и мой компьютер».
2 класс
РАЗДЕЛ 1. Предмет. Симметрия. Координатная сетка. – 4 часа
Признаки предметов. Описание предметов. Состав предметов. Действия предметов. Симметрия. Координатная сетка.
РАЗДЕЛ 2. Действия предметов Алгоритм. – 3 часов
Действия предметов. Обратные действия. Последовательность событий. Алгоритм. Ветвление.
РАЗДЕЛ 3. Множество. Кодирование. – 5 часов
Множество. Элементы множества. Способы задания множества. Сравнение множеств. Отображение множеств. Кодирование. Вложенность множеств. Пересечение множеств. Объединение множеств.
РАЗДЕЛ 4. Высказывание. Графы. – 5 часов
Высказывание. Понятие «истина» и «ложь». Отрицание. Высказывание со связками «И», «ИЛИ». Графы. Деревья. Комбинаторика
Составление проекта «Я и мой компьютер».
3 класс
Алгоритмы
Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
Группы (классы) объектов
Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.
Логические рассуждения . Модели в информатике
Высказывания со словами «все», «не все», «ни какие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья возможностей.
Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности
В курсе информатики в третьем классе также изучается с темы «Информация, человек и компьютер», при изучении которой внимание ребенка обращается на феномен информации, подчеркивается ее роль в жизни человека. Затем выделяются виды информации по способу восприятия ее человеком, вводятся понятия источника и приемника информации на простых примерах, обсуждается компьютер как инструмент, помогающий человеку работать с информацией.
Содержание второй главы естественно вытекает как «связка» между информацией и компьютером. Глава вторая — о действиях с информацией. Школьники через разговор о действиях с информацией готовятся к пониманию понятия информационного процесса. Кульминационным моментом содержания в третьем классе является понятие объекта. Формируется представление об объекте как предмете нашего внимания, т.е. под объектом понимаются не только предметы, но и свойства предметов, процессы, события, понятия, суждения, отношения и т. д. Такой подход позволит уже в начальной школе серьезно рассматривать такие объекты, как «алгоритм», «программа», «исполнитель алгоритма», «модель», «управление» и иные абстрактные понятия. Такой методический прием позволяет младшему школьнику рассуждать о свойствах алгоритма, свойствах «исполнителя алгоритма», свойствах процесса управления и так далее, что составляет содержание курса в четвертом классе.
Уже в третьем классе начинается серьезный разговор о компьютере, как системе, об информационных системах. Составление проекта «Я и мой компьютер».
4 класс
1. Алгоритмы
Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров.
Учащиеся должны:
- составлять и записывать вложенные алгоритмы;
- выполнять, составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами и записывать их в виде схем и в построчной записи с отступами;
- выполнять и составлять алгоритмы с параметрами;
2. Объекты
Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных объектах.
Учащиеся должны:
- определять составные части предметов; составлять схему состава;
- описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит;
- записывать признаки и действия всего предмета или существа и его частей на схеме состава; заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса;
3. Логические рассуждения
Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если …, то …». Цепочки правил вывода. Простейшие графы «и – или».
Учащиеся должны:
- изображать на схеме совокупности (множества) с разным взаимным расположением: вложенность, объединение, пересечение;
- определять истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ»;
- строить графы по словесному описанию отношений между предметами или существами;
- строить и описывать пути в графах;
- выделять часть рёбер графа по высказыванию со словами «НЕ», «И», «ИЛИ»;
- записывать выводы в виде правил «если …, то …»;
- составлять схемы рассуждений из правил «если …, то …» и делать с их помощью выводы;
4. Применение моделей (схем) для решения
Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1–3 (к алгоритмам, объектам и др.).
Учащиеся должны:
- придумывать и описывать предметы с необычным составом и возможностями;
- находить действия с одинаковыми названиями у разных предметов;
- придумывать и описывать объекты с необычными признаками;
- описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному;
- соотносить действия предметов и существ с изменением значений их признаков.
Предполагаемые личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики с учетом специфики интеграции учебного предмета в образовательный план конкретизируются цели выбранного курса «Информатика» в рамках той или иной образовательной области для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.
1-я группа требований: личностные результаты.
Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель — ученик»:
- готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;
- ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции;
- социальные компетенции;
- личностные качества
2-я группа требований: метапредметные результаты.
Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время — это освоение УУД:
- познавательных;
- регулятивных;
- коммуникативных;
- овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.)
3-я группа требований: предметные результаты.
Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время
С точки зрения достижения планируемых результатов обучения наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:
- наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией;
- соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, т. е. получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели? »;
- устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т. е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора;
- понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) является не самоцелью, а способом деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели текста, рисунка и др.);
- выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых объектов; в процессе информационного моделирования и сравнения объектов анализировать результаты сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как..., такой же, как...), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей;
- решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов;
- самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «...и/или...», «если... то...», «не только, но и...» и давать элементарное обоснование высказанного суждения;
- овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; при выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений — поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочения информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию);
- получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это задания, предусматривающие выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели? »;
- получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответы на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»), нахождении ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправлении;
-приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: уметь договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.
Соответствие возрастным особенностям учащихся достигалось:
- учетом индивидуальных интеллектуальных различий учащихся в образовательном процессе через сочетания типологически ориентированных форм представления содержания учебных материалов во всех компонентах УМК;
-оптимальным сочетанием вербального (словесно-семантического), образного (визуально-пространственного) и формального (символического) способов изложения учебных материалов без нарушения единства и целостности представления учебной темы;
- учетом разнообразия познавательных стилей учащихся через обеспечение необходимым учебным материалом всех возможных видов учебной деятельности.
Кроме того, соответствие возрастным особенностям учащихся достигалось через развитие операционно - деятельностного компонента учебников, включающих в себя задания, формирующие исследовательские и проектные умения. Так, в частности, осуществляется формирование и развитие умений:
- наблюдать и описывать объекты;
- анализировать данные об объектах (предметах, процессах и явлениях);
- выделять свойства объектов;
- обобщать необходимые данные;
- формулировать проблему;
- выдвигать и проверять гипотезу;
-синтезировать получаемые знания в форме математических и информационных моделей;
- самостоятельно осуществлять планирование и прогнозирование своих практических действий и др.
В результате всего вышеперечисленного происходит развитие системы УУД, которые, согласно ФГОС, являются основой создания учебных курсов.
Перечень учебно-методического и технического обеспечения
образовательного процесса
Программа:
Программа общеобразовательных учреждений «Информатика в играх и задачах»: Автор А.В.Горячев, М: Баласс, 2011г.
Литература:
- Горячев А.В. Информатика в играх и задачах: в 2 частях1,2, 3, 4 классы/ Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. - М.: Баласс, 2008г.
- Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И. - Информатика в играх и задачах. 1,2, 3, 4 классы:Методические рекомендации для учителя. - М: Баласс, 2007.
- Общеобразовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А.А.Леонтьева – М.: Баласс, Изд. Ром РАО, 2011 – 528 с.
- Информатика .Еженедельное приложение к газете «Первое сентября».
- Горячев В.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Информатика в играх и задачах. 1,2, 3, 4 классы. Методические рекомендации для учителя. – М: «Баланс», 2011, 144 с.
- Общеобразовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А.А.Леонтьева – М.: Баласс, Изд. Ром РАО, 2011 – 528 с.
- О.Б. Богомолова «Логические задачи» – М.: Просвещение, 2006 г.
- Графический редактор "TuxPaint" для школьников. Справочник-практикум, 2007 г.*Горячев А.В.
- Конструктор игр. Справочник-практикум для школьников, 2007 г.*
Горячев А.В. - Конструктор мультфильмов "Мульти-Пульти". Справочник-практикум для школьников, 2007 г.*Горячев А.В.
Оборудование и приборы:
Перечень медиатеки
- Учебные и энциклопедические программы наглядных пособий.
- Учебные и энциклопедические программы наглядных пособий. Большая детская энциклопедия.
Интернет – ресурсы:
www.school 2100.ru
http://school-collection.edu.ru
www.umk-garmonif.ru
http://window.edu.ru
www.uchteh.ru
www.abvgdeyka.ru
www.1september.ru
www.solnet.ru
Технические средства обучения
- компьютер, нетбуки
- мультимедийный проектор
- доска интерактивная прямой проекции
- доска магнитная
- принтер
- фотокамера, фотоаппарата
Календарно – тематическое планирование
по внеурочной деятельности «Весёлый компьютер»
1 класс
2018-2019учебный год
№ п/п | Наименование разделов и тем | Примечание | Дата проведения | |
по плану | по факту | |||
1 | Введение. Знакомство с компьютером. Т.Б. | 03.09 | ||
Раздел 1. Описание предметов (6ч.) | ||||
2 | Цвет предметов. | 10.09 | ||
3 | Форма предметов. | 17.09 | ||
4 | Размер предметов. | 24.09 | ||
5 | Название предметов. | 01.10 | ||
6 | Признаки и состав предметов. | 08.10 | ||
7 | Игра «Птичий рынок». | 15.10 | ||
Раздел 2.Алгоритмы. (7ч.) | ||||
8 | Алгоритмы. Понятие «равно», «не равно». | 22.10 | ||
9 | Алгоритмы. Понятие «больше», «меньше». | 12.11 | ||
10 | Алгоритмы. Понятие «вверх», «вниз», «вправо», «влево». | 19.11 | ||
11 | Алгоритмы. Действие предметов. | 26.11 | ||
12 | Алгоритмы. Последовательность событий | 03.12 | ||
13 | Алгоритмы. Порядок действий. | 10.12 | ||
14 | Игра « Новый год». | 17.12 | ||
Раздел 3. Множества. (10) | ||||
15 | Множества. Цифры. | 24.12 | ||
16 | Множества. Возрастание, убывание. | 14.01 | ||
17 | Множества. Элементы множества. | 21.01 | ||
18 | Множества. Способы задания множеств. | 28.01 | ||
19 | Множества. Сравнение множеств. | 04.02 | ||
20 | Множества. Отображение множеств. | 11.02 | ||
21 | Множества. Кодирование. | 25.02 | ||
22 | Множества. Симметрия. | 04.03 | ||
23 | Игра « Цирк» | 11.03 | ||
24 | Игра « Не ошибись» | 18.03 | ||
Раздел 4.Логика. (6ч.) | ||||
25 | Логика. Отрицание. | 01.04 | ||
26 | Логика. Понятие «истина» и « ложь». | 08.04 | ||
27 | Логика. Понятие «Дерево». | 15.04 | ||
28 | Логика. Графы. | 22.04 | ||
29 | Логика. Комбинаторика. | 29.04 | ||
30 | Логика. Игра «На прогулке». | 06.05 | ||
Раздел 5. Компьютер. (3ч.) | ||||
31 | Вред компьютера и как его уменьшить. Делай упражнения, чтобы не устать от компьютера. | 13.05 | ||
32 | Знакомство с графическими редакторами. | 20.05 | ||
33 | Путешествие в Интернет. | 27.05 |
Календарно – тематическое планирование
по внеурочной деятельности «Весёлый компьютер»
2 класс
2018-2019 учебный год
№ п/п | Наименование разделов и тем | Приме-чание | Дата проведения | ||
по плану | по факту | ||||
Раздел 1.Компьютер. Предмет. Симметрия. Координатная сетка. (12ч.) | |||||
1 | Компьютер. ТБ | 05.09 | |||
2 | Признаки предметов. | 12.09 | |||
3 | Описание предметов. | 19.09 | |||
4 | Состав предметов. | 26.09 | |||
5 | Действие предметов. | 03.10 | |||
6 | Симметрия предметов. | 10.10 | |||
7 | Координатная сетка. | 17.10 | |||
8 | План действий. | 24.10 | |||
9 | Урок – сказка «В мире предметов». | 07.11 | |||
10 | Действия предметов. | 14.11 | |||
11 | Последовательность событий. | 21.11 | |||
12 | Обратные действия. | 28.11 | |||
13Раздел 2. Алгоритмы (2 ч.) | |||||
13 | Алгоритм действий. | 05.12 | |||
14 | Всё о алгоритмах. | 12.12 | |||
Раздел 3.Множество. Кодирование. (13ч.) | |||||
15 | Множество и кодирование. | 19.12 | |||
16 | Элементы множества. | 26.12 | |||
17 | Способы задания множеств. | 09.01 | |||
18 | Сравнение множеств. | 16.01 | 17.01 | ||
19 | Равенство множеств. | 23.01 | |||
20 | Сравнение множеств по числу элементов. | 30.01 | |||
21 | Пустое множество. | 06.02 | |||
22 | Отображение множеств. | 13.02 | |||
23 | Отображение множеств. Закрепление. | 20.02 | |||
24 | Кодирование множеств. | 27.02 | |||
25 | Вложенность (включение) множеств. | 06.03 | |||
26 | Пересечение множеств. | 13.03 | |||
27 | Объединение множеств. | 20.03 | |||
Раздел 4.Высказывание. Графы. Интернет. (7ч.) | |||||
28 | Понятия «истина» и «ложь». | 03.04 | |||
29 | Отрицание понятий. | 10.04 | |||
30 | Логические операции «И», «ИЛИ». | 17.04 | |||
31 | Графы, деревья. | 24.04 | |||
32 | Комбинаторика высказываний. | 08.05 | |||
33 | Логика операций. | 15.05 | |||
34 | Безопасное путешествие в интернет. | 20.05 |
Календарно - тематическое планирование
по внеурочной деятельности «Весёлый компьютер»
3 класс
2018-2019 учебный год
№ п/п | Наименование разделов и тем | Приме-чание | Дата проведения | |||||
по плану | по факту | |||||||
Раздел 1. Алгоритм (6ч.) | ||||||||
1 | Компьютер.Т.Б. | 07.09 | ||||||
2 | Алгоритм- что это. | 14.09 | ||||||
3 | Схема алгоритма | 21.09 | ||||||
4 | Ветвление в алгоритме | 28.09 | ||||||
5 | Цикл в алгоритме | 05.10 | ||||||
6 | Алгоритмы с ветвлениями и циклами | 12.10 | ||||||
Раздел 2. Группы (классы) объектов (4ч.) | 10.10 | |||||||
7 | Состав и действие объектов | 19.10 | ||||||
8 | Группа объектов | 26.10 | ||||||
9 | Общие сведения и свойства объектов группы. | 09.11 | ||||||
10 | Единичное имя объекта | 16.11 | ||||||
Раздел 3. Логические рассуждения. Модели в информатике.(12ч.) | ||||||||
11 | Множество. | 23.11 | ||||||
12 | Число элементов множества. | 30.11 | ||||||
13 | Подмножество | 07.12 | ||||||
14 | Элементы, не принадлежащие множеству. | 14.12 | ||||||
15 | Пересечение и объединение множеств | 21.12 | ||||||
16 | Истинность высказывания. | 28.12 | 10.01 | |||||
17 | Отрицание множеств. | 11.01 | ||||||
18 | Истинность высказывания со словом «не» | 18.01 | ||||||
19 | Истинность высказываний со словами «и», «или» | 25.01 | ||||||
20 | Граф. Вершины и ребра графа | 01.02 | ||||||
21 | Граф с направленными ребрами | 08.02 | ||||||
22 | Аналогичная закономерность | 15.02 | ||||||
Раздел 4. Информация, человек и компьютер (12ч.) | ||||||||
23 | Человек и информация. Источники и приемники информации | 22.02 | ||||||
24 | Носители информации. Информационные системы | 01.03 | ||||||
25 | Получение и представление информации | 08.03 | ||||||
26 | Кодирование, хранение и обработка информации | 15.03 | ||||||
27 | Компьютер — это система. Системные программы и операционная система | 22.03 | ||||||
28 | Файловая система. Компьютерные сети | 05.04 | ||||||
29 | Деление и обобщение понятий | 12.04 | ||||||
30 | Отношения между понятиями. Понятия «истина» и «ложь» | 19.04 | ||||||
31 | Суждение об информации. Кто, кем и зачем управляет | 26.04 | ||||||
32 | Управляющий объект и объект управления | 17.05 | ||||||
33 | Цель управления. Средство и результат управления | 24.05 | ||||||
34 | Современные средства коммуникации | 31.05 |
Календарно – тематическое планирование
По внеурочной деятельности «Весёлый компьютер»
4 класс 2018-2019 учебный год
№ п/п | Наименование разделов и тем | Приме-чание | Дата проведения | |
по плану | по факту | |||
Раздел 1. Алгоритмы. (9ч.) | ||||
1 | Компьютер. ТБ. | 04.09 | ||
2 | Ветвление в построчной записи алгоритма. | 11.09 | ||
3 | Ветвление алгоритма | 18.09 | ||
4 | Цикл в построчной записи алгоритма. | 25.09 | ||
5 | Вложенные алгоритмы. | 02.10 | ||
6 | Алгоритм с параметрами. | 09.10 | ||
7 | Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма. | 16.10 | ||
8 | Составление нелинейных алгоритмов. | 23.10 | ||
9 | Циклы для перечисленных параметров. | 06.11 | ||
Раздел 2. Группы (классы) объектов.(10ч.) | ||||
10 | Составные объекты. | 13.11 | ||
11 | Отношение «состоит из». | 20.11 | ||
12 | Описание общих свойств и отличительных признаков группы объектов. | 27.11 | ||
13 | Схема состава объекта. | 04.12 | ||
14 | Адреса объектов. | 11.12 | ||
15 | Адрес составной части. | 18.12 | ||
16 | Массив объектов на схеме состава. | 25.12 | ||
17 | Признаки и действия составных частей объекта. | 15.01 | ||
18 | Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. | 22.01 | ||
19 | Относительные адреса в составных объектах. | 29.01 | ||
Раздел 3. Логические рассуждения. (10ч.) | ||||
20 | Связь операций над множествами и логических операций. | 05.02 | ||
21 | Множество и подмножество объектов. | 12.02 | ||
22 | Пересечение множеств. | 26.02 | ||
23 | Истинность высказываний со словами «не», «и», «или». | 05.03 | ||
24 | Описание отношений между объектами с помощью графов. | 12.03 | ||
25 | Пути в графах. | 19.03 | ||
26 | Высказывания и подграфы. | 02.04 | ||
27 | Правило «Если – то». Схема рассуждений. | 09.04 | ||
28 | Построение графов. Простейшие графы «и – или». | 16.04 | ||
29 | Цепочки правил вывода | 23.04 | ||
Раздел4. Применение моделей (схем) для решения задач.(5ч.) | ||||
30 | Составные части объектов. | 30.04 | ||
31 | Объекты с необычным составом. | 07.05 | ||
32 | Признаки объектов. | 14.05 | ||
33 | Объекты, выполняющие обратные действия. | 21.05 | ||
34 | Приёмы фантазирования. | 28.05 |