Обучающимся
Скачать:
Предварительный просмотр:
Список примерных тем итогового сочинения
2019-2020 учебного года
Война и мир
- Что такое война?
- Почему люди идут на войну?
- Как сохранить «мир во всем мире»?
- Как Вы понимаете фразу «Хочешь мира — готовься к войне»?
- Каковы причины гражданских войн?
- Согласны ли Вы с фразой «Война — это серия катастроф, ведущих к победе»?
- Почему человечество все еще не отказалось от войны?
- Что такое «законы военного времени»?
- Можно ли оставаться милосердным на войне?
- Что война делает с людьми?
- Вы согласны с выражением «Победа любой ценой»?
- Как защитить детей на войне?
- Можно ли предотвратить войну без крови?
- Как Вы понимаете фразу «В войне не бывает выигравших — только проигравшие»?
- Как Вы понимаете фразу «Первой жертвой войны становится правда»?
- Каковы последствия войны?
- Согласны ли с фразой «Худой мир лучше доброй ссоры»?
- Можно ли оправдать войну?
Надежда и отчаяние
- Как Вы понимаете фразу «Надежда умирает последней»?
- Почему люди отчаиваются?
- Что такое надежда?
- Почему нужно всегда надеяться на лучшее?
- Как побороть отчаяние?
- Как помочь отчаявшемуся человеку?
- Как Вы понимаете фразу «Где умирает надежда, там возникает пустота»?
- Чем опасно отчаяние для человека?
- Может ли надежда навредить человеку?
- Что означает фраза «Давать ложную надежду»?
- Как Вы понимаете фразу «Только из глубины отчаяния может родиться надежда»?
- Почему никогда не стоит отчаиваться?
- Как сохранить в сердце надежду?
- Почему люди поддаются отчаянию?
- Согласны ли Вы с фразой: «Надежда — это умение бороться в безнадежном положении»?
- Что делать, если не на что надеяться?
- Что делать, если все вокруг уже отчаялись?
- Согласны ли Вы с фразой: «Забудь опять свои надежды Об них вздыхать судьба невежды»?
- Можно ли оправдать отчаяние?
- Можно ли преодолеть отчаяние в себе?
- Как отличить надежду от иллюзии?
Добро и зло
- Что такое добро?
- Как отличить добро от зла?
- Кого можно назвать добрым человеком?
- Кого можно назвать злым человеком?
- Почему люди становятся злыми?
- Можно ли оставаться добрым на войне?
- Можно ли оправдать зло?
- В чем разница между злом и жестокостью?
- В чем разница между добром и милосердием?
- В чем разница между добротой и отзывчивостью?
- Может ли доброта навредить человеку?
- Как победить зло в себе?
- Как Вы понимаете фразу «Чтобы делать добро, надо прежде всего им обладать»?
- Как Вы понимаете фразу «Добро — не наука, оно действие»?
- Согласны ли Вы с тем, что «добро должно быть с кулаками»?
- Как защитить себя от зла?
- Согласны ли Вы с фразой: «В победе зла — падение твое. В добре твоем — спасение твое»?
- Согласны ли Вы с фразой: «Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред»?
- Могут ли добрые люди быть одинокими?
- Что делает человека злым?
Он и она
- Как Вы понимаете фразу «Когда мужчина касается рукою руки женщины, оба они касаются сердца вечности»?
- Каковы главные качества женщины?
- Каковы главные качества мужчины?
- Почему мужчинам сложно понять женщин?
- Кого можно назвать настоящим мужчиной?
- Кого можно назвать настоящей женщиной?
- Согласны ли Вы с фразой «Женщине разумной и хорошо воспитанной столь же противно посягать на права мужчины, сколько разумному мужчине противно злоупотреблять слабостью женщины»?
- В чем заключается сила женщины?
- Почему мужчины становятся слабее женщин?
- Как Вы понимаете фразу «Женщины способны на все, мужчины — на все остальное»?
- Согласны ли Вы с фразой: «Мужчина прощает и забывает. Женщина прощает — и только»?
- Должны ли женщины быть сильными?
- Почему мужчин называют «сильным полом», а женщин — «слабым полом»?
- Какие обязанности должен исполнять мужчина в семье?
- Какие обязанности должна исполнять женщина в семье?
- Может ли быть равенство между мужчиной и женщиной?
- Может ли женщина исполнять мужские обязанности?
- Согласны ли Вы с фразой «Мужчина играет первую скрипку, женщина – дирижирует!»?
- Как Вы понимаете фразу «…Он пошел за ней, как вол идет на убой, и как олень на выстрел»?
- Могут ли мужчины и женщины понять друг друга?
Гордость и смирение
- Как Вы понимаете фразу «Чрезмерная гордость — вывеска ничтожной души»?
- Согласны ли Вы с фразой: «Гордый человек точно обрастает ледяной корой. Сквозь кору эту нет хода никакому другому чувству»?
- Что такое гордыня?
- В чем разница между гордостью и гордыней?
- Что такое смирение?
- Что такое гордость?
- Как отличить смирение от отчаяния?
- Можно ли оправдать гордыню?
- Кого можно назвать гордым человеком?
- Всегда ли смирение идет на пользу человеку?
- Как отличить гордость от высокомерия?
- Как Вы понимаете фразу «Смирение нередко оказывается притворной покорностью, цель которой — подчинить себе других; это — уловка гордости, принижающей себя, чтобы возвыситься…»?
- Кого можно назвать кротким человеком?
- Смирение — благо или зло?
- Согласны ли Вы с фразой «Смиряясь, несчастный лишь довершает свое несчастье»?
- Почему люди становятся гордецами?
- Как Вы понимаете фразу «Гордый человек может научиться смирению, но будет гордиться им»?
- Как научить человека смирению?
- Как победить в себе гордыню?
- Может ли смирение навредить человеку?
- Может ли гордость навредить человеку?
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ по подготовке к итоговому собеседованию по русскому языку в 2020 году
Дорогой выпускник!
Итоговое собеседование (далее – ИС) по русскому языку в 2019-2020 г. оценивается по системе «зачёт – незачёт» и является допуском к ГИА-9. ИС состоит из 4 заданий.
Задания 1 и 2 выполняются с использованием одного текста научно-публицистического стиля.
Задание 1 – выразительное чтение текста. Время на подготовку – 2 мин., на чтение вслух – 2 мин.
В задании 2 предлагается подробно пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – 2 мин., на пересказ – до 3 мин.
Задания 3 и 4 тематически связаны между собой и не имеют отношения к заданиям 1 и 2.
В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов монолога: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем.
Высказывание должно быть связным и состоять не менее чем из 10 фраз по теме высказывания. Время на подготовку – 1 мин. Продолжительность Вашего высказывания – не более 3 мин.
Задание 4 - диалог (ответ на вопросы экзаменатора) по теме предыдущего задания (до 3 мин.).
Общее время итогового собеседования (включая время на подготовку) – 15-16 мин.
На протяжении всего времени ответа ведётся аудиозапись.
Перед началом всего ответа назовите свои ФИО и номер варианта, перед выполнением каждого задания произносите его номер.
Постарайтесь полностью выполнить поставленные задачи, говорить ясно и чётко, не отходить от темы и следовать предложенному плану ответа. Так Вы сможете набрать наибольшее количество баллов.
Максимальное количество баллов – 20. Зачёт выставляется в случае, если за выполнение работы Вы набрали 10 или более баллов.
При выполнении заданий помните:
1. В задании 1 (чтение текста вслух) важно читать текст с интонацией, соответствующей пунктуационному оформлению текста, выдерживая необходимый для успешной коммуникации темп. Максимальное количество баллов за задание – 2.
2. Задание 2 (подробный пересказ с включением цитаты) будет оцениваться по следующим критериям: сохранение при пересказе микротем текста, фактическая точность, уместность и логичность включения указанной цитаты в пересказ. Максимальный балл – 5.
3. Задание 3 проверяет Ваше умение строить монологическое высказывание по теме. Высказывание должно быть связным, по теме и состоять не менее чем из 10 фраз. Максимальный балл – 3.
4. Задание 4 (диалог) оценивает Вашу способность понимать поставленные экзаменатором вопросы (по теме задания 3) и давать на них точные развернутые ответы, соответствующие речевой ситуации. Постарайтесь ответить на все вопросы, избегайте односложных ответов. В соответствии с речевой ситуацией после конкретного ответа на поставленный вопрос Вы можете высказать свое мнение по теме, сравнить его с другими, привести пример из жизни или литературы, обратиться к истории вопроса, включить в ответ элементы описания рассматриваемого лица/ предмета/ события и др. Максимальный балл – 2.
5. Старайтесь говорить грамотно, используйте разнообразную лексику и синтаксические конструкции. В целом грамотная речь на собеседовании может принести Вам 8 баллов.
Во время подготовки к собеседованию обязательно выполните несколько полных вариантов заданий по КИМам из сборников, чтобы привыкнуть к расположению заданий, формулировкам вопросов, инструкциям и требованиям времени :
- ОГЭ -2020. Русский язык. Итоговое собеседование. Типовые варианты: 36 вариантов /Автор-составитель И.П.Цыбулько. – М.: Экзамен, 2019.
ОГЭ -2020. Русский язык. Итоговое собеседование. Типовые варианты экзаменационных заданий. 36 вариантов заданий / Автор -составитель Г.Т.Егораева М.: Экзамен, 2020 г.
- ОГЭ. Русский язык. Трудные з адания. Итоговое собеседование / Нарушевич А.Г., Смеречинская Н.М. М.: Просвещ ение, 2020 .
Важно:
Для выполнения задания 2 (подробный пересказ текста с включением приведенного высказывания) в КИМ отведено специальное «Поле для заметок». При ответе разрешается пользоваться записями, сделанными во время подготовки к пересказу, а также цитатой для включения в ответ. Пользоваться исходным текстом нельзя, его необходимо будет сдать экзаменатору.
Записи не учитываются при оценивании работы.
Предварительный просмотр:
Русские писатели- лауреаты Нобелевской премии.
Всего шесть русских писателей удостоились престижной международной Нобелевской премии. Троим из них это принесло не только всемирную славу, но также повсеместную травлю, репрессии и изгнание. Лишь одну из них одобрило советское правительство, а последний её обладатель был «прощён» и приглашён вернуться на Родину.
Нобелевская премия – одна из престижнейших наград, которую ежегодно присуждают за незаурядные научные исследования, значительные изобретения и существенный вклад в культуру и развитие общества. С её учреждением связана одна комичная, но неслучайная история. Известно, что учредитель премии – Альфред Нобель – знаменит также тем, что именно он изобрёл динамит (преследуя, тем не менее, пацифистские цели, так как считал, что вооружившиеся до зубов противники поймут всю глупость и бессмысленность войны и прекратят конфликт). Когда в 1888 году умер его брат Людвиг Нобель, а газеты ошибочно «похоронили» Альфреда Нобеля, назвав его «торговцем смертью», последний всерьёз задумался, каким запомнит его общество. Вследствие этих размышлений в 1895 году Альфред Нобель изменил своё завещание. И в нём говорилось следующее:
«Всё моё движимое и недвижимое имущество должно быть обращено моими душеприказчиками в ликвидные ценности, а собранный таким образом капитал помещён в надёжный банк. Доходы от вложений должны принадлежать фонду, который будет ежегодно распределять их в виде премий тем, кто в течение предыдущего года принёс наибольшую пользу человечеству… Указанные проценты необходимо разделить на пять равных частей, которые предназначаются: одна часть – тому, кто сделает наиболее важное открытие или изобретение в области физики; другая – тому, кто сделает наиболее важное открытие или усовершенствование в области химии; третья – тому, кто сделает наиболее важное открытие в области физиологии или медицины; четвёртая – тому, кто создаст наиболее выдающееся литературное произведение идеалистического направления; пятая – тому, кто внесёт наиболее существенный вклад в сплочение наций, уничтожение рабства или снижение численности существующих армий и содействие проведению мирных конгрессов… Моё особое желание заключается в том, чтобы при присуждении премий не принималась во внимание национальность кандидатов…».
Медаль, вручаемая лауреату Нобелевской премии
После конфликтов с «обделёнными» родственниками Нобеля исполнители его воли – секретарь и адвокат – учредили Фонд Нобеля, в обязанности которого входила организация вручения завещанных премий. Для присуждение каждой из пяти премий было создано отдельное учреждение. Так, Нобелевская премия по литературе вошла в компетенцию Шведской академии. С тех пор Нобелевская премия по литературе присуждается ежегодно с 1901 года, кроме 1914, 1918, 1935 и 1940-1943 годов. Интересно, что при вручении Нобелевской премии оглашают лишь имена лауреатов, все остальные номинации держат в секрете на протяжении 50 лет.
Здание Шведской Академии
Не смотря на кажущуюся незаангажированность Нобелевской премии, диктуемую филантропическими указаниями самого Нобеля, многие «левые» политические силы всё же усматривают в присуждении премии явную политизированность и некоторый западно-культурный шовинизм. Сложно не заметить, что подавляющее большинство нобелевских лауреатов происходят из США и европейских стран (более 700 лауреатов), в то время, как число лауреатов из СССР и России значительно меньше. Более того, существует точка зрения, что большинству советских лауреатов премия была присуждена лишь за критику СССР.
Тем не менее, вот эта пятёрка русских писателей – лауреатов Нобелевской премии по литературе:
Иван Алексеевич Бунин – лауреат 1933 года. Премия присуждена «За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». Бунин получил премию, будучи в эмиграции.
Фото: Иван Бунин
Борис Леонидович Пастернак – лауреат 1958 года. Премия присуждена «За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа». Эту премию связывают с антисоветским романом «Доктор Живаго», поэтому в условиях жёсткой травли Пастернак вынужден отказаться от неё. Медаль и диплом были вручены сыну писателя Евгению лишь в 1988 году (писатель умер в 1960). Интересно, что в 1958 году – это была седьмая попытка вручить Пастернаку престижную премию.
Фото: Борис Пастернак
Михаил Александрович Шолохов – лауреат 1965 года. Премия присуждена «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». У этой премии есть длинная предыстория. Ещё в 1958 году посетившая Швецию делегация Союза писателей СССР противопоставила европейской популярности Пастернака международную популярность Шолохова, а в телеграмме советскому послу в Швеции от 7.04.1958 говорилось:
«Было бы желательным через близких к нам деятелей культуры дать понять шведской общественности, что в Советском Союзе высоко оценили бы присуждение Нобелевской премии Шолохову… Важно также дать понять, что Пастернак как литератор не пользуется признанием у советских писателей и прогрессивных литераторов других стран».
Вопреки этой рекомендации, Нобелевская премия в 1958 году всё же была присуждена Пастернаку, что повлекло жёсткое неодобрение советского правительства. Но в 1964 году от Нобелевской премии отказался Жан-Поль Сартр, объяснив это, кроме прочего, личным сожалением, что премии не был удостоен Шолохов. Именно этот жест Сартра предопределил выбор лауреата в 1965 году. Таким образом, Михаил Шолохов стал единственным советским писателем, получившим Нобелевскую премию с согласия высшего руководства СССР.
Фото: Михаил Шолохов
Александр Исаевич Солженицын – лауреат 1970 года. Премия присуждена «За нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы». От начала творческого пути Солженицына до присуждения премии прошло всего 7 лет – это единственный подобный случай в истории Нобелевского комитета. Сам Солженицын говорил о политическом аспекте присуждения ему премии, но Нобелевский комитет это отрицал. Тем не менее, после получения Солженицыным премии, в СССР против него была организована пропагандистская кампания, а в 1971 году – попытка физического уничтожения, когда ему был сделан укол ядовитого вещества, после которого писатель выжил, но долго болел.
Фото: Александр Солженицын
Иосиф Александрович Бродский – лауреат 1987 года. Премия присуждена «За всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии». Присуждение премии Бродскому уже не вызвало таких противоречий, как многие другие решения Нобелевского комитета, так как Бродский к тому моменту был известен во многих странах. Сам он в первом же интервью после присуждения ему премии сказал: «Её получила русская литератур, и её получил гражданин Америки». И даже расшатываемое перестройкой ослабевшее советское правительство начало налаживать контакты с прославившимся изгнанником.
Фото: Иосиф Бродский