Сценарий "Путешествие в Страну Букв".
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в Страну букв»,
посвященный Дню славянской письменности и культуры.
Программные задачи: познакомить детей с праздником славянской письменности, со святыми Кириллом и Мефодием. Расширять представление детей о культурном наследии нашего народа. Развивать творческие способности, воображение, внимание, память. Содействовать развитию интереса, любви к книге.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель:
Здравствуйте, дорогие, ребята!
Сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие.
А на чём можно путешествовать?
А мы отправляемся в путешествие на паровозике «Букашка»
(звучит музыка, дети строятся в колонну, «паровозиком»), паровозик отправляется и останавливается в сказочном лесу.
Звучит музыка леса.
Воспитатель:
Мы прибыли в Волшебную страну.
Посмотрите вокруг, что необычного в этом сказочном лесу?
(на ветках висят буквы)
-Ребята, а вы догадались в какую страну мы попали? (В Страну букв)
В этой стране много интересных станций.
Посмотрите, а кто –то для нас под деревом оставил волшебный ларец.
Отгадывают загадки, а отгадки находят на дереве
Воспитатель:
На новую станцию мы спешим.
Путь сегодня нам открыт,
Опоздать никак нельзя,
Отправляемся друзья!
АБВГДейка
Воспитатель:
Ребята, на этой станции живут разные буквы.
А где же они?
(выходят дети - буквы)
Буква А:
Всем известна буква А .
Буква очень славная.
Да к тому же буква А
В алфавите главная.
Буква О:
Буква О - луна и солнце,
В доме круглое оконце,
И часы и колесо-
И это, кажется, не все.
Буква Б:
Веселый толстый клоун
Играет на трубе.
На этого пузатого
Похожа буква Б.
Буква В:
В - буква очень важная,
Воображала страшная.
Грудь колесом, живот надут,
Как будто нет важнее тут.
Игра «Составление слов из кубиков» (лес,мама,мир)
Воспитатель:
А мы отправляемся путешествовать дальше по Стране букв.
Мы приблизились к новой станции .
Прочтите название станции.
Дети читают «Игровая».
Отгадать ребусы
Воспитатель:
А наше путешествие продолжается дальше по Стране букв.
Мы приблизились к новой станции .
Прочтите название станции.
Дети читают «Историческая».
-Ребята, а что такое история?(ответы детей)
Ребёнок в русском народном костюме:
Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки! Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили - были тогда добры молодцы, раскрасавицы - красны девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома - терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать.
А грамоты не ведали, не умели книги читать и письма писать.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о нашей истории, о возникновении славянской письменности. Ежегодно 24 мая России отмечается День славянской письменности и культуры. Без культуры, грамоты, письменности не может жить нация, народ, государство.
Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек.
Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.
(Демонстрация наскальных рисунков)
Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами.
(Демонстрация наскальных символов-букв)
Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было неудобно, и понять эти знаки можно было по-разному.
Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.
(Иллюстрация с изображением Кирилла и Мефодия)
И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Жили они на границе государства Византия и славянской земли в городе Солуни. Дома два брата говорили на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Но придумать - это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не смог с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело!
(Изображение первых книг)
В 988 году в Киеве была открыта дворцовая школа «учения книжного». Книги на Руси были очень дорогими. Их делали на пергаменте: кожу овцы вымачивали в извести, высушивали, потом втирали мёд.
(Изображение: Берестяные грамоты)
На Руси долго использовали и другой материал для письма – бересту.)
Знаки на бересту наносились костяным стерженьком – писало. Первые книги были рукописными.
Рукописи держали на коленях, в руках - гусиное перо, которое они обмакивали в баночку с чернилами.
Красными писались заглавные, а черными все остальные буквы. Отсюда название «красная строка» - начало текста. Богато украшенные переплетами из кожи, сверкающие золотом, серебром и драгоценными камнями, книги считались большой ценностью, их берегли.
А затем Иван Федоров придумал печатный станок и книги стали печатать.
На этой станции мы встретим буквы, которые были раньше. Вот они.
(Выходят славянские буквы)
- ребёнок
Раньше азбука у нас
Начиналась с буквы («азъ»)
- ребенок
С нее начинаются все науки.
А за азом следует («буки»)
- ребенок
О нашей мудрой азбуке
Наш разговор зашел.
Четвертая буква кириллицы («глагол»)
- ребенок
В мир неси свое душевное тепло.
Этому нас учит буква («добро»)
Доброта - лучшая черта характера человека.
Добрым быть совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо очень добрым быть,
Чтоб в беде друг друга не забыть.
И народы будут жить дружней,
Если будем мы с тобой добрей.
Воспитатель: Показ предметов старины.
Станция «Сказочная»
Интерактивная игра «Собери слово»
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу.
Итог.
-В какую страну мы совершили путешествие?
-Назовите имена святых учителей, составивших азбуку.
-Что использовали люди для письма в древности?
- Зачем нужно учить буквы?
Дети исполняют песню «Азбука»
(Звучит музыка, дети строятся в колонну и отправляются в детский сад)