Сборник задач с современным сюжетом

Максимович Юлия Геннадьевна

Проектная работа ученика 7Д класса Ничипорчука Даниила

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

XXIV городская научная конференция молодых исследователей  

«Шаг в будущее»

 Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Город Сургут

МОДЕЛИРОВНИЕ  ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ С СОВРЕМЕННЫМ СЮЖЕТОМ.

Автор:

Ничипорчук Даниил

муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

№ 10 с углубленным изучением

отдельных предметов, 7 «Д» класс

Научный руководитель:

Максимович Юлия Геннадьевна,

учитель математики

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

средняя общеобразовательная школа

№ 10 с углубленным изучением

отдельных предметов

2022

МОДЕЛИРОВНИЕ  ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ С СОВРЕМЕННЫМ СЮЖЕТОМ.

Ничипорчук Даниил

Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ-ЮГРА

Город Сургут

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 с углубленным изучением отдельных предметов

Аннотация

В данной работе были рассмотрены и проанализированы текстовые сюжетные задачи математики 5-6 класса, их  актуальность и доступность сюжета для современных школьников. Анкетирование учащихся 5-6 классов показало, что решение задач вызывает у многих учеников сложности, и часто эти сложности связаны с тем, что содержание сюжета непонятное или неинтересное. Задачи школьных учебников не меняется много десятков лет, перепечатываются с новым изданием, и сюжет многих из них утратил свою актуальность.

В ходе проектной работы учениками нашей параллели на уроках проводилась творческая работа по моделированию  текстовых задач с современным сюжетом, что позволило  лучше понять природу задач и повысить интерес к их решению. Результатом работы стал сборник задач, отражающий интересы и увлечения современных школьников.

Введение

Умение решать текстовые задачи формируется с начальной школы, постепенно расширяется разнообразие тем и методов решения, появляются новые сюжеты и виды задач. Однако, наблюдая за одноклассниками, стало очевидно, что текстовые задачи многие ученики не любят и не умеют решать. Как говорит наша учительница: «Решая каждую текстовую задачу, мы должны понять и прожить реальную жизненную ситуацию, хорошо представить ее себе или нарисовать, и решение получится само собой…» Если все так просто, почему многие мои друзья умеют решать уравнения и примеры, буквенные выражения и применять формулы, но испытывают затруднения при решении текстовых задач. В разговорах на эту тему,  были высказаны следующие аргументы: «Откуда я знаю, что такое плот?», «А что в реке и в озере можно плыть по-разному?», «Как можно «жать» пшеницу, да еще и  специальной машиной…», «И где это они яблоки по 15 рублей  за килограмм нашли?» и другие. Все эти высказывания натолкнули  на мысль, что не всем ученикам хватает жизненного опыта или знаний, например в области  сельского хозяйства, чтобы они могли представить и понять о чем идет речь в задаче, поэтому испытывают сложности при решении.  

С другой стороны, часто можно слышать после уроков математики о том, что решать задачи скучно и неинтересно, о том, что сюжеты задач с героями мультиков и сказок уже не соответствуют возрасту  учеников 5-6 класса. Интересно, сюжет каких задач показался бы интересным моим одноклассникам? Можно ли изменив содержание задач изменить отношение учеников к ним, повысить интерес и, может даже помочь полюбить решать математические задачи…

 Данная тема меня заинтересовала, и размышления привели меня к такой гипотезе: Если содержание задачи будет понятным и интересным ученику, актуальным и близким ему по интересам, то желание научиться решать такие задачи появится у большего количества учеников, и, как следствие,  уровень умения решать текстовые задачи в классе вырастет.

Основная цель работы:  Создать сборник задач с современным сюжетом, которые создавались и решались самими  учениками на уроках  математики, интересных  и актуальных по содержанию, способных повысить желание учеников научить решать задачи.

 Для достижения данной цели перед собой я поставил следующие задачи:

  1. Узнать, что такое текстовая задач, какие виды задач бывают и как правильно их составлять.
  2. Проанализировать содержание школьного учебника математики 5 класса и классифицировать имеющиеся в нем текстовые задачи по их сюжету.
  3. Определить какие задачи являются наиболее понятными и интересными для моих одноклассников, актуальными для современного ученика.
  4. Сравнить, зависит ли успех решения задач учениками класса от ее понятности и интересного современного сюжета.
  5. Создать вместе со своими одноклассниками мини-сборник задач с современным сюжетом, понятным, интересным и актуальным для учеников 5-х и 6-х классов.

Стоит отметить актуальность данной работы, так как содержание многих задач не меняется уже десятки лет, а лишь перепечатывается при переиздании учебников, а вот дети и их интересы меняются стремительно быстро.

В работе использовались следующие  методы: анализ учебной литературы, сбор  информации о задачах, как математической единице, анкетирование учащихся и анализ результатов, моделирование задач и их корректировка, анализ решаемости задач и роста интереса к ним среди учащихся,  формулирование выводов.

Результатом работы и личным вкладом будем считать составление и оформление небольшого сборника задач с современным сюжетом, придуманных учениками на уроках математики.

  1. Задача, ее виды и способы решения

Сначала разберемся, что такое задача и что с ней делать. В интернете очень  много сложных научных статей и различных определений . Возьмем определение А.П. Тонких: текстовая задача – есть описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между её компонентами или определить вид этого отношения.

Текстовые задачи делятся на группы, которые объединяет либо метод решения, либо количество действий, которые необходимо выполнить для решения задачи, либо схожий сюжет. Мне удалось найти несколько классификаций текстовых задач:

1. По числу действий, которые необходимо выполнить для решения задачи (простые, составные);

2. По соответствию числа данных и искомых (определенные, неопределенные);

3. По фабуле задачи  (задачи на движение, на работу, на смеси и сплавы, на проценты, на части, на покупки и т.д.);

4. По способам решения (на проценты и части, на пропорциональное деление, решаемые с конца, на составление уравнения и др.).

Чтобы хорошо решать задачи, что является сложной умственной операцией, нужно хорошо понимать текст задачи, определить ее вид, знать  различные методы и способы решения задач и верно подобрать нужный способ для конкретной данной задачи.  Рассмотрим основные методы решения задач и их краткую характеристику

Решить задачу арифметическим методом - значит найти ответ на требование задачи посредством выполнения арифметических действий над числами. Одну и ту де задачу во многих случаях можно решить различными арифметическими способами.

Решить задачу алгебраическим методом - это значит найти ответ на требование задачи, составив и решив уравнение или системы уравнений (или неравенств). Одну и ту же задачу можно так же решить различными алгебраическими способами.

Решить задачу геометрическим методом - значит найти ответ на требование задачи, используя геометрические построения или свойства геометрических фигур.

Решить задачу логическим методом - это значит найти ответ на требование задачи, как правило, не выполняя вычислений, а только используя логические рассуждения.

Решить задачу практическим методом - значит найти ответ на требования задачи, выполнив практические действия с предметами или их копиями (моделями, макетами).

Табличный метод позволяет видеть задачу целиком это- решение путем занесения содержания задачи в соответствующим образом организованную таблицу.

Комбинированный метод позволяет получить ответ на требование задачи более простым путем.

Метод проб и ошибок (самый примитивный), в нем ответ на вопрос задачи угадывается.[5]

Такое разнообразие  видов и способов решения задач само по себе объясняет, почему у учеников возникают сложности при их решении. А если еще и содержание задачи непонятно ученику: плуг, плот, булава, сольдо, и другие уже изжившие себя вещи…Можно ли надеяться на интерес со стороны учеников решать такие задачи.

Мной был изучен учебник 5 класса по математике (автор А.Г. Мерзляк) [1] на количество сюжетных текстовых задач, их содержание, и  субъективное мое понимание актуальности сюжета. Таблица анализа учебника представлена в приложении 1.

По итогу анализа текстовых задач учебника мною были сделаны следующие выводы:

  1. Из общего количества 1222 задания учебник содержит 258 сюжетных текстовых задач, что составляет примерно 21%.
  2. По содержанию задачи можно условно разделить на несколько групп:  

- Бытовые задачи – 83         

- Задачи с литературным сюжетом – 48

- Задачи на движение – 64

- Задачи про школьную жизнь – 17

- Профориентационные задачи (о различных профессиях) – 18

- Исторические задачи – 11

- Задачи про Россию – 10

- Задачи с географическим содержанием – 5

- Экономические задачи – 2.

  1. Из 258 задач мне показались актуальными по содержанию (задачи описывали ситуации, которые условно могут возникнуть в реальной жизни или содержат интересные познавательные факты) – 173 задач; неактуальными по содержанию  (не подходят по возрасту, совсем не интересны по сюжету, содержат некорректные данные) –  41 задача; задачи,  с актуальностью которых можно поспорить (зависит от интересов отдельного ученика) – 45 задач; задач с современным сюжетом, отражающим текущие веяния трендов и молодежных интересов  - 0 задач.

Стоит отметить, что содержание текста задачи часто выглядит надуманным, неправдоподобным, такими задачами, например про бельчат, которые собирают по 45 кг орехов, можно только усыпить или рассмешить учеников. Да и задачи условно актуальные, далеко не каждому пригодятся в реальной жизни или интересны по содержанию: сколько кустов, деревьев, ящиков, гектаров... Единственное, что может привлечь современного ученика 5-6 классов в этих задачах, сам процесс поиска верного решения и получение оценки за урок.

  1. Моделирование задач с современным сюжетом

Под общим умением решать задачи будем понимать умение, складывающееся из знаний о задаче и процессе её решения (об этапах решения, способах их осуществления) и владения способами выполнения каждого из этапов при определённом уровне математических и иных знаний, которые используются при решении (например, знаний о числах и арифметических действиях над ними, свойствах этих чисел, об операциях над множествами в явном или неявном виде, о величинах, их измерении и т.д.; об объектах окружающей действительности и т.п.). Уровень такого умения может быть определён сложностью задачи, которую может самостоятельно решить учащийся [2]

Психологические исследования проблемы обучения решению задач показывают, что основные причины несформированныости у учащихся общих умений и способностей в решении задач состоят в том, что школьникам не даются необходимые знания о сущности задач и их решений, а поэтому они решают задачи, не осознавая должным образом свою собственную деятельность. [3]

Обычно учителем предлагается определенный алгоритм решения задач, который помогает закрепить навыки решения задач различного типа.

Начинается работа над любой задачей с того, что:

1) Ученики самостоятельно знакомятся с условием задачи.

2) Далее один из учащихся читает задачу вслух.  Ученик должен прочитать задачу так, чтобы условие задачи стало доступно каждому.

3) Выделить главные слова, так как одним из  важнейших  этапов  в  работе  над задачей является умение записать условие задачи в виде  краткой записи.

4) Составить краткий план для записи решения задачи.

5) Выбрать модель задачи (рисунок, чертёж, таблица). 

 6) Спланировать способ решения.

7) Ответить на вопрос задачи.

8) Проверить решение. [4]

Но данный процесс сложен, однообразен и вызывает множество затруднений у учеников, которые плохо решают задачи.

Моделирование задач на уроке математики позволило нам, ученикам, не только реализовать свои творческие способности, но и лучше понять, что такое задача, ее суть, продумать не только сюжет, но и ход решения, подобрать числа, которые дадут целочисленное решение, приближенное к реальности. Для моих сверстников это возможность понять задачу «изнутри», прочувствовать все сложности поиска сюжета, и формулирования условия. Но чем сложнее путь, тем интереснее само действие.

В течении 2 лет, учениками нашей параллели, к каждому разделу учебника, работая в группах или в парах на уроке, или, индивидуально в рамках домашнего задания, составляли задачи с современным сюжетом. Благодаря работе, организованной учителем, мы имели возможность решать задачи, придуманные другими учениками. На самостоятельных получали задачи на выбор:  со стандартным сюжетом или придуманные учениками параллельных классов.

Не сразу  процесс создания задач оказался легким. При первом таком задании получилось далеко не у всех, сложности возникали разные: пне было идей для интересного сюжета, не понятно сформулированный вопрос, при решении получались некрасивые ответы, задачи составленные отдельными учениками были нерешаемы, ученики находили ошибки друг у друга. Но этот процесс был очень увлекательным, вносил разнообразие и творчество в урок, что мы даже напоминали учителю, когда она долго не задавала нам придумывать задачи.

Если анализировать содержание придумываемых учениками задач, то оно было очень разнообразным: концерты современных звезд, герои комиксов и аниме, статистика и показатели в компьютерных играх, задачи про «себя и своих одноклассников», задачи про наш город и другие… Иногда, когда у некоторых не получалось придумать задачу, мы использования способ трансформации задачи из учебника, а именно брали задачу из учебника и переделывали ее сюжет на интересующую нас тематику.

В рамках исследования дважды было проведено анкетирование ребят класса: в начале нашего исследования (ноябрь 2019 года, 5 класс, 24 анкеты) и спустя почти 2 года систематической работы по составлению современных задач и их решению (апрель 2021 года,6 класс, 23 анкеты), образец анкеты приложен в приложении 2.  Стоит отметить, что исследование слегка затянулось, в связи пандемией Covid-19, так как, при переходе на дистанционное обучение, исследование было временно приостановлено.

Результаты проведенного анкетирования представлен на диаграммах:

  1. Нравится ли тебе решать задачи по математике?

  1. Если нет, то почему? (задание  с множественным выбором)                      

Если да, то почему? (задание  с множественным выбором)                      

  1. Какие задачи тебе понятнее по содержанию (задание  с множественным выбором)                      

  1. Хотел бы ты, чтобы в учебнике было больше современных задач?

  1. Интересно ли тебе составлять задачи самому, с тем сюжетом, который тебе интересен?

По результатам анкетирования можно сделать  следующие выводы: количество учеников, которые  научились решать задачи и стали делать это с удовольствием значительно выросло. Понимание содержания текста задач и внимательность чтения повысились, однако по-прежнему, некоторые ребята, считают задачи скучным и сложным занятием. Самой понятной тематикой считаются задачи на покупки, так как они более близки ученикам  и сходи с их жизненным опытом. В ходе исследования, когда ученики научились придумывать задачи с современным сюжетом, желающих разнообразить учебник подобными задачами значительно возросло, но в классе есть и такие ребята, которым процесс моделирования  решения современных задач не нравится или неинтересен, о чем свидетельствуют такие нейтральные ответы вида «Не знаю» или «Без разницы». Хотя позицию «Без разницы» можно оценивать как то, что ученик не хочет формулировать задачи для удовольствия, а только в рамках заданного учителем задания, но большинство из таких учеников все же хотят, чтобы изменилось содержание задач в учебниках.

В целом стоит отметить, что по результатам анкетирования прослеживается положительная динамика, и процесс решения задач стал для учеников более интересным и посильным.

  1. Формирование сборника задач с современным сюжетом.

В ходе исследования было собрано много задач различных по тематике содержания и по изучаемым разделам. Однако не все из них оказались качественно сформулированными или понятными по содержанию всем. Например, задачи про компьютерные игры или игры для смартфона понятны в полной мере лишь тем, кто в них играет. А разнообразие героев аниме, комиксов или сериалов, выбранных героями задач, поражает!  Все эти задачи было интересно и необычно читать и очень интересно решать на уроках.

Для создания сборника мы отобрали самые интересные, различные по сюжету задачи и  разбили их на несколько разделов, в соответствии с числами множествами, которые используются в задачах:

- Задачи на действия с натуральными числами

- Задачи на обыкновенные дроби

- Задачи на десятичные дроби

- Задачи на составление уравнения

Для того, чтобы составить раздел «Правильные ответы», мне пришлось решить каждую задачу и убедиться в корректности условия. Для примера приведу некоторые из них:

№ 2 На распродаже в «Steam» игра «Terraria» стоила 1300 рублей, а «Garry's mod» - 1700 рублей. Первичная стоимость «Terraria» была 2500 руб., «Garry's mod» столько же.

На сколько рублей выгоднее будет купить игры на распродаже, чем после её окончания?

Решение.

  1. 1700 + 1300 = 3000 (руб.) – стоимость игр во время распродажи.
  2. 25002 = 5000 (руб.) – стоимость игр после распродажи.
  3. 5000 – 3000 = 2000 (руб.)

Ответ: на 2000 рублей.

№ 23 Настя пыталась составить текст на английском, что было задано сделать дома, используя притом «Яндекс Переводчик». При проверке домашнего задания оказалось, что 40% текста переведено некорректно. Учительница попросила её сделать работу заново, для этого девочка уже воспользовалась «Google Переводчиком», который перевёл правильно уже 0,8 от всего текста.

На сколько больше процентов работы по переводу полностью правильно выполнено у «Google Переводчика», чем у сервиса Яндекса?

Решение.

  1. 100 – 40 =60 % правильность перевода сервиса Яндекс.
  2. 0,8=80% - правильность перевода сервиса Google
  3. 80 – 60 = 20%  разница в переводе

Ответ: на 20% лучше.

№16 Гриша пробегает по коридорам школы за день 3 км, причём на 1-ой перемене он пробегает  часть этого расстояния, а на 2-ой  -  от всего маршрута.

Сколько километров пробежит Гриша за первые две перемены, если ему, конечно, ни разу не встретится завуч?

Решение.

  1. 3 : 6 = (км) – пробежал Гриша за 1-ую перемену.
  2. 3 : 5 =  (км) – пробежал Гриша за 2-ую перемену.
  3.  1 (км)

Ответ: 1км.

 № 31 В маленьком городе открыли «Макдональдс», «KFC» и «Бургер Кинг». В городе решили провести голосование, какое заведение лучше. Всего в голосовании участвовали 555 жителей, причем за «KFC» отдали в 5 раз меньше голосов, чем за «Макдональдс» и на 5 голосов больше, чем за «Бургер Кинг». Как распределились голоса жителей между всеми ресторанами быстрого питания?

Решение. Пусть х – голосов за  KFC, тогда 5х – за «Макдональдс» и х-5 – за «Бургер Кинг». По условию всего проголосовало 555 человек.

Составим уравнение:

 Х+5х+х-5=555

7х=555+5

7х=560

Х=80 (голосов) за KFC

1.805=400 (голосов) за «Макдональдс»

2.80-5=75 (голосов) за Бургер Кинг».

Ответ: 75, 80, 400

Более подробно с сюжетами и тематикой задач, придуманных учениками  за 2 года  можно познакомиться в сборнике «Задачи с современным сюжетом» (Приложение 3, отдельный PDF-файл), который стал результатом или можно сказать продуктом нашего исследования.

Заключение.

В  нашем исследовании мы изучили теоретические основы понятия «Текстовая задачи», рассмотрели основные виды задач и способы их решения.  Постарались разобраться с причинами, почему ученики не любят  и не умеют решать задачи по математике и нашли способ этот интерес  немного повысить.

 Для этого сначала пришлось разобраться, почему ученики считают задачи сложными, неинтересными и не понимают их содержание. С этой целью был исследован учебник математики за 5 класс, проведен качественный и количественный анализ содержания текстовых задач. Было обнаружено много задач с неактуальным, неинтересным сюжетом, задач содержащих нелогичные данные, или не соответствуют возрастным особенностям учеников. Часть героев задач, взятых из советских и зарубежных мультиков, ученики совсем не знают. Если задачи описывают профессии, то это фермер, рабочий, повар и другие рабочие специальности, к приобретению которых современный школьник не стремится.

Гораздо интереснее было бы решать задачи про летчиков, программистов, адвокатов, дизайнеров, журналистов или врачей… Это бы позволило оценить необходимость математических знаний в различным востребованных  на данный момент профессиях.  А также содержание, казалось бы бытовых задач, которые должны быть полезны для будущей жизни, в основном описывают сельское хозяйство или покупки и запасы магазинов.

В ходе исследования было проведено анкетирование и проанализированы результаты в динамике: мы оценили отношение учеников одного класса к данной теме на начало исследования и по его итогу. Наглядно представили результаты в виде диаграмм и сформулировали некоторые выводы. Но одним из главных достижений нашей работы стоит считать рост числа учеников в классе, у которых повысился интерес к решению и уровень понимания текстовых задач.

Ну  и, самое главное, что результаты наших творческих уроков - задачи, придуманные мной и учениками на нашей параллели не пропали зря, а были объединены в один сборник. И возможно, ученики младших классов, в будущем будут на уроках решать некоторые из них, и от этого их уроки станут яркими и интересными! А это значит, что поставленные задачи выполнены и наша цель достигнута.

Мы считаем, что тема нашего исследования актуальна, интересна и  безгранична в исследовании. Возможно, в будущем мы поставим перед собой цели по составлению текстовых задач профориентационного содержания, об актуальных и современных профессиях,  так как это поможет нам к 9 классу определиться с профилем дальнейшего обучения.

Библиографический список.

1. Мерзляк А.Г.,В.Б. Полонский, М.С. Якир  Математика 5класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций – М: Вентана-Граф, 2015 г. 307 с.

2.  Фридман, Л.М. Как научиться решать задачи. Книга. для учащихся старших классов средней. школы. / Л.М. Фридман, Е.Н. Турецкий.– 3-е изд., дораб.– М.: Просвещение, 1989.– 192 с.

3.  Царёва С.Е. Обучение решению текстовых задач, ориентированное на формирование учебной деятельности младших школьников/ Царёва С.Е.–  Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998 г. — 136 с

         Интернет-ресурсы:

4.https://infourok.ru/statya-metodika-resheniya-tekstovyh-zadach-5-6-klass-4940286.html 

5. https://school-science.ru/4/7/33586 

Приложение 1.

Таблица анализа содержания учебника математики 5 класса

№ зад.

Актуальность содержания

Тематика содержания

12

АКТУАЛЬНО

Задачи о России (возраст города)

14

НЕАКТУАЛЬНО

Задача на литературную тему,, «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» (Астрид Линдгрен)

15

НЕАКТУАЛЬНО

Бытовая задача (кусы смородины)

38

АКТУАЛЬНО

Задача на историческую тему (Космос)

39

НЕАКТУАЛЬНО

Задача на историческую тему (Старинные меры)

40

НЕАКТУАЛЬНО

Задача на литературную тему, сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (А. Н. Толстого)

41

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (Веротолет)

42

НЕАКТУАЛЬНО

Профориентационная  задача (кузнец)

80

НЕАКТУАЛЬНО

Бытовая задача (подарки  детскому саду) . Стоит отметить нелогичность условия)

81

НЕАКТУАЛЬНО

Задача на литературную тему, сказка «Три Медведя»

82

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (на покупки в магазине)

83

МОЖНО ПОСПОРИТЬ

Задача на литературную тему, связанная с персонажем из цикла произведений о Простоквашино (Э. Успенского)

105

МОЖНО ПОСПОРИТЬ

Бытовая задача (деревья в парке)

106

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (туристы)

107

МОЖНО ПОСПОРИТЬ

Задача на литературную тему, фигурирует фольклорный персонаж Баба-Яга

108

АКТУАЛЬНО

Задача на движение по воде

137

АКТУАЛЬНО

Задача о России (Соборы)

138

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (автомобиль)

139

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (поезда)

140

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (покупки)

156

МОЖНО ПОСПОРИТЬ

Задача на литературную тему, фигурируют фольклорные персонажи-злодеи (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Леший и Соловей-разбойник).

164

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (расход материала)

165

НЕАКТУАЛЬНО

Задача на историческую тему (возраст университетов)

169

АКТУАЛЬНО

Задача про школьную жизнь

170

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (на покупки)

173

НЕАКТУАЛЬНО

Задача на литературную тему (про бельчат)

174

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (про марки)

175

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (про книги)

176

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (туристы)

179

МОЖНО ПОСПОРИТЬ

Задача на литературную тему, связанная с персонажем из цикла произведений о Простоквашино (Э. Успенского)

180

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (расписание поезда)

194

НЕАКТУАЛЬНО

Задача на движение (Скороход)

195

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (возраст)

202

НЕАКТУАЛЬНО

Задачи о России (количество городов РФ) Присутствует условие, которое может в любой момент измениться.

203

НЕАКТУАЛЬНО

Задача на литературную тему, связанная с персонажем из цикла произведений о Простоквашино (Э. Успенского)

204

НЕАКТУАЛЬНО

Бытовая задача (про удой коровы Звездочки)

205

НЕАКТУАЛЬНО

Историческая задача (на площади) Знание площади другой страны (в данном случае, Украины) неинтересно учащимся.

208

АКТУАЛЬНО

Профориентационная задача  (о строительстве дорог)

209

НЕАКТУАЛЬНО

Профориентационная задача (сельское хозяйство)

210

НЕАКТУАЛЬНО

Задача на литературную тему, персонаж из мультика «Чип и Дейл 1989 года)

211

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (Рыбалка)

212

НЕАКТУАЛЬНО

Задача на историческую  или литературную тему (про пряжу)

213

НЕАКТУАЛЬНО

Задача на литературную тему по сюжету сказок (расстояние между царствами

214

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (садоводство)

215

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (коллекционирование)

218

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (расписание поездов)

219

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (расписание поездов)

226

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (на остановке)

227

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (еда)

228

МОЖНО ПОСПОРИТЬ

Бытовая задача (садоводство)

229

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (поезд)

249

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (поезд)

250

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (лодка)

257

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (садоводство)

258

МОЖНО ПОСПОРИТЬ

Задача на литературную тему, фигурирует персонаж из цикла рассказов о Винни-Пухе

259

МОЖНО ПОСПОРИТЬ

Задача на литературную тему, сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (А. Н. Толстого)

260

МОЖНО ПОСПОРИТЬ

Задача на литературную тему, сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (А. Н. Толстого)

261

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (цистерны)

262

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (коллекционирование)

264

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (покупки)

265

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (масса ящиков)

273

АКТУАЛЬНО

Задача на литературную тему, сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (А. Н. Толстого)

274

НЕАКТУАЛЬНО

Бытовая задача (придумать число) Не понятно с какой целью и где это может пригодиться

277

АКТУАЛЬНО

Задача про школьную жизнь

279

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (покупки)

293

МОЖНО ПОСПОРИТЬ

Задача на историческую тему (олимпиада)

294

АКТУАЛЬНО

Задача про школьную жизнь

318

МОЖНО ПОСПОРИТЬ

Бытовая задача (о банках)

319

АКТУАЛЬНО

Задачи о России (границы государств)

336

МОЖНО ПОСПОРИТЬ

Задача на географическую тему (горы)

355

АКТУАЛЬНО

Задача про школьную жизнь

380

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (покупки)

393

МОЖНО ПОСПОРИТЬ

Задача на литературную тему, сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (А. Н. Толстого)

394

МОЖНО ПОСПОРИТЬ

Задача на литературную тему, связанная с персонажем из цикла произведений о Простоквашино (Э. Успенского)  

395

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (туристы)

396

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (туристы)

397

АКТУАЛЬНО

Задача про школьную жизнь

398

НЕАКТУАЛЬНО

Задача про школьную жизнь (CD и DVD почти ушли в прошлое)

401

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (по воде)

402

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (велосипедисты)

403

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (поезда)

404

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (автомобили)

405

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (автомобиль и велосипед)

406

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (пешеход)

444

НЕАКТУАЛЬНО

Бытовая задача (хозяйство)

445

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (про ящики)

459

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (всадник)

460

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (покупки)

463

МОЖНО ПОСПОРИТЬ

Задача на литературную тему, «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» (Астрид Линдгрен)

464

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (хозяйство)

465

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (хозяйство)

466

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (расход топлива)

467

НЕАКТУАЛЬНО

Бытовая задача (сельское хозяйство, про просо)

468

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (по воде)

469

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (по воде)

470

МОЖНО ПОСПОРИТЬ

Задача на литературную тему, фигурируют персонажи из трилогии о Незнайке (Н. Н. Носова)

471

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (вертолет)

472

МОЖНО ПОСПОРИТЬ

Задача на литературную тему, фигурируют фольклорные персонажи – богатыри

473

НЕАКТУАЛЬНО

Задача на литературную тему, про Черепах

474

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (поезда)

475

НЕАКТУАЛЬНО

Задача на движение (про Казаков)

476

АКТУАЛЬНО

Историческая задача (старинные меры длины)

477

АКТУАЛЬНО

Задача с географическим содержанием (расстояния)

478

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (собирательство

479

АКТУАЛЬНО

Задача про школьную жизнь Профориентационная задача (про рабочих)

480

МОЖНО ПОСПОРИТЬ

Задача на литературную тему, сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (А. Н. Толстого)

481

НЕАКТУАЛЬНО

Бытовая задача (чистка картофеля)

482

НЕАКТУАЛЬНО

Задача про школьную жизнь  В задаче присутствуют нелогичные условия

483

АКТУАЛЬНО

Профориентационная задача (про операторов)

484

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (про топливо)

485

НЕАКТУАЛЬНО

Задача на литературную тему, про белочек

486

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (караван)

487

АКТУАЛЬНО

Профориентационная (фермер)

488

МОЖНО ПОСПОРИТЬ

Задача на литературную тему, фигурирует герой восточных сказок Али-Баба.

495

АКТУАЛЬНО

Бытовая  задача(садоводство)

496

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (магазин)

497

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (кинотеатр)

498

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача(цветы)

501

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (магазин)

502

МОЖНО ПОСПОРИТЬ

Задача на литературную тему, повесть «Приключения капитана Врунгеля» (А. Некрасова)

503

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (рыбалка)

504

НЕАКТУАЛЬНО

Задача на литературную тему много героев разных сказок. В задаче присутствуют нелогичные условия

505

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (в поезде)

506

АКТУАЛЬНО

Задача про школьную жизнь

519

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (про конверты)

561

АКТУАЛЬНО

Бытовая (расход продуктов)

562

НЕАКТУАЛЬНО

Бытовая задача (придумать число) Не понятно с какой целью и где это может пригодиться

612

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (ракета)

614

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (поезд)

633

МОЖНО ПОСПОРИТЬ

Задача на литературную тему, фигурирует персонаж из трилогии о Незнайке (Н. Н. Носова)

641

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (автобус)

642

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (велосипедист)

658

МОЖНО ПОСПОРИТЬ

Задача на литературную тему, сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (А. Н. Толстого)

668

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (автобус)

686

АКТУАЛЬНО

Про школьную жизнь

687

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (хозяйство)

688

АКТУАЛЬНО

Историческая задача (северная война)

689

АКТУАЛЬНО

Задача о России (Кремль)

690

МОЖНО ПОСПОРИТЬ

Задача о России (Кремль)

702

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (рыбалка)

703

МОЖНО ПОСПОРИТЬ

Задача на литературную тему, повесть «Приключения капитана Врунгеля» (А. Некрасова)

704

МОЖНО ПОСПОРИТЬ

Задача на тему старой мультипликации, фигурируют персонажи из цикла телефильмов о Коте Леопольде

705

МОЖНО ПОСПОРИТЬ

Задача на литературную тему, фигурируют фольклорные персонажи – богатыри

706

АКТУАЛЬНО

Профориентационная задача (сельское хозяйство)

707

МОЖНО ПОСПОРИТЬ

Задача на литературную тему, фигурируют персонажи из цикла произведений о крокодиле Гене и Чебурашке

708

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (про продукты)

709

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (по воде)

710

МОЖНО ПОСПОРИТЬ

Задача на литературную тему, повесть «Приключения капитана Врунгеля» (А. Некрасова)

711

МОЖНО ПОСПОРИТЬ

Задача на литературную тему, фигурируют персонажи из трилогии о Незнайке (Н. Н. Носова)

717

АКТУАЛЬНО

Профориентационная задача (садовник)

731

АКТУАЛЬНО

Профориентационная задача (рабочий)

732

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (в кафе)

741

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (автомобиль)

749

МОЖНО ПОСПОРИТЬ

Задача на литературную тему, сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (А. Н. Толстого)

750

МОЖНО ПОСПОРИТЬ

Задача на литературную тему, сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (А. Н. Толстого)

753

НЕАКТУАЛЬНО

Бытовая задача (в магазине)

754

АКТУАЛЬНО

Профориентационная задача (дорожное строительство)

766

НЕАКТУАЛЬНО

Профориентационная задача (фермер)

782

АКТУАЛЬНО

Профориентационная задача (тракторист)

783

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (еда)

784

НЕАКТУАЛЬНО

Профориентационная задача (тракторист)

785

НЕАКТУАЛЬНО

Профориентационная задача (фермер)

795

МОЖНО ПОСПОРИТЬ

Задача на географическую тему (водохранилища)

814

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (на покупки)

839

АКТУАЛЬНО

Про школьную жизнь

857

АКТУАЛЬНО

Про школьную жизнь

870

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (грузоперевозки)

871

МОЖНО ПОСПОРИТЬ

Задача на литературную тему, фигурирует фольклорный персонаж Баба-Яга

872

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (по воде)

873

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (по воде)

874

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (по воде)

875

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (по воде)

876

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (по воде)

877

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (по воде)

878

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (собирательство грибов)

879

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (туристы)

880

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (покупки)

881

МОЖНО ПОСПОРИТЬ

Задача на географическую тему (пустыни)

882

МОЖНО ПОСПОРИТЬ

Задача на географическую тему (моря), задача содержит недостоверную информацию

883

МОЖНО ПОСПОРИТЬ

Задача на литературную тему, фигурирует персонаж барон Мюнхаузен

884

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (в столовой)

885

АКТУАЛЬНО

Профориентационная задача (шахтер)

886

АКТУАЛЬНО

Профориентационная задача (фермер)

905

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (по воде)

906

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (бассеин)

907

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (покупки)

922

МОЖНО ПОСПОРИТЬ

Задача на литературную тему, повесть «Приключения капитана Врунгеля» (А. Некрасова)

923

МОЖНО ПОСПОРИТЬ

Задача на литературную тему, повесть «Приключения капитана Врунгеля» (А. Некрасова)

924

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (покупки)

925

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (туристы)

934

МОЖНО ПОСПОРИТЬ

Задача на историческую тему (о старинных мерах)

935

МОЖНО ПОСПОРИТЬ

Задача на историческую тему (о старинных мерах)

936

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (велосипед)

937

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (по воде)

938

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (поезда)

939

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (автомобили)

940

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (автомобиль)

941

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (пешеход)

950

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (по воде)

951

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (по воде)

956

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (на покупки)

957

МОЖНО ПОСПОРИТЬ

Задача на литературную тему, сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (А. Н. Толстого)

959

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (коллекционирование)

961

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (пешеход)

982

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (пешеход)

983

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (на покупки)

984

АКТУАЛЬНО

Задача на литературную тему, сказочный герой Алладин

985

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (сельское хозяйство)

991

НЕАКТУАЛЬНО

Бытовая задача (на покупки )Стоимость не отвечает современным расценкам.

992

НЕАКТУАЛЬНО

Бытовая задача (хозяйство)

993

НЕАКТУАЛЬНО

Профориентационная задача (птицеферма)

1004

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (корабли)

1005

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (пешеходы)

1006

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (поезда)

1007

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (всадники)

1008

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (велосипедист)

1009

НЕАКТУАЛЬНО

Задача на литературную тему, сказочный герой кот Леопольд. В задаче присутствуют нелогичные условия

1010

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (по воде)

1011

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (по воде)

1017

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (насосы)

1018

НЕАКТУАЛЬНО

Задача на литературную тему В задаче присутствуют нелогичные условия

1019

НЕАКТУАЛЬНО

Про школьную жизнь В задаче присутствуют нелогичные условия

1020

АКТУАЛЬНО

Профориентационная задача (ремонт дороги)

1026

АКТУАЛЬНО

Про школьную жизнь

1028

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (по воде)

1043

АКТУАЛЬНО

Про школьную жизнь

1044

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (автомобили)

1045

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (на покупки)

1048

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (возраст)

1050

МОЖНО ПОСПОРИТЬ

Задача на литературную тему, фигурирует персонажи из сказки «Белоснежка и 7 гномов»

1071

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (на покупки)

1072

МОЖНО ПОСПОРИТЬ

Задача на литературную тему, фигурирует фольклорный персонаж Илья Муромец

1073

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (хозяйсвто)

1075

НЕАКТУАЛЬНО

Задача о России, содержит неактуальные данные

1076

НЕАКТУАЛЬНО

Задача о Росссии, содержит неактуальные данные

1077

АКТУАЛЬНО

Задача на историческую тему

1078

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (хозяйство)

1079

АКТУАЛЬНО

Экономическая задача

1083

АКТУАЛЬНО

Экономическая задача

1084

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (потребление)

1085

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (по воде)

1086

МОЖНО ПОСПОРИТЬ

Задача на литературную тему, фигурируют фольклорные персонажи-злодеи (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и Соловей-разбойник).

1087

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (хозяйство)

1089

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (хозяйство)

1090

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (автомобиль)

1105

МОЖНО ПОСПОРИТЬ

Задача на литературную тему, сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (А. Н. Толстого)

1106

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (собирательство)

1108

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (туристы)

1109

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (деревья)

1110

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (ремонт)

1111

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (садоводство)

1112

АКТУАЛЬНО

Про школьную жизнь

1113

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (на покупки)

1114

АКТУАЛЬНО

Про школьную жизнь

1115

АКТУАЛЬНО

Бытовая задача (садоводство)

1118

АКТУАЛЬНО

Задача про Россию (Кремль)

1119

АКТУАЛЬНО

Задача про Россию (Кремль)

1120

АКТУАЛЬНО

Задача на движение (по воде)

        

Приложение 2.

АНКЕТА

  1. Нравится ли тебе решать задачи по математике?

                    - Нет                                                       - Да

2.    Если Нет, то почему?        2. Если  Да, то почему?

-  не умею их решать.                                                    - это легко, если читать внимательно.

- не  понимаю содержание теста задачи.                     - близко к жизненным ситуациям.

- они скучные,  неинтересные, сложные.                    - основываюсь на своем опыте.

- не могу определить какие действия выполнять.     - просто запомнил что и когда надо делать.

  3. Какие задачи тебе понятнее по содержанию:

  -  На движение

  -  На работу

  - На покупки

  - На геометрические фигуры

  Свой ответ_______________________________________________________

  1. Хотел бы ты, чтобы в учебнике было больше современных задач?

                    - Нет                                 - Да                           - Не знаю

  1. Интересно ли тебе составлять  задачи самому, с тем сюжетом, который тебе интересен?

             - Нет                                 - Да                           - без разницы